Об утверждении Правил функционирования балансирующего рынка электрической энергии

Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 20 февраля 2015 года № 112. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 марта 2015 года № 10532.

Обновленный

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие см. п. 4.

      В соответствии с подпунктом 12) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила функционирования балансирующего рынка электрической энергии.

      2. Департаменту электроэнергетики Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) направление на официальное опубликование настоящего приказа в течение десяти календарных дней после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан в периодические печатные издания и в информационно-правовой системе "Әділет";

      3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;

      4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2) и 3) настоящего пункта.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования, за исключением пункта 5 Правил, который действует до 1 января 2021 года.

      Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Министра энергетики РК от 13.12.2018 № 504 (вводится в действие со дня его первого официального опубликования).

Министр энергетики


Республики Казахстан

В. Школьник


  Утверждены
приказом Министра энергетики
Республики Казахстан
от 20 февраля 2015 года № 112

Правила функционирования балансирующего
рынка электрической энергии
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила функционирования балансирующего рынка электрической энергии (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 12) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике" (далее – Закон) и определяют порядок функционирования балансирующего рынка электрической энергии.

      2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

      1) расчетный период – календарный месяц, по результатам которого производятся окончательные расчеты объемов купли-продажи электрической энергии по договорам на рынках децентрализованной и централизованной торговли электрической энергии, балансирующем рынке электрической энергии Республики Казахстан;

      2) расчетный центр – дочерняя организация системного оператора, осуществляющая операции по купле-продаже балансирующей электроэнергии на балансирующем рынке от лица системного оператора;

      3) расчетно-финансовый центр по поддержке возобновляемых источников энергии (далее – расчетно-финансовый центр) – юридическое лицо, создаваемое системным оператором и определяемое уполномоченным органом в порядке, предусмотренном Законом Республики Казахстан от 4 июля 2009 года "О поддержке использования возобновляемых источников энергии", осуществляющее централизованную покупку и продажу электрической энергии, произведенной объектами по использованию возобновляемых источников энергии и поставленной в электрические сети единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;

      4) профиль нагрузки – согласованный (определенный) системным оператором алгоритм расчета почасовых значений потребления (сальдо-перетока) электрической энергии потребителя (энергоснабжающей организации). Профиль нагрузки используется для расчета почасовых фактических величин потребления (сальдо-перетока) при отсутствии почасовых данных систем (приборов) коммерческого учета;

      5) фактический баланс производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии Республики Казахстан – составленный системным оператором документ, устанавливающий адресное распределение объемов произведенной, поставленной и потребленной электрической энергии на рынках децентрализованной и централизованной торговли, балансирующем рынке электрической энергии за расчетный период. Фактический баланс является основанием для проведения взаиморасчетов между субъектами оптового рынка электрической энергии Республики Казахстан;

      6) регулирование на повышение – действие системного оператора по активизации заявок на участие в регулировании в сторону увеличения генерации или снижения потребления в целях компенсации дисбаланса электрической энергии по единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

      7) заявка на участие в регулировании – письменный документ на поставку (покупку) балансирующей электроэнергии, подаваемый поставщиками (покупателями) балансирующей электроэнергии системному оператору для участия в физическом урегулировании дисбалансов электрической энергии по единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

      8) ранжированный список – упорядоченный список заявок на участие в регулировании по заявленным в них ценам на покупку (продажу) балансирующей электроэнергии;

      9) провайдер баланса – субъект оптового рынка электрической энергии, принявший на себя ответственность за финансовое урегулирование, как собственных дисбалансов производства-потребления электрической энергии, так и дисбалансов других субъектов рынка электрической энергии в соответствии с заключенными договорами;

      10) зона балансирования – часть единой электроэнергетической системы Республики Казахстана, в которой отсутствуют ограничения технического характера, препятствующие использованию единого резерва мощности, применению единой цены балансирующей электроэнергии;

      11) поставщик (покупатель) балансирующей электроэнергии – субъект оптового рынка электрической энергии, участвующий в физическом урегулировании дисбалансов электрической энергии в соответствии с поданной заявкой на участие в регулировании;

      12) регулирование на понижение – действие системного оператора по активизации заявок на участие в регулировании в сторону снижения генерации или увеличения потребления в целях компенсации дисбаланса электрической энергии по единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

      13) точки коммерческого учета электрической энергии – согласованные с системным оператором измерительные комплексы учета электрической энергии, входящие в состав автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии субъекта оптового рынка электрической энергии, и по данным которых осуществляются финансовые взаиморасчеты на оптовом рынке электрической энергии;

      14) договор на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии – договор, заключаемый между системным оператором и субъектами оптового рынка электрической энергии или их провайдерами баланса;

