Об утверждении Методики по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды в отношении финансовых организаций

Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 января 2015 года № 62. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 мая 2015 года № 10956

Действующий

      В соответствии с подпунктом 14) статьи 39 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Методику по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды в отношении финансовых организаций.
      2. Комитету по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Министерства национальной экономики Республики Казахстан обеспечить в установленном законодательством порядке:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течении десяти календарных дней после государственной  регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на интернет–ресурсе Министерства национальной экономики Республики Казахстан.
      3. Признать утратившим силу приказ Председателя Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (Антимонопольное агентство) от 31 мая 2013 года № 148-ОД «Об утверждении Методики по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды в отношении финансовых организаций» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 8542, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 23 октября 2013 года № 299 (27573)).
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого вице-министра национальной экономики Республики Казахстан.
      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    Е. Досаев

      «СОГЛАСОВАНО»
      И.о. Председатель Национального Банка
      Республики Казахстан
      __________________ К. Кожахметов
      от 3 апреля 2015 год

Утверждена       
Приказом Министра    
национальной экономики  
Республики Казахстан   
от 30 января 2015 года № 62

МЕТОДИКА
по проведению анализа и оценки состояния конкурентной
среды в отношении финансовых организаций

1. Общие положения

      1. Методика по проведению анализа и оценки состояния конкурентной среды в отношении финансовых организаций (далее – Методика) разработана в целях реализации основных положений, предусмотренных подпунктом 14) статьи 39 Закона Республики Казахстан «О конкуренции» (далее – Закон) определяет процедуру проведения анализа и оценки конкурентной среды на рынке финансовых услуг, предоставляемых финансовыми организациями (далее – Финансовые услуги), и используется в следующих случаях:
      1) при проведении анализа рынка финансовых услуг с целью определения состояния конкуренции на данных рынках (экономической концентрации) и формировании Государственного реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение (далее - Реестр);
      2) при государственном контроле за экономической концентрацией;
      3) при обращении в суд о принудительном разделении (выделении) субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение.
      2. В настоящей Методике используются понятия, определенные законами Республики Казахстан «О конкуренции» и «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций», а также другими соответствующими законодательными актами Республики Казахстан в области регулирования финансового рынка.
      3. Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг включает следующие этапы:
      1) определение критериев взаимозаменяемости финансовых услуг;
      2) определение границ рынка финансовых услуг;
      3) определение временного интервала исследования рынка финансовых услуг;
      4) определение состава субъектов рынка, действующих на рынке финансовых услуг;
      5) расчет объема рынка финансовых услуг и долей субъектов рынка;
      6) определение уровня концентрации рынка финансовых услуг;
      7) определение барьеров входа на рынок финансовых услуг;
      8) оценка состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг;
      9) составление аналитического отчета по результатам анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг.

