Об утверждении Методики построения индексов цен производителей в промышленности

Приказ Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 31 мая 2016 года № 98. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 июня 2016 года № 13845

Действующий

      В соответствии с подпунктом 5) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 19 марта 2010 года «О государственной статистике» и подпунктом 258) пункта 17 Положения о Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 24 сентября 2014 года № 1011, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Методику построения индексов цен производителей в промышленности.
      2. Управлению статистики цен совместно с Юридическим управлением Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) направление в печатном и электронном виде в течение пяти рабочих дней со дня получения зарегистрированного приказа в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» для включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
      4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсах Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
      3. Управлению статистики цен Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан довести настоящий приказ до структурных подразделений и территориальных органов Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан для руководства и использования в работе.
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего заместителя Председателя Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (Джаркинбаев Ж.А.).
      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Председатель
      Комитета по статистике
      Министерства национальной экономики
      Республики Казахстан                       Н. Айдапкелов

Утверждена приказом        
Председателя Комитета по статистике
Министерства национальной экономики
Республики Казахстан        
от 31 мая 2016 года № 98     

Методика построения индексов цен производителей в
промышленности

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящая Методика построения индексов цен производителей в промышленности (далее – Методика) относится к статистической методологии, формируемой в соответствии с международными стандартами и утверждаемой в соответствии с Законом Республики Казахстан от 19 марта 2010 года «О государственной статистике» (далее – Закон).
      2. В настоящей Методике используются понятия в значениях, определенных в Законе, и следующие определения:
      1) агрегирование – объединение экономических показателей низкого уровня в более крупные совокупности на всех последующих уровнях;
      2) базисный период цен – период, за который цены указываются в знаменателе соотношений цен в расчетах элементарных агрегатов;
      3) регистрация цен – метод сбора информации об уровне цен на товары, продукцию, услуги, проводимый по выборочной репрезентативной совокупности базовых объектов;
      4) базовый объект – юридическое лицо, отобранное для наблюдения и регистрации в нем цен;
      5) классификация – разделение множества объектов на группы по сходству или различию в соответствии с принятыми признаками;
      6) спецификация – описание или перечень характеристик, которые используются для идентификации отдельного товара (услуги), отбираемого для регистрации цен;
      7) вес индекса – это величина, отражающая значимость каждого индивидуального элемента в их общей совокупности;
      8) товар (услуга)-представитель – определенный вид товара (услуги) в товарной группе, который отличается незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров (услуг) и однородны по своему назначению;
      9) цена предприятия-производителя – цена единицы реализуемой продукции в момент ее выхода из «ворот предприятия» без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, торговой и сбытовой наценки, транспортных и других расходов, связанных с движением продукции от производителя к покупателю;
      10) промышленное предприятие – юридическое лицо или его структурное подразделение, занимающееся добычей и производством промышленной продукции, оказанием промышленных услуг;
      11) базисный период весов – период, стоимостные показатели за который служат информационной основой для определения весовых составляющих индексов цен;
      12) взвешивание – процедура, применяемая в индексных расчетах для получения сводных показателей и обеспечивающая соизмеримость разных товаров, непосредственно не поддающихся суммированию;
      13) схема взвешивания – совокупность весов конкретных видов продукции, товаров, услуг, определенная по всем степеням агрегации согласно стандартной классификации;
      14) цена приобретения – цена конкретного вида продукции (услуги) производственно-технического назначения с учетом налога на добавленную стоимость, транспортных, торгово-сбытовых, посреднических и других расходов;
      15) выборка – отдельные позиции из утвержденных классификаторов, номенклатур и справочников, используемые при сборе и обработке статистических данных.
      3. Настоящая Методика определяет основные аспекты и методы общегосударственного статистического наблюдения за уровнем цен производителей в промышленности, отбора обследуемых выборочных совокупностей, формирования весовых составляющих и расчета индексов цен различного уровня агрегирования.
      4. Настоящая Методика применяется Комитетом по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – Комитет) и его территориальными органами при проведении общегосударственных статистических наблюдений за ценами предприятий-производителей на промышленную продукцию (товары, услуги), ценами приобретения продукции производственно-технического назначения промышленными предприятиями и при построении индексов цен производителей в промышленности.
      5. Методика разработана с учетом принципов и рекомендаций «Руководства по индексу цен производителей: теория и практика», подготовленного Международной организация труда, Международным Валютным Фондом, Организацией экономического сотрудничества и развития, Статистическим бюро Европейских сообществ, Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций и Всемирным банком. Совершенствование Методики предусмотрено в рамках проекта «КАЗСТАТ: Проект по укреплению национальной статистической системы», с учетом изучения опыта европейских стран в области статистики цен производителей в промышленности.
      6. Индексы цен производителей в промышленности характеризуются следующей совокупностью статистических показателей:
      1) индекс цен предприятий-производителей промышленной продукции (товаров, услуг) (далее – индекс цен производителей);
      2) индекс цен приобретения продукции производственно-технического назначения промышленными предприятиями (далее – индекс цен приобретения);
      3) цены предприятий-производителей на промышленную продукцию (далее – цены производителей);
      4) цены приобретения продукции производственно-технического назначения промышленными предприятиями (далее – цены приобретения).
      Индекс цен производителей характеризует изменение цен на готовую продукцию, произведенную промышленными предприятиями, и оказанные ими услуги производственного характера.
      Цены производителей помимо непосредственно ценового фактора складываются под влиянием многообразных ассортиментных, структурных сдвигов, изменения доли производства товаров в различных организациях и с различным уровнем цен, их сезонных колебаний и других.
      Целью построения индекса цен производителей является измерение средней величины изменения цен на продукцию, услугу, в момент их реализации. Индекс цен производителей отслеживает динамику цен в разрезе видов продукции, услуг, произведенной на различных стадиях. Темп изменения индекса цен производителей по видам продукции рассматривают как начальную величину потенциальной инфляции в оптовой или розничной торговле.
      Индекс цен производителей используется при:
      1) дефлятировании основных агрегатов Системы национального счетоводства;
      2) учете текущей стоимости и исчисления индексов физического объема промышленного производства;
      3) формировании производных статистических показателей и их отдельных компонентов другими отраслями статистики: коэффициенты переоценки основных фондов, индексы цен на оборудование в составе элементов технологической структуры строительного производства и других;
      4) осуществлении экономического мониторинга, прогнозирования, сопоставлений, проводимых государственными органами и международными организациями.
      Индекс цен приобретения характеризует изменение цен на продукцию производственно-технического назначения, необходимую промышленным предприятиям для производственного процесса и приобретаемые ими.
      Цены приобретения формируются под влиянием инфляционных изменений и таких факторов, как ассортиментные и структурные сдвиги, изменение соотношения доли различных видов товаров, нерегулярность их приобретения, изменение условий приобретения, сезонные колебания спроса и других.
      Целью построения индекса цен приобретения является измерение средней величины изменения цен на продукцию производственно-технического назначения в момент ее приобретения, в которой учитываются цены на продукцию (товары) и услуги, закупленные промышленными предприятиями в качестве промежуточных продуктов, как внутреннего производства, так и импортируемых. Промежуточный продукт представляет собой производственный ресурс, который используется одним заведением или производственной единицей, но является готовой продукцией, выпущенной другим заведением.
      Индекс цен приобретения отслеживает динамику цен на продукцию производственно-технического назначения, потребляемую в различных видах экономической деятельности.
      Построение индекса цен приобретения, наряду с индексом цен производителей отвечает потребностям Системы национальных счетов в целях определения основных агрегатов (для расчета валового накопления, переоценки запасов материальных и оборотных средств). Данные об изменении этих цен используются для анализа прибыли и соотношения динамики цен на факторы производства и готовую продукцию.

