В соответствии с подпунктом 70-10) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила применения воинских частей гражданской обороны в мирное время.
2. Комитету по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Петров В.В.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) Государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр К. Касымов
Утверждены
приказом Министра внутренних
дел Республики Казахстан
от 28 января 2015 года № 66
Правила
применения воинских частей
гражданской обороны в мирное время
1. Общие положения
1. Настоящие Правила применения воинских частей гражданской обороны Национальной гвардии Республики Казахстан в мирное время (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 70-10) статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите» и определяют порядок применения воинских частей гражданской обороны Национальной гвардии Республики Казахстан (далее – воинские части гражданской обороны) для выполнения мероприятий гражданской защиты в мирное время.
2. Основными задачами воинских частей гражданской обороны в мирное время являются:
ликвидация чрезвычайных ситуаций на территории Республики Казахстан;
организация боевой, мобилизационной и политической подготовки;
выполнение работ по жизнеобеспечению населения в зонах чрезвычайных ситуаций;
участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций;
обеспечение охраны и обслуживания пунктов управления, находящихся в ведении уполномоченного органа;
перевозка, сопровождение и охрана грузов, доставляемых в зоны чрезвычайных ситуаций, в том числе и в иностранные государства;
осуществление мероприятий по подготовке к мобилизационному развертыванию и приведению в боевую готовность;
поддержание в постоянной готовности учебных объектов, полигонов;
содержание оперативного резерва уполномоченного органа.
3. В соответствии с возложенными задачами мирного времени воинские части гражданской обороны применяются для:
1) поиска и извлечения (деблокирования) пострадавших из завалов, поврежденных, горящих зданий и сооружений, загазованных, затопленных и задымленных помещений;
2) оказания пострадавшим первой медицинской помощи и их эвакуация в безопасные районы;
3) создания условий, необходимых для сохранения жизни и здоровья людей (пострадавших);
4) спасения (эвакуация) материальных, культурных ценностей из зоны чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера;
5) обеспечения всеми видами информационного обмена оперативных штабов при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
6) оборудования маршрутов ввода сил и средств гражданской защиты;
7) укрепления или обрушения конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению аварийно-спасательных работ;
8) восстановления отдельных участков коммунально-энергетических сетей;
9) доставки имущества для первоочередного жизнеобеспечения населения, санитарная очистка территории;
10) выполнения работ по жизнеобеспечению населения в зонах чрезвычайных ситуаций;
11) частичного восстановления поврежденных зданий и сооружений для временного размещения в них пострадавших и для иных целей, связанных с проведением аварийно-спасательных работ;
12) развертывания лагеря для пострадавшего населения (возможных беженцев), эвакуируемого из зон чрезвычайных ситуаций;
13) участия в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
14) участия в зоне ответственности, в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
15) организации боевой, мобилизационной и политической подготовки;
16) обеспечения охраны и обслуживания пунктов управления гражданской обороны, находящихся в ведении уполномоченного органа;
17) перевозки гуманитарных грузов, доставляемых в зону чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе и в иностранные государства;
18) осуществления мероприятий по подготовке к мобилизационному развертыванию и приведению в боевую готовность;
19) поддержания в постоянной готовности учебных объектов, полигонов по гражданской обороне;
20) накопления, хранения и своевременного обновления вооружения, техники, материально-технических средств, предназначенных для развертывания воинских частей гражданской обороны, оперативного резерва уполномоченного органа и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;
21) участия в выполнении отдельных задач, связанных с восстановлением сетей связи и других важных элементов инфраструктуры связи;
22) содержания и функционирования пунктов управления Начальника Гражданской обороны Республики Казахстан – Премьер–Министра Республики Казахстан, Заместителя начальника Гражданской обороны – Министра внутренних дел Республики Казахстан;
23) обеспечения связью республиканского оперативного штаба по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при проведении аварийно-спасательных, неотложных работ и при сопровождении гуманитарных грузов;
24) участия в решении задач местных исполнительных органов по вопросам Гражданской защиты.
