О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 марта 2012 года № 99 "Об утверждении Правил организации и проведения Президентской олимпиады по предметам естественно-математического цикла, республиканских олимпиад и конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам, республиканских конкурсов исполнителей и конкурсов профессионального мастерства"

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 августа 2014 года № 340. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 сентября 2014 года № 9726.

Действующий

      ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 марта 2012 года № 99 «Об утверждении Правил организации и проведения Президентской олимпиады по предметам естественно-математического цикла, республиканских олимпиад и конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам, республиканских конкурсов исполнителей и конкурсов профессионального мастерства» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 11 апреля 2012 года за № 7547, опубликованный в газете «Казахстанская правда» от 12 сентября 2012 года № 306-307 (27125-27126)) следующие изменения:
      Правила организации и проведения Президентской олимпиады по предметам естественно-математического цикла, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;
      Правила организации и проведения республиканских конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам, утвержденные указанным приказом, изложить в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему приказу.
      2. Департаменту дошкольного и среднего образования, информационных технологий (Жонтаева Ж.А.) обеспечить:
      1) в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) после прохождения государственной регистрации официальное опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации;
      3) доведение настоящего приказа до сведения организаций образования.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра образования и науки Имангалиева Е.Н.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти дней календарных дней после его первого официального опубликования.

      Министр                                    А. Саринжипов

Приложение 1        
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 8 августа 2014 года № 340

Приложение 1        
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 13 марта 2012 года № 99 

Правила
организации и проведения Президентской олимпиады по предметам
естественно-математического цикла 1. Общие положения

      1. Правила проведения Президентской олимпиады по предметам естественно-математического цикла (далее – Президентская олимпиада) определяют цели и задачи Президентской олимпиады, организационно-методическое обеспечение, порядок проведения и финансирования, участия в Президентской олимпиаде и определения победителей.
      2. Президентская олимпиада представляет собой ежегодное мероприятие и проводится Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее – Министерство).
      3. Цели и задачи Президентской олимпиады:
      1) создание оптимальных условий для выявления одаренных учащихся по математике, физике, химии и биологии среди учащихся организаций среднего образования, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
      2) повышение интереса учащихся к изучению предметов естественно-математического направления, углубление теоретических знаний и умений;
      3) содействие самореализации и саморазвитию личности.

2. Порядок организации и проведения Президентской олимпиады

      4. Президентская олимпиада проводится ежегодно в три этапа:
      1) первый этап – региональный – до 1 ноября;
      2) второй этап – отборочный, проводится в 2 тура:
      1 тур – дистанционный – до 15 ноября;
      2 тур – творческий, написание эссе (не более 1 страницы, 45 минут) в день проведения дистанционного тура;
      3) третий (заключительный) этап – республиканский (в первой декаде декабря).
      Каждый участник Президентской олимпиады на всех этапах выполняет задания по четырем предметам: по математике, физике, химии и биологии.
      5. Комплектами заданий для всех этапов Президентской олимпиады обеспечивает организация, координирующая работу с одаренными детьми, – Республиканский научно-практический центр «Дарын» (далее – РНПЦ «Дарын»).
      6. Региональный этап Президентской олимпиады проводится областными, городов Астана и Алматы управлениями образования, республиканскими организациями образования (далее – РОО), автономными организациями образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – АОО «НИШ»).
      7. Отборочный этап Президентской олимпиады проводится через сеть Интерактивной студии одновременно во всех регионах республики.
      8. Отборочный и республиканский этапы Президентской олимпиады проводятся РНПЦ «Дарын» согласно приказа Министра образования и науки Республики Казахстан (далее - приказ Министра).

3. Участники Президентской олимпиады

      9. В Президентской олимпиаде принимают участие учащиеся 11 класса организаций образования республики, ранее не принимавшие участие в республиканских и международных предметных олимпиадах.
      10. На отборочный этап каждая область, города Астана и Алматы, АОО «НИШ» представляют команды в соответствии с результатами регионального этапа Президентской олимпиады в составе 20 человек (по 5 участников по каждому предмету), РОО – не более 2-х участников по каждому предмету.
      11. По результатам 2-х туров отборочного этапа республиканским организационным комитетом (далее - оргкомитет) утверждаются списки участников республиканского этапа Президентской олимпиады.

