Об утверждении Правил организации продажи проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте в Республике Казахстан

Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 23 сентября 2013 года № 742. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 29 октября 2013 года № 8853

Обновленный

      В соответствии с подпунктом 26-1) пункта 2 статьи 14 Закона Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года «О железнодорожном транспорте», ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила организации продажи проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте в Республике Казахстан.
      2. Комитету транспорта и путей сообщения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Мейрбеков Е.Н.) обеспечить:
      1) в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан, официальное опубликование в средствах массовой информации, в том числе размещение его на интернет-ресурсе Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан и на интранет-портале государственных органов;
      3) представление в Юридический департамент Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан сведений о государственной регистрации и о направлении на опубликование в средствах массовой информации в течение 5 рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Скляр Р.В.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    А. Жумагалиев

Утверждены          
приказом Министра      
транспорта и коммуникаций  
Республики Казахстан    
от 23 сентября 2013 года № 742

Правила организации продажи проездных документов (билетов)
на железнодорожном транспорте в Республике Казахстан

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации продажи проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте в Республике Казахстан (далее - Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года «О железнодорожном транспорте» и определяют порядок организации продажи проездных документов (билетов) пассажирам, продления срока действия, возврата платежей за неиспользованные проездные документы (билеты), переоформления проездных документов (билетов), в пунктах продажи перевозчиков и уполномоченных перевозчиком лиц - пассажирских агентств.
      2. Для проезда в пассажирском поезде пассажиру необходимо иметь проездной документ (билет), а перевозчик или уполномоченное им лицо - пассажирское агентство оформляет проездной документ (билет), при наличии свободного места, до указанной пассажиром станции назначения.
      3. Перевозчики организуют продажу проездных документов (билетов) на поезда своего формирования, также на пассажирские поезда, формирования других перевозчиков на основании заключенных договоров.
      3-1. Перевозчики могут организовать продажу проездных документов (билетов) через билетные кассы пассажирских агентств на основании заключенных безвозмездных договоров.
      Сноска. Правила дополнены пунктом 3-1 в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 22.01.2016 № 43 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      4. Во всех пунктах продажи обеспечиваются достоверной информацией (в наглядной и доступной форме) для пассажиров об оказываемых услугах, в том числе:
      перечень услуг при продаже проездных документов (билетов) и их стоимость;
      сведения о юридическом лице, оказывающим услугу по продаже проездных документов (билетов);
      сроки продажи проездных документов (билетов);
      время работы пункта продажи.
      5. Продажа проездных документов (билетов) на пассажирские поезда производится с помощью терминалов автоматизированной системы управления пассажирскими перевозками (далее - АСУ) (автоматизированный способ), электронные терминалы, интернет - ресурсы, по ручной технологии через диспетчерский терминал (далее - ДТМ) (неавтоматизированный способ), билетопечатающие автоматы (далее - БПМ) на пригородные поезда.
      5-1. Перевозчик организовывает продажу проездных документов (билетов) в пути следования поезда через АСУ посредством терминального оборудования АСУ.
      Продажа проездных документов (билетов) на станциях, где отсутствуют билетные кассы, осуществляется в порядке, установленной частью первой настоящего пункта.
      Сноска. Правила дополнены пунктом 5-1 в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 22.06.2016 № 515 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      6. При организации продажи проездных документов (билетов) пассажирам предоставляются следующие обязательные услуги:
      1) продажа проездных документов (билетов);
      2) возобновление (оформление плацкарты) проездных документов (билетов), в случае остановки пассажира в пути следования в течение срока действия проездного документа (билета);
      3) возврат проездных документов (билетов);
      4) переоформление проездных документов (билетов);
      5) оформление проездных документов (билетов) для перевозки организованных групп пассажиров.
      7. Также предоставляются дополнительные услуги, за которые может взиматься плата:
      1) оформление заказов по телефону;
      2) доставка железнодорожных проездных документов (билетов) по месту требования клиента.
      8. Информация о стоимости и видах дополнительных услуг должна быть доведена до пассажира путем размещения на видном месте в пункте продажи, а при оказании услуг по телефону путем непосредственного информирования.
      9. Продажа проездных документов (билетов) осуществляется в сроки:
      от 45 суток и до отправления поезда с пунктов формирования или оборота пассажирского поезда, вагонов беспересадочного сообщения, с промежуточной станции в зависимости от режима продажи или наличия мест;
      от 10 суток до отправления поезда на пригородные поезда;
      Продажа проездных документов (билетов) прекращается за 5 минут до отправления поезда.
      10. Продажа проездных документов (билетов) в вагоны беспересадочного сообщения производится:
      пассажирам, следующим до станции назначения этих вагонов или станций, расположенных на участке отклонения от основного маршрута поезда - в предварительном режиме;
      пассажирам, следующим до станции отклонения от основного маршрута следования поезда - за 72 часа до отправления поезда.
      11. Разрешается оформление проездных документов (билетов) на всех станциях от любой станции, включенной в АСУ и открытой для выполнения пассажирских операций.
      12. При отсутствии прямого поезда до станции назначения пассажира, допускается оформление проездных документов (билетов) с пересадкой на какой-либо станции (согласованные) поезда.
      При этом продажа проездных документов (билетов) осуществляется с учетом разницы не менее 3 часов между временем прибытия пассажира на эту станцию и его отправлением с этой станции при наличии мест.
      13. При наличии свободных мест допускается выезд пассажира пассажирским поездом того же перевозчика следующим ранее поезда, на который приобретен проездной документ (билет). При этом пассажиру необходимо переоформить проездной документ (билет).
      14. Переоформление проездных документов (билетов) без изменения фамилии и инициалов, на ранее уходящий поезд, до отправления которого осталось менее 24 часов допускается в следующих случаях:
      1) при замене номера поезда на ранее уходящий;
      2) при замене типа вагона на высшую категорию;
      3) при замене одновременно номера поезда (на ранее уходящий) и типа вагона;
      4) при замене мест в одном вагоне на места в другом вагоне того же типа;
      5) при замене номера места в одном и том же вагоне.
При отсутствии прямого поезда до станции назначения пассажира, допускается оформление проездных документов (билетов) на «согласованные» поезда.
      При этом продажа проездных документов (билетов) осуществляется с учетом разницы не менее 3 часов между временем прибытия пассажира на эту станцию и его отправлением с этой станции при наличии мест.
      15. Переоформление проездных документов (билетов) осуществляется на условиях, определенных Правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 июля 2011 года № 799 «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом» (далее – Правила перевозок).
      16. Организация продажи проездных документов (билетов) включает в себя следующие операций: оформление, переоформление, возврат проездных документов (билетов), возобновление поездки (оформление плацкарты), в случае остановки пассажира в пути следования в течение срока действия проездного документа (билета).
      17. Оформление проездных документов (билетов) осуществляется на основании документов пассажира, указанных в Правилах перевозок.
      18. Проездной документ (билет) оформляется за наличный расчет или по безналичному расчету.
      19. Оформление остановки в пути следования, оформление прекращения поездки пассажира в пути следования, продление срока действия проездного документа (билетов) осуществляется на условиях, определенных Правилами перевозок.
      20. Переоформление проездных документов (билетов) осуществляется на условиях, определенных Правилами перевозок.
      21. Пассажирское агентство за продажу железнодорожных проездных документов (билетов) может устанавливать плату за агентские услуги (сервисный сбор), не входящую в стоимость железнодорожного проездного документа (билета), с размещением в пассажирском агентском пункте на видном месте информации о размере такой платы.
      22. Продажа проездных документов (билетов) на перевозку организованных групп пассажиров осуществляется на условиях, определенных Правилами перевозок.
      23. Возврат платежей за неиспользованные проездные документы (билеты) производится на условиях, определенных Правилами перевозок.
      24. Проездные документы (билеты) оформляются на государственном и/или русском языках.
      25. Подчистки, исправления на проездных документах (билетах) не допускается. В проездных документах (билетах), оформляемых на промежуточных станциях, допускается вручную исправление номера поезда в случае, если он изменяется по ходу следования.