4. Воинские части гражданской обороны в мирное время функционируют в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
5. Решение о применении воинских частей гражданской обороны в мероприятих гражданской защиты принимает Министр внутренних дел Республики Казахстан (далее – Министр).
6. По решению Министра подразделения воинских частей гражданской обороны передаются в оперативное подчинение Председателю Комитета по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – КЧС).
7. Председатель КЧС имеет право отдавать соответствующее распоряжение на переход воинских частей гражданской обороны в командование руководителю ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера или руководителю работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2. Деятельность воинских частей гражданской обороны в режиме
повседневной деятельности
8. В режиме повседневной деятельности воинскими частями гражданской обороны проводятся следующие мероприятия:
1) разработка планов действий (взаимодействий) по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) организация боевой, мобилизационной и политической подготовки, в том числе идеологической работы и специальной пропаганды, направленных на морально-психологическое обеспечение деятельности воинских частей;
3) обеспечение охраны и обслуживание пунктов управления, находящихся в ведении уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;
4) поддержание в постоянной готовности учебных объектов, полигонов по гражданской обороне;
5) содержание и обслуживание оперативного резерва уполномоченного органа;
6) обеспечение взаимодействия с узлами связи силовых структур, ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты и его территориальных подразделений.
9. Воинские части гражданской обороны, участвуя в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляют:
1) работы, обеспечивающие снижение ущерба и материальных потерь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) участие в проведении совместных учений, тренировок, полевых выходов и занятий с аварийно-спасательными службами и формированиями по совершенствованию подготовки спасателей к проведению аварийно-спасательных работ.
3. Деятельность воинских частей гражданской обороны в режиме
повышенной готовности
10. В режиме повышенной готовности воинскими частями гражданской обороны проводятся следующие мероприятия:
1) корректировка планов действий (взаимодействий) по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
2) при необходимости введение круглосуточного дежурства в пунктах управления;
3) приведение в готовность сил и средств, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии с планом действий (взаимодействий) по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а при необходимости (по команде) выдвижение сил и средств в зону возможной чрезвычайной ситуации;
4) участие в принятии оперативных мер по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также участие в повышении устойчивости и безопасности функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
5) восполнение оперативного резерва Министерства внутренних дел, если ранее не восполнялся;
6) проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
7) по решению Министра внутренних дел Республики Казахстан развертывание узлов связи мобильного пункта управления Начальника Гражданской обороны – Премьер-Министра Республики Казахстан, Заместителя начальника Гражданской обороны – Министра внутренних дел Республики Казахстан.
4. Деятельность воинских частей гражданской обороны в режиме
чрезвычайной ситуации
11. В режиме чрезвычайной ситуации воинскими частями гражданской обороны проводятся следующие мероприятия:
1) введение в действие (реализация, исполнение) планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их корректировка, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий;
2) организация аварийно-спасательных работ в зоне чрезвычайной ситуации, сбор, анализ и обмен информацией об обстановке и ходе проведения работ;
3) участие в проведении мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
12. При ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера воинские части гражданской обороны проводят аварийно-спасательные и неотложные работы и осуществляют:
1) поиск пострадавших в зоне чрезвычайной ситуации и на объектах проведения аварийно-спасательных работ;
2) деблокирование пострадавших и их эвакуацию из мест блокирования в безопасные районы с предоставлением условий для сохранения жизни;
3) оказание пострадавшим первой медицинской помощи;
4) действия по спасению (эвакуации) материальных и культурных ценностей;
5) мероприятия по защите окружающей среды;
6) выполнение специальных и вспомогательных работ: прокладка проездов (проходов) в завалах, локализация аварий на коммунально-энергетических сетях, обрушение и укрепление конструкций зданий и элементов завалов, угрожающих обвалом и препятствующих безопасному проведению работ, тушение пожаров в завалах разрушенных зданий; освещение рабочих мест и площадок, ограждение опасных зон, рабочих мест и площадок;
7) ликвидацию последствий, локализацию зон чрезвычайных ситуаций;
8) организацию работы узлов связи мобильного пункта управления при органе управления Премьер-Министра – Начальника Гражданской обороны Республики Казахстан, которая включает в себя:
организацию и обеспечение автоматизированными рабочими местами и отдыха Начальника Гражданской обороны – Премьер-Министра Республики Казахстан, Заместителя начальника Гражданской обороны – Министра внутренних дел Республики Казахстан;
обеспечение всеми видами связи;
передачу данных (фото, видео) из зоны чрезвычайной ситуации в Совет Безопасности Республики Казахстан;
обеспечение связи при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ, сопровождение гуманитарных грузов.