4. Организационный комитет и жюри Президентской олимпиады

      12. Состав оргкомитета утверждается приказом Министра.
В состав оргкомитета входят представители Министерства, подведомственных организаций Министерства, органов управления образования, совета ректоров высших учебных заведений Республики Казахстан.
      13. Функции оргкомитета:
      1) осуществление организационно-методического обеспечения – непосредственного руководства подготовкой и проведением Президентской олимпиады;
      2) утверждение состава жюри, академической группы Президентской олимпиады;
      3) представление информации по итогам Президентской олимпиады Министру образования и науки Республики Казахстан.
      14. Жюри Президентской олимпиады состоит из председателя, членов и секретаря. В состав жюри входят ученые ведущих отечественных и зарубежных высших учебных заведений, бывшие победители международных олимпиад.
      15. Жюри Президентской олимпиады:
      1) проводит проверку письменных работ участников Президентской олимпиады, оценивает их результаты;
      2) представляет в оргкомитет предложения по награждению победителей и призеров;
      3) проводит анализ выполненных заданий с участниками Президентской олимпиады.

5. Награждение победителей и призеров

      16. Всем участникам республиканского этапа вручаются сертификаты участника Президентской олимпиады по форме прилагаемой к настоящему приказу.
      17. Победители и призеры Президентской олимпиады по каждому предмету награждаются дипломами Министерства. Количество победителей составляет 25 % от общего количества участников. Количество дипломов I, II и III степени на заключительном этапе Олимпиады определяется исходя из следующей пропорции: 50 % от количества победителей награждаются дипломами III степени, 30 % - дипломами II степени, 20 % - дипломами I степени.
      Дипломы победителям выписываются по одному предмету (в соответствии с наибольшим количеством набранных ими баллов по определенному предмету).

Приложение            
к Правилам организации и проведения
Президентской олимпиады по предметам
естественно - математического цикла

Форма     

         Министерства образования и науки Республики Казахстан

           Республиканский научно-практический центр «Дарын»

                             Сертификат

              Выдано участнику Президентской олимпиады
          по предметам естественно - математического цикла
               (математика, физика, химия и биология)

               ______________________________________

               ______________________________________

      Директор                    подпись                    фамилия
                                  м.п.

Приложение 2          
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 8 августа 2014 года № 340

Приложение 3        
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 13 марта 2012 года № 99