      15) сальдо-переток электрической энергии – алгебраическая сумма значений приема (отпуска) электрической энергии по определенной группе линий электропередачи (сечению) либо по точкам коммерческого учета;

      16) система балансирующего рынка электроэнергии – аппаратно-программный комплекс, установленный у системного оператора и являющийся центральным механизмом по получению всей информации, необходимой для управления балансирующим рынком, определения почасовых объемов и стоимости балансирующей электроэнергии, а также проведения расчетов между участниками рынка;

      17) финансовое урегулирование дисбаланса электрической энергии – комплекс мер по организации и осуществлению финансовых взаиморасчетов между субъектами оптового рынка электроэнергии, возникающих вследствие физического урегулирования дисбаланса электрической энергии и осуществляемых в порядке, установленном настоящими Правилами;

      18) физическое урегулирование дисбалансов электрической энергии – это комплекс мер, принимаемых субъектами оптового рынка электрической энергии для восстановления параметров режима работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан или отдельных ее частей до нормального уровня.

      Иные понятия и определения, используемые в настоящих Правилах, применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области электроэнергетики.

      3. Участники отношений производства, передачи и потребления электрической энергии несут взаимные обязательства за финансовое урегулирование на балансирующем рынке электроэнергии между договорными и фактическими величинами производства-потребления электрической энергии на основании расчетов объемов балансирующей электроэнергии, представляемых системным оператором по результатам физического урегулирования дисбалансов электроэнергии.

      4. Субъекты оптового рынка электрической энергии участвуют в балансирующем рынке электрической энергии.

      Примечание РЦПИ!
      Пункт 5 действует до 01.01.2019.

      5. Функционирование балансирующего рынка электрической энергии в имитационном режиме осуществляется в порядке, описанном в данных Правилах.

2. Взаимодействие участников балансирующего
рынка электрической энергии

      6. Субъекты оптового рынка электрической энергии участвуют в балансирующем рынке электрической энергии, функционирующем в режиме реального времени и в имитационном режиме, на основании заключенных с системным оператором договоров на оказание системных услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии.

      7. Оплата услуги системного оператора по организации балансирования производства-потребления электрической энергии производится:

      1) энергопроизводящими организациями, в том числе входящими в состав промышленных комплексов, за фактические объемы электрической энергии, отпущенной с шин энергопроизводящих организаций, а также за фактические объемы электрической энергии, купленной потребителями розничного рынка непосредственно от данных энергопроизводящих организаций;

      2) энергопередающими организациями за фактические объемы электрической энергии, полученной для компенсации технологического расхода электрической энергии в сетях энергопередающих организаций и на хозяйственные нужды энергопередающих организаций, а также полученной потребителями розничного рынка непосредственно от региональных энергопроизводящих организаций и переданной по сетям энергопередающих организаций;

      3) энергоснабжающими организациями за фактические объемы электрической энергии, полученной для потребителей энергоснабжающей организации на оптовом и розничном рынках электрической энергии, в том числе из-за пределов Республики Казахстан;

      4) потребителями оптового рынка электрической энергии за фактические объемы электрической энергии, полученной на оптовом рынке электрической энергии, в том числе из-за пределов Республики Казахстан, а также фактические объемы электрической энергии, потребленной от энергопроизводящих организаций промышленных комплексов, предприятиями и объединениями, входящими в состав этих комплексов.

      8. Субъекты оптового рынка электрической энергии, самостоятельно заключившие с системным оператором договор на оказание системных услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии, выступают провайдерами баланса по собственным дисбалансам на балансирующем рынке электрической энергии либо передают ответственность за физическое и финансовое урегулирование собственных дисбалансов другому провайдеру баланса.

      9. Субъекты оптового рынка электрической энергии, не выступающие в качестве провайдеров баланса рынка электрической энергии, заключают договор на оказание услуг по финансовому урегулированию дисбалансов электрической энергии с провайдером баланса.

      Для субъектов розничного рынка, подключенных к шинам энергопроизводящих организаций непосредственно либо к сетям регионального уровня и получающим от них электроэнергию по двухсторонним договорам, провайдером баланса выступает энергопроизводящая организация.

      10. Энергопроизводящие, энергопередающие, энергоснабжающие, организации, а также потребители электрической энергии обеспечивают:

      1) почасовой учет электрической энергии в соответствии с данными точек коммерческого учета и передачу данных почасового учета из базы данных автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии по согласованным протоколам в центральную базу данных автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии системного оператора, провайдеру баланса, а также энергопередающим организациям, к сетям которого субъект оптового рынка непосредственно подключен;

      2) формирование и согласование подекадных актов почасового учета перетока электрической энергии со смежными субъектами оптового рынка и энергопередающими организациями, к сетям которого непосредственно подключены;

      3) своевременную передачу и корректировку (при необходимости) данных о планируемых объемах производства-потребления, купли-продажи электрической энергии для формирования суточного графика;

      4) своевременные операции по купле-продаже с провайдерами баланса или расчетным центром почасовых дисбалансов электрической энергии.

