В соответствии с подпунктом 1) части второй статьи 7 Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые:
1) Правила разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие национальных стандартов, предварительных национальных стандартов, классификаторов технико-экономической информации, за исключением военных стандартов на товары (продукцию), работы и услуги военного и двойного назначения согласно приложению 1 к настоящему приказу;
2) Перечень нормативных правовых актов, признаваемых утратившими силу согласно приложению 2 к настоящему приказу.
2. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан (Сатбаев Р.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и официальное опубликование в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан Тулеушина К.А.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
И.о. Министра | А. Рау |
Приложение 1 к приказу и.о. Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 28 декабря 2012 года № 495 |
Правила
разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы,
изменения, отмены и введения в действие национальных
стандартов, предварительных национальных стандартов,
классификаторов технико-экономической информации, за
исключением военных стандартов на товары (продукцию), работы и
услуги военного и двойного назначения
1. Общие положения
1. Настоящие Правила разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие национальных стандартов, предварительных национальных, классификаторов технико-экономической информации, за исключением военных стандартов на товары (продукцию), работы и услуги военного и двойного назначения (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 1) части второй статьи 7 Закона Республики Казахстан от 9 ноября 2004 года "О техническом регулировании" (далее - Закон).
2. Порядок разработки национальных стандартов,
предварительных национальных стандартов и
классификаторов технико-экономической информации
2. Разработка национальных стандартов (далее - стандарт), классификаторов технико–экономической информации (далее - классификатор ТЭИ), за исключением военных стандартов на товары (продукцию), работы и услуги военного и двойного назначения, осуществляется в соответствии с планами и программами работ по государственной стандартизации.
3. Требования, устанавливаемые в стандартах, предварительных национальных стандартах (далее – предстандарт) и классификаторах ТЭИ основываются на результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, патентных исследований, положениях международных, региональных или иностранных стандартов и нормативных документов по стандартизации иностранных государств и (или) иных современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
4. Стандарт, предстандарт или классификатор ТЭИ разрабатывается на продукцию, ее составные элементы, процессы, услуги, методы контроля продукции, в том числе, являющиеся результатами фундаментальных или прикладных исследований и разработок.
5. Стандарт, предстандарт или классификатор ТЭИ разрабатывается для целей, предусмотренных в пункте 1 статьи 4 настоящего Закона.
6. Информация о начале разработки стандарта или классификатора ТЭИ, изменений к ним, и их разработчиках размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа, осуществляющего государственное регулирование в области технического регулирования (далее - уполномоченный орган).
7. В целях разработки стандарта, предстандарта или классификатора ТЭИ разработчиком может создаваться рабочая группа с участием заинтересованных организаций.
8. Разработчик стандарта, предстандарта или классификатора ТЭИ осуществляет разработку соответствующего проекта и пояснительной записки к нему.
В пояснительной записке приводятся:
1) технико-экономическое обоснование и (или) расчет экономической эффективности от разработки и применения стандарта, предстандарта и классификаторов ТЭИ;
2) основание для разработки стандарта, предстандарта или классификатора ТЭИ с указанием соответствующего задания;
3) характеристика объекта стандартизации;
4) сведения о взаимосвязи проекта стандарта, предстандарта или классификатора ТЭИ с техническими регламентами и нормативными документами по стандартизации;
5) сведения о рассылке проекта стандарта, предстандарта или классификатора ТЭИ на рассмотрение и согласование;
6) информация о нормативных документах по стандартизации, которые были использованы при разработке проекта стандарта, предстандарта или классификатора ТЭИ;
7) данные о разработчике (адрес, включая электронную почту, контактный телефон/факс) и соисполнителях, сроках разработки проекта стандарта, предстандарта или классификатора ТЭИ.
9. Заказчиком и разработчиком стандарта, предстандарта или классификатора ТЭИ может быть любое лицо (физическое и юридическое), заинтересованное в его разработке.
