Об утверждении Правил организации и осуществления учебного процесса, учебно-методической и научно-методической деятельности в военных учебных заведениях, подведомственных Министерству обороны Республики Казахстан

Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 31. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 февраля 2016 года № 13342.

Действующий

      В соответствии с подпунктом 4) статьи 5-1 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации и осуществления учебного процесса, учебно-методической и научно-методической деятельности в военных учебных заведениях, подведомственных Министерству обороны Республики Казахстан.

      2. Начальнику Департамента образования и науки Министерства обороны Республики Казахстан:

      1) в установленном законодательством порядке направить настоящий приказ в Министерство юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации;

      2) в течении десяти календарных дней после государственной регистрации копию настоящего приказа направить в периодические печатные издания и в информационно-правовую систему "Әділет" для официального опубликования;

      3) после официального опубликования приказ разместить на интернет-ресурсе Министерства обороны Республики Казахстан.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра обороны Республики Казахстан генерал-майора Мухтарова Т.С.

      4. Приказ довести до должностных лиц в части, их касающейся.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр обороны


Республики Казахстан

И. Тасмагамбетов

      "СОГЛАСОВАН"

      Министр образования и науки

      Республики Казахстан

      ___________ А. Саринжипов

      29 января 2016 года



  Утверждены
приказом Министра обороны
Республики Казахстан
от 22 января 2016 года № 31

Правила
организации и осуществления учебного процесса,
учебно-методической и научно-методической деятельности в
военных учебных заведениях, подведомственных Министерству
обороны Республики Казахстан
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации и осуществления учебного процесса, учебно-методической и научно-методической деятельности в военных учебных заведениях, подведомственных Министерству обороны Республики Казахстан (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (далее – Закон "Об образовании") и определяют порядок организации и осуществления учебного процесса, учебно-методической и научно-методической деятельности в военных учебных заведениях, подведомственных Министерству обороны Республики Казахстан.

      2. В настоящих Правилах используются следующие понятия:

      1) академический период – период обучения, устанавливаемый военным учебным заведением (далее – ВУЗ) в одной из трех форм: семестр, триместр, квартал;

      2) академический календарь – календарь проведения учебных и контрольных мероприятий, практик и стажировок в течение учебного года с указанием дней отдыха (каникул и праздников);

      3) академический час – время контактной работы профессорско-преподавательского состава (далее – преподавателей) с обучающимися, по расписанию на всех видах учебных занятий (аудиторная работа) или по отдельно утвержденному графику;

      4) промежуточная аттестация обучающихся – процедура, проводимая в период экзаменационной сессии с целью оценки качества освоения обучающимися содержания части или всего объема одной учебной дисциплины после завершения ее изучения;

      5) итоговая аттестация обучающихся – процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных дисциплин, предусмотренных типовыми учебными планами государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования;

      6) контроль учебных достижений обучающихся – проверка уровня знаний обучающихся различными формами контроля (текущий, рубежный и итоговый) и аттестации, определяемыми ВУЗами;

      7) текущий контроль успеваемости обучающихся – систематическая проверка знаний обучающихся в соответствии с учебной программой, проводимая преподавателем на аудиторных и внеаудиторных занятиях в течение академического периода;

      8) учебные достижения обучающихся – знания, умения, навыки и компетенции обучающихся, приобретаемые ими в процессе обучения и отражающие достигнутый уровень развития личности;

      9) квалификационная характеристика – нормативный документ, определяющий военно-профессиональное предназначение выпускников ВУЗов по специальности и соответствующей квалификации и квалификационные требования к ним;

      10) научно-методическая деятельность – это деятельность, направленная на перспективное развитие учебного процесса, совершенствование его содержания и методики, внедрение инноваций в учебный процесс;

      11) экзамен – специфический вид учебных занятий, реализующий заключительный этап изучения определенной дисциплины или ее части и имеющий целью проверку теоретических знаний обучающихся и выявление навыков применения полученных знаний при решении практических задач, а также умения самостоятельно работать с учебной и научной литературой по данной дисциплине;

      12) экзаменационная сессия – период промежуточной аттестации обучающихся в ВУЗах;

      13) рабочий учебный план – учебный план, разрабатываемый по всем специальностям и соответствующим квалификациям обучения на основе типового учебного плана специальности и утверждаемый начальником ВУЗа на основании решения учебно-методического совета, в котором определяется перечень учебных дисциплин обязательного и вузовского компонентов, их трудоемкость в кредитах, последовательность изучения, формы контроля;

      14) итоговый контроль – контроль учебных достижений обучающихся с целью оценки качества освоения ими программы учебной дисциплины, проводимый в период промежуточной аттестации в форме экзамена, если дисциплина изучается на протяжении нескольких академических периодов, то итоговый контроль проводится по части дисциплины, изученной в данном академическом периоде;

      15) кредит – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя;

      16) кредитная технология обучения – образовательная технология, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе учета объема освоенного учебного материала в виде кредитов;

      17) рабочая учебная программа по специальности определяет научное содержание, объем изучаемого материала и методическое построение учебной дисциплины, содержание и объем изучаемого материала и соответствует бюджету времени, отводимому на изучение учебной дисциплины. Рабочие учебные программы разрабатываются по всем дисциплинам рабочего учебного плана;

