В целях реализации подпункта 44-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Типовые правила деятельности видов организаций технического и профессионального, послесреднего образования.
2. Департаменту технического и профессионального образования (Борибеков К.К.) обеспечить:
1) в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации и разместить на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан;
3) доведение настоящего приказа до сведения организаций образования.
3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на вице-министра образования и науки Абенова М.А.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр А. Саринжипов
Утверждены
приказом Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 11 сентября 2013 года № 369
Типовые правила деятельности видов организаций технического и
профессионального, послесреднего образования
1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила деятельности видов организаций технического и профессионального, послесреднего образования (далее - Типовые правила) разработаны в соответствии с подпунктом 44-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании», постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей».
2. Типовые правила определяют порядок деятельности организаций технического и профессионального, послесреднего образования независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
3. Организациями технического и профессионального, послесреднего образования являются юридические лица, которые реализуют одну или несколько образовательных учебных программ и обеспечивают образование и воспитание обучающихся.
4. Основными задачами организации технического и профессионального, послесреднего образования являются:
1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;
2) обеспечение профессиональной ориентационной работы с обучающимися;
3) обеспечение взаимосвязи между теоретическим и производственным обучением в соответствии с потребностями рынка труда;
4) внедрение новых технологий обучения, способствующих своевременной адаптации профессионального образования к изменяющимся потребностям общества и рынка труда;
5) интеграция образовательных программ по техническому и профессиональному, послесреднему образованию с производством.
5. К видам организаций технического и профессионального образования относятся:
1) колледж;
2) училище;
3) учебный центр профессиональной подготовки;
4) колледж для детей с ограниченными возможностями;
5) учебный центр профессиональной подготовки при исправительном учреждении;
6) колледж при исправительном учреждении;
7) военно-технический колледж.
6. К видам организаций послесреднего образования относятся:
1) колледж;
2) высшая техническая школа;
3) училище.
7. Языковая политика организаций технического и профессионального, послесреднего образования осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О языках».
8. В настоящих Типовых правилах используются следующие понятия:
1) колледж - учебное заведение, реализующее образовательные учебные программы общего среднего и технического и профессионального образования или послесреднего образования (далее – Колледж);
2) колледж для детей с ограниченными возможностями – это учебное заведение, реализующее учебные программы общего среднего и технического и профессионального образования или послесреднего образования для детей с ограниченными возможностями из числа инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, детей-инвалидов;
3) высшая техническая школа (далее - ВТШ) - учебное заведение, реализующее интегрированные образовательные учебные программы технического и профессионального, послесреднего образования;
4) училище – учебное заведение, реализующее образовательные учебные программы основного среднего, общего среднего, технического и профессионального или послесреднего образования в области культуры и искусства.
2. Порядок деятельности видов организаций технического и
профессионального, послесреднего образования
Параграф 1. Колледж (колледж для детей с ограниченными
возможностями)
9. Колледж осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами Республики Казахстан, а также настоящими Типовыми правилами.
10. Колледжи самостоятельны в формировании своей структуры и в организации учебно-воспитательного процесса, подборе и расстановке кадров, учебно-методической, финансово–хозяйственной деятельности.
11. В зависимости от содержания образовательных учебных программ с учетом потребностей и возможностей личности, создания условий доступности получения образования в организациях технического и профессионального образования обучение осуществляется в следующих формах: очное, вечернее, заочное отделение (кроме отдельных профессий и специальностей, получение которых в заочной, вечерней форме не допускается).
12. Колледжи самостоятельны в выборе и порядке использования новых форм, методик и технологий обучения.
13. Учет учебной работы в колледжах осуществляется путем ведения журналов учета теоретического и производственного обучения и табелей учета выполнения учебных программ в учебных часах.
14. Для граждан, имеющих техническое и профессиональное, послесреднее образование или высшее образование для обучения по сокращенной программе, форма сдачи вступительных экзаменов устанавливается организацией образования.
15. К обучающимся колледжа относятся студенты (курсанты) и слушатели.
16. Права и обязанности обучающихся, педагогических работников в колледже определяются законодательством Республики Казахстан в области образования.
17. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 (Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5191) (далее - Типовыми правилами проведения текущего контроля). Для обучающихся, имеющие по результатам промежуточной аттестации не более 2-х удовлетворительных оценок «3», допускается пересдача экзамена на более высокий уровень оценки.
18. В колледжах, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, учебный год начинается и заканчивается согласно графику учебного процесса.
Не менее двух раз в течение полного учебного года для обучающихся устанавливаются каникулы общей продолжительностью не более 11 недель в год, в том числе в зимний период – не менее 2 недель.
Расписание занятий в колледжах составляется в соответствии с графиком учебного процесса и рабочими учебными планами.
Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 45 минут с перерывом 5 минут, допускаются спаренные занятия с перерывом 10 минут после 2-х академических часов.
Для питания и активного отдыха обучающихся после 2-х спаренных занятий предусматривается перерыв длительностью не менее 15 минут.
