Об утверждении Требований к системе управления рисками центрального контрагента, условиям и порядку мониторинга, контроля и управления рисками центрального контрагента

Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 января 2016 года № 11. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 февраля 2016 года № 13314.

Действующий

      В соответствии с Законом Республики Казахстан от 2 июля 2003 года "О рынке ценных бумаг" Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Требования к системе управления рисками центрального контрагента, условиям и порядку мониторинга, контроля и управления рисками центрального контрагента.

      2. Департаменту методологии контроля и надзора (Абдрахманов Н.А.) в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) совместно с Департаментом правового обеспечения (Сарсенова Н.В.) государственную регистрацию настоящего постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) направление настоящего постановления в республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения "Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан":

      на официальное опубликование в информационно-правовой системе "Әділет" в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      для включения в Государственный реестр нормативных правовых актов Республики Казахстан, Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан в течение десяти календарных дней со дня его получения Национальным Банком Республики Казахстан после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      3) размещение настоящего постановления на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан после его официального опубликования.

      3. Департаменту международных отношений и связей с общественностью (Казыбаев А.К.) обеспечить направление настоящего постановления на официальное опубликование в периодических печатных изданиях в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Национального Банка Смолякова О.А.

      5. Настоящее постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Председатель


Национального Банка

Д. Акишев


  Утверждены
постановлением Правления
Национального Банка
Республики Казахстан
от 28 января 2016 года № 11

Требования к системе управления рисками центрального
контрагента, условиям и порядку мониторинга, контроля и
управления рисками центрального контрагента

      1. Настоящие Требования к системе управления рисками центрального контрагента, условиям и порядку мониторинга, контроля и управления рисками центрального контрагента (далее – Требования) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 2 июля 2003 года "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон о рынке ценных бумаг) и устанавливают требования к системе управления рисками центрального конрагента, условиям и порядку мониторинга, контроля и управления рисками центрального контрагента.

      2. В Требованиях используются следующие понятия:

      1) ценовой риск – риск возникновения расходов (убытков) вследствие изменения стоимости финансовых инструментов, возникающий в случае изменения условий финансовых рынков, влияющих на рыночную стоимость финансовых инструментов, товаров;

      2) репутационный риск - вероятность возникновения потерь, неполучения запланированных доходов в результате сужения клиентской базы, снижения иных показателей развития вследствие формирования в обществе негативного представления о финансовой надежности центрального контрагента, качестве оказываемых услуг или характере деятельности центрального контрагента в целом;

      3) валютный риск - вероятность возникновения финансовых потерь вследствие неблагоприятных изменений курсов иностранных валют при осуществлении центральным контагентом своей деятельности;

      4) расчетная организация – организация, осуществляющая организацию расчетов (платежей) по сделкам с финансовыми инструментами;

      5) гарантийный фонд - средства, сформированные за счет активов клиентов центрального контрагента;

      6) кредитный риск - вероятность возникновения потерь, возникающая вследствие невыполнения контрагентом своих обязательств в соответствии с оговоренными условиями;

      7) правовой риск - вероятность возникновения потерь вследствие:

      нарушения контрагентами требований нормативных правовых актов Республики Казахстан, а также условий заключенных договоров;

      несовершенства правовой системы (противоречивости законодательства, отсутствия правовых норм по регулированию отдельных вопросов, возникающих в процессе деятельности центрального контрагента);

      допущения правовых ошибок при осуществлении деятельности (неправильные юридические консультации или неверное составление документов, в том числе при рассмотрении спорных вопросов в судебных органах);

      несоблюдения центральным контрагентом требований законодательства Республики Казахстан, а в отношениях с нерезидентами Республики Казахстан - применимого законодательства других государств;

      несоблюдения центральным контрагентом условий заключенных договоров;

      8) операционный риск - вероятность возникновения потерь в результате неадекватных или недостаточных внутренних процессов, человеческих ресурсов и систем или внешних событий, в том числе:

      риск, вызванный неадекватными стратегиями, политиками и (или) стандартами в области информационных технологий, недостатками использования программного обеспечения;

      риск, связанный с неадекватной информацией либо ее несоответствующим использованием;

      риск, связанный с неадекватным построением бизнес-процессов либо слабым контролем за соблюдением внутренних документов и правил;

      риск, связанный с неопределенной, неадекватной организационной структурой центрального контрагента, включая распределение ответственности, структуру подотчетности и управления;

      риск, связанный с несоответствующим управлением персоналом и (или) неквалифицированным персоналом центрального контрагента;

      риск, связанный с несоответствием внутренних документов центрального контрагента требованиям законодательства;

      риск, связанный с действиями персонала банка, который негативно отразиться на деятельности центрального контрагента, мошенничество;

      риск, вызванный непредвиденными или неконтролируемыми факторами внешнего воздействия на операции центрального контрагента;

