В соответствии с подпунктом 8-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила осуществления образовательного мониторинга.
2. Департаменту стратегического планирования и координации (Каленова Д. Ж.):
1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после прохождения государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан обеспечить официальное опубликование настоящего приказа в периодических печатных изданиях и в информационно-правовой системе «Әділет».
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Вице-министра образования и науки Имангалиева Е.Н.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечению десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр А. Саринжипов
Утверждены
приказом Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 12 ноября 2014 года № 459
Правила
осуществления образовательного мониторинга
1. Общие положения
1. Настоящие Правила осуществления образовательного мониторинга (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 8-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и определяют порядок осуществления образовательного мониторинга.
2. В настоящих Правилах используются следующие термины:
1) образовательный мониторинг - систематическое наблюдение, анализ, оценка и прогноз состояния и динамики изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, сети, а также рейтинговых показателей достижений деятельности организаций образования;
2) национальный сборник - информационный статистический публичный документ, характеризующий на основании отобранных основных индикаторов и показателей состояние и развитие системы образования по итогам предыдущего года по сведениям административных данных;
3) национальный доклад - аналитический публичный документ, характеризующий на основании отобранных индикаторов и показателей состояние и развитие системы образования по итогам предыдущего года по данным государственной статистики и административных данных;
4) качество образования - совокупность показателей, характеризующих систему образования и отражающих степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий функционирования системы образования нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
3. Образовательный мониторинг проводится в целях информационной поддержки разработки и реализации образовательной политики, обеспечения органов управления образованием актуальной, полной, достоверной и регулярно обновляемой информацией о положении системы образования Республики Казахстан, формирования информационной базы, необходимой для анализа и прогноза развития образования.
2. Порядок осуществления образовательного мониторинга
4. Образовательный мониторинг осуществляется на основе комплекса статистических и аналитических оценочных показателей для внешней и внутренней оценки качества системы образования, кроме ведомственной системы образования органов национальной безопасности, в том числе для сравнения с международными индикаторами (Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), ЮНЕСКО). Оценка проводится в соответствии с индикаторами образовательного мониторинга, указанными в приложении к настоящим Правилам.
5. Проведение образовательного мониторинга предполагает организацию постоянного отслеживания и накопления данных на основе:
1) официальной статистической информации и административных данных, утвержденных приказом уполномоченного органа и согласованных с Комитетом по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан;
2) документов и материалов, полученных в ходе:
аттестации, аккредитации и лицензирования образовательных организаций;
повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров;
ранжирования организаций образования;
присвоения квалификации обучающимся технического и профессионального, послесреднего образования;
аналитических и социологических исследований.
6. Мониторинг имеет трехуровневую иерархическую структуру:
первый уровень:
1) Министерство образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство) осуществляет отраслевую координацию организационно-методического и программно-технического обеспечения всех процедур образовательного мониторинга, определяет основные направления и общий анализ итогов образовательного мониторинга, для максимально обоснованных и адекватных требованиям ситуации управленческих решений;
2) подведомственные организации представляют необходимые сведения по административным данным, участвуют в исследованиях, анализе результатов образовательного мониторинга для принятия решений, входящих в их компетенцию;
3) проводится областными, городов Астаны, Алматы управлениями образования, а также высшими учебными заведениями, республиканскими организациями среднего, технического и профессионального образования. Областные, городов Астаны, Алматы управления образования принимают решение о проведении мониторинга в своем регионе;
второй уровень осуществляется районными (городскими) отделами образования;
третий уровень проводится на уровне организаций дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, среднего (общего среднего, технического и профессионального) и послесреднего образования.
7. Сведения и отчетность по индикаторам представляются в Министерство ежегодно областными, городов Астаны, Алматы управлениями образования, высшими учебными заведениями, республиканскими организациями образования и подведомственными организациями в соответствии с формами и сроками, предназначенными для сбора административных данных.
8. Подведение Министерством итогов образовательного мониторинга осуществляется ежегодно:
1) в виде национального сборника до 1 марта года, следующего за отчетным периодом;
2) в виде национального доклада о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан до 1 августа года, следующего за отчетным периодом.
9. Для согласованности функционирования мониторинговых систем уровней создается единая информационная система в виде компьютерной сети, внедряется автоматизированная процедура сбора, передачи и хранения информации.