19. В колледжах учебные занятия проводятся в виде уроков, лекций, семинаров, практических занятий, лабораторных, контрольных и самостоятельных работ, консультаций, бесед, факультативных занятий, курсовых и дипломных проектов, работ, в том числе реальных проектов, и других форм учебных занятий.
20. Для организации и проведения учебных занятий с обучающимися в организациях технического и профессионального образования создаются учебные группы.
21. Учебные группы в учебных заведениях технического и профессионального образования комплектуются по специальностям численностью не более 25 человек (по военным специальностям до 30 человек) при очной форме обучения, не менее 15 человек при заочной, вечерней формах обучения.
Исходя из специфики профиля профессии или специальности, в организациях технического и профессионального образования с обучающимися проводятся индивидуальные занятия.
22. При проведении лабораторных работ, практических занятий, в том числе по физическому воспитанию и занятий по отдельным предметам, производственного обучения в мастерских (на учебных полигонах и в учебных хозяйствах), перечень которых определяется в соответствии с учебным планом, учебные группы делятся на подгруппы численностью не более 13 человек, для медицинских и фармацевтических организаций образования по клиническим дисциплинам учебные группы делятся на подгруппы численностью не более 8 человек.
23. Участниками образовательного процесса колледжа являются: обучающиеся и родители, педагогические работники и законные представители несовершеннолетних обучающихся.
24. Количество и перечень должностей педагогических работников в колледжах определяется на основе Типовых штатов работников государственных организаций образования и перечня должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 января 2008 года № 77 (далее - Типовых штатов).
25. Руководство колледжа создает условия для повышения квалификации работников.
26. За успехи в учебной, методической, научной и воспитательной работе и другой деятельности колледжа для работников устанавливаются формы морального и материального поощрения.
27. Замещение должностей педагогических работников колледжей независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области образования.
28. Для управления учебно-воспитательным процессом в зависимости от профиля подготовки кадров по специальностям в колледжах создаются отделения по группам специальностей (профессий) и другие структурные подразделения.
Отделения (очное, заочное, вечернее) создаются при подготовке кадров по одной или нескольким родственным специальностям и профессиям.
29. Руководство отделением осуществляется заведующим, назначаемым руководителем колледжа.
Заведующий отделением обеспечивает:
1) организацию и непосредственное руководство учебной и воспитательной работой на отделении;
2) выполнение учебных планов и программ;
3) организацию учета успеваемости обучающихся;
4) контроль за дисциплиной обучающихся;
5) контроль за работой обучающихся в период курсового и дипломного проектирования;
6) участие в работе стипендиальной комиссии (очная форма);
7) учет работы по отделению и представление отчетности.
30. Отделения в колледжах (кроме колледжей Министерства обороны Республики Казахстан) создаются при наличии:
1) не менее 150 обучающихся по одной или нескольким родственным специальностям и профессиям при очной форме обучения;
2) не менее 100 обучающихся при вечерней, заочной формах обучения.
31. В целях обеспечения качественной организации учебно-воспитательного процесса в состав Колледжа входят учебно-консультационные пункты, спортивные базы и сооружения, общежития, учебно-производственные мастерские, лаборатории, полигоны, учебные хозяйства и другие структурные подразделения, связанные с образовательным процессом.
32. Производственное обучение обучающихся осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах колледжей, на ученических местах, предоставляемых работодателями на основе договоров.
Выполнение учебно-производственных работ в соответствии с учебными программами производственного обучения предусматривает организацию выпуска товаров (работ и услуг).
Колледжи, осуществляющие подготовку кадров по военным специальностям, организуют войсковую стажировку в целях приобретения и совершенствования практических навыков в выполнении обязанностей по должностному предназначению обучаемых.
33. Профессиональная практика проводится в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах колледжей и предприятиях, организациях, определенных в качестве баз практик на договорной основе с ними.
Договоры с организациями, являющимися базами практики, заключаются на основе Типовой формы договора на проведение профессиональной практики обучающихся, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 ноября 2007 года № 582 (Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5053) (далее - Типовой договор).
34. Учебные производственные мастерские являются учебной и производственной базой, обеспечивающей:
1) сочетание теоретического обучения с производственным трудом;
2) получение обучающимися профессиональных навыков в соответствии с учебными планами и программами;
3) организацию выпуска продукции, изготовление инструментов и приспособлений для мастерских, наглядных пособий и приборов для кабинетов и лабораторий, а также ремонта оборудования, машин и механизмов;
4) оказание платных услуг предприятиям, организациям и населению в рамках выполнений требований учебных планов и программ.
В учебных хозяйствах проводятся лабораторно-практические занятия и сельскохозяйственные работы по технологии растениеводства и животноводства (на полях и фермах учебного хозяйства).
На учебных полигонах проводится обучение по вождению автомобилей, тракторов, самоходных машин по обслуживанию и эксплуатации оборудования и механизмов.
35. Перечень, содержание и требования по выполнению учебно-производственных работ в учебных мастерских, учебных хозяйствах определяются колледжем.
36. Управление в колледжах осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, настоящими Типовыми правилами и уставом колледжа на принципах единоначалия и коллегиальности.
Непосредственное управление колледжем осуществляет руководитель.
