В соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Стандарт организации оказания первичной медико-санитарной помощи в Республике Казахстан.
2. Департаменту организации медицинской помощи Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе "Әділет", а также в Республиканский центр правовой информации для внесения в эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан Цой А.В.
4, Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр здравоохранения | |
и социального развития | |
Республики Казахстан | Т. Дуйсенова |
Утвержден приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 3 февраля 2016 года № 85 |
Стандарт
организации оказания первичной медико-санитарной
помощи в Республике Казахстан
1. Общие положения
1. Стандарт организации оказания первичной медико-санитарной помощи в Республике Казахстан (далее – Стандарт) разработан в соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 7 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года "О здоровье народа и системе здравоохранения" (далее – Кодекс).
2. Настоящий Стандарт устанавливает требования к организации оказания первичной медико-санитарной помощи населению.
3. Штаты организаций первичной медико-санитарной помощи устанавливаются в соответствии со штатными нормативами, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 7 апреля 2010 года № 238 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6173).
4. Термины и определения, используемые в настоящем Стандарте:
1) первичная медико-санитарная помощь (далее — ПМСП) – доврачебная или квалифицированная медицинская помощь без круглосуточного наблюдения, включающая комплекс доступных медицинских услуг, оказываемых на уровне человека, семьи и общества;
2) доврачебная медицинская помощь – медицинская помощь, оказываемая медицинскими работниками со средним медицинским образованием в целях профилактики заболеваний, а также при заболеваниях, не требующих использования методов диагностики, лечения и медицинской реабилитации с участием врача;
3) специализированная медицинская помощь является медицинская помощь, оказываемая профильными специалистами при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и медицинской реабилитации, в том числе с использованием средств телемедицины;
4) гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП) – единый по перечню медицинских услуг объем медицинской помощи, оказываемой гражданам Республики Казахстан и оралманам, определяемый Правительством Республики Казахстан.
5. Функции и минимальные объемы медицинских услуг определены Положением о деятельности медицинских организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, утвержденным приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 5 января 2011 года № 7 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6774) (далее — Приказ № 7).
2. Организация оказания первичной медико-санитарной
помощи в Республике Казахстан
6. ПМСП пациентам предоставляется в соответствии с Правилами оказания первичной медико-санитарной помощи и Правилами прикрепления граждан к организациям первичной медико-санитарной помощи, утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 281 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11268).
7. ПМСП в Республике Казахстан оказывается в рамках перечня ГОБМП, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2009 года № 2136.
8. ПМСП включает в себя:
1) диагностику и лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других неотложных состояний;
2) санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия в очагах инфекционных заболеваний;
3) гигиеническое обучение населения, охрану семьи, материнства, отцовства и детства;
4) разъяснительную работу по безопасному водоснабжению и рациональному питанию населения.
9. ПМСП оказывается:
1) независимо от факта прикрепления в случае оказания экстренной и неотложной медицинской помощи;
2) в плановом порядке – по прикреплению, предварительной записи или обращению.
10. ПМСП оказывается участковыми терапевтами, педиатрами, врачами общей практики, фельдшерами, акушерами, социальными работниками в области здравоохранения и медицинскими сестрами.
11. Функциональные обязанности специалистов ПМСП осуществляются в соответствии с Приказом № 7.
12. Режим работы медицинских организаций, оказывающей ПМСП, обеспечивающей медицинскую помощь в рамках ГОБМП устанавливается с 08.00 до 20.00 часов по скользящему графику для всех специалистов и структурных подразделений с обеспечением работы дежурных врачей ПМСП в выходные и праздничные дни.
13. Алгоритм действий специалистов ПМСП осуществляется согласно приложению к настоящему Стандарту.
14. При первичном обращении гражданина в организацию ПМСП, в регистратуре организации ПМСП оформляется медицинская карта амбулаторного больного или история развития ребенка, которые являются первичными учетными медицинскими документами.
