В соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года «О государственной статистике», а также с подпунктом 258) пункта 17 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Методику по формированию показателей статистики туризма.
2. Управлению статистики услуг и энергетики совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) направление в печатном и электронном виде в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
3. Управлению статистики услуг и энергетики Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан довести настоящий приказ до структурных подразделений и территориальных органов Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан для руководства и использования в работе.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Орунханов К.К.).
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель
Комитета по статистике
Министерства национальной
экономики Республики Казахстан Н. Айдапкелов
Утверждена
приказом Председателя
Комитета по статистике
Министерства национальной экономики
Республики Казахстан
от 16 сентября 2016 года № 212
Методика по формированию показателей статистики туризма
Глава 1. Общие положения
1. Методика по формированию показателей статистики туризма (далее - Методика) относится к статистической методологии, утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 марта 2015 года «О государственной статистике» (далее – Закон).
2. Целью Методики является разработка единых подходов по формированию статистических показателей по туризму и обеспечению согласованности и сопоставимости государственной статистики с общепринятыми международными стандартами, классификациями и методами.
3. В настоящей Методике используются следующие определения:
1) туристские расходы – сумма, затрачиваемая на приобретение потребительских товаров и услуг, а также других ценностей для собственного пользования или передачи другим лицам при подготовке к туристской поездке и в ее ходе. В них включаются расходы, оплачиваемые самими туристами, а также расходы, оплачиваемые или возмещаемые другими лицами;
2) расходы, относящиеся к внутреннему туризму – туристские расходы на территории страны, резидентом которой является турист;
3) расходы, относящиеся к въездному туризму – туристские расходы на территории страны, резидентом которой турист не является;
4) расходы, относящиеся к выездному туризму – туристские расходы за пределами страны, резидентом которой является турист;
5) туристское посещение – пребывание в месте, посещаемом во время туристской поездки;
6) туристская поездка – поездка туриста, за исключением поездки с целью трудоустройства.
Глава 2. Формирование показателей статистики туризма
Параграф 1. Основные критерии по определению сферы
статистики туризма
4. Туризм охватывает путешествие физических лиц продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года с любой целью, но не связанных с оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
5. Внутренний и международный (въездной и выездной) турист, совершающий туристскую поездку, называется соответственно внутренним и международным (въездным и выездным) туристом.
6. Турист (внутренний, въездной или выездной) классифицируется как ночующий турист, если его (ее) поездка включает ночевку, или как однодневный турист (или экскурсант).
7. Поездка, рассматриваемая как туристская поездка, отвечает следующим требованиям:
1) пересечение административных границ (однодневные посещения и поездки с ночевками), посещения вне области (города).
Критерий «пересечение административных границ» используется для исключения из туризма все перемещения в пределах области (это как часть обычной среды);
2) пребывание не более 12 месяцев (если человек живет более 12 месяцев – это местный житель или резидент, живущий в этой местности);
3) отсутствие оплачиваемой деятельности в стране (месте) временного пребывания. Это введено для исключения людей, участвующих в сезонных работах, постоянно приезжающих на работу.
8. Посещение не обязательно должно быть с ночевкой, для квалифицирования его как туристское посещение. Также понятие посещения предполагает остановку. Въезд в какой-либо географический район без остановки в нем не считается посещением этого района.
9. Длительность поездки делится по разным посещаемым местам во время одной поездки. Для критерия длительности рассматривается только время, проведенное в пункте назначения, а не время, проведенное для достижения посещаемого места (и возвращения из него).
10. Из категории туристов исключаются следующие лица:
1) регулярно пересекающие государственную (или административную) границу для работы в стране (или регионе), не являющейся местом их постоянного проживания («приграничные работники»);
2) работающие по краткосрочному трудовому договору в стране (или регионе), иной чем страна (регион) их постоянного проживания (сезонные работники в сельском хозяйстве, строительстве, гостиничном и ресторанном хозяйстве и других сферах услуг, а также другие работники), имеющие или не имеющие формальный трудовой договор.
11. Беженцы или перемещенные лица без определенного места жительства не являются туристами, так как место их пребывания считается их обычной средой.
12. Туристские поездки классифицируются по основным целям и делятся на поездки по личным целям и на поездки по деловым и профессиональным целям.
