В соответствии с подпунктом 3) пункта 16 Положения о Комитете национальной безопасности Республики Казахстан, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 1 апреля 1996 года № 2922, ПРИКАЗЫВАЮ:
1.
Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по Акмолинской области.
2.
Отменить приказ Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 8 декабря 2005 года № 208 «Об утверждении Положения о Департаменте Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по Акмолинской области».
3.
Департаменту Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по Акмолинской области в установленном законодательством порядке обеспечить:
1)
государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2)
в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в информационно-правовой системе «Әділет»;
3)
после государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан государственную регистрацию настоящего приказа в Департаменте юстиции Акмолинской области;
4)
в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Департаменте юстиции Акмолинской области представление в Юридический департамент Комитета национальной безопасности Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3 настоящего пункта.
4.
Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального публикования.
Председатель Комитета |
Н. Абыкаев |
Утверждено |
Положение
о Департаменте Комитета национальной безопасности
Республики Казахстан по Акмолинской области
1. Общие положения
1.
Департамент Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по Акмолинской области (далее – Департамент) является территориальным органом Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
2.
Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Казахстан, законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан, иными нормативными правовыми актами и приказами Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а также настоящим Положением.
3.
Департамент является юридическим лицом в организационно-правовой форме государственного учреждения, имеет действительное и условное наименования, печати и штампы, счета, основные фонды, объекты социально-культурного и медицинского назначения.
4.
Структура, штатная численность Департамента утверждаются Председателем Комитета национальной безопасности Республики Казахстан в установленном порядке.
5.
Департамент состоит из управлений, отделов, отделений, образующих его структуру. В его состав входят следующие обособленные структурные подразделения:
1)
Степногорский городской отдел. Зона обеспечения – город Степногорск, поселок Бестобе;
2)
Есильский городской отдел. Зона обеспечения – Есильский, Жаркаинский и Жаксынский районы;
3)
Бурабайский районный отдел. Зона обеспечения – Бурабайский, Буландынский и Енбекшильдерский районы;
4)
Атбасарский районный отдел. Зона обеспечения – Атбасарский, Астраханский и Егиндыкольский районы;
5)
Целиноградский районный отдел. Зона обеспечения – Целиноградский, Аршалынский и Коргалжынский районы;
6)
Зерендинское районное отделение. Зона обеспечения – Зерендинский и Сандыктауский районы;
7)
Аккольское районное отделение. Зона обеспечения – Аккольский и Шортандинский районы;
8)
Ерейментауское районное отделение. Зона обеспечения –Ерейментауский район.
6.
Департамент вступает в гражданско-правовые отношения в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
7.
Департамент имеет право выступать стороной гражданско-правовых отношений от имени государства, если он уполномочен на это в соответствии с законодательством.
8.
Юридический адрес Департамента: 020000, Республика Казахстан, Акмолинская область, город Кокшетау, улица Ауэзова, 155.
9.
Финансирование деятельности Департамента осуществляется только из республиканского бюджета.
10.
Полное наименование Департамента – государственное учреждение «Департамент Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по Акмолинской области».
11.
Настоящее Положение является учредительным документом Департамента.
12.
Департаменту запрещается вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями Департамента.
Если Департаменту законодательными актами предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, направляются в доход государственного бюджета.
2. Основные задачи Департамента
13.
Основными задачами Департамента в пределах Акмолинской области являются:
1)
участие в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
2)
добывание разведывательной информации в интересах Республики Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О внешней разведке»;
3)
выявление, предупреждение и пресечение разведывательно-подрывной и иной сопряженной с подрывом основ конституционного строя, экономического и оборонного потенциала и (или) нанесением иного ущерба безопасности Республики Казахстан деятельности специальных служб, иностранных и международных организаций, а также отдельных лиц;
4)
выявление, предупреждение и пресечение террористической и иной деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности Республики Казахстан;
5)
участие в координации деятельности в сфере противодействия терроризму и экстремизму на территории области;
6)
выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности;
7)
иные задачи, определяемые законами, актами Президента и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
3. Основные функции, обязанности и права Департамента
14.
