Об утверждении Требований к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для товарной биржи

Совместный приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 532 и и.о. Министра национальной экономики Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 119. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 12 декабря 2014 года № 9964

Действующий

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие приказа см. п.3

      В соответствии с пунктом 3-2 статьи 11 Закона Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», ПРИКАЗЫВАЕМ:
      1. Утвердить прилагаемые Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для товарной биржи.
      2. Комитету по финансовому мониторингу Министерства финансов Республики Казахстан (Таджияков Б.Ш.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа его направление на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Әділет»;
      3) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
      3. Настоящий приказ вводится в действие с 15 декабря 2014 года и подлежит официальному опубликованию.

      Министр финансов                     И.о. Министра национальной
      Республики Казахстан                 экономики
      ________ Б. Султанов                 Республики Казахстан
                                           _______ Т. Жаксылыков

Утверждены          
совместным приказом     
Министра финансов      
Республики Казахстан     
от 28 ноября 2014 года № 532
и и.о. министра национальной экономики
Республики Казахстан    
от 28 ноября 2014 года № 119 

Требования к правилам внутреннего контроля в целях
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем и финансированию терроризма для товарной биржи

1. Общие положения

      1. Настоящие Требования к правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма для товарной биржи (далее – Требования) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 28 августа 2009 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон о ПОД/ФТ) и Международными стандартами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).
      2. В настоящих Требованиях к субъектам финансового мониторинга относятся товарные биржи (далее - Субъекты).
      3. Если Требованиями не предусмотрено иное, то понятия, применяемые в Требованиях, используются в значениях, указанных в Законе о ПОД/ФТ и Законе Республики Казахстан от 4 мая 2009 года «О товарных биржах».
      4. Для целей Требований используются следующие основные понятия:
      1) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий финансовый мониторинг и принимающий иные меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Законом о ПОД/ФТ;
      2) клиент – физическое или юридическое лицо, являющееся участником биржевой торговли;
      3) риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма – возможность преднамеренного или непреднамеренного вовлечения Субъектов в процессы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма или иную преступную деятельность;
      4) управление рисками легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма – совокупность принимаемых Субъектами мер по мониторингу, выявлению рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также их минимизации (в отношении услуг, клиентов);
      5) Форма ФМ-1 – форма, определяемая Правилами представления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, утвержденными Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 ноября 2012 года № 1484.
      5. Внутренний контроль осуществляется в целях:
      1) обеспечения выполнения Субъектами требований законодательства Республики Казахстан о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ);
      2) поддержания эффективности системы внутреннего контроля Субъектов на уровне, достаточном для управления рисками отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ОД/ФТ);
      3) минимизации рисков ОД/ФТ.
      6. Правила внутреннего контроля (далее - ПВК) являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленные на ПОД/ФТ и устанавливает порядок действий Субъектов в целях ПОД/ФТ.
      7. В соответствии с пунктом 3 статьи 11 Закона, ПВК включают в себя:
      программу организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
      программу управления риском ОД/ФТ, учитывающую риски клиентов и риски использования услуг в преступных целях, включая риск использования технологических достижений;
      программу идентификации клиентов;
      программу мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных и других необычных операций клиентов;
      программу подготовки и обучения сотрудников субъектов финансового мониторинга по вопросам ПОД/ФТ;
      иные программы, которые могут разрабатываться субъектами финансового мониторинга в соответствии с ПВК.
      8. ПВК предусматривают назначение ответственного должностного лица либо структурного подразделения по организации, мониторингу реализации и соблюдению ПВК.
      Примечание. На должность ответственного должностного лица не может быть назначено лицо, не имеющее высшего образования, имеющее не снятую или не погашенную судимость за совершение преступлений в сфере экономической деятельности, либо умышленных преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений.
      9. Субъекты несут административную ответственность за разработку и исполнение ПВК в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».
      10. В случае внесения изменений и (или) дополнений в законодательство о ПОД/ФТ, Субъекты в течение 30 календарных дней, вносят в ПВК соответствующие изменения и (или) дополнения.

2. Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ

      11. Программа организации внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ содержит:
      1) порядок организации внутреннего контроля, включая описание функций ответственного должностного лица либо структурного подразделения, в том числе порядка взаимодействия с другими структурными подразделениями Субъекта при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
      2) порядок отказа физическому или юридическому лицу в установлении деловых отношений, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом, в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-1) и 4) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ и прекращения деловых отношений с клиентом, в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктом 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ;
      3) порядок признания Субъектами сложной, необычно крупной и другой необычной операции, подлежащей изучению, в качестве подозрительной операции;
      4) порядок представления сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, фактов отказа физическому или юридическому лицу в установлении деловых отношений, прекращения деловых отношений с клиентом, отказа в проведении операции с деньгами и (или) иным имуществом в уполномоченный орган, включая указания и регламенты работы в автоматизированных информационных системах и программном обеспечении, используемых для передачи сведений, информации и документов в уполномоченный орган;
      5) порядок фиксирования и хранения документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе о подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций.
      Примечание. Документальное фиксирование операций, подлежащих финансовому мониторингу и направляемых в уполномоченный орган, осуществляется в пронумерованном, прошнурованном, скрепленном печатью и подписью Субъектов журнале учета сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу.
      В журнале учета сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, фиксируются:
      номер и дата передачи информации в уполномоченный орган;
      основание для подачи сообщения;
      номер и дата извещения о принятии/непринятии Формы ФМ-1 уполномоченным органом.
      6) порядок информирования работниками субъекта руководителя о ставших им известными фактах нарушения законодательства о ПОД/ФТ, ПВК, допущенных работниками Субъекта.
      12. Функции ответственного должностного лица либо структурного подразделения в соответствии с программой организации внутреннего контроля:
      1) разработка и согласование ПВК, внесение изменений и дополнений к ним с руководителем Субъекта, а также мониторинг реализации и соблюдения;
      2) организация и контроль за представлением сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу в уполномоченный орган в соответствии с Законом о ПОД/ФТ;
      3) принятие решений о признании операций клиентов подозрительными;
      4) принятие решений об отнесении операций клиентов к сложным, необычно крупным и другим необычным операциям;
      5) принятие решений о приостановлении либо об отказе от проведения операций клиентов и необходимости направления в уполномоченный орган;
      6) принятие решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами;
      7) направление запросов руководителю Субъекта для принятия решений об установлении, продолжении либо прекращении деловых отношений с клиентами;
      8) документальное фиксирование принятых решений в отношении клиента, операции клиента (его представителя) и бенефициарного собственника;
      9) формирование досье клиента на основании данных, полученных в результате реализации ПВК;
      10) информирование руководителя Субъекта о выявленных нарушениях ПВК;
      11) подготовка информации о результатах реализации ПВК и рекомендуемых мерах по улучшению системы управления рисками ОД/ФТ и внутреннего контроля ПОД/ФТ для формирования отчетов руководителю Субъекта;
      12) обеспечения мер по хранению документов и сведений, полученных по результатам надлежащей проверки клиента, включая досье клиента и переписку с ним, документов и сведений об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, в том числе, подозрительных операциях, а также результатов изучения всех сложных, необычно крупных и других необычных операций, не менее пяти лет со дня прекращения деловых отношений с клиентом;
      13) иные в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ и внутренними документами Субъектов.
      13. Субъекты в соответствии с возложенными функциями:
      1) обеспечивают конфиденциальность информации, полученной при осуществлении своих функций;
      2) предоставляют информацию соответствующим государственным органам для осуществления контроля за исполнением законодательства о ПОД/ФТ.

3. Программа управления риском легализации (отмывания) доходов,
полученных преступным путем, и финансирования терроризма

      14. Программа управления риском ОД/ФТ предусматривает проведение лицом, осуществляющим операцию с клиентами, оценки риска совершения клиентом операций с деньгами и (или) иным имуществом, связанных с ОД/ФТ с присвоением уровней риска.
      Примечание. Уровни риска формируются на основании имеющихся сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике.
      Результаты оценки рисков документально фиксируются и предоставляются по требованию соответствующих государственных органов и некоммерческих организаций, членами которых являются Субъекты.
      Уровни риска, присваиваемые клиенту, пересматриваются по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
      15. В программе управления риском ОД/ФТ высокий уровень риска присваивается:
      1) деловым отношениям и сделкам физических и юридических лиц из государств (территорий):
      не выполняющих и (или) недостаточно выполняющих рекомендации ФАТФ;
      с повышенным уровнем коррупции или иной преступной деятельностью;
      подвергнувшихся санкциям, эмбарго и аналогичным мерам, налагаемым ООН;
      предоставляющих финансирование или поддержку террористической (экстремисткой) деятельности, и в которых имеются установленные террористические (экстремистские) организации;
      Примечание. Ссылки на перечни таких государств (территорий) по данным ООН и международных организаций размещаются на официальном Интернет-ресурсе уполномоченного органа.
      2) клиенту в случае, когда:
      клиентом является иностранное публичное должностное лицо, либо должностное лицо публичной международной организации, либо лицо, действующее в интересах (к выгоде) иностранного публичного должностного лица, либо являющееся супругом, близким родственником иностранного публичного должностного лица;
      клиент (его представитель) либо бенефициарный собственник, либо контрагент клиента по операции зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве или на территории, входящей в Перечень оффшорных зон, утвержденный приказом и.о. Министра финансов Республики Казахстан от 10 февраля 2010 года № 52, зарегистрированный в Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 6058;
      клиент, включен в Перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, согласно статье 12 Закона о ПОД/ФТ;
      местонахождение клиента, заявленное при государственной регистрации, не совпадает с местом фактической деятельности его органов управления;
      деловые отношения с клиентом осуществляются при необычных обстоятельствах;
      деятельность клиента связана с интенсивным оборотом наличных денег;
      у Субъектов возникают сложности при проверке представленных клиентом сведений;
      клиент настаивает на поспешности проведения операции, либо нестандартных или необычно сложных схемах расчетов, использование которых отличается от обычной практики Субъектов;
      клиент использует новые продукты и новую деловую практику, включая новые механизмы передачи, новые или развивающиеся технологии как для новых, так и для уже существующих продуктов;
      клиентом совершаются действия, направленные на уклонение от процедур финансового мониторинга;
      клиент является некоммерческой организацией;
      операции клиента ранее были признаны подозрительными;
      имеется иная информация о клиенте, связанная с высоким риском ОД/ФТ;
      3) операции:
      связанной с анонимными банковскими счетами или с использованием анонимных, вымышленных имен, включая наличные расчеты;
      не имеющей очевидного экономического смысла или видимой законной цели;
      совершаемой клиентом с несвойственной ему частотой либо на необычно крупную для данного клиента сумму;
      по которой имеется информация о высоком риске ОД/ФТ.
      Клиентам, которым на основании имеющихся сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, не присвоен высокий уровень риска, присваивается низкий уровень риска.

