В целях совершенствования деятельности по организации подразделений следствия, дознания и военно-следственных подразделений, руководствуясь подпунктом 10) пункта 2 статьи 9 Закона Республики Казахстан от 23 апреля 2014 года "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Инструкцию по организации предварительного следствия и дознания по уголовным правонарушениям, отнесенным к компетенции органов внутренних дел согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Инструкцию по организации деятельности военно-следственных подразделений согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Следственному департаменту Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Амиров М.С.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе "Әділет";
3) размещение настоящего приказа на интернет - ресурсе Министерства внутренних дел Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра внутренних дел Республики Казахстан генерал-майора полиции Жакупова Р.Т. и Следственный департамент Министерства внутренних дел Республики Казахстан (Амиров М.С.).
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.
Министр | |
генерал-лейтенант полиции | К. Касымов |
Приложение 1 к приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан от 16 марта 2015 года № 220 |
ИНСТРУКЦИЯ
по организации предварительного следствия и дознания
по уголовным правонарушениям, отнесенным к компетенции
органов внутренних дел
1. Общие положения
1. Настоящая инструкция по организации предварительного следствия и дознания по уголовным правонарушениям, отнесенным к компетенции органов внутренних дел разработана в соответствии с Уголовным кодексом Республики Казахстан от 3 июля 2014 года (далее - УК), Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан от 4 июля 2014 года (далее - УПК), Законом Республики Казахстан "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" от 23 апреля 2014 года (далее - Закон), другими нормативными правовыми актами и детализирует порядок организации деятельности следственного аппарата и подразделений дознания органов внутренних дел.
2. Следственный аппарат органов внутренних дел представляет собой систему следственных подразделений: Следственный департамент в центральном аппарате Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее – МВД) и территориальных органов внутренних дел, в которых образуются Следственные управления, отделы, отделения, группы.
2. Организация деятельности следственного аппарата
органов внутренних дел
3. В пределах компетенции следственные подразделения осуществляют функции уголовного преследования и координацию их деятельности.
4. Ведомственный контроль следственного аппарата осуществляет:
в центральном аппарате и территориальных органах внутренних дел - заместитель министра внутренних дел, курирующий следствие, начальник Следственного департамента МВД и его заместители, начальники управлений Следственного департамента МВД и их заместители;
в Департаментах внутренних дел городов Астаны, Алматы, областей и на транспорте (далее - ДВД(Т), городских и районных управлениях (отделах), линейных отделах внутренних дел (далее - горрайлинорганы) - заместитель начальника ДВД(Т), курирующий следствие, начальник Следственного управления, его заместители;
в горрайлинорганах - заместитель начальника горрайлиноргана, курирующий следствие, начальники следственных отделов, отделений (групп) и их заместители.
5. Организационные функции по конвоированию и охране задержанных возлагается на руководителей органов внутренних дел.
6. Работа следственных подразделений оценивается по следующим показателям:
1) соблюдение конституционных прав и свобод участников уголовного процесса (снижение нарушений оценивается как положительный показатель);
2) соблюдение учетно-регистрационной дисциплины (снижение фактов нарушений оценивается как положительный показатель);
3) количество направленных в суд дел с учетом соединенных уголовных дел, а также прекращенных уголовных дел по основаниям, предусмотренными пуктами 3, 4, 9-12 части 1 статьи 35 и статьи 36 УПК (рост оценивается как положительный показатель);
4) соблюдение процессуальных сроков предварительного следствия и содержания лиц под стражей (снижение количества дел, оконченных с нарушением сроков, оценивается как положительный показатель);
5) количество отмененных постановлений о прерывании срока досудебного расследования и прекращении уголовного дела (снижение оценивается как положительный показатель);
6) количество возвращенных прокурором уголовных дел для производства дополнительного расследования (снижение количества дел, возвращенных для производства дополнительного расследования, оценивается как положительный показатель);
7) своевременность и полнота принятых мер по возмещению ущерба, причиненного уголовным правонарушением (рост удельного веса возмещения оценивается как положительный показатель);
8) количество уголовных дел, направленных в суд в порядке ускоренного досудебного производства (рост оценивается как положительный показатель);
9) количество поступивших обращений граждан в ходе расследования уголовного дела (снижение оценивается как положительный показатель);
10) количество привлеченных к уголовной ответственности следователей (снижение оценивается как положительный показатель).
Работа следователя и следственного подразделения оценивается Следственным департаментом МВД также по другим показателям следственной работы в связи с изменениями оперативной обстановки в республике.
7. В случае необходимости, с учетом оперативной обстановки и штатных возможностей, следователи закрепляются за отдельными участками (зонами) или специализируются на расследовании отдельных видов уголовных правонарушений.
8. Не допускается привлекать следователей к выполнению задач, не связанных с расследованием уголовных дел.
9. В соответствии с пунктом 7 статьи 60 УПК все решения при производстве досудебного расследования следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции прокурора, суда или решения суда, и несет полную ответственность за их законное и своевременное исполнение. Незаконное вмешательство в деятельность следователя влечет уголовную ответственность.
Постановление по уголовному делу, вынесенное следователем в пределах своих полномочий, а также поручения и указания в ходе досудебного расследования по уголовному делу подлежат исполнению всеми организациями, должностными лицами и гражданами.
10. Следователь в любой момент своим постановлением принимает дело к производству и приступает к его расследованию, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий (пункт 6 статьи 60 УПК).
11. Согласно пункту 9 статьи 60 УПК по расследуемым им делам следователь знакомится с материалами дел оперативного учета и негласных следственных действий органов дознания, относящимися к расследуемому делу, истребует их для приобщения в установленном порядке к делу, дает органам дознания для исполнения поручения и указания о производстве розыскных следственных и негласных следственных действий, требует от них содействия в производстве следственных действий.
12. Следователям при исполнении ими служебных обязанностей разрешено ношение гражданской одежды, табельного оружия и специальных средств.
Параграф 1. Организация работы Следственного департамента МВД
13. Деятельность Следственного департамента МВД организуется по зональному и предметному принципу на основе оперативных и стратегических планов работы, в тесном взаимодействии с другими службами МВД.
