Об утверждении Правил осуществления государственного учета чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

Приказ Министра внутренних дел Республики Казахстан от 3 марта 2015 года № 175. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан от 8 мая 2015 года № 10983

Действующий

      В соответствии с подпунктом 70-7) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года «О гражданской защите» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления государственного учета чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
      2. Комитету по чрезвычайным ситуациям Министерства внутренних дел Республики Казахстан в установленном законодательством порядке обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа, его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Республики Казахстан Божко В.К.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

     Министр                                      К. Касымов

«СОГЛАСОВАНО»
Министр сельского хозяйства
Республики Казахстан
______________ А. Мамытбеков
«__» ________ 2015 года

«СОГЛАСОВАНО»
Министр образования и науки
Республики Казахстан
______________ А. Саринжипов
«__» ________ 2015 года

«СОГЛАСОВАНО»
Министр здравоохранения и
социального развития
Республики Казахстан
______________ Т. Дуйсенова
«__» ________ 2015 года

«СОГЛАСОВАНО»
Министр по инвестициям и развитию
Республики Казахстан
______________ А. Исекешев
«__» ________ 2015 года

«СОГЛАСОВАНО»
Министр финансов
Республики Казахстан
______________ Б. Султанов
«__» ________ 2015 года

«СОГЛАСОВАНО»
Министр обороны
Республики Казахстан
______________ И. Тасмагамбетов
«__» ________ 2015 года

«СОГЛАСОВАНО»
Министр иностранных дел
Республики Казахстан
______________ Е. Идрисов
«__» ________ 2015 года

«СОГЛАСОВАНО»
Министр национальной экономики
Республики Казахстан
______________ Е. Досаев
6 апреля 2015 года

«СОГЛАСОВАНО»
Министр энергетики
Республики Казахстан
______________ В.Школьник
«__» ________ 2015 года


Утверждены           
приказом Министра внутренних дел
Республики Казахстан    
от 3 марта 2015 года № 175  

Правила
осуществления государственного учета чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера

1. Общие положения

       1. Настоящие Правила осуществления государственного учета чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 70-7) пункта 1 статьи 12 Закона Республики Казахстан «О гражданской защите» и определяют порядок ведения государственного учета чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, произошедших на территории Республики Казахстан.
       2. Государственный учет чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера предназначен для формирования и обобщения основных показателей, характеризующих обстановку в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по Республике Казахстан.
       3. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
      1) биологические опасные вещества - вещества, которые при определенных условиях и в определенных концентрациях оказывают вредное влияние на здоровье человека или будущее поколение, применение и использование которых регламентируется нормативными правовыми актами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и гигиеническими нормативами;
      2) травмированный при пожаре - лицо, получившее телесное повреждение от воздействия опасных факторов пожара, а также вторичных проявлений опасных факторов пожара, вызвавших потерю трудоспособности или необходимость госпитализации на срок не менее одних суток, или назначения амбулаторного лечения после оказания первой медицинской помощи;
      3) погибший при пожаре - лицо, смерть которого наступила непосредственно на месте пожара или в течение 30 суток со дня происшествия от телесных повреждений (травм), полученных вследствие воздействия опасных факторов пожара, а также вторичных проявлений опасных факторов пожара;
      4) материальный ущерб от пожара - стоимостное выражение уничтоженных и поврежденных материальных ценностей, включая ущерб, нанесенный недвижимости, иным основным фондам, оборотным средствам, личному имуществу граждан, если они возникли в прямой зависимости от пожара;
      5) опасные для людей факторы пожара - пламя и искры, повышенная температура окружающей среды, дым, токсичные продукты горения и термического разложения, пониженная концентрация кислорода;
      6) последствия пожара - материальные, морально-правовые, социальные (гибель и травмирование людей), прочие потери;
      7) вторичные проявления опасных факторов пожара - осколки, части разрушившихся аппаратов, агрегатов, установок, конструкций, радиоактивные и токсичные вещества и материалы, вышедшие из разрушенных аппаратов и установок, электрический ток, возникший в результате выноса напряжения на токопроводящие части конструкций, аппаратов, агрегатов, опасные факторы взрыва, происшедшие вследствие пожара, огнетушащие вещества;
      8) причина пожара - явление или обстоятельство, непосредственно обуславливающее возникновение пожара;
      9) загорание - неконтролируемое горение, не причинившее вред жизни и здоровью граждан, материальный ущерб людям, интересам общества и государства;
      10) объекты со статусом экстерриториальности - территории, помещения и автомобили дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, представительств международных и иных организаций, аккредитованных в Республике Казахстан, если такая экстерриториальность предусмотрена международными договорами, участницей которых является Республика Казахстан. Статус экстерриториальности распространяется также на жилые помещения и служебные автомобили дипломатических агентов, консульских должностных лиц, сотрудников вышеперечисленных организаций и членов их семей. Статус экстерриториальности не распространяется на автомобили, жилые помещения, занимаемые членами административно-технического и обслуживающего персонала дипломатических представительств, консульских учреждений, представительств международных и иных организаций, аккредитованных в Республике Казахстан, если такая экстерриториальность не предусмотрена международными договорами, участницей которых является Республика Казахстан, а также на граждан Республики Казахстан.
      4. Государственный учет чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется ведомством уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, его территориальными подразделениями, подведомственными государственными учреждениями и организациями, а также иными организациями, осуществляющими функции в сфере гражданской защиты на подведомственных объектах собственными силами.
      5. Обзорно-аналитическую информацию в отраслевом разрезе о выявленных тенденциях развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, произошедших на территории Республики Казахстан, формирует ведомство уполномоченного органа в сфере гражданской защиты.