4. Программа идентификации клиентов

      16. Программа идентификации клиента заключается в проведении Субъектами мероприятий по выявлению, обновлению ранее полученных сведений о клиентах (их представителях) и бенефициарных собственниках, включая сведения об источнике финансирования совершаемых клиентом операций и включает процедуры по:
      1) соблюдению мер по надлежащей проверке клиента (его представителя) и бенефициарных собственников, согласно требованиям статьи 5 Закона о ПОД/ФТ;
      2) проверке достоверности сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, согласно подпункту 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ;
      3) наличию или отсутствию в отношении клиента (его представителя) и бенефициарного собственника сведений об их причастности к финансированию терроризма и экстремизма, предусмотренных Перечнем организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма, согласно статье 12 Закона о ПОД/ФТ;
      4) проверке принадлежности и (или) причастности клиента к иностранному публичному должностному лицу, его членам семьи и близким родственникам согласно требованиям статьи 8 Закона о ПОД/ФТ;
      5) выявлению юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое не выполняет рекомендации ФАТФ, либо использующее счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории) согласно подпункту 4) пункта 4 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ;
      6) применению к клиенту в зависимости от присвоенного уровня риска, мер по надлежащей проверке клиента в соответствии с программой управления рисками;
      7) обновлению сведений, полученных в результате идентификации клиентов, по мере изменения идентификационных сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике, но не реже одного раза в год.
      Примечание. Обновление сведений о клиенте (его представителе) и бенефициарном собственнике с высоким уровнем риска осуществляется не реже одного раза в полугодие.
      В случае отказа клиенту в установлении деловых отношений, а также отказа в осуществлении операции с деньгами и (или) иным имуществом в случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктами 1), 2), 2-1) и 4) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, Субъекты направляют в уполномоченный орган сообщение о таком факте отказа по Форме ФМ-1.
      В случае невозможности принятия мер, предусмотренных подпунктом 6) пункта 3 статьи 5 Закона о ПОД/ФТ, а также в случае возникновения в процессе изучения операций, совершаемых клиентом, подозрений о том, что деловые отношения используются клиентом в целях ОД/ФТ, Субъекты прекращают деловые отношения с клиентом. Если деловые отношения прекращены по вышеобозначенным основаниям, Субъекты направляют в уполномоченный орган сообщение по Форме ФМ-1.

5. Программа мониторинга и изучения операций клиентов, включая
изучение сложных, необычно и крупных и других необычных
операций клиентов

      17. Субъекты разрабатывают Программу мониторинга и изучения операций клиентов, включая изучение сложных, необычно крупных и других необычных операций клиентов, которая заключается в выявлении операций:
      1) указанных в пунктах 1 и 2 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ;
      2) указанных в пункте 3 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ;
      3) указанных в пункте 4 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ.
      18. Субъектами, в случае присвоения клиенту высокого уровня риска, изучаются все операции, которые проводил клиент за последний год.
      19. Полученные в рамках реализации программы мониторинга и изучения операций клиентов сведения документально фиксируются и вносятся в досье клиента.
      20. Сведения и информация о выявленных операциях клиентов, указанных в пунктах 12 и 3 статьи 4 Закона о ПОД/ФТ, представляется в уполномоченный орган по Форме ФМ-1.
      21. Сообщение об операции, подлежащей обязательному изучению, представляются Субъектами в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем признания такой операции подозрительной.

6. Программа подготовки и обучения работников Субъектов по
вопросам ПОД/ФТ

      22. Программа подготовки и обучения сотрудников по вопросам ПОД/ФТ разрабатывается в соответствии с требованиями по подготовке и обучению работников, утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 ноября 2014 года № 533, зарегистрированным в Государственном реестре нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 10001.