Сноска. Утратил силу Министра образования и науки РК от 11.03.2019 № 109 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с пунктом 5 раздела 1 и пунктом 6 раздела 2 Государственного общеобязательного стандарта послевузовского образования, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года № 1080, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить:
1) требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов в рамках образовательных профессиональных программ МВА согласно приложению 1;
2) требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов в рамках образовательных профессиональных программ DВА согласно приложению 2.
2. Департаменту высшего, послевузовского образования и международного сотрудничества (Ж. Шаймарданов) обеспечить:
1) в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после государственной регистрации опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации;
3) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Балыкбаева Т.О.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.
И.о. Министра | Т. Балыкбаев |
Приложение 1 к приказу и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 октября 2014 год № 441 |
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки
специалистов в рамках образовательной профессиональной
программы МВА
1. Общие положения
1. Настоящие Требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов в рамках образовательной профессиональной программы МВА (далее – Требования) устанавливают общие подходы к содержанию образовательной программы подготовки магистров делового администрирования (далее – программа МВА) и уровню подготовки выпускников магистратуры.
2. Требования гармонизированы с международными документами в сфере высшего образования: рекомендации программы ECTS "Руководство пользователя ECTS" (ECTS Users’ Guide), рекомендации European Quality Link (EQUAL) "European MBA Guidelines", критерии аккредитации программ MBA международной организации AMBA (Association of MBAs, Великобритания).
3. Требования обязательны для применения и соблюдения всеми организациями, осуществляющими подготовку специалистов по программе МВА, независимо от их ведомственной подчиненности, организационно-правовых форм организации и форм обучения.
4. В настоящих Требованиях используются следующие понятия:
1) бизнес-образование - образовательная деятельность по подготовке руководителей - менеджеров высшего и среднего звена, участвующих в управлении организациями и принимающих самостоятельные решения по управленческим задачам комплексного и межфункционального характера;
2) выездной модуль – освоение магистрантами отдельных дисциплин образовательной программы МBA с выездом в зарубежные высшие учебные заведения, в том числе вузы – партнеры;
3) магистерская диссертация или проект – самостоятельная или групповая исследовательская работа магистрантов по программе МВА прикладного характера, направленная на системное интегрированное рассмотрение проблем управления организацией (предприятием);
4) программа МВА – программа по подготовке управленческих кадров, владеющих современными знаниями и навыками в области бизнеса, способных управлять процессами и кадровыми активами, формировать стратегию компании, уметь определять стратегические и оперативные задачи и добиваться их достижения с применением научного инструментария;
5) модульный формат обучения – логически завершенная форма части содержания учебной программы, включающая две и более дисциплин, освоенных за определенный период времени, который завершается соответствующей формой контроля знаний;
6) магистр делового администрирования – академическая степень, присуждаемая лицам, освоившим программу МВА;
7) еxecutive МВА (ЕМВА) – это программа МВА, ориентированная на подготовку топ-менеджеров с учетом специфики целевой аудитории.
2. Требования к структуре и содержанию образовательной
программы МВА
5. Образовательная программа МВА реализуется в высших учебных заведениях (далее - вуз), имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности и лицензию по специальности магистратуры "Деловое Администрирование", независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
6. Высшее учебное заведение разрабатывает миссию программы МВА, учитывающую специфику программы, характеристики групп магистрантов и получаемые ими от обучения конечные результаты, а также другие целевые установки.
7. Вуз самостоятельно определяет содержание и технологии обучения.
8. Нормативная продолжительность освоения образовательной программы МBA составляет 2 года, программы ЕМВА – не менее 1 года.
9. Структура образовательной программы формируется из различных видов учебной и исследовательской работы, определяющих содержание образования и отражает их соотношение, измерение и учет.
10. Перечень элективных дисциплин определяется вузом самостоятельно в соответствии с направлением подготовки и специализацией, который утверждается Ученым советом. Не допускается исключение дисциплины или сокращение объема кредитов по дисциплинам обязательного компонента.