      9) центральный контрагент – клиринговая организация, центральный депозитарий, фондовая биржа или иная организация, осуществляющая функции центрального контрагента при заключении сделок в торговой системе фондовой биржи;

      10) собственные активы центрального контрагента - активы центрального контрагента, включая уставный капитал центрального контрагента, резервный фонд центрального контрагента, а также активы, сформированные за счет прибыли от деятельности центрального контрагента, за исключением денег и финансовых инструментов клиентов центрального контрагента;

      11) риск потери ликвидности - вероятность возникновения потерь в результате неспособности центрального контрагента выполнить свои обязательства в установленный срок без значительных убытков;

      12) процентный риск - вероятность возникновения финансовых потерь вследствие неблагоприятного изменения рыночных процентных ставок по активам, пассивам и внебалансовым инструментам;

      13) резервный фонд - средства, сформированные за счет собственных активов центрального контрагента и предназначенные для снижения рисков деятельности центрального контрагента;

      14) стресс - тестинг – методы измерения потенциального влияния на финансовое положение центрального контрагента исключительных, но возможных событий, которые оказывают влияние на деятельность центрального контрагента;

      15) риск – вероятность того, что ожидаемые или непредвиденные события оказывают негативное влияние на центральный контрагент, его капитал или доходы;

      16) уполномоченный орган - уполномоченный орган по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

      3. Совет директоров центрального контрагента обеспечивает соответствие системы управления рисками Требованиям и создает условия для исполнения органами, подразделениями и работниками центрального контрагента возложенных на них обязанностей в области управления рисками.

      4. Требования к системе управления рисками центрального контрагента подразделяются на:

      1) базовые требования к наличию системы управления рисками;

      2) требования к организационной структуре;

      3) требования к порядку мониторинга, контроля и управления рисками;

      4) требования к организации деятельности по осуществлению сделок с финансовыми инструментами за счет собственных активов;

      5) требования к наличию системы внутреннего контроля.

      5. Центральный контрагент ежегодно не позднее 1 (первого) июля года, следующего за отчетным, представляет в уполномоченный орган отчет по оценке выполнения требований к системе управления рисками по форме согласно приложению к Требованиям.

      6. Центральный контрагент ежемесячно проводит стресс-тестинг по видам рисков, указанных в подпунктах 1), 2), 3), 4), 5) и 6) пункта 30 Требований, в порядке, предусмотренном политикой центрального контрагента по управлению рисками.

      7. Результаты стресс-тестинга по рискам, указанным в подпунктах 1), 2), 3), 4) и 5) пункта 30 Требований, оформляются в порядке, определенном политикой центрального контрагента по управлению рисками, и представляются в уполномоченный орган не реже 1 (одного) раза в квартал, в срок не позднее 5 (пятого) рабочего дня месяца, следующего за отчетным кварталом.

      8. Результаты стресс-тестинга по операционному риску оформляются в порядке, определенном политикой центрального контрагента по управлению рисками, и представляются в уполномоченный орган не реже 1 (одного) раза в полугодии, в срок не позднее 5 (пятого) рабочего дня месяца, следующего за отчетным полугодием.

      9. Наличие системы управления рисками центрального контрагента предусматривает соответствие деятельности центрального контрагента требованиям по корпоративному управлению, наличию практики проведения операций в рамках осуществляемого профессионального вида деятельности на рынке ценных бумаг.

      10. Система управления рисками центрального контрагента охватывает следующие направления ее деятельности:

      1) сбор, ввод, хранение и распространение информации, предоставляемой участниками торгов, фондовой биржей, центральным депозитарием и (или) расчетной организацией;

      2) сбор, анализ и хранение информации по торгам и сделкам, заключенным в торговой системе фондовой биржи, а также клирингу;

      3) предоставление информации для принятия решений заинтересованным органам центрального контрагента и обмен информацией между органами и подразделениями центрального контрагента;

      4) инвестирование собственных активов центрального контрагента в финансовые инструменты;

      5) формирование и использование специальных резервных и (или) гарантийных фондов;

      6) создание и совершенствование организационной структуры управления рисками центрального контрагента;

      7) определение порядка организации работы с участниками торгов, в том числе определение процедур по рассмотрению и разрешению споров, а также применению соответствующих мер в случае невыполнения участниками торгов своих обязательств;

      8) выявление и идентификация рисков с помощью следующих методов:

      проведение регулярного мониторинга системы центрального контрагента в целях обеспечения бесперебойности, непрерывности процесса;

      аудит используемого программно-технического обеспечения центрального контрагента;

      мониторинг соблюдения центральным контрагентом требований, установленных законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг и политикой центрального контрагента по управлению рисками;

      мониторинг финансового состояния участников торгов, а также на предмет их соответствия требованиям внутренних документов центрального контрагента;

      проведение стресс-тестинга в порядке, предусмотренном политикой центрального контрагента по управлению рисками;

      9) разработка и утверждение внутренних документов.

