В целях совершенствования нормативных правовых актов Республики Казахстан Правление Национального Банка Республики Казахстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 26 сентября 2009 года № 209 «Об утверждении Инструкции о требованиях по наличию системы управления рисками для организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению инвестиционным портфелем» (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5844) следующие изменения и дополнения:
наименование изложить в следующей редакции:
«Об утверждении Правил формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению инвестиционным портфелем»;
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Утвердить прилагаемые Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению инвестиционным портфелем»;
пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Организациям, осуществляющим брокерскую и дилерскую деятельность и деятельность по управлению инвестиционным портфелем, в срок до 29 марта 2010 года привести свои внутренние документы и используемое программно-техническое обеспечение в соответствие с требованиями Правил, утвержденных настоящим постановлением.»;
в Инструкции о требованиях по наличию системы управления рисками для организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению инвестиционным портфелем, утвержденной указанным постановлением:
наименование изложить в следующей редакции:
«Правила формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению инвестиционным портфелем»;
преамбулу изложить в следующей редакции:
«Правила формирования системы управления рисками для организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению инвестиционным портфелем (далее – Правила) разработаны в соответствии с законами Республики Казахстан от 2 июля 2003 года «О рынке ценных бумаг» (далее - Закон о рынке ценных бумаг) и от 4 июля 2003 года «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» и устанавливают порядок формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для организаций, обладающих лицензией государственного органа, осуществляющего регулирование, контроль и надзор финансового рынка и финансовых организаций (далее - уполномоченный орган), на осуществление брокерской и дилерской деятельности (далее - Брокер и (или) дилер), деятельности по управлению инвестиционным портфелем (далее – Управляющий), требования к наличию систем управления рисками.
Порядок формирования системы управления рисками для организаций, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг, деятельность по управлению инвестиционным портфелем включает в себя следующее:
1) базовые требования к наличию системы управления рисками;
2) требования к внутренним документам Брокера и (или) дилера и Управляющего;
3) требования к организации деятельности по управлению активами клиентов, принятыми в инвестиционное управление, и собственными активами Брокера и (или) дилера и Управляющего;
4) требования к организации деятельности инвестиционного комитета Управляющего и Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим;
5) требования к организации мониторинга рисков, в процессе инвестиционной деятельности Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим;
6) требования к организации мониторинга рисков в процессе деятельности Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером;
7) требования к организации внутреннего контроля и внутреннего аудита;
8) требования к организации системы информационного обмена;
9) требования к программно-техническому обеспечению, используемому для поддержания системы управления рисками.»;
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Целью Правил является определение требований к формированию в организации, осуществляющей брокерскую и дилерскую деятельность (далее - Брокер и (или) дилер), организации, осуществляющей деятельность по управлению инвестиционным портфелем (далее - Управляющий), системы управления рисками, за исключением организаций, совмещающих вышеуказанные виды деятельности с деятельностью по осуществлению инвестиционного управления пенсионными активами, а также банков второго уровня.»;
дополнить пунктом 1-2 следующего содержания:
«1-2. Условиями договора на брокерское обслуживание, заключенного Брокером и (или) дилером или Управляющим, являющимся Брокером и (или) дилером, не соответствующим требованиям, установленным абзацами восьмым, девятым и десятым подпункта 3) пункта 8, подпунктами 9) и 10) пункта 11, подпунктами 4), 5) и 6) пункта 23, пунктами 23-1 и 23-2, подпунктами 2), 8), 9) пункта 58, пунктами 62-1, 62-2, 62-3, 62-4, 62-5, 62-6, 62-7 и 62-8 Правил, предусматривается, что клиентский заказ принимается им к исполнению только при наличии денег и (или) ценных бумаг у клиента на банковском и (или) лицевом счете данного Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, в размере не менее объема денег и (или) ценных бумаг, указанных в клиентском заказе.»;
пункты 2, 3, 4, 5 и 6 изложить в следующей редакции:
«2. Орган управления (наблюдательный совет - для Брокера и (или) дилера, созданного в иной, помимо акционерного общества, организационно-правовой форме (далее - наблюдательный совет)) и исполнительный орган Брокера и (или) дилера, Управляющего обеспечивают соответствие системы управления рисками требованиям Правил и создают условия для исполнения подразделениями и работниками Брокера и (или) дилера, Управляющего возложенных на них обязанностей в области управления рисками.
3. В Правилах используются следующие понятия:
1) открытая валютная позиция - превышение требований (обязательств) в валюте отдельного иностранного государства (группы иностранных государств) над обязательствами (требованиями) в той же иностранной валюте;
2) ценовой риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие изменения стоимости финансовых инструментов, возникающий в случае изменения условий финансовых рынков, влияющих на рыночную стоимость финансовых инструментов;
3) репутационный риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие негативного общественного мнения или снижения доверия к Брокеру и (или) дилеру, Управляющему;
4) бэк-тестинг - методы проверки эффективности процедур измерения рисков с использованием исторических данных и сравнением рассчитанных результатов с текущими (фактическими) результатами от совершения указанных операций;
5) валютный риск - риск возникновения расходов (убытков), связанный с изменением курсов иностранных валют. Опасность расходов (убытков) возникает из-за переоценки позиций по валютам в стоимостном выражении;
6) гэп - позиция - разница между активами клиента и обязательствами по активам клиента, переданным в инвестиционное управление либо на брокерское обслуживание, в зависимости от сроков исполнения данных обязательств, или разница между собственными ликвидными активами и обязательствами Брокера и (или) дилера, Управляющего в зависимости от сроков исполнения данных обязательств;
7) страновой (трансфертный) риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие неплатежеспособности или нежелания иностранного государства или резидента иностранного государства отвечать по обязательствам;
8) служба внутреннего аудита - подразделение Брокера и (или) дилера, Управляющего, основной функцией которого является контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Брокера и (или) дилера, Управляющего;
9) система внутреннего контроля - часть системы управления рисками, представляющая совокупность процедур и политик внутреннего контроля, обеспечивающих реализацию Брокером и (или) дилером, Управляющим долгосрочных целей рентабельности и поддержания надежной системы финансовой и управленческой отчетности, способствующей соблюдению законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг и инвестиционных фондах, политики Брокера и (или) дилера, Управляющего, внутренних правил и процедур, снижению риска убытков или репутационного риска Брокера и (или) дилера, Управляющего;
10) внутренние документы - документы, регулирующие условия и порядок деятельности Брокера и (или) дилера, Управляющего, их органов, структурных подразделений (филиалов, представительств), работников;
11) контрпартнер - юридическое лицо, оказывающее услуги Брокеру и (или) дилеру, Управляющему в процессе заключения сделок с финансовыми инструментами, совершаемых за счет активов клиентов и (или) собственных активов Брокера и (или) дилера, Управляющего, обладающее лицензией либо разрешением, предоставляющими право на совершение сделок с финансовыми инструментами, полученными в соответствии с законодательством государства, на территории которого данное юридическое лицо зарегистрировано в качестве юридического лица;
12) корпоративное управление - система стратегического и тактического управления Брокером и (или) дилером, Управляющим, представляющая собой комплекс взаимоотношений между высшим органом, органом управления (наблюдательным советом), исполнительным органом и иными органами Брокера и (или) дилера, Управляющего, направленный на обеспечение эффективного функционирования организации, защиту прав и интересов ее акционеров (участников) и предоставляющая акционерам (участникам) возможность эффективного контроля и мониторинга деятельности Брокера и (или) дилера, Управляющего;
13) кредитный риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие неуплаты или несвоевременной оплаты эмитентом основного долга и вознаграждения, причитающегося инвестору в установленный условиями выпуска ценной бумаги срок, включающий также риск потерь, возникающих в связи с невыполнением партнером обязательств по свопам, опционам, форвардам и иным финансовым инструментам, подверженным кредитному риску, и в период урегулирования расчетов по данным ценным бумагам и финансовым инструментам, либо вследствие невыполнения или несвоевременного выполнения контрпартнером или клиентом своих обязательств, предусмотренных договором или возникших в ходе заключения сделки;