2. Показатели чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера для ведения государственного учета

      6. При формировании и систематизации информации о чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера используется совокупность показателей, характеризующих угрозу жизни и здоровью людей, животным и растениям, наносящих ущерб окружающей природной среде.
      7. При государственном учете чрезвычайных ситуаций техногенного характера используются следующие показатели:
      1) транспортные аварии:
      на железнодорожном транспорте - пожары, взрывы, крушения, сход подвижного состава на магистральных перевозках и повреждение полотна приведшее к перерыву движения поездов на время более 1 часа, наличие погибших, пострадавших, травмированных;
      на автодорогах - пожары, взрывы, разливы нефтепродуктов, горючих и ядовитых веществ, прекурсоров и других веществ;
      авиакатастрофы и инциденты с воздушными судами на земле и воздухе, пожары, взрывы на летном поле и аэропорту, падение фрагментов и обломков летательных аппаратов, наличие погибших, пострадавших, травмированных;
      на водном транспорте - пожары, взрывы, потопление, наличие погибших, пострадавших, травмированных;
      на магистральных трубопроводах - пожары, взрывы, повреждения, разрывы, наличие погибших, пострадавших, травмированных;
      2) пожары, взрывы, внезапные выбросы огня и газа, нарушение технологического процесса:
      в подземных переходах под автомобильными и железнодорожными мостами и дорогами;
      на открытых пространствах, улицах, в местах массового скопления людей (остановки наземного транспорта, выходы со станций метро, рынки, оптовые базары, стадионы, парки и так далее);
      в зданиях жилого, социально-бытового назначения, органов власти;
      в культовых зданиях и учреждениях;
      в зданиях и сооружениях, выполненных с применением легких металлических конструкций со сгораемым утеплителем;
      на объектах сельскохозяйственного назначения - гибель скота 50 голов и более; гибель домашней птицы 100 голов и более; сгорело сена 100 тонн и более;
      взрывы при обезвреживании взрывных устройств - случаи неконтролируемого взрыва;
      обнаружение (утрата) взрывчатых веществ или взрывного устройства - случаи обнаружения или утраты взрывчатого вещества или взрывного устройства;
      на нефтяных и газоконденсатных месторождениях - сброс нефти и нефтепродуктов свыше 1 тонны, нефтегазовые фонтаны (выбросы, сероводород содержащих нефти и газа свыше 100 метров (далее - м)), газонефтеводопроявления;
      на промышленных объектах, в том числе загрязнение окружающей среды, превышающее фоновые значения или предельно допустимые концентрации, предельно допустимые уровни;
      на шахтах, подземных и горных выработках, в том числе обрушения, завалы горных выработок, приведшие к полной остановке работы шахты;
      3) аварии с выбросом, выброс сильнодействующих ядовитых веществ:
      на химически опасных объектах - угроза поражения населения, случаи регистрации аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ;
      обнаружение (утрата) источников сильнодействующих ядовитых веществ - случаи обнаружения или утраты источников сильнодействующих ядовитых веществ;
      автомобильные аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, железнодорожные аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, авиакатастрофы и инциденты на земле с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, аварии на водном транспорте с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ - случаи регистрации аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ;
      4) аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ:
      на атомных энергетических установках производственного и научно-исследовательского назначения - радиоактивное загрязнение окружающей среды вне санитарно-защитной зоны в 100 и более раз превышающее предельно допустимые уровни, выброс радиоактивных веществ (в 10 раз превышающий допустимый суточный выброс для данной установки), аварии с выходом радиоактивных веществ, которые приводят к трансграничному их распространению;
      обнаружение (утрата) радиоактивных веществ - случаи регистрации обнаружения (утраты) радиоактивных веществ;
      аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ на предприятиях и в научно-исследовательских учреждениях (лабораториях) - угроза поражения населения, случаи регистрации аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ;
      обнаружение (утрата) биологически опасных веществ - случаи обнаружения или утраты биологически опасных веществ;
      случаи регистрации повышенного уровня радиации в пределах 30 километров (далее - км) от Государственной границы Республики Казахстан;
      5) аварии и обрушения в системах жизнеобеспечения - повлекшие нарушение функционирования объектов хозяйствования, наличие погибших, пострадавших;
      6) гидродинамические аварии: прорывы плотин (дамб, шлюзов, перемычек и так далее);
      7) аварии на электроэнергетических системах - повлекшие отключение электроэнергии, подачи тепла и воды;
      8) аварии на очистных сооружениях - повлекшие нарушение условий жизнедеятельности населения;
      9) внезапные обрушения элементов транспортных коммуникаций (мостов, тоннелей и других сооружений), в том числе строящихся - повлекшие нарушение условий жизнедеятельности населения и функционирования объектов хозяйствования;
      10) обрушение зданий и сооружений жилого, производственного, социально-бытового и культурного назначения - повлекшие нарушение условий жизнедеятельности населения, наличие погибших, пострадавших;
      11) экстремально высокое загрязнение природной среды:
      атмосферного воздуха - превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в атмосфере в 50 и более раз: в 30-49 раз в течение 8 часов, в 20-29 раз в течение 2 суток, образование обширной зоны кислотных осадков;
