В соответствии с подпунктом 41-25) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила сертификации и выдачи сертификата организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники гражданской авиации.
2. Комитету гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан (Сейдахметов Б.К.) обеспечить:
1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет» республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) пункта 2 настоящего приказа.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Министра по инвестициям и
развитию Республики Казахстан Ж. Касымбек
«СОГЛАСОВАНО»
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
Досаев Е.А. __________________
18 июня 2015 года
Утверждены
приказом исполняющего обязанности
Министра по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
от 24 февраля 2015 года № 197
Правила сертификации и выдачи сертификата организации
по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники
гражданской авиации
1. Общие положения
1. Настоящие Правила сертификации и выдачи сертификата организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники гражданской авиации (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 41-25) пункта 1 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года «Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации» (далее - Закон) и авиационных стандартов международных организаций в сфере гражданской авиации.
2. Настоящие Правила определяет порядок сертификации, выдачи сертификата организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники гражданской авиации лицам, зарегистрированным на территории Республики Казахстан и осуществляющим техническое обслуживание и ремонт авиационной техники гражданской авиации.
3. Сертификат организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (далее – Сертификат) является неотчуждаемым и не передается другому лицу.
4. Сертификат по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам выдается на два года, с указанием сферы и срока действия. По истечении срока действия, Сертификат считается не действительным.
5. Сертификация выдача Сертификатов осуществляется уполномоченным орган в сфере гражданской авиации.
6. В Правилах используются следующие термины и определения:
1) заявка - обращение заявителя в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации для прохождения процедуры сертификации (электронная/бумажная);
2) заявитель - юридическое лицо, обратившееся в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации для получения Сертификата организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники;
3) сертификационные требования - требования к организациям по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники, утвержденные уполномоченным органом в соответствии с подпунктом 41-58) пункта 1 статьи 14 Закона;
4) руководство по деятельности организации по техническому обслуживанию - документ, содержащий подробную информацию о структуре организации по техническому обслуживанию и обязанностях ее руководства, сфере выполняемых работ, производственной базе, процедурах технического обслуживания и системах обеспечения качества;
5) техническое обслуживание - проведение работ, необходимых для обеспечения сохранения летной годности воздушного судна, включая контрольно-восстановительные работы, проверки, замены, устранения дефектов, выполняемые как в отдельности, так и в сочетании, а также практическое осуществление модификации;
6) организация по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (далее – организация по ТО и РАТ) – юридическое лицо или структурное подразделение юридического лица, осуществляющее техническое обслуживание и (или) ремонт авиационной техники и имеющее действующий сертификат организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники;
7) ремонт авиационной техники - комплекс операций по восстановлению исправности и работоспособности авиационной техники.
7. За сертификацию в сфере гражданской авиации взимается сбор в порядке и размерах, определяемых Кодексом Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс). Сертификация в сфере гражданской авиации осуществляется после уплаты в государственный бюджет указанного сбора.
2. Порядок проведения сертификации организации
по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники
гражданской авиации
8. Устанавливается следующий порядок проведения сертификации:
1) этап, предшествующий подаче заявки при первоначальной выдаче сертификата;
2) подача заявителем в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации заявки по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам с приложением документов по форме, согласно перечню, указанному в приложении 3 к настоящим Правилам;
2) предварительная оценка и принятие решения по заявке уполномоченным органом в сфере гражданской авиации;
3) проведение комиссией уполномоченного органа в сфере гражданской авиации сертификационного обследования;
4) принятие решения и выдача (отказ в выдаче) сертификата.
9. Этап, предшествующий подаче заявки, предусматривает предварительное обращение заявителя в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации о намерении получения сертификата, где ему предоставляется исчерпывающая информация, которые должны быть представлены заявителем, и процедур, которые будут применяться при рассмотрении заявки.
В свою очередь, для предварительной оценки заявитель представляет информацию, касающуюся его финансового обеспечения, наличия квалифицированного инженерно-технического персонала, уровня обслуживания и обеспечение системы качества.
10. Заявка на сертификацию представляется заявителем в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации:
1) при плановой сертификации (первоначальной или по истечению срока действия ранее выданного сертификата);
2) при необходимости расширения сферы деятельности организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники. К заявке прилагаются документы, согласно приложению 3 к настоящим Правилам. После завершения сертификационных процедур оригиналы приложенных к заявке документов подлежат возврату заявителю при условии предоставления заменяющих их копий.
11. Уполномоченный орган в сфере гражданской авиации в течении пяти календарных дней проводит предварительную оценку заявки и сообщает заявителю решение по заявке, согласно приложению 4 к настоящим Правилам. Предварительная оценка заявки, включает в себя общее ознакомление с процедурами, практикой и методами, представленными в документах и проверку их на соответствие сертификационным требованиям.
12. В случае если заявка или прилагаемые к ней документы, комплектность и содержание не соответствуют приложению 3 настоящих Правил, уполномоченный орган в сфере гражданской авиации возвращает их заявителю в течение пяти календарных дней со дня регистрации заявки на получение сертификата организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (ТО и РAT) гражданской авиации. При этом заявителю дается мотивированный ответ в письменном виде с указанием причин отказа.
13. При отсутствии замечаний по заявке, на основании решения по заявке, уполномоченным органом в сфере гражданской авиации создается комиссия для проведения сертификационного обследования.
В состав комиссии входят председатель и члены в количестве не менее трех работников уполномоченного органа в сфере гражданской авиации, в функции которых относятся вопросы эксплуатации, технического обслуживания и поддержания летной годности воздушных судов.
14. Сертификационное обследование организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники производится применительно к заявленным область деятельности, согласно приложению 5 к настоящим Правилам и характеристикам организации ТО и РAT.