14) правовой риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие нарушения Брокером и (или) дилером, Управляющим требований законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг и инвестиционных фондах либо несоответствия практики Брокера и (или) дилера, Управляющего их внутренним документам, а в отношениях с нерезидентами Республики Казахстан - законодательства других государств;
15) политика инвестирования собственных активов - документ, определяющий перечень объектов инвестирования, цели, стратегии, условия и ограничения инвестиционной деятельности в отношении собственных активов Брокера и (или) дилера, Управляющего, условия хеджирования и диверсификации собственных активов;
16) управление конфликтом интересов - создание механизмов недопущения ситуаций, при которых интересы должностного лица или работника Брокера и (или) дилера, Управляющего могут повлиять на объективность и независимость принятия ими решений и исполнения обязанностей, а также вступить в противоречие с их обязательством действовать в интересах клиентов Брокера и (или) дилера, Управляющего и (или) акционеров Брокера и (или) дилера, Управляющего;
17) рыночный риск - риск возникновения расходов (убытков), связанных с неблагоприятной ситуацией на финансовых рынках. Рыночный риск имеет макроэкономическую природу, то есть источниками рыночных рисков являются макроэкономические показатели финансовой системы;
18) операционный риск - риск возникновения расходов (убытков) в результате недостатков или ошибок в ходе осуществления внутренних процессов, допущенных со стороны сотрудников, функционирования информационных систем и технологий, а также вследствие внешних событий, включающий в себя риски, связанные с:
неопределенной и неэффективной организационной структурой Брокера и (или) дилера, Управляющего, включая распределение ответственности, структуру подотчетности и управления;
неэффективными стратегиями, политиками и (или) стандартами в области информационных технологий, недостатками в использовании программного обеспечения;
не соответствующей действительности информацией либо ее несоответствующим использованием;
неэффективным управлением персоналом и (или) неквалифицированным штатом Брокера и (или) дилера, Управляющего;
недостаточно эффективным построением процессов осуществления деятельности Брокера и (или) дилера, Управляющего либо слабым контролем соблюдения внутренних правил;
непредвиденными или неконтролируемыми факторами внешнего воздействия на деятельность Брокера и (или) дилера, Управляющего;
наличием недостатков или ошибок во внутренних документах (правилах), регламентирующих деятельность Брокера и (или) дилера, Управляющего;
непрофессиональными действиями руководства и персонала Брокера и (или) дилера, Управляющего, повлекшими за собой сужение клиентской базы, недоверие или негативное восприятие Брокера и (или) дилера, Управляющего клиентами и (или) контрпартнерами;
19) риск потери ликвидности - риск, связанный с возможным невыполнением либо несвоевременным выполнением обязательств. Риск потери ликвидности ценных бумаг как активов определяется возможностью их быстрой реализации с низкими издержками и по приемлемым ценам;
20) процентный риск - риск возникновения расходов (убытков) вследствие неблагоприятного изменения ставок вознаграждения, включающий в себя риски, связанные с:
возникновением расходов (убытков) из-за несоответствия сроков возврата и погашения размещенных активов и привлеченных обязательств (при фиксированных ставках вознаграждения);
применением различных методов начисления и корректировки получаемого и уплачиваемого вознаграждения по ряду инструментов, которые при прочих равных условиях имеют сходные ценовые характеристики (базисный риск);
21) стресс-тестинг - методы измерения потенциального влияния на финансовое положение юридического или физического лица исключительных, но возможных событий, которые могут оказать влияние на деятельность юридического или физического лица;
22) система управления рисками - процесс, включающий четыре основных элемента: оценка риска, измерение риска, контроль риска и мониторинг риска;
23) форс-мажорное обстоятельство - чрезвычайное и непредотвратимое (при данных условиях) событие (непреодолимая сила);
24) лимиты «stop-loss» - предельно допустимый уровень потерь по операциям с финансовыми инструментами;
25) лимиты «take profit» - предельно допустимый уровень доходов по операциям с финансовыми инструментами;
26) VAR (Value at Risk) модель - модель, характеризующая максимально возможные потери по определенным позициям инвестиционного портфеля в течение заданного периода времени с заданной степенью вероятности;
27) риск неплатежеспособности – риск неисполнения клиентом Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, с которым заключен договор на брокерское обслуживание, обязательств по поставке денег и (или) ценных бумаг, возникших в результате заключения сделки.
4. Брокеры и (или) дилеры, Управляющие ежегодно не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, представляют в уполномоченный орган отчет по оценке выполнения требований к системе управления рисками в соответствии с приложением 1 к Правилам, который содержит:
1) полный перечень требований к системе управления рисками;
2) самостоятельную оценку соответствия (несоответствия) требованиям к системе управления рисками;
3) в случае выявления недостатков в системе управления рисками план мероприятий по их устранению с указанием недостатка, который нуждается в исправлении, мероприятий, необходимых для исправления недостатка, ответственных лиц и конкретных сроков исполнения мероприятий.
5. Стресс-тестинг по ценовому риску, процентному риску, валютному риску и риску ликвидности по собственным активам Управляющего и Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, и активам клиентов, принятым в инвестиционное управление, рассчитывается в соответствии с приложением 2 к Правилам, один раз в два месяца.
Результаты стресс-тестинга, оформленные в соответствии с приложением 2 к Правилам, представляются в Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан (далее – Комитет) не позднее пятого рабочего дня каждого четного месяца.
6. Информация по приложениям 3 и 4 к Правилам представляется Управляющим и Брокером и (или) дилером, являющимся Управляющим, в Комитет не позднее пятого рабочего дня месяца, следующего за отчетным месяцем.»;
пункт 8 изложить в следующей редакции:
«8. Система управления рисками Брокера и (или) дилера охватывает следующие направления его деятельности:
1) проведение регулярного анализа основных показателей рынка ценных бумаг и прогнозирование их изменений с учетом влияния макро- и микроэкономических факторов;
2) разработка и утверждение политики инвестирования собственных активов;
3) определение порядка организации работы с клиентами, включающего:
процедуры, обеспечивающие своевременность принятия и исполнения клиентских заказов;
процедуры, обеспечивающие рассмотрение по существу в установленный срок жалоб и обращений клиентов;
процедуры, обеспечивающие своевременность исполнения сделок за счет активов клиентов и (или) собственных активов;
процедуры, обеспечивающие соответствие учета активов клиентов требованиям законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг и бухгалтерском учете;
порядок осуществления проверки правильности порядка определения и начисления вознаграждения;
процедуры, направленные на предотвращение случаев неправомерного использования средств клиентов;
процедуры по мониторингу и анализу финансового состояния и платежеспособности клиентов;
порядок осуществления расчетов рисков на одного клиента;
процедуры, направленные на ограничения рисков неплатежеспособности;
4) создание организационно-функциональной структуры управления Брокером и (или) дилером;
5) разработка и утверждение внутренних процедур и документов;
6) предоставление информации, необходимой для принятия решений, заинтересованным органам и подразделениям Брокера и (или) дилера;
7) мониторинг соблюдения требований, установленных законодательством Республики Казахстан о рынке ценных бумаг и политикой инвестирования собственных активов;
8) управление существующим и потенциальным конфликтом интересов в Брокере и (или) дилере.»;
пункты 10, 11 и 12 изложить в следующей редакции:
«10. Система управления рисками Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, охватывает направления его деятельности, перечисленные в пунктах 8 и 9 Правил.
11. Внутренние документы Брокера и (или) дилера, Управляющего включают:
1) положение об организационно-функциональной структуре управления Брокера и (или) дилера, Управляющего;
2) порядок стратегического планирования на долгосрочный период и составления годового бюджета (финансового плана) на краткосрочный и среднесрочный периоды;
3) корпоративную стратегию Брокера и (или) дилера, Управляющего;
4) учетную политику Брокера и (или) дилера, Управляющего;
5) политику инвестирования активов клиентов Управляющего;
6) политику инвестирования собственных активов Брокера и (или) дилера, Управляющего;
7) политику Брокера и (или) дилера, Управляющего по управлению рисками;
8) процедуры осуществления анализа и мониторинга контрпартнеров и клиентов;
9) порядок оценки финансового состояния и ранжирования клиентов;
10) порядок и условия ограничения рисков неплатежеспособности;
11) правила обеспечения информационной безопасности;
12) правила расчета и начисления вознаграждения за оказание финансовых услуг;
13) процедуры осуществления внутреннего аудита и внутреннего контроля;
14) политика управления существующим и потенциальным конфликтом интересов;
15) правила ведения журналов системы внутреннего учета;
16) инструкцию по технике безопасности;
17) иные документы, установленные органом управления (наблюдательным советом) Брокера и (или) дилера, Управляющего.
