В соответствии с подпунктом 4-1) пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 23 января 2001 года "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" Актюбинский областной маслихат РЕШИЛ:
1.
Утвердить прилагаемые к настоящему решению Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Актюбинской области.
2.
Настоящее решение вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Председатель сессии областного |
Д. ДОВМАТЕНКО |
Секретарь областного маслихата |
С. КАЛДЫГУЛОВА |
Утверждены |
Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Актюбинской области
1. Общие положения
1.
Настоящие Правила подготовки и проведения отопительного сезона в Актюбинской области (далее – Правила) разработаны на основании Законов Республики Казахстан от 9 июля 2004 года "Об электроэнергетике", от 13 января 2012 года "Об энергосбережении и повышении энергоэффективности", постановления Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2000 года № 1822 "Об утверждении нормативных правовых актов в области электроэнергетики", постановлений Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2013 года № 712 "Об утверждении Правил пользования тепловой энергией" и от 10 июля 2013 года № 713 "Об утверждении Правил пользования электрической энергией" и определяют порядок подготовки и проведения отопительного сезона в Актюбинской области.
Сноска. Пункт 1 с изменениями, внесенными решением Актюбинского областного маслихата от 10.12.2014 № 263 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
2.
Правила координируют деятельность местных исполнительных органов, организаций жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса Актюбинской области по подготовке объектов производственного, социального, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплекса области к отопительному сезону для обеспечения их устойчивого функционирования в период его прохождения.
3.
Настоящие Правила обязательны для исполнения:
1)
местными исполнительными органами области;
2)
услугодателями и потребителями коммунальных услуг, независимо от подведомственности и форм собственности, имеющих на балансе, в оперативном управлении, в хозяйственном ведении или аренде, обслуживании источники теплоснабжения, инженерные сооружения, коммуникации и здания;
3)
строительно-монтажными, ремонтными и наладочными организациями, выполняющими строительство, монтаж, наладку и ремонт объектов жилищно-коммунального и энергетического комплекса Актюбинской области.
4.
Организации и учреждения, входящие в жилищно-коммунальный и топливно-энергетический комплекс области обеспечивают устойчивое теплоснабжение, водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, топливоснабжение и водоотведение потребителей, а также поддерживают необходимые параметры энергоносителей и обеспечивают нормативный температурный режим в жилых домах и зданиях с учетом их назначения и платежной дисциплины энергопотребления.
5.
Готовность объектов к работе в осенне-зимних условиях на территории области осуществляется, согласно ежегодного постановления акимата области о подготовке производственного и социального комплекса Актюбинской области к работе в осенне-зимний период.
6.
В пределах своей компетенции, общая координация за подготовкой и проведением отопительного сезона Актюбинской области осуществляется областной межведомственной комиссией по оценке готовности производственного и социального комплекса области к работе в зимних условиях.
7.
Координация подготовки и проведения отопительного сезона в городах и населенных пунктах районов области осуществляется городской или районной межведомственной комиссией по оценке готовности энергетического комплекса, жилищного фонда, объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры к работе в зимних условиях (далее – городская (районная) комиссия).
8.
Порядок представления ежегодного плана подготовки объектов инженерно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства регионов области к работе в зимних условиях в предстоящем отопительном сезоне (далее – план подготовки к отопительному сезону):
1)
предприятия, входящие в жилищно-коммунальный и топливно-энергетический комплекс области, представляют ежегодно, по окончанию отопительного сезона, планы подготовки к отопительному сезону в местные исполнительные органы районов и города;
2)
местные исполнительные органы районов и города объединяют представленные планы подготовки к отопительному сезону в единый план;
3)
местные исполнительные органы районов и города представляют единые планы подготовки к отопительному сезону в государственное учреждение "Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Актюбинской области" для свода.
9.