2. Определение критериев взаимозаменяемости финансовых услуг

      4. Процедура определения критериев взаимозаменяемости финансовой услуги, не имеющей заменителя, или взаимозаменяемых услуг, оказывающихся на одном и том же рынке, включает:
      1) предварительное определение финансовой услуги;
      2) выявление потребительских свойств финансовой услуги, определяющих выбор потребителя, и услуг, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данной финансовой услуги;
      3) определение взаимозаменяемых услуг.
      5. Предварительное определение финансовой услуги может быть проведено на основе:
      1) условий предоставления финансовой услуги, предметом которого является рассматриваемая услуга;
      2) решений о предоставлении лицензий и документов, подтверждающих наличие лицензии;
      3) нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую деятельность;
      4) казахстанских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности;
      5) финансовых словарей и иной соответствующей данному направлению справочной литературы;
      6) заключений ассоциаций (общественных объединений) финансовых организаций.
      6. При выявлении потребительских свойств финансовой услуги, определяющих выбор потребителя, анализируются:
      1) функциональное назначение, в том числе цель потребления финансовой услуги и ее основные потребительские свойства;
      2) применение полученной финансовой услуги (в том числе перепродажа либо личное потребление или профессиональное использование);
      3) качественные особенности в системе предоставления финансовой услуги;
      4) условия доставки финансовой услуги;
      5) цена финансовой услуги (эффективная ставка вознаграждения, тариф, комиссия);
      6) условия и способы реализации услуг.
      Состав потребительских свойств финансовой услуги, определяющих выбор потребителя, и необходимая степень детализации описания финансовой услуги зависят от целей проводимого исследования, а также от особенностей анализируемого рынка.
      7. Выявление финансовых услуг, потенциально являющихся взаимозаменяемым и для данной финансовой услуги, осуществляется путем:
      1) использования заключений экспертов;
      2) анализа сопоставимых по существенным свойствам услуг, входящих вместе с рассматриваемой финансовой услугой в одну классификационную группу казахстанских классификаторов видов экономической деятельности.
      В случае невозможности установления точной классификационной позиции соответствующей данной услуге, рассматривается группировка классификационных позиций.
      8. Определение взаимозаменяемых финансовых услуг основывается на фактической замене услуг потребителем или готовности потребителя заменить одни финансовые услуги другими в процессе потребления, учитывая их функциональное назначение, применение, качественные характеристики, цену и другие параметры.
      Если для замены финансовой услуги другими услугами в процессе потребления потребитель финансовой услуги несет значительные издержки (превышающие 10 процентов от цены услуги), то такие услуги не относятся к взаимозаменяемым.
      9. При выявлении взаимозаменяемых финансовых услуг учитывается, что мнения разных групп потребителей не совпадают.
      Группы потребителей различаются:
      1) по составу клиентов финансовых организаций;
      2) по месту получения финансовой услуги;
      3) по предъявляемым к финансовой услуге требованиям.
      10. Наблюдения за рынком финансовых услуг и экономико-статистические расчеты, на основании результатов которых определяются границы, включают:
      1) процедуру «теста гипотетического монополиста»;
      2) анализ ценообразования и динамики цен, изменения объема спроса при изменении цен на рассматриваемую услугу.
      11. При проведении «теста гипотетического монополиста» (для определения границ рынка финансовых услуг) предполагается, что происходит небольшое, но существенное и долговременное повышение цены на рассматриваемую финансовую услугу. Таким признается повышение цены на 5-10 процентов при прочих равных условиях конкуренции (влияние инфляции при этом исключается), сохраняющееся в дальнейшем на протяжении временного интервала исследования.
      Определяется:
      1) будет ли в результате указанного повышения цены потребитель (потребители) заменять (готов заменить) рассматриваемую финансовую услугу другими услугами;
      2) происходит ли (произойдет) снижение объема предоставления услуг, делающее такое повышение цен невыгодным для финансовых организаций и потребителя (потребителей).
      Если указанные условия выполняются, то финансовые услуги, которые являются наиболее близкими по свойствам к рассматриваемой финансовой услуге, следует включить в состав группы взаимозаменяемых услуг.
      Указанная процедура осуществляется до тех пор, пока не будет выявлена группа услуг, цена на которые может быть повышена на 5-10 процентов без снижения выгоды для поставщика. Финансовые услуги, входящие в такую группу, признаются взаимозаменяемыми услугами.
      При проведении «теста гипотетического монополиста» в качестве группы взаимозаменяемых услуг следует рассматривать наименьший набор услуг, для которого финансовая организация может осуществить указанное повышение цены.
      12. При проведении перспективного анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг применяются рыночные цены, сложившиеся на момент проведения исследования.
      13. Изучение рынка со стороны спроса включает определение групп клиентов конкретной финансовой организации - потребителей финансовой услуги.
      Изучение рынка со стороны предложения включает определение конкурентов - финансовых организаций, предоставляющих услуги в границах анализируемого рынка.
      В целях уточнения определенных взаимозаменяемых финансовых услуг проводится опрос (выборочного и (или) сплошного) клиентов и конкурентов финансовых организаций, а также привлечение экспертов. В случае многообразия субъективных требований клиентов и конкурентов к финансовой услуге, что в последствии приводит к чрезмерной сегментации финансовой услуги, окончательное решение о границах рынка финансовых услуг (степень сегментации и агрегации) остается за решением ведомства антимонопольного органа, проводящий анализ рынка по согласованию с отраслевым регулятором.
      14. При проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг учитываются услуги финансовых организаций, осуществляющих операции на соответствующем рынке финансовых услуг.

3. Определение границ рынка финансовых услуг

      15. Границы рынка финансовых услуг определяют территорию, на которой потребители приобретают финансовую услугу или взаимозаменяемую услугу, если ее приобретение нецелесообразно за пределами данной территории по экономическим, технологическим и другим причинам.
      16. При проведении анализа финансовых услуг границами рынка определяется территория Республики Казахстан.
      17. Границы рынка финансовых услуг определяются с учетом доступности приобретения финансовых услуг по следующим критериям:
      1) возможность приобретения финансовой услуги на соответствующей территории;
      2) обоснованность и оправданность затрат относительно стоимости финансовой услуги;
      3) сохранение потребительских свойств финансовой услуги и условий при оказании/получении данной услуги;
      4) наличие равных условий конкуренции на территории, в пределах которой осуществляется реализация финансовой услуги.
      18. При определении границ финансовых услуг следует производить их разделение в зависимости от видов услуг.
      19. При этом рынок финансовых услуг подразделяется на следующие основные сектора:
      1) рынок финансовых услуг, предоставляемых банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций;
      2) рынок финансовых услуг, предоставляемых страховыми организациями;
      3) рынок финансовых услуг, предоставляемых финансовыми организациями на рынке ценных бумаг;
      4) рынок финансовых услуг, предоставляемых микрофинансовыми организациями;
      5) рынок услуг кредитных бюро.