Департамент в установленном законодательством Республики Казахстан порядке и в пределах своей компетенции на территории Акмолинской области осуществляет следующие функции:
1)
участвует в реализации государственной политики в области обеспечения национальной безопасности;
2)
участвует в реализации государственных (отраслевых) программ по обеспечению национальной безопасности;
3)
с согласия руководства Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и в пределах своих полномочий принимает участие в работе международных, межгосударственных и иных организаций в соответствии с международными договорами Республики Казахстан, обеспечивает взаимодействие и международное сотрудничество со специальными службами, правоохранительными органами, органами правительственной и специальной связи иностранных государств, международными структурами безопасности и правоохранительными организациями в сферах деятельности, относящихся к компетенции органов национальной безопасности;
4)
обеспечивает государственные органы информацией, необходимой для принятия решений в сфере обеспечения национальной безопасности;
5)
организует и осуществляет контрразведывательную деятельность по защите основ конституционного строя, экономического и оборонного потенциала Республики Казахстан от разведывательно-подрывной деятельности противника;
6)
организует и обеспечивает разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность, направленную на обеспечение пограничной безопасности Республики Казахстан в пределах своей компетенции;
7)
разрабатывает и реализует меры по противодействию терроризму и экстремизму, иной деятельности, направленной на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности Республики Казахстан, осуществляет координацию деятельности государственных органов в сферах противодействия терроризму и экстремизму. Организует проведение антитеррористических операций на территории области;
8)
способствует повышению уровня антитеррористической защиты объектов, уязвимых в террористическом отношении, посредством информирования их руководителей о характере и специфике террористических угроз, разработки рекомендаций по противодействию терроризму и антитеррористической защите, проведения практических антитеррористических учений на объектах, уязвимых в террористическом отношении;
9)
осуществляет контроль за реализацией государственными органами и органами местного самоуправления Республики Казахстан комплекса мер по совершенствованию систем безопасности и готовности к нейтрализации террористических угроз;
10)
на период проведения призыва граждан на воинскую службу участвует в работе призывных комиссий;
11)
на основе представленных местными органами военного управления Республики Казахстан сводных данных осуществляет мониторинг и отбор призывного контингента для нужд Пограничной службы Комитета национальной безопасности;
12)
выявляет, предупреждает и пресекает чрезвычайные ситуации социального характера, вызванные массовым переходом Государственной границы Республики Казахстан с территорий сопредельных государств, попытками насильственного изменения конституционного строя Республики Казахстан; актами терроризма; действиями, направленными на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Республики Казахстан; диверсиями; вооруженным мятежом, а также осуществляет иные действия, предусмотренные Законом Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года «О чрезвычайном положении»;
13)
организует и непосредственно осуществляет оперативно-розыскную и контрразведывательную деятельность, дознание и предварительное следствие в установленном законодательством порядке;
14)
оказывает содействие специальным государственным и правоохранительным органам, Вооруженным Силам, другим войскам и воинским формированиям Республики Казахстан в обеспечении общественной безопасности, законности, правопорядка, обороноспособности страны, решении иных поставленных перед ними задач;
15)
участвует в разработке и осуществлении совместно с уполномоченными органами мер по локализации и нейтрализации внешних и внутренних факторов, создающих условия для проведения разведывательно-подрывных акций, в том числе в сфере противодействия транснациональным преступным сообществам, незаконной миграции, незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, специальных технических средств и электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации;
16)
организует и осуществляет в пределах своей компетенции разведывательную деятельность в интересах Республики Казахстан;
17)
осуществляет с государственными органами, а также иными организациями взаимодействие по вопросам, относящимся к компетенции органов национальной безопасности;
18)
разрабатывает и осуществляет меры по контрразведывательной защите сведений, составляющих государственные секреты, в государственных органах и организациях, а также контролирует их деятельность в указанной сфере;
19)
реализует меры, связанные с проведением специальной проверки граждан Республики Казахстан, оформляемых (переоформляемых) на допуск к сведениям, составляющим государственные секреты, а также выдачей разрешений организациям на деятельность, связанную с использованием сведений, составляющих государственные секреты, созданием средств защиты государственных секретов, а также с проведением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственных секретов;
20)
принимает во взаимодействии с другими компетентными органами меры по обеспечению безопасности представительств иностранных государств и международных организаций на территории Акмолинской области;