37. В целях повышения качества обучения и воспитания обучающих, педагогического мастерства преподавателей и совершенствования методической работы в колледжах создаются коллегиальные органы управления.
Формами коллегиального управления колледжа являются педагогический, учебно-методический, попечительские советы.
Параграф 2. Высшая техническая школа
38. ВТШ осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами и нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящими Типовыми правилами.
39. ВТШ самостоятельны в организации учебно-воспитательного процесса, подборе и расстановке кадров, учебно-методической, финансово–хозяйственной деятельности в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан, настоящими Типовыми правилами и уставами ВТШ.
40. Основой организации учебного и воспитательного процесса являются планирование и учет учебной, учебно-методической и воспитательной работы, осуществляемой ВТШ.
41. Планирование учебной и воспитательной работы в ВТШ осуществляется путем утверждения графика учебно-воспитательного процесса на учебный год и расписания теоретических и практических занятий.
График учебно-воспитательного процесса и расписание учебных занятий утверждается руководителем ВТШ.
Учет учебной и воспитательной работы в ВТШ осуществляется путем ведения журналов учета теоретического и производственного обучения и табелей учета выполнения учебных программ в учебных часах.
42. Рабочие учебные планы и рабочие учебные программы разрабатываются ВТШ на основе соответствующих типовых учебных планов и типовых учебных программ и согласовываются с работодателями.
43. В зависимости от содержания образовательных учебных программ с учетом потребностей и возможностей личности, создания условий доступности получения образования в ВТШ обучение осуществляется в следующих формах: очное, вечернее, заочное в соответствии с Типовыми правилами деятельности организаций образования, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального образования, послесреднего образования, утвержденными постановлением Правительством Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 (далее - Типовые правила деятельности).
44. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля.
45. В ВТШ независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности учебный год начинается и заканчивается согласно графику учебного процесса.
Не менее двух раз в течение полного учебного года для обучающихся устанавливаются каникулы общей продолжительностью не более 11 недель в год, в том числе в зимний период – не менее 2 недель.
Расписание занятий в ВТШ составляется в соответствии с графиком учебного процесса и учебными планами.
46. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 45 минут с перерывом 5 минут, допускаются спаренные занятия с перерывом 10 минут после 2-х академических часов в соответствии с Типовыми правилами деятельности.
Для питания и активного отдыха обучающихся после 2-х спаренных занятий предусматривается перерыв длительностью не менее 15 минут.
47. В ВТШ учебные занятия проводятся в виде уроков, лекций, семинаров, практических занятий, лабораторных, контрольных и самостоятельных работ, консультаций, бесед, факультативных занятий, курсовых и дипломных проектов, работ и других форм учебных занятий.
48. Для организации и проведения учебных занятий с обучающимися в ВТШах создаются учебные группы.
Учебные группы в ВТШ комплектуются по специальностям численностью не более 25 человек при очной форме обучения, не менее 15 человек при заочной, вечерней формам обучения.
Исходя из специфики профиля профессии или специальности, в ВТШ с отдельными обучающимися проводятся индивидуальные занятия.
49. При проведении лабораторных работ, практических занятий, в том числе по физическому воспитанию и занятий по отдельным предметам, производственного обучения в мастерских (на учебных полигонах и в учебных хозяйствах), перечень которых определяется в соответствии с учебным планом, учебные группы делятся на подгруппы численностью не более 12-13 человек.
50. Участниками образовательного процесса ВТШ являются: обучающиеся и родители, педагогические работники и законные представители несовершеннолетних обучающихся.
51. К обучающимся ВТШ относятся студенты, курсанты, слушатели.
52. Количество и перечень должностей педагогических работников в ВТШ определяется на основе Типовых штатов.
53. К педагогическим работникам ВТШ относятся лица, занимающиеся образовательной деятельностью, связанной с обучением и воспитанием обучающихся.
54. Замещение должностей педагогических работников ВТШ независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области образования.
55. Для управления учебно-воспитательным процессом в зависимости от профиля подготовки кадров по специальностям в ВТШ создаются отделения по группам специальностей (профессий) и другие структурные подразделения в соответствии с Типовыми правилами деятельности.
Отделения (очное, заочное, вечернее) создаются при подготовке кадров по одной или нескольким родственным специальностям и профессиям.
56. Руководство отделением осуществляется заведующим, назначаемым директором ВТШ.
Заведующий отделением обеспечивает:
1) организацию и непосредственное руководство учебной и воспитательной работой на отделении;
2) выполнение учебных планов и программ;
3) организацию учета успеваемости обучающихся;
4) контроль за дисциплиной обучающихся;/
5) контроль за работой обучающихся в период курсового и дипломного проектирования;
6) участие в работе стипендиальной комиссии (очная форма);
7) учет работы по отделению и представление отчетности.
57. Отделения в ВТШ (кроме организации образования при Министерстве обороны Республики Казахстан) создаются при наличии:
1) не менее 150 обучающихся по одной или нескольким родственным специальностям и профессиям при очной форме обучения;
2) не менее 100 обучающихся при вечерней, заочной формах обучения.
58. Производственное обучение обучающихся осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах ВТШ, на ученических местах, предоставляемых работодателями на основе договоров.