      11. Система управления рисками предусматривает, но не ограничивается наличием следующих внутренних документов:

      1) политики центрального контрагента по управлению рисками;

      2) порядка инвестирования собственных активов центрального контрагента;

      3) порядка и условий формирования, а также использования специального резервного и (или) гарантийного фондов;

      4) процедур осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита;

      5) процедур управления существующими и потенциальными конфликтами интересов в центральном контрагенте;

      6) процедур, направленных на предотвращение использования инсайдерской информации и информации, составляющей коммерческую тайну на рынке ценных бумаг, руководящими и иными работниками центрального контрагента;

      7) условий и порядка мониторинга и контроля участников торгов на предмет соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, регламентирующего порядок их деятельности в качестве участников торгов, внутренних документов центрального контрагента и требованиям к финансовому состоянию участников торгов;

      8) требований к участникам торгов;

      9) информационной политики центрального контрагента.

      12. Политика центрального контрагента по управлению рисками определяет:

      1) полномочия и функциональные обязанности совета директоров, правления, ответственного подразделения центрального контрагента по управлению рисками и подразделения центрального контрагента по мониторингу и контролю участников торгов, а также порядок обмена информацией между данными органами и подразделениями;

      2) процедуры по идентификации и оценке рисков, включая порядок определения количественных значений показателей рисков, связанных с деятельностью центрального контрагента и функционированием его системы;

      3) процедуры по проведению стресс-тестинга, а также процедуры по определению максимально допустимых значений показателей рисков;

      4) меры по управлению рисками, возникающими в процессе деятельности центрального контрагента и функционирования его системы;

      5) механизм мониторинга эффективности процедур, установленных подпунктом 2) настоящего пункта, адекватности оценок значений показателей рисков центрального контрагента и мер по управлению рисками;

      6) механизм мониторинга эффективности мер, принимаемых в случае несоответствия процедурам, установленным подпунктом 2) настоящего пункта, и мерам, установленным подпунктом 3) настоящего пункта;

      7) процедуры по мониторингу, оценке и контролю рисков, в том числе:

      меры по мониторингу рисков, предпринимаемые ответственным подразделением центрального контрагента по управлению рисками совместно с другими подразделениями центрального контрагента;

      оценка рисков, осуществляемая ответственным подразделением центрального контрагента по управлению рисками, включая оценку частоты возникновения рисков, последующее ранжирование воздействий, оказанных данными рисками, и установление максимально допустимых значений показателей рисков;

      мониторинг рисков, проводимый ответственным подразделением центрального контрагента по управлению рисками, включающий мониторинг изменения значений показателей рисков центрального контрагента и максимально допустимых значений данных показателей, а также мер, предпринимаемых в целях минимизации рисков в случае несоответствия значений показателей рисков максимально допустимым значениям показателей рисков;

      механизм незамедлительного представления отчетности совету директоров о любых значительных случаях, способных повлечь за собой ответственность центрального контрагента по сделкам, заключенным участниками торгов в торговой системе фондовой биржи, подразделением, в функции которого входит выявление таких случаев;

      мониторинг рисков, проводимый ответственным подразделением центрального контрагента по мониторингу и контролю участников торгов, включающий мониторинг изменения значений показателей рисков участников торгов и максимально допустимых значений данных показателей рисков, а также мер, предпринимаемых в целях минимизации рисков в случае несоответствия значений показателей рисков максимально допустимым значениям показателей рисков.

      13. Порядок инвестирования собственных активов центрального контрагента устанавливает условия и порядок осуществления сделок с финансовыми инструментами за счет собственных активов, типовые формы документов, используемых в процессе осуществления сделок с финансовыми инструментами за счет собственных активов, и включает описание процедур по:

      1) разработке политики инвестирования собственных активов центрального контрагента;

      2) подготовке рекомендаций для принятия инвестиционных решений в отношении собственных активов центрального контрагента, предусматривающих:

      перечень должностей лиц, уполномоченных на выдачу рекомендаций;

      порядок осуществления анализа состояния инвестиционного портфеля;

      порядок осуществления анализа наличия, условий обращения и доходности финансовых инструментов, в которые предполагается осуществить инвестирование;

      порядок осуществления анализа рисков, связанных с финансовыми инструментами, в которые предполагается осуществить инвестирование;

      порядок осуществления анализа факторов, существенных для выдачи рекомендаций;

      3) принятию инвестиционных решений в отношении собственных активов центрального контрагента, содержащих описание работы инвестиционного комитета, периодичность проведения и оформления результатов заседаний;