      11. На рынке децентрализованной и централизованной торговли электрической энергии в период имитационного режима взаиморасчеты между субъектами рынка осуществляются за фактические объемы потребленной электрической энергии, финансовое урегулирование дисбалансов электрической энергии не производится. Отклонения объемов производства-потребления электрической энергии субъектом оптового рынка электрической энергии от заданных суточным графиком производства-потребления электрической энергии осуществляется при наличии договора с системным оператором на оказание системных услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии.

      12. При осуществлении своей деятельности на балансирующем рынке электрической энергии системный оператор:

      1) приобретает услуги по поддержанию в готовности резервов мощности, необходимых для устойчивой и надежной работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан, бесперебойного энергоснабжения потребителей;

      2) формирует ранжированный список заявок на поставку (покупку) балансирующей электроэнергии, определяющий последовательность их диспетчеризации при физическом урегулировании дисбалансов электрической энергии по единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

      3) осуществляет физическое урегулирование дисбалансов электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

      4) производит урегулирование финансовых обязательств с провайдерами баланса, в том числе осуществляет определение цены и объемов почасовых дисбалансов электрической энергии провайдеров баланса;

      5) определяет цены и объемы задействованной балансирующей электроэнергии согласно пунктам 33, 34, 35 настоящих Правил;

      6) получает от всех субъектов оптового рынка электрической энергии информацию в соответствии с заключенными договорами;

      7) разрабатывает регламент подачи заявок на участие в регулировании физических дисбалансов и осуществления финансовых взаиморасчетов с поставщиками (покупателями) балансирующей электроэнергии.

      13. Системный оператор при формировании суточного графика включает в него субъектов оптового рынка электрической энергии, заключивших договоры на оказание системных услуг по организации балансирования с системным оператором либо провайдером баланса. В случае нарушения провайдерами баланса условий заключенных договоров на балансирующем рынке системный оператор обеспечивает исполнение субъектами оптового рынка суточного графика и месячного объема поставки-потребления электрической энергии, не допуская отклонений.

      14. Провайдер баланса заключает договоры на финансовое урегулирование дисбалансов электрической энергии с субъектами оптового рынка, расположенными в одной зоне балансирования.

      15. Переход субъекта оптового рынка на другого провайдера баланса осуществляется после предварительного уведомления провайдера баланса и системного оператора не менее чем за месяц об отказе от услуг и прекращении действия договора. Провайдер баланса не позднее трех суток после получения уведомления оповещает системного оператора и расчетный центр о предстоящем изменении состава субъектов оптового рынка электрической энергии и принимает ответственность за баланс электрической энергии. Переход субъекта оптового рынка электрической энергии на другого провайдера баланса осуществляется с первого числа следующего месяца.

      16. При осуществлении своей деятельности на балансирующем рынке электрической энергии провайдер баланса:

      1) согласовывает с системным оператором состав и точки коммерческого учета субъектов оптового рынка электрической энергии;

      2) формирует и передает системному оператору данные о планируемых почасовых значениях производства-потребления, отпуска (приема), купли-продажи электрической энергии;

      3) согласовывает с системным оператором возможные корректировки утвержденного суточного графика;

      4) формирует и передает системному оператору фактические почасовые значения отпуска (приема) электрической энергии по согласованным протоколам;

      5) согласовывает с системным оператором профиль нагрузки;

      6) получает от субъектов оптового рынка электрической энергии информацию, необходимую для осуществления функций, определенных настоящими Правилами;

      7) осуществляет финансовое урегулирование с системным оператором почасовых дисбалансов электрической энергии, в том числе операции по купле-продаже балансирующей электроэнергии с расчетным центром системного оператора;

      8) осуществляет финансовое урегулирование дисбалансов электрической энергии с субъектами оптового рынка электрической энергии, передавшими провайдеру баланса ответственность перед системным оператором за дисбалансы электрической энергии.

      17. Поставщики (покупатели) балансирующей электроэнергии на балансирующем рынке осуществляют:

      1) подачу системному оператору заявок на участие в регулировании физических дисбалансов в соответствии с регламентом, установленным системным оператором;

      2) исполнение команд системного оператора на оперативное изменение режима производства или потребления электрической энергии согласно поданной заявке;

      3) операции по купле-продаже балансирующей электроэнергии с расчетным центром системного оператора;

      4) передачу системному оператору информации, необходимой для осуществления функций, определенных настоящими Правилами;

      5) формирование и передачу системному оператору фактического почасового значения отпуска электрической энергии по согласованному протоколу.