59. Выполнение учебно-производственных работ в соответствии с учебными программами производственного обучения предусматривает организацию выпуска товаров (работ и услуг).
60. Для проведения профессиональной практики ВТШ на договорной основе определяют организации в качестве баз практик, утверждают согласованные с ними учебные программы и календарные графики прохождения практики.
Договоры с организациями, являющимися базами практики, заключаются на основе Типового договора.
61. Учебно-производственные мастерские, учебные хозяйства, учебные полигоны ВТШ создаются в целях обеспечения реализации содержания учебных программ производственного обучения и профессиональной практики в зависимости от профиля подготовки кадров по специальностям.
62. Учебные производственные мастерские являются учебной и производственной базой, обеспечивающей:
1) сочетание теоретического обучения с производственным трудом;
2) получение обучающимися профессиональных навыков в соответствии с учебными планами и программами;
3) организацию выпуска продукции, изготовление инструментов и приспособлений для мастерских, наглядных пособий и приборов для кабинетов и лабораторий, а также ремонта оборудования, машин и механизмов;
4) оказание платных услуг предприятиям, организациям и населению в рамках выполнений требований учебных планов и программ.
63. В учебных хозяйствах проводятся лабораторно-практические занятия и сельскохозяйственные работы по технологии растениеводства и животноводства (на полях и фермах учебного хозяйства).
На учебных полигонах проводится обучение по вождению автомобилей, тракторов, самоходных машин по обслуживанию и эксплуатации оборудования и механизмов.
Перечень, содержание и требования по выполнению учебно-производственных работ в учебных мастерских, учебных хозяйствах определяются непосредственно ВТШ по согласованию с работодателями, для которых осуществляется подготовка кадров.
64. Производственное обучение организуется в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, учебных полигонах и организациях под руководством мастера производственного обучения.
65. Управление в ВТШ осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области образования, настоящими Типовыми правилами и уставом учебного заведения на принципах единоначалия и коллегиальности.
Непосредственное управление ВТШ осуществляет руководитель.
Руководитель ВТШ назначается и освобождается от должности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
66. В целях повышения качества обучения и воспитания обучающих, педагогического мастерства преподавателей и совершенствования методической работы в ВТШ создаются коллегиальные органы управления.
67. Формами коллегиального управления ВТШ являются педагогический, учебно-методический, попечительские советы.
Параграф 3. Училище
68. Училище самостоятельно в организации учебно-воспитательного процесса, подборе и расстановке кадров, учебно-методической, финансово – хозяйственной деятельности в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан, настоящими Типовыми правилами и уставами Училища.
69. Основой организации учебного и воспитательного процесса являются планирование и учет учебной, учебно-методической и воспитательной работы, осуществляемой Училищем.
70. Предметом и целью деятельности Училища являются
удовлетворение социально-экономических потребностей общества в квалифицированных специалистах в области культуры и искусства.
Училище осуществляет международное сотрудничество на основе законодательства Республики Казахстан в области образования и международных договоров.
71. Планирование учебной и воспитательной работы в училищах осуществляется путем утверждения графика учебно-воспитательного процесса на учебный год и расписания теоретических и практических занятий.
График учебно-воспитательного процесса и расписание учебных занятий утверждается руководителем училища.
Учет учебной и воспитательной работы в училищах осуществляется путем ведения журналов учета теоретического и производственного обучения и табелей учета выполнения учебных программ в учебных часах.
72. Рабочие учебные планы и рабочие учебные программы разрабатываются Училищем на основе соответствующих типовых учебных планов и типовых учебных программ и согласовываются с работодателями.
73. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля.
В Училищах независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности учебный год начинается и заканчивается согласно графику учебного процесса.
Не менее двух раз в течение полного учебного года для обучающихся устанавливаются каникулы общей продолжительностью не более 11 недель в год, в том числе в зимний период – не менее 2 недель.
Расписание занятий в Училищах составляется в соответствии с графиком учебного процесса и учебными планами.
74. Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 45 минут с перерывом 5 минут, допускаются спаренные занятия с перерывом 10 минут после 2-х академических часов в соответствии с Типовыми правилами деятельности.
Для питания и активного отдыха обучающихся после 2-х спаренных занятий предусматривается перерыв длительностью не менее 15 минут.
В Училищах учебные занятия проводятся в виде уроков, лекций, семинаров, практических занятий, лабораторных, контрольных и самостоятельных работ, консультаций, бесед, факультативных занятий, курсовых и дипломных проектов, работ и других форм учебных занятий.
75. Для организации и проведения учебных занятий с обучающимися в Училищах создаются учебные группы.
Учебные группы в Училищах комплектуются по специальностям численностью не более 18 человек при очной форме обучения.
Исходя из специфики профиля профессии или специальности в Училищах с отдельными обучающимися проводятся индивидуальные занятия.
76. При проведении лабораторных работ, практических занятий и занятий по специальным предметам производственного обучения, перечень которых определяется в соответствии с учебным планом, учебные группы делятся на подгруппы численностью не более 12-13 человек.