4. Определение временного интервала исследования
рынка финансовых услуг

      20. Временной интервал исследования рынка финансовых услуг определяется в зависимости от цели исследования, особенностей рынка и доступности информации.
      21. При изучении рынка финансовых услуг, в связи с нарушением антимонопольного законодательства и иных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, рекомендуется определять период, предшествующий событию (факту), изложенному в заявлении, либо дате получения заявления о таком нарушении.
      В качестве отрезка времени, для которого определяются характеристики рынка финансовых услуг, может быть принят календарный год. Допускается возможность выбора иных временных интервалов.
      Все характеристики рынка финансовых услуг по факту определяются для одного временного интервала. Точно так же при изучении перспектив развития рынка финансовых услуг все характеристики определяются для одного будущего временного интервала.
      При расчете показателей, характеризующих состояние конкурентной среды на рынке финансовых услуг, используются данные, относящиеся к конкретному временному интервалу. Выбор временного интервала зависит от целей исследования, стабильности изучаемого рынка финансовых услуг, наличия исходных данных.
      22. По подпунктам 2), 3) пункта 1 настоящей Методики проводится анализ состояния конкурентной среды на рассматриваемом рынке, а также перспективный анализ, который учитывает состояние конкурентной среды после совершения действий, за которыми осуществляется государственный контроль.
      23. Если потребители не заменяют и не готовы заменить в потреблении финансовую услугу, приобретаемую в один период времени, этой же услугой, приобретаемой в другой период времени, то при выборе временного интервала учитываются обусловливающие данный выбор характеристики рынка, в том числе:
      1) сезонность оказания финансовых услуг в течение года;
      2) стабильность оказания финансовых услуг в течение года;
      3) периоды и условия максимального и минимального спроса (в том числе краткосрочные), соотношение между количеством потребителей в эти периоды;
      4) возможность установления потребителями разных цен в разные временные периоды;
      5) сроки действия контрактов;
      6) время появления финансовой услуги на рынке.
      24. Все характеристики рынка финансовых услуг определяются в пределах установленного временного интервала.

5. Определение состава субъектов рынка, действующих
на рынке финансовых услуг

      25. В состав субъектов рынка, действующих на рынке финансовых услуг включаются все субъекты рынка, оказывающие услуги в его границах в пределах определенного временного интервала.
      26. Субъекты рынка, действующие на рынке финансовых услуг и составляющие группу лиц, рассматриваются как один субъект рынка.
      27. На основании информации, полученной при определении временного интервала исследования, при определении критериев взаимозаменяемости и при определении границ рынка финансовых услуг, определяются субъекты рынка, действующие на рассматриваемом рынке, для которых устанавливаются позволяющие их идентифицировать данные:
      1) полное наименование (с указанием организационно-правовой формы);
      2) адрес (место нахождения).
      3) принадлежность к группе лиц;
      4) потребители либо взаимозаменяемость данной финансовой услуги.
      28. При определении состава субъектов рынка, действующих на рынке финансовых услуг, может быть уточнен состав (численность) групп потребителей, приобретающих услугу у поставщиков, которые действуют на рассматриваемом рынке.
      Если на рынке финансовых услуг действует небольшое количество основных потребителей (менее 15), то устанавливается, входят ли потребители в одну группу лиц с основными поставщиками услуг.
      29. Если субъект финансового рынка осуществляет на финансовом рынке в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, несколько лицензируемых видов деятельности, то при анализе рынка финансовых услуг он рассматривается, прежде всего, как субъект сектора (банковский, страховой, ценных бумаг), на котором им осуществляется основная деятельность.
      При этом, если субъекты различных секторов осуществляют одну и ту же деятельность, например, брокерскую и (или) дилерскую деятельности на рынке ценных бумаг – банки и брокеры и (или) дилеры, не являющиеся банками, то соответствующие рынки услуг рассматриваются как отдельные рынки финансовых услуг, соответственно показатели (объемы и цены и т.п.) на одном рынке финансовых услуг не учитываются при анализе другого рынка финансовых услуг.
      30. Структура рынка финансовых услуг и состав клиентов финансовых организаций определяется в пределах выявленных границ рынка финансовых услуг.
      Для определения структуры рынка финансовых услуг выявляются количество и состав финансовых организаций в зависимости от их видов деятельности.
      Выявляются финансовые организации, оказывающие услуги на рынке финансовых услуг, в том числе через свои филиалы.
      Определяются основные группы клиентов (потребителей), приобретающих услугу у конкретной финансовой организации на основании дифференциации структуры потребностей.
      Если в задачу исследования входит определение перспектив развития рынка финансовых услуг, следует учитывать возможное изменение количества и состава финансовых организаций и их клиентов.
      Выявляются потенциальные возможности действующих на данном географическом рынке финансовых организаций предоставлять определенную финансовую услугу. Определяется потенциальная возможность входа на данный рынок других финансовых организаций и потребителей.
      К потенциальным конкурентам относятся:
      1) финансовые организации, действующие в рассматриваемых границах рынка финансовых услуг;
      2) организации, действующие в рассматриваемых границах рынка финансовых услуг, не имеющие соответствующей лицензии на осуществление деятельности на рынке финансовых услуг, но имеющие равную конкурентную возможность получить такую лицензию;
      3) организации, действующие на рынке финансовых услуг и имеющие возможность на основании законодательства Республики Казахстан получить лицензию на осуществление деятельности на финансовых рынках.