      18) рубежный контроль – контроль учебных достижений обучающихся по завершении крупного раздела (модуля, семестра) одной учебной дисциплины;

      19) учебно-методическая деятельность – это деятельность, направленная на совершенствование методики преподавания дисциплин, организации и методического обеспечения учебного процесса, повышение педагогической квалификации и мастерства профессорско-преподавательского состава;

      20) балльно-рейтинговая система оценки учебных достижений – система оценки уровня знаний в баллах, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе и позволяющая установить рейтинг кадета, курсанта, магистранта и докторанта (далее – обучающиеся);

      21) учебный процесс – это система планомерной учебной работы, учебно-методической и научно-методической деятельности командного состава, преподавательского состава, командиров подразделений обучающихся, обучающихся;

      22) заказчик – структурное подразделение Министерства обороны (далее – МО РК), Генерального штаба и Вооруженных Сил Республики Казахстан (далее – ВС РК), в интересах которого осуществляется подготовка специалиста;

      23) транскрипт – документ, содержащий перечень пройденных дисциплин за соответствующий период обучения с указанием кредитов и оценок по балльно-рейтинговой буквенной системе оценки знаний;

      24) типовой учебный план - учебный план, разрабатываемый на основе перечня специальностей и квалификаций по образовательным программам, реализуемым в высших военных, специальных учебных заведениях и Государственного общеобязательного стандарта, в котором определяется перечень учебных дисциплин обязательного компонента, минимальный объем вузовского компонента и их трудоемкость;

      25) типовая учебная программа – учебная программа дисциплины типового учебного плана специальности, которая определяет содержание, объем изучаемого материала и рекомендуемую литературу.

      3. Контроль учебного процесса организуется по указанию начальника ВУЗа и осуществляется руководящим составом ВУЗа, офицерами учебного отдела (учебно-методического управления), комиссиями по плану контроля качества учебного процесса и по плану комплексных проверок.

      Контроль учебных занятий, практик, стажировок и самостоятельной работы обучающихся является плановым и внезапным.

      Каждый преподаватель и командир подразделения обучающихся проверяется не менее одного раза за академический период.

      Подробный анализ проверенных учебных занятий и их оценка отражаются в журнале контроля учебных занятий, и доводится до преподавателей, командиров подразделений обучающихся в день проверки.

      Результаты контроля учебного процесса рассматриваются на заседаниях учебно-методического совета.

      4. В целях изучения хода учебного процесса в батальоне (дивизионе) обучающихся, на кафедре (цикле), факультете, учебном центре (полигоне), проводится комплексная проверка. На учебном центре (полигоне), кафедре (цикле) комплексная проверка проводится не реже одного раза в год. На факультете, в батальоне (дивизионе) обучающихся комплексная проверка проводится не реже одного раза в 3 года. Комплексная проверка проводится комиссией, назначенной приказом начальника ВУЗа.

      Результаты комплексных проверок обсуждаются на административном совете ВУЗ и объявляться в приказе начальника ВУЗа. Анализ комплексных проверок предоставляется в Департамент образования и науки МО РК (далее – ДОН) в течение месяца, после ее проведения.

2. Порядок организации и осуществления учебного процесса

      5. Учебный процесс является основным видом деятельности ВУЗов и включает планирование, организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

      6. Организация учебного процесса в ВУЗе обеспечивает полное и эффективное проведение всех его элементов и качественное выполнение задач по подготовке высококвалифицированных специалистов определенной специальности и соответствующей квалификации в установленные сроки.

      7. Планирование учебного процесса в ВУЗе представляет собой комплекс мероприятий, выполняемых должностными лицами по разработке документов, регламентирующих согласованную деятельность всех подразделений по обучению обучаемых.

      8. Планирование учебного процесса осуществляется учебным отделом (учебно-методическим управлением) совместно со штабом ВУЗа, факультетами (батальонами, дивизионами), кафедрами (циклами) на основе плана-календаря основных мероприятий ВУЗа на учебный год, исходя из задач, определенных руководящими документами, с учетом емкости учебно-материальной базы, особенностей дислокации ВУЗа и других условий, оказывающих влияние на его организацию.

      Планирование учебного процесса заканчивается не позже, чем за две недели до начала учебного года.

      9. Организатором и руководителем учебного процесса является заместитель начальника ВУЗа курирующий вопросы учебного процесса.

      10. Типовой учебный план разрабатывается и утверждается в соответствии с подпунктом 6) статьи 5-1 Закона "Об образовании".

      11. Типовая учебная программа разрабатывается и утверждается в соответствии с подпунктом 7) статьи 5-1 Закона "Об образовании".

      12. Ежегодно до 1 марта ДОН представляет в ВУЗах план набора на специальности и соответствующие квалификации, утвержденный Министром обороны.

      13. Ежегодно, на каждую специальность и соответствующую квалификацию ВУЗов разрабатываются квалификационные характеристики.

      14. Рабочий учебный план разрабатывается на каждую специальность и соответствующую квалификацию на весь период обучения и ежегодно уточняется. Рабочий учебный план согласовывается с заказчиком и до 1 апреля утверждается начальником ВУЗа.

      15. Паспорт кафедры (цикла) разрабатывается кафедрой (циклом) и до 1 апреля утверждается начальником ВУЗа.

