Об утверждении Правил разработки государственных общеобязательных стандартов образования

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 ноября 2014 года № 484. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 декабря 2014 года № 9997

Действующий

      В соответствии с подпунктом 6-2) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила разработки государственных общеобязательных стандартов образования.
      2. Департаменту дошкольного и среднего образования, информационных технологий (Жонтаева Ж.А.):
      1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) после прохождения государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан обеспечить официальное опубликование настоящего приказа в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет».
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Имангалиева Е.Н.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    А. Саринжипов

Утверждены            
приказом Министра         
образования и науки        
Республики Казахстан       
от 25 ноября 2014 года № 484   

Правила
разработки государственных общеобязательных
стандартов образования

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила разработки государственных общеобязательных стандартов образования (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 6-2) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» (далее - Закон) и определяют порядок разработки государственных общеобязательных стандартов образования (далее - ГОСО).
      2. В настоящих Правилах используется следующее определение:
      1) уполномоченный орган в области образования - центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования.

2. Порядок разработки государственных общеобязательных
стандартов образования

      3. Уполномоченный орган в области образования организует разработку ГОСО по уровням образования согласно статьи 12 Закона.
      4. Основанием разработки ГОСО является необходимость совершенствования существующей системы образования, а также Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года».
      5. Разработка ГОСО осуществляется рабочей группой из числа специалистов в области образования с привлечением представителей заинтересованных государственных органов, организаций образования, научных организаций, научно-методических центров, с участием представителей республиканских отраслевых и профессиональных ассоциаций, Национальной палаты предпринимателей, организаций технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, который утверждается приказом Министра образования и науки Республики Казахстан.
      6. ГОСО на стадии разработки согласовывается с заинтересованными государственными органами, общественными организациями.
      7. ГОСО утверждается в соответствии с подпунктом 24) статьи 4 Закона.