14. Для выполнения поставленных задач Следственный департамент МВД:
1) координирует деятельность всех следственных подразделений органов внутренних дел страны и осуществляет организационно-методическое руководство ими;
2) осуществляет контроль, в пределах своих полномочий, за соблюдением законности в деятельности следственных подразделений, вносит предложения по структуре следственного аппарата, подбору, расстановке и повышению профессионального мастерства следственных кадров;
3) осуществляет инспектирование и целевые проверки, по результатам которых вносит предложения руководству МВД о принятии мер по устранению выявленных недостатков, повышению эффективности работы следственных подразделений и соблюдению законности на предварительном следствии;
4) разрабатывает рекомендации по совершенствованию организации следственной работы, методики расследования, обобщает и распространяет положительный опыт и методику расследования, обеспечивает их внедрение в следственную практику;
5) осуществляет анализ статистических данных и иной информации, оказывает практическую и методическую помощь в ходе предварительного следствия по уголовным правонарушениям:
совершенным в отношении депутатов всех уровней, если они связаны с исполнением депутатских полномочий;
совершенным представителями дипломатического корпуса и иными лицами, имеющими иммунитет или в отношении них;
совершенным бандами и в составе организованных преступных групп;
убийствам и преступлениям сексуального характера в отношении малолетних детей;
совершенным приверженцами нетрадиционных религиозных организаций, повлекшим человеческие жертвы или иные тяжкие последствия;
убийствам заказного характера;
убийствам более 2-х лиц, вызвавшим общественный резонанс;
убийствам сотрудников правоохранительных и специальных органов;
экологическим преступлениям, повлекшим человеческие жертвы или иные тяжкие последствия;
массовым беспорядкам или групповым столкновениям, повлекшим тяжкие последствия;
крушениям, пожарам или авариям на транспорте (воздушном, железнодорожном, речном, морском), повлекшим человеческие жертвы или причинившим существенный материальный ущерб;
массовым беспорядкам, групповым неповиновениям и хулиганствам с участием 10 и более человек, совершенным в учреждениях уголовно-исполнительной системы и местах предварительной изоляции;
транснациональным преступлениям;
совершенным на почве межэтнических отношений;
хищениям в составе преступной группы, в особо крупных размерах, злоупотреблениям властью сотрудниками, а также коррупционным и иным уголовным правонарушениям против интересов государственной службы и государственного управления, совершенными руководством центральных органов военного управления и регионального командований Министерства обороны, Пограничной службы Комитета национальной безопасности, Национальной гвардии МВД Республики Казахстан;
находящимся на контроле Администрации Президента Республики Казахстан, Парламента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан, Министра внутренних дел и его заместителей;
6) контролирует расследование наиболее сложных уголовных дел, оказывает практическую и методическую помощь в ходе предварительного следствия;
7) организует расследование уголовных дел межрегионального, международного характера, совершенных организованной преступной группой, особой важности, вызвавших широкий общественный резонанс в стране, а также предусмотренные подпунктом 5 пункта 14 настоящей инструкции непосредственно следователями департамента;
8) разрабатывает проекты нормативных правовых актов МВД по вопросам применения норм уголовно-процессуального законодательства, которые в соответствии с частью 6 статьи 58 УПК согласовываются с Генеральным прокурором;
9) в порядке оказания правовой помощи, в соответствии с заключенными Республикой Казахстан международными Договорами в пределах компетенции, обеспечивает качественное исполнение требований уголовно-процессуального законодательства в части международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства, вносит предложения по проектам нормативных правовых актов, касающихся вопросов международного сотрудничества;
10) подготавливает, рецензирует, редактирует и размещает материалы в ведомственном журнале "Бюллетень Следственного департамента МВД".
Параграф 2. Организация работы Следственного управления
ДВД городов Астаны, Алматы, областей и на транспорте
15. Организация следственной работы в территориальных органах внутренних дел возлагается на Следственные управления ДВД(Т), а в представительстве МВД в г. Байконыр – непосредственно на руководителей представительства.
16. Деятельность Следственного управления ДВД(Т) организуется по предметно-зональному принципу во взаимодействии с другими службами ДВД(Т) и соответствующими правоохранительными, контролирующими ведомствами, основанном на уголовно-процессуальном законодательстве, ведомственных нормативных актах, на принципах координации усилий в борьбе с преступностью.
17. Совместно с другими подразделениями и службами Следственное управление ДВД(Т):
1) разрабатывает согласованные мероприятия, направленные на усиление работы по предупреждению, раскрытию и расследованию уголовных правонарушений, укреплению законности;
готовит проекты приказов, указаний и методические документы;
выезжает в нижестоящие подразделения для проверки состояния работы следственных подразделений и оказания практической помощи в ее организации, а также в раскрытии и расследовании уголовных правонарушений, проводит в установленном порядке совместные совещания, семинары и другие мероприятия по вопросам усиления борьбы с преступностью, совершенствования работы следственных и оперативно-розыскных служб;
2) контролирует:
взаимодействие следователей, дознавателей и подразделений, выполняющих функции дознания для быстрого и полного раскрытия уголовных правонарушений;
своевременный выезд следователей совместно с работниками соответствующих оперативных, криминалистических и других служб на места происшествий;
выполнение следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам;
своевременность назначения и проведения экспертиз, полноту использования полученных результатов, обмен информацией о ходе расследования уголовных правонарушений и совместное обсуждение собранных по делу доказательств;
3) проверяет организацию работы подчиненных аппаратов по уголовным делам прошлых лет, своевременность принятия мер к установлению и розыску лиц, совершивших уголовные правонарушения, оказывает необходимую помощь в устранении выявленных недостатков;
4) контролирует расследование уголовных дел и дел, по которым объявлен розыск скрывшихся преступников;
5) осуществляет подбор и расстановку следственных кадров, вносит предложения об их поощрении либо наказании, перемещении по службе.
18. Следственными управлениями ДВД(Т) на постоянной основе осуществляется сбор и накопление информации о состоянии преступности в регионах, ее динамика по категориям и видам уголовных правонарушений, для чего заводятся специальные папки по видам соответствующей информации. На основе анализа полученной информации ежемесячно составляются справки с выработкой мер по укреплению законности и правопорядка, достижения конкретного изменения в деятельности.
19. Инспектирование и целевые проверки, вызовы с отчетами руководителей следственных подразделений проводятся Следственным управлением ДВД(Т) самостоятельно или совместно с другими службами в соответствии с планами работы ДВД(Т) или в порядке реагирования на недостатки в работе следственного подразделения.