      поверхностных морских (речных) вод - максимальное разовое превышение предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в 100 и более раз, если акватории не являются зонами хронического загрязнения, появление запаха воды интенсивностью более 4 баллов и несвойственного воде ранее, поступление токсических веществ, повлекших гибель рыбы и других водных животных (гидробионтов) и организмов, снижение содержания растворенного кислорода до 2 миллиграмм на литр и менее, покрытие пленкой 1/3 и более площади водоема, при его площади до 6 квадратных километров, наличие тяжелых металлов (в том числе радиоактивных) и других вредных веществ сверхпредельно допустимых концентраций или предельно допустимых уровней;
      почв - наличие тяжелых металлов (в том числе радиоактивных) и других вредных веществ сверхпредельно допустимых концентраций или предельно допустимых уровней, превышение предельно допустимых концентраций или предельно допустимых уровней по химически опасным и экологически вредным веществам в 50 и более раз или по радиоактивным веществам в 100 и более раз, загрязнение земель и недр токсикантами промышленного происхождения, более 50 предельно допустимых концентраций или 100-кратное превышение фоновых значений, загрязнение почв пестицидами более 50 предельно допустимых концентраций по санитарно-токсикологическим критериям или более 10 предельно допустимых концентраций по фитотоксикологическим критериям на площади более 100 гектар (далее - га);
      12) астрономические опасные явления:
      падение небесных тел - случаи падения небесных тел;
      падение космических летательных аппаратов и их обломков - случаи регистрации;
      ухудшение радиационной обстановки в околоземном космическом пространстве - плотность потока протонов с энергией более 25 мегаэлектронвольт на площади 5x10 сантиметров (далее - см);
      появление аномальных атмосферных явлений - случаи регистрации.
      8. При государственном учете чрезвычайных ситуаций природного характера используются следующие показатели:
      1) землетрясения - случаи регистрации;
      2) геологические опасные явления: оползни, обвалы, осыпи, камнепады, сели, просадка лессовых пород - нарушение функционирования объектов хозяйствования, наличие погибших, пострадавших;
      3) метеорологические явления:
      сильный ветер, включая шквалы и смерчи - скорость ветра при порывах 25 метров в секунду (далее - м/сек) и более, в горных районах до 30-35 м/сек;
      крупный град - диаметр градин 20 миллиметров (далее - мм) и более;
      сильный дождь (ливень) - количество осадков 50 мм и более в течение 12 часов и менее, а в горных, селевых и ливнеопасных районах - 30 мм и более за 12 часов и менее;
      сильный снегопад - количество осадков 20 мм и более за 12 часов;
      сильные метели (снежные заносы) - продолжительность 12 часов и более при преобладающей скорости ветра 15 м/сек и более;
      сильный гололед - диаметр отложений на проводах 20 мм и более, наличие льда на участках дорог более 1 км;
      сильный мороз, сильная жара - по информации республиканского государственного предприятия на праве хозяйственного ведения «Казгидромет» Министерства энергетики Республики Казахстан;
      заморозки - в вегетативный период понижение температуры воздуха (на поверхности почвы) ниже 0оС, сроки (весна-начало лета) и экстремально ранние сроки (лето-начало осени) в период активной вегетации сельскохозяйственных культур, приводящие к их гибели;
      засуха - сохранение в течение 20 календарных дней и более относительной влажности воздуха днем 30 % и менее, при запасах влаги 35 мм и менее в метровом слое почвы, вызывающее повреждение растений;
      сильный туман - видимость 100 м и менее в течение 12 часов и более;
      пыльные (песчаные) бури - продолжительность 12 часов и более, при преобладающей скорости ветра 15 м/сек и более;
      лавины - сход снежных лавин, в зоне поражения которых оказались населенные пункты, инженерные инфраструктуры, транспортные коммуникации, объекты хозяйственного комплекса;
      суховей - сохранение в течение 5 календарных дней среднесуточной температуры воздуха более 25оС при ветре более 5 м/сек и относительной влажности воздуха менее 30 % в период цветения, налива и созревания зерна;
      4) гидрологические опасные явления:
      высокие уровни воды (наводнения) при половодьях, дождевых паводках, заторах и зажорах, ветровых нагонах - превышение особо опасных (высоких) уровней с затоплением или угрозой затопления населенных пунктов и хозяйственных объектов;
      низкий уровень воды - ниже проектных отметок водозаборных сооружений крупных городов, промышленных районов и оросительных систем, навигационных уровней на судоходных реках в течение месяца и более;
      5) природные пожары:
      лесные пожары - на площади 25 га и более;
      степные пожары (травостои) - на площади 50 га и более;
      горение полей с посевами зерновых и других культур - на площади 20 га и более;
      подземные пожары горючих ископаемых - случаи возгорания в подземных выработках;
      6) инфекционные болезни и отравления:
      чума, холера, желтая лихорадка, тяжелый острый респираторный синдром, пандемический грипп (грипп A/H1N1, птичий грипп и другие виды), сибирская язва, вирусные геморрагические лихорадки - при регистрации каждого случая, подозрения на них и летального исхода;
      вирусные гепатиты с фекально-оральным механизмом передачи, сальмонеллез, дизентерия и другие острые кишечные инфекции - при регистрации 10 и более связанных между собой случаев;
      дифтерия, корь, краснуха и острые вялые параличи - при регистрации 10 и более связанных между собой случаев;
      тифо-паратифозные заболевания - при регистрации 5 и более связанных между собой случаев;
      пищевые отравления - при случаях пищевых отравлений, связанных с предприятиями пищевых отраслей промышленности, общественного питания и пищеблоками детских и лечебно-профилактических учреждений;
      лучевые поражения - при каждом случае установления диагноза острой или хронической лучевой болезни, местного лучевого поражения;
      отравление неустановленными ядовитыми веществами - случаи при наличии погибших, пострадавших;
      7) утонувшие на водах;
      8) заболевание и гибель животных - массовая гибель (заболевание), в том числе диких животных;
      9) заболевание и гибель растений - гибель растительности (ожоги, усыхание и другие признаки), в том числе лесов и сельскохозяйственных растений, на площади 0,25 га; массовое распространение вредителей.