11. Перечень дисциплин компонента по выбору, обеспечивающего формирование знаний, компетенций и навыков, определяется вузом самостоятельно.
12. Структура образовательной программы МВА также предусматривает:
1) выполнение магистерской диссертации или проекта с практическими выводами и рекомендациями;
2) экспериментально-исследовательскую работу магистрантов.
В магистерской диссертации/проекте отражается комплексное межфункциональное рассмотрение проблем управления предприятиями и организациями.
Магистерская диссертация /проект должна:
1) соответствовать основной проблематике специализации программы МВА, по которой защищается диссертационная работа/проект;
2) быть актуальной, иметь практическую значимость;
3) основываться на современных теоретических и методологических достижениях отечественной и зарубежной науки и практики;
4) использовать современную методику научных и бизнес исследований;
5) базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;
6) содержать выводы и предложения по решению поставленной проблемы.
13. Содержание образовательной программы МВА и Executive МВА (ЕМВА) устанавливается в соответствии с Приложением 1.
14. Образовательная программа МВА содержит:
1) дисциплины по формированию профессиональных компетенций и личностного развития, лидерских качеств;
2) производственную практику (для лиц, обучающихся с отрывом от производства);
3) выполнение магистерской диссертации или проекта;
4) итоговую аттестацию.
15. Образовательные программы по формированию профессиональных компетенций состоят из дисциплин обязательного и элективного компонентов.
Перечень элективных дисциплин определяется в соответствии с направлением подготовки и специализацией программы МВА для определенной бизнес-отрасли.
16. Подготовка магистров в рамках образовательной программы МВА осуществляется по различным направлениям при условии выполнения требований к подготовке профессиональных управляющих общего профиля (general manager), а также по корпоративной программе.
17. Магистрант формирует индивидуальный учебный план (ИУП) с учетом дисциплин обязательного компонента и каталога элективных дисциплин (КЭД). ИУП определяет индивидуальную образовательную траекторию магистранта.
3. Требования к условиям подготовки специалистов по
образовательной программе МВА
18. Преподавание на программах МВА обеспечивается профессорско-преподавательским составом, вовлеченных в проведение бизнес исследований и консалтинг, научную деятельность, а также имеющих управленческий опыт работы.
19. Требования к кадровому обеспечению.
1) наличие академических степеней МВА, MS, DBA/ ученых степеней РhD, кандидат наук, доктор наук не менее чем у 75% преподавательского состава;
2) не менее 25% преподавателей с опытом практической деятельности в бизнесе более 5 лет;
3) не менее 15% преподавательского состава зарубежные преподаватели/ преподаватели прошедшие зарубежную стажировку или обучение / имеющие фундаментальные, прикладные исследования в области развития бизнеса.
20. Требования к учебно-методическому обеспечению:
Вуз обеспечивает учебный процесс учебно-методическими и информационными материалами для качественного освоения магистрантами образовательной программы. Реализация программы МВА обеспечивается свободным доступом к международным информационным сетям, к библиотечным фондам, компьютерным технологиям, методическим пособиям и разработкам по преподаваемым дисциплинам, в том числе по выполнению диссертационной работы.
Учебные и библиотечные помещения оснащаются доступом в Интернет, к электронным базам данных, содержащим наиболее распространенные профессиональные периодические издания.
Программы МВА имеют поддержку через онлайн-платформу, доступ к которой слушатели получают вне учебного заведения и во внеучебное время.
21. Требования к материально-техническому обеспечению.
Вуз, реализующий образовательные программы МВА, должен располагать материально-технической базой (аудиторный фонд, компьютерные классы), соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом, в том числе выполнение экспериментально-исследовательской работы магистранта.
Вуз обеспечивает условия реализации программы МВА, с применением современных образовательных технологий и предоставлением необходимых социальных услуг.
4. Требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших
образовательную программу МВА
22. Требования к ключевым компетенциям выпускников МВА.
