Об утверждении Правил организации и проведения Президентской олимпиады по предметам естественно-математического цикла, республиканских олимпиад и конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам, республиканских конкурсов исполнителей и конкурсов профессионального мастерства

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 13 марта 2012 года № 99. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 11 апреля 2012 года № 7547

Действующий

      В соответствии с подпунктом 29) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить:
      1) Правила организации и проведения Президентской олимпиады по предметам естественно-математического цикла, согласно приложению 1 к настоящему приказу;
      2) Правила организации и проведения республиканских олимпиад по общеобразовательным предметам, согласно приложению 2 к настоящему приказу;
      3) Правила организации и проведения республиканских конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам, согласно приложению 3 к настоящему приказу;
      4) Правила организации и проведения республиканских конкурсов исполнителей, согласно приложению 4 к настоящему приказу;
      5) Правила организации и проведения республиканских конкурсов профессионального мастерства, согласно приложению 5 к настоящему приказу.
      2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Ж.А. Жонтаева):
      1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.
      3. Признать утратившим силу приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 668 «Об утверждении Правил проведения республиканских олимпиад и научных соревнований по общеобразовательным предметам, республиканских конкурсов исполнителей и профессионального мастерства» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5100, опубликованный в «Юридической газете» от 28 ноября 2008 года № 182/1582).
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра М.Н. Сарыбекова.
      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования.

      Министр                                    Б. Жумагулов

Приложение 1         
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 13 марта 2012 года № 99 

Правила
организации и проведения Президентской олимпиады
по предметам естественно-математического цикла

1. Общие положения

      1. Правила организации и проведения Президентской олимпиады по предметам естественно-математического цикла (далее – Президентская олимпиада) определяют порядок организации и проведения Президентской олимпиады, организационно-методическое обеспечение и участие в Президентской олимпиаде.
      2. Президентская олимпиада ежегодно проводится Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее – Министерство).
      3. Основными целями и задачами Президентской олимпиады являются:
      1) создание оптимальных условий для выявления одаренных школьников, их дальнейшего интеллектуального развития и профессиональной ориентации;
      2) реализация идеи непрерывного образования путем подготовки одаренных школьников для продолжения обучения в ведущих отечественных высших учебных заведениях;
      3) повышение интереса учащихся к изучению предметов естественно-математического направления, углубление теоретических знаний и практических умений.
      4. Президентская олимпиада проводится по двум направлениям: математика-физика и химия-биология, для учащихся общего среднего образования организаций образования с соответствующим уровнем знаний по программе 11 класса.

2. Порядок организации и проведения Президентской олимпиады

      5. Президентская олимпиада проводится в три этапа:
      1) первый этап – региональный, проводится в областях, городах Астана и Алматы, республиканских организациях образования (далее – РОО) и автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – АОО «НИШ») – ежегодно до 1 ноября;
      2) второй этап – отборочный проводится в 2 тура:
      1 тур – дистанционный – ежегодно до 15 ноября;
      2 тур – творческий, написание эссе в день проведения дистанционного тура;
      3) третий этап – республиканский, проводится в 3 тура:
      1 тур – теоретический;
      2 тур – экспериментальный;
      3 тур – проведение тестирования по английскому языку.
      6. Комплектами заданий для всех этапов Президентской олимпиады обеспечивает уполномоченный орган в области работы с одаренными детьми – Республиканский научно-практический центр «Дарын».
      7. Региональный этап Президентской олимпиады проводится областными, городов Астана и Алматы управлениями образования, АОО «НИШ», РОО.
      8. Отборочный этап Президентской олимпиады проводится через сеть Интерактивной студии Министерства одновременно во всех регионах республики в установленное время уполномоченным органом, обозначенным оргкомитетом.
      9. На отборочный этап каждая область, города Астана и Алматы представляют команды в составе победителей регионального этапа Президентской олимпиады по направлениям: математика-физика – 15, химия-биология – 15, всего 30 человек.
      РОО представляют по одной сборной команде в составе 20 участников, АОО «НИШ» представляет одну сборную команду в составе 10 участников.
      10. Регистрация и допуск на отборочный этап осуществляется на основании письменной заявки областных, городов Астана и Алматы управлений образования, АОО «НИШ» и РОО в организационный комитет Президентской олимпиады (далее – оргкомитет).
      11. Функции оргкомитета:
      1) осуществление непосредственного руководства подготовкой и проведением Президентской олимпиады;
      2) утверждение состава жюри, академической группы Президентской олимпиады;
      3) представление информации по итогам Президентской олимпиады Министру образования и науки Республики Казахстан.
      12. В заявке должны быть указаны фамилия, имя, отчество учащегося, адрес школы, достижения участника, а также фамилия, имя, отчество учителя, подготовившего участника, контактные телефоны.
      13. Состав оргкомитета утверждается Министерством. В состав оргкомитета входят представители Министерства, подведомственных организаций Министерства, органов управления образованием, высших учебных заведений Республики Казахстан.
      14. Жюри Президентской олимпиады состоит из председателя, членов и секретаря. В состав жюри входят ученые ведущих отечественных и зарубежных высших учебных заведений, научные руководители сборных команд Республики Казахстан, бывшие победители международных олимпиад.
      15. Жюри Президентской олимпиады:
      1) проводит проверку письменных работ участников Президентской олимпиады, оценивает их результаты;
      2) представляет в оргкомитет предложения по награждению победителей и призеров;
      3) проводит анализ выполненных заданий с участниками Президентской олимпиады.

