Об утвеждении Методики определения нормативов эмиссий в окружающую среду

Приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 16 апреля 2012 года № 110-ө. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 16 мая 2012 года № 7664

Действующий

      В соответствии с подпунктом 29) статьи 17 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить Методику определения нормативов эмиссий в окружающую среду согласно приложению к настоящему приказу.
      2. Проекты нормативы предельно допустимых сбросов, выбросов и размещения отходов, на которые имеются действующие положительные заключения государственной экологической экспертизы, действуют до истечения сроков действия заключений.
      3. Признать утратившим силу приказ Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 21 мая 2007 года № 158-п «Об утверждении Методики определения нормативов эмиссий в окружающую среду» (зарегистрированный Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 4726, «Юридическая газета» от 10 августа 2007 года, № 122 (1325), «Официальная газета» от 13 октября 2007 года № 41 (355)).
      4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    Н. Каппаров

      Приложение           
к приказу Министра      
охраны окружающей среды    
Республики Казахстан     
от 16 апреля 2012 года № 110-ө

Методика
определения нормативов эмиссий в окружающую среду

      1. Методика определения нормативов эмиссий в окружающую среду (далее - методика) разработана в соответствии с подпунктом 29) статьи 17 и пунктом 4 статьи 28 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 года и устанавливает требования к расчетным методам определения нормативов эмиссий в окружающую среду.
      2. Расчетным путем определяются нормативы эмиссий в различные среды, в том числе нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, на рельеф местности, поля фильтрации, накопители сточных вод, нормативы размещения отходов производства и потребления, нормативы допустимых физических воздействий.

1. Расчет нормативов выбросов загрязняющих веществ
в атмосферу от стационарных источников 

      3. Нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников (предельно допустимый выброс – ПДВ) устанавливают для каждого конкретного источника загрязнения атмосферы таким образом, чтобы выбросы вредных веществ от данного источника и от совокупности источников города или другого населенного пункта, с учетом перспективы развития промышленных предприятий и рассеивания вредных веществ в атмосфере, не создадут приземную концентрацию, превышающую их предельно допустимые концентрации для населенных мест. В целом для предприятия (далее – предприятие) нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу устанавливаются по совокупности значений нормативов выбросов для действующих, проектируемых и реконструируемых источников загрязнения данного предприятия.
      Нормативы выбросов загрязняющих веществ при возможных аварийных ситуациях не устанавливаются.
      Выбросы от залповых источников загрязнения подлежат нормированию.
      4. Перечень источников выбросов и их характеристики определяются для проектируемых объектов - на основе проектной информации, для действующих объектов - на основе инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их источников (далее – инвентаризация), являющейся первым этапом разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
      Методология проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников приведена в приложении 1 к настоящей Методике.
      5. По результатам проведенной инвентаризации выбросов заполняются бланки инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников по форме согласно приложения 2 к настоящей Методике.
      6. Нормативы ПДВ определяются как масса (в граммах) загрязняющего вещества, выбрасываемого в единицу времени (секунду). Наряду с максимальными разовыми ПДВ (г/сек) в оперативных целях для выполнения проектных оценок темпов снижения выбросов и возможностей утилизации уносимых газовоздушной смесью вредных веществ устанавливаются годовые значения ПДВ (тоннах в год - т/год) для каждого источника и предприятия в целом.
      7. Нормативы выбросов в атмосферу устанавливаются таким образом, чтобы на границе санитарно-защитной зоны объекта, а также на территории ближайшей жилой зоны, расчетные максимально разовые концентрации загрязняющих веществ в приземном слое атмосферного воздуха не превышали соответствующие гигиенические нормативы для атмосферного воздуха населенных мест с учетом фоновых концентраций.
      8. Для зон санитарной охраны курортов, мест размещения крупных санаториев и домов отдыха, зон отдыха городов, а также для других территорий с повышенными требованиями к охране атмосферного воздуха предельно допустимых максимально-разовых концентраций потенциально-опасных химических веществ заменяется на 0,8 ПДКм.р.
      9. Расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере проводится с учетом максимально разовых выбросов загрязняющих веществ от двигателей внутреннего сгорания передвижных источников, постоянно (стационарно) работающих на площадке, в целях оценки воздействия на атмосферный воздух.
      Если установлены целевые показатели, то нормирование происходит в соответствии с данными целевыми показателями.
      Суммарный по источнику выброс вещества в атмосферу в течение года не должен превышать квоты на выбросы, если таковая установлена.
      10. Санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ) объекта устанавливается в соответствии с Санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования по установлению санитарно-защитной зоны производственных объектов», утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 января 2012 года № 93.
      11. В качестве гигиенических нормативов для атмосферного воздуха населенных мест в целях нормирования выбросов в атмосферу принимаются: значения предельно допустимых максимально-разовых концентраций потенциально-опасных химических веществ (далее - ПДКм.р.) или, в случае отсутствия ПДКм.р. - значения нормативов ориентировочно безопасных уровней воздействия потенциально-опасных химических веществ (далее - ОБУВ); если для вещества имеется только предельно допустимая средне суточная концентрация (ПДКс.с.), то для него принимается соотношение 0,1С<ПДКс.с.