10. При отсутствии действующего технического регламента на продукцию, выпускаемую организацией в обращение на рынок, разрабатывается и утверждается предварительный национальный стандарт.
3. Порядок согласования стандартов, предстандартов и
классификаторов ТЭИ
11. Стандарт или классификатор ТЭИ в зависимости от объекта стандартизации направляется на согласование:
1) заказчику разработки (при наличии);
2) государственным органам в пределах их компетенции;
3) техническим комитетам по стандартизации по закрепленным объектам стандартизации или направлениям деятельности;
4) органам по подтверждению соответствия;
5) аккредитованным отраслевым объединениям субъектов частного предпринимательства;
6) научно-исследовательским институтам (при наличии).
12. Срок согласования проектов стандарта, предстандарта или классификатора ТЭИ, в том числе размещенных на интернет-ресурсе уполномоченного органа, не превышает 60 (шестьдесят) календарных дней со дня их поступления на рассмотрение.
13. Разработчик стандарта по итогам рассмотрения и согласования проекта стандарта осуществляет подготовку сводки отзывов с включением принятых и не принятых замечаний и предложений согласующих органов. В случае несогласия с замечаниями и предложениями согласующих органов, приводится мотивированное обоснование.
14. В случае разработки стандарта, гармонизированного с техническим регламентом, проект направляется в государственный орган, ответственный за разработку соответствующего технического регламента.
15. Проекты стандартов по терминологии направляются на рассмотрение в Государственную терминологическую комиссию при Правительстве Республики Казахстан.
16. Проект предстандарта в зависимости от объекта стандартизации подлежит согласованию с государственным (государственными) органом (органами), в компетенцию которого входит нормирование и надзор за безопасностью объекта стандартизации, если на момент разработки в государстве отсутствуют соответствующие технические регламенты, действующие стандарты и региональные стандарты, и заинтересованными организациями.
17. Разработчик устраняет замечания по предстандарту по согласованию с заказчиком, формирует дело предстандарта, которое включает в себя документы, предусмотренные в пункте 35 настоящих Правил (далее – дело предстандарта), для направления на рассмотрение в технический комитет по стандартизации (далее – ТК).
18. ТК передает дело предстандарта на рассмотрение и голосование полномочным представителям - членам ТК в течении 5 (пяти) календарных дней со дня его предоставления. Общий срок рассмотрения и голосования составляет 30 (тридцать) календарных дней. При этом документы направляются в электронном виде.
19. Решение принимается простым большинством голосов полномочных представителей - членов ТК. В случае равенства голосов голос председателя является решающим.
20. Голосование происходит исходя из следующих позиций:
1) за принятие;
2) против, с указанием оснований;
3) воздержаться.
21. ТК после окончания голосования оформляет протокол голосования. В случае принятия предстандарта, дело по предстандарту передается на утверждение руководству ТК в течение 2 (двух) календарных дней. В случае непринятия предстандарта, дело предстандарта с протоколом голосования и обоснованными замечаниями и предложениями возвращаются разработчику.
4. Порядок проведения экспертизы стандартов,
предстандартов и классификаторов ТЭИ
22. Задачами экспертизы проекта стандарта являются:
1) установление соответствия разрабатываемых стандартов требованиям законодательства Республики Казахстан и нормативным документам по стандартизации;
2) метрологическое обеспечение объектов стандартизации;
3) выявление необходимости пересмотра, актуализации и (или) унификации действующих или ранее разработанных нормативных документов по стандартизации;
4) исключение дублирования требований действующих стандартов;
5) установление наличия функциональных и идентификационных показателей конкурентоспособности;
6) установление соответствия требованиям международных стандартов.
23. Задачами экспертизы проекта предстандарта являются:
1) установление соответствия разрабатываемых предстандартов требованиям законодательства Республики Казахстан и нормативным документам по стандартизации;
2) метрологическое обеспечение объектов стандартизации;
3) установление наличия функциональных и идентификационных показателей конкурентоспособности.
