Об утверждении Единых принципов и подходов к системе управления рисками, применяемых органами государственного аудита и финансового контроля

Совместное нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 28 ноября 2015 года № 10-НҚ и приказа Министра финансов Республики Казахстан от 27 ноября 2015 года № 590. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 декабря 2015 года № 12502.

Действующий

      В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О государственном аудите и финансовом контроле" Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет) ПОСТАНОВЛЯЕТ и Министр финансов Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЕТ:

      1. Утвердить прилагаемые Единые принципы и подходы к системе управления рисками, применяемые органами государственного аудита и финансового контроля.

      2. Юридическому отделу Счетного комитета в установленном законодательством порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего совместного нормативного постановления и приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего совместного нормативного постановления и приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әділет";

      3) размещение настоящего совместного нормативного постановления и приказа на интернет-ресурсе Счетного комитета.

      3. Контроль за исполнением совместного нормативного постановления и приказа возложить на руководителя аппарата Счетного комитета и ответственного секретаря Министерства финансов Республики Казахстан.

      4. Настоящее совместное нормативное постановление и приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.


Председатель
Счетного комитета
по контролю за исполнением
республиканского бюджета
______________ К. Джанбурчин

Министр
финансов Республики Казахстан
______________Б. Султанов

  Утверждены
совместным нормативным
постановлением Счетного
комитета по контролю
за исполнением
республиканского бюджета
от 28 ноября 2015 года № 10-НҚ
и приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 27 ноября 2015 года № 590

Единые принципы и подходы к системе управления рисками,
применяемых органами государственного
аудита и финансового контроля
1. Общие положения

      1. Настоящие Единые принципы и подходы к системе управления рисками, применяемых органами государственного аудита и финансового контроля (далее – Единые принципы и подходы) разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Закона Республики Казахстан от 12 ноября 2015 года "О государственном аудите и финансовом контроле".

      2. Целью Единых принципов и подходов является повышение эффективности формирования перечня объектов государственного аудита на соответствующий год, проведения государственного аудита и иной деятельности органов государственного аудита и финансового контроля (далее – органы государственного аудита), создание методологической основы для разработки типовых систем управления рисками органами государственного аудита.

      3. При использовании настоящих Единых принципов и подходов применяются следующие основные понятия:

      1) меры реагирования – комплекс мероприятий, принимаемых органами государственного аудита направленных на предупреждение, минимизацию и устранение рисков;

      2) предметы государственного аудита и финансового контроля (далее – предметы государственного аудита) – деятельность государственных органов, в том числе управление государственными финансами, государственные, правительственные и бюджетные программы, стратегические планы государственных органов, программы развития территорий;

      3) объекты государственного аудита и финансового контроля (далее – объекты государственного аудита) – государственные органы, государственные учреждения, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств;

      4) риск – вероятность несоблюдения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, неблагоприятного воздействия события или действия на объект и предмет государственного аудита, которая может привести к финансовым нарушениям, хищениям (растрате) бюджетных средств и нанесению экономического ущерба государству, а также вероятность недостижения или неисполнения в полном объеме целевых индикаторов и показателей, предусмотренных в программных документах и стратегических планах государственных органов;

      5) матрица-риска – матрица, используемая в оценке рисков, представляющая собой ранжирование рисков по их степени, имеет диапазоны по вероятностям и воздействиям, применяется в процессе принятия решений по мерам реагирования;

      6) риск-ориентированный отбор – система администрирования, обеспечивающая проведение эффективного планирования и проведения государственного аудита, базирующаяся на принципах выборочности, оптимального распределения ресурсов на наиболее приоритетных направлениях аудиторской деятельности;

      7) реестр рисков – структурированный перечень рисков, содержащий результаты их качественного и (или) количественного анализа, также включающий критерии и причины рисков, вероятность их возникновения, воздействие (ущерб), приоритет и меры реагирования;

      8) система управления рисками – комплекс мероприятий при формировании перечня объектов государственного аудита и проведении аудиторских мероприятий органами государственного аудита, направленный на выявление, идентификацию, оценку и анализ рисков и их факторов, на основе отчетных и других данных, выработку и принятие мер реагирования, мониторинг эффективности результатов принятых мер;