       2. Расчет нормативов сбросов загрязняющих веществ

      12. Нормативы предельно допустимых сбросов (далее – ПДС) загрязняющих веществ со сточными водами в поверхностные водные объекты, на рельеф местности, поля фильтрации и в накопители сточных вод рассчитываются для каждого выпуска сточных вод. Нормативы ПДС в целом для предприятия должны устанавливаться в совокупности значений ПДС для отдельных действующих, проектируемых и реконструируемых источников загрязнения.
      13. Для производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод, отводимых в городские канализационные сети, нормативы ПДС не устанавливаются.
      14. При сбросе в водные объекты нормативно(условно)-чистых сточных вод, имеющих только тепловое загрязнение, нормативы ПДС загрязняющих веществ не устанавливаются.
      При этом необходимо проведение контроля в части соответствия состава сбрасываемых вод составу воды в районе водозабора водного объекта (при условии водопользования одним водным объектом).
      Под нормативно (условно)-чистыми сточными водами понимаются воды от вспомогательных операций и процессов, образующиеся после охлаждения технологической аппаратуры и силовых агрегатов, незагрязненные, но имеющие повышенную температуру.
      15. Перечень выпусков и их характеристики определяются для проектируемых объектов на основе проектной информации, для действующих объектов - на основе инвентаризации выпусков, которая сопровождается проведением отбора проб и аналитическими исследованиями.
      16. Результаты проведенной инвентаризации выпусков сточных вод представляются в таблице согласно приложения 3 к настоящей Методике.
      17. Величины ПДС определяются для всех категорий водопользователей как произведение максимального часового расхода сточных вод на допустимую к сбросу концентрацию загрязняющего вещества. При расчете условий сброса сточных вод сначала определяется значение СПДС, обеспечивающее нормативное качество воды в контрольном створе, а затем определяется ПДС (г/час) согласно формуле:

      ПДС = q х СПДС      (1)

      где q - максимальный часовой расход сточных вод, м3/час;
      СПДС - допустимая к сбросу концентрация загрязняющего вещества, г/м3.
      18. Если фактический сброс действующего предприятия меньше расчетного ПДС, то в качестве ПДС принимается фактический сброс.
      19. Величины ПДС проектируемых предприятий определяются в составе проектной документации.
      20. Нормативами сбросов в водные объекты являются расчетные значения предельно допустимых сбросов, под которым понимается масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью обеспечения норм качества воды в контрольном створе.
      21. Нормативы сбросов должны быть установлены таким образом, чтобы концентрации загрязняющих веществ в контрольном створе соответствовали требованиям предельно допустимых концентраций для данного вида водных объектов или целевых показателей качества окружающей среды (далее - ОС), если таковые установлены, а суммарный сброс вещества в течение года не превышал квоты на сбросы, если таковая установлена. В случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных нужд населения к составу и свойствам поверхностных вод предъявляются наиболее жесткие нормы из числа установленных.
      22. Контрольный створ устанавливается на расстоянии 500 м от источника загрязнения природных вод (выпуск сточных вод, места добычи полезных ископаемых, производство работ на водном объекте).
      23. В качестве предельно допустимых концентраций в целях нормирования сбросов в водные объекты принимаются концентрации, соответствующие виду водопользования водного объекта.
      В случае одновременного использования водного объекта или его участка для различных целей к составу и свойствам воды предъявляются наиболее жесткие нормы из числа установленных.
      24. Если фоновая загрязненность водного объекта по каким-либо показателям не позволяет обеспечить нормативное качество воды в контрольном створе, то ПДС по этим показателям устанавливается, исходя из отнесения нормативных требований к составу и свойствам воды водных объектов к самим сточным водам.
      25. Если фоновая загрязненность водного объекта обусловлена естественными причинами, то ПДС устанавливается, исходя из условий соблюдения в контрольном пункте сформировавшегося фонового качества воды.
      26. Для тех веществ, для которых нормируется приращение к природному, естественному фону (алюминий, ионы меди, селена, теллура, фтора и другие), ПДС должен устанавливаться с учетом этих допустимых приращений к природному, естественному фону.
      27. Для предприятий, расположенных в районах с повышенной минерализацией природных вод, при расчете ПДС допускается принимать величину 1500 г/м3 в качестве предельного уровня минерализации поверхностных вод. Для морских вод ПДС по минерализации не устанавливается.
      28. Данные по фоновому составу воды запрашиваются водопользователем в местных органах Республиканского государственного предприятия «Казгидромет».
      29. При расчетах ПДС веществ со сточными водами, отводимыми на рельеф местности и поля фильтрации, исходят из того, что предельно допустимая концентрация этого вещества (Спдс) с учетом разбавления (n) фильтрующихся вод в потоке подземных вод не превышала фоновую концентрацию загрязняющего вещества в водоносном горизонте (Сф).