      4) взаимодействию органов и подразделений центрального контрагента в процессе подготовки, принятия и исполнения инвестиционных решений, в том числе в части управления потенциальными конфликтами интересов между осуществлением функций центрального контрагента и инвестирования собственных активов центрального контрагента;

      5) заключению сделок с финансовыми инструментами за счет собственных активов и осуществлению контроля за их исполнением, содержащих описание процессов по взаимодействию с посредником (брокером), с помощью которого предполагается заключение сделки (при наличии такового), контролю за совершением сделок, осуществлению сверок состава и движения активов, ведению внутреннего учета и документооборота заключенных сделок, а также перечень руководящих работников, осуществляющих контроль за заключением сделок с финансовыми инструментами за счет собственных активов;

      6) подготовке правлением центрального контрагента отчетности о результатах деятельности по операциям с финансовыми инструментами, совершенным за счет собственных активов.

      14. В целях обеспечения заключения сделок с финансовыми инструментами за счет собственных активов центрального контрагента разрабатывается политика инвестирования собственных активов, включающая, но не ограничивающаяся следующим:

      1) целями и стратегией инвестирования собственных активов;

      2) описанием и перечнем объектов инвестирования;

      3) лимитами инвестирования собственных активов по видам финансовых инструментов;

      4) условиями и ограничениями, установленными в отношении сделок с финансовыми инструментами, совершаемыми за счет собственных активов;

      5) условиями хеджирования и диверсификации собственных активов с указанием перечня и описания инструментов хеджирования;

      6) информацией об основных рисках, связанных с инвестированием собственных активов.

      15. Политика инвестирования собственных активов центрального контрагента и все изменения и дополнения в нее утверждаются советом директоров центрального контрагента.

      16. Порядок и условия формирования, а также использования специальных резервных и (или) гарантийных фондов включают:

      1) методику определения и оценки размеров специальных резервных и (или) гарантийных фондов;

      2) порядок и условия осуществления взносов в специальные резервные и (или) гарантийные фонды центральным контрагентом и участниками торгов;

      3) порядок и условия осуществления выплат из специальных резервных и (или) гарантийных фондов;

      4) возможность, порядок и условия инвестирования активов специальных резервных и (или) гарантийных фондов.

      17. Требования к организации деятельности по осуществлению сделок с финансовыми инструментами за счет собственных активов, в том числе резервного фонда, устанавливаются законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, регулирующим деятельность лиц, которые осуществляют функции центрального контрагента.

      18. Размер взноса в гарантийный фонд определяется центральным контрагентом исходя из необходимости поддержания размера гарантийного фонда на уровне не ниже размера потенциальных убытков центрального контрагента, в случае неисполнения допущенных к клирингу обязательств двух участников клиринга с наибольшим объемом указанных обязательств. Размер потенциальных убытков определяется с допущением вероятности их возникновения, соответствующей уровню надежности девяносто девять процентов.

      Центральный контрагент размещает деньги, составляющие гарантийный фонд, во вклады в неаффилиированных с ним банках второго уровня Республики Казахстан.

      Центральный контрагент оценивает позиции участников по текущей рыночной стоимости и взимает дополнительные гарантийные депозиты (вариационную маржу) не реже одного раза в день, чтобы ограничить накопление текущих рисков.

      19. Процедуры осуществления внутреннего контроля и внутреннего аудита определяют:

      1) состав службы внутреннего аудита, ее функции, обязанности и полномочия;

      2) требования к работникам, осуществляющим внутренний аудит и внутренний контроль;

      3) предмет и объект внутреннего аудита и внутреннего контроля;

      4) масштаб и частоту проведения проверок службой внутреннего аудита;

      5) обязательную к использованию при проведении внутреннего аудита систему оценки эффективности системы управления рисками;

      6) требования к составлению плана проведения внутреннего аудита;

      7) сроки и форму представления службой внутреннего аудита отчетов о результатах проверок совету директоров центрального контрагента.

      20. Процедуры управления существующими и потенциальными конфликтами интересов в центральном контрагенте, возникающими в ходе осуществления деятельности центрального контрагента между ее органами и (или) подразделениями, включают:

      1) процедуры принятия решений органами центрального контрагента, направленные на обеспечение:

      независимости решений, принимаемых членами органов центрального контрагента;

      отсутствия заинтересованности у членов органов центрального контрагента в принимаемых решениях;

      ограничения в использовании членами органов и работниками центрального контрагента информации, полученной в ходе проведения заседаний органов центрального контрагента, в личных целях либо в интересах третьих лиц до официального распространения данной информации среди широкого круга лиц;

      2) требования по обязательному составлению и хранению протоколов по итогам проведения заседаний органов центрального контрагента;

      3) описание существующих и потенциальных конфликтов интересов между подразделениями центрального контрагента, между органами и подразделениями центрального контрагента, между органами центрального контрагента;

      4) мероприятия, проводимые центральным контрагентом с целью урегулирования существующих конфликтов интересов, а также превентивные меры, направленные на урегулирование потенциальных конфликтов интересов.