      На основании паспорта кафедры (цикла), начальник (заведующий) кафедры (цикла) подает заявки в соответствующие отделы и службы ВУЗа на доукомплектование учебно-материальной базы кафедры (цикла).

      16. Расчет объема учебной нагрузки преподавателей ВУЗа по кафедрам (циклам) на учебный год производится учебным отделом (учебно-методическим управлением) и осуществляется в академических часах с учетом соотношения количества академических часов на один кредит по видам учебной работы, и/или в кредитах.

      При расчете объема учебной нагрузки преподавателей исходят из того, что один кредит равен 30 академическим часам.

      В ВУЗах, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, расчет объема учебной нагрузки преподавателей ВУЗа осуществляется в академических часах.

      17. Ежегодно, по представлению начальников (заведующих) кафедр (циклов) годовая учебная нагрузка преподавателей рассматривается на заседании учебно-методического (педагогического) совета и на основании его решения до 1 июня утверждается начальником ВУЗа. Годовая учебная нагрузка определяется для каждой должности преподавателя отдельно, в зависимости от специфики ВУЗа, объема функциональных обязанностей, общественной нагрузки и выполнения дополнительных работ.

      На основе утвержденной годовой учебной нагрузки преподавателей, учебный отдел (учебно-методическое управление) определяет необходимое количество преподавателей для ее выполнения.

      Расчет объема учебной нагрузки преподавателей на учебный год и необходимое количество преподавателей для специальных факультетов (отделений) по подготовке иностранных военнослужащих производится отдельно.

      18. В соответствии с годовой учебной нагрузкой преподавателей и численного состава кафедры (цикла) начальник (заведующий) кафедры (цикла) составляет расчет распределения учебной нагрузки между преподавателями кафедры (цикла) и план закрепления преподавателей кафедры (цикла) по факультетам, академическим потокам (курсам), взводам, учебным группам и подгруппам на учебный год которые утверждаются начальником факультета (начальником учебного отдела).

      Начальник ВУЗа перераспределяет на срок не более одного учебного года должности преподавателей по кафедрам (циклам) в зависимости от объема их учебной нагрузки, без увеличения штатной численности и фонда штатно-должностных окладов.

      19. Рабочая учебная программа (Силлабус) разрабатывается кафедрой (циклом) и до 15 июня утверждается заместителем начальника ВУЗа, курирующим вопросы учебного процесса.

      20. Учебно-методический комплекс дисциплин разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) кафедры (цикла), ведущим занятия по данной дисциплине за исключением организаций среднего образования и до 15 июня утверждается заместителем начальника ВУЗа, курирующим вопросы учебного процесса.

      21. Академический календарь учебного процесса ВУЗа содержит расчет календарного времени по факультетам (батальонам, дивизионам), по специальностям и соответствующим квалификациям, академическим потокам (курсам), академическим периодам и месяцам, а также по всем основным мероприятиям учебного процесса на учебный год и разрабатывается на основе рабочего учебного плана.

      Академический календарь разрабатывается учебным отделом (учебно-методическим управлением) и до 1 августа утверждается заместителем начальника ВУЗа курирующим вопросы учебного процесса.

      В академическом календаре указываются по факультетам (батальонам, дивизионам), академическим потокам (курсам), а при необходимости и по взводам, группам, подгруппам дни учебных занятий, каникулярные отпуска, выходы на учебный центр (полигон), учения, стрельбы, вождение машин, курсовое проектирование, выполнение контрольных занятий, промежуточная и итоговая аттестации, войсковая стажировка и практики, наряды.

      22. Доклад начальника ВУЗа о готовности к новому учебному году производится начальнику ДОН до 1 августа.

      23. Решение начальника ВУЗа на организацию учебного процесса оформляется графически в виде плана-календаря основных мероприятий ВУЗа на учебный год.

      План-календарь основных мероприятий ВУЗа на учебный год разрабатывается штабом ВУЗа совместно с факультетами, кафедрами (циклами), отделами, службами и другими подразделениями, согласовывается с начальником ДОН и за две недели до начала учебного года утверждается начальником ВУЗа.

      24. План-календарь основных мероприятий ВУЗа на месяц составляется исходя из плана-календаря основных мероприятий ВУЗа на учебный год, другими мероприятиями и увязывается с расписанием учебных занятий.

      План-календарь основных мероприятий ВУЗа на следующий месяц утверждается начальником ВУЗа не позднее, чем за 5 дней до начала месяца, доводится до начальников факультетов, кафедр (циклов), отделов, служб и командиров учебных подразделений для планирования их работы. Один экземпляр плана-календаря основных мероприятий ВУЗа на месяц представляется в ДОН.

      25. Индивидуальный план работы преподавателя (командиров учебных подразделений) на учебный год утверждается за две недели до начала учебного года:

      1) начальников (заведующих) кафедр – начальником факультета;

      2) начальников циклов – начальником учебного отдела;

      3) заместителей начальников кафедр, профессоров, доцентов, старших преподавателей и преподавателей – начальником (заведующим) кафедры (цикла).

      Учет выполнения всех видов запланированных работ ведется на основе фактически проведенных занятий, указанных в расписании занятий и отмеченных в журналах учета учебных занятий, а также выполненных учебно-методической, научно-методической деятельности и других видов работ. Заключение по выполнению индивидуальных планов преподавателей делается утвердившими их начальниками и скрепляется их подписью в разделе "Заключение".

