Сноска. Утратил силу приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 28.05.2015 № 629.
В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового кодекса Республики Казахстан ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую рамку квалификаций в сфере «Легкая промышленность».
2. Комитету промышленности Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан (Касымбеков Б.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление на официальное опубликование в средствах массовой информации и информационно-правовой системе «Әділет»;
3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности
Министра индустрии
новых технологий
Республики Казахстан А. Рау
Утверждена приказом
исполняющего обязанности
Министра индустрии и новых
технологий Республики Казахстан
от 27 декабря 2013 года № 445
Отраслевая рамка квалификаций
в сфере «Легкая промышленность»
1. Отраслевая рамка квалификаций в сфере «Легкая промышленность» (далее – ОРК) содержит восемь квалификационных уровней, что соответствует национальной рамке квалификаций (далее – НРК), утвержденной совместным приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 24 сентября 2012 года № 373-ө-м и Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 сентября 2012 года № 444 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 8022, опубликован в газете «Казахстанская правда» от 24 ноября 2012 года, № 408-409 (27227-27228)).
2. Главное назначение ОРК – служить инструментом государственной и отраслевой политики в создании и реализации конкурентной продукции конечного потребления в легкой промышленности.
3. Основные термины и понятия, используемые в ОРК:
1) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
2) НРК – структурированное описание квалификационных уровней, признаваемых на рынке труда;
3) национальная система квалификаций – совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса и предложений на квалификации специалистов со стороны рынка труда;
4) опыт – сознательная деятельность, знания и навыки, которые могут быть приобретены и эффективно использованы в течение определенного промежутка времени;
5) ОРК – структурированное описание квалификационных уровней признаваемых в отрасли;
6) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
7) умения – способности применять знания и проявить компетентность с целью осуществления деятельности и решения задач (применение логического, интуитивного, творческого и практического мышления).
4. Стратегические цели отраслей легкой промышленности:
1) повышение управленческого, инженерного, технического и предпринимательского профессионализма работников;
2) формирование устойчивых механизмов кооперации и партнерского взаимодействия с научными, проектными организациями, смежными предприятиями;
3) обновление и создание современного парка станков, инструментов и технологического оборудования;
4) создание конкурентоспособной продукции легкой промышленности.
5. Задачей ОРК является определение требований к функциональному поведению, умениям, навыкам и знаниям работников с учетом применяемых и перспективных технологий отраслей легкой промышленности для последующей разработки профессиональных стандартов.
6. Основные производственные задачи отрасли, связанные с применением существующих и перспективных технологий создания и реализации продукции:
1) разработка нормативно-технической документации;
2) совершенствование и подготовка средств производства;
3) использование энергосберегающих и «зеленых» технологий и материалов;
4) производство и реализация продукции легкой промышленности.
7. Основные отраслевые задачи проблемного типа:
1) разработка и реализация конкурентоспособных моделей кооперации субъектов отрасли;
2) разработка стратегий стабильного развития предприятий;
3) создание систем мотивации работников к постоянному повышению профессионального уровня, качественному и высокопроизводительному труду;
4) организация изобретательской деятельности и рационализации;
5) снижение себестоимости продукции, повышение энергоэффективности производства;
6) использование методов эффективного управления легкой промышленностью;
7) разработка и реализация механизмов государственно-частного партнерства;
8) развитие конкурентоспособного ассортимента товаров легкой промышленности, импортозамещение.
8. ОРК разработана с учетом следующих принципов:
1) конкретизация требований квалификационных уровней НРК к компетенциям, знаниям, умениям и навыкам работников с учетом применяемых и перспективных технологий в легкой промышленности;
2) преемственность требований при переходе от низших квалификационных уровней ОРК к высшим;
3) однозначность, логичность и лаконичность описания требований к компетенциям, знаниям, умениям и навыкам работников легкой промышленности;
4) универсальность, приемлемость типовых требований ОРК ко всем областям профессиональной деятельности в легкой промышленности;
5) стимулирование повышения квалификационного уровня работников.
9. ОРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре, согласно приложению 1 к ОРК.