13. Различаются следующие виды туризма:
1) внутренний туризм, включающий туризм в пределах рассматриваемой страны постоянно проживающего в ней туриста в рамках либо внутренней туристской поездки, либо выездной туристской поездки;
2) международный туризм (въездной туризм, включающий туризм не проживающего в рассматриваемой стране туриста в пределах данной страны во время въездной туристской поездки и выездной туризм, включающий туризм постоянно проживающего в рассматриваемой стране туриста за пределами данной страны в рамках либо выездной туристской поездки, либо внутренней туристской поездки).
14. Для определения потоков выездных туристов используют один из следующих трех методов или их сочетание:
1) применение въездной/выездной карточки;
2) проведение особого обследования на границе;
3) организация наблюдения по результатам обследования домашних хозяйств.
В последнем случае сбор информации о выездных поездках обычно производится одновременно со сбором информации о внутренних поездках.
15. При формировании количества туристов по въездному и выездному туризму используется данные административного источника по пересекшим границу резидентам и нерезидентам, включая разбивку по целям поездок. При учете потока въездных туристов из данных административного источника исключаются лица, прибывшие на постоянное место жительство и на работу.
16. Количество обслуженных туристов по внутреннему туризму формируется по данным общегосударственных статистических наблюдений мест размещения, санаторно-курортных учреждений и данных административных источников по количеству туристов на особо охраняемых природных территориях.
Общегосударственным статистическим наблюдением мест размещения охватываются предприятия и индивидуальные предприниматели с видом экономической деятельности «Предоставление услуг по организации проживания».
17. Информационной основой для проведения обследований по местам размещения служит статистический бизнес-регистр. СБР включает в себя информацию о зарегистрированных на территории Республики Казахстан индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, их обособленных подразделениях.
18. Учет туристов санаторно-курортных учреждений ведется на основе общегосударственного статистического наблюдения деятельности санаторно-курортных организаций.
19. По данным общегосударственных статистических наблюдений по отрасли «Культура» формируется информация по количеству туристов, посетивших кинотеатры, театры, цирки.
Глава 3. Методы расчета показателей по статистике туризма
Параграф 1. Методы расчетов коэффицента заполняемости
по местам размещения
20. Заполняемость номеров рассчитывается двумя методами. Первый метод учитывает номера и отраженное в отчете количество дней, когда номер занят. Второй метод учитывает дни и отраженное в отчете количество номеров, которые были заняты.
По первому методу осуществляется расчет заполняемости по местам размещения с точки зрения числа номеров:
где:
ORBR – коэффициент заполняемости номеров;
rdoi (занятые номера-дни) – количество дней, в течение которого номер i занят в отчетный период;
RDAi (имеющиеся номера-дни) – количество дней, в течение которого номер i доступен в отчетном периоде;
i – нумерация номеров (порядковые номера от 1 до n);
n – общее число имеющихся номеров в заведении размещения.
По второму методу рассчитывается заполняемость по местам размещения с точки зрения дней:
где:
ORBR – коэффициент заполняемости номеров;
rodi (занятые номера в день) – количество номеров, занятые (используются) в день i;
RADi (имеющиеся номера в день) – количество номеров, доступные в день i;
i – нумерация дня (порядковый номер от 1 до n);
n – общее количество дней за отчетный период.
21. Заполняемость койко-мест за отчетный период определяется делением общего количества предоставленных койко-мест (в том числе и предоставленные дополнительные койки-места) в течение отчетного периода на произведение общего количества имеющихся койко-мест (за исключением дополнительных коек) и дней функционирования места размещения за отчетный период. Подобно случаю с заполняемостью номеров, существует следующие два метода расчета заполняемости койко-мест:
По первому методу осуществляется расчет заполняемости по местам размещения с точки зрения числа койко-мест:
где:
ORBP – коэффициент заполняемости койко-мест;
ONS (ночевки) – количество остановок с ночевками в течение отчетного периода;
BDAi (койко-дни) – количество дней, в течение которых койка i (за исключением дополнительных коек) доступна в отчетном периоде;
i – номер койко-места (порядковые номера от 1 до n);
n – общее количество коек в заведении (за исключением дополнительных коек).
По второму методу рассчитывается заполняемость по местам размещения с точки зрения дней:
где:
ORBP – коэффициент заполняемости койко-мест;
ONS (ночевки) – количество остановок с ночевками в течение отчетного периода;
BADi (имеющиеся койки в день) – количество коек (за исключением дополнительных коек), доступные в день i;
i – номер дня (порядковый номер от 1 до n);
n – общее количество дней за отчетный период.