3. Документы государственного учета чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера

      9. Документами государственной отчетности в сфере гражданской защиты являются:
      1) оперативная информация - сведения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, передаваемые за подписью руководителей территориальных подразделений, подведомственными государственными учреждениями и организациями ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты в ведомство уполномоченного органа в сфере гражданской защиты незамедлительно или с утвержденным интервалом времени, в особых случаях за подписью оперативных дежурных территориальных подразделений ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;
      2) сводные сведения - информация в отраслевом разрезе о выявленных тенденциях развития чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, представляющих угрозу жизни и здоровью людей, животным и растениям, наносящих ущерб окружающей природной среде, предназначенная для своевременного оперативного реагирования силами гражданской защиты;
      3) оперативный учет - информация о факте возникновения и развития обстановки при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и принятых мерах по их ликвидации, применяемая для своевременного оповещения населения и заинтересованных организаций, уточнения и анализа обстановки, принятия управленческих решений, передаваемая за подписью руководителей территориальных подразделений, подведомственными государственными учреждениями и организациями в ведомство уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;
      4) специальные журналы - журналы, регистрируемые территориальными подразделениями ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, предназначенные для учета чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и иной поступающей информации;
      5) акты о пожаре - составляются на каждый пожар комиссией, возглавляемой сотрудником ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, в течение суток после его ликвидации. В состав комиссии включаются представители администрации юридического лица или пострадавшего и другие заинтересованные лица. Акт о пожаре, на который пожарные подразделения не вызывались и сообщение о нем (устное или письменное) поступило в территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты от потерпевших, страховых организаций или других источников составляется комиссией в том же составе не позднее двух суток с момента получения информации, согласно приложению к настоящим Правилам не менее чем в двух экземплярах.
      Акт после подписания его комиссией остается в органе, проводящем проверку по факту пожара. При отсутствии данных по сумме материального ущерба нанесенного пожаром и причине его возникновения, эти сведения заполняются после предоставления заключений экспертиз в срок не более 30 суток, либо документов бухгалтерской отчетности организаций, сведений страховых организаций, выписок из решений судебных органов или документов собственников имущества. Копия акта о пожаре выдается по заявлению собственникам имущества и пострадавшим от пожара для обращения в судебные органы по вопросам возмещения ущерба, восстановления документов, а также по письменным запросам судебных органов;
      6) акты обследований территорий, на которых возникли чрезвычайные ситуации (с указанием основных сведений о произошедшей чрезвычайной ситуации, площади зоны чрезвычайной ситуации, степени и характере повреждений и разрушений зданий и сооружений, количестве пострадавших, размере ущерба, мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации), подписанные и заверенные печатями членов комиссии и представителей заинтересованных государственных органов;
      7) справки-заключения заинтересованных государственных органов, подтверждающие масштаб произошедшей чрезвычайной ситуации, нанесенного ущерба и иных последствий, за подписью руководителя либо лица его замещающего и заверенные печатью.

4. Передача и сбор информации о чрезвычайных ситуациях
природного и техногенного характера

      10. Ежеквартально уточненная информация в пределах компетенции по фактам произошедших на территории Республики Казахстан чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представляется в ведомство уполномоченного органа в сфере гражданской защиты:
      1) Министерством обороны Республики Казахстан (о взрывах, обнаружении боеприпасов и взрывных устройств войскового образца);
      2) Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан (об опасных заболеваниях и гибели животных, гибели и эпифитотии растений, лесных пожарах, прорывах плотин (дамб, шлюзов, перемычек и так далее);
      3) Министерством по инвестициям и развитию Республики Казахстан (об авариях на железнодорожном, водном транспорте, автодорогах, с воздушными судами, авиакатастрофах и обрушениях элементов транспортных коммуникаций, авариях на опасных производственных и промышленных объектах, несчастных случаях произошедших в следствии аварий на опасных производственных и промышленных объектах);
      4) Министерством энергетики Республики Казахстан (о пожарах, взрывах, авариях на электроэнергетических системах, на предприятиях и магистральных трубопроводах, на нефтяных и газоконденсатных месторождениях, системах жизнеобеспечения населения, экологической обстановке, загрязнении атмосферного воздуха, почв, поверхностных морских и речных вод, об авариях с выбросом радиоактивных веществ на атомных энергетических установках производственного и научно-исследовательского назначения, об обнаружении (утрате) радиоактивных веществ, радиоактивном загрязнении окружающей среды);
      5) Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (об угрозе возникновения и (или) возникновении медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций);
      6) Комитетом по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан (об опасных инфекционных заболеваниях и отравлениях людей);
      7) республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения «Казгидромет» Министерства энергетики Республики Казахстан (об опасных гидрометеорологических явлениях, загрязнении окружающей среды);
      8) товариществом с ограниченной ответственностью «Институт сейсмологии» акционерного общества «Национальный центр сейсмологических наблюдений и исследований» Министерства образования и науки Республики Казахстан (о землетрясениях);
      9) местными исполнительными органами областей, городов Астана и Алматы (о пострадавших в результате несчастных случаев и аварий на производстве, степных пожарах, горении полей с посевами зерновых и других культур).
      11. Оперативные дежурно-диспетчерские службы ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты запрашивают и получают информацию в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера у взаимодействующих государственных органов в пределах их компетенции.
      12. В случае угрозы и/или факта возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информация передается при фиксировании показателей, приведенных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил, незамедлительно:
      1) территориальными подразделениями, подведомственными государственными учреждениями и организациями в ведомство уполномоченного органа в сфере гражданской защиты;
      2) центральными исполнительными органами и их подведомственными организациями - в ведомство уполномоченного органа в сфере гражданской защиты.
      13. Информация о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, не предусмотренных пунктами 7 и 8 настоящих Правил, но имеющих социальную значимость, способных вызывать общественный резонанс, представляется в виде оперативной информации незамедлительно территориальными подразделениями, подведомственными государственными учреждениями и организациями ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты, местными исполнительными органами и организациями в ведомство уполномоченного органа в сфере гражданской защиты.
      14. Информация о чрезвычайных ситуациях в ведомство уполномоченного органа в сфере гражданской защиты передается по всем действующим каналам и системам (видам) связи, оповещения и информационного обеспечения.

