Об утверждении Правил орнитологического обеспечения полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан

Приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 323. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 22 июля 2015 года № 11724

Действующий

      В соответствии с подпунктом 41-46) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила орнитологического обеспечения полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан.
      2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:
      1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющий обязанности
      Министра по инвестициям и развитию
      Республики Казахстан                       Ж. Касымбек

      «СОГЛАСОВАН»
      Министр национальной экономики
      Республики Казахстан
      Е.А. Досаев _______________
      22 июня 2015 года

      «СОГЛАСОВАН»
      Министр сельского хозяйства
      Республики Казахстан
      А.С. Мамытбеков __________
      22 мая 2015 года

Утверждены       
приказом исполняющего 
обязанности Министра по 
инвестициям и развитию 
Республики Казахстан  
от 26 марта 2015 года № 323

Правила
орнитологического обеспечения полетов
гражданских воздушных судов в Республике Казахстан

Общие положения

      1. Настоящие Правила орнитологического обеспечения полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» с учетом стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), определяют порядок орнитологического обеспечения полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан и распространяются на все организации гражданской авиации Республики Казахстан.
      2. Порядок орнитологического обеспечения полетов в гражданской авиации Республики Казахстан включает в себя:
      1) порядок организации орнитологического обеспечения полетов;
      2) выявление и устранение условий, способствующих концентрации птиц.
      3. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах:
      1) авиационная орнитология - прикладная дисциплина общей орнитологии, которая занимается изучением фауны, экологии, поведения и миграции птиц в части, касающейся обеспечения безопасности полетов, а также разработкой и осуществлением мероприятий по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами;
      2) орнитологическая обстановка - нахождение птиц на земле (воде) и в воздушном пространстве в какой-либо отрезок времени;
      3) орнитологическое обеспечение полетов - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами;
      4) стая птиц - совокупность особей, обладающих в течение длительного периода времени общим пространством жизнедеятельности.
      4. План мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов разрабатывается службой эксплуатанта аэродрома, ответственной за орнитологическое обеспечение полетов.
      5. План мероприятий содержит мероприятия по выявлению и ликвидации условий, способствующих концентрации птиц на аэродроме и прилегающей территории, проведение занятий с работниками аэропорта по авиационно-орнитологической тематике и иные мероприятия, обусловленные спецификой работы аэропорта и местной орнитологической обстановки.
      6. В аэропортах штатные орнитологи и лица, ответственные за орнитологическое обеспечение должны проходить обязательное повышение квалификации на специализированных курсах не реже одного раза в три года.
      7. Специалист по авиационной орнитологии аэропорта осуществляет:
      1) общее руководство по орнитологическому обеспечению полетов согласно настоящим Правилам;
      2) организацию непосредственного взаимодействия между службами аэропорта по вопросам авиационной орнитологии;
      3) анализ и прогноз орнитологической обстановки;
      4) представление информации руководителям соответствующих подразделений и летному составу об орнитологической обстановке на аэродроме;
      5) проведение занятий и консультации по авиационной орнитологии с работниками аэропорта;
      6) контроль правильности и своевременности принятия мер по предотвращению столкновений воздушно судно (далее - ВС) с птицами.
      8. К выполнению практических мероприятий руководитель организации гражданской авиации привлекает работников аэродромной службы (далее - АС), службы авиационной безопасности (далее - САБ), инспектора по безопасности полетов (далее - ИБП), службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП) и других работников организации гражданской авиации.
      9. Занятия по авиационной орнитологии с соответствующими диспетчерами обслуживания воздушного движения (далее – ОВД), работниками аэродромной, авиационной безопасности, инженерно-авиационной и других служб аэропорта организуется начальником аэродромной службы, и проводятся в часы технической учебы, перед весенним и осенним периодами года.
      10. На занятиях по авиационной орнитологии изучаются следующие вопросы:
      1) особенности орнитологической обстановки в различные сезоны года в районе аэродрома (видовой состав, места скопления и основные маршруты перелетов птиц, представляющих опасность для полетов воздушных судов);
      2) распределение случаев столкновений воздушных судов с птицами на данном аэродроме по сезонам года, периодам суток, высотам;
      3) организация на аэродроме орнитологического обеспечения полетов;
      4) визуальные и радиолокационные наблюдения за орнитологической обстановкой в районе аэродрома;
      5) ликвидация в районе аэродрома условий, способствующих концентрации птиц;
      6) действия экипажей в полете по уменьшению вероятности и опасности столкновений воздушных судов с птицами;
      7) последствия столкновений воздушных судов с птицами (материальный ущерб, опасные ситуации в полете).

