В соответствии с подпунктом 41-46) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила орнитологического обеспечения полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан.
2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Министра по инвестициям и развитию
Республики Казахстан Ж. Касымбек
«СОГЛАСОВАН»
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
Е.А. Досаев _______________
22 июня 2015 года
«СОГЛАСОВАН»
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
А.С. Мамытбеков __________
22 мая 2015 года
Утверждены
приказом исполняющего
обязанности Министра по
инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 26 марта 2015 года № 323
Правила
орнитологического обеспечения полетов
гражданских воздушных судов в Республике Казахстан
Общие положения
1. Настоящие Правила орнитологического обеспечения полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» с учетом стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации (далее - ИКАО), определяют порядок орнитологического обеспечения полетов гражданских воздушных судов в Республике Казахстан и распространяются на все организации гражданской авиации Республики Казахстан.
2. Порядок орнитологического обеспечения полетов в гражданской авиации Республики Казахстан включает в себя:
1) порядок организации орнитологического обеспечения полетов;
2) выявление и устранение условий, способствующих концентрации птиц.
3. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах:
1) авиационная орнитология - прикладная дисциплина общей орнитологии, которая занимается изучением фауны, экологии, поведения и миграции птиц в части, касающейся обеспечения безопасности полетов, а также разработкой и осуществлением мероприятий по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами;
2) орнитологическая обстановка - нахождение птиц на земле (воде) и в воздушном пространстве в какой-либо отрезок времени;
3) орнитологическое обеспечение полетов - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами;
4) стая птиц - совокупность особей, обладающих в течение длительного периода времени общим пространством жизнедеятельности.
4. План мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов разрабатывается службой эксплуатанта аэродрома, ответственной за орнитологическое обеспечение полетов.
5. План мероприятий содержит мероприятия по выявлению и ликвидации условий, способствующих концентрации птиц на аэродроме и прилегающей территории, проведение занятий с работниками аэропорта по авиационно-орнитологической тематике и иные мероприятия, обусловленные спецификой работы аэропорта и местной орнитологической обстановки.
6. В аэропортах штатные орнитологи и лица, ответственные за орнитологическое обеспечение должны проходить обязательное повышение квалификации на специализированных курсах не реже одного раза в три года.
7. Специалист по авиационной орнитологии аэропорта осуществляет:
1) общее руководство по орнитологическому обеспечению полетов согласно настоящим Правилам;
2) организацию непосредственного взаимодействия между службами аэропорта по вопросам авиационной орнитологии;
3) анализ и прогноз орнитологической обстановки;
4) представление информации руководителям соответствующих подразделений и летному составу об орнитологической обстановке на аэродроме;
5) проведение занятий и консультации по авиационной орнитологии с работниками аэропорта;
6) контроль правильности и своевременности принятия мер по предотвращению столкновений воздушно судно (далее - ВС) с птицами.
8. К выполнению практических мероприятий руководитель организации гражданской авиации привлекает работников аэродромной службы (далее - АС), службы авиационной безопасности (далее - САБ), инспектора по безопасности полетов (далее - ИБП), службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП) и других работников организации гражданской авиации.
9. Занятия по авиационной орнитологии с соответствующими диспетчерами обслуживания воздушного движения (далее – ОВД), работниками аэродромной, авиационной безопасности, инженерно-авиационной и других служб аэропорта организуется начальником аэродромной службы, и проводятся в часы технической учебы, перед весенним и осенним периодами года.
10. На занятиях по авиационной орнитологии изучаются следующие вопросы:
1) особенности орнитологической обстановки в различные сезоны года в районе аэродрома (видовой состав, места скопления и основные маршруты перелетов птиц, представляющих опасность для полетов воздушных судов);
2) распределение случаев столкновений воздушных судов с птицами на данном аэродроме по сезонам года, периодам суток, высотам;
3) организация на аэродроме орнитологического обеспечения полетов;
4) визуальные и радиолокационные наблюдения за орнитологической обстановкой в районе аэродрома;
5) ликвидация в районе аэродрома условий, способствующих концентрации птиц;
6) действия экипажей в полете по уменьшению вероятности и опасности столкновений воздушных судов с птицами;
7) последствия столкновений воздушных судов с птицами (материальный ущерб, опасные ситуации в полете).
Порядок организации орнитологического обеспечения полетов
11. Порядок организации орнитологического обеспечения полетов включает в себя:
1) анализ орнитологического обеспечения полетов;
2) выявление и ликвидация условий, способствующих концентрации птиц на аэродроме и прилегающей к нему территории;
3) проведение занятий по авиационно-орнитологической тематике с работниками аэропортов, пилотами авиакомпаний, участвующими в орнитологическом обеспечении полетов.