Отчеты по выполнению планов подготовки к отопительному сезону представляются в следующем порядке:
1)
в местные исполнительные органы районов и города – еженедельно, предприятиями, входящими в жилищно-коммунальный и топливно-энергетический комплекс;
2)
в государственное учреждение "Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Актюбинской области" - местными исполнительными органами районов и города еженедельно, сводный отчет по своему региону;
3)
в акимат Актюбинской области – еженедельно, государственное учреждение "Управление энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Актюбинской области" представляет сводный отчет по Актюбинской области.
10.
При невыполнении запланированных работ при подготовке к отопительному сезону к отчету прилагаются:
1)
справка с указанием причин невыполнения;
2)
принимаемые меры по исправлению ситуации;
3)
новые сроки выполнения работ.
11.
Взаимодействие оперативно-диспетчерских служб предприятий и организаций по вопросам энергообеспечения городов и населенных пунктов определяются в соответствии с действующим законодательством.
12.
Взаимоотношения энергоснабжающих организаций с потребителями (абонентами) определяются заключенным между ними договором и действующим законодательством Республики Казахстан.
2. Подготовка к отопительному сезону
13.
Подготовка к отопительному сезону включает:
1)
анализ недостатков, выявленных в предыдущем отопительном сезоне, выполнение мероприятий по устранению выявленных дефектов и нарушений;
2)
разработка планов подготовки к отопительному сезону;
3)
решение вопросов финансирования и заключение договоров с подрядными организациями, материально-техническое обеспечение ремонтных и строительно-монтажных работ;
4)
проведение необходимых ремонтных работ на источниках теплоснабжения и центральных тепловых пунктах, в том числе осмотры и испытания котлов, сосудов, трубопроводов;
5)
разработку графика отпуска тепла и гидравлического режима работы тепловых сетей;
6)
выполнение работ на инженерных сетях, в том числе связанных с реконструкцией, капитальным и текущим ремонтами, испытаниями и промывками;
7)
выполнение профилактических, плановых ремонтов на электроисточниках, теплоисточниках и инженерных сетях;
8)
проведение работ по подготовке зданий (домов), профилактике, ремонту и замене оборудования инженерных систем внутри зданий (домов);
9)
создание нормативных запасов основного и резервного топлива, а также аварийных запасов материально-технических ресурсов для устранения технологических аварий и ликвидации последствий стихийных бедствий на объектах энергетики и жилищно-коммунального хозяйства;
10)
подготовку топливных складов, выполнение ремонта инженерного оборудования резервных топливных хозяйств, систем подготовки топлива, топливоподачи, удаления шлака и золы, железнодорожных и автомобильных подъездных путей, противопожарного хозяйства.
14.
Кооператив собственников квартир, кооператив собственников помещений, органы управления объектом кондоминиума:
1)
обеспечивают сохранность, безопасность, надлежащее техническое состояние и эксплуатацию внутридомовых инженерных сетей и сооружений, посредством которых предоставляются услуги по теплоснабжению, общедомовых приборов учета тепловой энергии в пределах границ раздела эксплуатационной ответственности;
2)
обеспечивают рациональное потребление услуг по теплоснабжению, используемых на общедомовые нужды, предотвращают потери на внутридомовых инженерных сетях и сооружениях;
3)
уведомляют поставщика услуг по теплоснабжению о случаях нарушения целостности пломб, установленных поставщиком услуг по теплоснабжению;
4)
при возможности собственными силами ликвидируют повреждения на внутридомовых инженерных сетях и сооружениях;
5)
обеспечивают беспрепятственный доступ представителей поставщика услуг по теплоснабжению к общедомовым приборам учета, внутридомовым инженерным сетям и сооружениям;
6)
привлекают третьих лиц для осуществления ремонтных и эксплуатационных работ по содержанию внутридомовых инженерных сетей и сооружений в надлежащем техническом состоянии, заключают и контролируют исполнение договоров с субъектом сервисной деятельности;
7)
организуют проведение собраний, письменных опросов собственников помещений (квартир);
8)
обеспечивают для всех собственников квартир (помещений), во всех доступных для обозрения местах, размещение на стендах информации об организациях (название, контактные телефоны, телефоны аварийных служб), осуществляющих обслуживание и ремонт помещения, а также общего имущества, а также об организациях - поставщиках услуг по теплоснабжению;
9)
принимают меры по обеспечению бесперебойной работы санитарно-технического и инженерного оборудования объекта кондоминиума;
10)
уведомляют собственников квартир (помещений), об отключении, испытании или ином изменении режима работы инженерных сетей - за двое суток, кроме случаев возникновения аварийных ситуаций.
