В соответствии с пунктом 3 статьи 138-4 Трудового кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую отраслевую рамку квалификаций в сфере «Геология».
2. Комитету геологии и недропользования Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан (Нурабаев Б.К.) в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции и его официальное опубликование.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан Сауранбаева Н.Е.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Заместитель Премьер-Министра
Республики Казахстан - Министр
индустрии и новых технологий
Республики Казахстан А. Исекешев
Утверждена приказом
Заместителя Премьер-Министра
Республики Казахстан - Министра
индустрии и новых технологий
Республики Казахстан
от 22 ноября 2013 года № 371
Отраслевая рамка квалификаций в сфере «Геология»
1. Общие положения
1. Отраслевая рамка квалификаций (ОРК) содержит структурированное описание квалификационных требований отрасли «геология» к компетенциям работников.
2. Цель ОРК - описать уровневые квалификационные компетенции Национальной рамки квалификации (НРК) с учетом технологических требований отрасли «геология».
3. Задачей ОРК является определение требований к функциональному поведению, навыкам и знаниям работников с учетом применяемых и перспективных технологий отрасли «геология» для последующей разработки профессиональных стандартов.
4. ОРК разрабатываются с учетом следующих принципов:
1) конкретизация требований квалификационных уровней НРК к функциональному поведению (способностям), навыкам и знаниям работников с учетом применяемых и перспективных технологий отраслей;
2) преемственность функций при переходе от низших квалификационных уровней к высшим;
3) однозначность, логичность и лаконичность описания функций;
4) универсальность, приемлемость типовых требований ОРК ко всем отраслям и областям профессиональной деятельности;
5) обеспечение стимулирования повышения квалификации работников.
5. Основные нормативные акты, в рамках которых осуществляется деятельность отрасли: Закон Республики Казахстана от 24 июня 2010 года «О недрах и недропользовании», Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 августа 2012 года № 1042 «О Концепции развития геологической отрасли Республики Казахстан до 2030 года».
6. Стратегические цели отрасли «Геология»:
1) формирование эффективной государственной системы геологического изучения недр, рационального использования и восполнения минерально-сырьевой базы, для удовлетворения экономических потребностей государства на современном этапе и в долгосрочной перспективе;
2) совершенствование государственной системы программно-целевого планирования и проведения геологоразведочных работ с усилением роли государства в финансировании более ранних и, соответственно, более рискованных региональных и поисковых стадий геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые, углеводородное сырье и подземные воды;
3) совершенствование нормативной правовой базы и нормативной технической базы с целью повышения инвестиционной привлекательности внедрения инновационных технологий для геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы, развития среды для равноправной конкуренции.
7. Основные задачи геологической отрасли:
1) модернизация государственной геологической службы и системы восполнения минерально-сырьевой базы с усилением участия государства в финансировании более ранних стадий геологоразведочных работ региональных и поисковых работ;
2) развитие механизмов государственно-частного партнерства путем привлечения ведущих мировых геологоразведочных и горнодобывающих компаний для участия в реализации проектов государственного геологического изучения недр;
3) развитие инфраструктуры геологической отрасли, в первую очередь, в сфере научных и прикладных исследований, а также в сфере разработки и внедрения инновационных технологий;
4) создание эффективной системы подготовки и повышения квалификации кадров.
8. ОРК предназначена для экспертов, разработчиков, членов рабочих групп, занимающихся разработкой профессиональных стандартов отрасли в рамках создания Национальной системы квалификаций, а также работодателей, руководителей и специалистов предприятий отрасли «геология».
9. ОРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре, согласно приложению 1 к ОРК.
2. Паспорт отраслевой рамки квалификаций
10. Отрасль: Геология
В процессе развития и углубления специализации в геологии сформировался ряд областей производственной деятельности, каждый из которых имеет свою специфику: минералогия, петрография (петрология), литология (петрография осадочных пород), гидрогеология, инженерная геология, геохимия, геофизика, структурная геология, тектоника, историческая геология, палеонтология, стратиграфия, геология полезных ископаемых.
Большинство прикладных и теоретических вопросов, решаемых геологией, связано с выявлением месторождений полезных ископаемых. Для этого проводят геологические исследования.
Геологоразведочные работы (a. geologic prospecting works; н. geologische Erkundung; ф. travaux de prospection geologique; и. trabajos de prospeccion geologica) — комплекс различных специальных геологических и других работ, которые производятся для обнаружения и подготовки к промышленному освоению месторождений полезных ископаемых. Включают изучение закономерностей размещения, условий образования, особенностей строения, вещественного состава месторождений полезных ископаемых с целью их прогнозирования, поисков, установления условий залегания, предварительной и детальной разведки, геолого-экономической оценки и подготовки к промышленному освоению.