3. Заключительное положение

      16. Всем участникам вручаются сертификаты участника Президентской олимпиады.
      17. Победители Президентской олимпиады награждаются дипломами I, II и III степени: I степени - 2 участника, II степени – 4 участника и III степени - 6 участников.

Приложение 2          
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан 
от 13 марта 2012 года № 99  

ПРАВИЛА
организации и проведения республиканских олимпиад
по общеобразовательным предметам

1. Общие положения

      1. Правила организации и проведения республиканских олимпиад по общеобразовательным предметам (далее - Олимпиада) определяют порядок организации и проведения республиканской олимпиады, учащихся всех организаций образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования по общеобразовательным предметам.
      2. Целями и задачами Олимпиады являются: развитие творческих способностей, углубление теоретических знаний и практических умений, содействие самореализации личности, создание условий для выявления одаренных детей, отбор и подготовка обучающихся к участию в международных олимпиадах, повышение престижа образования в Республике Казахстан.
      3. Для координации и осуществления организационной работы по подготовке и проведению Олимпиады на основании приказа Министерства утверждается состав Республиканского организационного комитета (далее – Республиканский оргкомитет). В состав Республиканского оргкомитета входят вице-министр образования и науки Республики Казахстан, являющийся председателем, руководители структурных подразделений и подведомственных организаций образования.
      4. Республиканский оргкомитет Олимпиады:
      1) контролирует проведение Олимпиад, установленных настоящим Правилом;
      2) осуществляет руководство Олимпиадой;
      3) формирует методические комиссии по предметам для обеспечения необходимого научно-методического уровня проведения Олимпиады;
      4) вносит предложения Министру образования и науки Республики Казахстан или лицу, его заменяющего, по составу и количеству членов жюри Олимпиады;
      5) анализирует и обобщает итоги Олимпиады;
      6) публикует сборник материалов Олимпиады.
      5. Для осуществления руководства первыми-третьими этапами олимпиады создаются школьные, районные, областные (городские) оргкомитеты. Их состав утверждается соответствующими органами управления образованием.
      6. Методсовет олимпиады, утвержденный уполномоченным органом, в состав которого входят председатели предметных жюри:
      1) разрабатывает окончательный вариант текста теоретических и экспериментальных заданий второго, третьего и четвертого этапов Олимпиады на казахском и русском языках;
      2) разрабатывает методические рекомендации по проведению всех этапов Олимпиады;
      3) определяет форму проведения этапов Олимпиады по каждому предмету, типы заданий и критерии оценок.
      7. В состав предметного жюри республиканского этапа Олимпиады входят председатель и члены жюри. Количество членов жюри в зависимости от предмета составляет нечетное количество (не менее 5 человек).
      Председатель и состав жюри республиканского этапа Олимпиады утверждаются Министерством по представлению Республиканского оргкомитета. Председатель и члены жюри республиканского этапа Олимпиады не могут входить в состав жюри предыдущих этапов Олимпиад.
      В состав жюри могут быть включены преподаватели высших учебных заведений, методисты, опытные учителя и представители органов управления образованием, имеющие высокую квалификацию, а также победители республиканских и международных олимпиад. В состав жюри не входят учителя, чьи учащиеся участвуют на областном и республиканском этапах Олимпиады.
      8. Председатели жюри республиканского этапа Олимпиады:
      1) совместно с Методсоветом олимпиады разрабатывают и составляют окончательный вариант текста теоретических и экспериментальных заданий второго, третьего и четвертого этапов Олимпиады;
      2) отвечают за научно-методический уровень предлагаемых заданий, корректность и соответствие их требованиям данного этапа Олимпиады, и аутентичный перевод заданий с русского языка на казахский язык;
      3) лично отвечают за конфиденциальность заданий до проведения соответствующих этапов;
      4) организуют работу предметного жюри по разработке регламентов предметных олимпиад (количество и направленность туров, протяженность каждого тура, перечень необходимого оборудования), предложений по критериям оценивания выполнения заданий.
      9. Жюри Олимпиады:
      1) утверждает критерии оценки выполнения заданий, проверяет и оценивает работы, знакомит участников с результатами проверки работ и авторскими решениями заданий третьего и четвертого этапов;
      2) обсуждает спорные моменты в оценке работ участников и, в случае необходимости, вносит соответствующие коррективы;
      3) определяет победителей и представляет их список в Министерство для утверждения;
      4) проводит обсуждение и координацию выполненных заданий с участниками Олимпиады;
      5) совместно с Республиканским оргкомитетом определяет состав участников учебно-тренировочных сборов и кандидатов для участия в международных олимпиадах.