      26. Формирование подразделений обучающихся проводится перед началом обучения на первом курсе, без распределения по специальности и соответствующей квалификации. Распределение обучающихся по специальности и соответствующей квалификации проводится в конце первого года обучения комиссией, назначаемой начальником ВУЗа, с учетом учебных достижений обучающихся и их предрасположенности к той или иной специальности и соответствующей квалификации. Состав курсов, рот (батарей), взводов, учебных групп и подгрупп устанавливается приказом начальника ВУЗ.

      27. Журнал учета учебных занятий ведется на каждый взвод, учебную группу, подгруппу обучающихся. В нем учитываются все учебные занятия, проводимые под руководством преподавателя (командиров подразделений) в соответствии с расписанием занятий, самостоятельная работа обучающихся и их посещаемость, выставляются все оценки, полученные обучающимися.

      В отдельной графе журнала делается отметка и указания должностных лиц, проверяющих ведение журнала.

      Записи в журнале о проведенных занятиях производят преподавателями (командирами учебных подразделений), проводившие занятия.

      Во время занятий журналы находятся во взводах, учебных группах, подгруппах, в остальное время - на факультетах (в батальоне, дивизионе). Их получают перед занятиями и сдают после занятий специально назначенные для этой цели обучающиеся. Журналы хранятся весь срок обучения обучающегося.

      28. Расписание учебных занятий составляется учебным отделом (учебно-методическим управлением) совместно с факультетами (батальонами, дивизионами, циклами) на академический период, утверждается заместителем начальника ВУЗа, курирующим вопросы учебного процесса и доводится до факультетов (батальонов, дивизионов, циклов) не позднее 10 рабочих дней до начала занятий. По решению заместителя начальника ВУЗа курирующего вопросы учебного процесса, допускается внесение изменений в расписание учебных занятий в течение академического периода. В ВУЗе, где подготовка обучающихся включает учения, вождение боевых машин и стрельбы, полеты, совершение прыжков, допускается составление расписания на месяц.

      В расписании указываются: академические потоки (курсы), взвода, учебные группы, подгруппы, дисциплины, время и место их проведения, фамилии преподавателей, проводящих занятия.

      Исходными документами для составления расписания занятий являются рабочие учебные планы, структурно-логические схемы (сетевые графики) специальностей и соответствующих квалификаций, план-календарь основных мероприятий ВУЗа на учебный год и на месяц, академический календарь учебного процесса ВУЗа и план закрепления преподавателей кафедры (цикла) по факультетам, академическим потокам (курсам), взводам, учебным группам и подгруппам.

      29. Расписание экзаменов составляется учебным отделом (учебно-методическим управлением) совместно с факультетами (батальонами, дивизионами, циклами), утверждается начальником ВУЗа и доводится до преподавателей, обучающихся не позднее чем, за две недели до промежуточной аттестации.

      Расписание заседаний государственных экзаменационных комиссий и расписание работы государственной аттестационной комиссии составляется учебным отделом (учебно-методическим управлением), утверждается начальником ВУЗа и доводится до преподавателей и обучающихся не позднее, чем за две недели до начала государственных экзаменов и работы государственной аттестационной комиссии.

      Расписание занятий и экзаменов вывешивается в учебном корпусе в специально отведенных местах.

      Выписки из расписания занятий и экзаменов выдаются на факультеты (батальоны, дивизионы, циклы).

      30. На каждого зачисленного в ВУЗ обучающегося оформляется зачетная книжка, которая хранится на факультете (в батальоне, дивизионе) и выдается обучающемуся в период промежуточной и итоговой аттестаций или в дни проведения рубежного контроля. Наименование военных дисциплин, не подлежащих опубликованию в открытой печати, в зачетной книжке заменяются условными обозначениями.

      В зачетную книжку заносятся оценки, полученные обучающимся на рубежных контролях, в период промежуточной и итоговой аттестаций, при защите курсовой, дипломной работы (проекта, задачи), практик и стажировки.

      В зачетной книжке обязательно производятся записи всех исправлений (пересдач) заверенные подписью начальника учебного отдела (учебно-методического управления).

      При переводе обучающегося в другой ВУЗ, а также при отчислении из ВУЗа, зачетная книжка сдается в учебный отдел (учебно-методическое управление), а взамен ее выдается академическая справка. При переводе обучающегося из другого ВУЗа или восстановлении, ему оформляется новая зачетная книжка.

      Все оценки в новую зачетную книжку заносятся на основании выданной обучающемуся академической справки и заверяются подписью начальника учебного отдела (учебно-методического управления).

      31. Для обеспечения учебного процесса военной техникой отделами и службами ВУЗа совместно с учебным отделом (учебно-методическим управлением) составляется расчет потребности в военной технике и моторесурсах в пределах лимита на год (по месяцам). Расчет производится исходя из необходимого обеспечения учебных занятий, предусмотренных учебными программами.

      Обеспечение военной техникой учебных занятий осуществляется технической частью ВУЗа по расчетам-заявкам, которые ежемесячно составляются совместно с учебным отделом (учебно-методическим управлением) и уточняются на каждый день накануне занятия. Вооружение, военная техника и личный состав, обеспечивающий занятия поступают в распоряжение руководителя занятия в установленное расчетом-заявкой время и выходят из его подчинения после окончания занятия.