      21. Процедуры, предусматривающие предотвращение использования инсайдерской информации и информации, составляющей коммерческую тайну на рынке ценных бумаг, руководящими и иными работниками центрального контрагента, направлены на:

      1) предотвращение заключения сделок с использованием инсайдерской и иной конфиденциальной информации в своих интересах или в интересах третьих лиц;

      2) предотвращение передачи третьим лицам или распространения среди широкого круга лиц инсайдерской или основанной на ней информации, в том числе конфиденциальной, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Казахстан;

      3) ограничение возможности предоставления работниками центрального контрагента рекомендаций третьим лицам о заключении сделок с финансовыми инструментами, основанных на инсайдерской и иной конфиденциальной информации;

      4) меры, предусмотренные статьей 56-1 Закона о рынке ценных бумаг, в части контроля за распоряжением и использованием инсайдерской информации центрального контрагента.

      22. Условия и порядок мониторинга и контроля участников торгов на предмет соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, регламентирующего порядок их деятельности в качестве участников торгов, внутренних документов центрального контрагента и требованиям к финансовому состоянию участников торгов, включают следующее:

      1) перечень отчетов участников торгов и иной информации, необходимых для мониторинга их финансового состояния;

      2) условия и сроки предоставления отчетов и иной информации, указанных в подпункте 1) настоящего пункта;

      3) порядок и сроки рассмотрения центральным контрагентом отчетов и иной информации, указанных в подпункте 1) настоящего пункта;

      4) методику оценки финансового состояния участников торгов;

      5) порядок и сроки составления и представления сводных отчетов о финансовом состоянии участников торгов руководящим работникам и подразделениям центрального контрагента;

      6) порядок и условия применения мер в отношении участника торгов, не соответствующего требованиям, установленным к финансовому состоянию участников торгов;

      7) годовой план мониторинга участников торгов на предмет соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, регламентирующего порядок их деятельности в качестве участников торгов, и внутренних документов центрального контрагента;

      8) порядок и условия проведения проверки участников торгов на предмет соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, регламентирующего порядок их деятельности в качестве участников торгов, и внутренних документов центрального контрагента;

      9) методику оценки соответствия участников торгов требованиям законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, регламентирующего порядок их деятельности в качестве участников торгов, и внутренних документов центрального контрагента;

      10) порядок и сроки оформления результатов проверки участников торгов и представления данной информации руководящим работникам и подразделениям центрального контрагента;

      11) порядок и условия применения мер в отношении участника торгов, не соответствующего требованиям законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, регламентирующего порядок их деятельности в качестве участников торгов, и внутренних документов центрального контрагента.

      23. Требования к участникам торгов включают требования к:

      1) финансовому состоянию;

      2) наличию надлежащей системы управления рисками и внутреннего контроля;

      3) соблюдению мер по обеспечению исполнения обязательств по сделкам, заключаемым в торговой системе фондовой биржи, в том числе к формированию необходимого обеспечения по таким сделкам.

      24. Информационная политика центрального контрагента включает, но не ограничивается следующим:

      1) порядком и условиями раскрытия информации центральным контрагентом;

      2) требованиями по регулярному мониторингу информации, способной повлиять на репутацию центрального контрагента;

      3) требованиями по своевременному принятию необходимых мер в случае появления и распространения информации, способной нанести вред репутации центрального контрагента.

      25. Инструкция по технике безопасности включает:

      1) основные требования по пожарной безопасности;

      2) план действий на случай возникновения форс-мажорных и (или) непредвиденных обстоятельств, который содержит описание действий работников центрального контрагента в случае наступления форс-мажорных и (или) непредвиденных обстоятельств;

      3) порядок использования программно-технических комплексов и иного оборудования работниками центрального контрагента;

      4) последовательность осмотра помещений центральным контрагентом перед их закрытием.

      26. В целях обеспечения создания и эффективного функционирования системы управления рисками центрального контрагента в организационной структуре центрального контрагента формируется отдельное подразделение, осуществляющее управление рисками.

      27. Руководитель и работники подразделения по управлению рисками имеют высшее образование, обладают профессиональной компетентностью и опытом работы не менее 3 (трех) лет в области управления рисками, а также обладают знаниями законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг.

      28. Организационная структура центрального контрагента включает в себя подразделение, основной функцией которого является мониторинг и контроль участников торгов на предмет соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, регламентирующего порядок их деятельности в качестве участников торгов, и внутренних документов центрального контрагента.

