Об утверждении Типовых правил деятельности видов организаций дополнительного образования для детей

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 14 июня 2013 года № 228. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 5 июля 2013 года № 8565

Действующий

      В целях реализации подпункта 44-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Типовые правила деятельности видов организаций дополнительного образования для детей.
      2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.) обеспечить:
      1) в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) после прохождения государственной регистрации официальное опубликование настоящего приказа в средствах массовой информации;
      3) доведение настоящего приказа до сведения организаций образования.
      3. Контроль за исполнением данного приказа возложить на вице-министра Абенова М.А.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    Б. Жумагулов

Утверждены          
приказом Министра образования и
науки Республики Казахстан 
от 14 июня 2013 года № 228 

Типовые правила деятельности видов организаций дополнительного образования для детей 1. Общие положения

      1. Настоящие Типовые правила деятельности видов организаций дополнительного образования для детей (далее – Типовые правила) разработаны в соответствии с подпунктом 44-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» (далее – Закон «Об образовании»), постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей» и определяют порядок деятельности всех видов организаций дополнительного образования для детей независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
      2. Организация дополнительного образования для детей - это организация образования, реализующая образовательные учебные программы дополнительного образования в целях удовлетворения образовательных и культурных потребностей обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями в интересах личности, общества и государства.
      3. Основными задачами организации дополнительного образования для детей являются:
      1) создание необходимых условий для получения качественного дополнительного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;
      2) развитие творческих, духовных, физических возможностей личности, реализация их способностей;
      3) формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;
      4) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;
      5) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;
      6) воспитание у детей экологической культуры, вовлечение их в природоохранную деятельность;
      7) адаптация к жизни в обществе;
      8) организация содержательного досуга.
      4. К видам организаций дополнительного образования для детей относятся:
      1) учебно-методический центр дополнительного образования;
      2) дворец школьников (дом, центр, комплекс, центр детско-юношеского творчества);
      3) станция юных натуралистов (детский экологический центр, биологический центр, экобиоцентр, детско-юношеский центр экологии и краеведения);
      4) станция юных техников (центр, школа технического творчества детей и юношества);
      5) станция юных туристов (центр детско-юношеского туризма, детско-юношеский центр экологии и туризма, детско-юношеский центр туризма и краеведения);
      6) детский дворовый клуб, детский военно-патриотический клуб (другие клубные досуговые организации);
      7) детская школа искусств (детская музыкальная школа, детская художественная школа, детская школа искусств и другие школы художественно-эстетической направленности);
      8) детский оздоровительный лагерь (центр, комплекс, загородный оздоровительный лагерь, лагерь дневного пребывания, палаточный лагерь, юрточный лагерь);
      9) детско-юношеская спортивная школа;
      10) специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва;
      11) другие организации по направлениям деятельности и интересам детей.
      5. Языковая политика организаций дополнительного образования для детей осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и Законом Республики Казахстан «О языках».