15.
В пределах охранных зон тепловых сетей без письменного согласия организаций, в ведении которых находятся эти сети, не допускается:
1)
производить строительные, монтажные и земляные работы любых объектов и сооружений;
2)
осуществлять погрузочно-разгрузочные работы, устраивать различного рода площадки, стоянки автомобильного транспорта, складировать разные материалы;
3)
сооружать ограждения и заборы;
4)
проводить поисковые и другие работы, связанные с устройством скважин и шурфов;
5)
совершать проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без него от поверхности дороги или земли более 4,5 метра (под надземными трубопроводами, проложенными над автодорогами на эстакадах).
При совпадении охранных зон тепловых сетей с полосами отвода железных и автомобильных дорог, охранными зонами других трубопроводов, линий связи, телекоммуникаций, кабелей и других объектов проведение работ, связанных с эксплуатацией этих объектов, на совпадающих участках территорий осуществляется заинтересованными организациями по согласованию между ними.
Организации, юридические и физические лица в охранных зонах тепловых сетей и вблизи них выполняют требования работников организаций, в ведении которых находятся тепловые сети, направленные на обеспечение сохранности тепловых сетей и предотвращение несчастных случаев.
Сноска. Пункт 15 с изменениями, внесенными решением Актюбинского областного маслихата от 10.12.2014 № 263 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
16.
Ликвидация аварий на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы осуществляется в соответствии с порядком ликвидации аварийных ситуаций и с учетом регламента взаимодействия теплоснабжающих, теплопередающих и теплопотребляющих организаций, ремонтно-строительных, транспортных организаций и других служб.
17.
Организации, эксплуатирующие тепловые сети, производят в охранных зонах этих сетей работы, необходимые для ремонта тепловых сетей, в соответствии с требованиями Правил охраны.
Работы по предотвращению аварий или ликвидации их последствий на тепловых сетях производятся в любое время года без согласия с землепользователем, но с уведомлением его о проводимых работах.
После выполнения указанных работ организации, в ведении которых находятся тепловые сети, приводят земельные участки в состояние, пригодное для их использования по целевому назначению.
По завершении работ организация, производящая ремонтные работы, убирает все механизмы, материалы, временные знаки, конусы, барьеры, восстанавливает дорожное покрытие и инженерное обустройство дороги.
Приемка выполненных восстановительных работ на дорогах осуществляется дорожными органами с участием организации-подрядчика и оформляется двусторонним актом.
18.
Эксплуатация и проведение ремонтных работ на теплоисточниках и теплосетях осуществляется в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
19.
Работы по реконструкции и капитальному ремонту теплоисточников и тепловых сетей производятся в межотопительный период по графикам производства работ, согласованным с местными исполнительными органами. При этом принимаются меры по обеспечению электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения зданий (жилых домов) в соответствии с условиями договора на пользование тепловой энергии.
20.
Плановый ремонт источников теплоснабжения и тепловых сетей, а также проведение испытаний тепловых сетей осуществляются в соответствии с графиками, согласованными с местными исполнительными органами.
21.
Работы на источниках теплоснабжения и центральных тепловых пунктах рекомендуется выполнять в следующие сроки:
1)
необходимые для обеспечения нужд отопления в осенний период – ежегодно в срок до 1 сентября;
2)
необходимые для обеспечения нужд отопления в период прохождения зимнего максимума нагрузок – ежегодно в срок до 1 октября.
Работы по ремонту и профилактике электрических, водопроводных и газовых коммуникаций, обеспечивающих источники теплоснабжения, рекомендуется закончить до 1 сентября.
22.