Подпункты 8) 9) 10) настоящего пункта распространяются на Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером.
12. Внутренние документы Брокера и (или) дилера, Управляющего, указанные в пункте 11 Правил, составляются в качестве отдельного документа либо включаются в состав других внутренних документов Брокера и (или) дилера, Управляющего, которые после согласования с подразделением Брокера и (или) дилера, Управляющего, осуществляющим управление рисками Брокера и (или) дилера, Управляющего, утверждаются органом управления (наблюдательным советом) Брокера и (или) дилера, Управляющего, за исключением внутренних документов, предусмотренных подпунктами 1) и 13) пункта 11 Правил, которые утверждаются исполнительным органом Брокера и (или) дилера, Управляющего.»;
пункты 15, 16 и 17 изложить в следующей редакции:
«15. Учетная политика Брокера и (или) дилера, Управляющего составляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг и инвестиционных фондах, законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международных стандартов финансовой отчетности.
16. Политика инвестирования активов клиентов Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, устанавливает условия и порядок осуществления деятельности по управлению активами клиентов, права и обязанности Управляющего активами клиентов, типовые формы документов, используемых в процессе деятельности по управлению активами клиентов, и включает описание процедур по:
1) проверке соответствия договора на управление инвестиционным портфелем требованиям законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг и инвестиционных фондах;
2) разработке инвестиционной декларации по активам клиентов Управляющего;
3) подготовке рекомендаций для принятия инвестиционных решений в отношении активов клиентов, предусматривающих:
перечень должностей лиц, уполномоченных на выдачу рекомендаций;
порядок осуществления анализа состояния инвестиционного портфеля за счет активов клиентов;
порядок осуществления анализа наличия, условий выпуска и обращения и доходности финансовых инструментов, в которые предполагается осуществить инвестирование;
порядок осуществления анализа рисков, связанных с финансовыми инструментами, в которые предполагается осуществить инвестирование;
порядок осуществления анализа соблюдения норм диверсификации активов;
порядок осуществления анализа факторов, существенных для выдачи рекомендаций;
4) принятию инвестиционных решений в отношении активов клиентов, содержащих описание работы инвестиционного комитета Управляющего, уполномоченного на принятие инвестиционных решений, периодичность проведения и оформления результатов заседаний;
5) взаимодействию органов и подразделений в процессе подготовки, принятия и исполнения инвестиционных решений;
6) совершению сделок с участием активов клиентов и осуществлению контроля за совершением сделок с участием активов клиентов, в том числе на предмет предотвращения неправомерного использования активов клиентов, осуществлению сверок состава и движения активов, ведения внутреннего учета и документооборота заключенных сделок, а также перечень должностей руководящих работников, осуществляющих контроль за совершением сделок с участием активов клиентов;
7) обеспечению достоверности учета и своевременность поступления средств на счета клиентов;
8) обеспечению мониторинга соответствия учета активов клиента требованиям законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг и инвестиционных фондах;
9) подготовке отчетности о результатах деятельности по управлению инвестиционным портфелем клиентов перед Комитетом, соответствующими органами, клиентами, активы которых приняты в управление;
10) обеспечению рассмотрения в установленный срок претензий клиентов по договорам на управление инвестиционным портфелем, своевременности восстановления потери инвестиций в случае операционной ошибки;
11) внутреннему контролю за обеспечением целостности данных и конфиденциальностью информации;
12) хеджированию финансовых инструментов, приобретенных за счет активов клиента;
13) порядку определения и начисления вознаграждения, а также условиям предоставления данной информации клиентам.
17. Политика инвестирования собственных активов Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, устанавливает условия и порядок осуществления деятельности по управлению собственными активами, типовые формы документов, используемых в процессе деятельности по управлению собственными активами, и включает описание процедур по:
1) разработке политики инвестирования собственных активов Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим;
2) подготовке рекомендаций для принятия решений о заключении сделок с финансовыми инструментами за счет собственных средств, предусматривающих:
перечень должностей лиц, уполномоченных на выдачу рекомендаций;
порядок осуществления анализа состояния инвестиционного портфеля за счет собственных активов;
порядок осуществления анализа наличия, условий обращения и доходности финансовых инструментов, в которые предполагается осуществить инвестирование;
порядок осуществления анализа рисков, связанных с финансовыми инструментами, в которые предполагается осуществить инвестирование;
порядок осуществления анализа соблюдения норм диверсификации активов;
порядок осуществления анализа факторов, существенных для выдачи рекомендаций;
3) принятию решений о заключении сделок с финансовыми инструментами за счет собственных средств Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, содержащие описание работы инвестиционного комитета, уполномоченного на принятие таких решений, периодичность проведения и оформления результатов заседаний;
4) взаимодействию органов и подразделений Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, в процессе подготовки, принятия и исполнения решений о заключении сделок с финансовыми инструментами за счет собственных средств;
5) совершению сделок с участием собственных активов и осуществлению контроля за их исполнением, контролю за совершением сделок с участием собственных активов, осуществлению сверок состава и движения активов, ведения внутреннего учета и документооборота заключенных сделок, а также перечень должностей руководящих работников, осуществляющих контроль за совершением сделок с участием собственных активов;
6) подготовке отчетности о результатах деятельности по управлению собственными активами перед Комитетом, соответствующими органами Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим.»;
пункт 19 изложить в следующей редакции:
«19. Политика инвестирования собственных активов Брокера и (или) дилера, Управляющего разрабатывается и утверждается в соответствии с требованиями главы 4 Правил.»;
пункты 21, 22 и 23 изложить в следующей редакции:
«21. Политика по управлению рисками Управляющего и Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, в дополнение к перечню сведений, установленных пунктом 20 Правил, определяет:
1) процедуры по идентификации, оценке, мониторингу и контролю рисков, присущих лицензируемому виду деятельности, в том числе:
методику оценки рисков с использованием международной практики оценки финансовых инструментов по предполагаемому риску (VAR-модель);
порядок измерения рисков, включая риски, присущие операциям с производными финансовыми инструментами, описание используемых моделей измерения риска;
процедуры определения стоимости финансового инструмента с учетом влияющих на нее рисков;
2) порядок осуществления контроля за выполнением установленных в отношении активов клиентов, принятых в инвестиционное управление, и собственных активов лимитов инвестирования с указанием перечня должностей лиц, ответственных за осуществление контроля;
3) правила установления и контроля за выполнением лимитов «stop-loss», «take-profit», с указанием перечня должностей лиц, ответственных за осуществление контроля;
4) процедуры структурирования инвестиционного портфеля в целях поддержания стабильных показателей инвестиционной рентабельности в средне- и долгосрочной перспективе, включая правила установления максимального допустимого размера убытков по активам клиентов, принятых в инвестиционное управление, и контроля за его выполнением, с указанием перечня должностей лиц, ответственных за осуществление контроля;
5) порядок инициирования внесения изменений в инвестиционную декларацию и пересмотра лимитов инвестирования, лимитов «stop-loss» и «take-profit» в случае нарастания рисков, связанных с инвестированием активов клиентов, принятых в инвестиционное управление, и собственных активов;
6) систему контроля за деятельностью подразделений, осуществляющих функции по заключению сделок за счет активов клиентов, принятых в инвестиционное управление, и (или) собственных активов и учету активов клиентов, принятых в инвестиционное управление и (или) собственных активов, основанную на разделении функциональных обязанностей по заключению сделок и отражению совершенных операций в учете. Система контроля предусматривает:
установление функции подразделения, осуществляющего управление рисками, по контролю за соответствием параметров планируемых к заключению сделок лимитам инвестирования;
установление функции подразделения, осуществляющего функции правового обеспечения, по правовой экспертизе проектов договоров по заключаемым сделкам;
установление функции подразделения, осуществляющего заключение сделок за счет активов клиентов, принятых в инвестиционное управление, и (или) собственных активов, по заключению сделок исключительно в соответствии с параметрами, указанными в инвестиционном решении;
установление функции подразделения, осуществляющего учет финансовых инструментов, приобретенных за счет активов клиентов, принятых в инвестиционное управление, и (или) собственных активов, по контролю за соответствием параметров исполненных сделок условиям инвестиционного решения о заключении сделок за счет собственных средств и активов клиентов, принятых в инвестиционное управление;
установление функции подразделения, осуществляющего учет финансовых инструментов, приобретенных за счет активов клиентов, принятых в инвестиционное управление, по контролю за предотвращением случаев неправомерного использования активов клиентов;
наличие мер, ограничивающих возможность сговора между участниками системы контроля.