2. Порядок организации и проведения Олимпиады

      10. Олимпиада проводится на протяжении учебного года в четыре этапа соответствующими органами управлениями образования по программам среднего и общего среднего образования, по каждому предмету и классу:
      1) первый этап - в организациях образования. Время его проведения – не позднее ноября текущего учебного года по заданиям, подготовленными соответствующими органами управления образования;
      2) второй этап – районный (городской). Районный этап проводится районными и городскими органами управления образования;
      3) третий этап – областной. Областной этап проводится областными, городов Астана и Алматы управлениями образования, республиканские организации образования и автономные организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»;
      4) четвертый этап – республиканский. Проводится по предметам естественно-математического направления и по предметам общественно-гуманитарного направления в разных регионах республики.
      11. Олимпиада по уйгурскому и узбекскому языкам проводится в три этапа:
      1) I этап – школьный, в котором принимают участие учащиеся 8-11 классов;
      2) II этап – районный (городской), принимают участие учащиеся 9-11 классов;
      3) III этап – региональный, приравниваемый к республиканской олимпиаде, участники – учащиеся 10-11 классов.
      В организациях образования создаются организационные комитеты (далее – оргкомитет): районные (городские), областные (для городов Астана и Алматы - городской, РОО и АОО «НИШ»), республиканский.
      12. Сроки вторых, третьих, четвертых этапов и перечень Олимпиады ежегодно устанавливаются приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – Министерство).
      Задания на второй, третий и четвертый этапы Олимпиады подготавливаются республиканским методическим советом (далее – Методсовет олимпиады) по программам общего среднего образования и утверждаются Республиканским научно-практическим центром «Дарын» (далее – РНПЦ «Дарын»).
      13. За один месяц до проведения каждого этапа олимпиады областные, городов Астана и Алматы управления образования, АОО «НИШ» и РОО направляют заявки в РНПЦ «Дарын» с указанием количества участников по каждому предмету и классу по языкам обучения для подготовки материалов Олимпиады на каждого участника.
      14. Задания всех четырех этапов оцениваются по параметрам и критериям в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными РНПЦ «Дарын».
      15. На первом и втором этапах Олимпиады принимают участие учащиеся организаций образования по программам среднего и общего среднего образования.
      16. По предмету «Казахский язык» в школах с русским языком обучения принимают участие учащиеся не казахской национальности.
      17. На третьем этапе Олимпиады участвуют учащиеся общего среднего образования лучшие три участника, отобранные после второго этапа, для городов Астана и Алматы, для АОО «НИШ» и РОО – шесть участников.
      18. Участники с соответствующим уровнем знаний допускаются к участию в Олимпиаде по программам старших классов.