Работы по планово-предупредительному ремонту резервного топливного хозяйства рекомендуется завершить к 1 сентября.
23.
В осенне-зимний период норма эксплуатационного запаса топлива на энергетических источниках, независимо от формы собственности составляет:
15 суток – при расстоянии доставки до 100 километров;
30 суток – при расстоянии доставки топлива более 100 километров.
24.
Граница ответственности между потребителем и энергопередающей или энергоснабжающей организацией за состояние и обслуживание систем теплоиспользования определяется их балансовой принадлежностью или по согласованию и фиксируется в приложенном к договору на теплоснабжение акте эксплуатационной ответственности сторон.
25.
Присоединение к тепловым сетям энергопередающей (энергопроизводящей) организации осуществляется в соответствии с требованиями, установленными пунктами 19-21 Правил пользования тепловой энергией, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 июля 2013 года № 712.
Сноска. Пункт 25 – в редакции решения Актюбинского областного маслихата от 10.12.2014 № 263 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
26.
Трубопроводы тепловых сетей до ввода их в эксплуатацию после монтажа, капитального ремонта и реконструкции подвергаются очистке.
27.
Готовность к отопительному сезону источников теплоснабжения, центральных тепловых пунктов, тепловых сетей и в целом теплоснабжающих организаций определяется на заседании городской и районной комиссии.
Готовность источников теплоснабжения подтверждается при условии:
1)
выполнения плановых ремонтов основного и вспомогательного оборудования;
2)
готовности тепловых сетей и теплоисточников к работе в расчетном режиме;
3)
опробования резервных вводов электроснабжения;
4)
окончания всех работ по отоплению, утеплению и освещению производственных зданий и рабочих мест;
5)
выполнения мероприятий по предупреждению повреждений оборудования, технологических схем и сооружений в условиях низких температур наружного воздуха;
6)
выполнения планов проверки устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики;
7)
укомплектованности рабочих мест обученным и аттестованным персоналом;
8)
выполнения плана по созданию запасов основного топлива и запасов резервного топлива в соответствии с проектом на источник теплоснабжения, проведения комплекса работ по подготовке к работе резервных топливных хозяйств;
9)
получение акта технического освидетельствования и испытаний оборудования;
10)
получение паспорта готовности к отопительному сезону объектов и оборудования к очередной работе в осенне-зимний период.
В случае несвоевременного получения паспорта готовности для работы в осенне-зимних условиях, энергопроизводящие и энергопередающие организации несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "Об административных правонарушениях".
Сноска. Пункт 27 с изменениями, внесенными решением Актюбинского областного маслихата от 10.12.2014 № 263 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
28.
Подготовку к отопительному сезону построенных котельных, тепловых сетей, центральных тепловых пунктов, насосных станций, систем центрального отопления и горячего водоснабжения домов-новостроек, не принятых в эксплуатацию заказчиками (потребителями) и теплоснабжающими организациями, обеспечивают строительные организации.
29.
Перечень организационных мероприятий по подготовке инженерных систем потребителей к отопительному сезону включает:
1)
назначение лица, ответственного за эксплуатацию инженерных сетей;
2)
подготовку лиц, ответственных за эксплуатацию инженерных сетей: проведение обучения и проверку знаний правил технической эксплуатации инженерных сетей, правил техники безопасности при эксплуатации инженерных сетей, с обязательным участием представителя энергоснабжающих организаций;
3)
подготовку полного пакета технической документации;
4)
проведение поверки контрольно-измерительных приборов и приборов коммерческого учета;
5)
выполнение тепловой изоляции всех трубопроводов теплоснабжения и горячей воды в пределах подвальных и чердачных помещений;
6)
ремонт входных дверей подъездов и подвалов;
7)
закрытие окон чердаков и подвалов;
8)
восстановление двойного остекления окон лестничных клеток;
9)
восстановление и включение в работу отопления лестничных клеток;
10)
организация по обеспечению утепления квартир жильцами;
11)
проведение ремонта помещения теплового пункта: побелка, покраска, обеспечение необходимого освещения и надежного запирания;
12)
восстановление теплоизоляции наружных трубопроводов и арматуры;
13)
проведение ревизии и ремонта всей установленной запорной, регулирующей арматуры теплоиспользующих установок;
14)
проверка технических термометров, очистка гильзы с последующей заливкой технического масла;
15)
проведение гидропневматической промывки с механической очисткой элементов систем теплопотребления по окончании отопительного сезона;
16)
проведение наладочных мероприятий;
17)
установка опломбированных, поверенных манометров;
18)
проведение гидравлического испытания систем теплопотребления всех элементов на механическую прочность и гидравлическую плотность системы теплопотребления (гидравлическая опрессовка);
19)
проверка сопротивления изоляции электропроводок зданий (домов).