77. Участниками образовательного процесса Училища являются: обучающиеся и родители, педагогические работники и законные представители несовершеннолетних обучающихся.
78. К обучающимся Училища относятся студенты, курсанты, слушатели.
79. Количество педагогических работников и перечень должностей педагогических работников в училищах определяется на основе Типовых штатов.
80. Замещение должностей педагогических работников в Училищах независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан в области образования.
81. Для управления учебно-воспитательным процессом в зависимости от профиля подготовки кадров по специальностям в Училищах создаются отделения по группам специальностей (профессий) и другие структурные подразделения в соответствии с Типовыми правилами деятельности.
Отделения создаются при подготовке кадров по одной или нескольким родственным специальностям и профессиям.
82. Руководство отделением осуществляется заведующим, назначаемым руководителем Училища.
Заведующий отделением обеспечивает:
1) организацию и непосредственное руководство учебной и воспитательной работой на отделении;
2) выполнение учебных планов и программ;
3) организацию учета успеваемости обучающихся;
4) контроль за дисциплиной обучающихся;
5) контроль за работой обучающихся в период курсового и дипломного проектирования;
6) участие в работе стипендиальной комиссии (очная форма);
7) учет работы по отделению и представление отчетности.
83. Отделения в Училищах создаются при наличии не менее 150 обучающихся по одной или нескольким родственным специальностям при очной форме обучения.
84. Производственное обучение и профессиональная практика обучающихся осуществляется в специально оборудованных балетных залах Училища, в театрах и других творческих коллективах, предоставляемых работодателями на основе договоров.
Профессиональная практика включает в себя учебно-сценическую работу, внеурочную подготовку к сценической практике под руководством преподавателя, внеурочную учебно-сценическую практику в балетных спектаклях и концертах, индивидуальную практику с особо одаренными учащимися, дипломную практику.
Выполнение профессиональной практики в соответствии с творческим планом Художественного совета предусматривает организацию отчетно-выпускных концертов, спектаклей.
85. Для проведения профессиональной практики Училища на договорной основе определяют организации в качестве баз практик, утверждают согласованные с ними учебные программы и календарные графики прохождения практики.
86. Управление в Училищах осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан, настоящими Типовыми правилами и уставом Училища на принципах единоначалия и коллегиальности. 87. Непосредственное управление Училищем осуществляет руководитель.
88. В целях повышения качества обучения и воспитания обучающих, педагогического мастерства преподавателей и совершенствования методической работы в Училищах создаются коллегиальные органы управления.
Формами коллегиального управления Училища являются педагогический, учебно-методический, художественный, попечительские советы.
Параграф 4. Учебный центр профессиональной подготовки
89. Учебный центр профессиональной подготовки (далее – Центр), независимо от форм собственности, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами и нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также Типовыми правилами деятельности и уставами организации образования.
90. Перед Центрами стоят следующие задачи:
1) создание условии для организации качественного профессионального обучения, направленного на развитие личности для приобретения новых или измененных профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ;
2) профессиональное обучение рабочих, служащих специалистов позволяющее освоить другую профессию или специальность;
3) повышение квалификации граждан для поддержания, расширения, углубления и совершенствования ранее приобретенных профессиональных знаний, умений и навыков.
91. Центры самостоятельны в организации учебного процесса, под боре и расстановке кадров, учебно-методической, финансово-хозяйственной деятельности.
92. Основой организации учебного процесса являются планирование и учет учебной, учебно-методической работы, осуществляемой Центром.
93. Планирование учебной работы в Центрах осуществляется путем утверждения графика учебного процесса и расписания теоретических, практических занятий.
График учебного процесса и расписание учебных занятий утверждается руководителем Центра.
Учет учебной работы в Центрах осуществляется путем ведения журналов учета теоретического и производственного обучения и табелей учета выполнения учебных программ в учебных часах.
94. Рабочие учебные планы и рабочие учебные программы разрабатываются Центрами с участием работодателей и утверждаются руководителем организации образования по согласованию с работодателями.
Формы, содержание и объем профессиональной подготовки, переподготовки кадров определяются по согласованию работодателем.
95. В зависимости от содержания образовательных учебных программ с учетом потребностей и возможностей личности, создания условий доступности профессионального обучения в Центрах обучение осуществляется в следующих формах: очное, вечернее.
96. Текущий контроль успеваемости, промежуточная и итоговая аттестация обучающихся осуществляется в соответствии с Типовыми правилами проведения текущего контроля.
97. В Центрах учебные занятия проводятся в виде уроков, лекций, семинаров, практических занятий, лабораторных, контрольных и самостоятельных работ, консультаций, бесед, факультативных занятий, курсовых проектов, работ и других форм учебных занятий.
98. Для организации и проведения учебных занятий с обучающимися в Центрах создаются учебные группы в соответствии с Типовыми правилами деятельности.
Учебные группы в Центрах комплектуются по специальностям численностью не более 25 человек при очной форме обучения, не более 15 человек при вечерней форме обучения.
Исходя из специфики профиля профессии или специальности в Центрах с отдельными обучающимися проводятся индивидуальные занятия.
99. К обучающимся Центров относятся студенты, курсанты, слушатели.