Глава 2. Охват и система классификации

      7. Индекс цен производителей охватывает операции по производству или переработке внутри страны продукции, услуг, оцениваемых в рыночных ценах, в независимости от дальнейшей их реализации на внутреннем рынке или за пределы страны.
      Индекс цен приобретения учитывает операции по приобретению промышленными предприятиями основных групп продукции производственно-технического назначения по каналам их приобретения – внутри страны и за пределами страны.
      8. Индексы цен производителей в промышленности формируются по регионам. Для их построения обследуются все регионы республики независимо от специализации промышленного производства региона и доли в объеме валового внутреннего продукта (далее – ВВП). Региональные индексы цен учитывают особенности рынка промышленного производства территории и отражают межрегиональные различия в динамике цен на однородные разновидности товаров. Территориальный охват предусматривает учет базовых объектов по месту их нахождения – в городской и сельской местности, столице, городах республиканского, областного или районного значения.
      9. Статистическими единицами наблюдения при построении индексов цен производителей в промышленности выступают единицы, производящие готовую продукцию (оказывающие промышленные услуги), и принимающие решения в отношении всех производственных операций. К ним не относятся вспомогательные, сбытовые или административные единицы.
      10. Индексы цен производителей в промышленности отражают изменения цен на производство и приобретение продукции, услуг у единиц, работающих в том или ином классе промышленной деятельности в соответствии с «Общим классификатором видов экономической деятельности» (далее – ОКЭД), разработанным и утвержденным в соответствии с Законом Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года «О техническом регулировании» (далее – Закон о техрегулировании).
      11. В соответствии с ОКЭД промышленная деятельность классифицируется в секциях B «Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров», С «Обрабатывающая промышленность», D «Электроснабжение, подача газа, пара и воздушное кондиционирование», E «Водоснабжение, канализационная система, контроль над сбором и распределением отходов».
      12. Для детализации видов продукции, услуг применяется «Статистический классификатор промышленной продукции (товаров, услуг)» (далее – СКПП) и для индекса цен приобретения «Статистический классификатор продукции (услуг) сельского, лесного и рыбного хозяйства» (далее – СКПСХ), разработанные и утвержденные в соответствии с Законом о техрегулировании.
      13. Для согласованности и сопоставимости индекса цен производителей на международном уровне используется классификация по основным промышленным группировкам, согласно которой производимая продукция учитывается в зависимости от конечного предназначения: капитальные товары, промежуточные товары, энергия, товары краткосрочного и длительного пользования.
      14. Для обеспечения ценовой оценки операций, ориентированных на удовлетворение промежуточного и конечного спроса продукция, услуги учитываются как:
      1) первичные продукты, промежуточные продукты и конечные продукты в соответствии с их местом в производственной цепочке в составе индекса цен производителей;
      2) сырье, включая природные ресурсы, материалы, покупные полуфабрикаты, конструкции и детали, комплектующие изделия, топливо, энергия, работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями, прочие материалы в составе индекса цен приобретения.
      На основе классификаций ОКЭД, СКПП, СКПСХ и с учетом специализации промышленного производства каждого региона формируются выборки продукции, товаров, материально-технических ресурсов, являющиеся основой общегосударственного статистического наблюдения за ценами производителей в промышленности и составляющие структуру их индексов.
      Источником информации об изменении цен на экспортируемую, импортируемую промышленную продукцию, товары, учитываемые в составе индексов цен производителей в промышленности, служат данные общегосударственного статистического наблюдения за уровнем цен внешней торговли. Учет экспортируемых и импортируемых товаров в составе индексов цен производителей отвечает потребностям использования индексов цен в целях дефлятирования ВВП.

Глава 3. Формирование выборочной совокупности

Параграф 1. Выборка базовых объектов

      15. Общегосударственные статистические наблюдения за ценами предприятий-производителей на промышленную продукцию (товары, услуги) и ценами приобретения продукции производственно-технического назначения промышленными предприятиями осуществляются по выборочной совокупности базовых объектов, продукции (товаров, услуг).
      16. Выборочная совокупность базовых объектов составляется с учетом географического, отраслевого охвата и особенностей рынка. Генеральной совокупностью для составления выборок базовых объектов выступают данные статистического бизнес-регистра.
      17. Выборки базовых объектов создаются комбинированием методов сплошного и выборочного наблюдения, применяемых в зависимости от обследуемого вида экономической деятельности и размерности промышленных предприятий по численности занятых в них.
      Сплошным наблюдением охватываются крупные и средние промышленные предприятия горнодобывающих отраслей, промышленные предприятия, относящиеся к сфере естественных монополий, и промышленные предприятия, специализирующиеся на оказании услуг производственного характера.
      При отборе крупных и средних промышленных предприятий обрабатывающей отрасли используется выборочный метод наблюдения, основанный на «стоимости произведенной продукции и оказанных услуг». Малые предприятия подключаются когда выпускаемые ими товары являются основой формирования экономических показателей в целом по виду экономической деятельности.
      18. При отборе базовых объектов учитываются:
      1) масштабность – охват объектов всех типов и различных форм собственности;
      2) географическая репрезентативность – представительность объектов, расположенных в разных районах территории наблюдения;
      3) типичность – учет объектов с практически равными условиями работы по технологическому процессу и используемому сырью, характерные для данного вида экономической деятельности.
      19. В качестве основы выборки базовых объектов для индекса цен приобретения используется выборка базовых объектов для индекса цен производителей. Для индексов цен приобретения, при отборе базовых объектов, дополнительно учитывается регулярность приобретения конкретной группы продукции производственно-технического назначения в определенном виде экономической деятельности в течение отчетного года.
      20. Оптимальный объем выборки достигается при отборе базовых объектов с максимально возможным охватом основных групп продукции, материально-технических ресурсов, определенных для общегосударственного статистического наблюдения. Одним из условий, определяющих качество выборки, является включение в ее состав объектов, имеющих относительно устойчивые связи с поставщиками. Участие базовых объектов с постоянно меняющимися условиями реализации продукции и приобретения продукции производственно-технического назначения затрудняет получение сопоставимой информации о ценах.