15. Первичная учетная медицинская документация, используемая в организациях ПМСП ведется в соответствии с приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 "Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6697) (далее – Приказ № 907).
16. Консультативно-диагностическая помощь пациентам осуществляется в соответствии с Правилами оказания консультативно-диагностической помощи, утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 июля 2015 года № 626 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11958).
17. Прием вызовов заканчивается за 2 часа до окончания работы организации ПМСП.
18. Показаниями для обслуживания вызовов на дому являются:
1) острые болезненные состояния, не позволяющие пациенту самостоятельно посетить организацию ПМСП:
повышение температуры тела выше 38 градусов С;
повышение артериального давления с выраженными нарушениями самочувствия;
многократный жидкий стул;
сильные боли в позвоночнике и суставах нижних конечностей с ограничением подвижности;
головокружение, сильная тошнота, рвота;
2) хронические болезненные состояния, которые не позволяют пациенту самостоятельно посетить поликлинику (тяжелое течение онкологических заболеваний, инвалидность (I – II группы), параличи, парезы конечностей);
3) острые инфекционные заболевания, представляющие опасность для окружающих;
4) нетранспортабельность пациента;
5) обслуживание вызовов, переданных со станции скорой медицинской помощи, в часы работы организаций ПМСП.
19. Посещение пациента на дому медицинским работником организаций ПМСП, в том числе путем подворных (поквартирных) обходов, осуществляется при:
1) острых заболеваниях, обострениях хронических заболеваний с целью наблюдения за его состоянием, течением заболевания и своевременного назначения (коррекции) необходимого обследования и (или) лечения;
2) патронаже отдельных групп населения в случае угрозы возникновения эпидемии инфекционного заболевания или выявления больных инфекционным заболеванием, контактных с ними лиц и лиц, подозрительных на инфекционное заболевание.
20. Контроль качества предоставляемой медицинской помощи на уровне ПМСП населению Республики Казахстан осуществляется посредством проведения мониторинга основных индикаторов, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 173 "Об утверждении правил организации и проведения внутренней и внешней экспертизы качества оказания медицинских услуг" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10880).
Приложение к Стандарту организации оказания первичной медико-санитарной помощи в Республике Казахстан |
Алгоритм действий специалистов первичной медико-санитарной помощи
1. Врач общей практики, участковый терапевт, педиатр, при проведении приема пациента осуществляет следующие действия:
1) доброжелательно приветствует пациента;
2) устанавливает доверительные отношения с пациентом. Идентифицирует пациента;
3) непосредственно перед каждым приемом и осмотром пациента моет руки, при необходимости надевает маску;
4) проводит сбор жалоб;
5) собирает анамнез;
6) проводит объективный осмотр пациента;
7) моет руки после каждого осмотра;
8) устанавливает предварительный диагноз;
9) определяет необходимые методы обследования для постановки окончательного диагноза в соответствии с протоколами диагностики и лечения заболеваний, выдать направления на обследования;
10) назначает лечение в соответствии с протоколами диагностики и лечения, по показаниям направить экстренно в стационар (вызвать бригаду скорой медицинской помощи, дождаться ее приезда для госпитализации), организовать стационар на дому, запланировать направление пациента в дневной стационар или круглосуточный стационар после проведения необходимого объема обследований, по показаниям направить на консультацию к психологу, социальному работнику;
11) дает профилактические рекомендации (профилактический осмотр, профилактические прививки, соблюдение здорового образа жизни, планирование семьи, контрацепция);
12) берет на диспансерный учет при необходимости, последующее диспансерное наблюдение в соответствии с диагнозом;
13) оформляет пациента на диспансерное наблюдение;
14) делает запись осмотра в медицинской карте амбулаторного пациента по форме № 025/у, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 "Об утверждении форм первичной медицинской документации организаций здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6697) (далее – Приказ № 907);
15) вежливо прощается.