Проверки планируются и производятся на основе тщательного анализа состояния деятельности следственного подразделения, особенностей региона, уровня преступности. Независимо от тематики проверки, проверяется соблюдение следователями законодательства о борьбе с коррупцией. Оказывается методическая и практическая помощь в улучшении результатов их деятельности.
20. На основании комплексного анализа данных о состоянии борьбы с преступностью, результатов следственной работы, материалов инспектирования, проверок и другой информации, Следственными управлениями ДВД(Т) разрабатываются ежеквартальные планы. В соответствии с ними проводятся мероприятия, направленные на повышение качества следствия и уровня ведомственного контроля, обеспечивается своевременное принятие решений и практических мер по устранению недостатков в следственной работе.
21. Следственным управлением расследуются уголовные правонарушения, имеющие общественный резонанс, носящие межрайонный характер или совершенные на нескольких участках транспортной магистрали, а также уголовные правонарушения, предусмотренные пунктом 22 настоящей инструкции.
22. Следственным управлением:
1) осуществляется контроль:
уголовных дел, находящихся на контроле МВД;
уголовных дел, взятых на контроль начальником ДВД(Т) и его заместителем, курирующим следствие;
уголовных дел о нераскрытых умышленных убийствах;
убийств и уголовных правонарушений сексуального характера в отношении малолетних детей;
убийств заказного характера;
убийств более двух лиц, вызвавших общественный резонанс;
массовых беспорядков или групповых столкновений, повлекших тяжкие последствия;
вызвавших большой общественный резонанс;
совершенных иностранцами и в отношении них;
уголовных дел, возвращенных прокурором для производства дополнительного расследования;
по которым продлены сроки следствия либо содержания обвиняемых под стражей;
международных следственных поручений и уголовных дел, поступивших в соответствии с заключенными Республикой Казахстан международными договорами;
писем, жалоб граждан, поступивших из МВД и органов прокуратуры, взятых ими на контроль;
2) ежемесячно изучаются уголовные дела:
срок досудебного расследования по которым прерван в связи с розыском подозреваемого. Проверяется полнота и объективность следствия, обоснованность и своевременность объявления розыска, избрание меры пресечения, наличие розыскного дела, наличие сверки с данными аппаратов розыска и Управления по правовой статистики и специальным учетам региона;
о нераскрытых уголовных правонарушениях. Проверяется полнота следствия, качество расследования, все ли необходимые меры приняты для раскрытия уголовного правонарушения, наличие вещественных доказательств, их исследование и использование в раскрытии уголовного правонарушения.
По результатам изучения уголовных дел этой категории ежемесячно составляется справка с указанием выявленных нарушений, недостатков и упущений в работе, причин и условий, способствовавших этому, предлагаемые варианты реализации результатов изучения, пути и способы их устранения;
3) изучаются уголовные дела направляемые в суд. В целях повышения профессионального уровня следователей и повышения их роли в борьбе с преступностью обобщается и распространяется положительный опыт успешного раскрытия и расследования уголовных правонарушений;
4) представляются в установленном порядке и сроки в Следственный департамент МВД:
информация по конкретным уголовным делам и отдельным направлениям следственной работы, о состоянии законности при задержании, избрании меры пресечения в виде содержания под стражей и привлечении граждан к уголовной ответственности;
информация по обращениям и жалобам граждан, учреждений, организаций и должностных лиц, взятых на контроль МВД;
5) по каждому факту совершения следователями коррупционных уголовных правонарушений, нарушений конституционных прав граждан, в том числе незаконного задержания, заключения под стражу и содержания под стражей информация в течение суток направляется в Следственный департамент МВД.
Проводятся служебные расследования по всем фактам нарушения конституционных прав граждан на стадии следствия, результаты представляются в Следственный департамент МВД не позднее 7 календарных дней, с приложением приказа начальника ДВД(Т) о принятых мерах к виновным лицам.
23. Документы методического характера издаются Следственным управлением ДВД с учетом требований уголовно-процессуального законодательства и направляются в низовые следственные подразделения. В них отражаются способы совершения, характерные методы их раскрытия, рациональные приемы расследования.
24. Повышение профессионального мастерства следственных работников осуществляется по двум линиям: централизованное повышение квалификации следственных кадров, организуемое МВД, и обучение в системе служебной подготовки в ДВД(Т) по тематическому плану МВД.
Параграф 3. Организация работы следственных
подразделений в горрайлинорганах
25. Следственная работа в горрайлинорганах организуется руководителями следственных подразделений.
26. Деятельность следственных подразделений осуществляется на основе ежеквартальных и годовых планов работы, разрабатываемых с учетом оперативной обстановки и требований МВД. В ходе исполнения планов допускается их корректировка. Решение о внесении изменений и дополнений принимается руководителем подразделения, утвердившим план.
В плане предусматриваются:
1) горрайлиноргана - комплексные мероприятия, направленные на своевременное реагирование по сообщениям об уголовных правонарушениях, обеспечение выезда на места происшествий следственно-оперативных групп, укрепление взаимодействия следственного подразделения с другими службами, обеспечение оперативно-криминалистической, организационной и иной техники, создание соответствующих условий труда для успешного выполнения возложенных на них задач;
2) следственного подразделения – конкретные мероприятия (при необходимости - согласованные с другими службами), направленные на улучшение организации следственной работы, повышение уровня ведомственного контроля, мероприятия по совершенствованию методики расследования уголовных правонарушений и тактики проведения следственных действий, оказанию практической и методической помощи следователям, распространению и внедрению положительного опыта работы, современных научных методов, повышению профессиональной подготовки следователей.
27. Руководители следственных подразделений несут полную ответственность за правильную организацию следственной работы и взаимодействие следователей с другими службами органов внутренних дел по раскрытию, расследованию уголовных правонарушений.