      Личный состав, обеспечивающий занятия и военная техника прибывают к месту занятия и возвращаются в парк под командой старшего, который отвечает за своевременное прибытие машин к месту назначения и соблюдение при этом мер безопасности.

      Обеспечение учебных занятий средствами связи, боеприпасами, взрывчатыми веществами, средствами имитации осуществляется соответствующими отделами и службами ВУЗа по заявкам кафедр (циклов), предоставляемым через учебный отдел (учебно-методическое управление), а оружием и боеприпасами, находящимися в подразделениях - командирами подразделений.

      32. По итогам промежуточной и итоговой аттестаций учебный отдел (учебно-методическое управление) проводит анализ учебного процесса, который отражается в отчетах. Отчеты предоставляются в Национальный университет обороны имени Первого президента - Лидера нации (далее – Национальный университет обороны) не позднее двух недель после завершения промежуточной и итоговой аттестаций. Национальный университет обороны делает общий анализ отчетов всех ВУЗов и предоставляет их в ДОН.

      33. Документы по планированию и учету учебного процесса разрабатываются и ведутся учебным отделом (учебно-методическим управлением).

      В учебном отделе (учебно-методическом управлении) разрабатываются необходимые документы по планированию и учету учебного процесса.

      34. На факультете разрабатываются и ведется и другие необходимые документы по планированию и учету учебного процесса факультета.

      35. На кафедре (цикле) разрабатываются необходимые документы по планированию и учету учебного процесса кафедры.

      36. Штабом ВУЗа необходимые документы по планированию и учету учебного процесса ВУЗа.

      37. Отделом материально-технического обеспечения ВУЗа разрабатывается и ведется Перспективный (трехлетний, параллельно с бюджетным планированием) и годовой (на календарный год) планы развития и совершенствования учебно-материальной базы и отчет.

      38. Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, групповые упражнения и занятия, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя, тактико-строевые занятия, тактические занятия, тактические (тактико-специальные) учения, командно-штабные учения, военные (военно-специальные) игры, стажировки и практики, выполнение курсовых и дипломных работ (проектов, задач), докторских и магистерских диссертаций (проектов), контрольные работы, консультации и др.

      39. Лекция проводятся в виде развернутого теоретического сообщения, изложения ряда связанных между собой вопросов по определенной теме с их научным анализом, обобщением, доказательствами, заключением и выводами.

      Лекции являются одним из важнейших видов учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучающихся.

      Лекции читаются старшими преподавателями, доцентами, профессорами, начальниками (заведующими) кафедр (циклов) и их заместителями, командованием ВУЗ (факультета). К чтению лекций приказом начальника ВУЗ при необходимости допускаются преподаватели. Лекции читаются руководителями структурных подразделений МО РК, Генерального штаба ВС РК, главнокомандующими видами ВС РК, командующими войсками региональных командований и родами войск. Для чтения отдельных лекций приглашаются ученые и профессора из других учебных заведений, ведущие специалисты из войск, организаций и учреждений.

      40. Семинар проводится в виде занятия по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы, чтобы углубленным образом изучить учебную дисциплину, привить обучающимся навыки самостоятельного поиска и анализа учебной информации, сформировать и развить у них научное мышление, умение активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.

      Для качественной подготовки обучающихся к семинарам на кафедре (цикле) разрабатываются задания, которые выдаются им до проведения первых занятий по теме семинара.

      41. Групповое упражнение как вид учебного занятия, проводится с целью накопления обучающимися практического опыта в планировании, организации боевых действий, обеспечения их управления войсками (силами).

      На групповом упражнении обучающиеся действуют в одной и той же роли, выполняя функции определенного должностного лица. Групповые упражнения проводятся на местности, на картах, на макете местности, в классах управления боем, с применением средств моделирования боя.

      42. Групповое занятие как вид учебного занятия, проводится с целью изучения вооружения и военной техники (объектов), организации их применения, эксплуатации и ремонта.

      Групповые занятия проводятся на вооружении и военной технике (объектах). Групповое занятие проводится методами рассказа с показом, объяснением, упражнениями, тренировками.

      43. Лабораторное занятие как один из видов самостоятельной работы обучающихся, проводится под руководством преподавателя в специально оборудованных лабораториях, на лабораторных установках и образцах материальной части вооружения и боевой техники.

      Лабораторные занятия обычно посвящены исследованию какого-либо физического явления, устройства, системы. Лабораторные занятия имеют целью углубить и закрепить полученные теоретические знания обучающимися методам экспериментальных и научных исследований, привить навыки научного анализа и обобщения полученных результатов, навыки работы с лабораторным оборудованием, аппаратурой, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой. После выполнения лабораторной работы обучающиеся представляют отчет и защищают его.

      При проведении лабораторных работ допускается разделение учебных групп на подгруппы по 12-15 обучающихся, а для работ с вредными и опасными веществами - на подгруппы по 8-10 обучающихся.

      44. Практические занятия проводятся в виде работ обучающихся, нацеленных на выработку практических умений и приобретение навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении рабочих карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов, практическое овладение иностранными языками, отработку упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами, освоение вооружения и военной техники (объектов), овладение методами их применения, эксплуатации и ремонта. Главное их содержание составляет практическая работа каждого обучающегося.

