В соответствии с подпунктом 28) статьи 17 Экологического Кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила проведения государственной экологической экспертизы согласно приложению 1 к настоящему приказу.
2. Признать утратившими силу некоторые приказы Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан согласно приложению 2
к настоящему приказу.
3. Комитету экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством Республики Казахстан порядке:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодические печатные издания и в информационно-правовую систему "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2) и 3) настоящего пункта.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении двадцати одного календарного дня после его первого официального опубликования.
Министр энергетики | |
Республики Казахстан | В. Школьник |
"СОГЛАСОВАН"
Министр по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
_______________ А. Исекешев
31 марта 2015 года
"СОГЛАСОВАН"
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
_______________ Е. Досаев
3 марта 2015 года
Приложение 1 к приказу Министра энергетики Республики Казахстан от 16 февраля 2015 года № 100 |
Правила
проведения государственной экологической экспертизы
1. Общие положения
1. Правила проведения государственной экологической экспертизы (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 28) статьи 17 Экологического Кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года (далее - Кодекс).
2. Правила определяют порядок организации деятельности и взаимодействия уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (далее - уполномоченный орган), его территориальных подразделений и местных исполнительных органов, проводящих государственную экологическую экспертизу, а также устанавливают требования к составу, содержанию материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу.
Правила не распространяются на экологическую экспертизу проектов, которая проводится в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
Сноска. Пункт 2 в редакции приказа Министра энергетики РК от 28.04.2017 № 145 (вводится в действие по истечении десяти календарного дня после его первого официального опубликования).3. В Правилах используются следующие основные термины и определения:
1) экспертные органы - экспертные подразделения, осуществляющие государственную экологическую экспертизу уполномоченного органа и местных исполнительных органов;
2) внешние эксперты - физические и юридические лица, привлеченные уполномоченным органом и его территориальными подразделениями, местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы) для проведения экологической экспертизы, осуществляющих выполнение работ и оказание услуг в области охраны окружающей среды.
Иные термины и определения в настоящих Правилах применяются в соответствии с Кодексом.
Сноска. Пункт 3 в редакции приказа Министра энергетики РК от 28.04.2017 № 145 (вводится в действие по истечении десяти календарного дня после его первого официального опубликования).4. Государственная экологическая экспертиза носит обязательный характер и должна предшествовать принятию правовых, хозяйственных и управленческих решений в части природопользования и воздействия на окружающую среду и здоровье населения.
5. Задачами государственной экологической экспертизы являются:
1) определение экологической обоснованности намечаемых решений, реализация которых может повлиять на состояние окружающей среды и природных ресурсов;
2) определение полноты и правильности оценки воздействия планируемой и осуществляемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, включая анализ возможных социальных, экономических и экологических последствий и определение уровня экологического риска;
3) оценка эффективности, полноты и достаточности, предлагаемых в объектах экспертизы мер по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, охране здоровья населения;
4) подготовка заключений государственной экологической экспертизы, своевременная передача их государственным и иным организациям, принимающим решение о реализации объекта экспертизы и представление необходимой информации заинтересованным органам и населению;
5) проверка соблюдения в экспертируемой документации экологических требований, содержащихся в законах Республики Казахстан, стандартах, нормах и правилах, действующих на территории Республики Казахстан.
6. Принципами государственной экологической экспертизы являются:
1) обязательность проведения государственной экологической экспертизы;
2) взаимодействие с контролирующими и надзорными государственными органами;
3) объективность и научная обоснованность выводов государственной экологической экспертизы;
4) независимость экспертных органов и экспертов при осуществлении ими своих полномочий;
5) гласность;
6) комплексность государственной экологической экспертизы и разнообразия ее видов;
7) приоритетность экологических и медико-биологических интересов.
7. Государственную экологическую экспертизу осуществляют:
1) уполномоченный орган и его территориальные подразделения - в части организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов І категории согласно Кодексу.
Распределение объектов I категории, подлежащих государственной экологической экспертизе, между уполномоченным органом и его территориальными подразделениями осуществляется в соответствии с приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 23 июля 2009 года № 143-Ө (зарегистрированного в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан № 5741) по распределению объектов I категории, подлежащих государственной экологической экспертизе, и для выдачи разрешений на эмиссии в окружающую среду между уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и его территориальными подразделениями;
2) местные исполнительные органы - в части организации и проведения государственной экологической экспертизы объектов II, III и IV категории согласно Кодексу.
2. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
8. Обязательной государственной экологической экспертизе подлежат следующие объекты:
1) предпроектная и проектная документация намечаемой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, с сопровождающими ее материалами оценки воздействия на окружающую среду (далее – ОВОС);
2) проекты нормативов эмиссий в окружающую среду;
3) проекты нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативно-технических и инструктивно-методических, документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду;
4) проекты естественно-научных и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий, упразднению государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшению их территории;
5) биологические обоснования на добычу и использование ресурсов растительного и животного мира;
6) проекты генеральных планов застройки (развития) городов и территорий, в том числе территорий специальных экономических зон и территорий с особым режимом ведения хозяйственной деятельности;
7) материалы обследования территорий, обосновывающие отнесение этих территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации;
8) проекты хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов либо которая затрагивает интересы сопредельных государств, в том числе по комплексу "Байконур", определенные международными договорами Республики Казахстан.
9. Материалы, представляемые на государственную экологическую экспертизу, содержат:
1) заявку на проведение государственной экологической экспертизы, по форме согласно приложению 1 Правил;
2) в случае предпроектной и проектной документации намечаемой деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, с сопровождающими ее материалами ОВОС, оформленные в виде документа, уровень разработки которого соответствует стадиям проектирования в следующем составе:
результаты учета общественного мнения;
материалы, подтверждающие публикацию заявки в средствах массовой информации (далее – СМИ);
электронная версия проекта;
3) в случае проектов нормативов эмиссий с приложением электронной версии проекта;
4) в случае проектов нормативных правовых актов Республики Казахстан, нормативно-технических и инструктивно-методических, документов, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую среду в следующем составе:
материалы, подтверждающие публикацию заявки в СМИ;
5) в случае проектов естественно-научных обоснований и технико-экономических обоснований по созданию и расширению особо охраняемых природных территорий, естественно-научных обоснований по упразднению государственных природных заказников и государственных заповедных зон республиканского значения и уменьшению их территории в следующем составе:
материалы, подтверждающие публикацию заявки в СМИ;
6) в случае технико-экономических обоснований перевода земель особо охраняемых природных территорий в земли запаса, изменения границ и (или) площади территории специальных экономических зон, с сопровождающими их материалами ОВОС, оформленные в виде документа, уровень разработки которого соответствует стадиям проектирования в следующем составе:
результаты учета общественного мнения;
материалы, подтверждающие публикацию заявки в СМИ;
электронная версия проекта;
7) в случае биологических обоснований на добычу и использование ресурсов растительного и животного мира в следующем составе:
материалы, подтверждающие публикацию заявки в СМИ;
8) в случае материалов обследования территорий, обосновывающих отнесение этих территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации с сопровождающими их материалами ОВОС, оформленные в виде документа, уровень разработки которого соответствует стадиям проектирования в следующем составе:
результаты учета общественного мнения;
материалы, подтверждающие публикацию заявки в СМИ;
заключения уполномоченных государственных органов в области здравоохранения, науки и научно-технической деятельности и образования;
электронная версия проекта;
9) в случае материалов комплексного экологического обследования земельных участков, на которых проводились испытания ядерного оружия (оценка последствий проведенных испытаний) для дальнейшей передачи земель в хозяйственный оборот с сопровождающими их материалами ОВОС, оформленные в виде документа, уровень разработки которого соответствует стадиям проектирования в следующем составе:
результаты учета общественного мнения;
материалы, подтверждающие публикацию заявки в СМИ;
положительное заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы;
электронная версия проекта;
10) в случае проектов хозяйственной деятельности, которая может оказывать воздействие на окружающую среду сопредельных государств или для осуществления которой необходимо использование общих с сопредельными государствами природных объектов либо которая затрагивает интересы сопредельных государств, в том числе по комплексу "Байконур", определенные международными договорами Республики Казахстан с сопровождающими их материалами ОВОС, оформленные в виде документа, уровень разработки которого соответствует стадиям проектирования в следующем составе:
результаты учета общественного мнения;
материалы, подтверждающие публикацию заявки в СМИ;
электронная версия проекта.