2. Врач общей практики, участковый терапевт, педиатр, при проведении осмотра пациента на дому (вызов на дому) осуществляет следующие действия:
1) доброжелательно приветствует пациента;
2) устанавливает доверительные отношения с пациентом. Идентифицировать пациента;
3) непосредственно перед каждым приемом и осмотром пациента моет руки, при необходимости надевает маску;
4) проводит сбор жалоб;
5) собирает анамнез (анамнез жизни, анамнез заболевания, при инфекционных заболеваниях – эпидемологический анамнез, наследственность, аллергологический анамнез, гинекологический анамнез у женщин);
6) проводит оценку общего состояния, определить самочувствие пациента;
7) проводит объективный осмотр пациента;
8) моет руки после каждого осмотра;
9) устанавливает предварительный диагноз;
10) определяет необходимые методы обследования для постановки окончательного диагноза в соответствии с протоколами диагностики и лечения, по показаниям направить на консультации специалистов;
11) назначает лечение в соответствии с протоколами диагностики и лечения, по показаниям направить экстренно в стационар (вызвать бригаду скорой помощи, дождаться ее приезда), организовать стационар на дому, запланировать направление пациента в дневной стационар или круглосуточный стационар в плановом порядке через Портал Бюро госпитализации после проведения необходимого объема обследований;
12) дает рекомендации, в том числе профилактические рекомендации (соблюдение здорового образа жизни, рациональное питание, соблюдение режима труда и отдыха, профилактика пролежней у нетранспортабельных больных), при необходимости решить вопросы экспертизы временной нетрудоспособности;
13) делает запись осмотра в медицинской карте амбулаторного пациента (форма № 025/у), утвержденной Приказом № 907, определить тактику ведения пациента;
14) вежливо прощается.
3. Медицинская сестра на приеме с врачом осуществляет следующие действия:
1) приходит на прием за 30 минут до начала приема;
2) готовит кабинет до врачебного приема к работе;
3) готовит кабинет приема участкового терапевта (педиатра) и врача общей практики;
4) доброжелательно приветствует пациента;
5) устанавливает доверительные отношения с пациентом;
6) непосредственно перед каждым приемом и осмотром пациента моет руки, при необходимости надевает маску;
7) дифференцирует пациентов по состоянию здоровья: оценить состояние пациентов, по показаниям направлять к врачу вне очереди;
8) моет руки после каждого осмотра;
9) сверяет данные удостоверений личности пациентов с Регистра прикрепленного населения. При отсутствии регистрации по РПН пациента, проживающего по адресу на территории обслуживания поликлиники, объясняет им правила прикрепления к ВА/ЦСЗ, поликлинике;
10) сверяет данные пациента по паспорту участка;
11) регистрирует пациента в журнал регистрации амбулаторных больных;
12) по мере необходимости знакомит пациента и дает заполнить информированное добровольное согласие пациента на выполнение медицинской услуги в 2-х экземплярах, один экземпляр клеит в амбулаторную карту пациента, второй экземпляр выдает пациенту на руки;
13) проводит оценку общего состояния, определяет самочувствие пациента;
14) направляет пациента в смотровой кабинет, доврачебный кабинет, на флюорографическое обследование, кабинет скрининга;
15) дает профилактические рекомендации (профилактический осмотр, профилактические прививки, соблюдение здорового образа жизни, планирование семьи, контрацепция, посещение Школ здоровья, психолога);
16) направляет по показаниям на осмотр профильных специалистов;
17) по назначению врача выписывает пациенту направления на диагностические обследования, дает направление на консультации внутренних и внешних специалистов через программу амбулаторно-поликлинической помощи;
18) разъясняет пациенту правила подготовки к проведению диагностических исследований;
19) заполняет статистические талоны и несет в статистический кабинет;
20) при оформлении пациента, впервые взятого на диспансерный учет, заполняет контрольную карту диспансерного наблюдения (форма № 030/у), утвержденную Приказом № 907;
21) объясняет пациенту, как правильно выполнять назначения врача;
22) у женщины осматривает молочные железы, оценивает лактацию;
23) проводит маркировку амбулаторной карты у женщин фертильного возраста (далее – ЖФВ) в соответствии с группой динамического наблюдения - на титульном листе амбулаторной карты группу динамического наблюдения ЖФВ;
24) знакомит пациента с графиком работы участкового терапевта и врача общей практики для дальнейшего обращения;
25) проводит последующие наблюдения в соответствии с планом наблюдения;
26) несет медицинские карты амбулаторного пациента (форма № 025/у), утвержденной Приказом № 907, в кабинет по выписке листа временной нетрудоспособности/в кабинет узких специалистов/ регистратуру;
27) выписывает бесплатный рецепт на лекарственные средства по назначению врача через программу "Информационная система лекарственного обеспечения" для получения в аптеке;
28) вежливо прощается.