      В целях качественного и полного выполнения каждым обучающимся установленного объема работ при проведении практических занятий учебные группы делятся на подгруппы по 12-15 обучающихся.

      45. Самостоятельная работа обучающихся подразделяется на самостоятельную работу обучающихся под руководством преподавателя и на самостоятельную работу обучающегося.

      Самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя проводится в целях активного приобретения обучающимися новых знаний, закрепления, расширения и углубления полученных знаний, а также для выполнения учебных заданий.

      Самостоятельная работа обучающегося организуется факультетом, обеспечивается и контролируется кафедрами (циклами) и проводится в целях подготовки к предстоящим учебным занятиям и обучению методам самостоятельной работы с учебным материалом.

      46. Тактико-строевое занятие является первой и необходимой ступенью слаживания подразделений. Сущность его состоит в том, что с личным составом и подразделениями отрабатываются тактические и строевые приемы, способы действий в различных видах боя: сначала по элементам в медленном темпе, затем в целом в пределах установленного нормативами времени. При неудовлетворительной отработке того или иного приема (способа действия) проводятся повторные тренировки до получения положительного результата. Здесь совершенно противопоказаны шаблон, механическое применение освоенных приемов при действиях в новой обстановке и на новой местности.

      Основной метод обучения на тактико-строевых занятиях – упражнение (тренировка).

      47. Тактическое занятие как основная форма слаживания отделения (расчета), взвода. Сущность его заключается в том, что все учебные вопросы отрабатываются в полном объеме, в комплексе и строгой последовательности, соответствующей развитию боя, в единой тактической обстановке. При необходимости в целях устранения ошибок, допущенных в ходе тактических занятий, отдельные приемы и действия отрабатыватся так же, как и на тактико-строевых занятиях, делаются короткие перерывы (выключения из обстановки).

      В ходе тактических занятий командиры получают практические навыки в управлении подразделениями и углубляют знания по организации боя.

      Основной метод обучения на тактических занятиях – практическая работа. Для проведения тактического занятия подразделения выводятся с положенным вооружением и техникой.

      48. Тактическое (тактико-специальное) учение является высшей и наиболее эффективной формой тактической подготовки частей и подразделений, важнейшим средством повышения их боевой готовности, подготовки к боевым действиям в современном бою. Их основная цель – совершенствование боевого слаживания и полевой выучки войск для умелых и решительных действий при выполнении задач по поражению противника в различных видах боя, проверки боевой готовности.

      Обучающиеся исполняют на учениях обязанности командиров подразделений, частей, офицеров штабов и других должностных лиц в соответствии с замыслом учения.

      Тактические (тактико-специальные) учения в ВУЗе проводятся по темам, охватывающим несколько видов боя на незнакомой местности в отрыве от расположения ВУЗ.

      Руководителями ротных (батарейных) тактических (тактико-специальных) учений с курсантами назначаются начальники факультетов, кафедр, организующих учения, командиры батальонов (дивизионов) курсантов. Руководителем ротных (батарейных) тактических (тактико-специальных) учений с боевой стрельбой является начальник ВУЗа, а заместителями руководителя назначаются заместители начальника ВУЗа, начальники кафедр, организующих учения.

      На тактические учения при необходимости привлекатся по решению начальника ВУЗа преподаватели других кафедр и офицеры отделов, служб ВУЗа. С целью обучения курсантов способам и технике выполнения обязанностей командиров и солдат в бою, а также с целью боевого слаживания подразделений проводятся тактико-строевые занятия, которые проводятся на оборудованной в инженерном отношении местности методом тренировок в составе подразделений, как с материальной частью, так и без нее.

      49. Командно-штабные учения и военные (военно-специальные) игры проводятся как вид учебных занятий, имеющих комплексный характер и проводящихся по важнейшим темам оперативных, оперативно-тактических, тактических (тактико-специальных) и военно-специальных дисциплин с целью формирования у обучающихся практических навыков в исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении боя (операции, боевых действий) и его всестороннем обеспечении.

      Руководителем командно-штабных учений являются, начальники ВУЗ или его заместители.

      50. По планам, утвержденным Министром обороны, первым заместителем Министра обороны - начальником Генерального штаба ВС РК, обучающиеся привлекаются на показные учения подразделений, частей и соединений ВС РК, показы вооружения и военной техники, учебные стрельбы и другие мероприятия в соответствии с программами обучения.

      51. Профессиональная практика и стажировка обучающихся в ВУЗах осуществляется в порядке, утвержденном в соответствии с подпунктом 11 статьи 5-1 Закона "Об образовании".

      В Республиканских школах "Жас Улан" осуществляется профильная практика.

      52. Курсовая работа (проект, задача) имеет целью научить обучающихся самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проектирования, производства расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений. Курсовая работа (проект, задача) выполняется в часы, отведенные на изучение дисциплины.

      Для каждой курсовой работы (проекта, задачи) кафедра разрабатывает задание, в котором определяются наименование темы, основные исходные данные, необходимые для выполнения задания, перечень рекомендуемой литературы и вопросы, подлежащие разработке. Из числа преподавателей назначается руководитель курсовой работы (проекта, задачи). Курсовая работа (проект, задача) содержит пояснительную записку и необходимое количество схем, чертежей, карт, выполненных от руки в одном экземпляре.