Спдс = nxСф      (2)

      где n - кратность разбавления профильтровавшихся вод, в потоке подземных вод;
      Сф - фоновая концентрация загрязняющего вещества в водоносном горизонте. Определяется по наблюдательным скважинам, расположенным за пределами купола растекания.
      Радиус купола растекания определяется по формуле:

               (3)

      где R - радиус купола растекания, м;
      К - коэффициент фильтрации, м/сут;
      Н - первоначальная глубина залегания грунтовых вод от дна полей фильтрации, м;
      h - глубина воды на полях фильтрации, м;
      m - мощность водоносного горизонта, м;
      Р - периметр фильтрационного поля, м;
      G - расход сточных вод, поступающих на поля фильтрации, м3/сут.
      30. Расчет допустимой концентрации загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в накопители производится по формуле:

Спдс = Сф + (Спдк - Сф) х Ка      (4)

      где Спдс - расчетно-установленная концентрация загрязняющего вещества в сточных водах, обеспечивающая нормативное качество воды в накопителе (в контрольном створе), мг/л;
      Сф - фоновая концентрация загрязняющего вещества в накопителе (в контрольном створе), мг/л;
      Спдк - предельно-допустимая концентрация загрязняющего вещества в воде конечного водоприемника сточных вод, мг/л;
      Ка - коэффициент, суммарно учитывающий ассимилирующую, испарительную, фильтрующую способности накопителя.

      Коэффициент Ка определяется по формуле:

                   (5)

      где qн - удельный объем воды накопителя, участвующий во внутриводоемных процессах, м3/год;
      qи - удельный объем воды, испаряющейся с поверхности накопителя, м3/год;
      qф - объем сточных вод, фильтрующихся из накопителя, м3/год;
      qп- объем потребляемой воды (если такие объемы имеются), м3/год;
      qст - расход сточных вод, отводимых в накопитель, м3/год.

      Значения qн, qu и qф находят по формулам:

qн = Q/tэ                  (6)

qи = Qu/tэ                  (7)

             (8)

      где Q - фактический объем накопителя СВ на момент расчета ПДС, м3;
      tэ - время фактической эксплуатации накопителя, годы;
      Qu- испарительная способность накопителя, м3;
      k - коэффициент фильтрации ложа накопителя, м/сут;
      m - мощность водоносного горизонта, м;
      Но - высота столба сточных вод в накопителе, м;
      R - расстояние от центра накопителя до контура питания водоносного горизонта, м;
      Rk - радиус накопителя, м;
      365 - количество суток в году (перевод суток в год).
      31. В случае отведения части стоков Накопителя в реки или на орошение в качестве СПДК принимаются соответственно предельно-допустимые концентрации рыбохозяйственного водопользования (ПДКрыб) и нормы качества оросительной воды (ПДКорошения).
      32. В случае, если конечным водоприемником сточных вод является накопитель замкнутого типа, то есть когда нет открытых водозаборов воды на орошение или не осуществляются сбросы части стоков накопителя в реки или другие природные объекты, расчет допустимой концентрации производится по формуле:

Спдс = Сфакт             (9)

      где Сфакт – фактический сброс загрязняющих веществ после очистных сооружений, мг/л.
      Накопитель в таком случае используется как накопитель-испаритель сточных вод.
      33. Расчет допустимой концентрации загрязняющих веществ при сбросе сточных вод в поверхностные водные объекты производится по формуле:

Спдс=n х (Спдк - Сф)+Сф       (10)

      где Спдк - предельно-допустимая концентрация загрязняющего вещества в воде водного объекта, г/м3;
      Сф - фоновая концентрация загрязняющего вещества в водотоке в 0,5 км выше выпуска сточных вод, г/м3;
      n - кратность разбавления сточных вод в водотоке, определяемая по формуле:

                  (11)

      где g - расход сточных вод, м3/с;
      Q - расчетный расход воды в водотоке, м3/с;
      y- коэффициент смешения, показывающий какая часть речного расхода смешивается со сточными водами в максимально загрязненной струе расчетного створа. Для крупных водотоков y=0,6, для средних y =0,8, для малых y =1,0.
      34. Расчет допустимой концентрации взвешенных веществ производится по формуле:

      Спдс = А(1+ yQ/g)+Сф      (13)

      где А = 0,75 для водотоков коммунально-бытового водопользования и для второй категории рыбохозяйственных водотоков; А = 0,25 для высшей и первой категории рыбохозяйственных водотоков, а также при использовании их в хозяйственно-питьевых целях.