22. Политика по управлению рисками Брокера и (или) дилера и Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, в дополнение к перечню сведений, установленных пунктом 20 Правил, определяет систему контроля за деятельностью подразделений, осуществляющих функции по заключению сделок с финансовыми инструментами, которая предусматривает:
установление функции подразделения, осуществляющего функции правового обеспечения, по правовой экспертизе проектов договоров по заключаемым сделкам;
установление функции подразделения, осуществляющего заключение сделок с финансовыми инструментами за счет активов клиентов и (или) собственных активов, по заключению сделок в соответствии с параметрами, указанными в приказе клиента и (или) решении о заключении сделок с финансовыми инструментами за счет собственных средств и активов клиентов, принятых в инвестиционное управление;
определение порядка осуществления двойного контроля правильности совершения операций по купле-продаже финансовых инструментов, основанного на разделении функциональных обязанностей, в частности между подразделением, которое заключает сделки с финансовыми инструментами, и подразделением, которое занимается отражением указанных операций в учете.
Система двойного контроля предусматривает:
установление функции подразделения, осуществляющего отражение операций с финансовыми инструментами в учете, по контролю за соответствием параметров исполненных сделок условиям, указанным в приказе клиента и (или) решении о заключении сделок с финансовыми инструментами за счет собственных средств и активов клиентов, принятых в инвестиционное управление;
установление функции подразделения, осуществляющего отражение операций с финансовыми инструментами в учете, по контролю за предотвращением случаев неправомерного использования активов клиентов;
меры ограничения возможного сговора между участниками системы двойного контроля;
запрет на исполнение одним и тем же лицом обязанностей одновременно в подразделении, которое заключает сделки с финансовыми инструментами, и подразделении, которое занимается отражением указанных операций в учете.
23. Процедуры осуществления анализа и мониторинга контрпартнеров и клиентов Брокера и (или) дилера, Управляющего определяют комплекс мер, направленных на проведение Брокером и (или) дилером, Управляющим комплексной проверки контрпартнеров и клиентов до установления деловых отношений (до заключения договора) и в процессе дальнейшего взаимодействия с ними для получения информации о каждом контрпартнере и клиенте в целях идентификации потенциальных угроз.
Комплексная проверка Брокера и (или) дилера, Управляющего своих контрпартнеров и клиентов включает осуществление следующих мер:
1) установление предполагаемой цели и характера деловых отношений;
2) фиксирование сведений, необходимых для идентификации лица, являющегося потенциальным или фактическим контрпартнером или клиентом;
3) проведение мониторинга платежеспособности контрпартнера в целях определения его способности отвечать по своим обязательствам перед Брокером и (или) дилером или Управляющим, являющимся Брокером и (или) дилером;
4) проведения мониторинга и анализа финансового состояния клиентов, заключивших договор на брокерское обслуживание;
5) ранжирования клиентов, заключивших договор на брокерское обслуживание, в разрезе категорий, предусматривающих определение степени надежности (платежеспособности) клиентов;
6) ограничение возможности заключения сделок за счет клиентских активов, в случае наличия риска неплатежеспособности со стороны клиентов посредством установления лимитов на одного клиента по объему сделок, повышения ограничительного уровня маржи в отношении клиентов, установления требования к полному или частичному преддепонированию ценных бумаг и (или) денег клиентов на лицевых и (или) банковских счетах или осуществления иных действий, предусмотренных договором на брокерское обслуживание.»;
дополнить пунктами 23-1 и 23-2 следующего содержания:
«23-1. Порядок оценки финансового состояния и ранжирования клиентов разрабатывается Брокером и (или) дилером или Управляющим, являющимся Брокером и (или) дилером, в целях своевременного выявления рисков неплатежеспособности и включает в себя:
1) перечень информации и показателей, используемых для оценки финансового состояния клиентов, в том числе указанных в пункте 61 Правил;
2) методику оценки финансового состояния клиентов;
3) методику ранжирования клиентов в разрезе категорий, предусматривающих определение степени надежности (платежеспособности) клиентов, начиная с категории клиентов с высокой степенью надежности (платежеспособности) и заканчивая категорией клиентов с низкой степенью надежности (платежеспособности);
4) порядок и периодичность представления (но не реже одного раза в год) отчетов исполнительному органу Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, о результатах оценки финансового состояния и ранжирования клиентов.
23-2. Порядок и условия ограничения рисков неплатежеспособности, Брокером и (или) дилером или Управляющим, являющимся Брокером и (или) дилером включают в себя:
1) перечень лимитов, ограничений, запретов и иных мер, предусмотренных в целях ограничения рисков неплатежеспособности, включающих, но не ограничивающихся:
лимиты на одного клиента по объему сделок;
ограничительный уровень маржи в отношении каждого отдельного клиента;
полное или частичное преддепонирование ценных бумаг и (или) денег клиентов на лицевых и (или) банковских счетах;
2) порядок и условия применения ограничений, предусмотренных подпунктом 1) настоящего пункта, в отношении клиентов.»;
пункт 24 изложить в следующей редакции:
«24. Правила обеспечения информационной безопасности включают процедуры по обеспечению сохранности сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну на рынке ценных бумаг, и недопущению их использования в собственных интересах Брокера и (или) дилера, Управляющего, их работников или третьих лиц.
Правила обеспечения информационной безопасности определяют:
1) перечень информации, охраняемой Законом о рынке ценных бумаг, Законом Республики Казахстан от 13 мая 2003 года «Об акционерных обществах», относящейся к коммерческой и служебной тайне;
2) порядок составления, оформления, регистрации, учета и хранения документов, содержащих информацию, указанную в подпункте 1) настоящего пункта;
3) порядок допуска к информации, указанной в подпункте 1) настоящего пункта, с указанием должностей лиц, которые допускаются к данной информации;
4) механизмы предотвращения утечки информации, указанной в подпункте 1) настоящего пункта, и искажения информационных данных, предусматривающие:
перечень информационных данных, имеющих ограниченный доступ;
порядок получения доступа;
порядок контроля доступа к информационным данным, перечня должностей лиц, имеющих доступ к информационным данным;
5) мероприятия по предотвращению несанкционированного использования терминалов управления автоматизированной базой данных посредством осуществления подразделением информационного обеспечения мониторинга и идентификации пользователей терминалов управления автоматизированной базой данных и обеспечения системой, позволяющей идентифицировать личность пользователя.»;
пункт 26-1 изложить в следующей редакции:
«26-1. Политика управления существующим и потенциальным конфликтом интересов, включает:
1) определение ситуаций, при которых интересы должностного лица или работника Брокера и (или) дилера, Управляющего могут повлиять на объективность и независимость принятия ими решений и исполнения обязанностей, а также вступить в противоречие с их обязательством действовать в интересах клиентов Брокера и (или) дилера, Управляющего и (или) акционеров Брокера и (или) дилера, Управляющего;
2) принципы деятельности должностных лиц и работников Брокера и (или) дилера, Управляющего при возникновении ситуаций, указанных в подпункте 1) настоящего пункта;
3) порядок осуществления сбора, хранения и мониторинга сведений в целях выявления и описания ситуаций, указанных в подпункте 1) настоящего пункта, в процессе деятельности органов, подразделений, должностных лиц и работников Брокера и (или) дилера, Управляющего;
4) процедуры принятия решений органами Брокера и (или) дилера, Управляющего, направленные на обеспечение независимости и объективности принимаемых решений, включая ограничение права участия в принятии решений должностных лиц и работников Брокера и (или) дилера, Управляющего, при возникновении ситуаций, указанных в подпункте 1) настоящего пункта.»;
пункт 30 изложить в следующей редакции:
«30. В целях обеспечения управления собственными активами Брокера и (или) дилера, Управляющего разрабатывается политика инвестирования собственных активов Брокера и (или) дилера, Управляющего, включающая кроме положений, предусмотренных пунктами 17 и (или) 18 Правил, следующее:
1) цели и стратегии инвестирования собственных активов;
2) описание и перечень объектов инвестирования;
3) лимиты инвестирования собственных активов по видам финансовых инструментов и доле открытой валютной позиции;
4) условия и ограничения, установленные в отношении инвестиционной деятельности;
5) условия хеджирования и диверсификации собственных активов с указанием перечня и описания инструментов хеджирования;
6) информацию об основных рисках, связанных с инвестиционной деятельностью.»;
пункт 33 изложить в следующей редакции:
«33. На основе аналитических исследований, указанных в пункте 32 Правил, ответственным подразделением Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, в функции которого включаются сбор, обработка и анализ информации, необходимой для принятия инвестиционного решения, разрабатываются рекомендации, содержащие подробный перечень факторов, послуживших основанием для предоставления данных рекомендаций.»;
пункт 38 изложить в следующей редакции:
«38. Заключение подразделения Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, осуществляющего управление рисками, подготовленное в соответствии с подпунктом 3) пункта 37 Правил, содержит следующие сведения, включая, но не ограничиваясь сведениями о:
влиянии совершаемой сделки на соблюдение лимитов, установленных органом управления и инвестиционным комитетом;
возможном изменении значений пруденциальных нормативов, установленных уполномоченным органом;
рисках, связанных с приобретением данного финансового инструмента.»;
пункты 41 и 42 изложить в следующей редакции:
«41. Допускается совмещение функций по принятию решений о заключении сделок с финансовыми инструментами за счет активов клиентов, принятых в инвестиционное управление, и (или) собственных средств Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, инвестиционным комитетом, соответствующим требованиям, установленным пунктом 40 Правил.