Сертификационное обследование осуществляется с использованием (инструктивного материала) программы сертификационного обследования организаций по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники гражданской авиации, разработанного уполномоченным органом для государственных авиационных инспекторов, согласно приложению 6 к настоящим Правилам.
Сертификационное обследование проводится в течении двадцати календарных дней.
15. При проведении сертификационного обследования проверяются:
1) характеристика (показатели) организации технического обслуживания и ремонта авиационной техники и реализуются процедуры проверки, позволяющие подтвердить соответствие данного центра сертификационным требованиям;
2) полнота и качество технического обслуживания и ремонта авиационной техники;
3) стабильность качества.
16. Срок сертификации не превышает тридцати календарных дней со дня поступления заявки в уполномоченный орган. В тех случаях, когда необходимо проведение дополнительного изучения или проверки государственными авиационными инспекторами, срок рассмотрения может быть продлен не более чем на тридцать календарных дней, о чем сообщается заявителю в течении трех календарных дней с момента принятия решения о продлении срока рассмотрения.
17. По результатам сертификационного обследования комиссия составляет акт сертификационного обследования по форме, согласно приложению 7 к настоящим Правилам в двух экземплярах с указанием фактического состояния объектов заявителя, выводов, рекомендаций и заключения о возможности (невозможности) выдачи сертификата, который по завершению подписывается всеми членами комиссии и представляется заявителю для ознакомления.
18. В случае выявления несоответствий при проведении сертификационного обследования заявителем в течение десяти календарных дней со дня подписания акта представляется план корректирующих действий по их устранению для утверждения уполномоченным органом в сфере гражданской авиации.
После устранения несоответствий сертификационным требованиям, заявитель представляет для проверки уполномоченному органу справку о выполнении корректирующих действий в установленные планом сроки с приложением подтверждающей документации.
3. Порядок выдачи
19. Основанием для выдачи Сертификата является в соответствии сертификационным требованием по результату акта сертификационного обследования.
20. Оформление и выдача Сертификата производится уполномоченным органом в сфере гражданской авиации в срок до трех календарных дней со дня завершения сертификационного обследования.
21. Отказ в выдаче Сертификата производится в случаях, если:
1) представленный заявителем пакет документов не соответствует приложениям 2 и 3 к Правилам;
2) деятельность заявителя не соответствуют сертификационным требованиям;
3) в отношении заявителя имеется решение суда, запрещающее ему оказание данного вида услуг.
22. При отказе в выдаче Сертификата заявителю в течении десяти рабочих дней со дня оформления акта сертификационного обследования дается мотивированный письменный ответ с указанием причин отказа. При несогласии заявитель может обжаловать отказ в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
4. Порядок внесения изменений в Сертификат и выдача дубликата
23. Изменения и дополнения в сертификат по ТО и РАТ вносятся:
1) по заявке организации по ТО и РАТ:
в случае изменения наименования, адреса организации по ТО и РАТ;
при расширении области действия сертификата организации по ТО и РАТ;
2) по решению уполномоченного органа в сфере гражданской авиации по результатам проведенной проверки организации по ТО и РАТ.
24. Срок внесения изменений составляет пять календарных дней с момента подачи заявки в случаях изменения наименования, адреса организации по ТО и РАТ, тридцать календарных дней при расширении области действия сертификата организации по ТО и РАТ.
25. При расширении области действия сертификата организации по ТО и РАТ организация направляет в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации заявку с документами согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
Уполномоченный орган в сфере гражданской авиации в течение десяти календарных дней, с момента получения заявки рассматривает представленные документы.
26. Дубликат Сертификата выдается в случае его порчи или утраты (хищения) в течении двух рабочих дней. Для внесения изменения в Сертификат или получения дубликата организация по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники подает в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации заявление произвольной формы с материалами служебного расследования, проведенного заявителем, и приложением ранее выданного Сертификата (кроме случаев утраты или хищения).
Приложение 1
к Правилам сертификации и выдачи
сертификата организации по техническому
обслуживанию и ремонту авиационной
техники гражданской авиации
Форма
ГЕРБ
наименование уполномоченного органа
адрес уполномоченного органа
Сертификат
организации по техническому
обслуживанию и ремонту авиационной техники
№ __________
Выдан «___» ________ 20__ г. Срок действия до «__» ____ 20__ г.
_____________________________________________________________________
(наименование организации, юридический адрес)
Настоящий сертификат удостоверяет, что организация по
техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники _____________
_____________________________________________________________________
(наименование организации)
соответствует сертификационным требованиям, относящихся к области
действия, указанных в приложении к настоящему сертификату, являющейся
его неотъемлемой частью.
Сертификат выдан на основании акта сертификационного
обследования (проверки) комиссией ___________________________________
_____________________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа в сфере гражданской авиации)
от «____»_________ 20___ г. № _____
Инспекционный контроль осуществляет ___________________________
_____________________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа в сфере гражданской авиации)
М.П.
Должностное лицо
уполномоченного органа в сфере
гражданской авиации
либо лицо им уполномоченное
______________________________
подпись, Ф.И.О.
Приложение
к сертификату организации
по техническому обслуживанию
и ремонту авиационной техники
№ ___________
Область действия сертификата
№ п/п |
Тип авиационной техники |
Виды работ |
Примечание |
М.П.
Должностное лицо
уполномоченного органа в сфере
гражданской авиации
либо лицо им уполномоченное
______________________________
подпись, Ф.И.О.