21)
организует проведение обязательной специальной проверки граждан Республики Казахстан, поступающих (состоящих) на государственную службу, в порядке и пределах, установленных законодательством;
22)
осуществляет деятельность по противодействию техническим разведкам;
23)
обеспечивает выявление и пресечение использования сетей и средств связи в преступных целях, наносящих ущерб интересам личности, общества и государства;
24)
осуществляет контроль в сфере оборота специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности;
25)
организует сертификацию технических, в том числе криптографических средств защиты сведений, составляющих государственные секреты;
26)
организует и обеспечивает защиту сотрудников и работников Департамента, а также конфиденциальных помощников;
27)
обеспечивает безопасность лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственной защите лиц, участвующих в уголовном процессе;
28)
осуществляет меры по зашифровке сотрудников органов национальной безопасности, ведомственной принадлежности учреждений, помещений и транспортных средств;
29)
организует боевое, техническое, материальное, финансовое, научное, информационное, правовое, социально-бытовое, военно-медицинское (медицинское) и другие виды обеспечения сотрудников и работников Департамента, в том числе капитальное строительство и реконструкцию, ремонт зданий и сооружений, жилищное строительство, ремонт;
30)
осуществляет в пределах компетенции органов национальной безопасности прием и рассмотрение обращений и заявлений физических и юридических лиц;
31)
обеспечивает порядок документирования и управления документацией, организацию и ведение делопроизводства, организацию архивного дела в Департаменте, защиту государственных секретов, использует в этих целях информационные системы в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
32)
проводит полиграфологические (при наличии штатных единиц специалистов психолого-социологического обеспечения), психолого-социологические и психофизиологические исследования в рамках обеспечения оперативно-служебной деятельности;
33)
проводит военно-врачебную экспертизу, в том числе психофизиологическое освидетельствование для установления годности по состоянию здоровья к службе в органах национальной безопасности, определения причинной связи заболеваний, увечий (ранений, травм, контузий) и смерти у граждан в связи с прохождением (исполнением обязанностей) ими службы в органах национальной безопасности, а также наркотестирование;
34)
рассматривает дела об административных правонарушениях и налагает административные взыскания в порядке, установленном Кодексом Республики Казахстан об административных правонарушениях;
35)
осуществляет взаимодействие с дежурными службами заинтересованных государственных органов в целях своевременного получения информации о событиях и фактах, затрагивающих интересы национальной безопасности;
36)
организует охрану зданий, объектов, а также обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов;
37)
обеспечивает правопорядок в Департаменте;
38)
организует и проводит работу по развитию и расширению сферы употребления государственного языка в Департаменте;
39)
выполняет иные функции, отнесенные к его ведению законами, актами Президента и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
15.
Департамент в пределах своей компетенции обязан:
1)
проводить обязательную специальную проверку граждан Республики Казахстан в порядке и пределах, установленных законодательством;
2)
осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности;
3)
обеспечивать мобилизационную готовность личного состава Департамента;
4)
оказывать содействие государственным органам в предупреждении и пресечении деятельности на территории Республики Казахстан незаконных военизированных формирований, политических партий и профессиональных союзов других государств, партий на религиозной основе, а также финансирования политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями;
5)
участвовать в разработке и осуществлении мер по обеспечению безопасности объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, объектов жизнеобеспечения регионов и других стратегических объектов, перечень которых определяет Правительство Республики Казахстан;
6)
вести информационно-аналитическую работу в целях реализации возложенных на Департамент задач;
7)
участвовать в соответствии с законодательством Республики Казахстан в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Республики Казахстан и выхода из гражданства Республики Казахстан, выезда за границу граждан Республики Казахстан, въезда на территорию Республики Казахстан и выезда за ее пределы иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима их пребывания на территории Республики;
8)
принимать во взаимодействии с другими компетентными органами меры по обеспечению безопасности представительств иностранных государств и международных организаций на территории области;
9)
участвовать совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности глав государств, правительств зарубежных стран и руководителей международных организаций на период их пребывания в Республике Казахстан, а также проводимых на территории области важных общественно-политических мероприятий;
10)
проводить специальную проверку граждан Республики Казахстан, оформляемых (переоформляемых) на допуск к информации, составляющей государственную и служебную тайну;
11)
исполнять иные обязанности, отнесенные к его ведению законами и актами Президента и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
16.