ПРАВИЛА
организации и проведения республиканских конкурсов
научных проектов по общеобразовательным предметам 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации и проведения республиканских конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам (далее - Научные конкурсы) определяют порядок организации и проведения Научных конкурсов.
      2. Научные конкурсы Международных соревнований по науке и технике (Intel International Science Engineering Fair (далее – Іntel ISEF)) проводится ежегодно Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство).
      3. Целями и задачами Научных конкурсов являются:
      1) стимулирование научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности учащихся;
      2) отбор и поддержка наиболее талантливых и одаренных юных исследователей;
      3) содействие формированию интеллектуального потенциала Республики Казахстан.
      4. Отборочные этапы Научных конкурсов проводятся в соответствии с требованиями Международных Правил (Intel ISEF) - Комитетом Научного Рецензирования (далее - КНР). КНР – является группой квалифицированных лиц, ответственных за оценку соответствия научных работ, сертификатов, планов научных исследований и экспонатов с правилами, законами и постановлениями на каждом этапе Научных конкурсов.
      На всех этапах Научных конкурсов недопустим плагиат, фальсификация, использование или представление работ, ранее представленных в других конкурсах в качестве своей собственной.
      5. КНР, рассматривает представленные работы, суммирует по критериям оценок, утвержденным республиканским организационным комитетом по организации и проведению Научных конкурсов, рецензирует каждый проект и определяет участников по общественно-гуманитарному направлению – областного этапа, по естественно-математическому направлению – республиканского этапа.
      6. Жюри заключительного этапа Научных конкурсов утверждается вице- министром образования и науки Республики Казахстан.
      7. На Научные конкурсы представляются работы:
      1) освещающие факты, события, явления и отдельные, неизвестные ранее стороны в данной области науки;
      2) представляющие конструкции аппаратов, моделей и приборов, вносящих новое в решение практических задач, содействующие совершенствованию школьных экспериментов, рационализации производственных процессов;
      3) компьютерные модели и проекты с экономическо-юридическим обоснованием, направленные на решение социально-экономических проблем.
      8. На Научные конкурсы не допускаются работы:
      1) с использованием аппаратуры, доступ к которой не разрешен для несовершеннолетних, где имеются эксперименты с жестоким обращением с животными и в которых используются вредные для здоровья людей и животных вещества (токсичные, радиоактивные, неизученные биологически активные соединения, обладающие канцерогенным и мутагенным действиями; вещества патогенные или условно патогенные для человека и животных; микроорганизмы, вирусы, алкоголь, табак);
      2) ранее представленные на республиканских конкурсах.
      9. Требования к оформлению исследовательской работы:
      1) текст работы должен быть отпечатан на компьютере и содержать:
      титульный лист;
      оглавление;
      абстракт (аннотацию) на казахском или русском языке (в зависимости от того, на каком языке написана исследовательская работа), и на английском языке;
      введение;
      исследовательскую часть;
      заключение;
      список использованной литературы;
      2) на титульном листе указываются:
      полное наименование организации, где выполнена работа, город, школа;
      фамилия, имя автора (соавтора), класс;
      название работы;
      направление, по которому подготовлена работа, секция;
      фамилия, имя, отчество руководителя;
      город (где проводится соревнование), год;
      3) абстракт (аннотация) (не более 250 слов) должен отражать краткое содержание работы, включая:
      цель исследования;
      гипотезу;
      этапы, процедуру исследования;
      методику эксперимента;
      новизну исследования и степень самостоятельности;
      результаты работы и выводы;
      области практического использования результатов;
      4) во введении (не более 2-х страниц) приводятся: актуальность выбранной темы исследований, цель (задача) данной работы; кратко указываются методы решения поставленной задачи;
      5) исследовательская часть работы (не более 20 страниц) должна состоять из отдельных глав (параграфов) и содержать:
      аналитический обзор известных результатов по выбранной теме, позволяющий увидеть необходимость проведения данной работы и сформулировать ее цель (задачу);
      описание методов решения поставленной задачи;
      результаты работы и их обсуждение;
      иллюстративный материал (чертежи, графики, фотографии, рисунки);
      6) ссылки на использованную литературу следует давать в квадратных скобках. Нумерация должна быть последовательной, по мере появления ссылок в тексте;
      7) заключение (не более 1 страницы) содержит основные результаты работы и сделанные на их основании выводы, рекомендации по использованию результатов работы в научных и практических целях;
      8) использованная литература приводится в конце работы общим списком в следующем порядке:
      фамилия и инициалы автора;
      название статьи и журнала (для журнальных статей);
      название журнала, книги;
      место издания и издательство (для книг);
      год издания, номер выпуска, страницы;
      9) каждая работа должна сопровождаться отзывом руководителя, в котором отражается актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, недостатки работы и рекомендации по дальнейшему использованию результатов;
      10) к четвертому этапу рекомендуется подготовить демонстрационный материал (к докладу) для размещения на стенде размером не более 135х125 квадратных сантиметров.
      10. Требования к оформлению стенда:
      в верхней части стенда по горизонтали необходимо поместить абстракт, имя участника, возраст, название школы, села/города, области;
      материалы стенда отражают содержание работы, оформляются эстетично, включают графики, фотографии, рисунки, диаграммы, которые пронумерованы, выводы;
      при подготовке содержания основное внимание уделяется представлению результатов, полученных автором проекта.
      11. Научный руководитель обеспечивает достоверность и корректность полученных результатов, что работа не содержит результатов, переписанных из дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций, отчетов научных коллективов. Учащийся должен выполнить посильную работу, приобретая новые знания и навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