Приложение 2
к Правилам сертификации и выдачи
сертификата организации по техническому
обслуживанию и ремонту авиационной
техники гражданской авиации
Форма
Заявка на получение сертификата организации по техническому
обслуживанию и ремонту авиационной техники (ТО и РAT)
гражданской авиации
1. Наименование организации по ТО и РAT _______________________
2. Место регистрации организации и регистрационный номер (шифр)
_____________________________________________________________________
3. Местонахождение производственной базы: _____________________
4. Почтовый адрес _____________________________________________
5. Телефон _________________
6. Телеграф ________________
7. Факс ____________________
8. Расчетный счет __________
9. Бизнес-идентификационный номер (БИН) _______________________
10. Электронный адрес _________________________________________
11. Причина подачи заявки (нужное подчеркнуть):
первоначальная заявка на получение сертификата организации по ТО и
РAT;
дополнение перечня видов (комплексов) работ по ТО и РAT;
дополнение перечня типов авиационной техники;
сертификация на очередной срок;
сертификация после отзыва/аннулирования сертификата организации по ТО
и РAT;
изменение основных данных организации по ТО и РAT;
другие причины (указать).
12. Содержание заявки
Я, нижеподписавшийся, _______________________________________________
(ФИО руководителя организации)
действующий на основании Устава (Положения), утвержденного
(зарегистрированного) _____________________ (дата) __________________
прошу провести сертификацию организации по техническому обслуживанию
и ремонту на право выполнения на следующей авиационной технике
перечисленных ниже форм деятельности:
Тип ВС двигателя, изделия AT |
Форма деятельности |
||
Оперативные виды ТО (указать) |
Периодические виды ТО (указать) |
Другие виды работ (указать) |
|
13. Заявитель признает и обязуется выполнять требования
законодательства Республики Казахстан в сфере использования
воздушного пространства и деятельности авиации.
14. Руководящий состав, ответственный за техническое
обслуживание авиационной техники:
Должность |
Ф.И.О. |
Подпись |
Руководитель организации по ТО и РAT |
||
Руководитель подразделения по контролю (гарантии) качества |
Приложение 3
к Правилам сертификации и выдачи
сертификата организации по техническому
обслуживанию и ремонту авиационной
техники гражданской авиации
Форма
Перечень документов,
прилагаемых к заявке на получение сертификата
организации по техническому обслуживанию и ремонту
авиационной техники гражданской авиации
1. Копия устава организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (ТО и РAT).
Сведения о документах, удостоверяющих личность, о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица, о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз «электронного правительства».
Примечание: свидетельство о государственной (учетной) регистрации (перерегистрации) юридического лица (филиала, представительства), выданное до введения в действие Закона Республики Казахстан от 24 декабря 2012 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств», является действительным до прекращения деятельности юридического лица.
3. Справка о финансово-экономическом состоянии организации по ТО и PAT.
4. Руководство по деятельности организации по ТО и РAT (приложение к настоящему перечню документов).
5. Утвержденная структура организации по ТО и РAT.
6. Положение о структурных подразделениях организации по ТО и РAT.
7. Штатное расписание организации по ТО и РAT.
8. Сведения о командно-руководящем составе организации по ТО и РAT и копии соответствующих документов об образовании.
9. Должностные инструкции командно-руководящего состава организации по ТО и РAT.
10. Список инженерно-технического персонала организации по ТО и РAT с указанием видов допусков и видов работ по типам авиационной техники.
11. Информация о допуске инженерно-технического состава к запуску и опробованию двигателей.
12. Список лиц инженерно-технического состава организации по ТО и РAT, допущенного к выполнению полетов в составе экипажей для выполнения технического обслуживания воздушных судов вне базы с указанием информации о сроках действия страховых полисов и медицинских справок.
13. Перечень документов, в соответствии с которыми осуществляется работа по ТО и РАТ в заявленной области действия.
14. Перечень договоров на технолого-конструкторское сопровождение эксплуатации авиационной техники между организацией по ТО и РAT и изготовителями, разработчиками авиационной техники или научно-исследовательскими организациями гражданской авиации с указанием предмета договора и срока действия.
15. Перечень договоров на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники между организацией по ТО и РAT и другими сторонними организациями гражданской авиации с указанием предмета договора и срока действия.
16. Перечень договоров на ремонт авиационной техники между организацией по ТО и РAT и ремонтными организациями гражданской авиации с указанием предмета договора и срока действия.
17. Перечень договоров на метрологическое обеспечение деятельности организации по ТО и РAT с указанием предмета договора и срока действия.
18. Перечень договоров на проведение технической учебы и повышение квалификации инженерно-технического состава организации по ТО и РAT с указанием предмета договора и срока действия.
19. Перечень договоров на использование арендуемых сооружений и средства наземного обслуживания с указанием предмета договора и срока действия.
20. Список эксплуатантов гражданских воздушных судов, которым организация по ТО и РАТ оказывает услуги по договорам.
21. Перечень субподрядных организаций по договорам.
22. Копия документа, подтверждающего уплату сбора за сертификацию в сфере гражданской авиации.
Приложение
к перечню документов,
прилагаемых к заявке на
получение сертификата
организации по техническому
обслуживанию и ремонту
авиационной техники
гражданской авиации
Руководство
по деятельности организации по техническому
обслуживанию и ремонту авиационной техники
1. Введение
1) Содержание;
2) Предмет и область;
3) Перечень действующих страниц;
4) Перечень ревизий/дополнений;
5) Лист рассылки;
6) Используемые сокращения.
2. Управление
1) Заявление ответственного руководителя;
2) Политика по безопасности и качеству;
3) Управленческий персонал;
4) Права и обязанности должностных лиц управленческого персонала;
5) Структура управления организацией;
6) Реестр допускающего персонала;
7) Описание состава работников организации;
8) Общее описание производственных мощностей, расположенных по каждому из адресов организации, указанных в сертификате;
9) Объем выполняемых работ по техническому обслуживанию (воздушных судов и компонентов);
10) Процедура уведомления уполномоченного органа в сфере гражданской авиации об изменениях в организации;
11) Процедуры внесения изменений в Руководство.