Компетенции выпускника программы МВА определяется следующими знаниями и навыками:
1) сущность управления бизнесом со стратегических позиций деятельности организации в современной рыночной среде;
2) устройство организаций, механизмы их взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами), принципы работы в условиях внешнего контекста в долгосрочной перспективе;
3) концепцию лидерства в стратегическом управлении;
4) современные подходы к управлению;
5) аналитические методы менеджмента, методы диагностики, анализа и решения проблем, а также методы принятия решений и их реализации на практике;
6) значение глобализации бизнеса;
7) анализировать проблемные аспекты бизнеса и генерировать решения;
8) выявлять влияние внешней среды и учитывать его при решении практических проблем управления;
9) интегрировать различные функциональные аспекты менеджмента, исходя из знания теории, современных исследований и требований практики;
10) использовать маркетинговый и финансовый подход к решению проблем управления компанией;
11) рассматривать проблемы ведения бизнеса и управления им с позиций конкуренции в международной среде.
5. Документы, удостоверяющие освоение образовательной
программы МВА
23. Лицам, завершившим обучение по программе МВА, выдается диплом государственного образца с присуждением академической степени "Магистр Делового Администрирования" и приложение к диплому (транскрипт), с указанием перечня изученных дисциплин с оценками и числом освоенных кредитов согласно рабочему учебному плану.
Приложение 1 к Требованиям минимума содержания и уровня подготовки специалистов в рамках образовательной профессиональной программы МВА |
Содержание образовательной программы МВА и Executive МВА (ЕМВА)
№ | Наименования блоков и дисциплин | Объем в кредитах МВА | Объем в кредитах ЕМВА |
1 | Блок дисциплин по формированию профессиональных компетенций | 33 | 26 |
1) | Обязательный компонент: | 4 | 4 |
Стратегический менеджмент | 2 | 2 | |
Бизнес-исследование | 2 | 2 | |
2) | Элективный компонент | 29 | 22 |
Выездной модуль/ Стажировка за рубежом* | - | - | |
2 | Блок дисциплин личностного развития и формирования лидерских качеств | 7 | 7 |
1) | Элективный компонент | 7 | 7 |
3 | Экспериментально-исследовательская работа, выполнение магистерской диссертации/ проекта | 3 | 3 |
Производственная практика ** | Не менее 2 *** | ||
4 | Итоговая аттестация (комплексный экзамен и защита магистерской диссертации /проекта) | 2 | 2 |
Итого | 45 | 38 |
Примечание
* Выездной модуль или стажировка за рубежом и количество кредитов входит в элективный компонент.
**Практика предусмотрена для магистрантов обучающихся с отрывом от производства.
***Количество кредитов, выделяемых на практику не входит в общую трудоемкость.
Приложение 2 к приказу и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 24 октября 2014 год № 441 |
Требования к минимуму содержания и уровню подготовки
специалистов в рамках образовательной профессиональной
программы DBA
1. Общие положения
1. Настоящие Требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов в рамках образовательной профессиональной программы DBA (далее - Требования) устанавливают требования к содержанию образовательной программы "Доктор делового администрирования" (далее - программа DBA) и уровню подготовки выпускников докторантуры.
2. Требования гармонизированы с национальными и международными документами в сфере высшего образования. Положения государственной аттестации, рекомендации Руководство пользователя ECTS (ECTS Users’ Guide), рекомендации European Quality Link (EQUAL) "European MBA Guidelines", критерии аккредитации программ DBA международной организации AMBA (Association of MBAs, Великобритания).
3. Требования обязательны для применения и соблюдения высшим учебным заведениям (далее - вуз), осуществляющим подготовку специалистов по программе DBA, независимо от их ведомственной подчиненности, организационно-правовой формы организации и форм собственности.