Сноска. Пункт 9 в редакции приказа Министра энергетики РК от 28.04.2017 № 145 (вводится в действие по истечении десяти календарного дня после его первого официального опубликования).10. В материалах, представляемых на рассмотрение в экспертные органы, отражаются, в зависимости от характеристики намечаемой деятельности, решения по:
1) внедрению эффективных материалов, энергосберегающих, мало- и безотходных технологических процессов;
2) рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, комплексной переработке и утилизации отходов производства и потребления;
3) обеспечению эффективной очистки сточных вод, использование их для технических нужд, приоритетные направления очистки, такие как отказ от сброса неочищенных вод в природные водотоки и водоемы, на рельеф местности;
4) действенности и гарантированности обосновывающих мер, касающихся охраны атмосферного воздуха от загрязнения;
5) сохранности и восстановлению почвенного, растительного покрова и животного мира, соблюдению статуса объектов природно-заповедного фонда;
6) обеспечению защиты населения и окружающей среды от вредного воздействия антропогенных физических, химических и биологических факторов.
11. Документацию на государственную экологическую экспертизу представляют:
1) заказчик (инвестор) намечаемой управленческой, хозяйственной, инвестиционной и иной деятельности;
2) руководитель государственного органа, который ведет разработку проектов нормативных правовых актов, подлежащих государственной экологической экспертизе.
12. Государственная экологическая экспертиза проводится путем рассмотрения, анализа и оценки объектов экологической экспертизы:
1) штатными сотрудниками экспертных органов;
2) экспертными комиссиями, создаваемыми руководителями экспертных органов с привлечением внешних экспертов.
13. Внешние эксперты организуют рассмотрение представленной документации и представляют предложения и замечания в виде заключения в экспертные органы.
Заключение внешних экспертов носит рекомендательный характер.
14. Процедура государственной экологической экспертизы состоит из последовательных стадий, в ходе которых экспертные органы проводят рассмотрение материалов и оценку объекта экспертизы и формируют обоснованное и объективное экспертное заключение и включает в себя:
1) регистрацию заявления (письма) о проведении государственной экологической экспертизы в уполномоченном органе, его территориальных подразделений и местных исполнительных органах;
2) предварительную экспертизу (далее - предэкспертиза), заключающуюся в проверке наличия и полноты, переданных на экспертизу материалов, реквизитов, включая ОВОС намечаемой хозяйственной деятельности;
3) основную стадию экспертизы, предусматривающую определение необходимого уровня экспертизы, оценку и аналитическую обработку материалов, выявление степени экологической опасности намечаемой либо осуществляемой деятельности, достаточности и достоверности обоснований реализации объектов экспертизы;
4) заключительную стадию экспертизы, включающую обобщение отдельных экспертных оценок и результатов государственной экологической экспертизы, подготовку экспертного заключения с выводами о согласовании материалов или их отклонении.
3. Результаты проведения государственной
экологической экспертизы
15. Государственная экологическая экспертиза, осуществляемая экспертными органами уполномоченного органа, проводится с учетом замечаний и предложений или с участием специалистов его территориальных подразделений (по месту расположения объекта), и реализуется следующим образом:
1) оцениваются и анализируются проектные материалы в части необходимости, целесообразности и возможности реализации намечаемой хозяйственной деятельности, а также оценки проблемы в целом, с выработкой предложений по согласованию;
2) формируются предложения или замечания и представляются в письменной форме;
3) представители территориальных подразделений в случае необходимости участвуют в проведении процесса государственной экологической экспертизы с представлением предварительного анализа ситуации. В данном случае срок рассмотрения материалов территориальными подразделениями с выдачей замечаний и предложений составляет 5 рабочих дней.
16. Результатом осуществления государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам. Заключение завершается одним из следующих выводов:
1) "не согласовывается";
2) "согласовывается".
17. При отрицательном заключении с выводом "не согласовывается" инициатор экспертизы дорабатывает материалы по замечаниям государственной экологической экспертизы и представляет их на повторную государственную экологическую экспертизу либо отказывается от намечаемой деятельности.
18. Заключение государственной экологической экспертизы подписывается руководителями экспертных подразделений уполномоченного органа, территориальных подразделений уполномоченного органа на соответствующей территории либо руководителем экспертного подразделения местных исполнительных органов областей, города республиканского значения, столицы в пределах его компетенции.
19. Пункт 19 исключен приказом Министра энергетики РК от 28.04.2017 № 145 (вводится в действие по истечении десяти календарного дня после его первого официального опубликования).20. Результаты государственной экологической экспертизы относительно объектов повышенной экологической опасности, рассматриваются на Экспертных советах государственной экологической экспертизы в соответствии с их положениями, согласно пункта 2 статьи 56 Кодекса.