      29. С целью управления существующими и потенциальными конфликтами интересов, возникающими в ходе осуществления деятельности центрального контрагента между ее органами и (или) подразделениями, принимаются следующие меры:

      1) обеспечивается подотчетность подразделений, где существует или возникает конфликт интересов, разным руководящим работникам центрального контрагента;

      2) разрабатывается и внедряется порядок обмена информацией между подразделениями и органами центрального контрагента с учетом существующих и потенциальных конфликтов интересов;

      3) регулярно осуществляется проверка службой внутреннего аудита деятельности подразделений и работников центрального контрагента на соответствие принятым процедурам по управлению существующими и потенциальными конфликтами интересов.

      30. Центральный контрагент в своей деятельности осуществляет мониторинг каждого из следующих видов рисков:

      1) кредитный риск;

      2) риск потери ликвидности;

      3) ценовой риск;

      4) валютный риск;

      5) процентный риск

      6) операционный риск;

      7) репутационный риск;

      8) правовой риск;

      9) иные риски в соответствии с политикой центрального контрагента по управлению рисками.

      31. Подразделение, осуществляющее управление рисками, совместно с подразделением, осуществляющим мониторинг и контроль участников торгов, и подразделением правового обеспечения (юридическим подразделением) центрального контрагента обеспечивают регулирование правовых рисков, возникающих вследствие нарушения центральным контрагентом требований законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, в том числе несоответствия внутренних документов центрального контрагента требованиям нормативных правовых актов Республики Казахстан, несоответствия практики деятельности центрального контрагента ее внутренним документам, путем:

      1) осуществления контроля за соответствием деятельности центрального контрагента законодательству Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, внутренним правилам и процедурам центрального контрагента;

      2) осуществления контроля за соответствием деятельности центрального контрагента требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, внутренними правилами центрального контрагента;

      3) ознакомления на постоянной основе работников центрального контрагента с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, регулирующим деятельность центрального контрагента;

      4) проведения оценки рисков невыполнения центральным контрагентом требований, установленных законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, в связи с его изменением.

      32. Целью мониторинга, контроля и управления рисками являются:

      1) своевременное выявление рисков и угроз;

      2) повышение качества оценки максимально допустимых значений показателей рисков;

      3) развитие альтернативных механизмов контроля рисков;

      4) обеспечение принятия своевременных мер по минимизации и управлению рисками;

      5) вовлечение отдельных подразделений центрального контрагента, включая подразделение по управлению рисками, в процесс мониторинга и оценки рисков.

      33. Процедура выявления рисков основывается на тщательном обзоре и мониторинге, осуществляемым каждым подразделением центрального контрагента в зависимости от вида деятельности подразделения совместно с подразделением по управлению рисками.

      34. Выявленные риски анализируются по следующим характеристикам:

      1) частота наступления рисков;

      2) масштаб воздействия рисков.

      35. На основе результатов анализа риски дифференцируются как приемлемые и неприемлемые в зависимости от значения показателя рисков, определенного в качестве допустимого.

      36. Результаты оценки и контроля рисков используются для определения количественного значения показателя риска как в целом (интегрального значения), так и для каждого отдельного вида деятельности центрального контрагента.

      37. Количественное значение показателей рисков позволяет оценить максимально допустимые значения показателей рисков, соответствие рисков установленным допустимым показателям, а также необходимость принятия соответствующих решений для минимизации и управления рисками, несоответствующих установленным допустимым показателям.

      38. Количественные значения показателей рисков, свойственных каждому отдельному виду деятельности центрального контрагента, рассчитываются подразделением центрального контрагента, осуществляющим данный вид деятельности, совместно с подразделением по управлению рисками.

      39. Подразделение клиринговой организации по управлению рисками уведомляет совет директоров и правление о технических сбоях и иных обстоятельствах, повлекших нарушение процесса по итогам сделок с финансовыми инструментами в торговой системе фондовой биржи, в день возникновения таких технических сбоев и иных обстоятельств.

      40. Совет директоров центрального контрагента обеспечивает предоставление информации о технических сбоях и иных обстоятельствах, повлекших нарушение процесса, в уполномоченный орган в течение дня, следующего за днем их наступления.

      41. Подразделением центрального контрагента по управлению рисками ежеквартально составляется отчет совету директоров и правлению о количестве случаев наступления рисков и размере ущерба, понесенном в результате наступления рисков, а также предоставляется план мероприятий по минимизации как самих рисков, так и последствий от их наступления.

      42. На основе заключения, подготовленного подразделением центрального контрагента по управлению рисками, по оценке количественных значений показателей рисков правление центрального контрагента определяет максимально допустимые значения показателей рисков, которые утверждаются советом директоров центрального контрагента.

      43. В случае возникновения новых рисков и (или) в случае несоответствия значений показателей рисков максимально допустимым значениям показателей рисков подразделение центрального контрагента, выявившее риск и (или) обнаружившее данное несоответствие, уведомляет совет директоров и правление.

      44. На основе результатов оценки рисков определяются возможные меры, направленные на их минимизацию.