Порядок организации орнитологического обеспечения полетов

      11. Порядок организации орнитологического обеспечения полетов включает в себя:
      1) анализ орнитологического обеспечения полетов;
      2) выявление и ликвидация условий, способствующих концентрации птиц на аэродроме и прилегающей к нему территории;
      3) проведение занятий по авиационно-орнитологической тематике с работниками аэропортов, пилотами авиакомпаний, участвующими в орнитологическом обеспечении полетов.
      12. По предотвращению столкновений воздушных судов с птицами специалистом по орнитологическому обеспечению полетов в начале года проводится анализ орнитологического обеспечения полетов, который включает в себя:
      1) уточнение по результатам эколого-орнитологического обследования визуальных и радиолокационных наблюдений и орнитологического обследования сроков и мест скоплений и перелетов птиц на аэродроме и приаэродромной территории;
      2) уточнение причин концентрации и массовых перелетов птиц в районе аэродрома;
      3) выявление наиболее часто повторяющихся обстоятельств столкновений воздушных судов с птицами (тип воздушных судов, высота и скорость полета, место столкновения, вид птиц, время суток и года);
      4) определение последствий столкновений (число и характер повреждений воздушных судов, материальный ущерб из-за ремонта, простоя, задержки, прекращенных взлетов и вынужденных посадок воздушных судов);
      5) анализ деятельности служб и подразделений организации гражданской авиации по выполнению мер защиты воздушных судов от столкновений с птицами.
      13. Данные о столкновениях воздушных судов с птицами заносятся в журнал орнитологической обстановки на аэродроме по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
      Все дополнительные сведения о скоплениях и перелетах птиц, а также их причинах, полученные за анализируемый период времени, заносятся в соответствующие карты-схемы, диаграммы, графики и таблицы.
      14. Визуальное орнитологическое наблюдение на аэродромах осуществляют диспетчеры ОВД и штатный авиационный орнитолог. Наблюдения проводятся постоянно во время взлетов и заходов на посадку воздушных судов в пределах секторов взлета и захода на посадку. В ходе орнитологического наблюдения осматриваются взлетная посадочная полоса (далее - ВПП) и прилегающая к ней территория летного поля.
      15. При визуальном обнаружении скопления птиц в секторе взлета и посадки, а также в случае поступления информации диспетчеру ОВД от корреспондента (экипаж воздушных судов, АС, САБ, ИБП, СПАСОП и других), диспетчер ОВД сообщает информацию всем заинтересованным пользователям в соответствии с технологией работы диспетчеров службы движения.
      16. К выполнению практических мероприятий руководитель организации гражданской авиации привлекает работников аэродромной службы (далее - АС), службы авиационной безопасности (далее - САБ), инспектора по безопасности полетов (далее - ИБП), службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП) и других работников организации гражданской авиации.
      17. Руководитель аэропорта организовывает:
      1) проведение эколого-орнитологического обследования аэродрома и приаэродромной территории;
      2) разработку и внедрение орнитологической программы аэропорта;
      3) создание орнитологической группы для отпугивания птиц от аэродрома;
      4) заключение договоров с организациями любых форм собственности на проведение в районе аэродрома необходимых работ по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, внедрение в практику новых, эффективных методов по улучшению орнитологического обеспечения;
      5) взаимодействие с государственными органами и организациями при проведении работ и мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, внедрение в практику новых, эффективных методов по улучшению орнитологического обеспечения;
      6) взаимодействие по вопросам авиационной орнитологии с другими организациями гражданской авиации;
      7) разработки мероприятий по улучшению орнитологического обеспечения полетов и орнитологической обстановки в районе аэродрома;
      8) контроль за созданием или расширением подсобных хозяйств в окрестностях аэропорта;
      9) контроль за исключением сельскохозяйственных работ на территории аэропорта;
      10) проведение ежегодно аудита на предмет соответствия требованиям ИКАО по вопросам, создаваемой птицами, опасности и методам ее снижения.
      18. Руководитель полета аэродрома на основании информации и докладов АС, САБ, ИБП, об усложнении орнитологической обстановки в районе ВПП аэродрома, принимает решение о прекращении, ограничении или возобновлении полетов.
      В случае появления на аэродроме или в районе аэродрома скоплений птиц, диспетчер ОВД передает соответствующее указание работникам САБ произвести отпугивание птиц, а также предупреждает экипажи воздушных судов о наличии птиц на аэродроме по схеме оперативного взаимодействия служб, в случае обнаружения скопления птиц на аэродроме по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