Приложение 1 к Правилам проведения государственной экологической экспертизы |
В ____________________________________________
(полное наименование государственного органа)
от ___________________________________________
(полное наименование заявителя)
Адрес ________________________________________
(индекс, город, район, область, улица, № дома,
телефон)
Реквизиты заявителя __________________________
(№ свидетельства о гос. регистрации ЮЛ/ИП,
БИН, ИИН)
Заявка
на проведение государственной экологической экспертизы
Прошу провести государственную экологическую экспертизу на проект
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
(указать полное наименование проекта)
Перечень прилагаемых документов:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Руководитель ___________ ___________________________________________
(подпись) (фамилия, имя, отчество)
"___" ____________ 20___г.
Приложение 2 к Правилам проведения государственной экологической экспертизы |
Форма
Заявитель (наименование организации)
Заключение государственной экологической экспертизы
на __________________________________________________________________
(наименование проекта, документа)
Материалы разработаны________________________________________________
(полное наименование проектной организации-разработчика)
Заказчик материалов проекта _________________________________________
(полное название организации-заказчика, адрес)
На рассмотрение государственной экологической экспертизы представлены:
_____________________________________________________________________
(наименование проектной документации, перечисление комплектности
представленных материалов, других документов)
Материалы поступили на рассмотрение _______________________ 20__ года
(Дата, номер входящей регистрации)
Общие сведения
Краткая характеристика физико-географических условий района размещения объекта экспертизы, фонового состояния окружающей среды, основных технических, технологических решений, в т.ч. описание технологического процесса, оказывающего отрицательное воздействие на окружающую среду, рассмотрение альтернативных вариантов в сравнении с лучшими аналогами современных технологий.
Оценка воздействия намечаемой деятельности
на окружающую среду (ОВОС)
Полная характеристика воздействия объекта на воздушную среду, поверхностные и подземные воды, земельные ресурсы, растительный и животный мир, недра, физических воздействий, возможность и вероятность аварийных ситуаций, экологических рисков и т.д.
При рассмотрении архитектурно-планировочной документации, схем развития инженерной инфраструктуры населенных пунктов, проектов на реконструкцию (расширение) действующих предприятий все показатели в части воздействия на окружающую природную среду даются по состоянию, как на существующее положение, так и на расчетный срок.
Вывод
Результатом осуществления государственной экологической экспертизы является заключение с выводом "согласовывается/не согласовывается".
Руководитель экспертного подразделения
уполномоченного органа
подпись Ф.И.О.
Руководитель экспертного подразделения
территориального подразделения
уполномоченного органа
подпись Ф.И.О.
Руководитель экспертного подразделения
местного исполнительного органа
подпись Ф.И.О.
Приложение 2 к приказу Министра энергетики Республики Казахстан от 16 февраля 2015 года № 100 |
Перечень утративших силу некоторых приказов
Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан
1. Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года № 207-п "Об утверждении Правил проведения государственной экологической экспертизы" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4844, опубликован: "Юридическая газета" от 17 августа 2007 года № 126 (1329));
2. Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 9 октября 2007 года № 296-п "О внесении изменений в приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года № 207-п "Об утверждении Правил проведения государственной экологической экспертизы" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 8 ноября 2007 года за № 4984, опубликован: "Юридическая газета" от 29 ноября 2007 г. № 183 (1386));
3. Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 26 октября 2009 года № 228-ө "О внесении изменений и дополнений в приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года № 207-п "Об утверждении Правил проведения государственной экологической экспертизы" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 3 декабря 2009 года под № 5957, опубликован: "Юридическая газета" от 23 декабря 2009 года № 194 (1791));
4. Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 23 сентября 2011 года № 248-п "О внесении изменений и дополнения в приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года № 207-п "Об утверждении Правил проведения государственной экологической экспертизы" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 19 октября 2011 года под № 7265, опубликован: "Казахстанская правда" от 29 мая 2012 года № 157-158 (26976-26977));
5. Подпункт 1) пункта 1 приказа Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 3 сентября 2013 года № 268-п "О внесении изменений в приказы Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года № 207-п "Об утверждении Правил проведения государственной экологической экспертизы" и от 23 июля 2009 года № 143-О "О распределении объектов І категории, подлежащих государственной экологической экспертизе, и для выдачи разрешений на эмиссии в окружающую среду между уполномоченным органом в области охраны окружающей среды и его территориальными подразделениями" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 24 сентября 2013 года под № 8729, опубликован: "Казахстанская правда" от 31 октября 2013 года № 305 (27579)).