3. Расчет нормативов размещения отходов

      35. Нормативы размещения отходов производства и потребления (далее - НРО) рассчитываются с учетом данных о состоянии компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвенного покрова) на границе СЗЗ объекта размещения отходов, полученных по результатам проводимого производственного экологического контроля.
      36. Норматив размещения данного вида отходов определяется ежегодно в тоннах по формуле:

Мнорм = 1/3 · Мобр · (Кв + Кп + Ка) · Кр,   (14)

      где Мнорм – норматив размещения данного вида отходов, тонн/год;
      Мобр – объем образования данного вида отхода, т/год.
      Кв, Кп, Ка, Кр – понижающие, безразмерные коэффициенты учета степени миграции ЗВ в подземные воды, на почвы прилегающих территорий, эолового рассеяния, рациональности рекультивации;
      37. Понижающие коэффициенты, учитывающие миграцию загрязняющих веществ из заскладированных отходов в подземные воды (Кв), степень переноса загрязняющих веществ (далее - ЗВ) из заскладированных отходов на почвы прилегающих территорий (Кп) и степень эолового рассеяния ЗВ в атмосфере путем выноса дисперсий из накопителя в виде пыли (Ка), рассчитываются с учетом экспоненциального характера зависимости «доза-эффект» по формулам:

                  (15)

                  (16)

                   (17)

      где dв, dп, dа - показатели уровня загрязнения, соответственно, подземных вод, почв и атмосферного воздуха химическими элементами и соединениями, присутствующими в отходах, определяемые по формулам:

        (18)

         (19)

          (20)

      где ai - коэффициент изоэффективности для i-го загрязняющего вещества равен:
      для ЗВ первого класса опасности - 1,0;
      для ЗВ второго класса опасности - 0,5;
      для ЗВ третьего класса опасности - 0,3;
      для ЗВ четвертого класса опасности - 0,25.
      d, diп, dia - уровень загрязнения i-ым загрязняющим веществом, рассчитанный по результатам опробования на границе санитарно-защитной зоны объекта размещения отходов соответственно подземных вод, почв и атмосферного воздуха;
      n - число загрязняющих веществ (определяется ассоциацией загрязняющих веществ, установленной для изучаемого объекта размещения отходов).
      Уровень загрязнения соответствующего компонента среды определяется по формулам:

                (21)

                (22)

                 (23)

      где С, Сiп, и С - усредненное значение концентрации i-го ЗВ, соответственно в воде (мг/дм3), почве (мг/кг) и атмосферном воздухе, мг/дм3;
      ПДК, ПДКiп и ПДК - предельно допустимая концентрация i-го ЗВ соответственно в воде (мг/дм3), почве (мг/кг) и атмосферном воздухе, мг/м3.
      Усредненное значение концентрации ЗВ в соответствующем компоненте ОС рассчитывается по формулам:

              (24)

              (25)

              (26)

      где m - общее число точек отбора проб воды для определения в них содержания ЗВ;
      k - общее число точек отбора проб почвы на содержание ЗВ;
      r - общее число точек отбора проб воздуха на содержание ЗВ;
      Сjiв, Сjiп, Сjiа, - концентрация i-го ЗВ в i-ой точке отбора проб соответственно воды (мг/дм3), почвы (мг/кг) и воздуха (мг/м3).
      38. Данные о состоянии компонентов окружающей среды (атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, почвенного покрова) в районе расположения объекта размещения отходов производства и потребления (на границе СЗЗ), приводятся по результатам проводимого производственного экологического контроля.
      Суммарный показатель загрязнения компонента окружающей среды (Зс) определяется как сумма коэффициентов концентрации отдельных ЗВ (Ккi) по формулам:

             (27)

      где - -суммарный показатель загрязнения компонента окружающей среды;
      - коэффициент концентрации i - го загрязняющего вещества;
      i - порядковый номер загрязняющего вещества;
      - число загрязняющих веществ, определяемых в компоненте окружающей среды.
      Коэффициент концентрации отдельного 3В определяется по формуле:

      Ккi = Сi/ПДКi               (28)
 