      18. Поставщик (покупатель) балансирующей электроэнергии, владеющий измерительным комплексом учета электрической энергии, либо эксплуатирующий его на договорной основе, обеспечивает обмен данными коммерческого учета электроэнергии с автоматизированной системой коммерческого учета электроэнергии системного оператора.

      19. Регламент и структура протокола обмена информацией автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии унифицируются с применяемыми регламентом и структурой протоколов системного оператора.

      20. В соответствии с подпунктом 6) пункта 1 статьи 10 Закона в целях осуществления системным оператором функции по финансовому урегулированию дисбалансов электрической энергии системный оператор представляет провайдерам баланса из базы данных коммерческого учета данные субъектов оптового рынка электрической энергии для расчета провайдером баланса собственных дисбалансов электрической энергии, в согласованные сроки и по согласованным протоколам.

3. Физическое урегулирование дисбалансов
электрической энергии

      21. Энергопроизводящие организации и потребители оптового рынка электрической энергии направляют системному оператору заявки на участие в регулировании на следующие операционные сутки.

      22. Заявка на участие в регулировании для каждого часа предстоящих операционных суток включает в себя следующую информацию:

      1) название энергопроизводящей организаций или потребителя электрической энергии;

      2) регион, в котором расположены энергопроизводящая организация или потребитель электрической энергии;

      3) направление предлагаемого регулирования – регулирование на повышение или понижение, означающее соответственно увеличение или снижение генерации электрической энергии для энергопроизводящих организаций, а также снижение или увеличение потребления электрической энергии для потребителей;

      4) величина предлагаемого регулирования для каждого из направлений регулирования на каждый час операционных суток;

      5) цена одного киловатт-часа (далее - кВтч) балансирующей электрической энергии при регулировании на повышение;

      6) цена одного кВтч балансирующей электроэнергии при регулировании на понижение;

      7) время набора (сброса) полной величины предлагаемого регулирования (минут);

      8) объем балансирующей электроэнергии, предлагаемый для регулирования в течение операционных суток.

      Обеспечивается кратность величины предлагаемого регулирования десяти мегаваттам (далее - МВт). Максимальное время полного набора (сброса) нагрузки составляет не более одного часа.

      23. Системный оператор проводит техническую экспертизу поступивших заявок на участие в регулировании. Заявка корректируется по согласованию с поставщиком балансирующей электроэнергии либо отклоняется с указанием следующих технических причин, не позволяющих задействование заявки на регулирование:

      1) ограничение пропускной способности линий электропередачи;

      2) несоответствие фактических и заявленных возможностей поставщика балансирующей электроэнергии по поставке (покупке) балансирующей электроэнергии.

      24. По договорам на оказание услуг по поддержанию в готовности резерва мощности заявки на участие в регулировании формируются автоматически в соответствии с условиями договора и включаются системным оператором в ранжированный список. Поставщик балансирующей электроэнергии подает заявку на снижение цены балансирующей электроэнергии при балансирование на понижение, либо на повышение цены балансирующей электроэнергии при регулировании на повышение.

      25. Принятые заявки на участие ранжируются в регулировании:

      1) на повышение в порядке возрастания заявленной цены балансирующей электроэнергии;

      2) на понижение в порядке убывания заявленной цены балансирующей электроэнергии.

      26. Заявки на участие в регулировании, включенные в ранжированный список, исполняются по команде системного оператора.

      27. В случае недостатка резервов мощности, системный оператор объявляет прием дополнительных заявок на участие в регулировании.

      28. Системный оператор активизирует заявки на участие в регулировании в соответствии с ранжированным списком в случае:

      1) отклонения частоты от номинальных значений в режиме изолированной работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;

      2) отклонения фактических значений межгосударственных сальдо-перетоков электрической энергии единой электроэнергетической системы Республики Казахстан с энергосистемами сопредельных государств от значений, согласованных в утвержденном суточном графике;

      3) перегрузок в сечениях;

      4) предотвращения, локализации и ликвидации технологических нарушений и аварий.

      29. Системный оператор активизирует заявки на участие в регулировании на повышение при положительном значении дисбаланса сальдо-перетока электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан. При отрицательном значении дисбаланса электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан системный оператор активизирует заявки на участие в регулировании на понижение.

      30. Системный оператор в первую очередь активизирует заявки на участие в регулировании со временем набора (сброса) полной заявленной нагрузки не более пятнадцати минут.