      19. На четвертом этапе Олимпиады принимают участие победители третьего этапа (в соответствии с результатами, не более двух участников по каждому предмету и классу) учащиеся 9-11 классов по предметам естественно-математического направления и учащиеся 10-11 классов по предметам общественно-гуманитарного направления, а также участники учебно-тренировочных сборов олимпийского резерва.
      20. Оргкомитетами третьего этапа до 25 февраля текущего учебного года подаются заявки в РНПЦ «Дарын» на участие соответствующих команд в республиканском этапе Олимпиады.
      21. Команды областей, городов Астана и Алматы, АОО «НИШ» и РОО, принимающие участие в четвертом этапе Олимпиады, сопровождаются специалистами, методистами, а также лучшими учителями, которые в ходе олимпиады участвуют в семинарах, дискуссиях по проблемам преподавания общеобразовательных дисциплин, обмениваются опытом работы по подготовке олимпийцев.
      22. Руководитель команды обеспечивает безопасность участников Олимпиады в пути следования к месту проведения Олимпиады, во время ее проведения и обратного пути к месту жительства.
      23. Для обеспечения максимальной объективности при оценивании работ после каждого этапа проводится обсуждение заданий со всеми участниками Олимпиады. После обсуждения заданий, по желанию участников, проводится координация работ. Цель координации - достижение полного взаимопонимания между участниками и членами жюри в оценивании работ.
      24. Координация проводится председателем и членами жюри, оценивавшим рассматриваемые задания, непосредственно с участником олимпиады.
      25. В случае несогласия с оценкой жюри, в сроки отведенные для координации, участник обращается к председателю оргкомитета, который создает комиссию из числа специалистов для решения данного вопроса.
      26. Координация работ второго и третьего этапов проводится в течение одного дня после завершения соответствующего этапа Олимпиады, республиканского этапа - в течение 3-х часов после объявления результатов Олимпиады.

3. Заключительное положение

      27. Призеры школьных, районных и областных (городских) Олимпиад награждаются дипломами, грамотами и призами местных представительных и исполнительных органов в области образования.
      28. Количество победителей на четвертом этапе Олимпиады составляет 45 процентов от общего количества участников четвертого этапа Олимпиады по каждому предмету и классу.
      Победители каждого этапа Олимпиады награждаются дипломами I, II и III степени. Количество дипломов I, II и III степени на республиканском этапе Олимпиады определяется исходя из следующей пропорции: 50 % от количества победителей награждаются дипломами III степени, 30 % - дипломами II степени, 20 % - дипломами I степени.
      29. Количество призеров увеличивается по решению жюри в случае, если несколько участников набрали одинаковое количество баллов, соответствующее низшему уровню, необходимому для определения призовых мест.

Приложение 3           
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан 
от 13 марта 2012 года № 99  

ПРАВИЛА
организации и проведения республиканских конкурсов
научных проектов по общеобразовательным предметам