28. Заместитель начальника горрайлиноргана, курирующий деятельность следственных подразделений:
1) контролирует выполнение планов работы следственным подразделением и контрольных поручений, поступивших из вышестоящих органов;
2) координирует деятельность следственного подразделения, его взаимодействие с оперативными и иными службами органов внутренних дел, а также иными правоохранительными органами и ведомствами;
3) создает следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования уголовных правонарушений как руководитель органа дознания (статья 194 УПК);
4) направляет в следственное подразделение заявления и сообщения об уголовных правонарушениях для принятия решений, отнесенных к подследственности органов внутренних дел (статьи 179-180, 187 УПК);
5) контролирует своевременное и качественное проведение неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов уголовного правонарушения, с одновременным принятием мер к регистрации заявления и сообщения об уголовном правонарушении в ЕРДР, в том числе с использованием средств связи;
6) обеспечивает реализацию прав следователей на ознакомление с материалами дел оперативного учета и негласных следственных действий, контролирует своевременность передачи в установленном порядке следователям сведений и материалов, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий для использования их при расследовании уголовных дел в качестве доказательств;
7) контролирует деятельность следственных подразделений при расследовании уголовных правонарушений, всесторонность и объективность исследования обстоятельств дел;
8) лично выезжает на места происшествия по тяжким или иным уголовным правонарушениям в зависимости от характера и обстоятельств их совершения, контролирует качественное производство осмотра места происшествия и сбора материала досудебного расследования, при необходимости обеспечивает выделение дополнительных сил и средств;
9) обеспечивает своевременное и качественное исполнение органами дознания поручений и указаний следователей по расследуемым уголовным делам;
10) с учетом складывающейся оперативной обстановки вносит предложения начальнику горрайлиноргана о рассмотрении актуальных вопросов служебной деятельности на оперативных совещаниях, а также об устранении недостатков и улучшении деятельности подразделений следствия;
11) обеспечивает рациональное использование рабочего времени следователей, исключает выполнение несвойственных функций, сосредоточив все силы и средства на расследовании преступлений;
12) рассматривает и разрешает, в пределах своей компетенции, жалобы на действия и решения подчиненных следователей. В установленном порядке вносит представления о поощрении и наложении дисциплинарных взысканий, перемещений следователей и других работников отдела (отделения, группы);
13) принимает меры по защите следователей при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество в связи с их служебной деятельностью;
14) требует соблюдения служебно-воинской дисциплины.
29. Начальник следственного отдела (отделения), старший следователь группы помимо полномочий, определенных установленным законодательством (статья 59 УПК РК), в пределах своей компетенции:
1) совместно с руководителями оперативных и криминалистических подразделений ежемесячно заслушивает следователей, оперативных сотрудников, криминалистов и при необходимости сотрудников других служб о результатах работы по раскрытию и расследованию конкретных уголовных правонарушений, оказывает практическую помощь в проведении следственных действий, реализации оперативно-розыскных мероприятий и негласных следственных действий;
2) лично выезжает на места происшествия по тяжким или иным уголовным правонарушениям в зависимости от характера и обстоятельств их совершения, обеспечивает качественное производство осмотра места происшествия, сбора материалов досудебного расследования;
3) контролирует своевременное направление на исследование изъятых с места происшествия следов и иных вещественных доказательств, а также организацию их хранения, полное и эффективное использование в раскрытии уголовных правонарушений;
4) осуществляет процессуальный контроль за своевременностью действий следователя по раскрытию и расследованию уголовных правонарушений, соблюдение законности при производстве следственных действий;
5) ежемесячно проверяет обоснованность прерывания сроков досудебного расследования вследствие неустановления места пребывания подозреваемого или из-за его болезни, полноту принятых мер в раскрытии уголовного правонарушения;
6) обеспечивает внедрение в работу следователей практику научной организации труда, современной криминалистической техники и передового опыта расследования уголовных правонарушений;
7) совместно с кадровой службой осуществляет подбор и расстановку кадров следственных работников, исходя из их профессиональных и деловых качеств;
8) систематически анализирует следственную практику и данные, характеризующие работу отдела (отделения, группы), разрабатывает и осуществляет мероприятия по повышению качества и эффективности предварительного следствия, вносит предложения руководству горрайлиноргана и Следственного управления ДВД(Т);
9) создает следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования уголовных правонарушений (статья 194 УПК).
30. При смене начальника горрайлиноргана или его заместителя, курирующего следствие, начальника следственного отдела (отделения), старшего следователя группы, осуществляется прием-передача дел, в том числе дел, с прерванным сроком расследования. Результаты сверяются с данными подразделений Управления правовой статистики и специальным учетам прокуратуры района (города).
31. Руководитель следственного подразделения, в соответствии с компетенцией, установленной УПК, обеспечивает незамедлительную передачу заявления об уголовном правонарушении и других поводов к началу досудебного расследования следователю для регистрации в ЕРДР.
32. На следователя возлагается регистрация повода в ЕРДР, принятие уголовного дела к своему производству, проведение осмотра места происшествия, подготовка согласованного плана следственных действий с установлением конкретных сроков выполнения неотложных оперативно-розыскных мероприятий, поручений, указаний, и принятие законного процессуального решения.
Согласованный план охватывает все этапы расследования уголовного правонарушения и включает:
следственные и розыскные версии;
данные, подлежащие установлению для их проверки;
перечень следственных действий;
обстоятельства, подлежащие установлению оперативным путем;
сроки и исполнителей.
План может изменяться и дополняться, инициатива его корректировки принадлежит как следователю, так оперативным сотрудникам.
33. В соответствии с пунктом 3 статьи 60 УПК следователь принимает все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, осуществляет уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им уголовного правонарушения, путем квалификации деяния подозреваемого, избрания ему меры пресечения, составления обвинительного акта с изложением обстоятельств уголовного правонарушения, описания собранных доказательств. При установлении обстоятельств, позволяющих заключить процессуальное соглашение уведомляет об этом прокурора.
34. В целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, следователь принимает меры к установлению имущества подозреваемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за его действия (пункт 4 статьи 60 УПК).
При производстве расследования по уголовным делам следователь принимает также меры к установлению имущества, добытого преступным путем либо приобретенного на средства, добытые преступным путем, переданного в собственность других лиц (пункт 5 статьи 60 УПК).
35. Следователь лично производит осмотр места происшествия и несет персональную ответственность за его качество.
36. Взаимодействие следователей с другими службами органов внутренних дел при расследовании уголовных правонарушений осуществляется в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, на основе согласованного планирования, взаимного обмена информацией, четкого разграничения компетенции каждой службы, при организующей роли следователя.
37. В целях предупреждения уголовных правонарушений, следователь:
во всех случаях направляет информацию в административную полицию о подростках, подлежащих взятию на учет в установленном порядке;
участвует в проведении правовой пропаганды среди населения через средства массовой информации;
установив при производстве по уголовному делу обстоятельства, способствовавшие совершению уголовного правонарушения, вносит в соответствующие государственные органы, организации или лицам, исполняющим в них управленческие функции, представление о принятии мер по устранению этих обстоятельств или других нарушений закона.