3. Процедуры по техническому обслуживанию
1) Процедуры оценки поставщиков и контроля субподряда;
2) Приемка и проверка компонентов и материалов для ВС от внешних поставщиков;
3) Хранение, маркирование и выдача из складов компонентов и материалов для технического обслуживания АТ;
4) Приемка инструментов и оборудования;
5) Калибровка инструментов и оборудования;
6) Использование инструментов и оборудования персоналом, включая альтернативные инструменты и оборудование;
7) Нормы соблюдения чистоты на объектах технического обслуживания;
8) Инструкции по техническому обслуживанию и их соответствие инструкциям производителей ВС/компонентов ВС, включая их обновление и их наличие для технического персонала;
9) Процедуры по ремонту;
10) Соответствие с программой по техническому обслуживанию ВС эксплуатанта;
11) Процедуры выполнения директив летной годности;
12) Процедура выполнения необязательных модификаций;
13) Используемые документы по техническому обслуживанию и их заполнение;
14) Контроль записей технического обслуживания (учетных данных);
15) Устранение дефектов при проведении базового технического обслуживания;
16) Процедура возвращения в эксплуатацию после техническом обслуживании;
17) Записи в документации эксплуатанта;
18) Донесение о неисправностях компетентному эксплуатанту/держателю сертификата типа;
19) Возврат неисправных компонентов ВС на склад;
20) Действия по неисправным компонентам внешних поставщиков;
21) Контроль учетных данных, сохраняемых в электронном виде;
22) Контроль планирования человеко-часов относительно запланированных работ по техническому обслуживанию;
23) Контроль критических работ по техническому обслуживанию;
24) Информация на процедуры по проведению специфических работ по техническому обслуживанию, такие как:
процедуры по опробованию двигателей;
процедуры по проверке герметизации ВС;
процедуры по буксировке ВС;
процедуры по рулению ВС;
утилизация компонентов и материалов;
25) Процедуры по выявлению и корректировке ошибок, допущенных при проведении технического обслуживания;
26) Процедуры по передаче работ между сменами;
27) Процедуры по информированию о неточных и двусмысленных данных по техническому обслуживанию держателю сертификата типа;
28) Процедуры по планированию производства.
4. Дополнительные процедуры по проведению оперативного технического обслуживания
1) Контроль компонентов ВС, инструментов, оборудования при проведении оперативного технического обслуживания;
2) Процедуры по проведению оперативного технического обслуживания, связанных с наземным обслуживанием, заправкой топливом, противообледенительными работами, включая проверку по удалению осадков от специальных противообледенительных жидкостей;
3) Контроль неисправностей и повторяющихся дефектов при проведении оперативного технического обслуживания;
4) Процедура заполнения технического бортового журнала при оперативном техническом обслуживании;
5) Процедура для доставки запасных частей по соглашениям и запасных частей под заем при оперативном техническом обслуживании;
6) Процедура по возврату дефектных запасных частей, снятых с ВС при оперативном техническом обслуживании;
7) Процедура контроля критических задач при оперативном техническом обслуживании.
5. Процедуры системы качества
1) Процедуры аудита организации по техническому обслуживанию;
2) Аудит ВС и компонентов;
3) Процедура устранения недостатков (неисправностей) выявленных в результате аудитов;
4) Процедуры по квалификации и обучению персонала выдающего свидетельства по техническому обслуживанию;
5) Учетные данные по персоналу выдающего свидетельства по техническому обслуживанию;
6) Аудиторы системы качества;
7) Контроль квалификации инспекторов (проверяющий работы требующих дополнительных проверок);
8) Контроль квалификации Специалист по техническому обслуживанию и ремонту;
9) Управление процессом отклонения от объема технического обслуживания, предусмотренного по техническому обслуживанию;
10) Контроль разрешений для отклонения от процедур организации технического обслуживания;
11) Квалификационная процедура для таких специализированных работ как сварка, неразрушающий контроль;
12) Контроль за работой рабочих групп по техническому обслуживанию завода-изготовителя и других внешних исполнителей;
13) Процедура обучения по человеческому фактору;
14) Оценка компетентности персонала.
6. Выполнение технического обслуживания
1) Перечень эксплуатантов которым выполняется техническое обслуживание по контракту;
2) Процедуры эксплуатанта и работа с его документами;
3) Заполнение технической документации эксплуатанта.
7. Дополнительные сведения
1) Образцы документов;
2) Список субподрядчиков;
3) Список станций оперативного технического обслуживания;
4) Список эксплуатантов которым выполняется техническое обслуживание по договорам.
Приложение 4
к Правилам сертификации и выдачи
сертификата организации по техническому
обслуживанию и ремонту авиационной
техники гражданской авиации
Форма
Решение по заявке на получение
сертификата организации по техническому
обслуживанию и ремонту авиационной техники
(ТО и РAT) гражданской авиации
№ ____ от «__» _________ г.
_____________________________________________________________________
(наименование организации по ТО и РAT)
Рассмотрев представленную заявку от «__» __________ № _____
на проведение сертификации __________________________________________
_____________________________________________________________________
(наименование организации)
сообщаем:
1. Представленные Вами документы соответствуют (не
соответствуют) требованиям, установленным нормативными правовыми
актами в сфере гражданской авиации (в случае несоответствия
указывается пункт несоответствия)____________________________________
_____________________________________________________________________
2. Сертификационное обследование будет проведено в период с
______ по ______
3. Инспекционный контроль будет осуществлять __________________
_____________________________________________________________________
Должностное лицо уполномоченного органа
в сфере гражданской авиации либо
уполномоченное им лицо
МП ________________________________
(подпись, Ф.И.О.)
«____» ___________ 20__ г.