ОРК состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности, а именно:
1) личностные и профессиональные компетенции - данный показатель определяет общую компетенцию работника и имеет три основных степени проявления:
деятельность под руководством;
самостоятельная исполнительская деятельность;
руководство другими;
2) знания - данный показатель является комплексным и определяет требования к знаниям, зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
объема и сложности используемой информации;
инновационности знаний;
степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний);
степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) связан с изменением одного (любого) из составляющих показателей, двух или трех;
3) умения и навыки - данный показатель является комплексным и определяет требования к умениям, зависит от следующих особенностей профессиональной деятельности:
множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов;
степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития;
степень его проявления (переход от одного уровня квалификации к другому) связан как с изменением одного (любого) из составляющих показателей, так и обоих.
10. Уровень квалификации является результатом освоения определенной образовательной программы и (или) практического опыта.
Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне производится обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии.
Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения.
Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем.
Построение индивидуальной образовательной траектории осуществляется посредством учета знаний и практического опыта работника, курсов повышения квалификации, что дает возможность продвигаться как по вертикали, так и по горизонтали уровней квалификации.
Соотнесение уровней квалификации с уровнями национальной системы образования и обучения определяется по показателю достижения квалификации, указанного в приложении 2 к ОРК.
11. ОРК при необходимости внутри квалификации предусматривает подуровни, которые отражают специфику отраслевых требований квалификаций.
Приложение 1
к Отраслевой рамке
квалификаций в сфере
«Легкая промышленность»
Описание квалификационных
уровней отраслевой рамки квалификаций
Области профессиональной деятельности:
1) прядение натуральных и химических волокон;
2) производство ткани, трикотажа и нетканых полотен;
3) крашение и отделка пряжи, текстильных, трикотажных, нетканых полотен;
4) первичная обработка волокнистых материалов;
5) производство одежды, чулочно-носочных изделий, головных уборов;
6) производство обуви;
7) производство галантереи;
8) производство кожи и меха и изделий из них.
Уровень |
Уровень |
Области профессиональной деятельности: |
||
Требования к личностным и профессиональным компетенциям |
Требования к умениям и навыкам |
Требования к знаниям |
||
1 |
1 |
Самостоятельность: работа под полным руководством при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач. |
Выполняет типовые несложные практические задания, демонстрирует навыки самонаблюдения и самодисциплины. |
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий. |
2 |
2 |
Самостоятельность: работа под руководством при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; обучение под руководством. |
Выполняет несложные практические задания, демонстрирует навыки контроля и коррекции своих действий в простых производственных ситуациях. |
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач. |
3 |
3 |
Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения. |
Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач. |
Знания о технологии производство продукции в своей профессиональной деятельности, планировании и организации труда на предприятиях легкой промышленности. |
4 |
4 |
Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации задач под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации ее подчиненными работниками. |
Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников. |
Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений на производстве, способах мотивации и стимулирования труда на предприятиях легкой промышленности. |
5 |
5 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия. |
Демонстрирует навыки понимание задачи, анализа ситуаций и своих действий, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма. |
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений на предприятиях легкой промышленности, о коллективо- и командообразовании. |
6 |
6 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками. |
Демонстрирует навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств. |
Знания о методологии совместного анализа, проектирования предприятий и продукции легкой промышленности принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации. |
7 |
7-1 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли. |
Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности. |
Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов в области подготовки кадров для легкой промышленности. |
7-2 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли. |
|||
8 |
8-1 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба. |
Демонстрирует системное и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия |
Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами в области легкой промышленности. |
8-2 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба. |
Приложение 2
к отраслевой рамке
квалификаций в сфере
«Легкая промышленность»
Показатель достижения квалификации
Уровень |
Пути достижения квалификации соответствующего уровня |
1 |
Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования, но не ниже начального образования. |
2 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования, но не ниже основного среднего. |
3 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования или общего среднего образования без практического опыта. |
4 |
Техническое и профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт. |
5 |
Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование. |
6 |
Высшее образование, практический опыт. |
7 |
Высшее образование, практический опыт. Послевузовское образование практический опыт. |
8 |
Высшее образование, практический опыт, и /или послевузовское образование, практический опыт. |