4. Медицинская сестра и фельдшер на самостоятельном приеме осуществляет следующие действия:
1) приходит на прием за 30 минут до начала приема;
2) готовит кабинет до приема к работе:
проветривает помещение;
приносит истории развития ребенка (форма № 112/у), карту амбулаторного пациента (форма № 025/у), утвержденные Приказом № 907, результаты анализов;
результаты анализов клеит в истории развития ребенка (форма № 112/у), в медицинскую карту амбулаторного пациента (форма № 025/у), утвержденные Приказом № 907;
обрабатывает дезинфекционным раствором рабочий стол, весы, ростомер;
готовит шпатели, термометры, тонометр;
кварцует кабинет в соответствии графика;
3) готовит медицинскую документацию для проведения приема;
4) доброжелательно приветствует пациента;
5) устанавливает доверительные отношения с пациентом;
6) непосредственно перед каждым приемом и осмотром пациента моет руки, при необходимости надевает маску;
7) дифференцирует пациентов по состоянию здоровья;
8) выявляет проблемы у ребенка - признаки опасности (может ли ребенок пить или сосать грудь, есть ли рвота после любой пищи или питья, были ли у ребенка судороги, ребенок летаргичен или без сознания), основные симптомы (местная бактериальная инфекция, диарея, проблемы кормления или низкий вес, желтуха, инфекция глаз);
9) оценивает прививочный статус ребенка, кормление ребенка и уход в целях гармоничного развития. При наличии признаков опасности немедленно сопровождает маму с ребенком к врачу;
10) пациентам измеряет температуру тела, посчитать частоту дыхательных движение, частоту сердечных сокращение и по показаниям, направить к врачу вне очереди;
11) моет руки после каждого осмотра;
12) сверяет данные удостоверений личности пациента свидетельства о рождения ребенка с РПН;
13) сверяет данные пациента по паспорту участка. При отсутствии регистрации по РПН пациента проживающего по данному адресу, объясняет родителям правила прикрепления к ВА/ЦСЗ, поликлинике;
14) здоровым детям проводит антропометрические исследования, согласно карте оценки физического развития дает оценку физического развития;
15) знакомит, дает родителям или опекуну заполнить и подписать информированное добровольное согласие пациента на выполнение медицинской услуги;
16) знакомит, дает родителям заполнить и подписать предупреждение об ответственности за состояние здоровья ребенка;
17) регистрирует пациента в журнал регистрации амбулаторных больных;
18) выписывает пациенту по назначению врача направления на диагностические обследования, дает направление на консультации внутренних и внешних специалистов через программу амбулаторно-поликлинической помощи по назначению врача;
19) объясняет родителям правила и требования по подготовке к проведению диагностических процедур и профилактических прививок;
20) знакомит, дает родителям заполнить и подписать информированное согласие на проведение профилактических прививок. Разъясняет маме необходимость проведения профилактических прививок, предупреждает о сроках явки на прием для получения профилактической прививки, дает пояснение какую прививку планируют провести ее ребенку, какую следует ожидать реакцию на прививку, что предпринимать маме для оказания помощи ребенку в случае возникновения реакции, предупредит на какие сутки после получения прививки медсестра будет проводить постпрививочные патронажи и в каких случаях нужно немедленно обратиться к врачу;
21) делает запись в истории развития ребенка (форма № 112/у), утвержденную Приказом № 907;
22) рекомендует профилактический осмотр профильных специалистов;
23) дает рекомендации и обучает маму навыкам ухода за ребенком с целью обеспечения его гармоничного развития (массаж, гимнастика, закаливание, общение);
24) заполняет статистические талоны и несет их в статистический кабинет;
25) заполняет журнал регистрации диспансерных больных, больных детей при взятии на диспансерный учет, карту диспансерного наблюдения (форма № 030/у), утвержденную Приказом № 907;
26) объясняет маме, как правильно выполнять назначения врача;