      Защита курсовой работы (проекта, задачи) обучающимися производится перед специальной комиссией кафедры при непосредственном участии руководителя работы. По результатам зашиты выставляется оценка. При получении неудовлетворительной оценки обучающийся выполняют работу по новой теме или перерабатывают прежнюю в сроки, устанавливаемые начальником ВУЗа (факультета).

      53. Дипломная задача предусматривает разработку организационно-методических документов на подготовку и ведение операций (боевых действий), на проведение командно-штабных и тактических (тактико-специальных) учений, штабных тренировок, групповых упражнений. Дипломная задача выполняется магистрантами по темам оперативного искусства, тактики, боевого и видам обеспечения, войсковой мобилизации, а также методики боевой, оперативной и мобилизационной подготовки войск (сил). Оформляется в виде графической части, представляемой на картах (схемах), и пояснительной записки.

      54. Для проведения учебного занятия преподавателем разрабатывается план проведения учебного занятия, который при необходимости рассматриватся на заседании кафедры (предметно-цикловой комиссии) и утверждается начальником (заведующим) кафедры (цикла).

      55. Для повышения качества подготовки военных специалистов, обеспечения преемственности всех уровней образования и обеспечения мобильности обучающихся, в ВУЗах реализуется единая кредитная технология обучения.

      56. Академический период в зависимости от его формы определяется ВУЗом, исходя из общей продолжительности учебного года, который составляет не менее 36 недель.

      В период промежуточной аттестации проводится экзамен по всем изученным дисциплинам.

      Каникулярный отпуск (зимний, летний) предоставляется обучающимся после каждого академического периода.

      Продолжительность практик определяется в неделях, исходя из нормативного времени работы обучаемых на практике в течение недели, и составляет не менее 30 часов.

      Допускается введение летнего семестра (за исключением выпускного курса).

      57. Для обеспечения академической мобильности обучающиеся при необходимости изучают отдельные дисциплины в других организациях образования, в том числе и за рубежом, на основании двустороннего договора между ВУЗами, заключенного в установленном законодательством порядке.

      58. В ВУЗах используется балльно - рейтинговая система оценки учебных достижений обучающихся по каждому виду учебных занятий.

      59. В ВУЗах, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, используется балльно - рейтинговая система оценки учебных достижений обучающихся без реализации кредитной технологии обучения.

      60. Продолжительность всех видов учебных занятий под руководством преподавателя, составляет 6 академических часов в день, кроме дней нахождения на полевых выходах, учебных центрах (полигонах), стажировки, практики. Продолжительность самостоятельной работы обучающихся, - 3 академических часа. Один академический час аудиторной работы равен 50 минутам. Допускается академический час по 100 минут без перерыва.

      Один академический час всех видов практик, научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации равен 50 минутам.

      В ВУЗах, реализующих образовательные программы технического и профессионального образования, один академический час аудиторной работы равен 45 минутам. Допускается академический час по 90 минут без перерыва.

      61. Привлечение преподавателей, а также обучающихся в период проведения учебных занятий на какие-либо мероприятия не допускается.

3. Порядок организации и проведения
учебно-методической деятельности

      62. Центром учебно-методической деятельности ВУЗа является кафедра (цикл).

      63. Основными формами и видами учебно-методической деятельности в ВУЗ являются:

      учебно-методические (методические) сборы;

      заседания учебно-методического (педагогического) совета;

      заседания учебно-методической комиссии;

      заседания предметно-цикловой комиссии;

      заседания кафедры;

      учебно-методические занятия: инструкторско-методические занятия, показные занятия, открытые занятия, пробные занятия;

      разработка и совершенствование учебно-методических материалов;

      изучение и реализация в учебном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта и опыта боевой подготовки войск.

      64. Учебно-методические (методические) сборы являются составной частью профессиональной подготовки офицерского состава ВУЗа и проводятся перед началом или в начале учебного года (академического периода). На сборах вырабатываются единые взгляды по вопросам учебного процесса и учебно-методической деятельности, в том числе на методику проведения наиболее сложных занятий, проводятся инструкторско-методические, показные и другие занятия, даются указания о порядке реализации в учебном процессе новых требований руководящих документов и опыта войск.

      65. В ВУЗе создается учебно-методический (педагогический) совет, на факультете учебно-методическая комиссия, а на цикле предметно-цикловая комиссия, которые являются консультативно-совещательными органами по вопросам учебно-методической деятельности.

      66. В состав учебно-методического (педагогического) совета входят:

      начальник учебного отдела (учебно-методического управления);

      начальники факультетов;

      начальники (заведующие) кафедр (циклов);

      командиры батальонов (дивизионов).

      Председателем учебно-методического (педагогического) совета является заместитель начальника ВУЗа курирующий вопросы учебного процесса.

      По решению учебно-методического (педагогического) совета в его состав включаются профессора и доценты ВУЗа.

      Секретарь учебно-методического (педагогического) совета назначается начальником учебного отдела (учебно-методического управления) из состава учебного отдела (учебно-методического управления).

      Решение учебно-методического (педагогического) совета правомочно, если на заседании присутствовало не менее 2/3 его списочного состава, а за принятое решение проголосовало более 50 % присутствующих.

      Секретарь учебно-методического (педагогического) совета ведет протоколы заседаний, подшивает их и контролирует исполнение решений.