2. Порядок организации и проведения Научных конкурсов

      12. Темы исследовательских работ регистрируются Республиканским научно-практическим центром «Дарын» (далее – РНПЦ «Дарын») не позднее 20 сентября соответствующего года для аффиляции зарегистрированных проектов в Intel ISEF (г. Вашингтон, США).
      13. Научные конкурсы проводится в четыре этапа:
      1) первый этап – школьный, районный проводится в организациях образования, реализующих учебные программы среднего образования;
      2) второй этап – областной (конкурсы организаций образования городов Астаны и Алматы, Республиканских организаций образования (далее – РОО), Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее - АОО «НИШ»), приравниваются по статусу к областным соревнованиям). Данный этап проводится в два тура:
      первый тур – защита проектов;
      второй тур – тестирование по программе углубленного изучения профилирующего предмета соответственно классу, языку обучения в соответствии с перечнем предметов, по которым проводятся республиканские конкурсы научных проектов по общеобразовательным предметам, указанным в приложении к настоящим Правилам.
      Тесты, составленные методическим советом, включают 60 вопросов (120 баллов), на выполнение которых отводится 2 астрономических часа.
      Участники должны набрать не менее 50% баллов от общего количества баллов за тестирование. Для командных работ проходным баллом является среднеарифметическое количество баллов, набранных авторами работы;
      3) третий этап – отборочный, предварительная экспертиза проектов по общественно-гуманитарному направлению проводится областными организациями образования, по естественно-математическому направлению проводится РНПЦ «Дарын»;
      4) четвертый (заключительный) этап – республиканский – защита проектов.
      14. Сроки проведения первого и второго этапов Научных конкурсов определяются приказом руководителя управлений образования областей, городов Астана и Алматы. Третий и четвертый этапы Научных конкурсов проводятся в сроки, установленные приказом Министра. Научные конкурсы проводится согласно приложению к настоящим Правилам по перечню предметов, по которым проводятся республиканские конкурсы научных проектов по общеобразовательным предметам.
      15. На первом этапе принимают участие учащиеся 9-11 классов, по представлению научных обществ учащихся или научного руководителя.
      Исследовательскую работу выполняют не более двух учащихся.
      16. На втором этапе принимают участие победители первого этапа, которые представляют работы с отзывом научного руководителя и сопроводительными документами (заявка, отчет школы, журналы исследований).
      17. При подведении итогов третьего этапа баллы за тестирование и баллы, полученные при защите проекта, суммируются согласно пункту 5 настоящих Правил.
      18. Претендентами на участие в заключительном этапе Научных конкурсов являются победители областных, городов Астана и Алматы, РОО, АОО «НИШ», набравшие наибольшее количество баллов по итогам третьего этапа Научных конкурсов (не более двух проектов по каждому направлению).
      19. Список участников четвертого этапа утверждается вице-министром образования и науки РК и доводится до сведения областных, городов Астана, Алматы управлений образования и РОО, АОО «НИШ» в течение трех рабочих дней после утверждения.
      20. Четвертый этап - защита исследовательской работы и представление стендового материала, оформленных согласно требованиям пункта 8 настоящих Правил. Во время защиты работы автору (соавтору) работы предоставляется 10-15 минут для доклада.

3. Награждение победителей Научных конкурсов

      21. Победители областного этапа Научных конкурсов награждаются дипломами I, II и III степени.
      22. Количество победителей на республиканском этапе составляет 45 процентов от общего количества участников республиканского этапа Научных конкурсов.
      Победители республиканского этапа Научных конкурсов награждаются дипломами I, II и III степени. Количество дипломов I, II и III степени определяется исходя из следующей пропорции: 50% от количества победителей награждаются дипломами III степени, 30% - дипломами II степени, 20% - дипломами I степени.
      23. Количество победителей республиканского этапа увеличивается по решению жюри в случае, если несколько участников набрали одинаковое количество баллов, соответствующее низшему уровню, необходимому для определения призовых мест.

Приложение                 
к Правилам организации и проведения   
республиканских конкурсов научных   
проектов по общеобразовательным предметам

Перечень предметов, по которым проводятся республиканские
конкурсы научных проектов по общеобразовательным предметам

Направление

Предмет

1. Физика

Физика

2. Техника

Физика

3. Науки о Земле и космосе

Физика

4. Математика

Математика

5. Прикладная математика

Математика

6. Информатика

Математика, Информатика

7. Экономика

Математика, География

8. Биология

Биология

9. Химия

Химия

10. Охрана окружающей среды и здоровья человека

Биология

11. История

Всемирная история, История Казахстана

12. Человек и общество

Всемирная история, Человек. Общество. Право

13. Краеведение

География, История Казахстана

14. Литература

Казахская литература и русская литература

15. Этнокультуроведение

Казахская литература и русская литература, Всемирная история, История Казахстана

16. Языкознание

Казахский, русский, английский, немецкий и французский языки