10. Субъекты образовательного мониторинга формируют и представляют данные образовательного мониторинга на бумажных носителях и в электронном формате.
11. К анализу результатов образовательного мониторинга привлекаются работодатели, представители родительской общественности.
Приложение
к Правилам осуществления
образовательного мониторинга
Индикаторы образовательного мониторинга
№ |
№ |
Индикаторы |
Сроки |
Тематические блоки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
1. |
Численность учащихся в республике, охваченных начальным образованием (МСКО 1), человек |
Сентябрь- |
|
2. |
Численность учащихся в республике, охваченных средним образованием (МСКО 2/3), человек |
|||
3. |
Динамика численности учащихся (за последние 5 лет) в республике: начальное образование (МСКО 1), человек |
|||
4. |
Динамика численности учащихся в республике (за последние 5 лет): основное среднее, общее среднее образование (МСКО 2/3), человек |
|||
5. |
Охват дошкольным воспитанием и обучением (от 1 года до 6 лет, от 3 до 6 лет), % (МСКО 0) |
|||
6. |
Охват предшкольной подготовкой (5-6 лет), % (МСКО 0) |
|||
7. |
Численность и возрастная структура детей в дошкольных организациях образования, человек |
|||
8. |
Доля частных детских садов от общего числа детских садов, % |
|||
9. |
Средняя наполняемость групп в дошкольных организациях, человек |
|||
10. |
Средняя наполняемость классов: начальное образование (МСКО 1), человек |
|||
11. |
Средняя наполняемость классов: основное среднее образование (МСКО 2), человек |
|||
12. |
Средняя наполняемость 10-11(12) классов: общее среднее образование (МСКО 3), человек |
|||
13. |
Выпуск учащихся дневных общеобразовательных школ, окончивших начальную школу, человек |
|||
14. |
Выпуск учащихся дневных общеобразовательных школ, получивших свидетельство об основном среднем образовании, человек |
|||
15. |
Выпуск учащихся дневных общеобразовательных школ, получивших аттестат об общем среднем образовании, человек |
|||
16. |
Доля учащихся общеобразовательных школ, охваченных дополнительным образованием, от общего количества учащихся общеобразовательных школ, % |
|||
17. |
Число кружков, функционирующих на базе школ по программам дополнительного образования, единица |
|||
18. |
Доля учащихся общеобразовательных школ, охваченных спортивными секциями, от общего количества учащихся общеобразовательных школ, % |
|||
19. |
Число спортивных секций на базе школ, единица |
|||
20. |
Доля учащихся общеобразовательных школ, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества учащихся общеобразовательных школ с ограниченными возможностями в развитии, % |
|||
21. |
Число школ, создавших условия для инклюзивного образования (поручни, пандусы, психолого-педагогическое сопровождение) |
|||
22. |
Доля аварийных школ от их общего количества, % |
|||
23. |
Дефицит ученических мест место. |
|||
24. |
Доля школ, ведущих занятия в три смены, % |
|||
25. |
Количество введенных ученических мест в системе ТиПО в текущем году. |
|||
26. |
Доля учащихся, обеспеченных учебниками, от общего числа учащихся, % |
|||
27. |
Количество выявленных детей, не посещающих школы 10 и более дней без уважительной причины, человек |
|||
28. |
Доля детей, охваченных комфортабельным подвозом в населенных пунктах, где нет школ, от общего числа нуждающихся в подвозе, % |
|||
29. |
Доля детей, охваченных горячим питанием, от общего количества обучающихся в школах, % |
|||
30. |
Доля детей из малообеспеченных семей, охваченных бесплатным горячим питанием, от общего количества обучающихся из малообеспеченных семей, % |
|||
31. |
Число школ, подключенных к Интернету из них к широкополосному Интернету, единица |
|||
32. |
Соотношение компьютерной техники к количеству учащихся, единица (количество компьютеров в школе / число учащихся) |
|||
33. |
Доля учащихся, охваченных образовательными программами по 12-летнему обучению, от общего количества учащихся, % |
|||
34. |
Численность обучающихся организаций ТиПО (МСКО 3,4,5), человек |
|||
35. |
Доля охвата молодежи в возрасте 14-24 лет ТиПО от общего количества населения типичного возраста, % |
|||
36. |
Прием обучающихся в организации ТиПО, человек |
|||
37. |
Выпуск квалифицированных специалистов организаций ТиПО, человек |
|||
38. |
Доля занятых и трудоустроенных выпускников учебных заведений ТиПО в первый год после окончания обучения, обучившихся по госзаказу, от общего количества выпускников, обучившихся по госзаказу, % |