5. Ведение государственного учета чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

      15. Государственному учету чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера подлежат все пожары, произошедшие на территории Республики Казахстан, независимо от времени и места их возникновения и последствий, за исключением случаев, не подлежащих учету, как пожар:
      1) произошедших на объектах со статусом экстерриториальности, независимо от наступивших для них последствий, кроме случаев, когда ими причинен материальный ущерб или наступили другие последствия для физических и (или) юридических лиц Республики Казахстан;
      2) взрывы, вспышки и разряды статического электричества, не вызвавшие возникновения пожара;
      3) загорания бесхозных зданий и бесхозных транспортных средств, сухой травы, листьев, тополиного пуха на открытых территориях и степных массивах, пожнивных остатков, стерни, а также мусора на свалках, пустырях, на территории домовладений и объектов хозяйствования, обочинах дорог, контейнерных площадок для его сбора, в контейнерах (урнах) для его сбора, в лифтовых шахтах (лифтах) жилых домов, в мусоросборниках (мусоропроводах) жилых домов, на лестничных клетках жилых домов, в подвальных и чердачных помещениях жилых домов;
      4) горения, обусловленные спецификой технологического процесса производства (заложенные в технологический регламент или другую техническую документацию) или условиями работы промышленных установок и агрегатов, а также бытовых печей для обогрева помещений;
      5) горения, как результат обработки предметов огнем, теплом или иным термическим (тепловым) воздействием с целью их переработки, изменения качественных характеристик (сушка, варка, глажение, копчение, жаренье, плавление и прочее);
      6) коротких замыканий электросетей, в электрооборудовании, бытовых и промышленных электроприборах, не вызвавшие распространения горения за пределы аппарата, агрегата и механизма;
      7) задымления при неисправности бытовых электроприборов и сгорания пищи при ее приготовлении, не вызвавшие возникновения пожара;
      8) покушения на самоубийство и самоубийств путем самосожжения, если они не вызвали распространения горения;
      9) пожаров автотранспортных средств, причиной которых явилось дорожно-транспортное происшествие;
      10) отравления людей угарным газом со смертельным исходом, от печного отопления (каминов);
      11) самовозгорания пирофорных соединений, без последствий и ущерба;
      12) причиной которых явились авиационные, железнодорожные аварии, террористические акты, военные действия, спецоперации правоохранительных органов, землетрясения.
      16. Учет пострадавших при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера осуществляется при фиксировании показателей, приведенных в пунктах 7 и 8 настоящих Правил.
      При формировании первичных данных по пожарам, чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, и их последствиям все факты гибели и травмирования людей:
      1) учитываются на основании заключений о причине смерти или выписок из истории болезни травмированного в соответствии с Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения, предоставляемые медицинскими организациями;
      2) в случаях, указанных в пункте 15 настоящих Правил, не подлежат учету и считаются несчастными случаями, умышленным убийством (самоубийством) либо попыткой умышленного убийства (самоубийства), за исключением фактов отравления людей угарным газом, от печного отопления (каминов), связанных с нарушением требований пожарной безопасности.
      17. При установлении учреждениями судебной медицинской экспертизы факта гибели людей до момента возникновения пожара, ранее взятых на учет как погибших при пожаре, указанные лица исключаются из баз данных учета пожаров.
      18. Медицинские организации:
      1) немедленно предоставляют территориальным подразделениям ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты информацию о пострадавших при пожаре, чрезвычайной ситуации обратившихся или доставленных для оказания медицинской помощи, а также умерших от полученных травм;
      2) по запросам должностных лиц, проводящих проверку по пожарам, чрезвычайным ситуациям не позднее 3-х суток предоставляют заключения о причине смерти или выписки из истории болезни травмированного в соответствии с Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения.
      19. Территориальные подразделения ведомства уполномоченного органа в сфере гражданской защиты ежеквартально проводят сверки сведений на местах по:
      1) взрывам, обнаружениям боеприпасов и взрывных устройств войскового образца в соответствующей зоне ответственности по очистке местности (объектов) от взрывоопасных предметов с воинскими частями Министерства обороны Республики Казахстан;
      2) опасным заболеваниям и гибели животных, гибели и эпифитотии растений, прорывах плотин (дамб, шлюзов, перемычек и так далее), лесным пожарам с территориальными органами Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан;
      3) авариям на железнодорожном, водном транспорте, автодорогах, с воздушными судами и обрушениях элементов транспортных коммуникаций, авариям на опасных производственных и промышленных объектах, несчастным случаям произошедшим в следствии аварий на опасных производственных и промышленных объектах с территориальными органами Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;
      4) пожарам, взрывам на электроэнергетических системах, авариям на предприятиях и магистральных трубопроводах, на нефтяных и газоконденсатных месторождениях, авариям в системах жизнеобеспечения населения, авариям с выбросом радиоактивных веществ на атомных электростанциях, атомных энергетических установках производственного и научно-исследовательского назначения, экологической обстановке, о загрязнении атмосферного воздуха, почв, поверхностных морских и речных вод, о радиоактивном загрязнении окружающей среды с территориальными органами Министерства энергетики Республики Казахстан;
      5) опасным инфекционным заболеваниям и отравлениями людей с территориальными подразделениями Комитета по защите прав потребителей Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
      6) опасным гидрометеорологическим явлениям, о загрязнении окружающей среды с республиканским государственным предприятием на праве хозяйственного ведения «Казгидромет» Министерства энергетики Республики Казахстан;
      7) землетрясениям с товариществом с ограниченной ответственностью «Институт сейсмологии» акционерного общества «Национальный центр сейсмологических наблюдений и исследований» Министерства образования и науки Республики Казахстан;
      8) угрозам возникновения и (или) возникновении медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций с управлениями здравоохранения акиматов областей, городов Астаны и Алматы;
      9) учету лиц, пострадавших при пожаре, чрезвычайных ситуациях с управлениями здравоохранения акиматов областей, городов Астаны и Алматы;
      10) пострадавшим в результате несчастных случаев и аварий на производстве с местными органами по инспекции труда акиматов областей, городов Астаны и Алматы;
      11) степным пожарам, горениям полей с посевами зерновых и других культур с местными исполнительными органами областей, городов Астана и Алматы.
      20. Лица, погибшие или травмированные при пожарах на транспортных средствах, находящихся в пути следования или на временных стоянках учитываются по месту возникновения пожара.
      21. Учет материального ущерба от пожаров осуществляется на основании документов бухгалтерской отчетности организаций, на которых произошел пожар, сведений страховых организаций, выписок из решений судебных органов, документов собственников имущества.
      22. Не берется на учет материальный ущерб, нанесенный в результате пожара объектам со статусом экстерриториальности, кроме случаев возмещения его физическими и юридическими лицами Республики Казахстан.