12. По предотвращению столкновений воздушных судов с птицами специалистом по орнитологическому обеспечению полетов в начале года проводится анализ орнитологического обеспечения полетов, который включает в себя:
1) уточнение по результатам эколого-орнитологического обследования визуальных и радиолокационных наблюдений и орнитологического обследования сроков и мест скоплений и перелетов птиц на аэродроме и приаэродромной территории;
2) уточнение причин концентрации и массовых перелетов птиц в районе аэродрома;
3) выявление наиболее часто повторяющихся обстоятельств столкновений воздушных судов с птицами (тип воздушных судов, высота и скорость полета, место столкновения, вид птиц, время суток и года);
4) определение последствий столкновений (число и характер повреждений воздушных судов, материальный ущерб из-за ремонта, простоя, задержки, прекращенных взлетов и вынужденных посадок воздушных судов);
5) анализ деятельности служб и подразделений организации гражданской авиации по выполнению мер защиты воздушных судов от столкновений с птицами.
13. Данные о столкновениях воздушных судов с птицами заносятся в журнал орнитологической обстановки на аэродроме по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
Все дополнительные сведения о скоплениях и перелетах птиц, а также их причинах, полученные за анализируемый период времени, заносятся в соответствующие карты-схемы, диаграммы, графики и таблицы.
14. Визуальное орнитологическое наблюдение на аэродромах осуществляют диспетчеры ОВД и штатный авиационный орнитолог. Наблюдения проводятся постоянно во время взлетов и заходов на посадку воздушных судов в пределах секторов взлета и захода на посадку. В ходе орнитологического наблюдения осматриваются взлетная посадочная полоса (далее - ВПП) и прилегающая к ней территория летного поля.
15. При визуальном обнаружении скопления птиц в секторе взлета и посадки, а также в случае поступления информации диспетчеру ОВД от корреспондента (экипаж воздушных судов, АС, САБ, ИБП, СПАСОП и других), диспетчер ОВД сообщает информацию всем заинтересованным пользователям в соответствии с технологией работы диспетчеров службы движения.
16. К выполнению практических мероприятий руководитель организации гражданской авиации привлекает работников аэродромной службы (далее - АС), службы авиационной безопасности (далее - САБ), инспектора по безопасности полетов (далее - ИБП), службы поискового аварийно-спасательного обеспечения полетов (далее - СПАСОП) и других работников организации гражданской авиации.
17. Руководитель аэропорта организовывает:
1) проведение эколого-орнитологического обследования аэродрома и приаэродромной территории;
2) разработку и внедрение орнитологической программы аэропорта;
3) создание орнитологической группы для отпугивания птиц от аэродрома;
4) заключение договоров с организациями любых форм собственности на проведение в районе аэродрома необходимых работ по предотвращению столкновений воздушных судов с птицами, внедрение в практику новых, эффективных методов по улучшению орнитологического обеспечения;
5) взаимодействие с государственными органами и организациями при проведении работ и мероприятий, направленных на предотвращение столкновений воздушных судов с птицами, внедрение в практику новых, эффективных методов по улучшению орнитологического обеспечения;
6) взаимодействие по вопросам авиационной орнитологии с другими организациями гражданской авиации;
7) разработки мероприятий по улучшению орнитологического обеспечения полетов и орнитологической обстановки в районе аэродрома;
8) контроль за созданием или расширением подсобных хозяйств в окрестностях аэропорта;
9) контроль за исключением сельскохозяйственных работ на территории аэропорта;
10) проведение ежегодно аудита на предмет соответствия требованиям ИКАО по вопросам, создаваемой птицами, опасности и методам ее снижения.
18. Руководитель полета аэродрома на основании информации и докладов АС, САБ, ИБП, об усложнении орнитологической обстановки в районе ВПП аэродрома, принимает решение о прекращении, ограничении или возобновлении полетов.
В случае появления на аэродроме или в районе аэродрома скоплений птиц, диспетчер ОВД передает соответствующее указание работникам САБ произвести отпугивание птиц, а также предупреждает экипажи воздушных судов о наличии птиц на аэродроме по схеме оперативного взаимодействия служб, в случае обнаружения скопления птиц на аэродроме по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
3. Порядок выявления и устранения условий,
способствующих концентрации птиц
19. Работники службы аэродромного обеспечения аэропорта выявляют и устраняют условия, способствующие концентрации птиц на ВПП, производят сбор и определение найденных на взлетно-посадочной полосе и возле нее останков птиц, сбитых воздушным судном.
20. САБ аэропорта, получив сообщение от диспетчера ОВД о скоплении птиц немедленно выезжает на территорию аэродрома, где обнаружены птицы, представляющие потенциальную угрозу воздушным судам.