6. Расчет объема финансовых услуг и долей субъектов рынка

      31. Емкость рынка финансовых услуг и доля финансовой организации определяются в пределах выявленных границ рынка финансовых услуг, составов клиентов (потребителей) и конкурентов.
      Емкость финансового рынка может быть определена как сумма объема финансовых услуг, осуществляемых всеми финансовыми организациями за определенный период:

       n
Vfr = SUM Vi,
      i=1

      где:
      Vfr - емкость рынка финансовых услуг;
      Vi - объем финансовых услуг i-й финансовой организации;
      i = 1, 2,..., n - количество финансовых организаций, действующих на рынке финансовых услуг.
      Показатели, используемые при расчете емкости рынка финансовых услуг измеряются как в натуральном, так и в стоимостном выражении.
      32. Доля финансовой организации на рассматриваемом рынке финансовых услуг определяется как процентное отношение оказанных ею финансовых услуг определенного вида к общей емкости рынка определенного вида услуг за определенный период:

Di = Vi / Vfr*100

      Показатели, используемые при расчете доли субъекта рынка приводятся в тех же единицах измерения, что и при расчете объема рынка.
      При определении объема рынка финансовых услуг возможно разделение анализируемого рынка по группам потребителей услуг.
      Кроме того, в отдельных случаях при исследовании услуг банковского сектора клиенты классифицируются по следующим группам: субъекты малого, среднего и крупного бизнеса.
      33. Доля на рынке финансовых организаций, входящих в группу лиц, действующих на одном и том же рынке финансовых услуг, определяется в совокупности для группы лиц. Таким образом, при определении состава независимых, самостоятельных в принятии решений финансовых организаций уменьшается общее число действующих на рынке финансовых организаций и появляются агрегированные участники.
      Исходя из определенного количества независимых участников рынка финансовых услуг следует рассчитывать показатели рыночной концентрации.
      Доля субъекта рынка (группы лиц) на рынке финансовых услуг определяется применительно к установленному временному интервалу, к границам рассматриваемого рынка финансовых услуг.
      34. При расчете объема основных видов оказываемых банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций принимаются следующие условия:
      1) банковские заемные операции: показатель цены – средневзвешенная годовая эффективная ставка вознаграждения (далее – ГЭСВ), показатель доли (Vi) – объем выданных кредитов в стоимостном выражении и количество заключенных договоров;
      2) переводные операции: выполнение поручений физических и юридических лиц по платежам и переводам денег: показатель цены – стоимость переводов согласно тарифам, показатель доли (Vi) – суммы переводов и количество операций.
      В случае, если услуга, оказываемая, как банками, так и небанковскими организациями, будет являться взаимозаменяемой для потребителя, то такая услуга определяется как единый рынок.
      35. При расчете объема основных видов предоставляемых страховыми организациями страховых услуг принимаются следующие условия:
      1) показатель цены – страховые тарифы (отношение суммы страховой премии к страховой сумме), показатель доли (Vi) – объем страховых премий;
      2) страховые продукты, совмещающие несколько классов страхования, учитываются на рынках финансовых услуг по каждому классу страхования.
      Учитывая, что предоставление услуг обязательного страхования (в т.ч. их ценообразование) четко регламентированы и регулируются уполномоченными государственными органами расчет монопольно высокой и низкой цены по ним при государственном регулировании ведомством антимонопольного органа не производится.
      Анализ рынка страховых услуг проводится детализировано в разрезе классов страхования.
      Услуги страховых организаций и страховых брокеров рассматриваются как отдельный рынок.