4. В настоящих Требованиях используются следующие понятия:
1) бизнес-образование - образовательная деятельность по подготовке руководителей - менеджеров высшего и среднего звена, участвующих в управлении организациями и принимающих самостоятельные решения по управленческим задачам комплексного и межфункционального характера;
2) выездной модуль – освоение докторантами отдельных дисциплин образовательной программы DBA с выездом в зарубежные высшие учебные заведения, в том числе вузы-партнеры;
3) модульный формат обучения – логически завершенная форма части содержания учебной программы, включающая две и более дисциплин, освоенных за определенный период времени, который завершается соответствующей формой контроля знаний;
4) доктор делового администрирования (DBA): степень, присуждаемая лицам, освоившим программу DBA;
5) программа докторантуры DBA - Программа DBA предназначена для подготовки управленческих кадров, менеджеров высшего звена, имеющих практический опыт, а также заинтересованных в проведении прикладных исследований для освоения и развития современных концепций и моделей менеджмента;
6) докторская диссертация по программе DBA: исследовательская работа, в которой изложены научно-обоснованные экономические и управленческие решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие бизнес среды и экономики страны в целом.
2. Требования к структуре и содержанию образовательной
программы DBA
5. Образовательная программа DВА реализуется в высших учебных заведениях, имеющих лицензии на право ведения образовательной деятельности и лицензию по специальности докторантуры "Деловое Администрирование", независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
6. Высшее учебное заведение разрабатывает миссию программы DBA, учитывающую специфику программы, характеристики групп докторантов и получаемые ими от обучения конечные результаты, а также другие целевые установки.
7. Вуз самостоятельно определяют форму и технологии обучения.
8. Нормативная продолжительность освоения образовательной программы DBA составляет не менее 3-х лет.
9. Структура программы DBA содержит две равнозначные компоненты: образовательную и исследовательскую.
10. Образовательная программа докторантуры DBA формируется из различных видов работ и включает:
1) теоретическое обучение;
2) исследовательскую работу, включая выполнение докторской диссертации;
3) итоговую аттестацию.
11. Трудоемкость учебной и исследовательской работы измеряется в кредитах. Перечень дисциплин по выбору и соответствующие объемы кредитов устанавливаются вузом самостоятельно в соответствии с запросами работодателей и рынка труда.
12. Содержание программы DBA устанавливается в соответствии с Приложением 1.
13. Исследовательская компонента образовательной программы DBA формируется из прикладной и исследовательской работы докторанта, публикаций и написания докторской диссертации.
14. Результаты исследований докторанта публикуются не менее чем в 7 (семи) научных изданиях, журналах, в том числе не менее 3 (трех) в научных изданиях дальнего зарубежья и представленных на международных научных конференциях.
15. Требования к уровню подготовки докторов делового администрирования определяются содержанием образовательных программ. Вуз, реализующий программу DBA, разрабатывает и утверждает в установленном порядке учебные планы, а также программы учебных дисциплин.
16. Содержание образовательной программы DBA разрабатывается с учетом особенностей и принципов функционирования казахстанского бизнеса и менеджмента, изучения международного бизнеса и зарубежного опыта управления.
17. Программа DBA должна также предусматривать участие докторантов в занятиях прикладного характера: компьютерных симуляциях, деловых играх, анализа конкретных ситуаций, психологических и иных тренингах, консультациях и иных обсуждениях результатов прикладных проектов с целью развития навыков менеджера.
18. Требования к исследовательской работе докторанта по программе DBA:
Исследовательская работа докторанта должна:
1) соответствовать профилю специальности программы DBA;
2) быть актуальной, содержать научную новизну и практическую значимость;
3) основываться на современных теоретических, методических и технологических достижениях науки и практики;
4) базироваться на современных методах обработки и интерпретации данных с применением компьютерных технологий;
5) выполняться с использованием современных методов исследований;
6) содержать исследовательские (методические, практические) разделы по основным защищаемым положениям.
19. Результаты исследовательской работы в конце каждого периода их прохождения оформляются докторантом в виде промежуточного отчета.
20. По результатам исследовательской работы докторанты выполняют докторскую диссертацию.