      Заседания учебно-методического (педагогического) совета проводятся не реже одного раза в два месяца.

      67. В состав учебно-методической комиссии входят:

      заместители начальника факультета;

      начальники (заведующие) кафедр факультета;

      заместители начальников кафедр;

      профессора и доценты факультета;

      командиры батальонов (дивизионов) факультета.

      Председателем учебно-методической комиссии является начальник факультета.

      Секретарь учебно-методической комиссии назначается начальником факультета из состава факультета.

      Решение учебно-методической комиссии правомочно, если на заседании присутствовало не менее 2/3 его списочного состава, а за принятое решение проголосовало более 50 % присутствующих.

      Секретарь учебно-методической комиссии ведет протоколы заседаний, подшивает их и контролирует исполнение решений.

      Заседания учебно-методической комиссии проводятся не реже одного раза в месяц.

      68. В состав предметно-цикловой комиссии входят преподаватели цикла.

      Председателем предметно-цикловой комиссии является начальник цикла.

      Секретарь предметно-цикловой комиссии назначается начальником цикла из состава цикла.

      Решение предметно-цикловой комиссии правомочно, если на заседании присутствовало не менее 2/3 его списочного состава, а за принятое решение проголосовало более 50 % присутствующих.

      Секретарь предметно-цикловой комиссии ведет протоколы заседаний, подшивает их и контролирует исполнение решений.

      Заседания предметно-цикловой комиссии проводятся не реже одного раза в месяц.

      69. На заседаниях кафедры обсуждаются все вопросы деятельности кафедры.

      Секретарь заседаний кафедры назначается начальником (заведующим) кафедры из состава кафедры.

      Решения на заседаниях кафедры принимаются простым большинством голосов.

      Протоколы заседаний кафедры с принятыми решениями подписываются начальником кафедры.

      Секретарь ведет протоколы заседаний, подшивает их и контролирует исполнение решений.

      70. Учебно-методические занятия, за исключением пробных занятий, отражаются в плане учебно-методической и научно-методической деятельности ВУЗа на учебный год.

      Инструкторско-методические занятия проводятся по наиболее важным и сложным темам рабочей учебной программы, особенно по занятиям, проводимым двумя и более преподавателями или с привлечением к их проведению командиров подразделений обучающихся, а также инструкторского состава. Инструкторско-методические занятия проводятся в целях отработки методики организации и проведения занятий, освоения наиболее эффективных методических приемов, установления единства в понимании и методике отработки учебных вопросов. Инструкторско-методические занятия проводятся начальником ВУЗа и его заместителями, начальниками факультетов, начальниками (заведующими) кафедр (циклов), старшими преподавателями, командирами батальонов (дивизионов) и рот.

      Показные занятия проводятся методистами учебного отдела (учебно-методического управления) и лучшими методистами из состава преподавателей с целью показать образцовую организацию и методику проведения занятий, эффективные методы использования на занятиях лабораторного оборудования, вооружения и военной техники, других элементов учебно-материальной базы. Показные занятия организуются в соответствии с расписанием учебных занятий и на них привлекаются методисты учебного отдела (учебно-методического управления), преподаватели и командиры подразделений обучающихся.

      Открытые занятия проводятся в соответствии с расписанием учебных занятий в целях обмена опытом, оказания помощи преподавателям и командирам подразделений обучающихся в организации занятий и методике их проведения, а также в целях контроля учебных занятий.

      Пробные занятия проводятся по решению начальника кафедры (цикла) в целях определения подготовленности преподавателя и допуска его к самостоятельному проведению занятий с обучающимися, а также рассмотрения организации и методики проведения занятий по новым темам и вопросам. Пробные занятия проводятся без обучающихся, только перед преподавателями.

      71. Показные, открытые и пробные занятия обсуждаются на заседаниях учебно-методического совета, учебно-методической комиссии, предметно-цикловой комиссии или кафедры.

      Анализ проведенных учебно-методических занятий и их оценка заносятся в журнал контроля учебных занятий.

      72. Для обобщения и распространения передового опыта обучения, повышения педагогического мастерства преподавателей в ВУЗе и на кафедрах (циклах) создаются учебно-методические кабинеты.

4. Порядок организации и осуществления
научно-методической деятельности

      73. Научно-методическая деятельность в ВУЗе включает:

      проведение научно-методических конференций и семинаров;

      разработка и выпуск учебных изданий, учебно-методических комплексов дисциплин;

      мониторинг учебных изданий;

      привлечение ведущих специалистов в области образования для внедрения инноваций в учебный процесс.

      74. Научно-методические конференции и семинары проводятся в ВУЗе, на факультетах и кафедрах (циклах). На них рассматриваются результаты научно-методических исследований по проблемам военного образования, пути дальнейшего совершенствования подготовки военных специалистов, вопросы научной организации труда преподавателей, внедрения инноваций в учебный процесс.

      Проводится межвузовские научно-методические конференции и семинары.

      Научно-методические конференции вырабатывают рекомендации в целях их внедрения в учебный процесс.

      Научно-методические конференции в рамках ВУЗа организуются и проводятся учебным отделом (учебно-методическим управлением) один раз в год, в конце учебного года.

      75. Организация работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в ВУЗах осуществляется в порядке, утвержденном в соответствии с подпунктом 8) статьи 5-1 Закона "Об образовании".