3. Структура государственных общеобязательных
стандартов образования

      8. Структура ГОСО по уровням образования содержит следующие разделы:
      1) общие положения;
      2) требования к уровню подготовки обучающихся и воспитанников;
      3) требования к содержанию образования;
      4) требования к максимальному объему учебной нагрузки.
      9. В разделе «Общие положения», должна содержаться информация, раскрывающая содержание последующих разделов.
      10. В разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся и воспитанников» необходимо перечислить перечень компетенций, которыми должен обладать обучающийся и воспитанник по завершению каждого уровня образования:
      1) общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения:
      обеспечивают преемственность и непрерывность дошкольного и начального образования с учетом принципа единства воспитания, обучения, развития и оздоровления детей;
      ориентируются на реализацию задатков, наклонностей, способностей, дарований каждого ребенка и подготовку его к освоению образовательной программы начального образования на основе индивидуального подхода с учетом особенностей развития и состояния здоровья;
      формируют элементарные навыки чтения, письма, счета и опыта языкового общения и предусматривают создание равных стартовых условий для освоения начального образования;
      2) общеобразовательные учебные программы начального образования направлены на формирование пропедевтических знаний о человеке, природе и обществе, развитие духовно-нравственных ценностей, формирование функциональных навыков обучения: считать, читать, писать, логично излагать свои мысли, устанавливать причинно-следственные связи, развитие навыков поиска, анализа и интерпретации информации соответственно возрастным возможностям как основы для эффективной организации индивидуальной и командной работ;
      3) общеобразовательные учебные программы основного среднего образования направлены на освоение обучающимися базисных основ системы наук, формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение личности и профессиональную ориентацию, включает предпрофильную подготовку обучающихся;
      4) общеобразовательные учебные программы общего среднего образования разрабатываются на основе дифференциации, интеграции и профессиональной ориентации содержания образования с введением профильного обучения по естественно-математическому и общественно-гуманитарному направлениям;
      5) образовательные учебные программы технического и профессионального образования в зависимости от их содержания и уровня квалификации подготовки обучающихся в соответствии с Национальной рамкой квалификаций должны быть направлены на освоение:
      компетенций по реализации исполнительской, управленческой деятельности под руководством, предусматривающие самостоятельное планирование, определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия, предполагающая ответственность за выполнение поставленных задач и достижение конечного результата;
      умений самостоятельно определять способ выполнения установленной нормы, применять предметы и средства труда, принимать решения по выполнению простейших задач, создавать условия их реализации, конкретизировать полученные задания;
      знаний о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда, самостоятельном выполнении задач, ставить задачи подчиненным, оценивать и анализировать результаты их деятельности, мотивировать повышение профессионализма подчиненных работников в типовых ситуациях профессиональной деятельности, подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, рефлексии мышления и деятельности, способах мотивации и стимулирования труда, методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений;
      6) профессиональные учебные программы послесреднего образования должны быть направлены на подготовку специалистов технического, обслуживающего и управленческого труда из числа граждан, имеющих среднее образование (общее среднее или техническое и профессиональное);
      7) профессиональные учебные программы высшего образования направлены на подготовку специалистов с присвоением квалификации и (или) академической степени «бакалавр», последовательное повышение уровня их профессиональной подготовки и предусматривают изучение цикла общеобразовательных дисциплин, цикла базовых дисциплин, цикла профилирующих дисциплин, а также прохождение профессиональной практики по соответствующим специальностям;
      8) профессиональные учебные программы послевузовского образования направлены на подготовку научных и педагогических кадров высшей квалификации, последовательное повышение уровня их научной и педагогической подготовки и предусматривают: теоретическое обучение, включающее базовые и профильные дисциплины; практику; научно- исследовательскую работу с написанием диссертации;
      9) в государственных общеобязательных стандартах высшего и послевузовского образования описывается порядок перезачета кредитов, осваиваемых обучающимися в рамках программ академической мобильности;
      10) обучающимся, освоившим соответствующие образовательные программы послевузовского образования, присуждается академическая степень «магистр», ученые степени «доктор философии (PhD) или «доктор по профилю».
      11. В разделе «Требования к содержанию образования» должно быть описание целей, ценностей, типичного возраста обучающихся и воспитанников, нормативного срока освоения образовательных учебных программ каждого уровня.
      1) Цель дошкольного образования:
      формирование знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
      2) Цель начального образования, как часть среднего образования, основывается на общих ценностях и целях среднего образования.
      3) Цель основного среднего образования:
      формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессии, специальности.
      4) Цель общего среднего образования:
      создание образовательного пространства, благоприятного для гармоничного становления и развития личности учащегося, обладающей навыками широкого спектра (творческое применение знаний, критическое мышление, выполнение исследовательских работ, использование информационно-коммуникационных технологий);
      применение способов коммуникативного общения, включая языковые навыки;
      умение работать в группе и индивидуально.
      5) Цель технического и профессионального, послесреднего образования:
      формирование компетенций, необходимых для получения конкретной квалификации и повышения квалификационного уровня;
      непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;
      обладание обучающимися базовыми компетенциями, соответствующими уровню квалификации специалиста, формируемые в ходе целостного учебно-воспитательного процесса;
      обладание обучающимися профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности;
      обладание обучающимися специальными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности.
      6) Цель высшего и послевузовского образования:
      повышение качества высшего образования на основе обязательных требований к уровню подготовки студентов и образовательной деятельности, а также объективности и информативности оценки уровня обучения студентов и качества образовательных программ высших учебных заведений.
      7) Ценности начального, основного среднего, общего среднего образования являются устойчивыми жизненными ориентирами личности учащегося, мотивирующими поведение и созидательную деятельность и становятся ведущим фактором в формировании личности человека, умеющего реализовывать себя, улучшать качество своей жизни и окружающей среды и проявляться в способностях учащихся:
      творчески и критически мыслить для принятия верных решений и созидательного участия в жизни общества, проявления гибкости и готовности к изменениям;
      быть коммуникативным для работы в коллективе в любой языковой среде с использованием информационно-коммуникационных средств;