11. Технологическая последовательность работ по реализации данной миссии предполагает подготовку материалов и оборудования для проведения геолого-геофизических исследований, проведение полевых геолого-геофизических исследований и анализ, обработка и оформление результатов геолого-геофизических исследований.
Области профессиональной деятельности:
1) подготовка материалов и оборудования для проведения геолого-геофизических исследований;
2) полевые геолого-геофизические исследования и поиск;
3) анализ, обработка и оформление результатов геолого-геофизических исследований.
12. Виды трудовой деятельности:
1) сбор геолого-геофизической информации (полевые работы);
2) обработка и анализ результатов полевых работ (камеральные работы);
3) получение информации о геологических объектах и процессах для различных отраслей экономики (нефтегазовая, горнодобывающая, строительство инженерных сооружений, экология и др.) по результатам камеральных работ.
13. Соотнесение уровней квалификации с уровнями национальной системы образования и обучения определяется по показателю достижения квалификации, указанного в приложении 2 к ОРК.
Приложение 1
к Отраслевой рамке квалификаций
геологической отрасли
Структура отраслевой рамки квалификаций
геологической отрасли
Уровень НРК |
Уровень ОРК |
Область профессиональной деятельности: |
||
Требования к личностным и профессиональным компетенциям |
Требования к умениям и навыкам |
Требования к знаниям |
||
1 |
1 |
Самостоятельность: работа под полным руководством при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач при погрузочно-разгрузочных работах, транспортировке к месту работ геолого-геофизического снаряжения и оборудования и подготовка мест стоянок полевого лагеря. Ответственность: за выполнение работ; за свою безопасность и безопасность других. Сложность: работа по инструкции. |
Выполняет типовые несложные практические задания, демонстрирует навыки самонаблюдения и самодисциплины |
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий |
2 |
2 |
Самостоятельность: работа под руководством при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; обучение под руководством. Участие в разбивочно-привязочных работах (определение на местности расположение проектных профилей сбора геолого-геофизической информации), подготовке площадок для проведения геолого-геофизических исследований. Ответственность: за результаты выполнения простых заданий; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды. |
Выполняет несложные практические задания, демонстрирует навыки контроля и коррекции своих действий в простых производственных ситуациях |
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач. |
3 |
3 |
Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения при подготовке и наладке технических и других вспомогательных средств по сбору отдельных видов геолого-геофизической информации, включая определение качества бурового раствора, выбор породоразрушающего инструмента, контроль установки бурового агрегата при бурении. Ответственность: за результаты выполнения работ; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды. Сложность: решение типовых практических задач; выбор способа действий из известных на основе знаний и практического опыта. |
Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач. |
Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда |
4 |
4 |
Самостоятельность: |
Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников. |
Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, способах мотивации и стимулирования труда. |
5 |
5-1 |
Самостоятельность: |
Демонстрирует навыки понимания заказа, анализа ситуации и своих действий, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма |
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании. |
5-2 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия. Управление процессом обоснования и выбора рационального комплекса методов геолого-геофизических исследований для решения поставленных задач в районе работ. Ответственность: за оценку и совершенствование собственного труда, собственное обучение и обучение других; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды. |
|||
6 |
6-1 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками. Деятельность по планированию полевых геолого-геофизических работ предприятия. Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию, ответственность за повышение профессионализма работников. Сложность: деятельность, направленная на решение задач, предполагающих выбор и многообразие способов решения. |
Демонстрирует навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств |
Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации |
6-2 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками. Постановка задач полевых геолого-геофизических работ предприятия. Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию, ответственность за повышение профессионализма работников. Сложность: деятельность, направленная на решение задач, предполагающих выбор и многообразие способов решения. |
|||
7 |
7-1 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли. Постановка задач геолого-геофизических исследований для выявления геологических объектов и процессов, востребованных на внутреннем рынке. Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию. Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов. |
Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепций и стратегий деятельности. |
Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов. |
7-2 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли. Постановка задач геолого-геофизических исследований для выявления геологических объектов и процессов, в которых заинтересован внешний рынок. Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию. |
|||
8 |
8-1 |
Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба, организацию условий и ответственность за производство и реализацию продукции на внутреннем рынке: реализацию продукции переделов минерального сырья, востребованных на внутреннем рынке. |
Демонстрирует экологическое и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия |
Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами |
8-2 |
Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба, организацию условий и ответственность за производство и реализацию продукции на внешнем рынке: реализацию продукции высоких переделов минерального сырья с высокой добавленной стоимостью на внешнем рынке (экспорт). |
Уровень НРК |
Уровень ОРК |
Область профессиональной деятельности: |
||
2. Полевые геолого-геофизические исследования и поиск |
||||