      36. При расчете объема основных видов услуг, предоставляемых финансовыми организациями на рынке ценных бумаг принимаются следующие условия:
      1) для услуг брокеров – показатель цены – комиссии от заключенных сделок; показатель объема оказанных услуг (Vi) – объем заключенных сделок и количество заключенных договоров об оказании брокерских услуг.
      Учитывая, что дилерские операции осуществляются брокерами-дилерами исключительно за свой счет и в своих интересах, расчет монопольно высокой и низкой цены по ним при государственном регулировании ведомством антимонопольного органа производиться не будет;
      2) для услуг управляющих инвестиционным портфелем без права привлечения добровольных пенсионных взносов – показатель цены – комиссии от дохода; показатель объема оказанных услуг (Vi) - объем активов в управлении и количество заключенных договоров на управление активами;
      3) для услуг кастодианов – показатель цены – комиссии (тарифы) от операций; показатель объема оказанных услуг (Vi) - количество заключенных договоров на кастодиальное обслуживание;
      4) для услуг регистратора – показатель цены – комиссии (тарифы) от операций; показатель объема оказанных услуг (Vi) – количество заключенных договоров на ведение реестров держателей ценных бумаг;
      5) для услуг трансфер-агентов - показатель цены – комиссии (тарифы) на прием-передачу документов (информации); показатель объема оказанных услуг (Vi) – количество заключенных договоров на трансфер-агентское обслуживание;
      6) для услуг центрального депозитария – показатель цены – комиссии (тарифы) от совершенных операций; показатель объема оказанных услуг (Vi) – количество лицевых счетов номинальных держателей;
      7) для услуг фондовой биржи - показатель цены – комиссии (тарифы) от заключенных сделок; показатель объема оказанных услуг (Vi) – объем торгов (заключенных сделок) и количество эмитентов ценных бумаг, допущенных к обращению в торговых системах фондовой биржи;
      8) для услуг управляющих инвестиционных портфелей с правом привлечения добровольных пенсионных взносов (добровольный накопительный пенсионный фонд) – показатель цены – комиссии (тарифы) от операций; показатель объема оказанных услуг (Vi) - количество индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков и объем пенсионных накоплений.
      Рынок финансовых услуг, предоставляемых финансовыми организациями на рынке ценных бумаг, сегментируется по лицензируемым видам деятельности.

7. Определение уровня концентрации рынка финансовых услуг

      37. Для определения уровня концентрации рынка используется:
      1) коэффициент рыночной концентрации (CR). Рассчитывается как процентное отношение объема реализации (поставки) услуги определенным числом крупнейших поставщиков к общему объему реализации (поставки) услуги на данном рынке всеми поставщиками.
      Рекомендуется использовать уровень концентрации трех (CR - 3) крупнейших поставщиков;
      2) индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (НН) рассчитывается как сумма квадратов долей, занимаемых на рынке всеми действующими на нем поставщиками.
      38. В соответствии с различными значениями коэффициентов концентрации и индексов Герфиндаля – Гиршмана выделяются три
типа рынка:
      1) 1 тип – высококонцентрированные рынки:
включают области значений 70 % <CR – 3< 100 %; 2000 <НН< 10 000, или НН=10 000.
      Данные рынки характеризуются как рынки с неразвитой конкуренцией или ее отсутствием, имеет место доминирующее или монопольное положение субъектов рынка. Степени монополизации рынка высокая;
      2) 2 тип – умеренно концентрированные рынки:
      при 45 % <CR – 3< 70 %; 1000 <НН< 2000.
      На рынке присутствует конкуренция, но она недостаточно развита, имеет место неравномерность присутствия на нем субъектов рынка;
      3) 3 тип – низкоконцентрированные рынки:

CR – 3< 45 %; НН< 1000.