Департамент для решения возложенных задач и выполнения функций в установленном законодательством порядке имеет право:
1)
проводить общие и специальные оперативно-розыскные и контрразведывательные мероприятия, экспертно-криминалистические, психолого-социологические исследования в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, расследование которых отнесено законодательством к ведению органов национальной безопасности;
2)
пресекать использование на территории Республики Казахстан передающих радиоэлектронных средств, используемых с нарушением установленных правил или законодательства Республики Казахстан о защите государственных секретов;
3)
осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, преступные группы, цели и действия которых направлены на подрыв безопасности государства, нарушение территориальной целостности Республики Казахстан, насильственное изменение конституционного строя;
4)
взаимодействовать с субъектами внешней разведки Республики Казахстан при осуществлении разведывательной деятельности, в том числе с использованием радиоэлектронных и специальных технических средств;
5)
решать совместно с уполномоченными государственными органами вопросы о закрытии въезда и выдворении из Республики Казахстан иностранных граждан и лиц без гражданства, которые своими действиями создают угрозу или наносят ущерб безопасности общества и государства;
6)
при выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений, отнесенных законодательством к ведению органов национальной безопасности, давать обязательные для исполнения поручения другим органам в пределах, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством;
7)
вызывать в Департамент граждан по материалам, находящимся в производстве, получать от них объяснения, справки, документы и снимать с них копии, подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки по вызову;
8)
в соответствии с законодательством проверять у граждан при обоснованном подозрении в совершении преступлений документы, удостоверяющие их личность. Производить задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, осуществлять проверку документов, личный досмотр задержанных и их транспортных средств, а также изъятие находящихся при них вещей и документов;
9)
при участии в антитеррористической операции и обеспечении правового режима антитеррористической операции применять меры и временные ограничения, предусмотренные Законом Республики Казахстан «О противодействии терроризму»;
10)
использовать средства связи, транспортные средства, принадлежащие организациям, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших или подозреваемых в совершении преступлений, доставления задержанных лиц к месту их содержания, а также для проезда к месту происшествия и доставки нуждающихся в срочной медицинской помощи граждан в лечебные учреждения. По требованию владельцев средств связи и транспортных средств возмещают в установленном законодательством Республики Казахстан порядке причиненный в результате этого фактический ущерб;
11)
привлекать к работе граждан Республики Казахстан на добровольной основе в качестве внештатных оперативных сотрудников в порядке, установленном Председателем Комитета национальной безопасности;
12)
вносить в государственные органы и организации обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Республики Казахстан, совершению преступлений, расследование которых отнесено законодательством Республики Казахстан к ведению органов национальной безопасности;
13)
осуществлять административное задержание лиц, совершивших правонарушения, связанные с попытками проникновения и проникновением на специально охраняемые территории особорежимных и иных объектов. Проверять документы, удостоверяющие их личность, получать от них объяснения, осуществлять их личный досмотр, досмотр и изъятие вещей и документов;
14)
использовать на договорной основе служебные помещения, транспортные и иные технические средства Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и иных организаций, а также жилые и другие помещения, транспортные средства и иное имущество физических и юридических лиц;
15)
иметь медицинские подразделения для организации военно-медицинского обеспечения и проведения военно-врачебной экспертизы в установленном законодательством порядке;
16)
иметь вне места его нахождения обособленные структурные подразделения, выполняющие часть функций Департамента и не подлежащие учетной регистрации в органах юстиции;
17)
издавать совместные акты с территориальными органами государственных органов Республики Казахстан, необходимые для выполнения возложенных на Департамент задач и функций;