      9) оценка риска - включает определение на основе качественных и (или) количественных подходов вероятности наступления негативного события и влияния последствий;

      10) количественный метод оценки риска – оценка рисков, основанная на статистических и математических инструментах и техниках анализа данных и моделировании;

      11) качественный метод оценки риска – оценка рисков, основанная на экспертно-аналитических методах;

      12) идентификация риска – анализ всех рисковых обстоятельств и возможных рисковых обстоятельств и ситуаций, с целью выявления причин и признаков возникновения рисков, определения их критериев;

      13) анализ риска – действие, проводимое для выявления наибольших вероятностей наступления и влияния риска на ту или иную сферу деятельности объекта государственного аудита;

      14) мониторинг рисков – учет объектов и предметов государственного аудита по степени риска в динамике для последующего анализа и оценки эффективности действий по предупреждению, минимизации, устранения рисков объектами государственного аудита;

      15) критерии – перечень показателей, на основе которых принимается решение об отнесении предмета и объекта государственного аудита к определенной группе риска.

2. Принципы системы управления рисками

      4. Система управления рисками основывается на следующих принципах:

      1) принцип достоверности – обеспечение достоверности информации и отчетных данных, используемых в определении рисков и их критериев;

      2) принцип единства – применение единых принципов и подходов при организации и функционировании системы управления рисками органов государственного аудита, использование показателей и критериев для идентификации степени риска по объекту и предмету государственного аудита;

      3) принцип гласности – опубликование результатов системы управления рисками в разрезе объектов и предметов государственного аудита, с учетом обеспечения требований законодательства о государственных секретах и иной охраняемой законом тайны, с целью вовлечения общественности в процесс государственного аудита за исполнением бюджета, а также мотивация объектов государственного аудита;

      4) принцип ранжирования – распределение объектов и предметов государственного аудита по группам риска, в зависимости от степени риска объектов и предметов государственного аудита;

      5) принцип полноты – отражение в системе управления рисками критериев, необходимых для максимально полного и точного определения потенциальных и реализованных рисков объектов и предметов государственного аудита, в том числе динамика рисков и их критериев по годам;

      6) принцип своевременности – осуществление комплекса мероприятий по идентификации рисков по объекту и предмету государственного аудита, в целях принятия своевременных мер реагирования;

      7) принципы непрерывности и последовательности – системное обновление показателей по объектам и предметам государственного аудита на постоянной основе для периодической идентификации рисков.

3. Подходы к системе управления рисками

      5. Система управления рисками основывается на следующих подходах:

      1) риски и их критерии формируются на основе отчетных данных объектов государственного аудита и других источников информации о деятельности объектов государственного аудита;

      2) процессы сбора, обработки и хранения информации максимально автоматизируются с возможностью проверки корректности полученных данных;

      3) оценка рисков основывается на применении качественных и (или) количественных методов;

      4) критерии определяются, исходя из потенциальных и реальных причин возникновения рисков;

      5) выработка и принятие соответствующих мер реагирования осуществляется в зависимости от степени рисков объекта и предмета государственного аудита.

      6. Определенные по результатам идентификации критерии рисков содержат оптимальные условия для выявления наибольших вероятностей наступления рисков для органов государственного аудита согласно возложенным функциям и полномочиям на республиканском и местном уровнях бюджета. При этом определяется перечень критериев для идентификации рисков, а также проводится заполнение реестра рисков, включающий наименование, влияние, вероятность, уровень риска и показатели оценки риска.

      Идентификация рисков проводится посредством изучения объектов и предметов государственного аудита в целях определения рисков и их критериев путем выявления потенциальных и реализованных угроз и опасностей причин их возникновения.

      7. Оценка рисков рассчитывается исходя из их вероятностей и воздействий на основе качественных и (или) количественных методов.

      8. Мониторинг рисков проводится с целью определения эффективности мер реагирования и изменения степени рисков (выявление остаточного риска).