      31. Объем регулирования, задействованный по команде системного оператора для физического урегулирования дисбалансов электрической энергии с учетом скорости набора (сброса) нагрузки, фиксируется как корректировка утвержденного суточного графика. Отклонения от откорректированного суточного графика рассматриваются как дисбалансы электрической энергии и подлежат финансовому урегулированию.

      32. По результатам задействования заявок на участие в регулировании заключаются сделки купли-продажи балансирующей электроэнергии.

      Системный оператор подписывает и направляет поставщику (покупателю) балансирующей электроэнергии уведомление о результатах состоявшихся торгов по покупке (продаже) балансирующей электроэнергии, в котором указываются название поставщика (покупателя) балансирующей электроэнергии, его почтовые и банковские реквизиты, период оказания услуг, объем продажи (покупки) балансирующей электроэнергии, цена, сложившаяся по ранжированному списку, стоимость балансирующей электроэнергии.

      Системный оператор осуществляет корректировку объемов производства-потребления электрической энергии поставщиков (покупателей) балансирующей электроэнергии в суточном графике.

      33. Расчет объемов балансирующей электроэнергии осуществляется для каждого часа операционных суток из расчетного периода по данным системного оператора об активизации заявки на участие в регулировании.

      34. Каждый час операционных суток расчетного периода по критерию наибольшего объема регулирования, произведенного системным оператором в данный час, определяется как:

      1) час регулирования на повышение;

      2) час регулирования на понижение;

      3) час без регулирования.

      35. Цена балансирующей электроэнергии для каждого часа операционных суток из расчетного периода определяется ценой последнего задействованного в данном часе предложения из ранжированного списка. Все задействованные заявки в пределах одного операционного часа оплачиваются по одной цене.

      36. При предотвращении технологических нарушений и аварий, их локализации и ликвидации период времени, в течение которого производились операции по предотвращению, локализации и ликвидации технологических нарушений и аварий в национальной электрической сети (вручную или действием системной противоаварийной автоматики), системный оператор определяет как часы без регулирования, независимо от того производилось ли регулирование на понижение либо на повышение. Все взаиморасчеты с поставщиками балансирующей электроэнергии производятся системным оператором по цене дисбаланса электрической энергии, определяемой для часа без регулирования в соответствии с пунктом 45 настоящих Правил.

      37. В условиях перегрузки сечений участков электрической сети последовательность ввода заявок на участие в регулировании определяется расположением поставщика балансирующей электроэнергии относительно перегруженного сечения, при этом системный оператор:

      1) фиксирует перегрузку сечения;

      2) принимает решение о выделении части единой электроэнергетической системы Республики Казахстан в отдельную зону балансирования;

      3) делит ранжированный список в соответствии с выделенными зонами;

      4) производит все операции по физическому урегулированию дисбалансов электрической энергии раздельно по каждой зоне.

      38. В случае перегрузки сечений и деления единой электроэнергетической системы Республики Казахстан на различные зоны балансирования, цена балансирующей электроэнергии определяется для каждой зоны раздельно.

      39. При раздельной работе отдельных частей единой электроэнергетической системы Республики Казахстан, в том числе при плановых и аварийных ремонтах, все операции по поддержанию в готовности резервов мощности, формирование ранжированного списка заявок на поставку (покупку) балансирующей электроэнергии, физическое и впоследствии финансовое регулирование дисбалансов электрической энергии производятся раздельно по каждой зоне.

      40. В имитационном режиме системный оператор, с целью осуществления физического урегулирования дисбалансов, осуществляет куплю-продажу электрической энергии, а также приобретение услуг по регулированию мощности. В договорах на оказание услуг по регулированию мощности оговариваются объем услуг и условия их использования.

      41. Физическое урегулирование дисбалансов в имитационном режиме осуществляется следующим образом:

      1) системный оператор определяет объемы покупки (продажи) электрической энергии, а также объемы закупаемых услуг по регулированию мощности на основе прогнозных балансов производства и потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Казахстана и осуществляет куплю-продажу электрической энергии и приобретение услуг по регулированию мощности;

      2) системный оператор задействует заключенные договоры купли-продажи электрической энергии и на приобретение услуг по регулированию мощности в случае:

      отклонения частоты от номинальных значений в режиме изолированной работы единой электроэнергетической системы Республики Казахстан;

      отклонения фактических значений межгосударственных сальдо-перетоков электрической энергии единой электроэнергетической системы Республики Казахстан с энергосистемами сопредельных государств от значений, согласованных в утвержденном суточном графике;

      перегрузок в сечениях;

      предотвращения, локализации и ликвидации технологических нарушений и аварий;

      3) по согласованию между системным оператором и субъектом оптового рынка электрической энергии в договоре на оказание системных услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии устанавливается диапазон возможных дисбалансов данного субъекта рынка;

      4) исключается выход величины дисбалансов за пределы диапазонов возможных дисбалансов, предусмотренных договорами на оказание системных услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии. При этом алгебраическая сумма (сальдо) дисбалансов за сутки и расчетный период должна равняться нулю;

      5) системный оператор осуществляет мониторинг соблюдения субъектами рынка диапазонов возможных дисбалансов и нулевого сальдо дисбалансов, и при нарушении субъектом рынка этих условий вводит ограничение на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии.