Требования к личностным и профессиональным компетенциям |
Требования к умениям и навыкам |
Требования к знаниям |
||
1 |
1 |
Самостоятельность: работа под полным руководством при очень низком уровне самостоятельности в ходе выполнения задач при подготовке технических и вспомогательных средств по сбору геолого-геофизической информации. Ответственность: за выполнение работ; за свою безопасность и безопасность других. Сложность: работа по инструкции. |
Выполняет типовые несложные практические задания, демонстрирует навыки самонаблюдения и самодисциплины. |
Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий. |
2 |
2 |
Самостоятельность: работа под руководством при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях; обучение под руководством при сборе геолого-геофизической информации. Ответственность: за результаты выполнения простых заданий; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды. |
Выполняет несложные практические задания, демонстрирует навыки контроля и коррекции своих действии в простых производственных ситуациях. |
Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач. |
3 |
3 |
Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения. Планирование и проведение отдельных видов геолого-геофизических исследований согласно поставленной задаче. Ответственность: за результаты выполнения работ; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды. |
Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач. |
Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда |
4 |
4 |
Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками. Управление процессами подготовки технических средств и сбора геолого-геофизической информации. Ответственность: за результаты при реализации нормы; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды. |
Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников. |
Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, способах мотивации и стимулирования труда |
5 |
5-1 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия. Проведение полевых работ по сбору геолого-геофизической информации в районе работ. Ответственность: за оценку и совершенствование собственного труда, собственное обучение и обучение других; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды. Сложность: решение практических задач на основе выбора способов решения в различных изменяющихся условиях рабочих ситуаций. |
Демонстрирует навыки понимания заказа, анализа ситуаций и своих действий, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма. |
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании. |
5-2 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия. Подготовка полевых работ по сбору геолого-геофизической информации в районе работ. Ответственность: за оценку и совершенствование собственного труда, собственное обучение и обучение других; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды. |
|||
6 |
6-1 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками. Мониторинг и контроль методики и техники проведения полевых работ по сбору геолого-геофизической информации в районе работ. Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию, ответственность за повышение профессионализма работников. |
Демонстрирует навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств. |
Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации. |
6-2 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками. Контроль качества результатов полевых работ по сбору геолого-геофизической информации в районе работ. Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию, ответственность за повышение профессионализма работников. Сложность: деятельность, направленная на решение задач, предполагающих выбор и многообразие способов решения. |
|||
7 |
7-1 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли. Постановка задач геолого-геофизических исследований для выявления геологических объектов и процессов, востребованных на внутреннем рынке. Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию. |
Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепции и стратегий деятельности. |
Знания о методологии построения концепции, стратегии, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов. |
7-2 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли. Постановка задач геолого-геофизических исследований для выявления геологических объектов и процессов, в которых заинтересован внешний рынок. Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию. Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов. |
|||
8 |
8-1 |
Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба, организацию условий и ответственность за производство и реализацию продукции на внутреннем рынке: реализацию продукции переделов минерального сырья, востребованных на внутреннем рынке. |
Демонстрирует экологическое и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия. |
Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами. |
8-2 |
Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба, организацию условий и ответственность за производство и реализацию продукции на внешнем рынке: реализацию продукции высоких переделов минерального сырья с высокой добавленной стоимостью на внешнем рынке (экспорт). |
Уровень НРК |
Уровень ОРК |
Область профессиональной деятельности: |
||
Требования к личностным и профессиональным компетенциям |
Требования к умениям и навыкам |
Требования к знаниям |
||
1 |
1 |
- |
- |
- |
2 |
2 |
- |
- |
- |
3 |
3 |
Самостоятельность: осуществление самостоятельной работы в типовых ситуациях и под руководством в сложных ситуациях профессиональной деятельности; самостоятельная организация обучения. Подготовка (настройка) специализированных программно-технических комплексов к процессу обработки и интерпретации, ввода полевой геолого-геофизической информации в специализированные программно-технические комплексы, оформлении отчета о геологических объектах и процессах района полевых работ. Ответственность: за результаты выполнения работ; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды. Сложность: решение типовых практических задач; выбор способа действий из известных на основе знаний и практического опыта. |
Выполняет стандартные практические задания, демонстрирует навыки планирования, выбора способы выполнения поставленных задач. |
Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда |
4 |
4 |
Самостоятельность: исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками. Управление процессом обработки и интерпретации результатов отдельных видов геолого-геофизических исследований, участие в оформлении отчета о геологических объектах и процессах района полевых работ. Ответственность: за результаты при реализации нормы; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды. Сложность: решение различных типовых практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочих ситуаций. |