100. К педагогическим работникам Центров относятся лица, занимающиеся образовательной деятельностью, связанной с обучением и воспитанием обучающихся.
101. Производственное обучение обучающихся осуществляется в учебно-производственных мастерских, лабораториях, на полигонах, в учебных хозяйствах Центра, на ученических местах, предоставляемых работодателями на основе договоров.
102. Учебно-производственные мастерские, учебные хозяйства, учебные полигоны - структурные подразделения Центров создаются в целях обеспечения реализации содержания учебных программ производственного обучения и профессиональной практики в зависимости от профиля подготовки кадров по специальностям.
Учебные производственные мастерские являются учебной и производственной базой, обеспечивающей:
1) сочетание теоретического обучения с производственным трудом;
2) получение обучающимися профессиональных навыков в соответствии с учебными планами и программами;
3) организацию выпуска продукции, изготовление инструментов и приспособлений для мастерских, наглядных пособий и приборов для кабинетов и лабораторий, а также ремонта оборудования, машин и механизмов;
4) оказание платных услуг предприятиям, организациям и населению в рамках выполнений требований учебных планов и программ.
103. Перечень, содержание и требования по выполнению учебно-производственных работ в учебных мастерских, учебных хозяйствах определяются непосредственно Центром по согласованию с работодателями, для которых осуществляется подготовка кадров.
104. Непосредственное управление Центром осуществляет руководитель.
Параграф 5. Учебный центр профессиональной подготовки при
исправительном учреждении
105. Учебный центр профессиональной подготовки при исправительном учреждении (далее – Учебный центр) в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами, а также настоящими Типовыми правилами и Уставом Учебного центра.
106. Основными задачами Учебного центра являются предоставление образовательных услуг осужденным по образовательным программам технического и профессионального образования.
107. Особенности организации и деятельности Учебного центра определяются Уставом Учебного центра и настоящими Типовыми правилами.
108. Прием в Учебные центры осуществляется из числа осужденных, имеющих основное среднее (основное общее), общее среднее (среднее общее), техническое и профессиональное образование.
109. Рабочие учебные планы и рабочие учебные программы разрабатываются Центрами с участием руководства исправительного учреждения и утверждаются руководителем Центра по согласованию руководства исправительного учреждения.
110. Время начала и окончания занятий, продолжительность перемен между занятиями устанавливаются приказом руководителя Учебного центра по согласованию с руководством исправительного учреждения.
111. Представители администрации исправительного учреждения по согласованию с руководителем Учебного центра присутствуют на занятиях и других мероприятиях, связанных с образовательным процессом, с целью улучшения работы по обучению осужденных, участвовать в работе педагогического совета, конференций, совещаний и других мероприятий, организуемых и проводимых Учебном центре.
112. Руководитель Учебного центра по согласованию с руководителем исправительного учреждения назначает и освобождает от должности руководящих, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала Учебного центра. Порядок их назначения и освобождения определяется Уставом Учебного центра.
113. Права и обязанности руководителя, руководящих, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала Учебного центра, определяются Уставом Учебного центра и правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения.
114. Руководитель Учебного центра и педагогические работники входят в состав советов воспитателей отрядов, участвуют совместно с администрацией учреждения в воспитательной работе с осужденными.
115. Администрация исправительного учреждения:
1) ведет учет осужденных, подлежащих обязательному общеобразовательному и профессиональному обучению, а также желающих повысить свой общеобразовательный и профессиональный уровень;
2) обеспечивает взаимодействие администрации, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала Учебного центра с работниками частей и служб учреждения по вопросам обучения, воспитания осужденных;
3) оказывает помощь педагогическому коллективу Учебного центра в изучении правовых и методических документов, регламентирующих деятельность учреждения по вопросам обучения, исправления осужденных;
4) осуществляет контроль за соблюдением работниками Учебного центра режимных требований, установленных в учреждении;
5) обеспечивает безопасность и охрану труда работников Учебного центра во время нахождения их на территории исправительного учреждения;
6) обеспечивает хранение химических реактивов, оптических приборов, радио-видео, фотоаппаратуры и других приборов и осуществляет контроль за их использованием.
116. Администрация Учебного центра:
1) проводит совместно с администрацией учреждения работу по обеспечению полного охвата подлежащих обязательному обучению осужденных, не достигших тридцатилетнего возраста и не имеющих общего среднего образования;
2) организует образовательный процесс в соответствии с учебными планами и программами с учетом требований режима содержания осужденных, внедряет современные педагогические технологии;
3) оказывает помощь обучающимся в подготовке к занятиям, овладении методами самообразования, администрации учреждения в духовно-нравственном воспитании осужденных, в работе по их социальной адаптации и реабилитации;
4) ходатайствует перед администрацией учреждения о поощрении обучающихся за успехи в учебе и соблюдении дисциплины;
5) всемерно оказывает помощь администрации учреждения в укреплении дисциплины среди осужденных;
6) обеспечивает сохранность учебно-наглядных пособий, оборудования и другого имущества.