2. Порядок деятельности видов организаций дополнительного образования для детей

      6. Организации дополнительного образования для детей приобретают права юридического лица со дня их государственной регистрации.
      7. Деятельность организаций дополнительного образования для детей направлена на создание условий для развития у детей личностного самоопределения, реализации их способностей, адаптации к социальной жизни в обществе, формирования гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, организации содержательного досуга.
      8. Режим работы организаций дополнительного образования для детей устанавливается правилами внутреннего распорядка.
      9. Участниками образовательного процесса в организации дополнительного образования для детей являются дети, педагогические работники, родители обучающихся и другие законные представители.
      10. Права и обязанности обучающихся, родителей или других законных представителей, работников определяются законодательными актами в области образования и Уставом организации дополнительного образования для детей.
      11. При приеме обучающихся организация дополнительного образования для детей ознакамливает детей и их родителей или законных представителей с Уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
      12. При приеме обучающихся в спортивные, спортивно-технические, туристские, хореографические объединения необходимо медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.
      С детьми-инвалидами проводится индивидуальная работа по месту жительства.
      13. Образовательный процесс в детских музыкальных школах, детских художественных школах и школах искусств проводится по типовым учебным планам и программам, утвержденным приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 декабря 2011 года № 543 «Об утверждении Типовых учебных планов и программ детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов 6 февраля 2012 года № 7409).
      14. Расписание занятий составляется и утверждается администрацией организации дополнительного образования для детей с учетом создания благоприятного режима для обучающихся, их возрастных особенностей, пожеланий родителей, в соответствии с установленными Санитарными правилами, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 1684 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам воспитания и образования детей и подростков».
      15. Одновозрастные и разновозрастные дети, в том числе дети с ограниченными возможностями, в организациях дополнительного образования для детей объединяются по интересам в кружок, клуб, студию, ансамбль, группу, театр и иные объединения (далее – объединения).
      Формирование групп основано на добровольном выборе детей.
      16. Объединения по интересам создаются с постоянным и переменным составом обучающихся.
      17. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса при реализации образовательной учебной программы дополнительного образования в объединениях является занятие по одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам. Занятия в зависимости от требований образовательной учебной программы дополнительного образования организуются как на весь учебный год, так и на более короткие сроки.
      18. Занятия проводятся по группам, индивидуально или всем составом объединения в соответствии с образовательной учебной программой дополнительного образования. В каждой группе первого года обучения количество детей должно быть от 10 до 15, второго года и последующих лет – от 8 до 12, экспериментальных и исследовательских групп – от 6 до 8.
      19. При обучении детей дошкольного возраста наполняемость группы составляет от 6 до 10 человек.
      20. При обучении детей с ограниченными возможностями наполняемость группы составляет от 3 до 6 человек.
      21. Организация дополнительного образования для детей организует учебно-воспитательную работу с обучающимися в течение всего календарного года, в том числе с созданием условий для инклюзивного образования.
      С 1 по 14 сентября идет комплектование объединений, с 15 сентября начинаются учебные занятия.
      В летний период объединения работают по специальному расписанию с постоянным и переменным составом обучающихся.
      22. В каникулярный период организации дополнительного образования для детей открывают профильные лагеря, экологические школы, туристские городки и базы, создают различные объединения с постоянным или переменным составом детей на своей базе, в лагерях (загородных или дневных), а также по месту жительства детей. Работа объединений проводится в форме концертных поездок, походов и путешествий, соревнований, экспедиций и иных форм.
      23. Для занятий групп первого года обучения предусматриваются 4 академических часа в неделю, второго и последующих – 6 академических часов, экспериментальных и исследовательских – 8 академических часов.
      Для детей дошкольного возраста занятия проводятся в течение 25-35 минут не более 2-х академических часов в неделю.
      24. Количество часов для проведения практических занятий (походов, экспедиций, экскурсий, соревнований, концертных поездок) устанавливаются исходя из 8 часов в сутки.
      25. В работе объединения по интересам могут участвовать совместно с детьми и их родители или другие законные представители без включения в основной состав при наличии условий и согласия руководителя организации.
      26. Организации дополнительного образования для детей могут создавать детские объединения в других организациях и по месту жительства детей.
      Отношения между ними регулируются договором.
      27. Организации дополнительного образования для детей в целях развития одаренности и профессиональной ориентации обучающихся проводят совместную работу с научными, исследовательскими организациями, создают на своей и на их базе научные объединения обучающихся, лаборатории для экспериментальной, научно-исследовательской, творческой работы в соответствии с законодательством.
      28. В целях социальной адаптации обучающихся и оптимизации образовательного процесса в организациях дополнительного образования для детей создаются социально-педагогические, психологические, медицинские службы.
      29. Организация дополнительного образования для детей самостоятельно, по договоренности и (или) совместно с другими организациями проводит профориентационную работу с детьми.
      30. Освоение образовательных учебных программ дополнительного образования в детских музыкальных школах, детских художественных школах и школах искусств завершается итоговой государственной аттестацией.
      Обучающиеся, окончившие полный курс обучения, сдавшие государственные выпускные экзамены, получают свидетельство об окончании школы установленного образца.
      31. Организации дополнительного образования для детей, имеющие материально-техническую базу и кадровый потенциал, осуществляют производственную практику для обучающихся всех типов организаций образования.
      32. В организациях дополнительного образования для детей осуществляется учебно-методическая и научно-методическая работа, направленная на совершенствование учебно-воспитательного процесса, разработку и внедрение новых технологий обучения, обеспечение повышения квалификации педагогических работников.
      33. Организации дополнительного образования для детей создают методический совет, методические творческие объединения. Их деятельность осуществляется в порядке, определенном Уставом.
      34. Организации дополнительного образования для детей организуют и проводят массовые мероприятия, создают необходимые условия для совместного труда и отдыха детей, родителей или других законных представители.
      35. В организациях дополнительного образования для детей не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий и религиозных организаций (объединений).
      36. К педагогической деятельности в организациях дополнительного образования для детей допускаются лица, имеющие специальное педагогическое или профессиональное образование по соответствующим профилям.
      37. Взаимоотношения работника и администрации организации дополнительного образования для детей регулируются трудовым законодательством Республики Казахстан.
      38. Организации дополнительного образования для детей могут участвовать в международной деятельности по линии уполномоченного органа в области образования, других ведомств, общественных организаций в порядке, установленном Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».