      проявлять уважение к культурам и мнениям для объективного отражения окружающей действительности;
      быть ответственным, проявлять активную гражданскую позицию для выполнения своих обязанностей перед Родиной и вклада в развитие Казахстана;
      быть дружелюбным и заботливым для того, чтобы относиться к другим с уважением;
      быть готовым к обучению на протяжении всей жизни для того,  чтобы самостоятельно регулировать процесс своего познания в любой жизненной ситуации и своего карьерного роста.
      8) Ценности технического и профессионального, послесреднего образования:
      способность к творчеству в профессиональной деятельности, инициативе в управлении, принимать ответственность за развитие профессионального знания и за результаты профессиональной деятельности;
      знания, умения и навыки, свойства и способности, обеспечивающие профессиональную мобильность, конкурентоспособность и социальную защищенность в современном обществе;
      подготовленность специалиста к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности, оценке результатов своего труда, решению основных задач деятельности, а также определенного объема знаний, умений, навыков.
      9) Ценности высшего образования:
      обладать базовыми знаниями в области естественнонаучных (социальных, гуманитарных, экономических) дисциплин, способствующих формированию высокообразованной личности с широким кругозором и культурой мышления;
      знать и соблюдать социально-этические ценности, основанные на общественном мнении, традициях, обычаях, общественных нормах и ориентироваться на них в своей профессиональной деятельности;
      быть способным работать в команде, корректно отстаивать свою точку зрения, предлагать новые решения;
      уметь адекватно ориентироваться в различных социальных ситуациях, в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и процессам в мировой экономике;
      знать и понимать цели и методы государственного регулирования экономики, роль государственного сектора в экономике;
      владеть навыками приобретения новых знаний, необходимых для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в магистратуре.
      10) Ценности послевузовского образования по профильной, научной и педагогической магистратуре:
      иметь представление об актуальных методологических и философских проблемах естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук, о современном состоянии экономической, политической, правовой, культурной и технологической среды мирового бизнес-партнерства;
      знать методологию научного познания, основные движущие силы изменения структуры экономики, особенности и правила инвестиционного сотрудничества;
      уметь применять научные методы познания в профессиональной деятельности, критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к изучению процессов и явлений, интегрировать знания, полученные в рамках разных дисциплин для использования при решении аналитических и управленческих задач в новых незнакомых условиях;
      обобщать результаты экспериментально-исследовательской и аналитической работы в виде магистерской диссертации, статьи, отчета, аналитической записки;
      иметь навыки научного анализа и решения практических проблем в организации и управлении экономической деятельностью организаций и предприятий;
      расширять и углублять знания, необходимые для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в докторантуре;
      иметь представление о роли науки и образования в общественной жизни, о современных тенденциях в развитии научного познания, об актуальных методологических и философских проблемах естественных (социальных, гуманитарных, экономических) наук;
      знать методологию научного познания, принципы и структуру организации научной деятельности, психологические методы и средства повышения эффективности и качества обучения;
      использовать полученные знания для оригинального развития и применения идей в контексте научных исследований;
      критически анализировать существующие концепции, теории и подходы к анализу процессов и явлений;
      применять знания педагогики и психологии высшей школы в своей педагогической деятельности;
      обобщать результаты научно-исследовательской и аналитической работы в виде диссертации, научной статьи, отчета, аналитической записки;
      расширять и углублять знания, необходимые для повседневной профессиональной деятельности и продолжения образования в докторантуре;
      11) способ организации содержания обучения на дошкольном уровне обеспечивается на основе:
      компетентностного подхода к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста;
      интегративного подхода к организации организованной учебной деятельности через образовательные области «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум»;
      осуществления диагностики достижений каждого ребенка на основе индикаторов компетентностного развития, т.е. инструментария исследования и отслеживания уровня целостного развития детей дошкольного возраста;
      12) способ организации содержания обучения на уровне начального, основного среднего, общего среднего образования реализуется принцип единства обучения и воспитания. При организации учебного процесса приоритетная роль отводится учению как ведущей деятельности учащихся. Учение предполагает использование интерактивных методов обучения, которые основаны на организации освоения опыта самим учащимся путем проявления инициативы к поиску, к активности в обсуждении вопросов, в аргументации точки зрения, к принятию конструктивного решения.
      Для учащихся с ограниченными возможностями в развитии создаются необходимые условия для получения ими среднего образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации с учетом их особых образовательных потребностей;
      13) способ организации содержания обучения на уровне технического и профессионального, послесреднего образования определяется образовательными учебными программами, которые разрабатываются на основе государственных общеобязательных стандартов образования;
      14) способ организации содержания обучения на уровне высшего образования осуществляется самостоятельно на основе кредитной технологии обучения;
      15) нормативный срок освоения образовательных учебных программ:
      дошкольное воспитание и обучение - 5 лет;
      начальное образование - 4 года;
      основное общее образование - 5 лет;
      общее среднее образование - 2 года;
      техническое и профессиональное образование - зависит от сложности установленного уровня квалификации и базового уровня образования обучающихся;
      высшее образование - 4-5 лет;
      послевузовское образование - от 1 года до 3 лет.
      12. В разделе «Требования к максимальному объему учебной нагрузки обучающихся и воспитанников» определяется максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и воспитанников:
      1) дошкольное воспитание и обучение - не более 24 часов в неделю;
      2) начальное обучение - не более 29 часов в неделю;
      3) основное среднее образование - не более 38 часов в неделю;
      4) общее среднее образование - не более 39 часов в неделю;
      5) техническое и профессиональное образование - не более 54 часов в неделю, включая обязательную учебную нагрузку при очной форме обучения - не менее 36 часов в неделю;
      6) послесреднее образование - не более 54 часов в неделю, включая обязательную учебную нагрузку при очной форме обучения - не менее 36 часов в неделю;
      7) высшее образование - не менее 129 кредитов за весь период обучения;
      8) послевузовское образование - не менее 51 кредитов при научной и педагогической магистратуре, не менее 38 кредитов при 1,5-годичной профильной магистратуре, не менее 26 кредитов при 1-годичной профильной магистратуре за весь период обучения, не менее 60 кредитов в докторантуре за весь период обучения.