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации и проведения республиканских конкурсов научных проектов по общеобразовательным предметам (далее – Научный конкурс) определяют порядок организации и проведения Научного конкурса.
      2. Научный конкурс Международных соревнований по науке и технике (Intel International Science and Engineering Fair (далее – Іntel ISEF)) проводится ежегодно Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство).
      3. Целями и задачами Научного конкурса являются:
      1) стимулирование научно-исследовательской и учебно-познавательной деятельности учащихся;
      2) отбор и поддержка наиболее талантливых и одаренных юных исследователей;
      3) содействие формированию интеллектуального потенциала Республики Казахстан.
      4. В состав экспертной комиссии (далее - комиссия) каждой секции входят не менее пяти ученых (специалистов) по данному направлению науки. Состав комиссии утверждается приказом руководителя организации образования, организующей соответствующий этап Научного конкурса. Жюри четвертого этапа Научного конкурса утверждается Министерством.
      5. Комиссия отборочного этапа, рассмотрев исследовательские работы по критериям оценки, указанным в приложении 1 к настоящим Правилам, рецензирует каждый проект и определяет участников республиканского этапа.
      6. На Научный конкурс могут быть представлены работы:
      1) освещающие факты, события, явления и отдельные, неизвестные ранее стороны в данной области науки;
      2) представляющие конструкции аппаратов, моделей и приборов, вносящих новое в решение практических задач, содействующие совершенствованию школьных экспериментов, рационализации производственных процессов;
      3) компьютерные модели и проекты с экономическо-юридическим обоснованием, направленные на решение социально-экономических проблем;
      4) не допускаются к участию в соревнованиях работы с использованием аппаратуры, доступ к которой не разрешен для несовершеннолетних, где имеются эксперименты с жестоким обращением с животными и в которых используются вредные для здоровья людей и животных вещества (токсичные, радиоактивные, неизученные биологически активные соединения, обладающие канцерогенным и мутагенным действиями; вещества патогенные или условно патогенные для человека и животных; микроорганизмы, вирусы, алкоголь, табак);
      5) не допускаются к участию на Научный конкурс работы, которые ранее рассматривались и защищались на республиканских соревнованиях.
      7. Требования к оформлению исследовательской работы:
      1) текст работы должен быть отпечатан на компьютере и содержать:
      титульный лист;
      оглавление;
      абстракт (аннотацию) на казахском или русском языке (в зависимости от того, на каком языке написана исследовательская работа), а также на английском языке;
      введение;
      исследовательскую часть;
      заключение;
      список использованной литературы;
      2) на титульном листе указываются:
      полное наименование организации, где выполнена работа, город, школа;
      фамилия, имя автора (соавтора), класс;
      название работы;
      направление, по которому подготовлена работа, секция;
      фамилия, имя, отчество руководителя;
      город (где проводится соревнование), год;
      3) абстракт (аннотация) (не более 250 слов) должен отражать краткое содержание работы, включая:
      цель исследования;
      гипотезу;
      этапы, процедуру исследования;
      методику эксперимента;
      новизну исследования и степень самостоятельности;
      результаты работы и выводы;
      области практического использования результатов;
      4) во введении (не более 2-х страниц) приводятся: актуальность выбранной темы исследований, цель (задача) данной работы; кратко указываются методы решения поставленной задачи;
      5) исследовательская часть работы (не более 20 страниц) может состоять из отдельных глав (параграфов) и содержать:
      аналитический обзор известных результатов по выбранной теме, позволяющий увидеть необходимость проведения данной работы и сформулировать ее цель (задачу);
      описание методов решения поставленной задачи;
      результаты работы и их обсуждение;
      иллюстративный материал (чертежи, графики, фотографии, рисунки.);
      6) ссылки на использованную литературу следует давать в квадратных скобках. Нумерация должна быть последовательной, по мере появления ссылок в тексте;
      7) заключение (не более 1 страницы) содержит основные результаты работы и сделанные на их основании выводы, рекомендации по использованию результатов работы в научных и практических целях;
      8) использованная литература приводится в конце работы общим списком в следующем порядке:
      фамилия и инициалы автора;
      название статьи и журнала (для журнальных статей);
      название журнала, книги;
      место издания и издательство (для книг);
      год издания, номер выпуска, страницы;
      9) каждая работа должна сопровождаться отзывом руководителя, в котором отражается актуальность выбранной темы, личный вклад автора в работу, недостатки работы и рекомендации по дальнейшему использованию результатов;
      10) к четвертому этапу рекомендуется подготовить демонстрационный материал (к докладу) для размещения на стенде размером не более 135х125 квадратных сантиметров.
      8. Требования к оформлению стенда:
      в верхней части стенда по горизонтали необходимо поместить абстракт, имя участника, возраст, название школы, города, области;
      материалы стенда должны отражать содержание работы, быть эстетично оформленными, включать графики, фотографии, рисунки, диаграммы, которые должны быть пронумерованы, выводы;
      при подготовке содержания основное внимание должно быть уделено представлению результатов, полученных автором проекта.
      9. Научный руководитель, утвержденный уполномоченным органом, обеспечивает достоверность и корректность полученных результатов, что работа не содержит результатов, переписанных из дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций, отчетов научных коллективов. Учащийся должен выполнить посильную работу, приобретая новые знания и навыки самостоятельной исследовательской деятельности.