30.
Арендатор либо собственник подвальных помещений, по которым проходят транзитом инженерные коммуникации, обеспечивает свободный доступ (в любое время суток для производства аварийно-восстановительных работ) персонала эксплуатирующих организаций для выполнения работ по ремонту и обслуживанию инженерных сетей.
31.
Готовность жилых и общественных зданий к эксплуатации в зимних условиях подтверждается паспортами готовности, которые оформляются до начала отопительного сезона на основании актов проверки готовности объекта теплоснабжающей организацией и актов общего осмотра многоквартирных домов, оформленных по результатам весеннего и осеннего осмотров зданий и внутридомовых систем.
32.
Приемка систем теплопотребления после выполнения работ осуществляется теплоснабжающей организацией и оформляется актом технической готовности.
Системы теплопотребления, не принятые по акту технической готовности, считаются не подготовленными к отопительному сезону и подлежат повторному техническому обследованию.
Без оформления акта технической готовности объекта теплоснабжающей организацией включение системы теплопотребления не допускается.
33.
Не допускается подключение потребителей тепловой энергии к системам теплоснабжения, если отсутствует возможность энергоснабжающих и (или) энергопередающих организаций обеспечить теплоснабжение в соответствии с действующей нормативно-технической документацией.
Потребительские свойства и режим предоставления тепловой энергии соответствуют требованиям, установленным действующей нормативно-технической документацией, при условии выполнения потребителем комплекса мероприятий по подготовке к отопительному сезону и оформления акта технической готовности, выданного энергоснабжающей и (или) энергопередающей организацией, и получения заключения экспертной организации, кроме случаев плановых ремонтов, аварийно-восстановительных работ.
3. Опробование систем теплоснабжения
34.
Для проверки готовности источников теплоснабжения, тепловых сетей к началу отопительного сезона и выявления скрытых дефектов проводится опробование систем теплоснабжения.
35.
Включение оборудования теплоисточников и подключение зданий (домов) производится в следующем порядке:
Для включения оборудования теплоисточников и зданий:
1)
в первые сутки:
на теплоисточниках выполняются работы по сборке схем теплофикационного оборудования, расконсервированию и опробованию оборудования, максимально допустимому заполнению баков-аккумуляторов, заполнению водой и постановке под давление подающего и обратного трубопровода тепловых сетей и установлению циркуляции;
на внутридомовых системах производятся работы по установке пускового положения арматуры, заполнению подводящих трубопроводов и систем теплоснабжения водой, проверка наличия поверенных контрольно-измерительных приборов и регуляторов;
2)
начиная со вторых суток производится подключение зданий в строгом соответствии с графиком.
36.
Пуск и опробование магистральных и распределительных тепловых сетей производится пусконаладочной бригадой.
До пуска проверяется исправность оборудования пускаемого участка сети, просматриваются акты испытаний, промывки и приемки.
37.
Выявленные в процессе опробования замечания по тепловым сетям, источникам теплоснабжения и потребителям устраняются до начала отопительного сезона.
4. Режим отопления
38.
Теплоснабжающим организациям рекомендуется разработать и согласовать до 1 сентября с местными исполнительными органами города и района графики опробования, подключения систем теплоснабжения и расчетные графики гидравлических и температурных параметров. Трубопроводы тепловых сетей обеспечивают подачу потребителям теплоносителя (воды и пара) установленных параметров в соответствии с заданным графиком.