27) осматривает молочные железы мамы, оценивает лактацию;
28) обучает маму технике прикладывания к груди, контролирует правильность прикладывания ребенка к груди, эффективность сосания;
29) дает профилактические рекомендации (преимущества и практика грудного вскармливания, обеспечение исключительно грудного вскармливания, техника сцеживания молока, техника правильного прикладывания к груди, требования к помещению);
30) демонстрирует и обучает маму проводить манипуляциям по уходу за новорожденным;
31) отвечает на вопросы мамы, контролирует усвоение навыков прикладывания ребенка к груди, ухода за новорожденным, хвалит маму;
32) знакомит родителей с графиком своей работы участкового педиатра, дать информацию о местонахождении ВА/ЦСЗ, поликлиники, номера контактных телефонов;
33) проводит последующие наблюдения в соответствии с планом наблюдения;
34) регистрирует пациента в профильном журнале, заполняет талон прикрепления, вносит данные ребенка в РПН;
35) пациента проводит в кабинет врача, несет историю развития ребенка (форма № 112/у), утвержденную Приказом № 907;
36) при оформлении ребенка пациента, впервые взятого на диспансерный учет, заполняет контрольную карту диспансерного наблюдения по форме № 030/у, утвержденную Приказом № 907;
37) дает рекомендации маме своевременно пройти профилактический осмотр, осмотр терапевта, акушера-гинеколога, решить вопрос контрацепции, планирования семьи, по показаниям, осмотр профильного специалиста. Спрашивает когда была последняя менструация, есть ли беременность, если да, то встала ли она на учет по беременности;
38) делает запись в Журнале учета работы на дому участковой медицинской сестры (форма № 116/у), утвержденной Приказом № 907;
39) вежливо прощается.
4-1. Медицинская сестра медицинского пункта организации образования:
1) в целях оказания первичной медико-санитарной помощи формирует единый список обучающихся в организациях образования;
2) проводит доврачебный осмотр обучающихся по обращаемости с записью в медицинской карте ребҰнка согласно форме № 026/у утвержденной приказом № 907;
3) ежегодно до 15 ноября формирует и составляет список обучающихся (целевых групп), подлежащих скрининговым осмотрам в предстоящем году, с последующей ежемесячной коррекцией целевых групп;
4) для прохождения скрининговых осмотров проводит оповещение родителей или законных представителей детей целевых групп о необходимости и условиях прохождения скрининга;
5) по результатам проведенных профилактических (скрининговых) осмотров информирует родителей или законных представителей и обучающихся о состоянии их здоровья и рекомендациях по их оздоровлению, а также проводит обучение по вопросам профилактики заболеваний и соблюдению санитарно-гигиенических норм и правил по уходу за зубами и слизистой оболочкой полости рта;
6) организует и проводит иммунопрофилактику с последующим поствакцинальным наблюдением за привитым (при наличии сертификата по иммунопрофилактике);
7) направляет по показаниям на проведение флюорографического обследования всех сотрудников школы, работников пищеблока, обучающихся 15-17 летнего возраста, согласно приказу исполняющего обязанности Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 22 августа 2014 года № 19 "Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению профилактических мероприятий по туберкулезу" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9772);
8) участвует в динамическом наблюдении и своевременном оздоровлении обучающихся с хроническими заболеваниями;
9) направляет обучающихся, в том числе состоящих на диспансерном учете на консультацию к врачу общей практики/участковому педиатру, с последующим контролем за своевременной и полной диспансеризацией учащихся;
10) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, отравлений среди обучающихся, педагогов и технического персонала проводит санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия, а также проводит наблюдение за очагом инфекции;