4. Финансовое урегулирование дисбалансов
электрической энергии

      42. Финансовое урегулирование дисбалансов электрической энергии осуществляется системным оператором по договору на оказание услуг по организации балансирования с провайдерами баланса, при этом операции купли-продажи балансирующей электроэнергии осуществляются расчетным центром по договору купли-продажи балансирующей электроэнергии с провайдерами баланса.

      43. Системный оператор осуществляет расчет почасовых дисбалансов электрической энергии следующим образом:

      1) на основании данных систем (приборов) почасового коммерческого учета электрической энергии определяется фактический объем принятой (отпущенной) провайдером баланса электрической энергии. При этом прием электрической энергии провайдером баланса определяется со знаком "+", отпуск электрической энергии определяется со знаком "-";

      2) дисбаланс электрической энергии для провайдера баланса рассчитывается как алгебраическая сумма фактического объема принятой (отпущенной) электрической энергии в течение часа от объема, указанного для данного часа в утвержденном суточном графике системного оператора (с учетом согласованных корректировок);

      3) положительный дисбаланс электрической энергии провайдера баланса означает потребление электрической энергии сверх объемов, указанных в суточном графике, или недостаточную фактическую выдачу электрической энергии. Отрицательный дисбаланс электрической энергии провайдера баланса означает фактическое потребление электрической энергии ниже договорного или избыточную выдачу электрической энергии;

      4) ежедневно субъекты оптового рынка электрической энергии, не имеющие технической возможности автоматической передачи данных, направляют системному оператору по согласованному протоколу данные почасового учета потребления (поставки) сальдо-перетока электрической энергии со смежными субъектами оптового рынка и энергопередающими организациями, к чьим сетям непосредственно подключены. Согласованные данные являются основой для предварительного расчета дисбалансов электрической энергии и возникающих при этом финансовых обязательств;

      5) в случае отсутствия данных систем (приборов) почасового коммерческого учета электрической энергии провайдера баланса, почасовой дисбаланс электрической энергии определяется расчетным путем в соответствии с пунктами 18, 19, 20 настоящих Правил;

      6) по результатам расчетного периода оформляется акт подтверждения данных учета электрической энергии. В случае отклонения фактического объема принятой (отпущенной) провайдером баланса электрической энергии от суммы почасовых значений за расчетный период, производятся корректировка почасовых значений и перерасчет почасовых дисбалансов электрической энергии провайдера баланса;

      7) непредставление системному оператору согласованных актов означает согласие субъекта оптового рынка электрической энергии, провайдера баланса на использование системным оператором расчетного метода в соответствии с главой 6 настоящих Правил.

      44. Субъекты оптового рынка электрической энергии, не имеющие автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, оформляют акт снятия показаний приборов коммерческого учета, на основании которого определяется фактический объем принятой (отпущенной) провайдером баланса электрической энергии.

      45. Системный оператор осуществляет для каждого провайдера баланса, за исключением расчетно-финансового центра, расчеты платежей за дисбалансы электрической энергии для каждого часа суток:

      1) для часа регулирования на повышение провайдеры баланса дебетуются за положительные дисбалансы и кредитуются за отрицательные дисбалансы по цене балансирующей электроэнергии последнего задействованного предложения в ранжированном списке на повышение;

      2) для часа регулирования на понижение провайдеры баланса дебетуются за положительные дисбалансы и кредитуются за отрицательные дисбалансы по цене балансирующей электроэнергии, последнего задействованного предложения в ранжированном списке на понижение;

      3) для часа без регулирования провайдеры баланса дебетуются за положительные дисбалансы и кредитуются за отрицательные дисбалансы по цене электрической энергии, определяемой как клиринговая цена электрической энергии на спот-торгах на данный час. В случае отсутствия спот-торгов в расчетный час, цена дисбаланса электрической энергии определяется как клиринговая цена на централизованных торгах аналогичного периода;

      4) в случае несовпадения по результатам расчетного периода объемов расчетного дебета и расчетного кредита, обусловленного иными условиями договоров и взаимоотношений с организациями и хозяйствующими субъектами смежных государств, расчетно-финансовым центром, почасовые цены за положительные дисбалансы электрической энергии пересчитываются с учетом корректировочного коэффициента;

      5) для часа регулирования на повышение и часа без регулирования в случае несоответствия расчетного дебета системного оператора и расчетного кредита системного оператора почасовые цены на продажу балансирующей электроэнергии пересчитываются с учетом корректировочного коэффициента.