42. По итогам проведения заседания инвестиционного комитета составляется протокол с указанием:
перечня рассматриваемых на заседании вопросов;
перечня документов, представленных инвестиционному комитету для принятия инвестиционного решения;
параметров инвестиционных решений, принятых на данном заседании, с указанием наименования финансовых инструментов, а также условий совершения сделок с ними;
итогов голосования по каждому вопросу, рассматриваемому на заседании;
мнения членов инвестиционного комитета с обоснованием, в том числе в случае их несогласия с принятым решением, и наличия мнения (выраженного при принятии решения), отличного от принятого инвестиционного решения;
сведения о возникновении ситуаций, указанных в подпункте 1) пункта 26-1 Правил.»;
пункт 46 изложить в следующей редакции:
«46. Инвестиционное решение для совершения сделки с инструментами хеджирования помимо сведений, указанных в подпунктах 1) - 3), 7) - 12) пункта 45 Правил, содержит:
1) подробное описание инструмента хеджирования с указанием вида, срока его заключения, объема, стоимости (премии), рынка, на котором планируется совершение операции хеджирования, и других характеристик (условий) данного инструмента;
2) ожидаемые результаты от применения данного инструмента хеджирования;
3) оценку риска объекта хеджирования (базового актива) с указанием его вида (процентный, ценовой, валютный и прочее), а также метода его оценки;
4) объект хеджирования с указанием необходимых реквизитов (идентификационный номер, количество, стоимость, объем, валюта);
5) расчет, подтверждающий, что совершение данной операции приведет к снижению размера возможных убытков (недополучения дохода) по объекту хеджирования.»;
пункты 53, 54 и 55 изложить в следующей редакции:
«53. Подразделение, осуществляющее управление рисками:
1) проводит оценку стоимости финансовых инструментов на основе модели оценки риска и приведения текущих цен к рыночным, в том числе осуществляет стресс-тестинг по ценовому риску в соответствии с формой 1 приложения 2 к Правилам;
2) проводит бэк-тестинг, а именно осуществляет проверку эффективности процедур измерения рисков с использованием исторических данных по Управляющему или Брокеру и (или) дилеру, являющемуся Управляющим, и сравнением рассчитанных в результате проведения стресс-тестинга результатов с текущими (фактическими) результатами от совершения операций с финансовыми инструментами;
3) представляет результаты стресс-тестингов и бэк-тестингов органу управления и в инвестиционный комитет, который использует результаты оценки риска и регулярных стресс-тестингов при принятии инвестиционных решений в отношении совершения сделок с финансовыми инструментами.
54. Обеспечение мониторинга правовых рисков в инвестиционной деятельности Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, осуществляется посредством проведения следующих действий:
1) подразделение, осуществляющее управление рисками, на постоянной основе контролирует выполнение ответственными подразделениями пруденциальных нормативов и норм диверсификации, установленных уполномоченным органом;
2) подразделение, осуществляющее функции правового обеспечения:
осуществляет контроль за соответствием деятельности Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, требованиям законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг и инвестиционных фондах посредством проведения правовой экспертизы проектов договоров и документов, связанных с договорами, проектов внутренних документов Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, в том числе касающихся проведения операций с финансовыми инструментами;
на постоянной основе обеспечивает ознакомление персонала с изменениями в законодательстве Республики Казахстан о рынке ценных бумаг и инвестиционных фондах, регулирующем деятельность Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим;
3) ответственные структурные подразделения Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, проводят:
оценку возможности появления дополнительных рисков, связанных с изменением в законодательстве Республики Казахстан, регулирующем деятельность Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим;
осуществляют ознакомление персонала с внутренними документами Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим;
обеспечивают соблюдение Управляющим или Брокером и (или) дилером, являющимся Управляющим, договорных отношений и осуществляют контроль соблюдения контрпартнерами своих обязательств.
55. Подразделениями Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, осуществляющими управление активами клиентов (инвестиционных фондов), принятыми в инвестиционное управление, и (или) собственными активами и управление рисками, с учетом информации, предоставляемой торговым подразделением либо организацией, осуществляющей брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг, проводится анализ и мониторинг контрпартнеров посредством изучения их финансовой отчетности, сведений, необходимых для идентификации контрпартнеров (данных учредительных документов, регистрационного номера налогоплательщика, бизнес-идентификационного номера (за исключением случаев, когда контрпартнеру не присвоены регистрационный номер налогоплательщика, бизнес-идентификационный номер), а также адреса места нахождения), другой информации, которая оказывает влияние на способность выполнять контрпартнерами принятые обязательства и, в случае обнаружения негативной информации о деятельности контрпартнеров, готовится отчет инвестиционному комитету Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим.»;
пункты 57, 58, 59, 60, 61, 62 и 63 изложить в следующей редакции:
«57. Подразделение Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, осуществляющее управление рисками, инициирует подготовку плана мероприятий в случае наступления событий, которые оказывают влияние на значительное ухудшение финансового состояния Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, и (или) на его способность отвечать по своим обязательствам, а также осуществляет сбор информации и координацию действий подразделений Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, в процессе подготовки соответствующего плана мероприятий.
Перечень событий, оказывающих влияние на значительное ухудшение финансового состояния Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, и (или) на его способность отвечать по своим обязательствам, а также показатели, характеризующие наступление таких событий, утверждаются инвестиционным комитетом Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, определяются внутренними документами Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, и вышеуказанный перечень включает, но не ограничивается следующим:
1) изменение ситуации на фондовом рынке, характеризующееся значительной волатильностью цен на финансовые инструменты в короткий промежуток времени;
2) значительное сокращение активов, принятых в управление;
3) ухудшение финансовых показателей Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим;
4) значительное снижение собственного капитала;
5) значительное изменение значений пруденциальных нормативов;
6) возникновение ситуаций, указанных в подпункте 1) пункта 26-1 Правил;
7) приостановление действия или лишение лицензии на осуществление профессионального вида деятельности на рынке ценных бумаг;
8) наступление дефолта или банкротства Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, или его крупного акционера;
9) иное событие, определенное внутренними документами Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим.
План мероприятий, подготовленный подразделением Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, осуществляющим управление рисками, утверждается органом управления Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, после согласования с исполнительным органом.
58. Подразделение Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, осуществляющее управление рисками, осуществляет постоянный мониторинг деятельности Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, на постоянной основе производит оценку рисков и участвует в разработке мероприятий по снижению уровня рисков, а именно:
1) организовывает процесс сбора информации, необходимой для анализа и оценки рисков;
2) а также процесс мониторинга и анализа финансового состояния и платежеспособности клиентов;
3) разрабатывает и совершенствует методологию и организует процесс анализа и оценки рисков;
4) разрабатывает методы управления рисками;
5) планирует и инициирует мероприятия по снижению уровня рисков;
6) контролирует исполнение мероприятий по управлению рисками;
7) идентифицирует и анализирует внутренние и внешние факторы, представляющие потенциальный и возможный риск, оценивает степень их влияния на финансовые показатели Брокера и (или) дилера, или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, и качество предоставляемых им услуг;
8) осуществляет расчеты значения коэффициента покрытия рисков и рисков на одного клиента согласно требованиям настоящей главы;
9) разрабатывает критерии и предложения по ограничению рисков неплатежеспособности.