      Данные рынки характеризуются как рынки с развитой конкуренцией, на рынке как правило отсутствуют субъекты, занимающее доминирующее или монопольное положение. Степени монополизации рынка низкая.
      Таким образом, показатели рыночной концентрации дают возможность сделать предварительную оценку степени монополизации рынка, равномерности (или неравномерности) присутствия на нем субъектов рынка. Чем больше поставщиков с разномасштабным оказанием услуг действует на соответствующем рынке, тем меньшее значение имеют перечисленные показатели.
      Доли субъектов рынка, входящих в одну группу лиц суммируются и считаются как доля одного субъекта рынка.
      39. При определении рыночной концентрации рынка, ведется работа по установлению на соответствующем рынке финансовых услуг группы лиц, а именно совокупности физических и (или) юридических лиц, применительно к которым выполняются условия, предусмотренные Законом.

8. Определение барьеров входа на рынок финансовых услуг

      40. Качественными показателями, характеризующими структуру рынка финансовых услуг, являются:
      1) наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, возможность их преодолимости;
      2) наличие (или отсутствие) барьеров выхода с рынка для конкурентов, действующих на рынке;
      3) вертикальная и горизонтальная интеграция финансовых организаций и клиентов (потребителей), аффилиированность участников рынка финансовых услуг;
      4) адекватность информации (степень информационной доступности; источники информации).
      41. Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих субъектам рынка начало деятельности на рынке финансовых услуг включает:
      1) выявление наличия (или отсутствия) барьеров входа на рассматриваемый рынок услуг;
      2) определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый рынок услуг.
      42. К барьерам входа на рынок финансовых услуг относятся:
      1) структурные особенности данного рынка (стартовые и текущие затраты, объем спроса, развитость рынка, тип конкуренции);
      2) действия органов государственной власти в процессе государственного регулирования (лицензирование, налогообложение и др.);
      3) соглашения и действия со стороны уже действующих на рынке организаций.
      Барьеры, обусловленные структурными особенностями финансового рынка и действиями органов государственной власти в процессе государственного регулирования:
      1) ограничение емкости рынка - высокая степень удовлетворения спроса, отражающая как высокую насыщенность рынка, так и низкую платежеспособность потребителя, является серьезным препятствием для освоения рынка потенциальными конкурентами и делает этот рынок малопривлекательным для новых финансовых организаций;
      2) высокий уровень первоначальных затрат - одно из решающих ограничений возможности входа на рынок;
      3) превосходство в уровне затрат - затраты на осуществление финансовых услуг уже действующих финансовых организаций ниже, чем у вновь входящих на рынок финансовых организаций, вследствие:
      неравенства стартовых условий на рынке;
      технологического превосходства действующих на рынке финансовых организаций перед потенциальными конкурентами;
      затрат на рекламу и развитие филиальной сети;
      эффект масштаба – если максимально эффективный масштаб деятельности на данном рынке высок, то вновь входящие на рынок финансовые организации на первоначальный период имеют существенно более высокие удельные затраты, чем действующие на рынке финансовые организации, и, следовательно, является менее конкурентоспособными;
      вертикальная и горизонтальная интеграция действующих на рынке финансовых организаций. Финансовые организации, интегрированные в вертикальные или горизонтальные структуры, пользуются всеми преимуществами внутрикорпоративных связей в виде доступа к совокупным инвестиционным, финансовым и информационным ресурсам;
      4) экономические и организационные ограничения - инвестиционная, кредитная, налоговая, ценовая, таможенная политика государства.
      Правила налогообложения влияют на сравнительную эффективность различных финансовых услуг для потребителя (клиента), воздействуя тем самым на мнение потребителя на сравнительные преимущества различных финансовых организаций;
      5) к административным ограничениям, в том числе относится лицензирование финансовых организаций (ограничения и правила, устанавливаемые уполномоченным органом по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций).
      По сравнению с товарными рынками регулирующие органы оказывают существенное воздействие на спрос и на количество конкурентов на финансовых рынках. Лицензионные требования к финансовым организациям задают высоту барьеров входа на финансовые рынки, влияя тем самым на уровень концентрации и состав участников рынка.
      43. Барьеры, обусловленные деятельностью действующих на рынке финансовых организаций по предотвращению внедрения на него новых конкурентов, в том числе:
      1) меры, предпринимаемые действующей на рынке финансовой организацией в ответ на появление нового конкурента, например изменения в политике процентных ставок;
      2) антиконкурентные соглашения и согласованные действия финансовых организаций, в том числе с органами государственной власти и местного самоуправления;
      3) лоббирование в органах государственной власти критериев лицензирования или иных критериев допуска к тому или иному сектору финансового рынка, ограничивающих вход на рынок потенциальным конкурентам.
      44. Перечень факторов, анализируемых в процессе выявления барьеров входа на данный финансовый рынок, может быть шире (или уже) перечисленного, отличаться от него, в связи с особенностями основных видов деятельности финансовых организаций и спецификой региона.
      45. Преодолимость барьеров входа на рынок финансовых услуг оценивается на основе сроков и величины затрат на преодоление таких барьеров.
      Барьеры входа на рынок считаются преодолимыми, если затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый рынок экономически оправдываются доходами (преимуществами), которые получит (предполагает получить) субъект рынка, собирающийся войти на данный рынок.
      46. При оценке степени преодолимости барьеров входа на рынок финансовых услуг следует учитывать равнозначность барьера для каждой финансовой организации, его временный либо постоянный характер.
      47. Анализ рынка финансовых услуг включает анализ барьеров выхода с рынка действующих финансовых организаций, в том числе:
      1) связанных с необходимостью удовлетворения спроса и сохранения финансовой организации на рынке;
      2) связанных с необходимостью привлечения значительных финансовых ресурсов для сворачивания деятельности или изменения ее направленности и т.д.
      48. Выявление вертикальной и горизонтальной интеграции финансовых организаций и потребителей основано на анализе аффилированных лиц участников рынка.
      Анализ аффилированности предполагает выявление имущественной и управленческой зависимости между субъектами экономического оборота, в той или иной степени воздействующей на деятельность лиц, определенных в соответствии со статьей 7 Закона.
      На основе анализа аффилированности финансовых организаций, идентификации групп лиц уточняются расчеты показателей концентрации на рынке финансовых услуг, обосновывается потенциал финансовой организации.
      49. Важным фактором, воздействующим на конкуренцию между финансовыми организациями, является адекватность информации, которая позволяет потенциальному клиенту (потребителю) оценить риски, связанные с получением финансовой услуги. Оценка ожидаемой доходности и риска, связанного с данной финансовой услугой, зависит от общей оценки рынка и характеристик действующих на нем финансовых организаций.
      При проведении исследования адекватности информации следует определить наличие источников информации и дифференцировать их с точки зрения доступности различным группам потребителей финансовых услуг, оценить качество и своевременность информации.