Уточняет полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает результаты деятельности, определяет недостаточность знаний и навыков, мотивирует повышение профессионализма работников. |
Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, способах мотивации и стимулирования труда. |
5 |
5-1 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия. Управление процессами комплексной интерпретации результатов обработки отдельных видов геолого-геофизических исследований, подготовки отчета о геологических объектах и процессах, выявленных в районе проведения полевых работ, по результатам комплексной интерпретации. Ответственность: за оценку и совершенствование собственного труда, собственное обучение и обучение других; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды. Сложность: решение практических задач на основе выбора способов решения в различных изменяющихся условиях рабочих ситуаций. |
Демонстрирует навыки понимания заказа, анализа ситуаций и своих действий, принятия решений и создания условий их реализации, контроля и коррекции деятельности в контексте командной работы, повышения управленческого и исполнительского профессионализма. |
Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании. |
5-2 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия. Управление процессом камеральных работ по обработке и интерпретации полевых геолого-геофизических материалов. Ответственность: за оценку и совершенствование собственного труда, собственное обучение и обучение других; за свою безопасность и безопасность других; за выполнение требований по защите окружающей среды. Сложность: решение практических задач на основе выбора способов решения в различных изменяющихся условиях рабочих ситуаций. |
|||
6 |
6-1 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками. Постановка задач камеральных работ для выявления геологических объектов и процессов в районе исследований. Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию, ответственность за повышение профессионализма работников. Сложность: деятельность, направленная на решение задач, предполагающих выбор и многообразие способов решения. |
Демонстрирует навыки проектирования и принятия решений в социальных и профессиональных ситуациях высокой неопределенности, культуру самоуправления, организации коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации результатов, использования современных программных продуктов и технических средств. |
Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации. |
6-2 |
Самостоятельность: управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками. Управление процессами организации камеральных работ и подготовки отчета о геологических объектах и процессах, выявленных в районе проведения полевых работ. Ответственность: за планирование и разработку процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию, ответственность за повышение профессионализма работников. Сложность: деятельность, направленная на решение задач, предполагающих выбор и многообразие способов решения. |
|||
7 |
7-1 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли. Постановка задач геолого-геофизических исследований для выявления геологических объектов и процессов, востребованных на внутреннем рынке. Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию. |
Демонстрирует навыки постановки задач и проблем, их системного решения с применением инновационных подходов, методы построения концепции и стратегии деятельности. |
Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия, способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов. |
7-2 |
Самостоятельность: управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур отрасли. Постановка задач геолого-геофизических исследований для выявления геологических объектов и процессов, в которых заинтересован внешний рынок. Ответственность: за планирование, разработку и результаты процессов деятельности, которые могут привести к существенным изменениям или развитию. Сложность: деятельность, предполагающая решение задач развития, разработку новых подходов, использование разнообразных методов. |
|||
8 |
8-1 |
Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба, организацию условий и ответственность за производство и реализацию продукции на внутреннем рынке: реализацию продукции переделов минерального сырья, востребованных на внутреннем рынке. |
Демонстрирует экологическое и стратегическое мышление, навыки принятия взаимовыгодных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия. |
Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами. |
8-2 |
Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур отрасли государственного масштаба, организацию условий и ответственность за производство и реализацию продукции на внешнем рынке: реализацию продукции высоких переделов минерального сырья с высокой добавленной стоимостью на внешнем рынке (экспорт). |
Приложение 2
к Отраслевой рамке квалификаций
геологической отрасли
Показатель достижения квалификации
Уровень квалификации |
Пути достижения квалификации соответствующего уровня |
1 |
Практический опыт и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы при наличии основного среднего образования, но не ниже начального образования. |
2 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования, но не ниже основного среднего. |
3 |
Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии) при наличии общего среднего образования или технического и профессионального образования на базе основного среднего образования или общего среднего образования без практического опыта. |
4 |
Техническое и профессиональное образование повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка), практический опыт. |
5 |
Техническое и профессиональное образование (специалист среднего звена), послесреднее образование, практический опыт, или высшее образование. |
6 |
Высшее образование, практический опыт. |
7 |
Высшее образование, практический опыт. Послевузовское образование практический опыт. |
8 |
Высшее образование, практический опыт, и /или послевузовское образование, практический опыт. В настоящем квалификационном уровне высшее образование включает в себя высшее образование, полученное до введения в действие Закона Республики Казахстан «Об образовании», а также послевузовское образование, определенное в соответствии с уровнями образования установленными указанным законом. |