11) в период повышения инфекционной заболеваемости населения гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями осуществляет карантинные мероприятия с выдачей справки о временной нетрудоспособности по форме 095/у, утвержденной приказом № 907 и последующим обращением больного в поликлинику;
12) в целях профилактики заболеваний, а также закаливания детей участвует в проведении летнего оздоровительного отдыха;
13) ведет контроль за соблюдением сроков прохождения обязательных медицинских осмотров всех сотрудников школы и работников пищеблока;
14) проводит медицинские манипуляции в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, согласно приказу исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 24 февраля 2015 года № 127 "Об утверждении Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к объектам здравоохранения" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10713);
15) определяет артериальное давление по показаниям;
16) определяет остроту слуха и зрения с профилактической целью;
17) проводит измерение антропометрических данных (рост, вес);
18) проводит термометрию;
19) проводит непосредственно-контролируемое лечение детям по назначению фтизиатра;
20) выполняет врачебные назначения;
21) при внезапных острых заболеваниях, травмах, резком ухудшении состояния здоровья, обострении хронических заболеваний оказывает обучающимся, педагогическому и техническому персоналу экстренную и/или неотложную медицинскую помощь и осуществляет вызов скорой медицинской помощи или направляет в медицинскую организацию первичной медико-санитарной помощи, стационар;
22) пропагандирует здоровый образ жизни, здоровое и рациональное питание, профилактику заболеваний путем информационного обеспечения, гигиенического обучения и воспитания обучающихся в вопросах укрепления здоровья;
23) прививает навыки, поддерживающие психическое и эмоциональное благополучие, участвует в снижении поведенческих факторов риска (курение, наркомания, токсикомания, алкоголизм), а также проводит мероприятия по выявлению групп риска по суицидам среди обучающихся, с принятием превентивных мер совместно с психологами и социальными педагогами организаций образования";
24) согласно статье 43 Кодекса оказывает медико-социальную помощь;
25) ведет учетную и отчетную документацию по формам, утвержденным приказом № 907, а также проводит отчет статистических данных.
Сноска. Приложение дополнено пунктом 4-1 в соответствии с приказом Министра здравоохранения РК от 27.02.2017 № 41 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).5. Акушер при проведении первичного дородового патронажа осуществляет следующие действия:
1) доброжелательно приветствует беременную женщину;
2) устанавливает доверительные отношения с пациентом;
3) проводит консультирование о состоянии здоровья беременной, имеются ли жалобы, уточняет самочувствие женщины, спрашивает о профессиональных условиях труда и вредных привычках;
4) обучает беременную женщину и членов семьи определению "тревожных признаков", знакомит с алгоритмом поведения как при нормальном течении беременности и родов, так и в случае возникновения неотложных акушерских состояний или начала родовой деятельности;
5) дает рекомендации:
по соблюдению оптимального режима дня, отдыха, сна, физической активности;
по поддержанию оптимального питания;
по профилактическому приему препаратов (йодсодержащих, железосодержащих/фолиевая кислота);
по профилактике инфекций, передающихся половым путем, в том числе ВИЧ-инфекции;
о соблюдении личной гигиены и благоустройстве жилища;
о влиянии курения табака, употребления алкоголя и наркотиков на развитие плода;
6) рекомендует посещение Школы подготовки к родам;
при отсутствии женщины по месту жительства передает информацию участковой медицинской сестре, врачу для выяснения фактического проживания женщины. В случае проживания женщины по другому адресу передает информацию по месту жительства участковому врачу, заведующему врачебной амбулатории/Центра семейного здоровья, заведующему акушерско-гинекологического отделения;
7) вежливо прощается.