В графиках подключения соблюдается следующая очередность подключения потребителей:
1)
детские, лечебные и школьные учреждения, другие учебные заведения;
2)
жилые здания, гостиницы, общежития;
3)
общественные и бытовые здания, театры, дома культуры, административные здания, промышленные предприятия и прочие здания.
При определении количества одновременно заполняемых внутридомовых систем необходимо учитывать обеспеченность источников теплоснабжения хозяйственно-питьевой водой, производительность водоподготовки и подпиточных устройств.
39.
После подключения всех зданий (домов) эксплуатирующие организации проводят проверку состояния оборудования и первичную регулировку внутридомовых систем.
40.
Недостатки в работе источников теплоснабжения, тепловых сетей и внутридомовых систем, выявленные в процессе эксплуатации, устраняются до начала отопительного сезона.
41.
Во время отопительного сезона теплоснабжающая организация, согласно договора на оказание услуг по передаче и (или) распределению тепловой энергии обеспечивает:
1)
предоставление равных условий для всех потребителей услуг по передаче и (или) распределению тепловой энергии;
2)
поддерживает на границе раздела балансовой принадлежности тепловых сетей параметры тепловой энергии, заданные Договором;
3)
заключает с потребителем договор на предоставление услуг по передаче и (или) распределению тепловой энергии;
4)
предоставляет потребителю услуги по передаче и (или) распределению тепловой энергии соответствующего качества в порядке и сроки, определенные условиями Договора.
42.
С объявлением отопительного сезона:
1)
уточняется схема оповещения, устанавливается дежурство ответственных работников объектов жилищно-коммунального и энергетического комплекса области;
2)
приводятся в готовность аварийно-восстановительные бригады на предприятиях;
3)
персоналом организаций, эксплуатирующих здания (дома), организуется периодический обход и контроль за работой систем теплоносителя и состоянием утепления зданий;
4)
на источниках теплоснабжения проверяется работа резервного и аварийного оборудования, наличие основного и резервного топлива, инструмента, материалов и запасных частей.
43.
С объявлением аварийной ситуации на теплоисточнике и тепловых сетях:
1)
на всех объектах жилищно-коммунального и энергетического комплекса вводится круглосуточное дежурство;
2)
по распоряжению акима города (района) на предприятиях и в организациях вводится повышенная готовность вспомогательных аварийно-восстановительных бригад, обеспеченных механизмами и материалами для использования в аварийных ситуациях.
44.
Необходимые мероприятия и действия персонала организаций, эксплуатирующих здания (дома), при усиленном и внерасчетном режимах указываются в соответствующих мероприятиях.
5. Завершение отопительного сезона и обеспечение горячего водоснабжения в межотопительный период
45.
Окончание отопительного сезона объявляется ежегодно распоряжением акима города (района).
46.
После окончания отопительного сезона организации, эксплуатирующие здания (дома), отключают систему центрального отопления и обеспечивают работу систем горячего водоснабжения по летней схеме.
47.
В межотопительный период теплоснабжающие организации обеспечивают горячее водоснабжение потребителей по утвержденной схеме работы оборудования источников тепла и тепловых сетей. Температура воды, подаваемой к водоразборным точкам (кранам, смесителям), отвечает требованиям технических и санитарных норм. Не допускаются перерывы в подаче горячей воды больше сроков, установленных графиками, согласованными с местными исполнительными органами, на время, необходимое для ремонта установок горячего водоснабжения на источниках теплоснабжения, подготовки элеваторных узлов, автоматизированных тепловых пунктов и внутридомовых систем.
48.
Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления рекомендуется производить одновременно до 1 сентября. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения – 14 календарных дней.
49.
В случаях, неурегулированных настоящими Правилами, следует руководствоваться нормами действующего законодательства Республики Казахстан.
6. Ответственность энергоснабжающих организаций и потребителей
50.
Ответственность услугодателей и потребителей за нарушение Правил определяется в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.