24. Задачами экспертизы проекта классификатора ТЭИ являются:
1) установление правильности выбора методов классификации и кодирования;
2) установление возможности комплексного применения с действующими взаимосвязанными национальными классификаторами;
3) установление наличия резервной емкости;
4) установление возможности автоматизированного ведения классификатора.
25. Экспертиза проекта стандарта, предстандарта или классификатора ТЭИ проводится подведомственной организацией уполномоченного органа в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня их поступления. По результатам проведения экспертизы составляется экспертное заключение.
26. Подтверждение перевода на государственный и русский языки проекта стандарта, предстандарта и классификатора ТЭИ проводит уполномоченный орган.
27. По итогам проведения экспертизы проекты стандарта или классификатора ТЭИ передаются на рассмотрение научно–технического совета по техническому регулированию подведомственной организации уполномоченного органа (далее – НТС), далее на рассмотрение научно-технической комиссии уполномоченного органа (далее – НТК).
Срок рассмотрения проектов стандарта или классификатора ТЭИ членами НТС и НТК составляет 7 (семь) календарных дней.
Экспертиза предстандарта проводится до направления разработчиком проекта на рассмотрение в ТК.
При наличии обоснованных замечаний членов НТС или НТК проекты стандарта или классификатора ТЭИ возвращаются на доработку разработчику. Срок доработки проекта стандарта или классификатора ТЭИ составляет 30 (тридцать) календарных дней со дня рассмотрения на заседаниях НТС или НТК.
5. Порядок утверждения и учета стандартов,
предстандартов и классификаторов ТЭИ
28. Стандарт, предстандарт или классификатор ТЭИ подлежат учету в реестре государственной системы технического регулирования и реестре национальных классификаторов технико-экономической информации. Учет стандарта, предстандарта и классификатора ТЭИ проводит уполномоченный орган по техническому регулированию.
29. При утверждении стандарта или классификатора ТЭИ в уполномоченный орган направляется дело стандарта или классификатора ТЭИ, оформленное в регистре и включающее:
1) проект стандарта или классификатора ТЭИ на государственном и русском языках в двух экземплярах, на бумажном и электронном носителях;
2) пояснительная записка;
3) сводка отзывов;
4) документы, подтверждающие согласование проекта стандарта или классификаторов ТЭИ согласующими органами (оригиналы). При согласовании по каналам электронной почты предоставляется электронный вариант письма на бланке согласующего органа с электронной цифровой подписью руководителя;
5) протоколы заседаний рабочей группы разработчика по рассмотрению проекта стандарта и классификатора ТЭИ (в случае их проведения);
6) заключение Государственной терминологической комиссии при Правительстве Республики Казахстан (по проектам стандартов по терминологии);
7) копию нормативного документа, с положениями которого гармонизирован проект стандарта.
30. В случае представления разработчиком неполного пакета документов, указанных в пункте 29 настоящих Правил, уполномоченный орган не позднее 7 (семи) рабочих дней возвращает проект стандарта или классификатора ТЭИ на доработку.
31. Стандарты или классификаторы ТЭИ утверждаются приказом уполномоченного органа после положительного решения НТК в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней.
32. Уполномоченный орган снимает с разработки проект стандарта или классификатора ТЭИ, а также публикует информацию с указанием причин снятия с разработки проекта стандарта или классификатора ТЭИ в официальном печатном издании уполномоченного органа и в информационной системе общего пользования (www.memst.kz), если:
1) не достигнуты цели, предусмотренные техническим регламентом для гармонизированных с ним стандартов;
2) выявлены несоответствия законодательству Республики Казахстан в области технического регулирования.
33. Со дня утверждения стандарты вносятся в реестр государственной системы технического регулирования в течение 10 (десяти) календарных дней с указанием следующих сведений:
1) дата и порядковый номер регистрации;
2) обозначение стандарта;
3) наименование стандарта;
4) группа по межгосударственным классификаторам стандартов (МКС);
5) номер и дата приказа об утверждении стандарта;
6) наименование лица, внесшего стандарт:
для физического лица – фамилия, имя, отчество, адрес;
для юридического лица - наименование, юридический адрес;
7) изменение и отмена стандарта;
8) дата введения;
9) гармонизация с международными стандартами.