9. Оценка состояния конкурентной среды на рынке
финансовых услуг

      50. Оценка состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг включает:
      1) заключение о том, к какому виду рынков финансовых услуг относится рассматриваемый рынок: к рынку с развитой конкуренцией, к рынку с недостаточно развитой конкуренцией или к рынку с неразвитой конкуренцией;
      2) оценку перспективы изменения конкурентной среды на рассматриваемом рынке (в случаях, предусмотренных подпунктом 2) пункта 1 настоящей Методики);
      3) рекомендации (в случае необходимости) государственным органам по развитию конкуренции на рассматриваемом рынке.
      51. Заключение о том, к какому виду рынков финансовых услуг относится рассматриваемый рынок финансовых услуг, дается на основании показателей уровня концентрации рынка, наличия и преодолимости барьеров входа на рынок.
      В случае, если указанных характеристик недостаточно для заключения о том, к какому виду рынков финансовых услуг относится рассматриваемый рынок финансовых услуг, то анализируется поведение субъектов рынка и результаты хозяйственной деятельности, а также наличие факторов, ограничивающих конкуренцию.
      52. Анализ поведения субъектов рынка на рассматриваемом рынке финансовых услуг включает в том числе:
      1) изучение инновационной деятельности и маркетинговой стратегии поставщиков;
      2) выяснение степени взаимозависимости конкурирующих субъектов рынка;
      3) установление фактов предоставления поставщиками льгот отдельным потребителям (группам потребителей);
      4) выявления соглашений субъектов рынка, действующих на рынке финансовых услуг.
      53. При анализе результатов хозяйственной деятельности рассматриваются:
      1) соотношение размера прибыли и издержек привлечения капитала для субъектов рынка, имеющих на рассматриваемом рынке финансовых услуг долю более 35 процентов;
      2) динамика цен на рассматриваемом рынке финансовых услуг;
      3) динамика объема рассматриваемого рынка финансовых услуг и спроса;
      4) открытость рассматриваемого рынка финансовых услуг для межрегиональной и международной торговли;
      5) частота появления новых поставщиков на рассматриваемом рынке финансовых услуг;
      6) уровень технического развития субъектов рынка, действующих на рассматриваемом рынке финансовых услуг.
      54. При оценке перспектив изменения конкурентной среды рынка сделки, акты и действия признаются ограничивающими конкуренцию, если в результате их совершения:
      1) создается возможность для нарушения запретов, установленных Законом;
      2) повышается уровень концентрации рассматриваемого рынка с умеренного до высокого;
      3) становятся непреодолимыми барьеры входа на рынок финансовых услуг с высоким или умеренным уровнем концентрации;
      4) создаются благоприятные предпосылки для координации действий субъектов рынка на рассматриваемом рынке финансовых услуг;
      5) уменьшаются возможности потребителя (потребителей) заменять одну услугу другими (из группы взаимозаменяемых услуг) при ограниченном предложении данных услуг;
      6) возникает вертикальная интеграция субъекта естественной монополии с субъектами рынка, являющимися его поставщиками или потребителями.
      55. При определении положительного эффекта от совершаемых сделок рассматриваются в том числе следующие изменения:
      1) прибыли и издержек оказания данной финансовой услуги (показателей эффективности, рентабельности);
      2) объема реализации данной услуги;
      3) обеспеченности спроса;
      4) технического и организационного уровня развития поставщиков данной услуги;
      5) качества данной услуги;
      6) количества поставщиков данной услуги на рассматриваемом рынке;
      7) количества рабочих мест при оказании данной услуги.
      Положительный эффект от совершаемых сделок носит долговременный характер (не менее двух лет) и получен в течение года с момента совершения сделки.
      Положительный эффект от совершаемых сделок определяется на основании выборочных опросов потребителей или экспертных оценок.
      В каждом конкретном случае процедура оценки состояния конкурентной среды может осуществляться в различном объеме и последовательности в зависимости от особенностей финансового рынка, целей анализа. Возможен также пропуск отдельных этапов (если определены критерии взаимозаменяемости и границы рынка финансовых услуг).
      После прохождения каждого этапа при необходимости осуществляется корректировка показателей, определенных на предыдущем этапе.
      По результатам проведенного исследования делаются выводы о структуре рынка, о развитости или неразвитости конкуренции на рынке финансовых услуг, целесообразности и формах воздействия ведомства антимонопольного органа на изменение ситуации.