Параграф 2. Отбор продукции, услуг для индекса цен
производителей

      21. Выборочная совокупность продукции (товаров, услуг) для наблюдения за ценами предприятий-производителей промышленной продукции формируется поэтапно и на каждом этапе используется определенный метод отбора.
      22. Первый этап состоит в изучении макроструктуры промышленного производства республики. Он предусматривает крупное деление продукции, услуг на максимально возможное количество страт (отделы, группы, классы, виды, подвиды, позиция в подвиде) в отдельно взятом разделе экономической деятельности. Из каждого отдела с использованием метода основного массива выбираются группы, классы, затем виды продукции, услуг, с преобладающим удельным весом суммарного выпуска в общей структуре.
      23. Второй этап – отбор подвидов в видах, определенных к наблюдению с применением «цензового метода». Цензом выступает региональная представительность, разнообразие и ассортимент продукции, позволяющие судить о степени комплектности. Включаются однородные (гомогенные) подвиды продукции, услуг, конкретизированные по определенным признакам, свойствам, спецификациям и выполняющим функциям.
      На последнем этапе в составе отобранных подвидов продукции осуществляется отбор конкретных позиций в подвиде продукции, услуг. Используются различные методы отбора в зависимости от особенностей подвида: значимости в группе, широты ассортимента, подвижности товаров на рынке, сезонности их производства и других. Стратегические товары, составляющие основу объема промышленного производства и экспорта страны, и виды услуг сферы естественных монополий обследуются сплошным методом. По видам продукции массового спроса (потребительские товары) отбор производится методом основного массива, критерием является степень преобладания продукции, услуги в общем объеме группы.
      24. На основе отобранных конкретных позиций в подвиде продукции, услуг формируются региональные наборы, отражающие специализацию промышленного производства и оказываемых услуг каждого из регионов.
      25. Формирование регионального набора осуществляется поэтапно. Региональный набор отбирается с учетом дальнейшего формирования выходных показателей в целом по региону по произведенной продукции и оказанным услугам.
      Первоначально выбирается максимально возможное количество широких страт продукции, услуг, производимых (оказываемых) базовыми объектами. Отбор позиций в подвиде продукции, услуг производится с учетом назначения изделия, вида используемого сырья, гомогенности продукции и услуг внутри страты и идентичности единиц их измерения.
      На втором этапе к каждой отобранной позиций в подвиде продукции, услуг в товарной группе для целей регистрации цен совместно с работниками базовых объектов подбираются конкретные товары (услуги)-представители и составляются подробные спецификации.
      26. Основным принципом отбора товаров для регистрации цен является их представительность для характеристики динамики цен по товарным группам, видам экономической деятельности субъекта и республики в целом.
      Подбор товаров (услуг)-представителей осуществляется с соблюдением следующих критериев:
      1) производство базовыми объектами в течение продолжительного времени и предназначение для рыночной реализации;
      2) реализация на постоянной основе основным типам потребителей при одинаковых условиях продажи;
      3) наличие неизменных качественных параметров и аддитивных единиц измерения;
      4) доступность с точки зрения сбора информации и характерность их ценового изменения для групп продукции, услуг, не отобранных для ценового наблюдения.
      27. При невозможности отбора конкретной разновидности товара (услуги)-представителя с неизменными качественными параметрами используется подход составления «типичной модели» для учета изменения цен на нее. Под «типичной моделью» понимается товар (услуга)-представитель с условно заданными параметрами, наиболее типичными (распространенными) для выпуска данного товара (услуги).
      28. Отбор товаров (услуг)-представителей производится с учетом различного диапазона ценовых котировок. Для определения репрезентативной средней цены соблюдается минимальная вариация цен внутри одной товарной группы. По каждому виду, подвиду продукции, услуги регионального набора отбираются 3-5 наиболее представительных товаров, услуг.
      В качестве критерия репрезентативности отобранных для регистрации товаров служит показатель их удельного веса в общем выпуске. Для обеспечения репрезентативности в совокупности стоимость отобранных товаров (услуг)-представителей составляет не менее 70 процентов от стоимости общего объема данного вида продукции, выпускаемой предприятием или оказанных услуг (в среднегодовых ценах за предыдущий год).
      29. В течение года включаются новые товары (услуги)-представители внутри вида, подвида продукции (услуги), являющиеся перспективными для промышленного производства базового объекта. Подключаются товары (услуги)-представители, имеющие близкие по характеристикам спецификации и незначительно отличающиеся по уровню цены от представителей, образующих товарную группу.
      30. Для учета изменений конъюнктуры промышленного производства региона ежегодно проводится ротация и актуализация набора товаров (услуг)-представителей. Из набора товаров (услуг)-представителей исключаются разновидности, потерявшие актуальность с сокращением объема производства, включаются разновидности, имеющие перспективу увеличения объемов производства, также осуществляется ротация путем замены одного вида товара (услуги)-представителя другим видом, близким по характеристике и ценовому ряду.
      Пересмотр регионального набора осуществляется одновременно с формированием базы взвешивания на предстоящий отчетный период.

Параграф 3. Отбор продукции производственно-технического
назначения для индекса цен приобретения

