О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 июля 2012 года № 344 "Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий"

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 апреля 2015 года № 263. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 июня 2015 года № 11281

Действующий

      В соответствии с подпунктом 27) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 июля 2012 года № 344 «Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 7876, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 19 сентября 2012 г. № 316-317 (27135-27136)), следующее изменение:
      Правила организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, утвержденных указанным приказом изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
      2. Комитету по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки (Нюсупов С.Н.) обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан официальное опубликование настоящего приказа;
      3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Республики Казахстан Имангалиева Е.Н.
      4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

      Министр образования и науки
      Республики Казахстан                       А. Саринжипов

Приложение к приказу     
Министра образования и науки 
Республики Казахстан     
от 28 апреля 2015 года № 263 

Утверждены           
приказом Министра       
образования и науки      
Республики Казахстан     
от 24 июля 2012 года № 344  

Правила
организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и
проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических
комплексов и учебно-методических пособий 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации работы по подготовке, экспертизе, апробации и проведению мониторинга, изданию учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 27) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании», которые определяют порядок подготовки, экспертизы, апробации и проведения мониторинга, издания учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий.
      2. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
      1) автор – физическое лицо, творческим трудом которого созданы произведения науки, литературы, искусства, в том числе учебные и/или методические материалы;
      2) авторский коллектив – группа физических лиц, выступающая в качестве соавторов;
      3) методист – специалист в области методики преподавания конкретного учебного предмета (дисциплины);
      4) разработчик – физическое или юридическое лицо, занимающееся проектированием, изложением и оформлением содержания учебной литературы;
      5) издательство – предприятие, осуществляющее подготовку и издание печатной продукции;
      6) работодатель – физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
      7) электронная версия печатного учебника – электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника;
      8) дополнительная литература – издания, не входящие в комплект учебника и учебно-методического комплекса, способствующие реализации Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан (далее – ГОСО РК), типовых учебных планов и типовых учебных программ;
      9) научная и педагогическая экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий – оценка соответствия содержания учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий требованиям ГОСО РК, типовым учебным планам и типовым учебным программам, а методического аппарата – целям обучения, воспитания и развития обучающихся, современным научным представлениям и требованиям психолого-педагогической науки;
      10) учебник – вид учебного издания, содержащий систематизированное изложение учебной дисциплины (предмета), соответствующее ГОСО РК, типовому учебному плану, типовой учебной программе и официально утвержденное в качестве такого вида учебного издания;
      11) апробация учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий – комплексное изучение практики использования учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в учебном процессе в организациях образования;
      12) мониторинг учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий – сбор, хранение, обработка и распространение информации по результатам внедрения учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в образовательный процесс;
      13) учебная литература – печатные произведения различных отраслей знаний, направленные на достижение образовательных, а также духовно-нравственных и воспитательных целей, включающие все виды принятых учебных изданий по отдельности и (или) их совокупность;
      14) учебно-методический комплекс (УМК) – совокупность единичных учебных и методических изданий, сопровождающие учебник и направленные на обеспечение освоения обучающимися содержания учебных предметов (дисциплин);
      15) учебное издание – издание, предназначенное для использования в образовательном процессе по конкретной образовательной (учебной) программе;
      16) учебно-методическое пособие (далее – УМП) – вид учебного издания, содержащий систематизированное изложение части учебной предмета (дисциплины), дополняющий или частично замещающий учебник в целях изучения отдельных элементов учебного предмета и официально утвержденный в качестве данного вида учебного издания;
      17) электронное приложение к учебнику (далее – ЭП) – электронный интерактивный учебный материал, расширяющий и/или дополняющий содержание учебника с использованием мультимедийных элементов, практических и контрольных работ;
      18) педагог-практик – должностное лицо в организации образования, имеющее педагогическое образование, свободно владеющее технологией учебно-воспитательной деятельности, достигшее в течение ряда лет высших результатов в профессиональной деятельности;
      19) эксперт – физическое лицо, имеющее соответствующую квалификацию и опыт работы не менее пяти лет в сфере образования, науки, техники и других отраслей, привлекаемое для проведения экспертизы;
      20) оригинал-макет – завершенное по внешним элементам и конструкции оригинал книги, каждая страница которого полностью совпадает с соответствующей страницей будущего издания;
      21) уполномоченный орган – Комитет по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан;
      22) учебное издание на электронных носителях – издание, представленное как совокупность цифровой, текстовой, графической, аудио, видео и другой информации, которое предназначено для автоматизации обучения, соответствует учебному курсу и обеспечивает различные виды учебных работ. Электронное издание может быть исполнено на электронном носителе, а также размещено на интернет-ресурсе. К электронным учебным изданиям относятся: электронный учебник, электронное учебное пособие, электронный учебно-методический комплекс, видео-, аудио- материалы, цифровые образовательные ресурсы, виртуальные лаборатории и другие.