|||
39. |
Доля трудоустроенных выпускников ТиПО от общего количества выпускников, % |
|||
40. |
Структура обучающихся организаций ТиПО по полу, возрасту и формам обучения |
|||
41. |
Численность обучающихся в Казахстане по уровням образования, человек |
Январь года, следующего за отчетным годом |
||
42. |
Динамика численности обучающихся в республике (за последние 5 лет): техническое и профессиональное, высшее и послевузовское образование (МСКО 3,4, 5,6,7,8), человек |
|||
43. |
Удельный вес иностранных студентов в общей численности студентов в Казахстане: высшее и послевузовское образование (МСКО 5,6,7,8), % |
|||
44. |
Доля выпускников вузов, трудоустроенных по специальности, от общего количества выпускников вузов, % |
|||
45. |
Доля трудоустроенных выпускников в разрезе высших учебных заведений от общего количества выпускников вузов, % |
|||
46. |
Доля выпускников вузов, обучившихся по госзаказу, трудоустроенных по специальности в первый год после окончания вуза, от общего количества выпускников, обучившихся по госзаказу, % |
|||
47. |
Численность женщин в составе студентов высших учебных заведений, человек |
|||
48. |
Структура студентов высших учебных заведений по полу, возрасту и формам обучения, человек |
|||
49. |
Численность, прием студентов и выпуск специалистов высшими учебными заведениями по формам обучения, человек |
|||
50. |
Численность женщин в составе магистрантов, человек |
|||
51. |
Структура магистрантов по полу и возрастным группам, человек |
|||
52. |
Численность магистрантов, прием и выпуск из магистратуры, человек |
|||
53. |
Удельный вес лиц, окончивших магистратуру с защитой магистерской работы, в общем выпуске из магистратуры, % |
|||
54. |
Численность женщин в составе докторантов PhD, человек |
|||
55. |
Структура докторантов PhD по полу и возрастным группам, человек |
|||
56. |
Удельный вес лиц, окончивших докторантуру PhD с защитой диссертации, в общем выпуске из докторантуры PhD, % |
|||
57. |
Количество реализуемых программ высшего и послевузовского профессионального образования, единица. |
|||
58. |
Контингент студентов в расчете на одного преподавателя, человек |
|||
59. |
Контингент магистрантов и докторантов на одного преподавателя, человек |
|||
60. |
Доля преподавателей с учеными степенями и званиями от числа штатных преподавателей, в том числе по базовым и профильным дисциплинам государственного общеобязательного стандарта, % |
|||
2. |
61. |
Расходы на образование в республике в процентах к валовому внутреннему продукту, % |
Февраль года, следующего за отчетным годом |
Финансовые ресурсы, инвестированные в образование |
62. |
Государственные расходы на образование в республике, млрд. тенге |
|||
63. |
Расходы на образование в республике в расчете на одного обучающегося по уровням образования, тысячи тенге |
|||
64. |
Государственные расходы на образование по уровням образования, млрд. тенге |
|||
65. |
Объем платных услуг системы образования, тысячи тенге |
|||
3. |
66. |
Результаты внешней оценки учебных достижений Доля обучающихся начального образования, показавших результаты свыше 50%, от общего количества тестовых заданий по предметам естественно-математического цикла, % |
Июль отчетного года |
Оценка и контроль качества образования |
67. |
Доля обучающихся организаций основного среднего образования, не преодолевших пороговый уровень в 75% тестовых заданий по всем предметам, от общего количества тестируемых, % |
|||
68. |
Доля студентов, не преодолевших пороговый уровень в 75% тестовых заданий по всем предметам, от общего количества тестируемых, % |
|||
69. |
Доля обучающихся организаций образования, не преодолевших пороговый уровень в 75% тестовых заданий по казахскому языку, от общего количества тестируемых, % |
|||
70. |
Доля выпускников ТиПО, прошедших оценку уровня профессиональной подготовленности и присвоения квалификации с первого раза, от общего числа принявших участие, % |
Декабрь отчетного года |
||
71. |
Доля выпускников вузов, прошедших независимую оценку квалификации в сообществе работодателей с первого раза, от общего количества принявших участие, % |
|||
72. |
Результаты учащихся казахстанской общеобразовательной школы в международных сравнительных исследованиях PISA, TIMSS, PIRLS |
|||
73. |
Результаты единого национального тестирования (ЕНТ) Средний балл по предметам ЕНТ по республике, балл |