      31. Выборочная совокупность продукции производственно-технического назначения для наблюдения за ценами приобретения определяется в два этапа.
      На первом этапе централизованно по данным таблицы «Затраты – Выпуск» раздела «Промежуточное потребление» по каждому виду экономической деятельности отбираются производственные ресурсы, услуги, представляющие затраты на производство продукции. В наблюдение включаются основные группы и виды производственных ресурсов, услуг, определяющие структуру текущих затрат на производство продукции в данном виде экономической деятельности. Группы и виды производственных ресурсов, услуг пересматриваются по мере существенных изменений в структуре затрат и выпуска продукции.
      На втором этапе на региональном уровне группы и виды производственных ресурсов, услуг уточняются и детализируются конкретными видами продукции (товаров). Отбираются виды приобретаемых производственных ресурсов, услуг по укрупненным товарным группам без выделения марок, сортов, артикулов, приобретаемые у основных типов поставщиков. Производственные ресурсы и услуги, приобретаемые для производственного процесса, учитываются по виду экономической деятельности промышленного предприятия.
      32. Виды производственных ресурсов и услуг, приобретаемые базовыми объектами, отбираются согласно следующим критериям:
      1) использование производственных ресурсов для технологического процесса производства продукции. Ресурсы, используемые для освещения и отопления административных зданий, заправки служебных автомобилей или технического перевооружения, модернизации производства в ценовое обследование не включаются;
      2) приобретение производственных ресурсов «на стороне», а не в другом подразделении базового объекта;
      3) обязательный учет фактора гомогенности приобретаемых ресурсов. Производственные ресурсы, отобранные для наблюдения, однородны и обладают одними и теми же свойствами.
      Не включаются в ценовое обследование:
      1) сырье и материалы, закупаемые предприятиями 1-2 раза в год, за исключением случаев, когда нечастого приобретения отдельных видов продукции достаточно для процесса производства и использования в течение длительного времени;
      2) производственные ресурсы, приобретенные у «случайных» поставщиков и для выполнения разовых заказов на производство продукции или эксклюзивных образцов по очень высоким или очень низким ценам или по бартерному обмену, как не отражающие реальную их цену.
      33. Для учета структурных преобразований выборочной совокупности все ее элементы ежегодно в начале отчетного года пересматриваются посредством введения новых видов производственных ресурсов, услуг и исключения старых.
      Введение или исключение из наблюдения отдельных товаров-представителей или их видов производится в начале отчетного года, исходя из анализа приобретения их базовыми объектами в предыдущем году. Для включения в наблюдение нового вида товара или канала приобретения собирается информация о количестве его приобретения за предыдущий год и о цене приобретения за декабрь года, предшествующего отчетному.

Глава 4. Регистрация цен производителей в промышленности

Параграф 1. Принципы регистрации цен

      34. Регистрация цен осуществляется на ежемесячной основе согласно статистической форме общегосударственного статистического наблюдения – «Отчет предприятия-производителя о ценах на промышленную продукцию (товары, услуги) и ценах приобретения продукции производственно-технического назначения» (индекс 1-ЦП), утверждаемой в соответствии с подпунктом 8) статьи 12 Закона (далее – Форма).
      Основанием для заполнения Формы служат документы бухгалтерского учета: договора, платежные требования, накладные, доверенности, счета-фактуры, договора и другие документы.
      Для обеспечения чистоты ценового сравнения регистрация цен осуществляется за определенный период времени и соблюдается из месяца в месяц. Регистрация цен осуществляется на сопоставимые по своим качественным признакам, условиям реализации и приобретения, типам потребителей и другим свойствам виды товаров, услуг в течение отчетного года. Соблюдение принципа сопоставимости цен предполагает, что в каждом отчетном периоде в конкретном базовом объекте регистрируется цена на товар, аналогичный товару, цена которого была зарегистрирована в предыдущем периоде.
      35. Регистрация цен осуществляется в стандартной единице измерения. Стандартные единицы измерения согласуются с общей системой классификаций, используемых в статистике. В случаях, когда продукция имеет другую единицу измерения при реализации или приобретении, цены пересчитываются, а расфасовка является элементом спецификации товара-представителя.
      36. При регистрации цен принимаются меры по соблюдению конфиденциальности и использованию первичных статистических данных исключительно для статистических целей, гарантируемые действующим законодательством в области государственной статистики. Осуществляется проверка достоверности первичных статистических данных, их уточнение, проводится логический и визуальный контроль ценовой информации.
      При изменении цен на обследуемые товары, услуги указываются причины их изменения, в отдельных случаях для подтверждения достоверности первичных статистических данных одновременно со статистической формой представляется дополнительная информация: договора, платежные требования, накладные, счет-фактуры и иные документы бухгалтерского учета.
      Изменения цен, вызванные улучшением или ухудшением качества товара, услуги не учитываются при расчете индексов цен. При изменении технико-экономических параметров регистрируемого товара, услуги определяется, в какой мере изменение цен связано с изменением качества для применения корректировок на качество.

Параграф 2. Регистрация цен производителей

      37. Цены производителей регистрируются без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, торговой и сбытовой наценки, транспортных и других расходов, связанных с движением продукции от производителя к покупателю.
      При регистрации цен производителей учитываются подробные спецификации конкретных товаров (услуг)-представителей, условия поставки (оплаты) и типы потребителей.
      Спецификации товаров (услуг)-представителей составляются для обеспечения ценовой оценки на идентичные товары, услуги в последовательные периоды наблюдения и включают технические и качественные характеристики. При составлении спецификации учитываются элементы, оказывающие наибольшее влияние на уровень цены при их смене: объем поставки (крупная партия, мелкая партия), условия оплаты (предварительная, на момент поставки, через месяц), типы потребителей (население, промышленное предприятие, сельскохозяйственный товаропроизводитель) и другие.
      Спецификации товаров (услуг)-представителей остаются неизменными в течение отчетного года. При изменении спецификации, оказывающей существенное влияние на уровень цены, товар (услуга)-представитель учитывается как «новый».
      38. Регистрация цен по типам потребителей и условиям поставки позволяет исключить влияние факторов, связанных с изменениями условий продажи товаров или типов покупателей при расчете индексов цен. Базовые объекты осуществляют реализацию одного и того же вида товара разным потребителям по различным ценам, уровень и динамика цен также различаются при реализации продукции внутри республики и за ее пределами. Исходя из этого, регистрация цен осуществляется на наблюдаемые виды товаров по двум-трем основным типам потребителей. При частой смене типов потребителей в базовом объекте регистрация цен ведется по нескольким их типам. При незначительных расхождениях в уровнях цен регистрируется средняя цена, сложившаяся по нескольким типам потребителей. При сильном расхождении уровня цен по типам потребителей каждый из потребителей рассматривается как отдельный вид товара. При регистрации цен исключаются «случайные» потребители с очень низким или очень высоким уровнем цены, как не отражающие реальную динамику цен.
      39. Регистрация цен в отраслях с частой сменой ассортимента выпускаемой продукции производится на их малые ассортиментные группы, включающие в себя однородные товары с одинаковыми потребительскими свойствами. При использовании средних цен малых ассортиментных групп допускается незначительное отклонение их уровня внутри группы.
      40. Регистрация цен при временном прекращении производства и сбыта продукции предусматривает использование «условных» цен. Исчисление «условных» цен производителей промышленной продукции осуществляется исходя из:
      1) относительного изменения цен на аналогичные товары в виде продукции;
      2) среднего изменения цен по товарной группе, в которую входит исчезнувший вид товара;
      3) среднего изменения цен по подотрасли, отрасли в среднем по республике;
      4) использование цены последней (предыдущей) регистрации. Использование цены последней (предыдущей) регистрации применяется в условиях стабилизации динамики цен, когда затраты на производство продукции за период остались неизменными.
      При полном прекращении производства наблюдаемого товара (услуги)-представителя в базовом объекте или его закрытии (ликвидации, реорганизации) в течение года производится замена продукции, услуги. Для оптимального осуществления процедуры замены исчезнувшего вида товара (услуги)- представителя, помимо участвующих в расчетах товаров, услуг, дополнительно осуществляется наблюдение за аналогичными их видами со сходными спецификациями.
      41. Регистрация цен на отдельные виды сезонных товаров, производство которых осуществляется в определенные месяцы года (производство сахара, отдельных видов обуви, одежды, переработка фруктов, овощей и другие), производится следующим образом. В период временного прекращения производства сезонных товаров, но при продолжении отгрузки (реализации), регистрируются данные о ценах реализации на отпускаемые виды товаров. При отсутствии фактических цен реализации в отчетный период, применяется использование «условных» цен. Применение «условных» цен производится до начала выпуска и появления фактических цен.
      42. Отдельные промышленные предприятия, наряду с производством собственных товаров, осуществляют производство продукции из давальческого сырья. При производстве продукции из давальческого сырья перерабатывающие организации не приобретают сырье для выработки продукции, а оказывают владельцу сырья услугу по его переработке, и, в отдельных случаях, не располагают сведениями о стоимости выработанной ими готовой продукции. Это относится к производству пищевых продуктов, нефтепродуктов, текстильному производству и другим.
      Регистрация цен на продукцию, выработанную из давальческого сырья, осуществляется в следующем порядке:
      1) если продукция, выработанная из давальческого сырья, не реализуется перерабатывающим предприятием, а полностью передается владельцу сырья, регистрация производится на основании отпускных цен, по которым продукция реализуется владельцем (или созданной им снабженческо-сбытовой организацией), хотя они и не являются ее производителями. При этом в цену регистрации не включаются налоги, наценки и надбавки, не входящие в цену производителей;
      2) если часть продукции, выработанной из давальческого сырья, остается в распоряжении перерабатывающего предприятия и реализуется им самостоятельно, регистрация производится на основании отпускных цен, по которым продукция реализуется перерабатывающим предприятием.
      При невозможности получения ценовой информации на продукцию, выработанную из давальческого сырья, расчет индексов цен производится на основании определения расчетных цен этих видов товаров, путем суммирования данных о стоимости работ (услуг) по выработке готовой продукции, полученных на перерабатывающем предприятии, и данных о стоимости сырья, переданного на переработку, полученных у производителей (или другой организации), являющихся владельцем сырья.