6. Акушер при проведении вторичного дородового патронажа осуществляет следующие действия:
1) доброжелательно приветствует беременную женщину;
2) устанавливает доверительные отношения с пациентом;
3) проводит консультирование о состоянии здоровья беременной, расспросить женщину о наличии жалоб, осмотреть состояние молочных желез;
4) обучает беременную женщину и членов семьи определению "тревожных признаков", знакомит с алгоритмом поведения как при нормальном течении беременности и родов, так и в случае возникновения неотложных акушерских состояний или начала родовой деятельности;
5) дает рекомендации:
по соблюдению оптимального режима дня, отдыха, сна, физической активности;
по поддержанию оптимального питания;
по профилактике инфекций, передающихся половым путем, в том числе ВИЧ-инфекции;
по соблюдению личной гигиены и благоустройстве жилища;
о негативном влиянии курения табака, употребления алкоголя и наркотиков на развитие плода;
по подготовке уголка для новорожденного;
6) рекомендует посещение Школы подготовки к родам и кабинета здорового ребенка;
7) вежливо прощается.
7. Акушерка при проведении послеродового патронажа осуществляет следующие действия:
1) доброжелательно приветствует пациента;
2) устанавливает доверительные отношения с пациентом;
3) проводит опрос на наличие жалоб;
4) оценивает общее состояние;
5) непосредственно перед каждым осмотром пациента моет руки, при необходимости надевает маску;
6) осматривает кожные покровы, измеряет артериальную давлению, пульс, температуру тела;
7) моет руки после каждого осмотра;
8) при наличии жалоб, признаков осложнений послеродового периода вызывает скорую медицинскую помощь для госпитализации в стационар;
9) определяет существующие проблемы грудного вскармливания;
10) проводит консультирование о необходимости контрацепции и выборе метода контрацепции;
11) приглашает на прием к врачу акушер-гинекологу;
12) вежливо прощается.
8. Социальный работник при оказании специальных социально-медицинских услуг осуществляет следующие действия:
оказание специальных социальных услуг, направленных на поддержание и улучшение здоровья получателей услуг, в том числе:
организация и проведение медико-социального обследования;
оказание доврачебной помощи;
содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
содействие в получении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи;
содействие в обеспечении санаторно-курортного лечения, техническими вспомогательными (компенсаторными) средствами, обязательными гигиеническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
обучение получателей услуг пользованию техническими вспомогательными (компенсаторными) и обязательными гигиеническими средствами;
содействие в получении протезно-ортопедической и слухопротезной помощи в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
консультирование по социально-медицинским вопросам, в том числе по вопросам возрастной адаптации;
проведение процедур, связанных со здоровьем;
проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;
обеспечение ухода получателей услуг с учетом состояния их здоровья;
оказание первичной медико-санитарной помощи;
оказание санитарно-гигиенических услуг;
организацию лечебно-оздоровительных мероприятий, в том числе в учреждениях здравоохранения;
проведение реабилитационных мероприятий социально-медицинского характера;
проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур (подкожные и внутримышечные инъекции, наложение компрессов, перевязка, обработка пролежней, раневых поверхностей, выполнение очистительных клизм, забор материалов для проведения лабораторных исследований, оказание помощи в пользовании катетерами и другими медицинскими изделиями);
оказание услуг паллиативной помощи;
вызов врача на дом и сопровождение получателей услуг в организации здравоохранения;
патронажное наблюдение детей, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
обучение членов семьи основам медицинского ухода, проводимого в домашних условиях.