      где - концентрация 3В в компоненте окружающей среды, мг/дм3 для воды); мг/кг (для почв) и мг/м3 ( для атмосферного воздуха);
      - предельно допустимая концентрация 3В в компоненте окружающей среды, мг/дм3; мг/кг; мг/м3.
      Экологическое состояние ОС в зависимости от параметров приведено в приложении 4 к настоящей методике.
      В соответствии с состоянием ОС принимается соответствующее решение о возможности складирования ОП в данный объект размещения. При этом предусматривается следующая градация нагрузок на экосистему:
      1) допустимая, то есть такая техногенная нагрузка, при которой сохраняется структура и функционирование экосистемы с незначительными (обратимыми) изменениями;
      2) опасная - нагрузка, при которой еще сохраняется структура, но уже наблюдается нарушение функционирования экосистемы с возрастающим числом обратимых изменений;
      3) критическая, то есть такая, при которой в компонентах ОС происходит существенное накопление изменений, приводящих к значительному отрицательному изменению состояния и структуры экосистемы;
      4) катастрофическая нагрузка, приводящая к выпадению отдельных звеньев экосистемы, вплоть до полного их разрушения (деструкции).
      В случае если нагрузка на состояние окружающей среды определена как критическая или катастрофическая, то размещение отходов не допускается.
      39. Коэффициент учета рекультивации находится как отношение фактической и плановой площадей рекультивации породного отвала на год, предшествующий нормируемому по формуле:

                       (29)

      где Рп, Рф – запланированная на год, предшествующий нормируемому, площадь рекультивации места размещения, и фактическая площадь, подвергшаяся рекультивации.
      40. Если величина коэффициента учета рекультивации (Кр), выходит за границы интервала от 0,5 до 1,0, то при расчетах Мнорм им ридают значение ближайшей границы указанного интервала.
      41. Если для размещения данного вида отходов установлена годовая квота, то нормативы размещения отходов должны быть установлены в пределах, обеспечивающих соблюдение квоты.
      42. Результаты проведенных расчетов нормативов размещения отходов производства и потребления заносятся в таблицу согласно приложению 5 к настоящей методике.

4. Расчет нормативов допустимых физических воздействий

      43. Нормативы допустимых физических воздействий устанавливаются для каждого из источников шумового, вибрационного, радиационного и иных источников воздействий.
      44. Перечень источников воздействий и их характеристики определяется для проектируемых объектов - на основе проектной информации, для действующих объектов - на основе инвентаризации источников воздействий, которая должна сопровождаться проведением измерений физических факторов.
      45. Нормативы физических воздействий от источников определяются в единицах, соответствующих каждому оцениваемому фактору, с учетом воздействия в течение 24 часов:
      дБА - для шумового фактора;
      дБ - для вибрации;
      В/м, мкВт/ см2, кВ/м, А/м для электромагнитных излучений и другим в соответствии с частотным диапазоном;
      мкЗв/ч - для уровня радиационного фона.
      46. Нормативы допустимых физических воздействий должны быть установлены таким образом, чтобы уровень соответствующих физических факторов на границе санитарно-защитной зоны объекта и ближайшей жилой зоны соответствовал требованиям Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к атмосферному воздуху в городских и сельских населенных пунктах, почвам и их безопасности, содержанию территорий городских и сельских населенных пунктов, условиям работы с источниками физических факторов, оказывающих воздействие на человека», утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 января 2012 года № 168.
      47. При расчете нормативов физических воздействий учитывается фоновый уровень данных физических факторов на границе СЗЗ.
      48. Для расчета нормативов допустимых физических факторов используются экспериментальные измерения, проводимые на действующем объекте, либо, для проектной стадии, рассчитываются предполагаемые уровни факторов.
      В ходе экспериментальных измерений должно быть подтверждено соответствие уровню физических факторов на границе санитарно-защитной и ближайшей жилой зоны допустимому уровню при конкретном уровне физических факторов на их источнике.
      49. Допускаются отклонения в величинах расчетных показателей от требуемого уровня не более чем на 13 % в связи с погрешностями расчетного метода.
      50. В случае, когда фоновый уровень рассчитываемого физического фактора с исключением данного источника превышает предельно-допустимые величины, нормируемый источник должен создавать не более 10 % дополнительного вклада в суммарную величину фактора
      51. В случае превышения радиационным фактором предельно-допустимой величины фонового уровня нормируемый источник ионизирующего излучения должен создавать такой дополнительный вклад в суммарную величину фактора, чтобы эффективная доза для населения составляла 1 мЗв/год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв/год.