Параграф 3. Регистрация цен приобретения

      43. Цены приобретения регистрируются с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов, транспортных, торгово-сбытовых, посреднических и других расходов за поставку единицы товара или услуги в установленные покупателем сроки и месте.
      44. Одним из условий наблюдения за ценами на приобретенные базовыми объектами отдельные виды товаров является выбор стабильного поставщика при постоянных условиях приобретения. Это позволяет при расчете индексов цен исключить влияние факторов, связанных с изменениями условий приобретения или типов поставщиков. Типы поставщиков отдельных видов товаров различаются по своему назначению - промышленные организации, непосредственно производящие товары; посреднические и сбытовые организации; организации оптовой торговли и другие. Товары, услуги приобретаются внутри республики и за его пределами (у отечественного производителя и по импорту). Уровни цен на определенный вид товара значительно отличаются в зависимости от условий поставки, производителя, транспортных расходов и других.
      При регистрации цен исключаются «случайные» поставщики, как не отражающие реальную динамику цен (временные с незначительными объемами поставки, с предельными уровнями цен), при приобретении товара, услуги у нескольких постоянных поставщиков осуществляется наблюдение по типам поставщиков.
      45. При регистрации цен на приобретаемые ресурсы, услуги возникают ситуации, связанные с отсутствием в базовых объектах данных по ним.
      Регистрация цен при временном прекращении приобретения продукции предусматривает использование «условных» цен до получения данных о фактических ценах приобретения. Для обеспечения непрерывности динамического ряда индекса цен приобретения существуют следующие методы расчета «условных» цен на временно отсутствующую ценовую информацию:
      1) использование цены последней (предыдущей) регистрации;
      2) использование цены на аналогичные виды ресурсов, услуг у других потребителей;
      3) определение «расчетной» цены, полученной путем использования цены последней регистрации и индекса цен производителей (регионального или республиканского).
      При полном прекращении приобретения тех или иных видов товаров, а также закрытии или перепрофилировании базового объекта, производится замена на аналогичный объект, приобретающий аналогичные товары, но не попавший в наблюдение.

Глава 5. Регистрация цен при изменении качественных
характеристик наблюдаемых видов товаров, услуг