18)
получать безвозмездно и с соблюдением установленных законодательными актами Республики Казахстан требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, от государственных органов, субъектов предпринимательства, банков второго уровня и организаций информацию, необходимую для выполнения задач, возложенных на Департамент;
19)
командировать сотрудников и работников Департамента;
20)
осуществлять хранение и использование архивных оперативных, следственных и других материалов, относящихся к деятельности Департамента;
21)
осуществлять допуск физических и юридических лиц к работам по обслуживанию объектов Департамента после проведения изучения и проверки;
22)
проверять при входе (въезде) на объекты и помещения Департамента и при выходе (выезде) из них у физических лиц документы, удостоверяющие личность, досматривать находящиеся при них вещи (за исключением охраняемых лиц);
23)
осуществлять контроль, организовывать проверки состояния работы по обеспечению режима секретности, сохранности государственных секретов, организации и ведения секретного и несекретного делопроизводства в подразделениях Департамента;
24)
в целях зашифровки личности сотрудников Департамента, ведомственной принадлежности их подразделений, помещений и транспортных средств или личности граждан, оказывающих содействие органам национальной безопасности на конфиденциальной основе, использовать документы других государственных органов, а также организаций;
25)
иметь, арендовать спортивные сооружения для организации специальной и физической подготовки сотрудников Департамента, а также проведения спортивных мероприятий различного уровня;
26)
в установленном порядке в оборудованных местах хранить оружие, боеприпасы, специальные средства защиты и обороны;
27)
осуществлять и реализовывать иные функции и права, отнесенные к его ведению законами, актами Президента и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан.
4. Организация деятельности Департамента
17.
Департамент возглавляет начальник, который назначается на должность Председателем Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по согласованию с Президентом Республики Казахстан или по его поручению с Руководителем Администрации Президента Республики Казахстан.
18.
Начальник Департамента в случаях, установленных законодательством Республики Казахстан, имеет заместителя (заместителей).
19.
Начальник Департамента осуществляет общее руководство деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций.
20.
Начальник Департамента представляет руководству Комитета национальной безопасности Республики Казахстан предложения по структуре и штатному расписанию Департамента.
21.
В этих целях начальник:
1)
определяет полномочия своего заместителя (заместителей), при их наличии;
2)
определяет полномочия руководителей структурных подразделений, входящих в состав Департамента;
3)
утверждает должностные инструкции сотрудников и работников Департамента;
4)
осуществляет иные полномочия в соответствии с нормативными правовыми и правовыми актами Республики Казахстан.
22.
Заместитель (заместители) начальника Департамента:
1)
координирует деятельность Департамента в пределах своих полномочий;
2)
в период отсутствия начальника Департамента в соответствии с предоставленными полномочиями осуществляет общее руководство деятельностью Департамента и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент задач и осуществление им своих функций;
3)
осуществляет иные функции, возложенные руководством Департамента.
23.
Документы, направляемые от имени Департамента физическим и юридическим лицам, а также в другие подразделения Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, подписываются начальником Департамента, а в случае его отсутствия – лицом, его замещающим, или его заместителями в соответствии со статусом адресата.
5. Имущество Департамента
24.
Департамент имеет на праве оперативного управления обособленное имущество.
Имущество Департамента формируется за счет имущества, переданного ему собственником, а также имущества (включая денежные доходы), приобретенного в результате собственной деятельности и иных источников, не запрещенных законодательством.
25.
Имущество, закрепленное за Департаментом, относится к республиканской собственности.
26.
Департамент не вправе самостоятельно отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств, выданных ему по плану финансирования, если иное не установлено законодательством.
6. Реорганизация и ликвидация Департамента
27.
Реорганизация и упразднение Департамента осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.