Приложение 1              
к Методике определения нормативов
эмиссий в окружающую среду    

Методология проведения инвентаризации выбросов вредных
(загрязняющих) веществ, вредных физических воздействий на
атмосферный воздух и их источников

      1. Проведение инвентаризации относится только к стационарным источникам.
      К стационарному источнику выбросов загрязняющих веществ в атмосферу относится любой источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно на определенной территории;
      2. Инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников (далее - инвентаризация) является первым этапом разработки проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и утверждается заказчиком.
      3. Основными целями инвентаризации выбросов является:
      получение исходных данных для оценки степени влияния выбросов загрязняющих веществ на атмосферный воздух и установления нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, как в целом по предприятию, так и по отдельным источникам загрязнения атмосферного воздуха;
      определение количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ;
      определение перечня вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию для рассматриваемого объекта;
      оценки эффективности работы пылегазоочистного оборудования.
      4. Во всех технически возможных случаях инвентаризация выбросов осуществляется посредством проведения инструментальных замеров, в остальных случаях - на основе составления расчетов выбросов загрязняющих веществ.
      5. Работа по проведению инвентаризации выбросов включает следующие этапы:
      1) подготовительный;
      2) проведение инвентаризационного обследования выбросов вредных (загрязняющих) веществ;
      3) обработка результатов обследования и оформление материалов инвентаризации.
      6. На подготовительном этапе выполнения работ составляется краткая характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферного воздуха, схема и описание основных технологических процессов.
      7. На этапе проведения инвентаризационного обследования выбросов вредных (загрязняющих) веществ, проводится обследование источников выделения и загрязнения в атмосферный воздух, по результатам которых определяются загрязняющие вещества и источники их выброса, устанавливается эффективность работы пылегазоочистного оборудования.
      Данные о характеристиках источников выделения и загрязнения атмосферы, газоочистных и пылеулавливающих установок приводятся по состоянию на день начала инвентаризации, а данные о количестве выбрасываемых и улавливаемых вредных веществ, коэффициенте обеспеченности газоочисткой, затратах на газоочистку приводятся за предыдущий год.
      8. По результатам проведенной инвентаризации выбросов заполняются бланки инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников по форме согласно приложения 2 к настоящей методике.

Приложение 2            
к Методике определения нормативов
эмиссий в окружающую среду   

Форма          

УТВЕРЖДАЮ:             
Руководитель предприятия
________________________
(ф.и.о.)         
________________________
(подпись)        
«____» _______ 20__ года
М.п.                   

Бланк инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и их источников

1. Источники выделения вредных (загрязняющих) веществ

Наименова-
ние производ-
ства номер
цеха,
участка
и т.д.

Номер-
источ-
ника
загряз-
нения
атмо-
сферы

Номер
источ-
ника
выде-
ления

Наиме-
нование
источ-
ника
выделе-
ния
загряз-
няющих
веществ

Наиме-
нова-
ние
выпус-
каемой
продук-
ции

Время работы
источника
выделения,
час

Наиме-
нование
загряз-
няющего
вещест-
ва

Код
вредно-
го
вещества
(ПДК или
ОБУВ)

Количест-
во
загрязня-
ющего
вещества,
отходяще-
го от
источника
выделения
т/год

В
сутки

За год

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

      Примечания:
      В графе А указывается к какому производству относятся источники выделения и источники загрязнения атмосферного воздуха (далее - источники), конкретные названия цехов, участков (например, подготовительный, формовочный и так далее). Производство включает в себя один или несколько цехов, участков и тому подобное (например, агломерационное, теплосиловое, производство вискозы и другое), а также указываются их порядковые номера.
      В графе 1 указываются номера источников загрязнения атмосферного воздуха согласно схеме их расположения, которая должна составляться и храниться на предприятии. Нумерация источников от года к году не должна меняться. При появлении нового источника загрязнения атмосферного воздуха ему присваивают номер, ранее не использовавшийся. При ликвидации источника его номер в дальнейшем не используют. Всем организованным источникам загрязнения атмосферного воздуха присваивают номера в пределах от 0001 до 5999, а всем неорганизованным источникам присваиваются номера - в пределах от 6001 до 9999.
      В графе 2 указываются номера источников выделения согласно схеме их расположения, которая составляется на предприятии. При появлении нового источника выделения ему присваивают номер, ранее не использовавшийся. При ликвидации источника его номер в дальнейшем не используют.
      В графе 3 указывается наименование, тип установок и агрегатов, а также процессы, в которых непосредственно образуются вредные (загрязняющие) вещества (например, сжигание топлива в паровом котле, доменной печи, выгрузка сыпучего материала или сдувание частиц с поверхности сыпучего материала на разгрузочных площадках и т.п.).
      В графе 4 «Наименование выпускаемой продукции» приводится наименование и тип выпускаемой продукции в соответствии с общим классификатором промышленной продукции.
      В графах 5 и 6 указывается среднее суммарное количество часов работы оборудования за сутки и за предшествующий инвентаризации год. В графе 7 записываются наименования вредных (загрязняющих) веществ.
      В графе 8 указывается код вредного (загрязняющего) вещества в соответствии с гигиеническими нормативами, утвержденными уполномоченным органом в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      В графе 9 приводится общее количество выбросов вредных (загрязняющих) веществ (тонн в год), отходящих от источников выделения, независимо от того, оснащен он очистными сооружениями или нет.