Представления подлежат рассмотрению с уведомлением о принятых мерах в месячный срок (ст.200 УПК).
38. При установлении в процессе следствия недостатков в служебной деятельности работников органов внутренних дел следователь направляет представление соответствующему начальнику.
39. В случае доставления к следователю лица, подозреваемого в совершении уголовного правонарушения, подследственного органам внутренних дел, он проверяет наличие, предусмотренных статьями 180-184 УПК, поводов к началу досудебного расследования и оснований задержания этого лица в порядке статьи 128 УПК, и принимает соответствующее решение.
40. При освобождении подозреваемого, обвиняемого из-под стражи в ходе расследования по причине прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям (за отсутствием события, состава уголовного правонарушения) или вынесения оправдательного приговора, заместитель начальника горрайлиноргана по следствию, начальник следственного отдела, отделения, старший следователь группы, в течение двадцати четырех часов направляет через Следственное управление ДВД(Т) информацию в Следственный департамент МВД.
41. Грубые факты нарушения уголовно-процессуального законодательства подлежат рассмотрению на оперативном совещании горрайлиноргана.
6. Организация досудебного расследования
уголовных правонарушений в форме дознания и
протокольной форме в органах внутренних дел
42. Досудебное расследование уголовных правонарушений в форме дознания и протокольной форме осуществляется в строгом соответствии с УПК в пределах полномочий по выявлению, установлению, закреплению совокупности обстоятельств уголовных правонарушений и привлечению к уголовной ответственности лиц, их совершивших.
43. Сотрудниками подразделений штатного дознания (далее - подразделения дознания) и служб, наделенных функциями по производству дознания осуществляется досудебное расследование уголовных правонарушений, предусмотренных статьей 191 УПК, подследственных органам внутренних дел (далее - ОВД).
44. К подразделениям дознания относятся:
в Министерстве внутренних дел (далее - МВД) – Управление организации работы дознания Следственного департамента МВД;
в ДВД(Т) - Управления (отделы) дознания;
в горрайлинорганах - отделы (отделения, группы) дознания.
45. В органах внутренних дел к службам, наделенным функциями по производству дознания, относятся подразделения криминальной полиции, административной полиции, соответствующие службы подразделений военной полиции, уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Закона:
криминальная полиция состоит из подразделений по борьбе с организованной преступностью, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, иных подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
административная полиция состоит из подразделений участковых инспекторов полиции, по делам несовершеннолетних, защите женщин от насилия, контролю в сфере оборота гражданского и служебного оружия, дорожно-патрульной, миграционной, природоохранной полиции, специальных учреждений, иных подразделений, осуществляющих охрану общественного порядка.
46. В случаях необходимости (отсутствие соответствующих должностей, отдаленность района совершения уголовного правонарушения) сотрудники служб, наделенных функциями по производству дознания, осуществляют досудебное расследование по другим составам уголовных проступков в протокольной форме, а также уголовных правонарушений в форме дознания.
47. Подразделения дознания являются структурными подразделениями и подчиняются начальнику Следственного департамента МВД, начальникам ДВД, горрайлинорганов и их заместителям, курирующим следствие и дознание.
Параграф 1. Организация уголовно-процессуальной
деятельности подразделений дознания органов внутренних дел
48. Организационно-методическое руководство и координация деятельности подразделений дознания ОВД осуществляется Управлением организации работы дознания Следственного департамента МВД.
49. Управление организации работы дознания Следственного департамента МВД на основе анализа уголовно-процессуальной деятельности подразделений дознания и служб, наделенных функциями по производству дознания:
вырабатывает меры, направленные на улучшение качества досудебного расследования в форме дознания и протокольной форме;
принимает участие в проведении проверок состояния уголовно-процессуальной деятельности подразделений ОВД, разработке мероприятий по устранению выявленных недостатков, контролирует их исполнение;
готовит информационные письма, обзоры о результатах уголовно-процессуальной деятельности подразделений дознания, рекомендации по совершенствованию досудебного расследования в форме дознания и протокольной форме, тактике и методике расследования отдельных составов уголовных правонарушений, обобщает и распространяет передовой опыт, обеспечивает их внедрение в практику;
осуществляет сбор, обработку, обобщение статистических данных основных показателей штатного дознания и служб, наделенных функциями по производству дознания, для выработки комплексного анализа их деятельности, с указанием недостатков и упущений по отдельным направлениям служебной деятельности, влияющие на состояние выполняемых ими задач и требующие принятия комплексных мер по их устранению;
вносит предложения в проекты нормативных правовых актов;
проводит республиканские и кустовые совещания, научно-практические конференции и семинары по вопросам досудебного расследования в форме дознания и протокольной форме;
рассматривает обращения граждан по вопросам деятельности подразделений дознания;
организует курсы повышения квалификации руководителей подразделений дознания.
50. Управлением организации работы дознания Следственного департамента МВД осуществляется контроль за расследованием уголовных дел:
в связи с повторными жалобами граждан на действия и решения дознавателей, обращениями граждан, поступившими из Администрации Президента Республики Казахстан, Парламента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, Генеральной прокуратуры Республики Казахстан;
взятых на контроль Министром внутренних дел Республики Казахстан, его заместителями, начальником Следственного департамента МВД;
об уголовных правонарушениях, вызвавших общественный резонанс, или имевших критические публикации в средствах массовой информации;
о дорожно-транспортных происшествиях с гибелью двух и более человек, с участием иностранных граждан, государственных служащих, сотрудников ОВД.
51. Результаты процессуальной деятельности подразделений дознания и служб, наделенных функциями по производству дознания, оцениваются по следующим основным показателям:
соблюдение учетно-регистрационной дисциплины (снижение фактов нарушений оценивается как положительный показатель);
количество отмененных постановлений о прерывании срока досудебного расследования и прекращении уголовных дел (снижение оценивается как положительный показатель);
количество направленных в суд уголовных дел с учетом соединенных (рост оценивается как положительный показатель);
соблюдение конституционных прав и свобод участников уголовного процесса (снижение нарушений оценивается как положительный показатель);
возмещение причиненного уголовными правонарушениями ущерба (рост удельного веса возмещения оценивается как положительный показатель);
количество поступивших жалоб граждан на процессуальные действия и решения дознавателей (снижение оценивается как положительный показатель);
количество преступлений, совершенных дознавателями (снижение оценивается как положительный показатель).