10. Составление аналитического отчета по результатам
анализа и оценки состояния конкурентной среды
на рынке финансовых услуг

      56. В аналитическом отчете приводятся результаты проведенного анализа рынка финансовых услуг, включая обоснованную оценку состояния конкурентной среды на данном рынке.
      Аналитический отчет включает:
      1) временной интервал исследования;
      2) критерии взаимозаменяемости рынка;
      3) границы рынка;
      4) состав субъектов рынка, действующих на рассматриваемом рынке;
      5) объем рынка и доли субъектов рынка;
      6) уровень концентрации рынка;
      7) барьеры входа на рынок;
      8) оценку состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг.
      57. В случае, если при проведении анализа и оценки состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг отдельные этапы не проводились, то в аналитический отчет соответствующие разделы не включаются.
      58. По результатам проведенного анализа и оценки состояния конкурентной среды рынка, в том числе в составе отдельных этапов анализа, может составляться краткое описание состояния рынка и развития на нем конкуренции (обзор состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг).
      59. Итоговая оценка состояния конкурентной среды на рынке финансовых услуг включает в себя сопоставление и анализ количественных и качественных характеристик рынка финансовых услуг, позволяющие определить, к какому типу рыночных структур принадлежит изучаемый рынок финансовых услуг, оценить степень развитости (неразвитости) конкуренции на данном рынке.
      На основании полученных характеристик рынка финансовых услуг делаются выводы о состоянии и перспективах развития конкуренции, о целесообразности и формах государственного воздействия на рынок.
      60. В зависимости от уровня концентрации рынка финансовых услуг дифференцируются действия ведомства антимонопольного органа по отношению к различным рынкам и действующим на них финансовым организациям.
      Для высококонцентрированных рынков целесообразны следующие меры:
      1) контроль за рыночным поведением финансовых организаций, занимающих доминирующее или монопольное положение на рынке финансовых услуг;
      2) действия по снижению барьеров входа на рынок финансовых услуг, по созданию равных условий деятельности;
      3) предупреждение и пресечение злоупотреблений финансовой организации доминирующим положением;
      4) запрещение слияний, присоединений финансовых организаций и приобретений блокирующих и контрольных пакетов акций (долей) в уставных капиталах финансовых организаций;
      5) рекомендации соответствующим государственным органам по проведению мероприятий, направленных на развитие конкуренции на рынке финансовых услуг.
      Для умеренно концентрированных рынков целесообразны следующие меры:
      1) наблюдение за динамикой показателей концентрации. При усилении процесса концентрации необходим переход к мерам, предусмотренным для высококонцентрированных рынков;
      2) контроль за рыночным поведением финансовых организаций, занимающих доминирующее положение на рынке финансовых услуг.
      61. К аналитическому отчету прилагается перечень документов, использованных для определения характеристик рассматриваемого рынка.