34. Со дня утверждения классификаторы ТЭИ вносятся в реестр национальных классификаторов технико-экономической информации в течение 10 (десяти) календарных дней с указанием следующих сведений:
1) дата и порядковый номер регистрации;
2) обозначение классификатора ТЭИ;
3) наименование классификатора ТЭИ;
4) номер и дата приказа об утверждении классификатора ТЭИ;
5) наименование лица, внесшего классификатор ТЭИ:
для физического лица – фамилия, имя, отчество, адрес;
для юридического лица - наименование, юридический адрес;
6) изменение и отмена классификатора ТЭИ;
7) дата введения.
При утверждении предстандартам присваивается обозначение, состоящее из:
1) аббревиатуры "ПСТ РК";
2) порядкового номера.
35. При учете предстандарта в уполномоченный орган направляется дело предстандарта, оформленное в регистре и включающее:
1) проект предстандарта на государственном и русском языках, в двух экземплярах, на бумажном и электронном носителях;
2) пояснительная записка;
3) документы, подтверждающие согласование проекта предстандарта согласующими органами (оригиналы). При согласовании по каналам электронной почты предоставляется электронный вариант письма на бланке согласующего органа с электронной цифровой подписью руководителя;
4) копия решения технического комитета;
5) экспертное заключение.
36. Предстандарт утверждается председателем ТК на основании протокола результатов голосования полномочных представителей-членов ТК.
37. Учет предстандарта проводится в срок не более 15 (пятнадцати) рабочих дней со дня его поступления. После проведения учета экземпляр предстандарта на электронных носителях передается в Единый государственный фонд нормативных технических документов для хранения и издания.
38. Информация по стандарту, предстандарту и классификатору ТЭИ прошедшего учет и утверждение, публикуется в официальном печатном издании уполномоченного органа и в информационной системе общего пользования (www.memst.kz).
6. Порядок изменения стандартов и классификаторов ТЭИ
39. Изменения в стандарт или классификатор ТЭИ (далее – изменения) разрабатываются при замене, дополнении или исключении отдельных требований, продлении, ограничении или восстановлении их действия, при введении новых требований и гармонизации с международными стандартами, которые не влекут за собой нарушение требований взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту или классификатору ТЭИ.
40. Изменения представляются на утверждение в уполномоченный орган в соответствии главами 2 - 5 настоящих Правил.
41. Изменения утверждаются приказом уполномоченного органа и вносятся в реестр государственной системы технического регулирования, реестр национальных классификаторов технико-экономической информации в соответствии с пунктами 33, 34 настоящих Правил.
42. Изменения в предстандарт не вносятся.
7. Порядок отмены стандартов, предстандартов и
классификаторов ТЭИ
43. Отмена стандарта или классификатора ТЭИ осуществляется при:
1) прекращении выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг), производившейся по данному стандарту;
2) введение в действие нового стандарта;
3) введении в действие технических регламентов.
44. При отмене стандарта или классификатора ТЭИ в уполномоченный орган направляют:
1) предложения об отмене;
2) информацию о документе, его заменяющем или отмене стандарта без замены;
3) оригиналы документов, подтверждающих согласие разработчика на отмену стандарта или классификатора ТЭИ.
45. Отмена стандарта или классификатора ТЭИ осуществляется приказом уполномоченного органа.
46. Не позднее чем за 3 (три) месяца до истечения первого срока действия утвержденного предстандарта ТК организует мониторинг и оценку его применения в целях его переработки в национальный стандарт. При этом в течении периода действия предстандарта разработчик осуществляет сбор информации по применению предстандарта.
47. С учетом результатов указанного мониторинга ТК подготавливает мотивированное предложение о разработке национального стандарта, продлении предстандарта на второй срок до 3 (трех) лет или отклонении предстандарта в качестве национального стандарта. Продление на третий срок действия предстандарта не проводится.