Приложение 5
к Правилам сертификации и выдачи
сертификата организации по техническому
обслуживанию и ремонту авиационной
техники гражданской авиации
Форма
Область деятельности организации
по техническому обслуживанию и ремонту
авиационной техники гражданской авиации
К области деятельности организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники относится:
1) оперативное техническое обслуживание воздушных судов отдельных типов, в том числе текущий ремонт, устранение неисправностей, замена агрегатов и комплектующих изделий;
2) периодическое техническое обслуживание воздушных судов отдельных типов, в том числе замена авиадвигателей, текущий ремонт авиационной техники, сезонное и специальное техническое обслуживание авиационной техники, техническое обслуживание авиационной техники при хранении;
3) техническое обслуживание агрегатов и комплектующих изделий ВС в условиях лаборатории;
4) инспекция ВС и их агрегатов и комплектующих изделий методами неразрушающего контроля;
5) контрольно-восстановительные работы (ремонтно-восстановительные работы) на планере воздушных судов, авиадвигателях и комплектующих изделиях авиационной техники, эксплуатируемых без «капитального ремонта»;
6) обновление (переоборудование) интерьера воздушного судна;
7) выполнение работ по модернизации воздушного судна и доработок по бюллетеням и документации разработчика авиационной техники;
8) капитальный ремонт воздушных судов, авиадвигателей и комплектующих изделий (агрегатов) с установлением им новых ресурсов (сроков службы).
Приложение 6
к Правилам сертификации и выдачи
сертификата организации по техническому
обслуживанию и ремонту авиационной
техники гражданской авиации
Форма
Программа сертификационного обследования организаций
по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники
гражданской авиации
Наименование организации: ___________________________________________
Дата проверки, № приказа: ___________________________________________
Ф.И.О., должность проверяющих: ______________________________________
№ п/п |
Номера позиций по проверке и проверяемые элементы |
Оценка cоответствия (+/–) |
1 |
2 |
3 |
1. Организация и управление производством |
||
1 |
Заявка на получение cертификата организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (далее – организация). |
|
2 |
Копия устава организации. |
|
3 |
Копии свидетельства* или справки о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица. |
|
4 |
Соответствие утвержденной организационной структуры и системы управления деятельностью, достаточные для выполнения работ в заявленной области деятельности. |
|
5 |
Соответствие действующей и учтенной в установленном порядке эксплуатационной документации, определяющей требования к организации и выполнению работ, в соответствии с заявленной областью деятельности. |
|
6 |
Обеспечение выполнения работ по ТО и PAT ВС и его компонентов по программе технического обслуживания (регламенту) ВС, директивам летной годности, указаниям и распоряжениям уполномоченного органа в сфере гражданской авиации, информации по обеспечению безопасности полетов, бюллетеням разработчика (изготовителя) ВС. |
|
7 |
Инструкция своевременного доведения требований и положений законодательства Республики Казахстан, регламентирующих деятельность в ГА и внутренней документации организации (в том числе с учетом утвержденных и введенных в действие в установленном порядке изменений и дополнений) до персонала с целью их своевременного изучения и исполнения. |
|
8 |
Наличие зданий, сооружений, необходимых видов энергии, производственных, складских, служебных и бытовых помещений для создания требуемых условий для выполнения работ и персонала. |
|
9 |
Наличие оборудования и инструмента, а также системы поддержания их в исправном состоянии. |
|
10 |
Наличие запаса компонентов, запасных частей и расходных материалов, необходимых для выполнения работ. |
|
11 |
Наличие в штате Организации персонала необходимой квалификации в количестве, обеспечивающем выполнение планируемых работ. |
|
12 |
Система поддержания (повышения) квалификации персонала, его подготовки и переподготовки. |
|
13 |
Обеспечение регистрации и хранения данных о выполнении работ ТО и PAT, модификации, ремонта и иных работ на AT подтверждающих, что работы были выполнены в полном объеме. |
|
14 |
Система обеспечения качества, гарантирующая надлежащее выполнение всех работ по ТО и PAT. |
|
15 |
Руководство по деятельности Организации по ТО и PAT. |
|
16 |
Система управления безопасностью полетов (СУБП). |
|
2. Производственные и офисные помещения |
||
1 |
Наличие производственных мощностей, лабораторий, участков для выполнения всех планируемых работ, обеспечивающих защиту от неблагоприятных погодных условий. Наличие необходимых, разделенных между собой цехов и ангаров, обеспечивающих защиту от загрязнения и воздействия окружающей среды при выполнении технического обслуживания. |
|
2 |
Наличие рабочих (офисных) помещений для обеспечения управления всеми планируемыми работами, а также размещения допускающего персонала с тем, чтобы он мог успешно выполнять свои обязанности в соответствии с установленными стандартами ТО и PAT. |
|
3 |
Соответствие условий производственной среды, включая ангары, цеха (лаборатории, участки) для работы с оборудованием и офисные помещения, тем работам, которые там выполняются. |
|
4 |
Поддержание температурного режима в помещениях в пределах 16–22 градусах по Цельсию. |
|
5 |
Предотвращение уровня загрязнения рабочей зоны, когда появляется видимый налет пыли на поверхности ВС/компонента; |
|
6 |
Соответствие уровня освещения для эффективного проведения всех видов проверок, осмотров и других работ по ТО и PAT. |
|
7 |
Контроль уровня шума. Обеспечение персонала необходимыми персональными средствами защиты от шума, которые исключат негативное влияние избыточного шума на выполнение работ. |
|
8 |
Создание особых условий производственной среды, в случаях, указанных в документации по ТО и PAT. |
|
9 |
Соответствие условий выполнения оперативного ТО и PAT требованиям нормативных правовых актов Республики Казахстан в области охраны труда и техники безопасности. |
|
10 |
Наличие складских помещений, оборудованных средствами безопасности, для размещения компонентов, оборудования, инструмента и материалов. |
|
11 |