      46. Обеспечение сопоставимости цен в условиях изменения качественных характеристик наблюдаемых видов товаров является одной из наиболее актуальных проблем при регистрации цен. Это относится к товарам химического, текстильного и швейного производств, производства машин и оборудования.
      47. Наблюдение за ценами на товары с конкретным, подробным описанием их спецификаций позволяет исключить влияние качественных изменений и отражать только ценовое изменение. В условиях нестабильности промышленного производства отслеживание цен на один и тот же вид товара с определенными техническими параметрами в течение продолжительного периода затруднительно. Для обеспечения согласованности с предыдущим периодом регистрации и получения чистого изменения цены, в зарегистрированные данные вносятся соответствующие корректировки.
      Для корректировки цен на качество применяются «имплицитные» (неявные или косвенные) и «эксплицитные» (явные или прямые) методы.
      48. К корректировкам в неявном виде относятся: метод «совмещения», метод «прямого сопоставления цен», метод «условного исчисления общего среднего», метод «переноса цены на последующие периоды», метод «демонстрации отсутствии изменения цен».
      Метод «совмещения» используется неявным образом при осуществлении ротации выборок продукции. Он применяется для продукции массового потребления, при наличии возможности параллельной регистрации цены на старый и новый товар. Старая выборка продукции используется при исчислении индекса цен по данной категории продукции за предыдущий период (t) по сравнению с предшествующим (t-1), а новая выборка продукции используется для исчисления индекса цен в отчетный период (t+1) относительно предыдущего (t). Метод «совмещения» основывается на предположении, что вся разница в цене в единый момент времени между отсутствующим товаром и его заменителем связана с различием в качестве.
      Метод «прямого сопоставления цен» предусматривает сравнение цены новой продукции с улучшенным качеством с ранее зарегистрированной ценой продукции. Метод применяется для продукции различных отраслей при небольшой разнице в качестве и отсутствии или неприемлемости дополнительной информации. Применение данного метода возможно при полноте спецификаций, используемых при описании цены на зарегистрированную товар (услугу)-представитель. Недостатком данного метода является систематическое завышение индекса цен за счет постоянного игнорирования мелких изменений качества заменяющих видов.
      Метод «условного исчисления общего среднего» предусматривает применение «условных» цен для продукции с сильно выраженным изменением в качестве или исчезнувшей продукции. Метод предусматривает расчет «условной» цены на основе изменения цен на аналогичные виды продукции внутри группы, или на аналогичную продукцию у других базовых объектов. Данный метод применяется для продукции отраслей машиностроения и при исчезновении продукции других отраслей.
      Метод «переноса цены на последующие периоды» предусматривает сохранение последней зарегистрированной цены неизменной. Для использования данного метода существует необходимость уверенности, что изменение цены на данный вид продукции не произойдет. Данный метод применим при краткосрочном периоде отсутствия продукции (1-2 периода) и для капитальных товаров и продукции длительного пользования.
      Метод «демонстрации отсутствия изменения цен» применяется при отсутствии сопоставимой заменяющей продукции, и разница цен между старой и заменяющей продукции существенно различаются. Определить, какая часть этой разницы обусловлена изменениями цен, а какая - изменениями качества, невозможно, поэтому вся разница согласно этому методу относится на счет качества, сохраняя цену постоянной.
      Применение метода «совмещения», метода «прямого сопоставления цен», метода «условного исчисления общего среднего», метода «переноса цены на последующие периоды», метода «демонстрации отсутствия изменения цен» приведены в приложении к настоящей Методике.
      49. С помощью методов «эксплицитных» корректировок на качество оценивается стоимость качественных изменений между старым и новым товаром и осуществляется корректировка одной из цен (как правило, базисной), исходя из разницы между издержками производства двух товаров разного качества. К ним относятся методы: «корректировки на количество», «учета различий в издержках производства», «экспертных суждений», «гедонической регрессии».
      Метод «корректировки на количество» применяется к продукции, замещаемой продукцией иного размера по сравнению с ранее доступной, при условии, что различия в количестве не влияют на качество продукции. Данный метод применим для фасованной упаковки продукции массового потребления.
      Метод «учета различий в издержках производства» предусматривает оценку изменения качества продукции исходя из степени изменения издержек на производство двух аналогичных видов продукции разного качества. При этом методе поправка к цене старого товара равна стоимости затрат на внедрение дополнительных характеристик нового товара.
      Метод «экспертных суждений» основан на оценке одним или несколькими экспертами стоимости различий в качестве между старой и замещающей продукцией. Он применяется при различии технических спецификаций сравниваемых видов продукции и невозможности количественного определения, и выявления разницы в цене. Надежность метода зависит от квалификации экспертов и различий во мнениях. При невозможности применения альтернативных методов для оценки сложных товаров мнения экспертов оправданы.
      Метод «гедонических регрессий» используется для оценки цены товара, рассматриваемой как функция, зависимая от его характеристик. Он применяется при наличии данных о ценах и характеристиках для некоторого набора моделей и если эти характеристики хорошо объясняют изменчивость цен с учетом эконометрических заключений. Метод гедонических регрессий применим для продукции отрасли производство машин и оборудования.

Глава 6. Формирование схемы взвешивания

Параграф 1. Веса для индекса цен производителей

      50. Индексы цен производителей исчисляются на основе многочисленных данных о ценах, собираемых от всех типов базовых объектов и охватывающих отобранные виды экономической деятельности и продукции. Ввиду различия в объемах производства или реализации одних видов продукции от других, для учета относительной значимости каждого обследуемого элемента и воздействия изменения его цены на общее значение индекса, индексируемые величины взвешиваются.
      51. В качестве весов для индекса цен производителей используется стоимость произведенной промышленной продукции по подвидам продукции по предприятиям, позволяющая одновременно учитывать долю подвида продукции и промышленного предприятия в региональной специализации и общереспубликанском объеме промышленного рынка.
      Основным информационным источником для определения стоимости служат статистические данные годового обследования промышленных предприятий. Дополнительными источниками являются переписи предприятий, реестры предприятий, административные данные государственных органов, отвечающих за регулирование тех или иных видов экономической деятельности.
      52. Процесс построения схемы взвешивания индекса цен производителей включает следующие последовательные операции:
      1) определение стоимости промышленной продукции, произведенной за определенный базисный период, и ее распределение между базовыми объектами, подвидами, видами, классами, группами, отделами и секциями, включенными в наблюдение;
      2) осуществление увязки среднегодовой стоимости и уровня цен по подвидам продукции к единому временному периоду, принимаемому за базу сравнения;
      3) распределение стоимости промышленной продукции в зависимости от канала реализации.
      Использование для ценовой оценки выборочных совокупностей (продукции (товаров, услуг), базовых объектов) обуславливает необходимость корректировки весов для учета данных, не вошедших в индекс цен производителей.
      Среднегодовая стоимость произведенной промышленной продукции определяется по полному перечню видов товаров, услуг СКПП и распределяется по соответствующим подвидам, отобранным для ценового наблюдения. По неохваченным подвидам продукции (товаров, услуг) стоимостные данные добавляются к обследуемым подвидам или пропорционально распределяются по всем составляющим элементам.
      При построении индекса цен производителей требуется соблюдение условия, чтобы базисный период весов соответствовал базисному периоду цены. Это вызывает необходимость корректировки среднегодовой стоимости произведенной промышленной продукции за базисный год в цены декабря предыдущего года. Для этого определяется поправочный коэффициент, как соотношение индекса цен за декабрь предыдущего года к среднему индексу цен за тот год, по которому выводятся значения весов. Средний индекс цен рассчитывается как среднеарифметическое значение индексов цен месяцев базисного года к декабрю предшествующего ему года.
      Поправочный коэффициент находится по разделам классификации индекса цен производителей на двухзначном уровне и применяется для каждой нижестоящей ступени агрегации – группа, класс, вид, подвид. Умножением ранее определенной среднегодовой стоимости на поправочный коэффициент рассчитывается скорректированная стоимость по подвидам продукции, услуг, которая затем суммируется по нарастанию уровней агрегации.
      На основе информации об использовании промышленной продукции на внутреннем рынке и поставок на экспорт (по данным о стоимости экспорта промышленных товаров, баланса ресурсов и использования товаров, структуры экспортируемой продукции по странам) скорректированная стоимость по видам продукции распределяется согласно каналам реализации – на внутреннем рынке, в страны СНГ, в страны вне СНГ.
      Найденные стоимости являются окончательными и используются в качестве весов при построении индекса цен производителей.
      53. Схема взвешивания остается постоянной на определенный период времени с тем, чтобы индекс отражал только изменение цен. Вместе с тем в периоды значительных изменений в структуре промышленного производства осуществляется актуализация схемы взвешивания.