48. Срок подготовки мотивированного предложения о разработке, продлении или отклонении предстандарта в качестве национального стандарта составляет 60 (шестьдесят) календарных дней с даты экспертизы предстандарта. Данное предложение принимается на заседании ТК большинством голосов его полномочных представителей – членов и одновременно направляется в уполномоченный орган.
8. Порядок введения в действие стандартов,
предстандартов и классификаторов ТЭИ
49. По решению уполномоченного органа стандарты или классификаторы ТЭИ принимаются с ограничением (не более 5 лет) или без ограничения срока действия с учетом сроков обновления технологий производства (выполнения работ, услуг), объекта стандартизации.
50. Актуализация дел осуществляется по мере поступления документов по каждому изменению стандарта или классификатора ТЭИ, продлению срока действия, снятию ограничения срока действия, отмене стандарта или классификатора ТЭИ.
51. Дата введения стандарта или классификатора ТЭИ, а также изменений к ним, устанавливается с учетом реализации мероприятий, обеспечивающих внедрение стандарта или классификатора ТЭИ, а также изменений к ним, не ранее, чем через 6 (шесть) месяцев со дня их утверждения.
52. Стандарты или классификаторы ТЭИ, срок действия которых своевременно не продлен, прекращают свое действие.
53. Предстандарт вводится в действие не ранее даты его регистрации, но не позднее 6 (шести) месяцев с момента его утверждения.
Приложение 2 к приказу и.о. Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 28 декабря 2012 года № 495 |
Перечень нормативных правовых актов,
признаваемых утратившими силу
1. Приказ Министра индустрии и торговли Республики Казахстан от 2 сентября 2007 года № 256 "Об утверждении Правил разработки, утверждения, учета, изменения, отмены, регистрации, обозначения, издания стандартов организаций" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4949, опубликован в газете "Юридическая газета" от 24 октября 2007 года № 163 (1366), Собрании актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан 2007 года, сентябрь-октябрь).
2. Приказ Министра индустрии и торговли Республики Казахстан от 24 марта 2009 года № 82 "О внесении изменения в приказ Министра индустрии и торговли Республики Казахстан от 2 сентября 2007 года № 256 "Об утверждении Правил разработки, утверждения, учета, изменения, отмены, регистрации, обозначения, издания стандартов организации" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5636, опубликован в газете "Юридическая газета" от 8 мая 2009 года № 69 (1666)).
3. Приказ и.о. Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 23 апреля 2010 года № 38 "О внесении изменений и дополнений в приказ Министра индустрии и торговли Республики Казахстан от 2 сентября 2007 года № 256 "Об утверждении Правил разработки, утверждения, учета, изменения, отмены, регистрации, обозначения, издания стандартов организаций" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 6275, опубликован в газетах "Егемен Қазақстан" от 25 августа 2010 года № 344-347 (26190), "Казахстанская правда" от 28 августа 2010 года № 228 (26289)).
4. Приказ и.о. Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 23 апреля 2010 года № 40 "Об утверждении Правил разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие государственных стандартов, классификаторов технико-экономической информации" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 6274, опубликован в газетах "Егемен Қазақстан" от 25 августа 2010 года № 344-347 (26190), "Казахстанская правда" от 27 августа 2010 года № 226-227 (26287-26288), "Казахстанская правда" от 3 сентября 2010 года № 231-232 (26292-26293)).
5. Приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан от 29 апреля 2011 года № 123 "О внесении изменения в приказ Министра индустрии и торговли Республики Казахстан от 2 сентября 2007 года № 256 "Об утверждении Правил разработки, утверждения, учета, изменения, отмены, регистрации, обозначения, издания стандартов организаций" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 6958, опубликован в газетах "Казахстанская правда" от 22 июня 2011 года № 195 (26616), Собрании актов центральных исполнительных и иных центральных государственных органов Республики Казахстан от 22 ноября 2011 года № 23).