Раздельное хранение кондиционных и некондиционных компонентов и материалов и всех прочих компонентов, материалов, оборудования и инструмента. |
|
12 |
Соответствие условий хранения указаниям разработчиков AT. |
|
13 |
Ограничение доступа в складские помещения. |
|
3. Персонал |
||
1 |
Наличие ответственного руководителя, на которого возлагаются ответственность в части финансирования и своевременного выполнения всех работ по ТО и PAT согласно требованиям заказчика работ. |
|
2 |
Руководящий персонал, который несет ответственность в отношении постоянного соответствия организации Сертификационным требованиям, при этом: |
|
3 |
Назначение Ответственным руководителем лица, который несет ответственность в отношении системы качества, включая систему обратной связи. |
|
3 |
План загрузки, подтверждающий, что Организация располагает достаточным собственным штатом работников для планирования, выполнения, управления производством и контроля качества работ в Организации в соответствии с областью ее утверждения. Процедура оперативного перепланирования принятых к исполнению работ на случай, когда фактический штат работников меньше планировавшегося для конкретной рабочей смены или периода работы. |
|
4 |
Контроль уровня компетентности персонала, участвующего в выполнении ТО, управлении или контроле качества. |
|
5 |
Наличие у персонала, выполняющего или контролирующего специальные виды работ, связанные с поддержанием летной годности, такие как, например, неразрушающий контроль ВС и/или компонентов, квалификации, соответствующей нормативным требованиям разработчиков ВС/компонентов. |
|
6 |
Порядок выдачи разрешений допускающему персоналу от имени организации по ТО и PAT лицом, несущим ответственность в отношении системы качества. |
|
7 |
Ведение Организацией реестра всего инженерно-технического персонала, содержащего: |
|
4. Оборудование, инструмент и материалы |
||
1 |
Наличие необходимого оборудования, инструмента и материалов для выполнения работ по ТО и PAT согласно утвержденной области деятельности Организации. |
|
2 |
Использование Организацией предписанного разработчиком AT конкретного оборудования или инструмента, за исключением случаев, когда в руководстве по деятельности организации по ТО и PAT установлены процедуры по применению иных видов оборудования или инструмента. |
|
3 |
Доступ в организации по ТО и РАТ к оборудованию и инструменту за исключением случаев, когда оборудование или инструмент нужны так редко, что нет практической необходимости иметь их в постоянном пользовании. |
|
4 |
Оснащение Организации по ТО и PAT, утвержденной на выполнение периодического ТО, необходимыми средствами доступа и платформами (или эквивалентным оборудованием) для проведения проверок и осмотров с тем, чтобы ВС могло быть тщательно проверено. |
|
5 |
Учет и метрологический контроль всего оборудования и инструмента, включая средства контроля, с периодичностью, обеспечивающей работоспособность и точность. Ведение учетной документации по метрологическому контролю и используемым при этом стандартам. |
|
5. Документация по техническому обслуживанию и ремонт |
||
1 |
Применимая документация по ТО и PAT, включая модификации и ремонты: |
|
2 |
Процедуры, которые в случае обнаружения содержащихся в используемой производственным персоналом документации по ТО и PAT неточных, неполных или неверных процедур или технологий, сведений или указаний обеспечат регистрацию таких данных и извещение автора документации по ТО и PAT. |
|
3 |
Общая система разработки рабочих технологических карт. Перенос в рабочие технологические карты информации из документации по ТО и PAT, либо точные ссылки на конкретные указания по выполнению работ по ТО и PAT в рабочих картах. |
|
4 |
В случаях хранения документации и записей в электронном формате обеспечение защиты баз данных против несанкционированных изменений базы и наличия резервной базы данных, которая должна обновляться в срок не более 24 часов с момента внесения любого изменения в основную базу данных. |
|
5 |
Возможность беспрепятственного использования документации по ТО и PAT персоналом. |
|
6 |
Процедуры контроля состояния документации по ТО и PAT, гарантирующие ее своевременное обновление. |
|
7 |
Ремонтная, технологическая, и контрольная документации. |
|
8 |
Комплект учтенной конструкторской документации, утвержденной в установленном порядке, по составу и количеству обеспечивающий: |
|
9 |
Обеспечение: |
|
10 |
Ремонтная документация по ремонту (модификации) изделий, разработанная Изготовителем (Разработчиком). |
|
11 |
Использование, внесение изменений, доведение до исполнителей, учет и хранение технологической документации. |
|
12 |
Модификация отдельных экземпляров воздушных судов (компонентов) по документации Разработчика или согласованная с ним. |
|
13 |
Оформление на всех этапах ремонта (модификации) изделий контрольной документации, содержащей: |
|
14 |
Состав и формы производственно-контрольной документации (эталонное Дело ремонта). Разработка, утверждение и корректировка. |
|
15 |
Соответствие «Дела ремонта», оформленного на каждый экземпляр изделия, эталонному «Делу ремонта изделия». |
|
16 |
Номенклатура и порядок ведения эксплуатационной документации. |
|
7. Планирование производства |
||
1 |
Система планирования производства, отвечающая объему и сложности выполняемых работ и используемая для планирования всех ресурсов: персонала, оборудования, инструмента, материалов, документации по ТО и PAT и производственных помещений, необходимых для безопасного выполнения работ по ТО и PAT. |
|
2 |
Учет психофизиологических ограничений человека при планировании работ по ТО и PAT и организации сменной работы. |
|
3 |
Передача информации от сменяющегося ко вновь приходящему персоналу (передача продолжения или завершения работ по ТО и PAT в связи с пересменой или изменением состава исполнителей). |
|
8. Учет сведений о работах по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники |
||
1 |
Регистрация всей информации о выполненных работах. Хранение учетных сведений, необходимых для подтверждения соблюдения всех требований в отношении оформления свидетельств о ТО, включая документы о допуске AT к эксплуатации, оформляемые субподрядчиками работ (сторонними организациями). |
|
2 |
Защита учетных сведений о работах по ТО и PAT от порчи и уничтожения. |
|
3 |