Параграф 2. Организация работы Управления
(отдела) дознания ДВД(Т)
52. На Управление (отдел) дознания ДВД(Т) (далее - Управление дознания) возлагается организационно-методическое обеспечение и проведение регулярного анализа деятельности по досудебному расследованию в форме дознания и протокольной форме (ст.189 УПК РК).
53. На основании анализа данных о состоянии процессуальной деятельности подразделений дознания и служб, наделенных функциями по производству дознания, материалов инспектирования, проверок и другой информации, Управление дознания разрабатывает квартальные планы, проводит мероприятия, направленные на улучшение качества досудебного расследования и уровня процессуального контроля, своевременно принимает решения и практические меры по устранению недостатков в работе.
54. Комплексные, целевые проверки горрайлинорганов Управлением дознания проводятся самостоятельно или совместно с другими службами в соответствии с планами работы ДВД(Т), а также в порядке реагирования на осложнение оперативной обстановки, недостатки и нарушения в процессуальной деятельности, по согласованию с руководством ДВД(Т).
55. Управлением дознания осуществляется контроль по уголовным делам:
находящимся на контроле МВД РК, руководства ДВД;
с продленными сроками досудебного расследования и содержания под стражей подозреваемых;
об уголовных правонарушениях, совершенных иностранцами и в отношении них;
о фактах ДТП с гибелью двух и более лиц, с участием иностранных граждан, государственных служащих, сотрудников ОВД;
о пожарах с гибелью людей и причинением крупного ущерба;
об уголовных правонарушениях, получивших общественный резонанс.
56. Управление дознания по вопросам досудебного расследования взаимодействует с отраслевыми службами, другими государственными органами. С этой целью:
разрабатывает и согласовывает совместные мероприятия по расследованию уголовных правонарушении, укреплению законности, готовит проекты приказов, указаний, иных нормативных правовых актов, методические рекомендации, макеты уголовных дел, проводит в установленном порядке совместные совещания, семинары и другие мероприятия по вопросам совершенствования уголовно-процессуальной деятельности;
обеспечивает эффективное взаимодействие подразделений дознания с другими службами, организует совместное обсуждение вопросов касательно качества досудебного расследования, исполнения отдельных поручений по уголовным делам, совместную с представителями заинтересованных служб проверку организации работы по установлению и розыску лиц, совершивших уголовные правонарушения, оказывает помощь в устранении выявленных недостатков.
57. По фактам нарушения законности и дисциплины Управлением дознания проводятся служебные расследования. Вопросы соблюдения законности и дисциплины Управлением дознания рассматриваются не реже одного раза в квартал.
58. Управление дознания регулярно проводит мероприятия по повышению профессионального мастерства дознавателей, обобщает и распространяет передовой опыт, совместно с кадровым аппаратом осуществляет подбор и расстановку сотрудников для работы в подразделениях дознания. При выездах в служебные командировки в горрайлинорганы, сотрудники Управления дознания проверяют работу в данном направлении, оказывают помощь в ее улучшении.
59. Управление дознания ежемесячно не позднее 5 числа за отчетным периодом представляет в Управление организации работы дознания Следственного департамента МВД:
статистическую отчетность об основных показателях работы органов внутренних дел по досудебному расследованию в форме дознания и протокольной форме и пояснительную записку по показателям работы с раскрытием причин ухудшения состояния соблюдения требований уголовно-процессуального законодательства;
информацию о практике досудебного расследования уголовных проступков;
информацию о состоянии учетно-регистрационной дисциплины в подразделениях дознания и результаты служебного расследования с приложением копии приказа ДВД(Т) о наказании;
информацию о практике досудебного расследования уголовных правонарушений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями;
информацию о практике досудебного расследования уголовных правонарушений, связанных с неисполнением судебных решений;
информацию о практике досудебного расследования уголовных правонарушений, связанных с пожарами;
информацию по уголовным делам, взятым на контроль МВД.
60. Управление дознания незамедлительно направляет спецсообщение в Следственный департамент по каждому факту возбуждения уголовных дел в отношении сотрудников подразделений дознания, пожаров с гибелью людей и крупным ущербом, а также дорожно-транспортного происшествия с гибелью двух и более лиц, с участием иностранных граждан, государственных служащих, сотрудников ОВД.
61. Иная информация представляется по мере необходимости в сроки, установленные Управлением организации работы дознания Следственного департамента МВД.
Параграф 3. Организация досудебного расследования в форме
дознания и протокольной форме в горрайлинорганах внутренних дел
62. Полномочиями начальника органа дознания в органах внутренних дел обладают начальник Департамента, управления, отдела внутренних дел и их заместители.
63. Начальник органа дознания обеспечивает своевременность регистрации заявлений, сообщений об уголовных правонарушениях в ЕРДР, в том числе с использованием средств связи, передачу по подследственности, качественное проведение неотложных следственных действий по установлению и закреплению следов уголовного правонарушения, принятие окончательного решения по делу.
64. Начальник органа дознания несет персональную ответственность за состояние работы по досудебному расследованию уголовных правонарушений, производимых в форме дознания и протокольной форме, соблюдению законности и конечные результаты.
65. В целях обеспечения эффективной работы в данном направлении начальник органа дознания:
организует в системе служебной подготовки занятия по вопросам досудебного расследования в форме дознания и протокольной форме, привлекая к их проведению сотрудников Управлений ДВД(Т), следователей, дознавателей, работников прокуратуры, судов, специалистов и ученых;
принимает меры к обеспечению дознавателей служебными кабинетами, инвентарем, бланками, транспортом, оргтехникой и средствами связи;
не допускает привлечения дознавателей к выполнению работ, не связанных с досудебным расследованием;
создает следственно-оперативные группы для раскрытия и расследования уголовных правонарушений (статья 194 УПК);
организует взаимодействие дознавателей и других должностных лиц, осуществляющих досудебное расследование, с сотрудниками отраслевых служб ОВД, государственными и иными органами и организациями по вопросам досудебного расследования уголовных правонарушений;
организует планирование работы подразделения дознания, утверждает графики дежурств дознавателей, контролирует их выполнение;
организует и контролирует аналитическую работу по вопросам досудебного расследования в форме дознания и протокольной форме;
принимает организационные меры по улучшению этой работы, вносит предложения в Управление дознания и руководству ДВД(Т);
заслушивает руководителей служб и дознавателей по вопросам взаимодействия при досудебном расследовании в форме дознания и протокольной форме;
обеспечивает внедрение научной организации труда, использование современной криминалистической техники и передового опыта;
организует в пределах компетенции рассмотрение заявлений и жалоб граждан на действия и решения сотрудников при досудебном расследовании в форме дознания и протокольной форме;
в установленном порядке вносит представления о поощрении или наложении дисциплинарных взысканий на сотрудников подразделений дознания.