3. Порядок выявления и устранения условий,
способствующих концентрации птиц

      19. Работники службы аэродромного обеспечения аэропорта выявляют и устраняют условия, способствующие концентрации птиц на ВПП, производят сбор и определение найденных на взлетно-посадочной полосе и возле нее останков птиц, сбитых воздушным судном.
      20. САБ аэропорта, получив сообщение от диспетчера ОВД о скоплении птиц немедленно выезжает на территорию аэродрома, где обнаружены птицы, представляющие потенциальную угрозу воздушным судам.
      Посредством огнестрельного оружия, пиротехнических средств, светосигнальной ракетницы производит действия по отпугиванию птиц с территории аэродрома до момента, когда птицы не угрожают движению воздушных судов.
      В случаях массового скопления птиц в весенне-летне-осенний периоды выставляют стрелков с достаточным количеством боеприпасов в следующих местах:
      1) точка приземления, точка взлета и воздушное судно (вне летной полосы);
      2) места примыкания рулежных дорожек к взлетно-посадочной полосе до команды «отбой» диспетчера ОВД.
      21. Все мероприятия по устранению условий, способствующих концентрации птиц, делятся на группы:
      1) проводимые на аэродромах;
      2) проводимые на приаэродромной территории.
      22. Причины концентрации птиц на аэродромах устраняются работниками АС или специалистами-орнитологами.
      23. К числу основных мероприятий, проводимых на аэродромах относятся:
      1) вырубка деревьев и зарослей кустарника вблизи ВПП, привлекающих птиц для устройства гнезд, отдыха и ночевки;
      2) скашивание травяного покрова на аэродроме до оптимальной высоты;
      3) уменьшение возможности гнездования птиц на аэродромных сооружениях-ангарах и других зданий;
      4) мелиорационные работы на увлажненных и заболоченных участков аэродрома, их дренирование и засыпка;
      5) ликвидация доступа к пищевым отходам самолетных и аэродромных кухонь, ресторана и столовых аэропорта путем хранения отходов пищи в закрытых контейнерах, полная утилизация отходов в закрытых от птиц помещениях;
      6) установка ловушек для отлова птиц;
      7) установка мертвых тушек и чучел птиц в местах концентрации птиц;
      8) недопущение использования территории аэродрома для сельскохозяйственных культур, привлекающих птиц;
      9) проведение химической обработки на территории аэродрома против насекомых привлекающих птиц;
      10) спиливание в самом начале гнездования птиц верхних ветвей деревьев, на которых расположены гнездовые колонии птиц, или сбивание гнезд с помощью водометов;
      11) запрещение размещать на расстоянии ближе пятнадцати километров от контрольной точки аэродрома места выброса пищевых отходов, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, отличающихся привлечением и массовым скоплением птиц;
      12) ликвидация или предотвращение создания в радиусе 15 километров от аэродрома пищевых отходов или перенос их в сторону с таким расчетом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали ВПП и подходы к ней;
      13) вспашка и перепахивание сельскохозяйственных полей с зерновыми культурами окружающий аэродром, только в ночное время;
      14) запрещение выпаса скота вблизи аэродрома во избежание привлечения большого количества мелких птиц;
      15) осушение мелких водоемов вблизи аэродрома, являющихся местом скопления птиц пролетающих через приаэродромную территорию;
      16) скашивание на расположенных вблизи аэродрома водоемах высокой прибрежной растительности, являющейся местом массового гнездования, отдыха и ночевки птиц.
      24. Отпугивание птиц от аэродромов производится с помощью различных средств (биоакустических установок, ружей, ракетниц, пиротехнических средств, пневматических пистолетов механических отпугивателей, зеркальных шаров, лазерных установок, тушек мертвых птиц, трещоток, газовых пушек, макетов хищных птиц, пожарными машинами, флажков и иных средств).
      25. Отлов птиц на аэродромах производится ловушками, сетями, паутинками, капканами, снотворными веществами и другими средствами.

Приложение 1   
к Правилам     
орнитологического 
обеспечения полетов в
гражданской авиации
Республики Казахстан

                                                        Форма

           Журнал орнитологической обстановки на аэродроме

Дата ____________________            Время события __________________
Тип воздушного судно _____________ № воздушного судно _______________
Авиакомпания __________________________    № рейса __________________
Кто сообщил о произошедшем событии:__________________________________
Какие останки птиц найдены на ВПП:___________________________________
Место обнаружения (относительно оси ВПП и ближайших РД):_____________
Этап полета (высота, скорость, взлет-посадка):_______________________
Вид и количество птиц:_______________________________________________
Место попадания птицы в ВС:__________________________________________
Повреждения:_________________________________________________________
Сведения экипажа:____________________________________________________
Рабочий курс ВПП:____________________________________________________
Время последнего осмотра ВПП:________________________________________
Орнитологическая обстановка в момент события:________________________
Метеообстановка:_____________________________________________________
Последствия для выполнения рейса:____________________________________
Примечание:
                                  Ф.И.О. (при его наличии)___________
«___» _______________ 20___года.        подпись _____________________

Приложение 2   
к Правилам     
орнитологического 
обеспечения полетов в
гражданской авиации
Республики Казахстан

                                                         Форма

                               СХЕМА
      оперативного взаимодействия служб, в случае обнаружения
                   скопления птиц на аэродроме