Посредством огнестрельного оружия, пиротехнических средств, светосигнальной ракетницы производит действия по отпугиванию птиц с территории аэродрома до момента, когда птицы не угрожают движению воздушных судов.
В случаях массового скопления птиц в весенне-летне-осенний периоды выставляют стрелков с достаточным количеством боеприпасов в следующих местах:
1) точка приземления, точка взлета и воздушное судно (вне летной полосы);
2) места примыкания рулежных дорожек к взлетно-посадочной полосе до команды «отбой» диспетчера ОВД.
21. Все мероприятия по устранению условий, способствующих концентрации птиц, делятся на группы:
1) проводимые на аэродромах;
2) проводимые на приаэродромной территории.
22. Причины концентрации птиц на аэродромах устраняются работниками АС или специалистами-орнитологами.
23. К числу основных мероприятий, проводимых на аэродромах относятся:
1) вырубка деревьев и зарослей кустарника вблизи ВПП, привлекающих птиц для устройства гнезд, отдыха и ночевки;
2) скашивание травяного покрова на аэродроме до оптимальной высоты;
3) уменьшение возможности гнездования птиц на аэродромных сооружениях-ангарах и других зданий;
4) мелиорационные работы на увлажненных и заболоченных участков аэродрома, их дренирование и засыпка;
5) ликвидация доступа к пищевым отходам самолетных и аэродромных кухонь, ресторана и столовых аэропорта путем хранения отходов пищи в закрытых контейнерах, полная утилизация отходов в закрытых от птиц помещениях;
6) установка ловушек для отлова птиц;
7) установка мертвых тушек и чучел птиц в местах концентрации птиц;
8) недопущение использования территории аэродрома для сельскохозяйственных культур, привлекающих птиц;
9) проведение химической обработки на территории аэродрома против насекомых привлекающих птиц;
10) спиливание в самом начале гнездования птиц верхних ветвей деревьев, на которых расположены гнездовые колонии птиц, или сбивание гнезд с помощью водометов;
11) запрещение размещать на расстоянии ближе пятнадцати километров от контрольной точки аэродрома места выброса пищевых отходов, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, отличающихся привлечением и массовым скоплением птиц;
12) ликвидация или предотвращение создания в радиусе 15 километров от аэродрома пищевых отходов или перенос их в сторону с таким расчетом, чтобы летящие к свалкам с мест скопления птицы не пересекали ВПП и подходы к ней;
13) вспашка и перепахивание сельскохозяйственных полей с зерновыми культурами окружающий аэродром, только в ночное время;
14) запрещение выпаса скота вблизи аэродрома во избежание привлечения большого количества мелких птиц;
15) осушение мелких водоемов вблизи аэродрома, являющихся местом скопления птиц пролетающих через приаэродромную территорию;
16) скашивание на расположенных вблизи аэродрома водоемах высокой прибрежной растительности, являющейся местом массового гнездования, отдыха и ночевки птиц.
24. Отпугивание птиц от аэродромов производится с помощью различных средств (биоакустических установок, ружей, ракетниц, пиротехнических средств, пневматических пистолетов механических отпугивателей, зеркальных шаров, лазерных установок, тушек мертвых птиц, трещоток, газовых пушек, макетов хищных птиц, пожарными машинами, флажков и иных средств).
25. Отлов птиц на аэродромах производится ловушками, сетями, паутинками, капканами, снотворными веществами и другими средствами.
Приложение 1
к Правилам
орнитологического
обеспечения полетов в
гражданской авиации
Республики Казахстан
Форма
Журнал орнитологической обстановки на аэродроме
Дата ____________________ Время события __________________
Тип воздушного судно _____________ № воздушного судно _______________
Авиакомпания __________________________ № рейса __________________
Кто сообщил о произошедшем событии:__________________________________
Какие останки птиц найдены на ВПП:___________________________________
Место обнаружения (относительно оси ВПП и ближайших РД):_____________
Этап полета (высота, скорость, взлет-посадка):_______________________
Вид и количество птиц:_______________________________________________
Место попадания птицы в ВС:__________________________________________
Повреждения:_________________________________________________________
Сведения экипажа:____________________________________________________
Рабочий курс ВПП:____________________________________________________
Время последнего осмотра ВПП:________________________________________
Орнитологическая обстановка в момент события:________________________
Метеообстановка:_____________________________________________________
Последствия для выполнения рейса:____________________________________
Примечание:
Ф.И.О. (при его наличии)___________
«___» _______________ 20___года. подпись _____________________
Приложение 2
к Правилам
орнитологического
обеспечения полетов в
гражданской авиации
Республики Казахстан
Форма
СХЕМА
оперативного взаимодействия служб, в случае обнаружения
скопления птиц на аэродроме