Расположение всего компьютерного оборудования, используемого для архивации и резервного хранения данных, отдельно от оборудования, содержащего рабочие копии данных, и в условиях, обеспечивающих поддержание хорошего состояния этого оборудования и архивных данных. |
|
9. Отчетность о нарушениях летной годности |
||
1 |
Инструктивный материал по направлению в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации, государству регистрации ВС и организации, ответственной за типовую конструкцию или модификацию типовой конструкции ВС или компонента и, при необходимости, государству эксплуатанта отчет о любом выявленном этой организацией нарушении летной годности ВС или компонента, которое существенно влияет на безопасность полета или может оказать такое влияние. |
|
2 |
Система отчетности о нарушениях летной годности, обеспечивающая сбор и оценку таких отчетных данных, включая процедуры отбора по результатам оценки тех событий, которые подлежат отчетности. |
|
3 |
Определение в процедурах негативных тенденций, предпринимаемых корректирующих действиях для устранения недостатков, а также включение порядка анализа всей имеющейся информации о рассматриваемых событиях и методы распространения этой информации при необходимости. |
|
10. Руководство по деятельности организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники |
||
1 |
Подписанная ответственным руководителем декларация о соответствии деятельности Организации требованиям сертификационных требований при осуществлении деятельности согласно положениям руководства по деятельности Организации по ТО и PAT и всех иных указанных в нем руководств, а также обязательство поддерживать это соответствие постоянно. |
|
2 |
Политика Организации в области безопасности и качества согласно сертификационным требованиям. |
|
3 |
Перечень фамилий и должностей, их права и обязанности, структура управления Организацией с указанием соподчиненности назначенных лиц, включая вопросы, по которым они вправе напрямую обращаться в уполномоченный орган в сфере гражданской авиации от имени Организации по ТО и PAT. |
|
4 |
Реестр инженерно-технического персонала. |
|
5 |
Общее описание состава работников организации. |
|
6 |
Общее описание производственных мощностей, расположенных по каждому из адресов Организации, указанных в заявке. |
|
7 |
Описание области деятельности Организации в соответствии с запрашиваемой областью утверждения. |
|
8 |
Процедуры внесения изменений в руководство по деятельности. |
|
9 |
Процедуры и систему качества, установленные в Организации и изложенные в Руководстве. |
|
10 |
Порядок взаимодействия с эксплуатантом ВС и/или Организацией по ТО и PAT, для которых Организация предоставляет услуги ТО и PAT, если таковые имеются. |
|
11 |
Порядок взаимодействия с субподрядными (сторонними) организациями, привлекаемыми к выполнению ТО и PAT, если таковые имеются. |
|
12 |
Порядок взаимодействия с линейными/внешними линейными станциями ТО, если таковые имеются. |
|
13 |
Своевременное внесение изменений в руководство по деятельности Организации по ТО и PAT, отражающих текущее состояние Организации. |
|
14 |
Утверждение уполномоченным органом в сфере гражданской авиации Руководства по деятельности и изменений к нему. |
|
11. Метрологическое обеспечение |
||
1 |
Разработка нормативных документов, определяющих порядок деятельности по всем направлениям метрологического обеспечения ремонтного производства. |
|
2 |
Обучение и аттестация специалистов метрологических лабораторий. |
|
3 |
Поверка средств измерений. |
|
4 |
Паспортизация и метрологическая аттестация средств измерений. |
|
5 |
Ведение реестра средств измерений. |
|
6 |
Метрологическая экспертиза технологической и конструкторской документации. |
|
7 |
Мониторинг и измерения, необходимые для обеспечения соответствия изделий авиационной техники установленным требованиям. |
|
8 |
Калибровка или проверка оборудования в установленные периоды или перед применением по образцовым эталонам, передающим размеры единиц в сравнении с международными или национальными эталонами. |
|
9 |
Регулировка оборудования. |
|
10 |
Идентификация оборудования с целью установления статуса калибровки. |
|
11 |
Защита оборудования от регулировок, которые сделали бы недействительными результаты измерения. |
|
12 |
Защита от повреждения и ухудшения состояния в ходе использования, технического обслуживания и хранения. |
|
13 |
Оценка и регистрация предыдущих результатов измерения, если обнаружено, что оборудование не соответствует требованиям. |
|
14 |
Своевременное изъятие из технологических процессов неисправных и непроверенных средств измерения. |
|
15 |
Назначение лиц, ответственных за контроль состояния и соблюдения графиков поверки технических средств измерений. |
|
12. Технологические процессы ремонта авиационной техники |
||
1 |
Планирование и разработка процедур по управлению нормативной, организационно-распорядительной, технической и производственно-контрольной документацией в подразделениях. |
|
2 |
Наличие производственных площадей, достаточных для выполнения запланированных работ, в том числе для размещения ангаров, цехов, складских, служебных и бытовых помещений, ремонтируемых изделий, средств ремонта, а также для размещения персонала. |
|
3 |
Соответствие производственных площадей требованиям нормативной документации и технологической документации по размерам, планировкам, освещенности, температуре, влажности, чистоте и другим параметрам. |
|
4 |
Оснащение производственных площадей необходимыми для выполнения работ источниками энергии и коммуникациями (электроэнергией, сжатым воздухом, теплом, водой, вентиляцией и другое). |
|
5 |
Обеспечение производственных площадей безопасными рабочими зонами (наличие систем контроля и защиты от пожара, взрыва, токсичных воздействий и другое). |
|
6 |
Изолирование участков сборки изделий от мест, где выполняются любые виды механической обработки с образованием стружки, металлической и абразивной пыли и других загрязнений. Изолирование участков по очистке, промывке, окраске изделий от других рабочих мест. |
|
7 |
Выполнение ремонтных работ вне производственных помещений оговорено в технологической документации, но при этом работы допускается выполнять только при погодных условиях, приемлемых по температуре, влажности, запыленности и атмосферным осадкам. |
|
8 |
Наличие складских помещений для хранения материалов, изделий, инструмента и оборудования. Соответствие условий хранения требованиям нормативной документации. |