21. Научное руководство докторантами программы DBA осуществляется не менее чем двумя консультантами, назначаемыми из числа докторов/кандидатов наук с научно-исследовательским/академическим опытом или имеющими степень DBA с опытом управленческой, консалтинговой работы.
3. Требования к условиям подготовки специалистов по
образовательной программе DBA
22. Программа DBA реализуется в вузе высококвалифицированными специалистами, имеющими ученую степень доктора или кандидата наук и/или лицами, обладающими профессиональными знаниями и навыками по направлению подготовки, с наличием международных стажировок и публикаций.
23. Требования к кадровому обеспечению:
1) наличие степени РhD/ ученой степени кандидата/ доктора наук по соответствующим специальностям не менее 90% преподавательского состава;
2) не менее 25% преподавателей с опытом практической деятельности в бизнесе не менее 7 лет;
3) не менее 40% преподавательского состава - зарубежные преподаватели/ преподаватели, прошедшие зарубежную стажировку или обучение, имеющие фундаментальные и прикладные исследования в области развития бизнеса.
При реализации программы DBA обеспечивается взаимодействие с ведущими бизнесменами и менеджерами-практиками, научными экспертами и консультантами, с целью учета требований деловой практики.
24. Требования к учебно-методическому обеспечению:
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса гарантирует возможность качественного освоения образовательной программы. Реализация программы DBA обеспечивается свободным доступом к международным информационным сетям, к библиотечным фондам, компьютерным технологиям, методическим пособиям и разработкам по преподаваемым дисциплинам, в том числе по выполнению диссертационной работы.
25. Требования к материально-техническому обеспечению:
Вуз, реализующий программу DBA, располагает материально-технической базой (аудиторный фонд, компьютерные классы, лаборатории, приборное обеспечение, фондовые материалы, применение технологий дистанционного обучения), соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов теоретической и практической подготовки, предусмотренных учебным планом, а также эффективное выполнение научно-исследовательской работы докторанта.
4. Требования к уровню подготовки лиц, успешно освоивших
программу DBA
26. Докторанты, успешно освоившие программу DBA и получившие соответствующий диплом, должны:
1) владеть методологией системного подхода к организации, современными подходами к управлению и аналитическими методами менеджмента, методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике;
2) квалифицированно решать практические проблемы менеджмента и воплощать эти решения в жизнь, быть подготовленными к осуществлению функций управления и уметь решать профессиональные проблемы в интересах организации в целом;
3) обладать знаниями, умениями и навыками, необходимыми для занятия соответствующей управленческой должности и основанными на глубоком понимании особенностей рыночной экономики и ее возможностей, функций и экономической роли государства, понимании экологических проблем, осознании социальной ответственности бизнеса и приверженности цивилизованным этическим нормам его ведения:
4) уметь давать оценку современным проблемам и перспективам социально-экономического развития Казахстана, понимать современные тенденции развития мировой экономики и глобализации, ориентироваться в вопросах международной конкуренции.
27. В области менеджмента докторанты, успешно освоившие программу DBA, должны:
1) понимать сущность бизнеса и стратегического управления организацией, определять миссию и цели организации, анализировать ее сильные и слабые стороны в конкурентной среде, вырабатывать на этой основе стратегию организации;
2) владеть современным аналитическим инструментарием менеджмента, методологией системного подхода к организации, методами диагностики, анализа и решения проблем, а также методами принятия решений и их реализации на практике;
3) разрабатывать организационную структуру, адекватную стратегии, целям и задачам, внутренним и внешним условиям деятельности организации, осуществлять распределение полномочий и ответственности сотрудников, анализировать и проектировать бизнес-процессы;
4) иметь знания и навыки для эффективного управления человеческими ресурсами в организациях, развивать в себе навыки лидерства, владеть принципами и методами управления конфликтами, формировать организационную культуру;
5) разрабатывать системы стратегического, текущего и оперативного планирования и контроля, владеть принципами и современными методами управления операциями в различных сферах деятельности, знать концепции, принципы и методы формирования систем управления качеством;
6) уметь организовывать свое время, быть способными работать в группах, осуществлять эффективные коммуникации, деловую переписку, владеть искусством презентаций ведения переговоров, деловым этикетом.
