В соответствии со статьей 27 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан", подпунктом 24-6) пункта 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" акимат Костанайской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемые Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Костанайской области.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечению десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Аким области |
Н. Садуакасов |
Утверждены |
Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Костанайской области
1. Общие положения
1. Настоящие Правила деятельности психологической службы в организациях среднего образования Костанайской области (далее - Правила) регулируют деятельность психологической службы в организациях среднего образования Костанайской области (далее – Психологическая служба).
2. Психологическая служба осуществляется в рамках Конституции Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании", Конвенции о правах ребенка, а также настоящих Правил.
3. Структура Психологической службы определяется типом, видом и потребностями организации образования, количеством штатных единиц педагогов-психологов.
4. В состав Психологической службы могут входить педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, медицинские работники, представители родительских комитетов по согласованию.
2. Цели и задачи психологической службы
5. Цель Психологической службы – способствовать сохранению психического и психологического здоровья обучающихся, создание благоприятного социально-психологического климата в организации образования и оказание психолого-педагогической поддержки участникам учебно-воспитательного процесса.
6. Задачи Психологической службы:
1) содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, формирование способности к самовоспитанию и саморазвитию;
2) оказание психологической помощи обучающимся в их успешной социализации в условиях быстро развивающегося информационного общества;
3) обеспечение индивидуального подхода к каждому обучающемуся на основе психолого-педагогического изучения его личности;
4) проведение психологической диагностики и развитие творческого потенциала обучающихся;
5) осуществление психокоррекционной работы по решению психологических трудностей и проблем обучающихся;
6) охрана психического здоровья обучающихся;
7) оказание консультативной помощи родителям (или лицам их заменяющих) и педагогам в решении психолого-педагогических проблем в выборе оптимальных методов учебно-воспитательной работы.
3. Основные направления и содержание деятельности Психологической службы
7. Психологическая служба осуществляет свою деятельность по следующим направлениям: психодиагностическое, консультативное, просветительско-профилактическое, коррекционно-развивающее.
8. Психодиагностическое направление включает:
1) психологическую диагностику обучающихся с целью определения их психического развития;
2) комплексное психологическое обследование обучающихся с целью их адаптации, развития и социализации;
3) психологическую диагностику способностей, интересов и склонностей обучающихся;
4) подготовку заключений и рекомендаций по итогам психологической диагностики.
9. Консультативное направление включает:
1) консультирование обучающихся, родителей (или лиц их заменяющих) и педагогов по их запросам;
2) индивидуальное консультирование обучающихся, родителей (или лиц их заменяющих) и педагогов по проблемам личностного, профессионального самоопределения и взаимоотношений с окружающими;
3) оказание психологической помощи обучающимся, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
4) организацию посреднической работы в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов.
10. Просветительско-профилактическое направление включает:
1) содействие профессиональному росту, самоопределению обучающихся и педагогов;
2) предупреждение дезадаптации обучающихся;
3) содействие работе методического и педагогического советов и медико-психолого-педагогических консилиумов;
4) осуществление взаимодействия со специалистами - смежных профессий (врачами, дефектологами, логопедами, тифлопедагогами и другими) по решению проблем, выходящих за рамки функциональных обязанностей, профессиональной компетенции педагога-психолога и требующего участия широкого круга специалистов.
11. Коррекционно-развивающее направление включает:
1) проведение психолого-педагогических тренингов;
2) организацию психокоррекционных и развивающих занятий по гармонизации личностного, интеллектуального, эмоционально-волевого, творческого развития обучающихся и педагогов.
12. Психологическая служба функционирует на базе кабинета педагога-психолога, по возможности размещенного в отдельном помещении и обеспеченного необходимыми условиями для проведения комплекса диагностических, развивающих, коррекционных и профилактических видов работ с обучающимися, их родителями (или лицами их заменяющими) и педагогическими работниками в индивидуальном или групповом формате.
13. Работа Психологической службы осуществляется в тесном взаимодействии с администраций, педагогическим коллективом, медицинскими работниками, психолого-медико-педагогическими консультациями, родителями (или лицами их заменяющими).
14. Деятельность Психологической службы в организации образования координируется руководителем организации образования.
4. Права и обязанности педагога-психолога
15. Педагог-психолог имеет право:
1) выбирать приоритетные направления деятельности в соответствии с типом, видом и потребностями организации образования, а также рекомендациями отдела и управления образования;
2) выбирать формы и методы психодиагностической, консультативной, коррекционно-развивающей, просветительско-профилактической, организационно-педагогической работы с обучающимися, их родителями (или лицами их заменяющими) и педагогами;
3) выбирать пути и средства решения профессиональных задач, устанавливать очередность проведения различных видов работ;
4) знакомиться с документацией по организации учебно-воспитательного процесса, личными делами обучающихся и педагогических работников школы;
5) проходить периодическую подготовку (переподготовку) в системе повышения квалификации и совершенствования по дисциплинам, связанными с выполнением профессиональных задач;
6) определять степень отклонений (умственных, эмоциональных) в развитии обучающихся, воспитанников, а также различного вида нарушений социального развития и проводить их психолого-педагогическую коррекцию;
7) рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции и должностных обязанностей;
8) принимать участие в работе методического и педагогического советов, методических объединений (кафедр), медико-психолого-педагогического консилиума в пределах своей компетенции;
9) выходить с предложениями в органы образования по вопросам совершенствования работы Психологической службы.
16. Педагог-психолог обязан:
1) осуществлять профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического и психологического здоровья обучающихся;
2) знакомиться с новейшими достижениями психологической науки в целом, в социальной, практической, возрастной и педагогической психологии в частности, применять в работе современные научно-обоснованные методы диагностической, развивающей, социально-психологической, коррекционной и профилактической работы;
3) не разглашать профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической и консультативной работы, если ознакомление с ними может нанести ущерб обучающемуся или его окружению, а также в тех случаях, когда испытуемым были даны гарантии анонимности результатов исследования;
4) оказывать психологическую помощь и поддержку обучающимся, их родителям (или лицам их заменяющим), педагогам в решении личностных, профессиональных и других проблем;
5) проходить аттестацию на соответствующую квалификационную категорию и получать ее в случае успешного прохождения аттестации;
6) предупреждать асоциальные действия обучающихся и осуществлять их своевременную коррекцию;
7) способствовать гармонизации отношений в организации образования и осуществлять превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации и аутодеструктивного поведения обучающихся;
8) формировать и развивать психологическую культуру обучающихся, их родителей (или лиц их заменяющих) и педагогов;
9) вести документацию деятельности Психологической службы в соответствии с настоящими Правилами.
5. Документация деятельности Психологической службы
17. Психологическая служба должна иметь следующую документацию:
1) правила организации деятельности Психологической службы;
2) перспективный план работы педагога-психолога, утвержденный руководителем организации образования;
3) журнал регистрации учета видов работ Психологической службы (психодиагностической, развивающей, коррекционной, просветительской, экспертной, методической работы, индивидуальных и групповых консультаций, запросов на психологические услуги);
4) программы психологического диагностирования, психологических тренингов, развивающей и коррекционной работы;
5) индивидуальные карты психологического развития обучающихся, групповые психологические портреты;
6) методические разработки психологических занятий, тренингов психодиагностических методик и других форм психологической работы;
7) аналитические отчеты о деятельности Психологической службы (за полугодие, учебный год);
8) результаты психологического обследования, заключения.