Приложение 2 к приказу Министра внутренних дел Республики Казахстан от 16 марта 2015 года № 220 |
ИНСТРУКЦИЯ
по организации деятельности военно-следственных
подразделений Министерства внутренних дел
1. Общие положения
1. Настоящая инструкция по организации деятельности военно-следственных подразделений Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - МВД) разработана в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, кодексов, законов и других нормативных правовых актов Республики Казахстан и детализирует порядок организации деятельности военно-следственных подразделений по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию воинских уголовных правонарушений, а также розыска лиц, их совершивших и безвести пропавших военнослужащих.
Военно-следственные подразделения МВД образуют: Военно-следственное управление Следственного департамента МВД (далее – ВСУ СД), Региональные военно-следственные управления (далее - РВСУ), отделы и группы (далее - отделы), состоящие из следственных, оперативных и иных подразделений, необходимых для решения стоящих перед ними задач.
2. Ведомственный контроль за деятельностью военно-следственных подразделений осуществляют Заместитель министра внутренних дел, курирующий следствие, начальник Следственного департамента МВД, его заместитель, курирующий военно-следственные подразделения, начальник и заместитель начальника ВСУ СД, начальник отдела организации оперативной работы ВСУ СД, начальники РВСУ и их заместители.
С учетом оперативной обстановки и штатных возможностей следователи и оперативные сотрудники закрепляются за отдельными участками или специализируются на выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании отдельных видов уголовных правонарушений.
Руководителям и работникам других служб органов внутренних дел не допускается вмешиваться в деятельность военно-следственных подразделений, давать указания и оценку принятым решениям.
3. Военно-следственные подразделения осуществляют функции уголовного преследования на основе соблюдения законности.
4. Работа военно-следственных подразделений оценивается:
по следственной работе:
1) соблюдение конституционных прав и свобод участников уголовного процесса (снижение нарушений конституционных прав граждан оценивается как положительный показатель);
2) своевременная регистрация в Едином реестре досудебного расследования (далее - ЕРДР) при наличии достаточных данных, указывающих на признаки уголовного правонарушения (снижение своевременно незарегистрированных обращений оценивается как положительный показатель);
3) количество уголовных дел, направленных в суд с учетом соединенных (рост оценивается как положительный показатель);
4) соблюдение процессуальных сроков предварительного следствия и содержания лиц под стражей (снижение количества дел, оконченных с нарушением сроков, оценивается как положительный показатель);
5) количество отмененных постановлений о прерывании срока досудебного расследования (снижение оценивается как положительный показатель);
6) количество возвращенных прокурором уголовных дел на дополнительное расследование (снижение оценивается как положительный показатель);
7) своевременность и полнота принятых мер по возмещению ущерба, причиненных уголовными правонарушениями (рост удельного веса возмещения оценивается как положительный показатель);
8) количество уголовных дел, направленных в суд в порядке ускоренного досудебного производства (рост оценивается как положительный показатель);
9) количество поступивших обращений граждан в ходе расследования уголовного дела (снижение оценивается как положительный показатель);
по оперативной работе:
1) количество выявленных, предупрежденных, пресеченных и раскрытых уголовных правонарушений (рост оценивается как положительный показатель);
2) количество разысканных преступников и безвести пропавших военнослужащих (рост оценивается как положительный показатель);
3) обнаружение похищенного имущества, документов (рост удельного веса оценивается как положительный показатель).
Количество привлеченных к уголовной ответственности следователей и оперативных сотрудников (снижение оценивается как положительный показатель).
Работа военно-следственных подразделений оценивается также по другим показателям в связи с изменением оперативной обстановки.
5. Не допускается привлекать следователей и оперативных сотрудников военно-следственных подразделений к выполнению задач, не связанных с выполнением их должностных обязанностей.
6. Следователям и оперативным сотрудникам при исполнении ими служебных обязанностей, разрешается ношение гражданской одежды, табельного оружия и специальных средств.
2. Организация работы Военно-следственного управления
Следственного департамента МВД
7. Деятельность ВСУ СД организуется по зонально-предметному принципу на основе оперативных и стратегических планов работы, в тесном взаимодействии с другими службами МВД.
8. Для выполнения поставленных задач ВСУ СД:
1) координирует деятельность всех военно-следственных подразделений органов внутренних дел страны и осуществляет организационно-методическое руководство ими;
2) осуществляет контроль в пределах своих полномочий за соблюдением законности в деятельности военно-следственных подразделений;
3) осуществляет инспектирование и целевые проверки, по результатам которых вносит предложения руководству Следственного департамента МВД о принятии мер по устранению выявленных недостатков, повышению эффективности работы военно-следственных подразделений и соблюдению законности;
4) разрабатывает рекомендации по совершенствованию организации работы военно-следственных подразделений, методики выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования уголовных правонарушений, розыска лиц, совершивших уголовные правонарушения, обобщает и распространяет положительный опыт и методику, обеспечивает их внедрение в практику;
5) осуществляет анализ статистических данных и иной информации, оказывает практическую и методическую помощь в ходе оперативно-розыскной работы и предварительного следствия по уголовным правонарушениям, совершенных военнослужащими:
имеющих общественный резонанс;
по которым продлены сроки содержания подозреваемых под стражей;
находящимся на контроле Администрации Президента Республики Казахстан, Парламента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан, Генерального Прокурора Республики Казахстан, Министра внутренних дел Республики Казахстан и его заместителей;
6) контролирует раскрытие и расследование наиболее сложных уголовных дел, оказывает практическую и методическую помощь в ходе оперативно-розыскной работы и предварительного следствия;
7) организует оперативную работу и предварительное следствие по уголовным правонарушениям межрегионального характера;
8) разрабатывает проекты нормативных правовых актов, касающиеся деятельности военно-следственных подразделений, вносит предложения по подбору, расстановке и повышению профессионального мастерства кадров;
9) в порядке оказания правовой помощи в пределах компетенции обеспечивает качественное исполнение требований уголовно-процессуального законодательства в части международного сотрудничества.