117. Учебный центр располагает помещениями, сооружениями и оборудованием для организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с планами учебной, внеклассной воспитательной работы. Кроме того, в целях полноценного функционирования Учебные центры имеют: комнаты для самоподготовки, гардеробные, хозяйственные и подсобные помещения.
Параграф 6. Колледж при исправительном учреждении
118. Колледж при исправительных учреждениях (далее – Колледж)в своей деятельности руководствуется Конституцией, законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами, а также настоящими Типовыми правилами и Уставом.
119. Основными задачами Колледжа являются предоставление образовательных услуг осужденным по образовательным программам технического и профессионального образования.
120. Колледжи создаются решением местных исполнительных органов по представлению правоохранительных органов, согласованному с органами управления образования областей и городов Астана, Алматы.
121.Особенности организации и деятельности Колледжа определяются Уставом Колледжа и настоящими Типовыми правилами.
122. Образовательная деятельность Колледжа подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о лицензировании.
123. Прием в Колледжи осуществляется из числа осужденных, имеющих основное среднее (основное общее), общее среднее (среднее общее).
124. При отсутствии документов об образовании руководитель Колледжа направляет запросы в областные (городские, районные) отделы образования, в ведении которых находится Колледж, в котором обучался осужденный. Зачисление оформляется приказом руководителя Колледжа, согласованным с руководством исправительного учреждения. Группы комплектуются до начала учебного года.
125. Обязанности обучающихся определяются Уставом Колледжа с учетом порядка и условий отбывания наказания в виде лишения свободы.
126. Обучающиеся, водворенные в штрафной изолятор и переведенные в помещение камерного типа, одиночную камеру, на строгие условия отбывания наказания обучаются по заочной форме.
127. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к получению общего среднего и технического и профессионального образования не привлекаются. Им создаются условия для самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.
128. Учебный год в Колледже начинается согласно графику учебного процесса. При 2-х сменной работе промышленного предприятия учреждения, учебные занятия организуются в две смены и проводятся 5-6 дней в неделю. Время начала и окончания занятий, продолжительность перемен между занятиями устанавливаются приказом руководителя Колледжа по согласованию с руководством исправительного учреждения.
129. Представители администрации исправительного учреждения по согласованию с администрацией Колледжа присутствуют на занятиях и других мероприятиях, связанных с образовательным процессом, с целью улучшения работы по обучению осужденных, участвуют в работе педагогического совета, конференций, совещаний и других мероприятий, организуемых и проводимых Колледже.
130. Общее руководство Колледжа осуществляет выборный представительный орган - Совет Колледжа. Порядок выборов Совета Колледжа и вопросов его компетенции определяются руководством исправительного учреждения.
131. В Совет Колледжа совета входят представители администрации исправительного учреждения.
132. Руководитель Колледжа по согласованию с начальником исправительного учреждения назначает и освобождает от должности руководящих, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала Колледжа. Порядок их назначения и освобождения определяется Уставом Колледжа.
133. Права и обязанности руководителя, руководящих, педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала Колледжа, определяются Уставом Колледжа.
134. Руководитель Колледжа и педагогические работники входят в состав советов воспитателей отрядов, участвуют совместно с администрацией учреждения в воспитательной работе с осужденными.
135. Штат руководящих, педагогических работников и учебно-воспитательного персонала Колледжа определяется областным (городским) отделом образования.
136. Администрация исправительного учреждения:
1) ведет учет осужденных, подлежащих обязательному общеобразовательному и профессиональному обучению, а также желающих повысить свой общеобразовательный и профессиональный уровень;
2) обеспечивает взаимодействие администрации, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала Колледжа с работниками частей и служб учреждения по вопросам обучения, воспитания осужденных;
3) оказывает помощь педагогическому коллективу Колледжа в изучении правовых и методических документов, регламентирующих деятельность учреждения по вопросам обучения, исправления осужденных;
4) осуществляет контроль за соблюдением работниками Колледжа режимных требований, установленных в учреждении;
5) обеспечивает безопасность и охрану труда работников Колледжа во время нахождения их на территории исправительного учреждения;
6) обеспечивает хранение химических реактивов, оптических приборов, радио-видео, фотоаппаратуры и других приборов и осуществляет контроль за их использованием.
137. Администрация Колледжа:
1) проводит совместно с администрацией учреждения работу по обеспечению полного охвата подлежащих обязательному обучению осужденных, не достигших тридцатилетнего возраста и не имеющих общего среднего образования;
2) организует образовательный процесс в соответствии с учебными планами и программами с учетом требований режима содержания осужденных, внедряет современные педагогические технологии;
3) оказывает помощь обучающимся в подготовке к занятиям, овладении методами самообразования, администрации учреждения в духовно-нравственном воспитании осужденных, в работе по их социальной адаптации и реабилитации;
4) ходатайствует перед администрацией учреждения о поощрении учащихся за успехи в учебе и соблюдении дисциплины;
5) всемерно оказывает помощь администрации учреждения в укреплении дисциплины среди осужденных;
6) обеспечивает сохранность учебно-наглядных пособий, оборудования и другого имущества.