59. Подразделение Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, осуществляющее управление рисками, осуществляет контроль потока денег и сроков погашения активов и обязательств, в порядке, предусмотренном пунктом 51 Правил.
60. Обеспечение мониторинга соблюдения договорных отношений, требований законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг и инвестиционных фондах и внутренних политик Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 54 Правил.
61. Подразделениями Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, осуществляющими управление собственными активами и управление рисками, проводится анализ и мониторинг контрпартнеров и клиентов, заключивших договор об оказании брокерских услуг, посредством изучения их финансовой отчетности, сведений, необходимых для идентификации контрпартнеров и клиентов (для юридических лиц - данных учредительных документов, регистрационного номера налогоплательщика, бизнес-идентификационного номера (за исключением случаев, когда контрпартнеру или клиенту не присвоены регистрационный номер налогоплательщика, бизнес-идентификационный номер), а также адреса места нахождения, для физических лиц - данных документа, удостоверяющего его личность, регистрационного номера налогоплательщика, индивидуального идентификационного номера (за исключением случаев, когда клиенту не присвоены регистрационный номер налогоплательщика, индивидуальный идентификационный номер)), другой информации, которая оказывает влияние на способность выполнять контрпартнером или клиентом принятые обязательства и, в случае обнаружения негативной информации о деятельности контрпартнеров и клиентов, готовится отчет органу управления (наблюдательному совету) Брокера и (или) дилера и (или) инвестиционному комитету Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером.
62. Органом управления (наблюдательным советом) Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, утверждается план мероприятий в случае наступления событий, которые оказывают влияние на значительное ухудшение финансового состояния Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером.
Перечень событий, оказывающих влияние на значительное ухудшение финансового состояния Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, и (или) на его способность отвечать по своим обязательствам, а также, показатели, характеризующие наступление таких событий, утверждаются органом управления (наблюдательным советом) Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, определяются внутренними документами Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, и вышеуказанный перечень включает, но не ограничивается, событиями, указанными в пункте 57 Правил.
63. Система внутреннего контроля в Брокере и (или) дилере, Управляющем создается для:
1) обеспечения операционной и финансовой эффективности деятельности Брокера и (или) дилера, Управляющего посредством проверки эффективности и рентабельности осуществления деятельности Брокера и (или) дилера, Управляющего и определения вероятности убытков;
2) обеспечения надежности, полноты и своевременности финансовой и управленческой информации посредством проверки достоверности и качественного составления финансовой отчетности Брокера и (или) дилера, Управляющего;
3) обеспечения соблюдения требований законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, инвестиционных фондах и акционерных обществах посредством проверки соблюдения Брокером и (или) дилером, Управляющим требований законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, инвестиционных фондах и акционерных обществах, документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры Брокера и (или) дилера, Управляющего.»;
дополнить пунктами 62-1, 62-2, 62-3, 62-4, 62-5, 62-6, 62-7 и 62-8 следующего содержания:
«62-1. Подразделение Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, осуществляющее управление рисками, осуществляет расчеты значений коэффициента покрытия рисков и рисков на одного клиента в течение торгового дня по мере осуществление следующих операций:
1) принятия клиентского заказа на покупку (продажу) ценных бумаг;
2) подачи заявки на покупку (продажу) ценных бумаг в торговую систему организатора торгов;
3) принятия приказа на зачисление (списание) денег с банковского счета клиента;
4) принятия приказа на ввод (вывод) ценных бумаг в (из) номинальное (номинального) держание (держания);
5) открытия операции прямого и обратного репо.
62-2. Расчет рисков на одного клиента не производится в отношении клиентов, от имени и (или) за счет которых в течение торгового дня Брокер и (или) дилер или Управляющий, являющийся Брокером и (или) дилером:
1) не принимал клиентские заказы на заключение сделок на международном (иностранном) рынке ценных бумаг;
2) не подавал заявок на покупку (продажу) ценных бумаг в торговую систему организатора торгов.
62-3. Значение коэффициента покрытия рисков характеризует достаточность средств Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, для покрытия его условных и возможных обязательств, возникающих в результате заключения сделок и составляет не менее одного.
Значение коэффициента покрытия рисков (далее – КПР) рассчитывается по следующей формуле:
КПР = СК/(Кр+Ор),
где:
1) СК - собственный капитал Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, за минусом:
нематериальных активов, за исключением лицензионного программного обеспечения, приобретенного для целей основной деятельности Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером и соответствующего Международному стандарту финансовой отчетности 38 «Нематериальные активы», утвержденному Правлением Комитета по международным стандартам финансовой отчетности в июле 1998 года;
инвестиций Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером в акции (доли участия в уставном капитале) юридического лица, за исключением акций эмитентов, входящих в состав следующих расчетных показателей (индексов):
MICEX (Moscow Interbank Currency Exchange Index);
DAX (Deutscher Aktienindex);
CAC 40 (Compagnie des Agents de Change 40 Index);
NIKKEI - 225 (NIKKEI - 225 Index);
TOPIX (Tokyo Price Index);
HSI (Hang Seng Index);
ENXT 100 (Euronext 100);
RTSI (Russian Trade System Index);
DJIA (Dow Jones Industrial Average);
S&P 500 (Standard and Poor's 500 Index);
FTSE 100 (Financial Times Stock Exchange 100 Index);
KASE (Kazakhstan Stock Exchange);
MSCI World Index (Morgan Stanley Capital International World Index);
2) Кр – риск неплатежеспособности, рассчитываемый как сумма объема:
активных заявок на покупку и продажу ценных бумаг, поданных от имени Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером и его клиентов в торговую систему организатора торгов;
активных заявок на покупку и продажу ценных бумаг, поданных от имени Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, и его клиентов на международных (иностранных) рынках ценных бумаг;
не рассчитанных сделок с ценными бумагами, заключенных от имени Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, и его клиентов на международных (иностранных) рынках ценных бумаг;
открытых операций репо;
за минусом:
денег клиентов находящихся на банковском счете Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, от имени которых заявки на покупку, указанные в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, были поданы;
ценных бумаг, находящихся на лицевом счете (субсчете) клиентов Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, от имени которых заявки на продажу, указанные в абзацах втором и третьем настоящего подпункта, были поданы, и являющихся предметом данных заявок;
ценных бумаг, находящихся на лицевом счете (субсчете) клиентов Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, и являющихся предметом операций репо;
3) Ор – операционный риск, рассчитываемый как произведение средней величины годового объема торгов Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, с ценными бумагами на организованном и международных (иностранных) рынках ценных бумаг за последние истекшие три года на коэффициент операционного риска, равного 0,0015 и расчетного коэффициента, равного 0,035.
Для вновь созданных Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, операционный риск рассчитывается по истечении финансового года и средняя величина годового объема торгов в торговой системе организатора торгов рассчитывается исходя из количества истекших лет.
62-4. Под термином «один клиент» следует понимать каждое физическое или юридическое лицо, в ходе исполнения клиентского заказа которого у Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, могут возникнуть обязательства по поставке денег и (или) ценных бумаг перед третьей стороной, в результате заключения сделок с ценными бумагами.
62-5. Размер риска на одного клиента рассчитывается как сумма условных и возможных обязательств Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, по поставке денег и (или) ценных бумаг перед третьей стороной, за минусом суммы денег данного клиента, находящейся на банковском счете Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером.
62-6. Отношение размера риска Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, на одного клиента к собственному капиталу Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером не превышает:
1) для клиентов, отнесенных в категорию с высокой степенью надежности (платежеспособности) - 0,25;
2) для клиентов, отнесенных в категорию с низкой степенью надежности (платежеспособности) – 0,10.
Для клиентов, отнесенных в прочие категории, определенные внутренними документами Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, отношение размера риска устанавливается данным брокером и (или) дилером самостоятельно, но в пределах установленных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.
62-7. Расчет значений рисков на одного клиента оформляется в виде отчета по форме, согласно приложению 5 к Правилам.