Коэффициенты обычно рассчитываются с точностью одной десятичной цифры.
Параграф 2. Методы расчетов показателей при проведении
выборочного обследования туристов
22. Интенсивность прибытий определяется как количество туристов приходящегося на 1 жителя страны (региона). Интенсивность прибытий оценивается в процентах (в расчете на 100 человек населения принимающей страны). По регионам и группам стран этот показатель существенно отклоняется от среднемирового значения.
Аналогичным образом определяется интенсивность убытий. Выезд оценивается в процентах (на 100 жителей страны выезда), так как это показывает, какая часть населения (региона) выезжает.
23. Показатель «количество туристов (внутреннего и въездного туризма) в расчете на 1000 жителей» является расчетным показателем и определяется как отношение количества туристов (внутреннего и въездного туризма) за отчетный год к среднегодовой численности населения (в расчете на 1000 жителей):
где:
Кn - количество туристов (внутреннего и въездного туризма) в расчете на 1000 жителей;
К - количество туристов (внутреннего и въездного туризма) за отчетный год;
Ns - среднегодовая численность населения, человек.
24. Показатель «темп роста количества туристов (внутреннего и въездного туризма), %» определяется как отношение количества туристов (внутреннего и въездного туризма) за отчетный период к предыдущему периоду, в процентах и рассчитывается по формуле:
К
A = ------ * 100,
B
где:
A – темп роста количества туристов (внутреннего и въездного туризма), %;
К – количество туристов (внутреннего и въездного туризма) за отчетный период;
B - количество туристов (внутреннего и въездного туризма) за предыдущий период.
Параграф 3. Методы расчетов показателей по количеству въездных
туристов с использованием административных данных и данных
выборочных обследований
25. Данные административного источника не обеспечивают разбивку количества въездных туристов на низком уровне детализации, который представляет интерес для пользователей (по целям поездок, тип туристов, видам транспорта и по местам размещения). Для этого используются результаты выборочных обследований въездных туристов на контрольно-пропускных пунктах.
Данная процедура основана на расчете средних значений по данным выборочных обследований и их использования относительно данных административного источника по въездным туристам.
Данные средних значений статистического выборочного обследования используются для разбивки генеральной совокупности по типу туристов (ночующие и однодневные посетители) и по целям поездок. Для того, чтобы рассчитать общее количество ночей или дней проведенных туристами, общие расходы туристов, высчитывается среднее значение продолжительности ночей, дней и расходов на основе результатов выборочных обследований и эти средние показатели применяются к генеральной совокупности въездных туристов.
26. Первоначально, по данным выборочных обследований определяется процентное соотношение ночующих и однодневных туристов от общего количества въездных туристов:
В
A = ----- * 100,
С
где:
A – доля ночующих (однодневных) туристов, %;
В – количество ночующих (однодневных) туристов, человек;
С – общее количество въездных туристов, человек.
Применяя полученные проценты рассчитываются количество ночующих и однодневных туристов в генеральной совокупности въездных туристов за аналогичный период:
К= Д * А/100,
где:
К – количество ночующих (однодневных) въездных туристов в генеральной совокупности, человек;
Д – общее количество въездных туристов (генеральная совокупность), человек;
А – доля ночующих (однодневных) туристов, %.
Аналогично определяются процентные соотношения количества ночующих туристов по целям поездки, по местам размещения, по количеству проведенных ночей и дней по целям поездки, количества въездных туристов по видам используемого транспорта, по количеству проведенных дней по данным выборочного обследования. Полученные проценты применяются к соответствующей категории въездных туристов генеральной совокупности.
27. Количество проведенных дней в поездке равняется сумме количества туристов и количества проведенных ими ночей.
28. Для измерения вклада туризма в экономику учитывается количество израсходованных денежных средств в поездке.
В расходы, относящиеся к въездному туризму, включаются только приобретения, которые осуществляются в рамках страны посещения.
Для определения расходов въездных туристов в генеральной совокупности рассчитывается средний расход одного въездного туриста по целям поездки по данным выборочных обследований:
Р
Ср = ------,
Кn
где:
Ср – средний расход одного въездного туриста по целям поездки, тыс.тенге;
Р – общее количество расходов въездных туристов по целям поездки по данным выборочных обследований, тыс.тенге;
Кn – количество въездных туристов по целям поездки по данным выборочных обследований, человек.
Рассчитанный средний расход одного въездного туриста умножается на количество въездных туристов по целям поездки генеральной совокупности.