Параграф 2. Весовые составляющие для индекса цен приобретения

      54. Построение индекса цен приобретения предусматривает использование схемы взвешивания, отражающей стоимостную структуру производственных ресурсов, услуг, приобретаемых для процесса производства внутри каждого вида деятельности и в целом по промышленности.
      55. Формирование схемы взвешивания для индекса цен приобретения осуществляется на основе использования двух информационных источников – данных таблицы «Затраты - Выпуск» (далее – ТЗВ) и данных, полученных непосредственно от базовых объектов.
      Использование для построения схемы взвешивания ТЗВ, содержащей данные о структуре материальных затрат по видам ресурсов, считается наиболее оправданным, особенно если индекс цен приобретения строится в целом по стране. Однако информация, представленная в нем, недостаточно детализирована, чтобы учесть структуру приобретения ресурсов до уровня видов продукции, услуг, отобранных для наблюдения за ценами. Также ТЗВ не формируется в региональном разрезе.
      Другим недостатком использования данных ТЗВ является то, что их оценки содержат условно рассчитанные показатели для нерыночных видов деятельности, что возможно, не оправдано при определении весов для индекса цен приобретения, поскольку в его экономическую сферу не входят нерыночные виды деятельности.
      Вторым информационным источником являются данные о стоимости производственных ресурсов, услуг по обследуемому кругу базовых объектов. Собранные данные о количестве и ценах приобретенной продукции при постоянстве выборки базовых объектов в течение года являются качественной основой для формирования схемы взвешивания.
      Использование стоимостных данных, полученных непосредственно от базовых объектов, обеспечивает выполнение требования по соответствию базисного периода весов и базисного периода цен. В результате отпадает необходимость в дополнительной процедуре нормализации весов.
      56. Схема взвешивания формируется централизованно отдельно по каждому региону и в целом по республике. По каждому региону находятся стоимостные данные, распределенные по видам экономической деятельности, которые далее разбиваются по видам производственных ресурсов, услуг в зависимости от удельного веса в данном виде деятельности.
      57. Процесс построения схемы взвешивания включает:
      1) формирование первоначальной среднегодовой стоимости производственных ресурсов и услуг;
      2) формирование стоимости по продукции, впервые подключенной к наблюдению;
      3) формирование окончательной стоимости и удельных весов с их распределением между видами, разделами, секциями и каналами.
      Первоначальная среднегодовая стоимость производственного ресурса рассчитывается как произведение среднегодового количества, накопленного по месячным данным базовых объектов, отчитавшихся в предыдущем году, и среднегодовой цены на ресурс, сложившейся по результатам наблюдения за тот же год.
      Для формирования весовых составляющих по продукции (услугам), впервые подключенной к наблюдению, дополнительно запрашивается информация о стоимостных данных по сопоставимому кругу базовых объектов, отчитывающихся в отчетном году.
      По окончательно сформированной стоимости производится расчет удельных весов для анализа структуры «новой» схемы взвешивания в сравнении с действующей. Полученная стоимость является окончательной и используется в качестве весовых составляющих при построении индекса цен приобретения в течение отчетного года. Актуализация схемы взвешивания производится при изменении стоимостной структуры производственных ресурсов, услуг, приобретаемых для процесса производства.

Глава 7. Расчет средних цен и индексов цен

      58. Средней ценой является обобщенная величина цен товаров (услуг)-представителей однородного вида продукции (услуги). Средние цены исчисляются за определенный период времени, по территории, видам продукции (услуг).
      Для расчета средней цены используется формула средней геометрической:

                        (1)

      где:
      – средняя цена по виду продукции (услуги) j в период t;
      – произведение цен товаров (услуг)-представителей продукции (услуги) j в период t;
      n – количество цен (котировок цен).
      При расчете средней цены во внимание принимается равенство количества зафиксированных цен в сравниваемых периодах.
      59. Цена производителя на промышленную продукцию (услуги) по региону рассчитывается как среднегеометрическая из цен зарегистрированных товаров (услуг)-представителей.
      Цена приобретения продукции по региону рассчитывается как среднегеометрическая из видов продукции в видах экономической деятельности.
      Средняя цена по республике определяется как средневзвешенная из цен регионов.
      Для обеспечения репрезентативности средних цен по виду продукции (услуги) по региону их формирование осуществляется при соблюдении наличия цен не менее чем в трех различных базовых объектах, отчитывающихся в отчетном периоде. При несоблюдении вышеуказанного условия средние цены по виду продукции (услуги) по региону рассчитываются исключительно для использования в дальнейших расчетах средних цен по республике и индексов цен.
      Для обеспечения репрезентативности средней цены по республике ее формирование осуществляется при соблюдении наличия цен не менее в трех регионах в отчетном периоде. Исключением является средняя цена по «специфичной» продукции, производство которой характерно только для одного региона по всей республике.
      60. Расчет индексов цен начинается с вычисления индекса цен элементарного агрегата (далее – индивидуальный индекс цен), на втором этапе исчисляются индексы более высокого уровня путем агрегирования индивидуальных индексов цен (далее – агрегированные индексы цен).
      61. Индивидуальный индекс цен по виду продукции (услуги) j исчисляется на основе информации об уровне цен или их изменении на товары (услуги)-представители, его определяющие.
      Для расчета индивидуальных индексов цен используется формула простой (невзвешенной) средней геометрической индивидуальных индексов цен, что эквивалентно соотношению невзвешенных средних геометрических цен (индекс Джевонса):

                        (2)

      где:
      Ij– индивидуальный индекс цен по виду продукции (услуги) j;
      i – индивидуальные индексы цен;
      t, t-1 – соответственно отчетный и предыдущий периоды сравнения;
      pt, pt-1 – цена за единицу товара (услуги)-представителя в соответствующем периоде;
      j – вид продукции (услуги), который объединяет несколько конкретных товаров (услуг)-представителей (от одного до n);
      n – число товаров (услуг)-представителей, определяющих вид продукции (услуги).
      На последующих этапах элементарные индексы цен, в соответствии с иерархической структурой классификации и с использованием соответствующих весов, объединяются в агрегированные индексы цен.
      62. Агрегирование индексов цен по каналам реализации и каналам приобретения осуществляется с уровня групп продукции и выше до вида экономической деятельности с применением соответствующих весов по агрегации.
      Агрегированные индексы цен по каналам, группам, подклассам, классам и выше по агрегации на национальном уровне рассчитываются как средневзвешенные значения индивидуальных индексов цен по модифицированной формуле Ласпейреса. Согласно ей в каждый период времени изменения цен элементарных агрегатов взвешиваются через постоянные базисные веса. Постоянство базисных весов обеспечивает чистоту ценового сравнения и исключает влияние структурных сдвигов (изменение в количестве).
      Согласно модифицированной формуле Ласпейреса изменение цен исчисляется на основе последовательных наблюдений цен. В каждый период времени базисные веса умножаются на последнее значение индекса цен:

      при                              (3)