3. Организация работы Региональных военно-следственных
управлений
9. Организация работы РВСУ возлагается непосредственно на их руководителей.
10. Начальниками РВСУ и их заместителями на постоянной основе анализируются состояние преступности в регионах, ее динамика по категориям и видам уголовных правонарушений с выработкой мер по укреплению законности и правопорядка.
11. На основании комплексного анализа данных о состоянии преступности и результатов деятельности военно-следственных подразделений разрабатываются квартальные планы. В соответствии с ними проводятся мероприятия, направленные на повышение эффективности работы и соблюдению законности и правопорядка, достижения конкретного изменения в деятельности по устранению недостатков.
12. На начальников РВСУ и их заместителей по курирующим направлениям деятельности возлагаются следующие задачи:
1) осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности подчиненных следственных и оперативных подразделений, оказание им практической и методической помощи, проверка их деятельности, разработка и контроль за выполнением мероприятий;
2) организация оперативной работы, обеспечение выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия уголовных правонарушений, а также розыска лиц, их совершивших и безвести пропавших военнослужащих;
3) совместно с другими службами органов внутренних дел и заинтересованными ведомствами разработка планов мероприятий, направленных на организацию и проведение работы по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию уголовных правонарушений, розыска лиц, совершивших уголовные правонарушения;
4) организация обеспечения защиты жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества участников уголовного процесса и иных лиц;
5) осуществление предварительного следствия в пределах компетенции, установленной уголовно-процессуальным законодательством;
6) организация расследования уголовных дел непосредственно следователями РВСУ;
7) осуществление процессуального контроля за производством предварительного следствия и соблюдением законности следователями, оказание помощи в расследовании контрольных уголовных дел, ведение наблюдательного производства по этим делам;
8) координация выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования уголовных правонарушений, создание в необходимых случаях следственно-оперативных групп;
9) изучение уголовных дел с целью проверки обеспечения полноты, всесторонности и объективности расследования уголовных правонарушений, своевременности проведения следственных и оперативных мероприятий;
10) изучение уголовных дел, подсудных военному суду Республики Казахстан, и составление по ним заключения об обоснованности процессуальных решений;
11) осуществление контроля за ходом расследования уголовных дел, находящихся на контроле ВСУ СД и начальника РВСУ, ежедекадное предоставление по ним информации в ВСУ СД;
12) своевременное предоставление в ВСУ СД информации по фактам незаконного задержания, содержания под стражей, освобождения из-под стражи, нарушений норм уголовно-процессуального законодательства и конституционных прав граждан, а также проведение служебных расследований по этим и другим нарушениям, актам прокурорского реагирования, частных постановлений судов;
13) анализ статистической и иной информации, разработка и реализация мер по улучшению качества следственной и оперативной работы и сокращению сроков производства предварительного следствия;
14) изучение, анализ обоснованности прерывания сроков и прекращения уголовных дел, выработка рекомендаций и указаний по устранению выявленных нарушений;
15) осуществление международного сотрудничества по оказанию правовой помощи по уголовным делам;
16) анализ информации по материальному ущербу, причиненному уголовными правонарушениями и организация работы по его возмещению;
17) обеспечение контроля по своевременному и качественному выполнению поручений ВСУ СД и планов РВСУ;
18) рассмотрение и разрешение в пределах компетенции жалоб на действия и решения подчиненных следователей и оперативных сотрудников;
19) а также другие задачи, вытекающие из конкретной оперативной обстановки и ситуации, должностных обязанностей и типового положения о РВСУ.
4. Организация работы в отделах и группах РВСУ
13. Организация работы в отделах и группах РВСУ осуществляют их начальники, на которых возлагаются следующие задачи:
1) организация и контроль выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия уголовных правонарушений, а также розыска лиц, их совершивших;
2) организация и контроль предварительного следствия;
3) организация исполнения определений и постановлений судов, письменных поручений прокуроров и следователей о производстве следственных и иных предусмотренных законом процессуальных действий, устранения недостатков в работе;
4) организация защиты жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества участников уголовного процесса и иных лиц;
5) анализ, подготовка материалов о преступности в обслуживаемых гарнизонах, выработка мер по недопущению и устранению недостатков в оперативной и следственной работе;
6) определение актуальных проблем следствия и оперативной работы и внесение руководству РВСУ предложений о мерах реагирования на негативные проявления и тенденции в работе;
7) обеспечение сохранности вещественных доказательств, разработка мер, направленных на повышение эффективности этой работы;
8) обеспечение взаимодействия со службами ОВД, органами прокуратуры, юстиции и другими организациями;
9) организация учета и розыска лиц, совершивших уголовные правонарушения, своевременности объявления их в розыск;
10) изучение обоснованности прерывания сроков и прекращения уголовных дел;
11) организация использования информационно-аналитических систем для выявления, раскрытия и расследования уголовных правонарушений, установления преступников и их связей;
12) в порядке оказания правовой помощи исполнение требований уголовно-процессуального законодательства в части международного сотрудничества;
13) направление представлений в компетентные учреждения об устранении причин и условий, способствующих совершению воинских уголовных правонарушений;
14) обеспечение строгого соблюдения конституционных прав и законных интересов граждан, организаций и государства при проведении оперативно-розыскных мероприятий и осуществлении предварительного следствия;
15) осуществление приема граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных заявлений, обращений и предложений граждан, должностных лиц, принятие по ним решений;
16) внедрение положительных форм и методов выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования уголовных правонарушений, использование достижения науки, технических средств, специализированных учетов и информационных систем;
17) организация регистрации заявлений или сообщений о совершенном или готовящемся уголовном правонарушении, своевременное принятие мер по их пресечению, раскрытию, задержанию лиц, их совершивших, недопущению общественно-опасных последствий;
18) организация выезда следователей и оперативных сотрудников на места происшествий. При выезде для осмотра места происшествия по особо тяжким уголовным правонарушениям, катастрофам, крушениям и другим чрезвычайным происшествиям, убийствам, уголовным правонарушениям, совершенных лицами, занимающими ответственную государственную должность, начальник отдела (старший группы) уведомляет руководство РВСУ и надзирающего военного прокурора о совершенном уголовном правонарушении. В случае участия военного прокурора и руководителей РВСУ в осмотре места происшествия, в протоколе делается отметка об этом.