Приложение           
к Правилам осуществления   
государственного учета    
чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера   

Форма           

                            Акт о пожаре

________________________________       20__ жылғы «____» ____________
қала, ауыл, аудан – город,                   год
село, район

Комиссия құрамында: өртке қарсы қызметтен ___________________________
Комиссия в составе: от противопожарной службы
_____________________________________________________________________
өрт сөндіру басшысы, мемлекеттік өрт бақылау қызметкері –
руководитель тушения пожара, сотрудник государственного пожарного
контроля
_____________________________________________________________________
        объект әкімшілігінен – от администрации объекта
_____________________________________________________________________
мемлекеттік сақтандыру өкілдері – представители государственного
                             страхования
_____________________________________________________________________
     қоғамдық ұйымдардан және басқа да тұлғалар – от общественных
                       организаций и другие лица

осы актіні 20___ жылғы «____» ____________ болған өрт туралы жасады.
составила настоящий акт о происшедшем пожаре «__» ________ 20__ года.

Объектінің атауы (толық)_____________________________________________
Наименование объекта (полное)

Объектінің тиесілілігі, меншіктің нысаны ____________________________
Принадлежность объекта, форма собственности

Үйдің, ғимараттың қабаттылығы _______________________________________
Этажность здания, сооружения

Объектінің мекенжайы ________________________________________________
Адрес объекта

Өрт орнынан бастап жақын жердегі өрт сөндіру бөліміне, мамандырылған
өрт сөндіру бөліміне дейінгі арақашықтық ____________________________
Расстояние от места пожара до ближайшей пожарной части,
специализированной пожарной части

Күні _______ және өртті байқаған уақыты __________ сағат _______минут
Дата         и время обнаружения пожара             час         минут

Өрт туындаған орын (болжамды)________________________________________
Место возникновения пожара (предполагаемая)

Өртті кім анықтаған және ол туралы өртке қарсы қызметке қалай
хабарлаған, телефон № ___
Кто обнаружил пожар и каким образом сообщил о нем в противопожарную
службу, телефон №
_____________________________________________________________________

«Өрт сөндіру және авариялық-құтқару жұмыстары» мемлекеттік
мекемесінің, «Өрт сөндіруші» акционерлік қоғамының филиалы
бөлімшелерінің байланыс пункттеріне, Күштер мен құралдарды жедел
басқару орталығына өрт туралы хабардың келіп түскен күні ______ және
уақыты _______ сағат __________ минут
Дата      и время      час      минут поступления сообщения о пожаре
на Центр оперативного управления силами и средствами, пункта связи
части подразделений Государственного учреждения «Служба пожаротушения
и аварийно-спасательных работ», Филиала акционерного общества «Өрт
сөндіруші»

1-ші бөлімшенің келген уақыты _________ сағат _____ минут
Время прибытия 1-го подразделения       час         минут

Күні _____________ және өртті оқшаулау уақыты _____ сағат _____ минут
Дата               и время локализации пожара в      час        минут

Күні _____________ және өртті жою уақыты _______ сағат ________ минут
Дата               и время ликвидации пожара в     час          минут

      Өртке қарсы қызмет бөлімшесі келіп жеткен сәттегі жағдай:
Обстановка к моменту прибытия подразделений противопожарной службы:
_____________________________________________________________________
(өрттің ауданы, таралу жолдары мен жылдамдығы, жану материалы,
адамға, жануарларға қауіптілігі, құлау
_____________________________________________________________________
және жарылу қауіптілігі, тұрғындардың ерікті өртке қарсы
құралымдардың қимылдары көрсетіледі)
_____________________________________________________________________
(указывается площадь пожара, пути и скорость его распространения,
горючая загрузка, угроза людям,
_____________________________________________________________________
животным, опасность обрушений и взрывов действия населения,
добровольных противопожарных
_____________________________________________________________________
формирований)

