Об утверждении Правил организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в военных, специальных учебных заведениях Министерства внутренних дел Республики Казахстан

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 13 января 2016 года № 22. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 февраля 2016 года № 13135

Действующий

      В соответствии с подпунктом 8) статьи 5-1 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в военных, специальных учебных заведениях Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
      2. Департаменту кадровой работы Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Абдигалиев А.У.) обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан» для размещения в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан;
      4) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан;
      5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства внутренних дел Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2), 3) и 4) настоящего пункта.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра внутренних дел Республики Казахстан генерал-лейтенанта полиции Демеуова М.Г.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр
      генерал-полковник полиции                  К. Касымов

Утверждены           
приказом Министра внутренних дел
Республики Казахстан     
от 13 января 2016 года № 22  

Правила
организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию
и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических
комплексов в военных, специальных учебных заведениях
Министерства внутренних дел Республики Казахстан

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в военных, специальных учебных заведениях Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 8) статьи 5-1 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании» ).
      2. Правила определяют порядок организации работ по подготовке, экспертизе, апробации, изданию и проведению мониторинга учебных изданий и учебно-методических комплексов в военных, специальных учебных заведениях Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – организации образования МВД).
      3. В Правилах применяются следующие термины и определения:
      1) автор – физическое лицо, творческим трудом которого созданы произведение, научное исследование, изобретение, учебные и/или методические материалы;
      2) авторский коллектив – группа физических лиц, выступающая в качестве соавторов;
      3) апробация учебных изданий и учебно-методических комплексов – комплексное изучение практики использования учебных изданий и учебно-методических комплексов в учебном процессе в организациях образования МВД;
      4) мониторинг учебных изданий и учебно-методических комплексов – сбор, хранение, обработка и распространение информации по результатам внедрения учебных изданий и учебно-методических комплексов в учебный процесс организаций образования МВД;
      5) учебное издание – издание, предназначенное для использования в учебном процессе по конкретной образовательной (учебной) программе;
      6) учебно-методический комплекс – совокупность единичных учебных и методических материалов, направленных на обеспечение освоения обучающимися содержания учебных предметов (дисциплин).

2. Порядок подготовки учебных изданий и учебно-методических
комплексов

      4. Подготовка учебных изданий и учебно-методических комплексов осуществляется автором (авторским коллективом или разработчиками) в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом образования, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан 23 августа 2012 года № 1080 (далее – ГОСО), типовыми учебными планами и типовыми учебными программами по учебному предмету (дисциплине) в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» (далее – Типовые учебные планы и программы).
      5. Автор (авторский коллектив, разработчики) осуществляет подготовку учебных изданий и учебно-методических комплексов с учетом следующих требований:
      1) включение наиболее актуальных знаний по учебному предмету (дисциплине);
      2) достоверность представленного учебного и методического материала;
      3) учет контингента обучающихся (с учетом вида образовательной программы);
      4) профессиональная, практическая направленность содержания учебного материала.
      6. В состав авторского коллектива учебных изданий входят ученые, научные сотрудники, преподаватели, преподаватели-методисты по профилю учебного издания.
      7. Подготовка учебно-методических комплексов осуществляется на соответствующих кафедрах (циклах).
      8. Учебно-методические комплексы на кафедре (цикла) разрабатываются до начала учебного года.
      9. Подготовленные и доработанные в соответствии с замечаниями (при наличии) рецензента, автором (авторами), рукопись и полученные рецензии обсуждаются на заседании кафедры (цикл, факультета, института) организации образования МВД.
      10. По результатам рассмотрения проектов учебных изданий или учебно-методических комплексов на заседании кафедры (цикл, факультета, института) принимается одно из следующих решений:
      рекомендовать учебное издание или учебно-методический комплекс для обсуждения и одобрении на учебно-методическом (ученом) совете;
      не рекомендовать учебное издание или учебно-методический комплекс для обсуждения и одобрении на учебно-методическом (ученом) совете.
      11. Кафедры (циклы) дополняют учебно-методический комплекс иными видами методических документов, отражающих особенности преподавания дисциплины, оптимизирующими учебный процесс.
      12. При принятии кафедрой (циклом) решения о рекомендации учебного издания автор(ы) направляют его в учебно-методический (ученый) совет для рассмотрения. Учебно-методический (ученый) совет до заседания проводит экспертизу учебного издания. По результатам рассмотрения учебно-методический (ученый) совет рекомендует или отказывает в издании и использовании в учебном процессе учебное издание.
      13. При принятии учебно-методическим (ученым) советом решения о печати, учебное издание передается в отдел (подразделение) по организации редакционно-издательской работы для редактирования и верстки. После редакторской работы учебное издание передается в типографию для тиражирования.