|
9 |
Обеспечение выполнения всех требований по охране окружающей среды. |
|
10 |
Наличие средств ремонта для выполнения запланированных работ, которые соответствуют (быть идентичными или равноценными) требованиям технологической документации. |
|
11 |
Идентификация (маркировка, паспортизация) и аттестация применяемых средств ремонта. |
|
12 |
Обеспечение периодических проверок, калибровки, обслуживания, ремонта и хранения средств ремонта. Изоляция средств ремонта, не соответствующих предъявляемым требованиям. |
|
13. Неразрушающий контроль |
||
1 |
Разработка процедур контроля деятельности подразделений неразрушающего контроля. |
|
2 |
Разработка нормативных документов для всех применяемых методов неразрушающего контроля. |
|
3 |
Разработка процедур, регламентирующих применение отраслевых контрольного и рабочего образцов для вихревого тока, ультразвукового, магнитного, капиллярного контроля. |
|
4 |
Разработка технологических инструкций на технологические процессы неразрушающего контроля. |
|
5 |
Разработка процедур по оформлению результатов и принятию решения неразрушающего контроля узлов и деталей ремонтируемой авиационной техники, по регистрации результатов контроля в производственно-контрольной документации. |
|
6 |
Периодическая метрологическая поверка и калибровка оборудования, применяемого при неразрушающем контроле для гарантии точности измерений. |
|
7 |
Обеспечение рабочих мест выполнения неразрушающего контроля технологической документацией по неразрушающему контролю и оснащение эталонами для настройки оборудования. |
|
8 |
Наличие отдельных помещений, лабораторий или специально оборудованных рабочих мест для проведения неразрушающего контроля, а также достаточного количества отраслевых стандартных образцов, применяемых при вихретоковом, ультразвуковом, магнитопорошковым, капиллярном методах контроля. |
|
14. Техническое обслуживание воздушного судна и компонентов в процессе ремонта |
||
1 |
Разработка процедур выполнения технического обслуживания воздушных судов и компонентов в процессе ремонта по внесению изменений в эксплуатационной документации. |
|
2 |
Разработка процедур по оформлению допусков для инженерно-технического персонала. |
|
3 |
Разработка процедур по организации выполнения видов технического обслуживания на воздушном судне. |
|
4 |
Разработка процедур по организации выполнения общих видов технического обслуживания, оперативного, сезонного, технического обслуживания при хранении и особых видов технического обслуживания воздушных судов. |
|
5 |
Наличие средств для проведения технического обслуживания воздушных судов согласно требований Руководства по технической эксплуатации, обеспечение контроля качества выполнения и оформления результатов технического обслуживания ответственными должностными лицами. |
|
6 |
Выполнение периодического технического обслуживания воздушных судов при наличии соответствующего Сертификата. |
|
15. Система информации и принятия мер по отказам изделий |
||
1 |
Разработка порядка сбора, учета и доведения до сведения уполномоченного органа информации обо всех обнаруженных опасных отказах (дефектах), связанных с летной годностью. |
|
2 |
Определение порядка принятия мер по оперативному устранению отказов (дефектов) в эксплуатации. |
|
3 |
Обеспечение наличия нормативно-технических документов, определяющих требования по проведению служебного расследования авиационных происшествий и инцидентов. |
|
4 |
Система сбора, учета и анализа информации по отказам (дефектам), выявленным в процессе ремонта и эксплуатации изделий после ремонта и доведение информации до непосредственных исполнителей и служб. |
|
5 |
Система проведения служебного расследования и установления причин дефектов изделий с определением ответственных подразделений и должностных лиц. |
|
6 |
Обеспечение взаимодействия с Изготовителем, Разработчиком и научно-исследовательскими институтами при проведении исследований изделий. |
|
7 |
Принятие профилактических мер по предотвращению отказов ремонтируемой авиатехники и разработка процедур, регламентирующих порядок предупреждения отказов ремонтируемых изделий и реализации корректирующих и предупреждающих действий. |
|
16. Свидетельство о техническом обслуживании |
||
1 |
Форма свидетельства о техническом обслуживании: |
Приложение: Перечень несоответствий на ____ листе (листах).
Проверяющие: ___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
___________________________________________
(подпись, Ф.И.О.)
Ознакомлен: ____________________________________________
(представитель организации)
Дата проведения
сертификационного обследования: «_____» _________________ 20____ года
Перечень несоответствий к Программе
сертификационного обследования организации гражданской авиации
№ п/п |
Содержание несоответствия |
Примечание |
Проверяющие: ________________________________
________________________________
________________________________
Ознакомлен: _________________________________
(представитель организации)
Приложение 7
к Правилам сертификации и выдачи
сертификата организации по техническому
обслуживанию и ремонту авиационной
техники гражданской авиации
Форма
Акт
сертификационного обследования
В соответствии с приказом _____________________________________
_____________________________________________________________________
(наименование уполномоченного органа в сфере гражданской авиации)
от «____» ________ 20__ года № ____ комиссией в составе:
Председатель: _________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
Члены комиссии: _______________________________________________
(Ф.И.О., должность)
________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
Проведено сертификационное обследование организации по
техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники (ТО и PAT)
_____________________________________________________________________
(наименование организации)
Текст заключения:______________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Проверяющие:________________________ __________________________
(Ф.И.О.) (подпись)
________________________ __________________________
(Ф.И.О.) (подпись)
________________________ __________________________
(Ф.И.О.) (подпись)
С Актом ознакомлен:
Руководитель организации по ТО и PAT ____________ _____________
(Ф.И.О.) (подпись)