     Өртті сөндіру кезінде пайдаланылған күштер мен құралдар:
         Силы и средства, применявшиеся при тушении пожара:
_____________________________________________________________________

Өрт сөндіруге қатысқандар және олардың саны (қажеттісінің астын
сызып, санын қою керек – участники тушения пожара и их количество
(нужное подчеркнуть и поставить количество):

«Өрт сөндіру және авариялық-құтқару жұмыстары қызметі» мемлекеттік
мекемесінің, Төтенше жағдайлар департаментінің қызметкерлері –
Сотрудники Государственного учреждения «Служба пожаротушения и
аварийно-спасательных работ», Департамента по чрезвычайным ситуациям
____________,
мемлекеттік емес өртке қарсы қызметтің қызметкерлері – работники
негосударственной противопожарной службы ___________________________,

өртке қарсы ерікті ұйымдардың мүшелері – члены добровольных
противопожарных формирований _______________________________________,

ішкі істер органдарының қызметкерлері – сотрудники органов внутренних
дел ____________,

тұрғындар, кәсіпорын, ұйым, мекемелердің қызметкерлері – население,
работники предприятий, организаций, учреждений _____________________,

Қазақстан Республикасы Қорғаныс министрлігі, Қазақстан Республикасы
Ішкі істер министрлігі, Қазақстан Республикасы Ұлттық қауіпсіздік
комитеті әскери бөлімшелерінің әскери қызметшілері – военнослужащие
воинских подразделений Министерства обороны Республики Казахстан,
Министерства внутренних дел Республики Казахстан, Комитета
национальной безопасности Республики Казахстан, ____________________.

Өрт сөндіру бөлімінің №, газ-түтіннен қорғау қызметі бөлімшелерінің,
буындарының саны ________________________
№ пожарной части, количество отделений, звеньев газодымозащитной
службы ______________________________________________________________
газ-түтіннен қорғау қызметі бөлімшелері, буындары жұмысының жиынтық
уақыты ___________________
Суммарное время работы отделений, звеньев газодымозащитной службы

Өрт сөндірген кезде пайдаланылған өрт техникасының түрі, саны
(қажеттісінің астын сызып, санын қою керек) – тип, количество
пожарной техники, использованной при тушении пожара (нужное
подчеркнуть и поставить количество): автоцистерна – автоцистерна
_______________, автосорғыш – автонасос _____________, сорғыш станция
– насосная станция _________________, сорғыш-жеңдік автомобиль –
автомобиль насосно-рукавный ___________, ұнтақты сөндіруші автомобиль
– автомобиль порошкового тушения ____________, аралас сөндіруші –
комбинированного тушения __________________, көбікті сөндіруші –
пенного тушения ______________, аэродромдық өрт сөндіру автомобилі –
пожарный автомобиль аэродромный _____________, газ-сумен сөндіретін
автомобиль – автомобиль газо-водяного тушения ____________, өрт
сөндіру пойызы – пожарный поезд ___________, өрт сөндіру кемесі –
пожарное судно _________, өрт сөндіру тікұшағы – пожарный
вертолет _____________, өрт сөндіру автобаспалдағы – пожарная
автолестница ____________, өрт сөндіру иінді көтергіші – пожарный
коленчатый подъемный ________________, техникалық қызмет автомобилі –
автомобиль технической службы ________, түтін жою автомобилі –
автомобиль дымоудаления ______________, штабтық автомобиль – штабной
автомобиль ____________, мотопомпа – мотопомпа ______________,
сөндіруге бейімделген және қайта жабдықталған техника – техника,
приспособленная и переоборудованная для тушения _____________, тағы
басқа да өрт сөндіруге бейімделмеген машиналар мен жабдықтар – другие
не приспособленные для тушения машины и оборудование ________________

           Өрт сөндіргенде берілген ұңғылардың түрі және саны –
          Вид и количество стволов, поданных при тушении пожара

А _______ Б ______ лафеттік _______ көбіктік ______ ұнтақтық  _______
А         Б       лафетных         пенных          порошковых

Өрт сөндіру кезінде қолданылған өрт сөндіргіш құралдардың түрі және
саны (қажеттісінің астын сызып, санын қою керек) – виды и количество
огнетушащих средств, применявшихся при тушении пожара (нужное
подчеркнуть и поставить количество):

Ықшам және шашыратқыш су – вода компактная и распыленная _________
(текше метр (бұдан әрі – текше м.)/кубический метр (далее куб.м.)) (
дымқылдағышы бар су – вода со смачивателями ______________ (текше
м/куб.м.) ауа-механикалық орта қарқынды көбік (20-200) –
воздушно-механическая пена средней кратности (20-200) ___________
(текше м/куб.м.), ауа-механикалық төмен қарқынды көбік (20-ға дейін)
- воздушно-механическая пена низкой кратности (до 20) ___________
(текше м/куб.м.), газдық – газовые ___________ (тонна/тонн) _________
ұнтақтық –порошковые ______________ (тонна/тонн).