3. Порядок экспертизы учебных изданий и учебно-методических
комплексов

      14. Экспертиза учебных изданий и учебно-методических комплексов осуществляется в целях оценки соответствия содержания требованиям ГОСОтиповым учебным планам и программам, научным исследованиям, целям обучения, развития обучающихся, современным требованиям психолого-педагогической науки.
      15. Экспертиза учебных изданий проводится экспертами, назначаемыми учебно-методическим (ученым) советом из числа профессорско-преподавательского состава, имеющих ученую степень и являющихся специалистами в той сфере, в которой подготовлено учебное издание.
      16. На основании заключения экспертов (по соблюдению режима секретности и соответствия учебным дисциплинам) учебно-методический (ученый) совет рекомендует или отказывает учебное издание к изданию и использованию в учебном процессе.
      17. Автор (авторский коллектив или разработчик) направляет в учебно-методический (ученый) совет рапорт (заявку) о рассмотрении и одобрении учебного издания, где указывается автор (авторы, разработчик) в соответствии с его титульным листом, название, язык издания, год.
      К рапорту (заявке) прилагаются:
      1) выписка из протокола заседания кафедры (цикла);
      2) сведения об авторе (авторском коллективе, разработчике);
      3) рукопись в распечатанном и электронном варианте;
      4) пояснительная записка к учебному изданию;
      5) две рецензии – внутренняя и внешняя;
      6) инструкция по установке и руководство для пользователя в свободной форме (для электронных учебных изданий).
      Пояснительная записка к вновь подготовленным учебным изданиям содержит основные концептуальные идеи издания, актуальность разработки, реализацию требований ГОСО, типовой учебной программы, для переиздаваемых учебных изданий – внесенные автором (авторским коллективом, разработчиком) дополнения и изменения.
      18. Экспертиза одного учебного издания организуется и проводится до шестидесяти календарных дней.
      19. В экспертном заключении указываются одно из следующих решений:
      1) рекомендуется к изданию и использованию в учебном процессе;
      2) не рекомендуется к изданию.
      20. При несогласии автора (авторского коллектива, разработчика) с результатами экспертизы проводится дополнительная экспертиза учебных изданий.
      21. Учебное издание, не рекомендованное к изданию и использованию в учебном процессе, автор (авторский коллектив, разработчик) представляет на повторную экспертизу после доработки и устранения замечаний.
      22. Повторно отклоненное учебное издание не принимается на экспертизу в течение года.
      23. Экспертиза учебно-методических комплексов проводится на совместных методических заседаниях кафедр.

4. Порядок апробации и проведения мониторинга учебных изданий
и учебно-методических комплексов

      24. Апробация вновь разработанных учебников, учебных, учебно-методических пособий проводится в течение одного учебного года.
      25. Апробация проводится с целью последующего внедрения учебного издания в учебный процесс, что отражается в соответствующем акте внедрения.
      26. Апробация вновь подготовленного учебно-методического комплекса (или отдельных его элементов) проводится не менее одного учебного года, по истечении которого оформляется акт внедрения учебно-методического комплекса или отдельных его элементов в учебный процесс.
      27. Мониторинг учебных изданий всех уровней образования проводится учебно-методическим подразделением (центром, отделом) с целью:
      1) улучшения качества учебных изданий и учебно-методических комплексов;
      2) анализа обеспеченности учебного процесса и уровня внедрения учебной литературой в учебный процесс организаций образования МВД.
      28. Мониторинг учебно-методических комплексов проводится кафедрой (циклом) и учебно-методическим подразделением (центром, отделом) с целью улучшения его качества и эффективности использования в учебном процессе.
      29. В целях внедрения положительного опыта организации образования МВД осуществляют обмен собственными учебными изданиями, с последующим внедрением их в учебный процесс.

5. Порядок издания учебных изданий

      30. Издание учебных изданий осуществляется на основании положительного экспертного заключения и рекомендации учебно-методического (ученого) совета за счет средств организации образования МВД или автора (авторского коллектива, разработчика).
      31. Для издания в типографии организации образования МВД учебное издание включается в ежегодный тематический план издания, формируемый подразделением по организации редакционно-издательской работы.
      32. Автором (авторским коллективом, разработчиком) осуществляется исправленное, дополненное, переработанное, пересмотренное, переводное переиздание.
      33. В целях повышения эффективности учебно-методического обеспечения учебного процесса и стимулирования работы профессорско-преподавательского состава, организацией образования МВД проводиться конкурс на лучшее учебное издание.