В целях реализации подпункта 44-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Типовые правила деятельности видов дошкольных организаций.
2. Признать утратившим силу приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 января 2009 года № 27 «Об утверждении Типовых правил организации деятельности семейных детских садов, комплексов «школа-детский сад», кабинетов коррекции и инклюзивного образования детей дошкольного возраста, консультационных пунктов для родителей» (Зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5550, опубликованный в газете «Юридическая газета» от 27 февраля 2009 года № 31 (1628)).
3. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.) обеспечить:
1) в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) после прохождения государственной регистрации официальное опубликование настоящего приказав средствах массовой информации;
3) доведение настоящего приказа до сведения организаций образования.
4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на вице-министра Абенова М.А.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр Б. Жумагулов
Утверждены
приказом Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 29 мая 2013 года № 206
Типовые правила деятельности видов дошкольных организаций
1. Общие положения
1. Настоящие Типовые правила деятельности видов дошкольных организаций (далее - Типовые правила) разработаны в соответствии с подпунктом 44-5) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» (далее - Закон «Об образовании») и определяют порядок деятельности всех видов дошкольных организаций независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, за исключением дошкольных организаций Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».
2. В настоящих Типовых правилах используется следующее понятие:
дошкольная организация - это организация образования, обеспечивающая воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от одного года до достижения школьного возраста.
3. Основными задачами дошкольных организаций являются:
1) охрана жизни и здоровья детей;
2) создание оптимальных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие воспитанников;
3) обеспечение качественной предшкольной подготовки;
4) воспитание гражданственности, казахстанского патриотизма, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
5) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
6) оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения, развития и охраны здоровья детей.
4. К видам дошкольных организаций относятся:
1) ясли-сад;
2) детский сад;
3) семейный ясли-сад;
4) санаторный ясли-сад;
5) комплекс «школа-детский сад»;
6) дошкольный мини-центр.
5. Дошкольные организации подразделяются на следующие типы:
общеразвивающие;
коррекционные;
комбинированные.
6. В общеразвивающих, коррекционных, комбинированных дошкольных организациях наполняемость групп осуществляется согласно Санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам дошкольного воспитания и обучения детей», утвержденным приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 17 марта 2015 года № 217 «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам дошкольного воспитания и обучения детей», зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 10975 (далее - Санитарные правила).
Сноска. Пункт 6 в редакции приказа Министра образования и науки РК от 08.02.2016 № 134 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
2. Порядок деятельности видов дошкольных организаций
7. Деятельность ясли-сада осуществляется в соответствии с общеобразовательными учебными программами дошкольного воспитания и обучения для детей от одного года до шести (семи) лет.
8. Деятельность детского сада осуществляется в соответствии с общеобразовательными учебными программами дошкольного воспитания и обучения для детей от трех до шести (семи) лет.
9. Деятельность семейного ясли-сада строится на принципах семейного воспитания и создается в качестве развития новых форм дошкольного образования с реализацией на практике индивидуального подхода в воспитании и обучении ребенка.
10. Семейный ясли-сад создается для:
1) увеличения охвата дошкольным образованием детей в возрасте от одного года до шести (семи) лет;
2) создания условий для развития и подготовки детей к школе при непосредственном участии семьи;
3) всестороннего развития консультативно-методической поддержки родителей в организации воспитания и обучения;
4) социальной адаптации детей.
11. Семейные ясли-сады различаются:
1) адаптационные:
для детей в возрасте от одного года до пяти лет;
2) общеразвивающие:
для детей в возрасте от трех до шести (семи) лет;
3) по присмотру и уходу, развитию детей на дому:
для детей в возрасте от одного года до шести (семи) лет.
12. Для организации семейного ясли-сада используются квартиры (дома) как частной так и арендованной собственности, где обустраиваются игровая, спальня (которую могут быть совмещеннными) и кухня при соблюдении квадратуры согласно Санитарным правилам.
13. Семейный ясли-сад функционирует по времени пребывания детей в режиме 5 - дневной или 6 - дневной рабочей недели:
1) полного пребывания;
2) неполного пребывания;
3) круглосуточного пребывания.
По запросам родителей (законных представителей или лиц их заменяющих) возможна организация работы в выходные и праздничные дни.
14. Деятельность санаторного ясли-сада осуществляется в соответствии с оздоровительными, лечебно-профилактическими программами для ослабленных, часто и продолжительно болеющих детей дошкольного возраста от одного года до шести (семи) лет.
15. В санаторных ясли-садах проводится медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, закаливание, лечебная физкультура и массаж в зависимости от диагноза заболевания.
16. Санаторные ясли-сады по режиму работы делятся на дневные и круглосуточные.
17. Медицинские работники оказывают помощь педагогам и родителям в организации индивидуального и дифференцированного подхода с учетом здоровья и особенностей развития детей, дают рекомендации о необходимости соблюдения режима в детском саду и в домашних условиях в целях профилактики заболеваний.
18. Деятельность Комплекса «школа-детский сад» (далее - Комплекс) строится на принципах единоначалия, самоуправления и создается в качестве воспитательно-образовательной организации, реализующей общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения, предшкольной подготовки, начального, основного среднего и общего среднего образования для детей с трех до семнадцати лет.
19. Комплекс может размещаться как в одном, так и в нескольких отдельно стоящих зданиях при соблюдении Санитарных правил.
20. В дошкольные группы Комплекса принимаются дети от трех до шести (семи) лет на постоянное или кратковременное пребывание в течение календарного года. В предшкольные классы принимаются дети, которым на 1 сентября текущего года исполнилось 5-6 (7) лет.
21. Деятельность детей в свободное от занятий время организуется с учетом особенностей состояния их здоровья, интересов, удовлетворения потребностей, в том числе физиологических (сон, питание, отдых, пребывание на свежем воздухе), познавательных, творческих, потребностей в общении.
22. Деятельность дошкольного мини-центра (далее – Мини-центр) реализуется на основе комплексного подхода в воспитании и обучении детей в возрасте от одного года до шести (семи) лет и осуществляется в соответствии с общеобразовательными учебными программами дошкольного воспитания и обучения, предшкольной подготовки.
23. Для организации Мини-центра на дому используются квадратура согласно Санитарным правилам.
24. Мини-центр функционирует по гибкому режиму от 2 до 7 раз в неделю, от 2 до 10 часов в день, как в утренние часы, так и во второй половине дня. Группы дошкольного Мини-центра открываются в течение учебного года по мере комплектования.
25. Деятельность коррекционного ясли-сада и детского сада реализуется в соответствии с коррекционно-развивающими программами для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии (с тяжелыми и более легкими нарушениями речи, зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательных функций, часто и длительно болеющих детей, задержкой психического развития, с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза).
Примечание: При зачислении в коррекционные дошкольные организации дополнительно предоставляется заключение психолого-медико-педагогической комиссии в произвольной форме, а в коррекционные санаторные дошкольные организации для детей с ранними проявлениями туберкулезной инфекции, с малыми и затихающими формами туберкулеза, часто и длительно болеющих детей - заключение территориальных лечебно-профилактических организаций в произвольной форме.
26. В комбинированных ясли-садах и детский садах совмещаются деятельность дошкольных организаций общеразвивающего и коррекционного типа.