      Корректировочный коэффициент определяется как отношение расчетного дебета к расчетному кредиту;

      6) для часа регулирования на понижение в случае несоответствия расчетного дебета и расчетного кредита системного оператора почасовые цены на покупку балансирующей электроэнергии пересчитываются с учетом корректировочного коэффициента.

      Корректировочный коэффициент определяется как отношение расчетного кредита к расчетному дебету.

      46. Финансовое урегулирование с провайдерами баланса выявленных дисбалансов электрической энергии осуществляется следующим образом:

      1) ежедекадно системный оператор формирует по каждому провайдеру баланса ведомость взаиморасчетов по дисбалансам, в которой указываются объем и знак дисбаланса по каждому часу, цена балансирующей электроэнергии по каждому часу, суммарный объем дебета и кредита за расчетную декаду;

      2) сформированная ведомость является основанием для взаиморасчетов между провайдером баланса и расчетным центром системного оператора;

      3) по результатам расчетного периода осуществляются окончательные взаиморасчеты между расчетным центром системного оператора и провайдерами баланса на основании фактического баланса производства-потребления электрической энергии на оптовом рынке электрической энергии Республики Казахстан и месячных ведомостей взаиморасчетов по дисбалансам.

5. Взаимодействие системного оператора с организациями и
хозяйствующими субъектами других государств

      47. Системный оператор на балансирующем рынке электрической энергии осуществляет физическое и финансовое урегулирование отклонений фактических сальдо-перетоков электрической энергии единой электроэнергетической системы Республики Казахстан с энергосистемами сопредельных государств от договорных сальдо-перетоков, согласованных в утвержденном суточном графике, в соответствии с заключенными договорами.

      48. Системный оператор, осуществляя функции по балансированию производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, соблюдению договорных сальдо-перетоков электрической энергии:

      1) заключает договоры на оказание и (или) получение услуг, направленных на поддержание баланса электрической энергии с организациями и хозяйствующими субъектами других государств;

      2) осуществляет финансовое урегулирование дисбалансов электрической энергии с организациями и хозяйствующими субъектами других государств по результатам расчетного периода.

6. Определение профиля нагрузки и проведение расчетов
дисбалансов электроэнергии по профилю нагрузки

      49. В договоре на оказание системных услуг по организации балансирования для потребителя электрический энергии либо энергоснабжающей организации указывается профиль нагрузки.

      50. Профиль нагрузки используется для определения почасовых значений потребления при отсутствии почасовых измерений потребления (сальдо-перетока) субъекта оптового рынка электрической энергии.

      51. Профиль нагрузки формируется на основе данных телеметрии. При отсутствии данных телеметрии профиль нагрузки формируется на основе статистической информации, проводимых сезонных почасовых контрольных замеров, других параметров режима работы субъекта оптового рынка электрической энергии и согласовывается системным оператором. Срок действия согласованного профиля и условия его изменения и согласования оговариваются договором на оказание услуг по организации балансирования.

      52. При отсутствии согласованного профиля нагрузки у потребителя электрической энергии (энергоснабжающей организации) системный оператор определяет и использует для определения почасовых значений потребления типовой профиль нагрузки потребителя с аналогичной структурой потребления либо по данным ежегодно проводимых почасовых контрольных замеров у данного потребителя.

      53. Расчет почасовых дисбалансов электрической энергии для профильного потребителя (энергоснабжающей организации) производится следующим образом:

      1) на основе согласованного (определенного) профиля нагрузки определяются почасовые коэффициенты заполнения профиля нагрузки - отношение часового значения нагрузки к суточному значению. Сумма почасовых коэффициентов заполнения нагрузки равна единице;

      2) в том случае, если производятся посуточные измерения фактического потребления (сальдо-перетока) электрической энергии - фактический объем суточного потребления (сальдо-перетока) умножается на часовые коэффициенты заполнения профиля нагрузки. Полученные почасовые расчетные объемы фактического потребления (сальдо-перетока) сравниваются с почасовыми договорными значениями, указанными в утвержденном суточном графике. Выявленные почасовые дисбалансы электрической энергии являются основой для проведения взаиморасчетов провайдера баланса с системным оператором;