      9. Сбор и актуализация информации осуществляется на ежемесячной, ежеквартальной и годовой основе, в зависимости от периодичности формирования соответствующей отчетной информации.

      10. Идентификация рисков проводится на полугодовой основе.

      11. Система управления рисками включает следующие этапы:

      Предварительный:

      1) сбор информации из финансовой, бюджетной, бухгалтерской отчетности, полученной от объектов государственного аудита и других официальных источников, а также иных сведений о деятельности объектов государственного аудита для проведения оценки рисков;

      2) систематизация и формирование базы данных по объектам и предметам государственного аудита.

      Основной (риск-ориентированный отбор объектов и предметов государственного аудита):

      1) составление реестра рисков:

      идентификация рисков и критериев их отбора;

      оценка рисков на основе качественных и (или) количественных методов.

      2) формирование матрицы-риска согласно приложению к настоящим Единым принципам и подходам с ранжированием рисков по степени важности: высокая, средняя, низкая.

      Промежуточный – получение результатов оценки рисков и оформление выходных форм в разрезе объектов и предметов государственного аудита, критериев, приоритетности, групп риска и мер реагирования.

      Заключительный – меры реагирования:

      1) объекты и предметы с высоким риском – проведение государственного аудита;

      2) объекты со средним риском – представление рекомендаций по предупреждению, минимизации, устранения рисков объектами государственного аудита, а также проведение государственного аудита по решению органов государственного аудита;

      3) объекты государственного аудита с низким риском – мониторинг и последующий контроль рисков.

      12. После проведения всех этапов для определения эффективности мер реагирования и изменения степени рисков осуществляется мониторинг рисков.

      13. Для каждого риска устанавливается диапазон значений вероятности и влияния, на основе которых устанавливается степень риска. По результатам определения рисков в матрице-рисков объекты и предметы государственного аудита распределяются по степеням риска:

      1) высокая;

      2) средняя;

      3) низкая.

      14. Определение рисков проводится по трем направлениям:

      1) риски в области расходной части бюджета;

      2) риски в области доходной части бюджета;

      3) риски по субъектам квазигосударственного сектора.

      15. Оценка рисков по указанным направлениям осуществляется органами государственного аудита согласно возложенным функциям и полномочиям на республиканском и местном уровнях бюджета и может основываться на:

      1) давности осуществления государственного аудита и финансового контроля;

      2) результативности – достижения поставленных целей и задач, а также показателей результатов, в том числе показателей прямого и конечного результатов, показателей качества;

      3) эффективности использования бюджетных средств – экономичное и рациональное использование бюджетных средств, в целях достижения максимальной пользы при имеющихся ресурсах;

      4) результатах аудиторских мероприятий, проведенных органами государственного аудита и другими уполномоченными государственными органами не менее, чем за последние три года;

      5) объемах бюджетных средств, дебиторская и кредиторская задолженности, освоение бюджетных средств.

      16. Меры реагирования на риск подразделяются на следующие категории:

      1) превентивные меры реагирования:

      получение информации от объектов государственного аудита о причинах возникновения рисков;

      предупреждение и минимизация рисков – комплекс мероприятий, без проведения государственного аудита, по объектам государственного аудита, имеющим среднюю степень рисков, заключающийся в представлении объекту государственного аудита и его вышестоящего администратора (руководства) предупреждений (уведомлений) о возникновении условий, ведущих к потенциальным рискам высокой степени и рекомендаций (предложений) по их недопущению;

      в случае сохранения условий, ведущих к рискам высокой степени необходимо рассмотреть вопрос о проведении государственного аудита по объекту государственного аудита.

      2) директивные меры реагирования – устранение рисков путем проведения государственного аудита по объектам и предметам государственного аудита, имеющим высокую или среднюю степень рисков (при наличии решения органа государственного аудита).

      3) допустимая степень рисков – по объектам и предметам государственного аудита с низкой степенью рисков меры реагирования ограничиваются мониторингом рисков.

      17. Органами государственного аудита на ежегодной основе проводится анализ корректности определения и оценки рисков, соответствия установленных процедур на их исполнение.

      18. Органами государственного аудита на ежеквартальной основе проводится анализ эффективности реализации мероприятий в рамках превентивных мер реагирования.