      где:
      IL – индекс цен за период t по сравнению с предыдущим периодом t-1;
       – индивидуальный индекс цен по виду продукции (услуги) за период t к периоду t-1;
      P0 x Q0 – стоимость продукции (услуг) в ценах базисного периода, используемая в качестве основы для построения схемы взвешивания;
      Pt-1 x Q0 – стоимость продукции (услуг) в отчетном периоде;
       – произведение индивидуальных индексов цен по виду продукции (услуги) к предыдущему периоду.
      Использование модифицированной формулы Ласпейреса позволяет исчислять индексы с большим уровнем агрегации и имеет целый ряд преимуществ:
      1) реально показывает чистое ценовое сравнение, так как для его подсчета используются постоянные веса, в отличие от индекса Пааше, основанного на весах текущего периода и соответственно отражающего не только изменение цен, но и количеств (объемов производства);
      2) значительно ускоряет процесс подсчета, так как для взвешивания используются данные предыдущего периода, имеющиеся заранее;
      3) позволяет в течение года учитывать изменение ассортимента продукции (услуг), вызванное переменами в поведении потребителей;
      4) лучше поддается экономической интерпретации, так как влияние цены и количества прослеживается раздельно.
      63. При переходе на новые веса расчета индексов цен соблюдается принцип их непрерывности. Это достигается методом увязки индексов, рассчитанных по новым весам, с ранее существующими динамическими рядами индексов цен. Процедура увязки или сцепления предназначена для того, чтобы отдельные индексы цен на всех уровнях правильно отражали динамику за разные годы. Процедура увязки или сцепления производится с применением коэффициента сцепки. Он определяется как отношение долгосрочной ценовой относительной к декабрю базисного года по старой схеме взвешивания к долгосрочной ценовой относительной, рассчитанной по новой схеме взвешивания. Коэффициент сцепки рассчитывается по агрегированным уровням и остается неизменным до следующей замены схемы взвешивания. Последующие вычисления долгосрочных ценовых относительных по новой схеме взвешивания производятся с учетом полученного коэффициента сцепки.
      64. Построение индексов цен к соответствующему периоду предыдущего года (месяцу, период с нарастающим итогом) осуществляется базисным методом, предусматривающим «увязку» (сцепление) месячных индексов цен между собой для образования последовательного динамического ряда, имеющего в качестве базы зафиксированную точку отсчета или базовый период.
      Расчет месячных индексов цен отчетного года к соответствующему месяцу предыдущего года осуществляется делением месячного индекса цен в индексном ряду отчетного года на месячный индекс цен в этом же ряду предыдущего года:

             (4)

      где:
      It – индекс цен за месяц t отчетного года g к соответствующему месяцу предыдущего года g-1;
      Itg  – индекс цен месяца t отчетного года g в индексном ряду;
      It(g-1) – индекс цен месяца t предыдущего года g-1 в индексном ряду.
      Индексы цен нарастающим итогом к соответствующему периоду предыдущего года определяются делением суммы месячных индексов цен индексного ряда сравниваемого периода с аналогичной суммой месячных индексов цен предыдущего года:

                (5)

      где:
       – индекс цен за январь-декабрь отчетного года к январю-декабрю предыдущего года;
      I1g, I2g, ..., I12g – индексы цен за январь, февраль, ..., декабрь отчетного года в индексном ряду;
      I1(g-1), I2(g-1),… I12(g-1) – индексы цен за январь, февраль, ..., декабрь предыдущего года в индексном ряду.
      Аналогично рассчитываются индексы цен за квартал, полугодие и девять месяцев отчетного года к соответствующему периоду предыдущего года.
      Индексы цен за квартал к предыдущему кварталу рассчитываются как отношение суммы месячных индексов цен в индексном ряду, определяющих отчетный квартал, к сумме месячных индексов цен предыдущего периода:

                     (6)

      где:
       – индекс цен второго квартала отчетного года к первому кварталу;
      I4g, I5g, I6g – индексы цен за апрель, май, июнь отчетного года индексного ряда;
      I1g, I2g, I3g – индексы цен за январь, февраль, март отчетного года индексного ряда.

Глава 8. Распространение данных

      65. В соответствии с международным Специальным стандартом распространения данных, разработанным Международным Валютным Фондом, индекс цен производителей публикуется ежемесячно согласно заранее установленным срокам выпуска информации. Информация распространяется одновременно для всех пользователей в форме пресс-релиза, экспресс-информаций, путем их размещения на Интернет-ресурсе Комитета. Более детализированная по группам, классам и видам товаров информация об изменении цен публикуется в статистических бюллетенях, сборниках.
      В помощь пользователям публикация индекса цен сопровождается краткими методологическими пояснениями.
      В целях обеспечения доверия общественности к индексу описание процедур регистрации цен и порядок расчета индекса цен публикуется в виде буклетов, брошюр и других изданий и доступно на сайте Комитета.
      Публикация средних цен осуществляется при соблюдении репрезентативности рассчитанных средних цен по региону и республике.

Приложение             
к Методике построения индексов цен
производителей в промышленности 

                    Применение метода «совмещения»

      В период времени (t-1), когда доступны обе продукции (2 и 3) и планируется ротация выборки, подбирается заменяющая продукция, близкая по качеству, но отличительная по спецификации продукция. Различие в цене продукции 2 (старая) и продукции 3 (новая) связана с различием в качестве.

           Применение метода «прямого сопоставления цен»

      При отсутствии цены по продукции 1 (старая) в период t подбирается заменяющая продукция 2 (новая), имеющая такие же спецификации. Различие в цене продукции 1 (старая) и продукции 2 (новая) принимается как прямое изменение цены.

     Применение метода «условного исчисления общего среднего»

      При отсутствии цены в период t по продукции 2 (исчезнувшая) рассчитывается «условная» цена с использованием среднего изменения цен по аналогичным видам продукции (1 и 3).

     Применение метода «переноса цены на последующие периоды»

Продукция длительного пользования, капитальные товары

Период наблюдения

t-2

t-1

t

t+1

Продукция 1

40

40

44

44

Продукция 2 (старая)

27

25

-

-

Элементарный индекс цен
(продукция 2)

100,0

92,6

100,0

100,0

Продукция 3

21

20

22

23

Продукция 4

29

30

33

33

      В периоды отсутствия цены (t и t+1) по продукции 2 (старая) последняя зарегистрированная цена остается неизменной.

    Применение метода «демонстрации отсутствия изменения цены»

Продукция длительного пользования, капитальные товары

Период наблюдения

t-2

t-1

t

t+1

Продукция 1

10

10

-

-

Продукция 2

-

(40)

40

50

Элементарный индекс цен

100,0

100,0

100,0

125,0

      При отсутствии сопоставимой заменяющей продукции и при существенной разнице цен между старой и заменяющей продукции, вся разница относится на счет качества, сохраняя цену постоянной.