28. В области маркетинга докторанты, успешно освоившие программу DBA, должны:
1) уметь разрабатывать маркетинговые мероприятия в увязке со стратегией организации, а также организовывать маркетинговую деятельность, осуществлять ее эффективный контроль, обеспечивать рациональное использование ресурсов в сфере маркетинга;
2) обладать необходимой квалификацией для анализа рынка и рыночной конъюнктуры, изучения поведения потребителей, организовывать продажи, эффективный товарооборот, обеспечивать продвижение товаров на рынок, формирование сетей распределения продукции, уметь оценивать конкурентоспособность продукции и нарабатывать мероприятия по ее повышению;
3) уметь использовать рекламу, средства массовой информации, РR-мероприятий для формирования положительного общественного мнения (имиджа) о фирме и ее товарах с целью повышения конкурентоспособности и укрепления товарной марки.
29. В области финансов докторанты, успешно освоившие программу DBA, должны:
1) уметь формировать финансовые цели и стратегии фирмы, оценивать издержки производства управленческой точки зрения, увязывать деятельность предприятия с макро и микроэкономическими факторами;
2) обладать знаниями финансов организации и владеть инструментами финансового менеджмента, определять рациональную структуру баланса, определять основные направления расходования средств в интересах предприятия, формировать наилучшую структуру активов и пассивов предприятия, регулировать динамику финансовых результатов;
3) уметь формировать и реализовывать инвестиционную политику, осуществлять анализ и выбор инвестиционных проектов, потоков денежных средств, организовывать их внедрение в практическую деятельность;
4) обладать знаниями и навыками для комплексного оперативного управления оборотными средствами и краткосрочными обязательствами организации, оценивать финансовые резервы организации с точки зрения их влияния на финансовые результаты деятельности.
30. В области финансового и управленского учета докторанты, успешно освоившие программу DBA, должны:
1) владеть методами управления на основе знаний бухгалтерского учета, умения построить и использовать управленческий учет для принятия решений, учитывать и контролировать затраты;
2) обладать знаниями законодательства в области финансов, бухгалтерского учета и аудита и налогов;
3) владеть навыками учетно-аналитической, контрольно-ревизионной, аудиторской и консалтинговой работы;
4) владеть методологией финансовой диагностики компании и навыки использования ее результатов при решении управленческих задач.
5. Документы, удостоверяющие освоение программы DBA
31. Лицам, завершившим обучение по программе DBA, выдаются диплом государственного образца с присуждением академической степени "Доктор Делового Администрирования" и приложение к диплому (транскрипт), с указанием перечня изученных дисциплин с оценками и числом освоенных кредитов согласно рабочему учебному плану.
Приложение 1 к Требованиям минимума содержания и уровня подготовки специалистов в рамках образовательной профессиональной программы DBA |
Содержание программы DBA
№ | Наименования блоков и дисциплин | Объем в кредитах |
1 | Блок дисциплин по формированию профессиональных компетенций | 24 |
1.1 | Обязательный компонент: | 3 |
Методология и методы исследований | 3 | |
1.2 | Элективный компонент | 21 |
Выездной модуль/Стажировка за рубежом | 4* | |
2 | Блок дисциплин личностного развития и формирования лидерских качеств | 6 |
Элективный компонент | 6 | |
3 | Исследовательская работа, включая выполнение докторской диссертации | 24 |
4 | Итоговая аттестация (комплексный экзамен и защита докторской диссертации) | 6 |
4.1 | Комплексный экзамен (КЭ) | 1 |
4.2 | Оформление и защита докторской диссертации (ЗД) | 5 |
Итого | Не менее 60 |
Примечание
* Количество кредитов выездного модуля и стажировки входит в элективный компонент