2. Порядок подготовки учебников, учебно-методических
комплексов и учебно-методических пособий

      3. Подготовка учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий организуется автором, авторским коллективом самостоятельно или издательством.
      Учебники, учебно-методические комплексы и учебно-методические пособия для специального образования разрабатываются и издаются по государственному заказу или за счет средств разработчика.
      4. Подготовка учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий осуществляется в соответствии с ГОСО РК, типовыми учебными планами, типовыми учебными программами по учебному предмету (дисциплине), психолого-педагогическим и дидактическим требованиям.
      5. Автор, авторский коллектив осуществляет свою деятельность по подготовке учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий с учетом следующих требований:
      1) включение наиболее актуальных знаний по учебному предмету (дисциплине);
      2) достоверность представленного учебного и методического материала;
      3) учет возрастных, психологических и физиологических особенностей и возможностей обучающихся;
      4) профессиональная направленность содержания учебного материала.
      6. Автор, авторский коллектив через каждые четыре года дорабатывает содержание учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий для уровней начального, основного среднего и общего среднего образования, разрешенного уполномоченным органом к использованию в организациях образования, в соответствии с ГОСО РК, для специального образования через каждые шесть лет.

3. Порядок экспертизы учебников, учебно-методических
комплексов и учебно-методических пособий