62-8. Брокер и (или) дилер или Управляющий, являющийся Брокером и (или) дилером, обеспечивает ежедневное резервирование и хранение информации, изложенной в пункте 62-7 Правил на бумажном и (или) электронном носителе.»;
пункт 63 изложить в следующей редакции:
«63. Система внутреннего контроля в Брокере и (или) дилере, Управляющем создается для:
1) обеспечения операционной и финансовой эффективности деятельности Брокера и (или) дилера, Управляющего посредством проверки эффективности и рентабельности осуществления деятельности Брокера и (или) дилера, Управляющего и определения вероятности убытков;
2) обеспечения надежности, полноты и своевременности финансовой и управленческой информации посредством проверки достоверности и качественного составления финансовой отчетности Брокера и (или) дилера, Управляющего;
3) обеспечения соблюдения требований законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, инвестиционных фондах и акционерных обществах посредством проверки соблюдения Брокером и (или) дилером, Управляющим требований законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, инвестиционных фондах и акционерных обществах, документов, определяющих внутреннюю политику и процедуры Брокера и (или) дилера, Управляющего.»;
пункты 72 и 73 изложить в следующей редакции:
«72. В ходе проверки, проводимой службой внутреннего аудита, рассмотрению подлежат следующие вопросы:
1) проверка процессов и процедур внутреннего контроля, оценка их эффективности;
2) проверка полноты применения и эффективности методологии оценки рисков и процедур управления рисками (методик, программ, правил, порядков и процедур совершения операций);
3) проверка эффективности функционирования автоматизированных информационных систем, включая контроль целостности баз данных и их защиты от несанкционированного доступа, наличие планов действий на случай непредвиденных обстоятельств;
4) проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности бухгалтерского учета и отчетности, а также надежности и своевременности сбора и представления информации и отчетности;
5) проверка достоверности, полноты, объективности и своевременности представления Брокером и (или) дилером, Управляющим любых сведений и информации в рамках лицензируемых видов деятельности Брокера и (или) дилера, Управляющего;
6) проверка применяемых способов (методов) обеспечения сохранности имущества Брокера и (или) дилера, Управляющего;
7) оценка экономической целесообразности и эффективности совершаемых всех видов операций в рамках лицензируемых видов деятельности Брокера и (или) дилера, Управляющего;
8) проверка систем, созданных в целях соблюдения требований законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, инвестиционных фондах и акционерных обществах;
9) оценка работы службы управления персоналом Брокера и (или) дилера, Управляющего;
10) правильность обработки ежедневных балансов;
11) соответствие учетной политики международным стандартам финансовой отчетности;
12) наличие фактов незаконных манипуляций активами клиентов (инвестиционных фондов), принятыми в инвестиционное управление, и (или) собственными активами Брокера и (или) дилера, Управляющего;
13) правильность учета активов клиентов (инвестиционных фондов), принятых в инвестиционное управление, и (или) собственных активов Брокера и (или) дилера, Управляющего.
73. Орган управления (наблюдательный совет) и исполнительный орган Брокера и (или) дилера, Управляющего анализируют отчеты службы внутреннего аудита и принимают меры по недопущению нарушений, выявленных службой внутреннего аудита в дальнейшей деятельности Брокера и (или) дилера, Управляющего.
Меры, указанные в части первой настоящего пункта, оформляются в виде решений (постановлений) органа управления (наблюдательного совета) и исполнительного органа Брокера и (или) дилера, Управляющего.»;
пункт 75 изложить в следующей редакции:
«75. Отчеты службы внутреннего аудита Брокера и (или) дилера, Управляющего предоставляются Комитету по его запросу.»;
пункты 77, 78, 79 и 80 изложить в следующей редакции:
«77. Орган управления Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, для осуществления своих функций в дополнение к информации, перечисленной в пункте 76 Правил, получает:
1) от подразделения Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, осуществляющего управление рисками результаты стресс-тестингов в соответствии с приложением 2 к Правилам и бэк-тестингов - каждые два месяца;
2) от подразделения Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, осуществляющего управление активами клиентов, переданных в инвестиционное управление, и (или) собственными активами:
сводный отчет о результатах анализа информации, используемой при осуществлении деятельности по инвестиционному управлению активами клиентов, переданных в инвестиционное управление, и (или) собственными активами, - на ежеквартальной основе;
отчет о принятых инвестиционных решениях - не реже, чем раз в полгода.
78. Исполнительный орган Брокера и (или) дилера, Управляющего для осуществления своих функций получает:
1) от подразделения Брокера и (или) дилера, Управляющего, осуществляющего анализ и планирование бюджета, - отчеты о текущих результатах финансово-хозяйственной деятельности Брокера и (или) дилера, Управляющего в сравнении с тем же периодом за прошлый отчетный период и с запланированными показателями деятельности - на ежеквартальной основе;
2) от подразделения Брокера и (или) дилера, Управляющего, отслеживающего доходы (расходы) Брокера и (или) дилера, Управляющего, - ежемесячные отчеты о доходах (расходах) Брокера и (или) дилера, Управляющего с приложением плановых показателей финансовой деятельности, включая динамику по видам деятельности, территориальным и функциональным подразделениям, - на ежеквартальной основе;
3) от службы внутреннего аудита - отчеты по результатам проверок, содержащие выводы об имеющихся недостатках и рекомендации по улучшению деятельности Брокера и (или) дилера, Управляющего, - по мере подготовки отчетов;
4) от подразделений, осуществляющих управление активами клиентов (инвестиционных фондов), принятых в инвестиционное управление, и (или) собственными активами и управление рисками, - отчет об обнаружении негативной информации о деятельности контрпартнеров и клиентов - по мере обнаружения негативной информации о деятельности контрпартнеров и клиентов;
5) от подразделения информационного обеспечения Брокера и (или) дилера, Управляющего раз в квартал информацию о:
состоянии аппаратно-программных технических комплексов;
технических проблемах, обнаруженных в течение отчетного периода;
выявленных несоответствиях внутренним процедурам Брокера и (или) дилера, Управляющего;
мерах, принятых для устранения и предотвращения повторного возникновения проблем и несоответствий;
6) от всех подразделений Брокера и (или) дилера, Управляющего:
информацию о нарушении подразделениями либо работниками установленных требований законодательства Республики Казахстан о рынке ценных бумаг, инвестиционных фондах и акционерных обществах, а также трудового законодательства Республики Казахстан и внутренних документов Брокера и (или) дилера, Управляющего - по мере возникновения информации;
отчеты о самостоятельном выявлении нарушений и принятых мерах по устранению выявленных нарушений - по мере возникновения информации.
79. Исполнительный орган Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, для осуществления своих функций в дополнение к информации, перечисленной в пункте 78 Правил, получает:
1) от подразделения Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, осуществляющего сбор, обработку и анализ информации, необходимой для принятия инвестиционного решения, - сводный отчет о результатах анализа информации, используемой при осуществлении инвестиционной деятельности Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, за счет собственных активов Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, - на ежеквартальной основе;
2) от подразделения Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, осуществляющего управление рисками - информацию о соблюдении (использовании) установленных лимитов инвестирования на ежеквартальной основе в соответствии с приложением 3 к Правилам;
3) от подразделений Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, осуществляющих управление активами клиентов (инвестиционных фондов), принятыми в инвестиционное управление, и (или) собственными активами и управление рисками - информацию о нарушении подразделениями либо работниками установленных лимитов инвестирования - по мере возникновения информации;
4) от подразделения, осуществляющего инвестиционное управление активами клиентов (инвестиционных фондов), принятых в инвестиционное управление и (или) собственными активами Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, - отчет о принятых инвестиционных решениях - не реже, чем раз в полгода.