    Өрт сөндіру кезінде қолданылған су көздерінің түрі (қажеттісінің
                           астын сызу керек)
   Виды водоисточников, использованных при тушении пожара (нужное
                            заполнить):

Су көздері водоисточники

Атауы, гидрант, су қоймасының № Название, № гидранта, водоема

Су көзінің мекенжайы Адрес водоисточника

Өрт орнынан қашықтығы Расстояние от места пожара

Өртке қарсы ішкі су құбыры
Внутренний противопожарный водопровод




Өртке қарсы сыртқы су құбыры
Наружный противопожарный водопровод




Жасанды су қоймасы
Водоем искусственный




Табиғи су қоймасы
Водоем естественный




        Өрт сөндіру басшысы (қажеттісінің астын сызу керек) –
             Руководитель тушения (нужное подчеркнуть):

      1) «Өрт сөндіру және авариялық құтқару жұмыстары қызметі»
мемлекеттік мекемесі өрт сөндіру бөлімінің командирі – командир
отделения пожарной части Государственного учреждения «Служба
пожаротушения и аварийно-спасательных работ»;
      2) «Өрт сөндіру және авариялық құтқару жұмыстары қызметі»
мемлекеттік мекемесі өрт сөндіру бөлімінің қарауыл бастығы (бастықтың
орынбасары) – начальник (заместитель начальника) караула пожарной
части Государственного учреждения «Служба пожаротушения и
аварийно-спасательных работ»;
      3) «Өрт сөндіру және авариялық құтқару жұмыстары қызметі»
мемлекеттік мекемесі өрт сөндіру бөлімінің бастығы (бастықтың
орынбасары) – начальник (заместитель начальника) пожарной части
Государственного учреждения «Служба пожаротушения и
аварийно-спасательных работ»;
      4) «Өрт сөндіру және авариялық құтқару жұмыстары қызметі»
мемлекеттік мекемесінің жасақ бастығы (бастықтың орынбасары) –
начальник (заместитель начальника) отряда Государственного учреждения «Служба пожаротушения и аварийно-спасательных работ»;
      5) «Өрт сөндіру және авариялық құтқару жұмыстары қызметі»
мемлекеттік мекемесі өрт сөндіру қызметінің кезекшісі (шұғыл
кезекшісі) – Дежурный службы пожаротушения (оперативный дежурный
Государственного учреждения «Служба пожаротушения и
аварийно-спасательных работ»);
      6) «Өрт сөндіру және авариялық құтқару жұмыстары қызметі»
мемлекеттік мекемесі аппаратының қызметкері – сотрудник аппарата
Государственного учреждения «Служба пожаротушения и
аварийно-спасательных работ»;
      7) «Өрт сөндіру және авариялық құтқару жұмыстары қызметі»
мемлекеттік мекемесінің бастығы (бастықтың орынбасары) – начальник
(заместитель начальника) Государственного учреждения «Служба
пожаротушения и аварийно-спасательных работ»;
      8) Төтенше жағдайлар департаментінің қызметкері – сотрудник
Департамента по чрезвычайным ситуациям;
      9) өртке қарсы ерікті құрылымның бастығы – начальник
добровольного противопожарного формирования;
      10) басқалар – прочие.

               Өрттің зардаптары – последствия пожара:

Қайтыс болған адамдар: барлығы _______, оның ішінде балалар _______,
«Өрт сөндіру және авариялық құтқару жұмыстары қызметі» мемлекеттік
мекемесі, Төтенше жағдайлар департаменті, «Өрт сөндіруші» акционерлік
қоғамы филиалының қызметкерлері _________
Погибло людей всего ______, в том числе детей ______, работников
Государственного учреждения «Служба пожаротушения и
аварийно-спасательных работ», Департамента по чрезвычайным ситуациям,
филлиала акционерного общества «Өрт сөндіруші» _________

Жарақат алғандар барлығы ______, оның ішінде балалар ______, «Өрт
сөндіру және авариялық құтқару жұмыстары қызметі» мемлекеттік
мекемесі, Төтенше жағдайлар департаменті, «Өрт сөндіруші» акционерлік
қоғамы филиалының қызметкерлері ______
Получили травмы всего ______, в том числе детей _______, работников
Государственного учреждения «Служба пожаротушения и
аварийно-спасательных работ», Департамента по чрезвычайным ситуациям,
филлиала акционерного общества «Өрт сөндіруші» _______

Жарақаттанғандар туралы мәліметтер __________________________________
Сведения о травмированных

Өрттен жойылған (зақымдалған) құрылыс _______ тұрғын үй пәтерлерінің
бірлігі ______
Уничтожено (повреждено) пожаром: строений единиц жилых квартир
бөлмелер _____/_____ қабат аралық ауданның бірлігі ______ шаршы метр
комнат единица поэтажной площади квадратных метров
ауыл шаруашылық дақылдары ______________
сельскохозяйственных культур
_____________________________________________________________________
                     (түрі және саны – вид и количество)
өлген жануарлар _____________________________________________________
погибло животных       (түрі және саны – вид и количество)
Өрттің залалы _________________________________________________ теңге
Ущерб от пожара (белгіленген немесе бағдарланған – установленный или
ориентировачный)
Өрттің себебі _______________________________________________________
Причина пожара (белгіленген немесе болжанған – установленная или
предполагаемая)

Өрттің пайда болуына кінәлі адамдар _________________________________
Лица, виновные в возникновении пожара _______________________________

Өрт кезінде құтқарылғаны:
Спасено при пожаре:

Адамдар ________ адам.
Людей         человек.

Техника _______ бірлігі.
Техники         единиц.

Мал басының бірлігі _______
единиц голов скота

Материалдық құндылықтар ______________________________________ теңге
Материальных ценностей                                         тенге

Өрт туралы акт қарауға жіберілді ____________________________________
Акт о пожаре направлен для рассмотрения в

Комиссияның айрықша ескертпелері ____________________________________
Особые замечания комиссии

Комиссия мүшелерінің қолы: __________________________________________
Подписи членов комиссии:   (тегі, аты, әкесінің аты) (фамилия, имя,
                                              отчество)
                 ____________________________________________________
                 ____________________________________________________
                 ____________________________________________________
                 ____________________________________________________
Актінің данасын алды: _______________________________________________
Экземпляры акта получили
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________