2. Порядок оформления проездных документов (билетов)
автоматизированным способом

      26. Оформление проездных документов (билетов) производится на бланках установленного образца в соответствии с требованиями Технологического процесса эксплуатации межгосударственной системы АСУ «Экспресс» государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, утвержденного на 48 заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества в городе Бишкек от 28-29 мая 2008 года.
      27. При оформлении проездных документов (билетов) через АСУ «Экспресс» сведения печатаются БПМ, подключенным к терминалу этой системы.
      28. На проездной документ (билет) наносится следующая информация:
      номер поезда;
      дата и время отправления поезда;
      номер места в вагоне;
      номер и условное обозначение типа, класса вагона;
      стоимость билета, плацкарты;
      количество пассажиров;
      вид проездного документа (билета);
      наименование станции отправления и назначения и их коды;
      форма оплаты за перевозку;
      общая стоимость проезда, в том числе тариф и сборы, в том числе: НДС;
      личные данные пассажира: фамилия и инициалы имени, отчества (при его наличии);
      вид документа, удостоверяющего личность и его реквизиты;
      дата и время прибытия на станцию назначения;
      служебная информация.
      При оформлении льготного проездного документа (билета) для проезда несовершеннолетних пассажиров дополнительно указывается: серия и реквизиты свидетельства о рождении, а также дата, месяц и год рождения.
      29. Не допускается оформление проездных документов (билетов) более четырех мест на один поезд на одно лицо.

3. Порядок оформления проездных документов (билетов)
неавтоматизированным способом

      30. Оформление проездных документов (билетов) по ручной технологии (через ДТМ) осуществляется шариковой ручкой (синими, черными, фиолетовыми чернилами) разборчиво, без сокращения слов. Допускается применение штемпелей с готовым текстом.
      31. При заполнении бланка, который содержит составные части на одном листе, информация на составных частях заполняется идентично (одинаково).
      32. Подчистки, исправления на проездных документах (билетов) не допускается. В проездных документах (билетах), оформляемых на промежуточных станциях, допускается вручную исправление номера поезда в случае, если он изменяется по ходу следования.
      33. Не допускается оформление проездных документов (билетов) более четырех мест на один поезд на одно лицо.

4. Порядок оформления проездных документов (билетов) через
электронные терминалы и интернет-ресурсы

      34. Допускается оформление проездных документов (билетов) через интернет-ресурсы, электронные терминалы, БПМ.
      35. На проездном документе (билете) указывается обязательная информация, определенная пунктом 28 настоящих Правил.
      36. В проездных документах (билетах), оформленных через интернет-ресурсы, электронные терминалы и БПМ наносится следующая информация:
      номер поезда;
      дата и время отправления поезда;
      номер и условное обозначение типа вагона;
      номер места в вагоне;
      стоимость плацкарты;
      количество пассажиров;
      вид проездного документа (билета);
      наименование станции отправления и назначения и их коды;
      форма оплаты за перевозку;
      общая стоимость проезда, в том числе тариф и сборы, в том числе: НДС;
      личные данные пассажира: фамилия и инициалы имени, отчества (при его наличии);
      вид документа, удостоверяющего личность и его реквизиты;
      дата и время прибытия на станцию назначения;
      идентификатор заказа (при необходимости);
      штрих код (2D-баркод) (при необходимости);
      служебная информация.
      37. В интернет-ресурсах продажи проездных документов (билетов) предоставляется актуальная информация о качественных характеристиках поезда, в том числе информацию о:
      годе выпуска вагонов;
      наличии системы кондиционирования воздуха;
      категории поезда;
      наличия пунктов общественного питания пассажиров;
      багажных вагонах;
      состоянии интерьера (через фотоматериал);
      дополнительных услугах, предоставляемых пассажирам в поезде.
      При этом, информация о качественных характеристиках поезда предоставляется с учетом отвлечения вагонов на плановый и неплановый виды ремонта.
      Сноска. Правила дополнены пунктом 37 в соответствии с приказом Министра по инвестициям и развитию РК от 22.01.2016 № 43 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); в редакции приказа Министра по инвестициям и развитию РК от 22.06.2016 № 515 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).