Июль отчетного года |
||
74. |
Доля выпускников, не преодолевших пороговый уровень по результатам ЕНТ, от общего количества участвовавших в ЕНТ, % |
|||
75. |
Доля выпускников, подтвердивших аттестат об общем среднем образовании «Алтын белгі» по результатам ЕНТ, от общего числа претендентов, % |
|||
76. |
Результаты комплексного тестирования (КТ) Доля абитуриентов, получивших балл по КТ ниже порогового уровня, от общего числа тестируемых, % |
|||
77. |
Итоги участия в интеллектуальных соревнованиях республиканского и международного уровней Количество учащихся организаций среднего общего образования, занявших призовые места на международных олимпиадах и научных соревнованиях, человек |
Январь года, следующего за отчетным годом |
||
78. |
Доля призеров, занявших призовые места на международных, республиканских предметных олимпиадах, от общего числа принявших участие, % |
|||
79. |
Повышение качества подготовки и конкурентоспособности кадров Качество начального образования по регионам (социологические исследования), место региона в рейтинге |
Январь года, следующего за отчетным годом |
||
80. |
Качество образования по математике и естественным наукам (исследования методом выборочных контролируемых срезов), место региона в рейтинге |
|||
81. |
Качество общего среднего образования по регионам (социологические исследования), место региона в рейтинге |
|||
82. |
Качество ТиПО по регионам (социологические исследования), место региона в рейтинге |
|||
83. |
Качество высшего образования (социологические исследования), место в рейтинге |
|||
84. |
Качество школ менеджмента/управления (социологические исследования) |
|||
85. |
Доступ населения к информации в области образования (исследование по сайтам), место в рейтинге |
|||
86. |
Доля государственных школ, внедривших систему электронного обучения (e-learning), от их общего количества, % |
|||
87. |
Доля организаций ТиПО (государственных), внедривших систему электронного обучения, от их общего количества, % |
|||
88. |
Доля государственных учебных заведений ТиПО, оснащенных современным обучающим оборудованием, от общего количества государственных учебных заведений ТиПО, % |
|||
89. |
Доля студентов вузов, обучающихся на технических специальностях за счет средств работодателей, иностранных инвесторов, от их общего количества, % |
|||
90. |
Доля вузов, заключивших договора с работодателями на обеспечение базами производственной практики с возможностью последующего трудоустройства, % |
|||
91. |
Доля вузов, оснащенных современным лабораторным оборудованием, от общего количества вузов, осуществляющих подготовку кадров в рамках индустриально-инновационного развития, % |
|||
92. |
Доля студентов, обеспеченных жильем в общежитиях, от общего количества студентов, нуждающихся в жилье, % |
|||
93. |
Количество привлеченных зарубежных ученых, преподавателей и консультантов в ведущие вузы страны, человек |
|||
94. |
Доля профессорско-преподавательского состава вузов и научных работников, имеющих публикации в научных журналах с импакт-фактором в течение последних 5 лет, % |
|||
95. |
Доля организаций образования, создавших попечительские советы, от их общего числа, % |
|||
96. |
Доля вузов, осуществляющих инновационную деятельность путем интеграции образования и науки на основе внедрения результатов отечественных научных исследований в производство, от их общего количества, % |
|||
97. |
Результаты текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся Численность учащихся, получивших по итогам текущей успеваемости оценку «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» в разрезе областей по уровням образования, человек |
Сентябрь- |
||
98. |
Доля выпускников общеобразовательных школ, получивших аттестат об общем среднем образовании с отличием, от общего количества выпускников общеобразовательных школ, % |
|||
99. |
Доля выпускников организаций ТиПО, получивших диплом с отличием, от их общего количества, % |
|||
100. |
Доля выпускников вузов, получивших диплом с отличием, от их общего количества, % |
|||
101. |
Результаты аккредитации, государственной аттестации, организаций образования Число организаций образования, прошедших государственную аттестацию за последние 5 лет, единица |
Январь года, следующего за отчетным годом |
||
102. |
Доля организаций образования, не прошедших государственную аттестацию, от числа аттестуемых, % |