5. Управление воинскими частями гражданской обороны при угрозе
возникновения чрезвычайной ситуации
13. При угрозе возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, вводе режима повышенной готовности функционирования государственной системы гражданской защиты Председатель КЧС по согласованию с Главнокомандующим Национальной гвардии Республики Казахстан (далее – НГ) вносит Министру рапорт о переходе воинских частей гражданской обороны в оперативное подчинение Председателю КЧС.
14. В рапорте указывается причина перехода, вид возможной чрезвычайной ситуации и ее зона, наименование воинской части гражданской обороны или их отдельные подразделения, переходящие в оперативное подчинение, количество личного состава и техники, их задачи.
15. В соответствии с резолюцией (решением) Министра Главнокомандующий НГ дает соответствующее распоряжение о переходе в оперативное подчинение подразделений воинских частей гражданской обороны, в котором указывается наименование воинской части гражданской обороны или его отдельные подразделения, количество личного состава и техники, их задачи.
16. Передача соответствующего распоряжения Главнокомандующего НГ проводится через оперативных дежурных Центра управления войсками НГ и оперативных дежурных Республиканского кризисного центра КЧС.
17. Командир подразделения переданный в оперативное подчинение ежедневно докладывает Главнокомандующему НГ и Председателю КЧС о проделанных мероприятиях через оперативных дежурных Центра управления войсками НГ и Республиканского кризисного центра КЧС.
6. Управление воинскими частями гражданской обороны при
возникновении чрезвычайной ситуации
18. При возникновении чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, ввода режима чрезвычайной ситуации функционирования государственной системы гражданской защиты Председатель КЧС по устному согласованию с Министром и Главнокомандующим НГ берет командование воинскими частями гражданской обороны на себя, если ранее воинские части не переходили в оперативное подчинение, с последующим внесением рапорта Министру.
19. В рапорте указывается причина перехода, вид, зона чрезвычайной ситуации, наименование воинской части гражданской обороны или их отдельные подразделения, перешедшие в оперативное подчинение, количество личного состава и техники, их задачи.
20. В соответствии с резолюцией (решением) Министра Главнокомандующий НГ издает соответствующее распоряжение о переходе в оперативное подчинение подразделений воинских частей гражданской обороны, в котором указывается наименование воинской части гражданской обороны или его отдельные подразделения, количество личного состава и техники, и их задачи.
21. Передача соответствующего распоряжения Главнокомандующего НГ проводится через оперативных дежурных Центра управления войсками НГ и оперативных дежурных Республиканского кризисного центра КЧС.
22. Подразделения воинских частей гражданской обороны в зоне чрезвычайной ситуации поступают в оперативное подчинение руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций и созданного его решением оперативного штаба.
23. Режим службы и продолжительность рабочего дня личного состава воинских частей гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ устанавливаются руководителем ликвидации чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера с учетом характера, особенностей их проведения, санитарных правил и гигиенических норм.
24. Командир подразделения, переданный в оперативное подчинение, ежедневно докладывает Главнокомандующему НГ и Председателю КЧС о проделанных мероприятиях через оперативных дежурных Центра управления войсками НГ и Республиканского кризисного центра КЧС.
25. Контроль перехода и проведения аварийно-спасательных работ воинскими частями гражданской обороны проводится Региональным командованием Национальной гвардией Республики Казахстан, с последующим рапортом Главнокомандующему НГ.