      3) при подключении субъекта оптового рынка к электрическим сетям межрегионального уровня через сети энергопередающих организаций или региональной электросетевой компании определение (измерение) фактического объема суточного потребления производится по данным приборов, установленных в точках коммерческого учета электроэнергии, данным, хранящимся в базах данных автоматизированной системы коммерческого учета электроэнергии, и формулам, согласованным с соответствующей энергопередающей организацией или региональной электросетевой компанией. В случае расхождения данных о фактическом объеме суточного потребления электрической энергии субъекта оптового рынка электрической энергии и энергопередающей организации или региональной электросетевой компании, к расчетам принимаются данные, представленные системному оператору энергопередающей организацией или региональной электросетевой компанией. Корректировка расчетов величин дисбалансов электрической энергии для субъектов оптового рынка электрической энергии, подключенных к электрическим сетям межрегионального уровня через сети энергопередающих организаций или региональной электросетевой компании, производится на основании акта снятия показаний приборов коммерческого учета по результатам расчетного периода;

      4) в том случае, если измерения фактического потребления (сальдо-перетока) производятся реже, чем раз в сутки, первоначально определяется среднесуточное расчетное фактическое потребление (сальдо-переток), затем производятся расчеты почасовых дисбалансов в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

      5) по результатам расчетного периода оформляется акт снятия показаний приборов коммерческого учета профильного потребителя (энергоснабжающей организации), на основании которого определяется фактический объем принятой (отпущенной) провайдером баланса электроэнергии. В случае отклонения фактического объема принятой (отпущенной) субъектом оптового рынка электроэнергии от суммы почасовых значений за расчетный период производятся корректировка почасовых значений и перерасчет почасовых дисбалансов электрической энергии провайдера баланса.

      54. Для энергопроизводящих организаций в случае отсутствия почасовых измерений нагрузки, профиль нагрузки определяется по данным телеметрии, при отсутствии данных телеметрии – как среднечасовая величина в течение суток.

7. Договоры на балансирующем рынке электрической энергии

      55. На балансирующем рынке электрической энергии заключаются следующие договоры:

      1) на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, заключаемых системным оператором с субъектом оптового рынка электрической энергии или его провайдером баланса;

      2) на покупку (продажу) электрической энергии на балансирующем рынке электрической энергии Республики Казахстан, заключаемые расчетным центром с провайдерами баланса;

      3) на оказание услуг по поддержанию в готовности резерва мощности, заключаемых системным оператором с субъектом оптового рынка электрической энергии;

      4) на оказание услуг по финансовому урегулированию дисбалансов электрической энергии, заключаемых провайдером баланса с субъектом оптового рынка электрической энергии, не выступающим в качестве провайдеров баланса рынка электрической энергии.

      56. Условиями договора на оказание услуг по организации балансирования производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан, заключаемого системным оператором с субъектом оптового рынка электрической энергии или его провайдером баланса, являются:

      1) обеспечение организации балансирования производства-потребления электрической энергии в единой электроэнергетической системе Республики Казахстан;

      2) определение профиля нагрузки потребителя электрической энергии либо энергоснабжающей организации;

      3) учет электрической энергии;

      4) расчет дисбалансов электрической энергии;

      5) порядок оплаты.

      57. Условиями договора на покупку (продажу) электрической энергии на балансирующем рынке электрической энергии Республики Казахстан, заключаемого расчетным центром с провайдером баланса, являются:

      1) определение величины дисбалансов электрической энергии;

      2) учет электрической энергии;

      3) порядок оплаты.

      58. Условиями договора на оказание услуг по поддержанию в готовности резерва мощности, заключаемого системным оператором с субъектом оптового рынка электрической энергии, являются:

      1) определение величины и стоимости поддерживаемого резерва мощности;

      2) определение порядка использования резерва мощности, скорость набора (сброса) нагрузки, предельные цены при регулировании на повышение и понижение балансирующей электроэнергии, задействованной системным оператором при физическом урегулировании дисбалансов электрической энергии;

      3) обязательства поставщика услуг по исполнению команд системного оператора;

      4) коммерческий учет балансирующей электроэнергии, задействованной при физическом урегулировании дисбалансов;

      5) определение финансовых обязательств системного оператора и поставщика услуг.

      59. Условиями договоров на оказание услуг по финансовому урегулированию дисбалансов электрической энергии, заключаемых провайдерами баланса с субъектами оптового рынка электрической энергии, не выступающими в качестве провайдеров баланса, являются:

      1) обязательства провайдеров баланса по финансовому урегулированию дисбалансов электрической энергии;

      2) расчет финансовых обязательств;

      3) проведение платежей;

      4) гарантии оплаты за учтенные дисбалансы электрической энергии.