|||
103. |
Количество специальностей в вузе, не прошедших государственную аттестацию, единица |
|||
104. |
Число вузов, прошедших международную аккредитацию в признанных зарубежных агентствах, единица |
|||
105. |
Число аккредитованных учебных заведений, единица |
|||
106. |
Число аккредитованных образовательных программ, единица |
|||
107. |
Доля вузов, прошедших независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам, от их общего числа, % |
|||
108. |
Доля вузов, прошедших независимую национальную специализированную аккредитацию по международным стандартам, от их общего числа, % |
|||
109. |
Результаты повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих кадров Доля учителей в среднем общем образовании по уровню образования, квалификации, стажу, возрасту, полу, категории от их общего количества, % |
Сентябрь-декабрь отчетного года |
||
110. |
Доля учителей, повышавших квалификацию в последние 5 лет, от их общего количества, % |
|||
111. |
Доля педагогов, прошедших повышение квалификации по новой системе повышения квалификации педагогов, % (центры педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу») |
|||
112. |
Доля руководителей организаций образования, прошедших повышение квалификации и переподготовку в области менеджмента, от их общего количества, % |
|||
113. |
Качественный состав учителей малокомплектных школ, человек |
|||
114. |
Качественный состав педагогических работников общеобразовательных школ (городская, сельская местность), организаций ТиПО, мастеров производственного обучения организаций ТиПО, человек |
|||
115. |
Сведения о потребности в педагогических кадрах в государственных дневных общеобразовательных школах республики в разрезе специальностей по областям, районам, человек |
|||
116. |
Образовательный уровень педагогических работников дошкольных организаций образования и общеобразовательных школ (городская и сельская местность), человек |
|||
117. |
Доля учителей со средним и высшим профессиональным образованием в 1-4 классах от их общего количества, % |
|||
118. |
Доля учителей естественно-математического цикла со средним и высшим профессиональным образованием от их общего количества, % |
|||
119. |
Доля штатного профессорско-преподавательского состава вузов, имеющих ученые степени и ученые звания (кандидаты наук, доктора наук, доктора философии (PhD), доктора по профилю, ассоциированные профессора (доценты), профессора от их общего количества, % |
|||
120. |
Доля штатного преподавательского состава вузов, имеющих академические степени (доктора философии (PhD), доктора по профилю, магистр), от их общего количества, % |
|||
121. |
Сведения о повышении квалификации педагогических и руководящих, научно-педагогических кадров системы образования, человек (АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», НАО «Холдинг «Кәсіпқор», зарубежные центры). |
|||
122. |
Количественный и качественный состав педагогических кадров организаций ТиПО по возрасту, стажу, образованию и категории, человек |
|||
123. |
Сведения о потребности в педагогических кадрах в организациях ТиПО, человек |
|||
124. |
Возрастной состав профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, человек |
|||
125. |
Распределение преподавателей по полу и возрасту в организациях образования, человек |
|||
126. |
Доля специалистов системы повышения квалификации с академическими и учеными степенями от их общего количества, % |
|||
127. |
Число педагогов, осуществляющих опытно-экспериментальную работу, человек |
|||
128. |
Количество школ, внедряющих инновационные научно-педагогические проекты (внедренных или апробированных на практике в общеобразовательных школах), единица |
|||
129. |
Результаты ранжирования организаций образования Рейтинг вузов Республики Казахстан Доля высших учебных заведений, участвовавших в национальном рейтинге вузов Республики Казахстан, от их общего количества, % |
Июль отчетного года |
||
130. |
Количество казахстанских вузов, отмеченных в рейтинге лучших мировых университетов, единица |
|||
131. |
Доля публикаций казахстанских ученых в ведущих рейтинговых научных журналах мира от их общего количества, % |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МСКО - международный стандарт классификаций образования
ТиПО - техническое и профессиональное образование
ВУЗ - высшее учебное заведение