Характеристика источников загрязнения атмосферного воздуха

Номер
источ-
ника
загряз-
нения

Параметры источника
загрязнения

Параметры газовоздушной смеси
на выходе с источника
загрязнения

Код
загрязня-
ющего
вещества
(ПДК или
ОБУВ)

Количество
загрязняющих
веществ,
выбрасываемых в
атмосферу

Высота, м

Диаметр,
размер
сечения
устья, м

Скорость,
м/с

Объемный
расход,
м3

Темпе-
ратура,
Со

Макси-
мальное,
г/с

Суммарное,
т/год

1

2

3

4

5

6

7

8

9










      Примечания:
      В графе 1 указывается номер источника загрязнения атмосферного воздуха.
      В графах 2 и 3 приводятся соответственные данные (в метрах) о высоте источника над уровнем земли и диаметр или размеры сечения устья источника.
      В графе 4 указывается скорость, в графе 5 - объемный расход, в графе 6 - температура выбрасываемой газовоздушной смеси в устье организованного источника загрязнения атмосферного воздуха. Для неорганизованных источников графы 4, 5 и 6 заполняются по типу источника.
      В графе 7 указывается код вредного (загрязняющего) вещества в соответствии с гигиеническими нормативами, утвержденными уполномоченным органом в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
      В графе 8 указывается максимальный выброс вредного (загрязняющего) вещества на единицу времени, г/с.
      В графе 9 указывается суммарная масса выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух за год, т/год.

3. Показатели работы пылегазоочистного оборудования (ПГО)

Номер
источника
выделения

Наименование
и тип пыле-
газоулавли-
вающего
оборудования

КПД
аппаратов, %

Код загрязня-
ющего
вещества,по
которому
происходит
очистка

Коэффициент
обеспеченности
К(1), %

Проект-
ный

Фактиче-
ский

1

2

3

4

5

6







      Примечания:
      Фактический коэффициент полезного действия (КПД) определяется по формуле:

КПД = (1 – (Cвых х Vвых)/(Cвх х Vвх)) х 100 %         (1)

      Свх и Свых - концентрация загрязняющих веществ, соответственно до и после очистки, определяемых по результатам замеров, г/м3;
      Vвх и Vвых - расход объема газовоздушной смеси, соответственно на входе и выходе с ПГО (м3/с).
      Замеры концентраций загрязняющих веществ выполняются аккредитованными лабораториями.
      В графе 6 указывается коэффициент обеспеченности газоочисткой К(1), рассчитываемый по формуле:

                   (22)

      где Тт - время работы за год технологического оборудования, ч;
      Тг - время работы за год газоочистных установок (вне зависимости от степени очистки), ч.

4. Суммарные выбросы вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферу, их очистка и утилизация, т/год

Код загряз-
няющего
вещества

Наименование
загрязняюще-
го вещества

Количество
загрязня-
ющих
веществ,
отходящих
от
источника
выделения

В том числе

Из поступивших на
очистку

Всего
выброшено
в
атмосферу

Выбра-
сывают-
ся
без
очистки

Посту-
пает
на
очист-
ку

Выбро-
шено
в
атмо-
сферу

Уловлено и
обезврежено

Факти-
чески

Из них
утили-
зировано

1

2

3

4

5

6

7

8

9

всего









В том числе:









Твердые, из
них:


















газообразные,
из них:


