138. Колледж располагает помещениями, сооружениями и оборудованием для организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с планами учебной, внеклассной воспитательной работы. Кроме того, в целях полноценного функционирования Колледжи имеют комнаты для самоподготовки, гардеробные, хозяйственные и подсобные помещения.
139. Приобретение оборудования, а также расходы, связанные с содержанием помещений колледжа (коммунальные услуги, текущий ремонт и прочие затраты), оплата труда обслуживающего персонала, производится за счет средств исправительных учреждений. Оплата труда руководящих и педагогических работников, учебно-воспитательного персонала производится за счет средств местных бюджетов, предусмотренных на образование.
Параграф 7. Военно–технический колледж
140. Настоящие Типовые правила определяют деятельность военно-технических колледжей, реализующих образовательные учебные программы технического и профессионального образования с углубленной допризывной подготовкой в специализированных колледжах Министерства обороны Республики Казахстан (далее - ВТК).
141. Перед ВТК стоят следующие задачи:
1) создание условии получения обучающимися качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;
2) подготовка квалифицированных специалистов для Вооруженных Сил Республики Казахстан, владеющих базовыми, специальными компетенциями по конкретной специальности и профессии, их переподготовка и повышение квалификации;
3) внедрение и эффективное использование современных технологий обучения;
4) обеспечение профориентационной работы с обучающимися;
5) военно-патриотическое и спортивное воспитание молодежи.
142. ВТК осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией, законами и нормативными правовыми актами Республики Казахстан, а также настоящими Типовыми правилами и уставам организации образования.
143. ВТК является военным учебным заведением, реализующее образовательные учебные программы технического и профессионального образования.
144. ВТК самостоятельны в организации учебно-воспитательного процесса, под боре и расстановке кадров, учебно-методической, финансово – хозяйственной деятельности в пределах, установленных законодательством Республики Казахстан, настоящими Типовыми правилами и уставом ВТК.
145. Основой организации учебного и воспитательного процесса являются планирование и учет учебной, учебно-методической и воспитательной работы, осуществляемой ВТК.
146. Планирование учебной и воспитательной работы в ВТК осуществляется путем утверждения графика учебно-воспитательного процесса на учебный год и расписания теоретических и практических занятий.
График учебно-воспитательного процесса и расписание учебных занятий утверждается руководителем ВТК.
Учет учебной и воспитательной работы в ВТК осуществляется путем ведения журналов учета теоретического и производственного обучения и табелей учета выполнения учебных программ в учебных часах.
147. Рабочие учебные планы и рабочие учебные программы разрабатываются ВТК на основе соответствующих учебных планов и учебных программ подготовки военно-технических специалистов.
148. В ВТК учебный год начинается согласно графику учебного процесса.
Расписание занятий в ВТК составляется в соответствии с графиком учебного процесса и учебными планами.
Для всех видов аудиторных занятий устанавливается академический час продолжительностью 45 минут с перерывом 5 минут, допускаются спаренные занятия с перерывом 10 минут после 2-х академических часов в соответствии с Типовыми правилами деятельности.
Для питания и активного отдыха обучающихся после 2-х спаренных занятий предусматривается перерыв длительностью не менее 15 минут.
149. В ВТК учебные занятия проводятся в виде уроков, лекций, практических занятий, лабораторных, контрольных и самостоятельных работ, консультаций, бесед и других форм учебных занятий.
150. Для организации и проведения учебных занятий с обучающимися в ВТК создаются учебные взводы.
151. При проведении лабораторных работ, практических занятий, в том числе по физическому воспитанию и занятий по отдельным предметам, профессионального обучения в военно-учебных полигонах и в учебных хозяйствах), перечень которых определяется в соответствии с учебным планом, учебные группы делятся на подгруппы численностью не менее 12-15 человек.
152. Участниками образовательного процесса ВТК являются обучающиеся (курсанты) и педагогические работники.
153. К обучающимся в ВТК относятся допризывники с 17,5 до 26 лет, подлежащие очередному призыву на срочную воинскую службу, годные по состоянию здоровья, физическому развитию, моральным качествам и образованию для службы в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войск и воинских формирований Республики Казахстан, прошедшие начальную военную подготовку, а также подготовку мобилизационного резерва и специалистов по контракту для службы в Вооруженных Силах РК.
154. К педагогическим работникам ВТК относятся лица, занимающиеся образовательной деятельностью, связанной с обучением и воспитанием обучающихся.
155. Для управления учебно-воспитательным процессом в зависимости от профиля подготовки кадров по специальностям в ВТК создаются отделения по группам специальностей (профессий) и другие структурные подразделения.
156. Руководство отделением осуществляется заместителем директора по учебной работе, назначаемым руководителем организации.
157. Перечень, содержание и требования по выполнению учебно-производственных работ в учебных мастерских, учебных хозяйствах определяются непосредственно ВТК по согласованию с Министерством обороны Республики Казахстан, для которых осуществляется подготовка кадров.
158. Непосредственное управление ВТК осуществляет руководитель.
159. В целях повышения качества обучения и воспитания обучающих, педагогического мастерства преподавателей и совершенствования методической работы в ВТК создаются коллегиальные органы управления.
Формами коллегиального управления ВТК являются педагогический, учебно-методический советы.