      45. Минимизация рисков является необходимой в тех случаях, когда значение рисков приближается к пределам либо выходит за пределы допустимых значений показателей рисков. Минимизация рисков осуществляется путем принятия одной или нескольких из следующих мер по:

      1) совершенствованию процедур по выявлению и минимизации ущерба в случае наступления рисков, свойственных тем или иным решениям, принимаемым органами центральным контрагентом в процессе ее деятельности;

      2) повышению квалификации работников центрального контрагента в области управления рисками;

      3) проведению внеплановых проверок службой внутреннего аудита функционирования системы центрального контрагента и (или) работы подразделений центрального контрагента;

      4) повышению контроля со стороны руководящих работников центрального контрагента за мероприятиями, направленными на минимизацию рисков;

      5) формированию дополнительных специальных гарантийных и (или) резервных фондов в случаях, предусмотренных внутренними документами центрального контрагента.

      46. Совет директоров центрального контрагента утверждает порядок предоставления отчетности по произошедшим случаям наступления рисков, задачами которого являются:

      1) формирование информационной базы о потерях вследствие наступления рисков;

      2) совершенствование процессов по управлению и минимизации рисков через анализ информации о фактическом ущербе, понесенном в результате наступления рисков;

      3) проведение периодической оценки стоимости ущерба, возникающего в результате наступления рисков;

      4) обеспечение своевременного и надлежащего реагирования на существенные случаи наступления рисков;

      5) обеспечение полной синхронизации процедур по сбору, вводу, обработке и хранению данных, а также предотвращению ошибок по дублированию и (или) упущению информации.

      47. Требования к организации деятельности по осуществлению сделок с финансовыми инструментами за счет собственных активов центрального контрагента устанавливаются внутренними документами центрального контрагента, определяющими порядок инвестирования собственных активов центрального контрагента.

      48. Совет директоров центрального контрагента обеспечивает наличие адекватной системы внутреннего контроля и создает условия для исполнения работниками центрального контрагента своих обязанностей в области внутреннего контроля.

      49. Система внутреннего контроля в центральном контрагенте создается для достижения следующих целей:

      1) операционная и финансовая эффективность деятельности центрального контрагента, что предполагает проверку эффективности управления активами центрального контрагента и определения вероятности убытков;

      2) надежность, полнота и своевременность финансовой и управленческой информации. Данная цель предполагает проверку составления достоверной и качественной финансовой отчетности и других финансовых документов, используемых клиринговой организацией при принятии решений;

      3) соблюдение требований законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, а также требований документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры центрального контрагента.

      50. Функционирование системы внутреннего контроля обеспечивается по принципу непрерывного поочередного прохождения следующих трех этапов:

      1) формирование системы внутреннего контроля (с учетом результатов оценки эффективности) путем включения процедур во внутренние регламенты центрального контрагента;

      2) исполнение внутренних документов центрального контрагента в работе;

      3) проведение оценки эффективности системы внутреннего контроля.

      51. Система внутреннего контроля включает в себя проведение следующих процедур:

      1) ежеквартальная проверка процесса достижения центральным контрагентом поставленных целей и задач посредством представления совету директоров отчетов о текущих результатах деятельности центрального контрагента с приложением плановых показателей деятельности;

      2) проверка на ежемесячной основе руководителями подразделений стандартных детальных отчетов о результатах деятельности подразделения;

      3) проверка с целью контроля за ограничением доступа к материально значимой информации и программно-техническому обеспечению центрального контрагента;

      4) проверка соблюдения установленных лимитов риска и реализация мероприятий по устранению выявленных несоответствий;

      5) установление требований советом директоров центрального контрагента к перечню операций, требующих обязательной авторизации;

      6) проверка условий операций и результатов применения моделей управления рисками, связанных с деятельностью центрального контрагента;

      7) проверка своевременности, правильности, полноты и точности отражения проведенных операций в учете и отчетности центрального контрагента;

      8) проверка надежности функционирования программно-технического обеспечения центрального контрагента;

      9) проверка эффективности надзорных процедур в отношении центрального контрагента торгов;

      10) проверка эффективности процедур, направленных на управление существующими и потенциальными конфликтами интересов в центральном контрагенте;

      11) ежеквартальная проверка правильности и достоверности оценки стоимости финансовых инструментов, осуществляемой в соответствии с требованиями внутренних документов центрального контрагента, включая методики в части оценки стоимости и доходности финансовых инструментов.

      52. Целью внутреннего аудита является оценка адекватности и эффективности систем внутреннего контроля, обеспечение своевременной и достоверной информацией о состоянии выполнения подразделениями центрального контрагента возложенных функций и задач, а также предоставление действенных и эффективных рекомендаций по улучшению работы.