80. Инвестиционный комитет Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, для осуществления своих функций получает:
1) от подразделения, осуществляющего управление активами клиентов (инвестиционных фондов), принятых в инвестиционное управление, и (или) собственными активами:
макроэкономический анализ по степени привлекательности рынков инвестирования в зависимости от складывающейся геополитической ситуации, валюты инвестирования и сектора экономики - не реже одного раза в полугодие;
анализ эмитентов и выпущенных (предоставленных) ими финансовых инструментов, включая анализ финансового состояния эмитентов, способности отвечать по принятым обязательствам, рисков, связанных с инвестированием в финансовые инструменты данных эмитентов, - не реже одного раз в квартал;
анализ инвестиционного портфеля, включающий сведения о структуре портфеля, динамике изменения доходности, анализ убыточных позиций и предложения по оптимизации структуры портфеля - не реже одного раза в квартал;
анализ, содержащий прогноз размера активов, предполагаемых к принятию в инвестиционное управление, а также структуры обязательств инвестиционного(-ых) портфеля(-ей), принятого(-ых) в управление, по срокам их исполнения (на основе анализа структуры клиентов, в том числе пайщиков, акционеров инвестиционного фонда, включающего информацию о сумме денег и (или) активов, переданных в инвестиционное управление), - не реже одного раза в квартал;
информацию по управлению денежными потоками (ликвидностью), включающую обзор соблюдения лимитов гэп-позиций, с учетом изменения способности мобилизовать ликвидные активы, необходимые для погашения обязательств в течение установленных сроков, в том числе мониторинг способности сформировать ликвидные активы в иностранной валюте, необходимые для погашения обязательств в иностранной валюте - на ежедневной основе;
отчет об обнаружении негативной информации о деятельности контрпартнеров и клиентов - по мере обнаружения;
мониторинг финансового состояния эмитента, а также отчеты о появлении информации, которая оказывает влияние на стоимость финансовых инструментов эмитента или способность исполнять им свои обязательства - не реже одного раза в квартал;
2) от подразделения, осуществляющего сбор, обработку и анализ информации, необходимой для принятия инвестиционного решения, - рекомендации и от подразделения, осуществляющего управление рисками, - заключения по установлению (пересмотру) следующих лимитов по операциям с финансовыми инструментами:
лимиты по размеру инвестирования в финансовые инструменты одного эмитента, а также по видам финансовых инструментов данного эмитента с указанием рисков, связанных с инвестированием в финансовые инструменты данного эмитента, и влияния данных рисков на значения пруденциальных нормативов, установленных нормативными правовыми актами уполномоченного органа, в пределах лимитов на совершение операций с финансовыми инструментами, утвержденных инвестиционным комитетом, а также лимитов, установленных нормативными правовыми актами уполномоченного органа, - не реже одного раза в квартал;
лимиты «stop - loss» и «take - profit» - не реже одного раза в месяц;
лимиты гэп-позиции на основании анализа, проводимого подразделением, осуществляющим управление рисками, - не реже одного раза в квартал;
3) от подразделения Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, осуществляющего управление рисками:
заключение о подверженности кредитному, процентному, валютному, фондовому рискам, по риску потери ликвидности инвестиционного портфеля по активам клиентов (инвестиционных фондов), принятых в инвестиционное управление и (или) собственным активам, - на ежемесячной основе;
результаты стресс-тестингов в соответствии с приложением 2 к Правилам и бэк-тестингов - каждые два месяца;
отчет об обнаружении негативной информации о деятельности контрпартнеров и клиентов - по мере обнаружения негативной информации о деятельности контрпартнеров и клиентов;
4) от подразделения, осуществляющего заключение сделок с финансовыми инструментами, - информацию об исполнении инвестиционных решений на еженедельной основе.»;
пункт 82 изложить в следующей редакции:
«82. Подразделение Брокера и (или) дилера, Управляющего, осуществляющее управление рисками, для осуществления своих функций получает от всех подразделений и работников Брокера и (или) дилера, Управляющего документы и информацию, необходимую для осуществления своих функций, в сроки, указанные в запросах подразделения, осуществляющего управление рисками, а также получает на постоянной основе:
1) от подразделения Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, ответственного за анализ структуры портфеля инвестиций:
информацию о соблюдении (использовании) установленных лимитов инвестирования - на ежедневной основе в соответствии с приложением 3 к Правилам;
информацию о соблюдении (использовании) установленных лимитов «stop - loss» и «take - profit» - на еженедельной основе в соответствии с приложением 4 к Правилам;
2) от подразделения Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, осуществляющего управление активами клиентов (инвестиционных фондов), принятых в инвестиционное управление, и (или) собственными активами:
сводный отчет о результатах анализа информации, используемой при осуществлении инвестиционной деятельности Управляющего или Брокера и (или) дилера, являющегося Управляющим, - не реже одного раза в квартал;
сведения, необходимые для подготовки заключения о подверженности кредитному, процентному, валютному и фондовому рискам инвестиционного портфеля по активам клиентов (инвестиционных фондов), принятым в инвестиционное управление, и (или) собственным активам;
3) от подразделения Брокера и (или) дилера, Управляющего, ответственного за учет финансовых инструментов, приобретенных за счет активов клиентов, переданных в инвестиционное управление, и (или) собственных активов:
ежеквартальную финансовую отчетность;
информацию о структуре портфеля - на ежедневной основе;
ежемесячный расчет доходов и убытков, полученных в результате инвестиционной деятельности за счет активов клиентов, переданных в инвестиционное управление, и (или) собственных активов.»;
правый верхний угол приложений 1, 2, 3 и 4 изложить в следующей редакции:
«Приложение 1
к Правилам формирования системы
управления рисками и внутреннего
контроля для организаций,
осуществляющих брокерскую и
дилерскую деятельность на рынке
ценных бумаг, деятельность по
управлению инвестиционным портфелем»;
«Приложение 2
к Правилам формирования системы
управления рисками и внутреннего
контроля для организаций,
осуществляющих брокерскую и
дилерскую деятельность на рынке
ценных бумаг, деятельность по
управлению инвестиционным портфелем»;
«Приложение 3
к Правилам формирования системы
управления рисками и внутреннего
контроля для организаций,
осуществляющих брокерскую и
дилерскую деятельность на рынке
ценных бумаг, деятельность по
управлению инвестиционным портфелем»;
«Приложение 4
к Правилам формирования системы
управления рисками и внутреннего
контроля для организаций,
осуществляющих брокерскую и
дилерскую деятельность на рынке
ценных бумаг, деятельность по
управлению инвестиционным портфелем»;
дополнить приложением 5 в редакции, согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вводится в действие с 1 января 2013 года и подлежит официальному опубликованию.
Председатель
Национального Банка Г. Марченко
Приложение
к постановлению Правления
Национального Банка
Республики Казахстан
от 24 августа 2012 года № 278
«Приложение 5
к Правилам формирования системы
управления рисками и внутреннего
контроля для организаций,
осуществляющих брокерскую и
дилерскую деятельность на рынке
ценных бумаг, деятельность по
управлению инвестиционным портфелем
Форма
Расшифровка максимального риска на одного клиента
(в разрезе клиентов)
__________________________________________________________
(наименование Брокера и (или) дилера или Управляющего,
являющегося Брокером и (или) дилером)
по состоянию на ______________ 201___ года
№ п/п |
Наимено- |
Номер субсчета, открытого в системе учета центрального депозитария |
Степень надежности (платеже- |
Сумма объема поданных клиентами заявок и не рассчитанных сделок, в тенге |
Объем не рассчитанных сделок |
Объем денег клиента, находящихся на банковском счете Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, в тенге |
|
На покупку |
На продажу |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Продолжение таблицы
Объем ценных бумаг клиента, находящихся на банковском счете Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, в штуках |
Размер риска, в тенге |
Размер собственного капитала, в тенге |
Отношение размера рисков к размеру собственного капитала |
9 |
10 |
11 |
12 |
Первый руководитель (либо лицо, его замещающее)
___________________________ ____________________
подпись дата
Руководитель подразделения, осуществляющего управление рисками
___________________________ ____________________
подпись дата
Примечание:
В графе 2 указывается наименование клиента, Брокера и (или) дилера или Управляющего, являющегося Брокером и (или) дилером, заключившего с ним договор на брокерское обслуживание. Для клиента, являющегося:
1) юридическим лицом, указывается полное наименование юридического лица;
2) физическим лицом, полностью указываются фамилия, имя и отчество (при наличии).
В графе 3 указывается 10-значный номер субсчета клиента открытого в системе учета номинального держания центрального депозитария.
В графе 4 указывается категория, характеризующая степень надежности (платежеспособности) клиента.
В графе 5 и 6 указывается объем поданных клиентом активных заявок на покупку и продажу ценных бумаг на организованном и международном (иностранном) рынках ценных бумаг.
В графе 7 указывается объем заключенных, но не рассчитанных сделок с ценными бумагами на международном (иностранном) рынках ценных бумаг.
В графе 9 указывается количество ценных бумаг, являющихся предметом заявки, указанной в графе 6, либо сделки по продаже ценных бумаг, указанной в графе 7.
В графе 10 указывается размер риска, рассчитываемый как сумма значений, указанных в графах 5, 6 и 7, за минусом значений, указанных в графах 8 и 9 (только в случае подачи заявки на продажу ценных бумаг, либо заключению сделки по продаже ценных бумаг).».