      19. Механизм определения рисков в области расходной части бюджета включает два уровня оценки рисков:

      первый уровень – по предмету государственного аудита;

      второй уровень – по объектам государственного аудита.

      20. Оценка рисков первого уровня осуществляется в два этапа.

      Первый этап – формирование реестра рисков по бюджетным программам:

      1) осуществляется классификация по функциональным и ведомственным признакам бюджетной программы, в соответствии Единой бюджетной классификацией по:

      бюджетным программам (подпрограммам);

      администраторам бюджетных программ, структурным и территориальным подразделениям;

      функциональным группам (подгруппам);

      видам бюджетных программ, определенных Бюджетным кодексом РК;

      в том числе по:

      уровням бюджета: республиканский, местный (областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы, бюджет района (города областного значения);

      областям, городу республиканского значения, столицы, районам (городам областного значения);

      распределению по программным документам.

      2) формирование матрицы-рисков по бюджетным программам.

      Данные реестра рисков и матрицы-рисков бюджетных программ применяются для формирования матрицы-рисков программных документов.

      Второй этап – формирование матрицы-рисков программных документов (стратегические планы государственных органов, государственные и правительственные программы, программы развития территорий) по критериям, основанным на достижении целевых индикаторов и показателей в соответствии с программным документом и нормативными правовыми актами по его реализации.

      21. Оценка рисков второго уровня осуществляется в два этапа.

      Первый этап – формирование реестров рисков объектов государственного аудита (администраторы бюджетных программ и другие государственные учреждения), с учетом данных первого уровня (реестра рисков бюджетных программ) и результатов матрицы-рисков бюджетных программ.

      Государственные органы делятся на две группы: государственные органы, разрабатывающие стратегический план и государственные органы, не разрабатывающие стратегический план.

      Критерии рисков определяются, в том числе:

      на основе системы ежегодной оценки эффективности деятельности центральных государственных органов и местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы;

      наличия структурных и территориальных подразделений, подведомственных организаций;

      количества бюджетных программ, бюджетных инвестиционных проектов, а также результатов их реализации.

      Второй этап – формирование матрицы-рисков по объектам государственного аудита.

      22. Определение рисков в области доходной части бюджета определяется по:

      налоговым поступлениям;

      неналоговым поступлениям.

      23. По налоговым поступлениям критерии рисков определяются по налоговым и таможенным органам по вопросам, входящим в их компетенцию. При этом риск-ориентированный отбор проводится в части территориальных подразделений уполномоченного органа и определения рисковых регионов.

      Идентификация рисков основывается на следующих базовых критериях:

      1) исполнение прогнозных данных;

      2) налоговая задолженность в бюджет, недоимка;

      3) результаты проверок органов государственного финансового аудита по вопросам поступлений в бюджет;

      4) динамика поступлений по сравнению с предыдущими периодами.

      24. По неналоговым поступлениям критерии определяются по государственным органам и их территориальным подразделениям, местным исполнительным и уполномоченным органам и субъектам квазигосударственного сектора.

      Идентификация рисков основывается на следующих базовых критериях:

      1) динамика поступлений по сравнению с предыдущими периодами в разрезе кодов Единой бюджетной классификации;

      2) исполнение прогнозных данных;

      3) количество проверок уполномоченных органов и их результативность;

      4) уровень взыскаемости штрафов.

      25. Оценка рисков субъектов квазигосударственного сектора осуществляется в два этапа.

      Первый этап – формирование реестров рисков субъектов квазигосударственного сектора по критериям, основанным на финансовой отчетности и анализе финансово-хозяйственной деятельности с учетом функциональной направленности органов государственного аудита.

      Второй этап – формирование матрицы-рисков по субъектам квазигосударственного сектора.

      26. Нормы и положения, не регламентированные настоящими Едиными принципами и подходами, регулируются иными нормативными правовыми актами в области государственного аудита и финансового контроля.

  Приложение к Единым
принципам и подходам
к системе управления
рисками, применяемых
органами государственного
аудита и финансового
контроля

Матрица-риска