      53. Служба внутреннего аудита создается с целью решения задач, возникающих при осуществлении советом директоров функций по обеспечению наличия и функционирования адекватной системы внутреннего контроля, путем предоставления объективной оценки состояния системы внутреннего контроля и рекомендаций по их совершенствованию.

      54. На работников службы внутреннего аудита не возлагаются функции и обязанности работников других подразделений центрального контрагента.

      55. Служба внутреннего аудита в своей деятельности руководствуется требованиями Закона Республики Казахстан от 13 мая 2003 года "Об акционерных обществах", Требований и внутренних документов центрального контрагента, включая положения об организации системы внутреннего контроля и службе внутреннего аудита.

      56. Служба внутреннего аудита назначает проверку деятельности любого подразделения или органа центрального контрагента. Служба внутреннего аудита регулярно отчитывается перед советом директоров центрального контрагента на условиях и в порядке, установленных внутренними документами центрального контрагента.

      57. Служба внутреннего аудита составляет план внутреннего аудита и программу внутреннего аудита, которые утверждаются советом директоров центрального контрагента.

      58. Служба внутреннего аудита рассматривает следующие вопросы:

      1) функционирование системы внутреннего контроля;

      2) подготовка отчетности для совета директоров о деятельности службы внутреннего аудита;

      3) достоверность и точность любых сведений и информации в рамках деятельности центрального контрагента, предоставляемых совету директоров, правлению и внешним пользователям;

      4) любые существенные недостатки в бухгалтерском учете или внутреннем аудите, выявленные внешними или внутренними аудиторами;

      5) вопросы, отнесенные к компетенции службы внутреннего аудита внутренними документами центрального контрагента.

      59. Основными функциями службы внутреннего аудита являются:

      1) проверка и оценка эффективности системы внутреннего контроля;

      2) проверка полноты применения и эффективности методологии оценки рисков и процедур управления рисками (методик, программ, правил, порядков и процедур совершения операций и сделок);

      3) проверка эффективности функционирования внутренней системы центрального контрагента, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа, наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств;

      4) проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности, а также надежности и своевременности сбора и представления информации и отчетности;

      5) проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности представления иных сведений в соответствии с законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг;

      6) проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества центрального контрагента;

      7) оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых центральным контрагентом операций;

      8) проверка процессов и процедур внутреннего контроля;

      9) проверка систем, созданных в целях контроля за соблюдением требований законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг;

      10) оценка работы службы управления персоналом центрального контрагента;

      11) осуществление контроля за эффективностью принятых подразделениями и органами центрального контрагента мер по результатам проверок подразделений центрального контрагента, обеспечивающих снижение уровня рисков;

      12) рассмотрение вопросов, отнесенных внутренними документами центрального контрагента к компетенции службы внутреннего аудита.

  Приложение
к Требованиям к системе управления
рисками центрального контрагента,
условиям и порядку мониторинга,
контроля и управления рисками
центрального контрагента

      форма

      Отчет по оценке выполнения требований к системе

      управления рисками

      "______________________________________"

      (наименование центрального контрагента)

      за "_____" год

Указание соответствующего абзаца, подпункта, пункта Требований

Оценка соответствия требованию абзаца, подпункта, пункта Требований

Выявленные недостатки

Необходимые мероприятия по устранению недостатков, ответственные лица и сроки исполнения мероприятий

Ответственные исполнители








      Оценка соответствия требованиям к системам управления рисками:

      _______________________________________________________________

Пояснение по заполнению формы

      Оценка соответствия требованиям к системе управления рисками

      осуществляется по трехбалльной системе следующих критериев:

      соответствует, частично соответствует, не соответствует:

      1) оценка "соответствует" выносится при выполнении центральным

      контрагентом критерия требования к системам управления рисками без

      каких-либо значительных недостатков;

      2) оценка "частично соответствует" выносится при обнаружении

      недостатков, которые не считаются достаточными для появления

      серьезных сомнений относительно способности центрального контрагента

      в достижении соблюдения конкретного критерия требования к системам

      управления рисками;

      3) оценка "не соответствует" выносится при невыполнении

      центральным контрагентом критерия требований к системам управления

      рисками.

      В случае, если отдельные требования к системам управления

      рисками не применяются в отношении центрального контрагента, оценка

      соответствия данному критерию требования не осуществляется и

      отмечается соответствующей записью "не применимо".

      Первый руководитель центрального контрагента (либо лицо, его

      замещающее)

      ___________________________________________ ______________ __________

      фамилия, имя, отчество (при его наличии) подпись дата

      Руководитель подразделения, осуществляющего управление рисками

      __________________________________________ ______________ ___________

      фамилия, имя, отчество (при его наличии) подпись дата

      Руководитель службы внутреннего аудита

      __________________________________________ ______________ ___________

      фамилия, имя, отчество (при его наличии) подпись дата