      7. Уполномоченный орган утверждает тематический план по научной и педагогической экспертизе учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий для всех уровней образования (далее – тематический план) на следующий год в срок до ноября текущего года.
      8. Научная и педагогическая экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий проводится Центром «Учебник» в соответствии с тематическим планом.
      9. Научная и педагогическая экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях, включенных в тематический план, проводится за счет средств республиканского бюджета.
      Научно-педагогическая экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях, не включенных в тематический план, проводится за счет средств разработчика.
      10. Научная и педагогическая экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях, проводится для уровней дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования с привлечением ученых, учителей высшей и первой категорий, воспитателей дошкольных учреждений высшей и первой категорий, по специальностям технического и профессионального образования – с привлечением ученых и преподавателей организаций образования технического и профессионального, представителей производства, предприятий и иных организаций.
      Экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий для специальностей высшего образования проводится с привлечением ученых, преподавателей вузов, представителей производства, предприятий и научных организаций.
      11. Прием учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий на экспертизу организуется уполномоченным органом в период с января по май текущего года для уровней дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования, с января по октябрь текущего года – для уровней технического и профессионального, высшего и послевузовского образования.
      12. Автор, авторский коллектив, издательство и разработчики учебной литературы направляют в уполномоченный орган следующие материалы:
      1) заявление на проведение экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий.
      В заявлении указываются инициалы и фамилия (-ии) автора (-ов) в соответствии с титульным листом учебной литературы, название в соответствии с названием учебного предмета (дисциплины) в ГОСО РК (типовых учебных планах технического и профессионального, послесреднего образования), класс (курс), язык, год и место издания. В заявлении также указывается просьба разместить на интернет-ресурсе Центра «Учебник» электронную версию печатного учебника (в формате PDF с пометкой «Проект») для обеспечения доступа к ним широкого круга общественности.
      К заявлению для вновь разработанного учебника, учебно-методического комплекса и учебно-методического пособия прилагаются сведения о разработчике (авторе, авторском коллективе), контактные данные;
      2) копию договора о предоставлении авторских прав на издание и/или переиздание учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, заключенный с автором (авторами) или организацией, управляющей имущественными правами авторов на коллективной основе, с указанием срока и территории действия договора, тиража издания и другие;
      3) три экземпляра оригинала-макета учебника (в том числе его электронная версия в формате PDF), УМК, УМП, ЭП, а также CD/DVD-диск для учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий на электронных носителях в упаковке для конечного потребителя;
      4) учебную программу по дисциплине для учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий технического и профессионального, высшего и послевузовского образования;
      5) пояснительную записку к учебнику, учебно-методическому комплексу и учебно-методическому пособию.
      Пояснительная записка должна содержать для вновь подготовленных изданий основные концептуальные идеи издания, результаты внутренней экспертизы методических советов издательств, отражающие оценку уровня актуальности, новизны разработки, реализации требований ГОСО РК, типовой учебной программы, для переиздаваемой учебной литературы – внесенные автором (авторским коллективом) дополнения и изменения;
      6) три рецензии: педагога-практика, методиста по предмету, ученого.
      В рецензиях отражаются целевое назначение издания, результаты апробации автором отдельных разделов учебного издания в организациях образования;
      7) выписку из решения республиканского учебно-методического объединения организаций технического и профессионального образования – для учебных изданий технического и профессионального образования; выписку из решения учебно-методического объединения по группам специальностей – для учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий высшего и послевузовского образования;
      8) руководство по установке и руководство для пользователя в свободной форме – для учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий на электронных носителях.
      13. Уполномоченный орган определяет комплектность представленных материалов согласно пункта 12 настоящих Правил.
      Уполномоченный орган в течении пяти календарных дней направляет поступившие материалы в Центр «Учебник» для проведения экспертизы.
      14. Научная и педагогическая экспертиза организуется и проводится в течение шестидесяти календарных дней со дня получения материалов Центром «Учебник» от уполномоченного органа.
      15. Научная и педагогическая экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий проводится с целью оценки соответствия содержания учебного издания ГОСО РК, типовым учебным планам и типовым учебным программам, научного и методического аппарата – целям обучения, воспитания и развития обучающихся, современным научным представлениям и требованиям психолого-педагогической науки.
      Научная и педагогическая экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях, проводится с целью оценки соответствия требованиям ГОСО РК, типовым учебным планам и типовым учебным программам, соответствия требованиям, предъявляемым к методическому и научному аппарату УМК.
      В целях обеспечения полноты научной и педагогической экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий издательство представляет в уполномоченный орган также в электронной форме. На время проведения экспертизы электронные версии печатных учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий размещаются на интернет-ресурсе Центра «Учебник» для обеспечения доступа к ним широкого круга общественности и представления замечаний и предложений.
      По результатам экспертизы выносится экспертное решение.
      16. На основе экспертного решения Центр «Учебник» готовит экспертное заключение.
      Экспертное заключение по результатам экспертизы должно содержать один из следующих выводов:
      1) для учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях, для уровня начального, основного среднего и общего среднего образования:
      в случае положительного экспертного решения – «рекомендуется к использованию в организациях образования», для вновь разработанной учебного издания – «рекомендуется к апробации в организациях образования»;
      в случае наличия в экспертном решении замечаний, требующих устранения – «Требует доработки», в том числе для вновь разработанного учебного издания;
      в случае отрицательного экспертного решения – «не рекомендуется к использованию в организациях образования», для вновь разработанного учебного издания – «не рекомендуется к апробации в организациях образования»;
      2) для учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, в том числе на электронных носителях, уровней дошкольного воспитания и обучения, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования – «рекомендуется к использованию в организациях образования»;
      в случае наличия в экспертном решении замечаний, требующих устранения – «Требует доработки»;
      в случае отрицательного экспертного решения – «не рекомендуется к использованию в организациях образования».
      17. Уполномоченный орган извещает автора (авторский коллектив) или издательство о результатах экспертизы.
      18. Учебники, учебно-методические комплексы и учебно-методические пособия, требующие доработки в соответствии с замечаниями экспертного заключения Центра «Учебник», представляются автором (авторским коллективом) или издательством в уполномоченный орган к повторной экспертизе после доработки в течение тридцати календарных дней со дня получения от уполномоченного органа экспертного заключения. Все расходы, связанные с повторной экспертизой учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий (кроме государственного заказа), несет автор, авторский коллектив или издательство.
      Повторно отклоненное или не рекомендованное к использованию в организациях образования учебное издание не принимается на экспертизу в течение текущего календарного года.
      19. Представленное на экспертизу учебное издание разработчику не возвращается.