      Примечания:
      В данном разделе приводятся сведения по всем веществам, по которым приведены данные в разделах 1 и 2.
      В графах 1 и 2 указывается код и наименование загрязняющего вещества.
      В графу 3 включают количество вредных веществ (по отдельным веществам), отходящих от всех стационарных источников выделения, как собираемых в газоотводные системы (организованный выброс) независимо от того, направляются они или не направляются на газоочистные установки, так и непосредственно попадающих в атмосферу (неорганизованный выброс). В данное количество вредных веществ не входят вещества, содержащиеся в технологических газах и специально улавливаемые для производства продукции.
      В графе 4 указывается количество вредных веществ (по отдельным веществам), поступающих в атмосферу через специальные устройства (трубы, вентиляционные установки, аэрационные фонари и т.п.), но не подвергавшихся при этом очистке, а также те не уловленные вредные вещества, которые прошли через не предназначенные для их улавливания газоочистные и пылеулавливающие установки.
      В графу 5 включают все поступающие на очистные сооружения вредные вещества независимо от того, какие из них проходят очистку на газоочистных установках. При этом данные графы 5 должны быть равны сумме данных граф 6 и 7.
      В графе 6 приводится количество вредных веществ (по отдельным веществам), поступающих в атмосферу после прохождения системы очистки.
      В графе 7 указывается фактическое количество уловленных и обезвреженных вредных веществ, кроме веществ, улавливаемых для производства продукции.
      В графу 8 «из них утилизировано» включается количество вредных веществ, возвращенных в производство или использованных для получения товарного продукта
      В графе 9 «выброшено в атмосферу» указывают общее количество вредных веществ, поступивших в атмосферу (по отдельным веществам), как после очистки, так и выброшенных без очистки. Данные этой графы должны равняться разности значений граф 3 и 7, а также равны сумме данных граф 4 и 6.
      Суммарные по всем источникам выбросы вредных веществ «всего» и по отдельным веществам, указываемые в данной графе 9, получают из данных графы 13 раздела 2.
      При отсутствии на предприятиях очистных сооружений в графы 5, 6, 7, 8 записывают нуль. Тогда данные граф 3, 4, 9 будут равны между собой.
      В строке «Всего» рассчитывается сумма всех строк, указанных в графе 13 раздела 2.
      В строке «твердые» рассчитывается сумма всех строк, указанных в графе 13 раздела 2 по твердым вредным веществам и сумма строк отдельно по каждому твердому веществу
      В строке «газообразные» записывается сумма всех строк, указанных в графе 13 раздела 2 по газообразным вредным веществам, а также производится расчет суммы строк отдельно по каждому вредному газообразному веществу.
      В строке «всего» рассчитывается сумма всех строк, указанных в графе 8 раздела 2.
      В строке «твердые» рассчитывается сумма всех строк, указанных в графе 8 раздела 2, по твердым веществам и сумма строк отдельно по каждому твердому веществу.
      В строке «газообразные» записывается сумма всех строк, указанных в графе 8 раздела 2 по жидким и газообразным загрязняющим веществам, а также производится расчет суммы строк отдельно по каждому загрязняющему газообразному веществу.

Приложение 3             
к Методике определения нормативов
эмиссий в окружающую среду  

Результаты инвентаризации выпусков сточных вод

Номер выпус-
ка

Диаметр
выпуска

Режим
работы,
час/год

Водо-
приемник

Категория
сточных вод
(хозяйствен-
но-бытовые
или производ-
ственные)

Местонахож-
дение
(наименова-
ние произ-
водственной
площадки)

Очистные
устройства
(проектная/
фактическая
производитель-
ность, эффектив-
ность очистки)

Рас-
ход,
м3/
сут

1

2

3

4

5

6

7

8

     Приложение 4           
к Методике определения нормативов
эмиссий в окружающую среду   

Экологическое состояние окружающей среды

Наименование параметров

Экологическое состояние окружающей среды

допустимое
относительно
удовлетворитель-
ное

опасное

критическое
(чрезвычай-
ное)

катастрофиче-
ское
(бедственное)

1

2

3

4

5

I. Водные ресурсы

1. Превышение ПДК, раз:
- для ЗВ 1-2 классов
опасности
- для ЗВ 3-4 классов
опасности
2. Суммарный показатель
загрязнения:
- для ЗВ 1-2 классов
опасности
- для ЗВ 3-4 классов
опасности
3. Превышение
регионального
уровня минерализации, раз



1
 
1
 
 
 
1
 
10
 
1


1-5
 
1-50
 
 
 
1-35
 
10-100
 
1-2


5-10
 
50-100
 
 
 
35-80
 
100-500
 
2-3


более 10
 
более 100
 
 
  
более 80
 
более 500
 
3-5

II. Почвы

1. Увеличение содержания
водно-растворимых солей,
г/100г почвы в слое 0-30
см2. Превышение ПДК ЗВ
- 1 класса опасности
- 2 класса опасности
- 3-4 класса опасности
3. Суммарный показатель
загрязнения

до 0,1
 
 
 
до 1
до 1
до 1
менее 16

0,1-0,4
 
 
 
1-2
1-5
1-10
16-32

0,4-0,8
 
 
 
2-3
5-10
10-20
32-128

более 0,8
 
 
 
более 3
более 10
более 20
более 128

III. Атмосферный воздух

1. Превышение ПДК, раз
- для ЗВ 1-2 классов
опасности
- для ЗВ 3-4 классов
опасности


до 1
 
до 1


1-5
 
1-50


5-10
 
50-100


более 10
 
более 100

Приложение 5           
к Методике определения нормативов
эмиссий в окружающую среду  

Нормативы размещения отходов производства и потребления
на _______ год

Наименование
отходов

Образова-
ние,
т/год

Использование, обезвреживание,
т/год

Размещение, т/год

на
специализиро-
ванных
предприятиях

на собственном
предприятии

захоронение

хранение на
территории
промплощадки

1

2

3

4

5

6

Всего






в т.ч. отходов
производства






отходов
потребления






Янтарный уровень опасности

перечень отходов






Зеленый уровень опасности

перечень отходов






Красный уровень опасности

перечень отходов