4. Порядок апробации и проведения мониторинга учебников,
учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий

      20. Список организации образования, апробирующих учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, формируются Министерством образования и науки Республики Казахстан с учетом языка разработки учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий.
      21. Результаты апробации учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий представляются областными, городов Астана и Алматы управлениями образования в Центр «Учебник».
      22. Центр «Учебник» анализирует поступившие результаты апробации учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий, готовит аналитическую справку для рассмотрения Республиканской комиссией.
      23. Мониторинг учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий уровней начального, основного среднего, общего среднего образования проводится уполномоченным органом с целью оценки качества учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий и анализа обеспеченности учебной литературой организаций образования.
      24. Областные, городов Астана и Алматы управления образования до двадцать пятого мая текущего года представляют в уполномоченный орган информацию о государственном закупе на доставку учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий по результатам тендера, а не позднее пятнадцатого августа – об обеспеченности учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий уровней начального, основного среднего и общего среднего образования на предстоящий учебный год в соответствии с Перечнем.
      25. По итогам мониторинга учебников уполномоченный орган принимает решение об исключении учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий из Перечня невостребованных организациями образования.
      Информация об исключенных учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий размещается на сайте уполномоченного органа: www.edu.gov.kz.
      26. Министерство образования и науки Республики Казахстан создает Республиканскую комиссию по рассмотрению результатов экспертизы и апробации учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий (далее – Республиканская комиссия).
      Состав Республиканской комиссии утверждается приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан сроком на четыре года.
      В состав Республиканской комиссии входят представители государственных, общественных и неправительственных организаций, педагогической и научной общественности, имеющие опыт работы по развитию отечественного образования.
      К рассмотрению Республиканской комиссии представляются учебники, учебно-методические комплексы и учебно-методические пособия, получившие экспертные заключения «рекомендуется к использованию в организациях образования».
      При Республиканской комиссии уполномоченным органом создаются предметные комиссии.
      Состав предметных комиссий утверждается сроком на один год. В состав каждой предметной комиссии входит руководитель и четыре члена комиссии из числа ученых и педагогов-практиков. Руководитель входит в состав Республиканской комиссии.
      Предметные комиссии рассматривают результаты научной и педагогической экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий.
      27. Республиканская комиссия:
      1) рассматривает итоги экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий уровней дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, общего среднего образования, переиздаваемых по циклу фондирования;
      2) вырабатывает предложения по совершенствованию механизмов подготовки, экспертизы, апробации, мониторинга и издания учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий всех уровней образования;
      3) на основании рассмотрения предложений предметных комиссий на итоговом заседании выносит следующие решения об использовании учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в учебном процессе:
      «рекомендуется использовать в учебном процессе»;
      «не рекомендуется использовать в учебном процессе»;
      4) рассматривает итоги апробации в организациях образования вновь подготовленных учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий для уровня среднего образования. На основании рассмотрения материалов апробации Республиканская комиссия выносит следующие решения об использовании учебников, учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий в учебном процессе:
      «рекомендуется использовать в учебном процессе»;
      «не рекомендуется использовать в учебном процессе».
      28. Заседания Республиканской комиссии проводятся не реже двух раз в год.
      Заседание является правомочным, если на нем присутствует более половины членов Республиканской комиссии.
      Республиканская комиссия на основании рекомендаций предметных комиссий вносит на рассмотрение и утверждение уполномоченным органом список рекомендованной учебной литературы для включения в Перечень учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных к использованию в организациях образования (далее – Перечень).
      29. Для включения в Перечень рекомендуется не более пяти альтернативных учебников и учебно-методических комплексов и учебно-методических пособий по одному учебному предмету.
      Утвержденный уполномоченным органом Перечень размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа: www.edu.gov.kz.
      Электронные версии печатных учебников размещаются на интернет-ресурсе Центра «Учебник» в формате PDF для дополнительного обеспечения обучающихся и организаций образования учебниками, учебно-методическими комплексами и учебно-методическими пособиями.

5. Порядок издания учебников, учебно-методических
комплексов и учебно-методических пособий

      30. Издание учебной литературы для организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего и общего среднего образования осуществляется в соответствии с Перечнем.
      31. Учебники, учебно-методические комплексы и учебно-методические пособия, включенные в Перечень, издаются за счет средств разработчика.
      32. Гриф уполномоченного органа «Рекомендовано к использованию в организациях образования» для учебной литературы уровней дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего образования действителен в течение четырех последующих учебных лет, для специального образования – в течение шести последующих учебных лет, для технического и профессионального, высшего и послевузовского срок действия не ограничивается.
      33. Издание учебной литературы для организаций технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования осуществляется на основании положительного экспертного решения Центра «Учебник» за счет средств республиканского бюджета, учебных заведений, автора, авторского коллектива или издательства.