2. Порядок организации и проведения Научного конкурса

      10. Научный конкурс проводится в четыре этапа:
      1) первый этап – школьный, проводится в организациях образования, реализующих учебных программ среднего образования;
      2) второй этап – областной (организация образований городов Астана и Алматы, республиканских организациях образования и автономные организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» приравниваются по статусу к областным этапам);
      3) третий этап - отборочный, проводится в два тура. Первый тур – тестирование по профилирующему предмету, второй тур – предварительная экспертиза проекта;
      4) четвертый (заключительный) этап - республиканский.
      11. Сроки проведения первого этапа Научного конкурса определяются приказом областных, городов Астана и Алматы управлений образования, а также вторых, третьих и четвертых этапов Научного конкурса проводятся в сроки, установленные приказом Министерства. Научный конкурс проводится по перечню предметов, по которым проводятся республиканские конкурсы научных проектов по общеобразовательным предметам согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
      12. На первом этапе могут принимать участие учащиеся 8-11 классов, по представлению научных обществ учащихся или научного руководителя.
      Исследовательскую работу могут выполнять не более двух учащихся.
      13. На втором этапе принимают участие победители первого этапа, которые предоставляют работы с отзывом научного руководителя и сопроводительными документами (заявка, отчет школы, журналы исследований).
      Темы исследовательских работ должны быть зарегистрированы Республиканским научно-практическим центром «Дарын» (далее – РНПЦ «Дарын») не позднее 20 сентября соответствующего года.
      14. Претендентами на участие в третьем (отборочном) этапе могут быть призеры областных, городов Астана, Алматы и РОО, АОО «НИШ», профильной школы «Жас ғалым» действующей в РНПЦ «Дарын» - не более одного проекта по каждой секции.
      15. После экспертизы исследовательских работ, представленных на отборочный этап соответственно требованиям, изложенным в настоящих Правилах, экспертная комиссия определяет по каждой секции участников четвертого этапа Научного конкурса.
      16. Третий этап проводится в два тура:
      первый тур - тестирование по профилирующему предмету. После объявления итогов второго этапа, проводится тестирование по профилирующему предмету, по программе углубленного изучения данного предмета соответственно классу и секции согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
      Тесты, составленные методическим советом, включают 60 вопросов (120 баллов), на выполнение которых отводится 2 астрономических часа.
      К предварительной экспертизе допускаются только те исследовательские работы, авторы которых набрали не менее 50 % баллов от общего количества баллов за тестирование. При подведении итогов отборочного этапа баллы за тестирование не суммируются.
      Для командных работ проходным баллом является среднеарифметическое количество баллов, набранных авторами работы.
      Второй тур - предварительная экспертиза работ, которая проводится экспертной комиссией отборочного этапа.
      По итогам отборочного этапа допускается по каждой секций до 36 проектов.
      17. Список участников четвертого этапа утверждается Министерством и доводится до сведения областных, городов Астана, Алматы управлений образования и РОО, АОО «НИШ» в течение трех дней после утверждения.
      Апелляция работ по итогам отборочного этапа проводится в течение одного дня после завершения соответствующего этапа Научного конкурса.
      18. Четвертый этап - защита исследовательской работы и представление стендового материала, оформленных согласно требованиям главы 6 настоящих Правил. Во время защиты работы автору (соавторам) работы предоставляется 10-15 минут для доклада.
      Итоги Научного конкурса подводятся с учетом баллов, полученных на предварительной экспертизе работы.
      После республиканского этапа апелляция проводится - в течение 3-х часов после объявления результатов Научного конкурса.

3. Заключительное положение

      19. Призеры школьных, районных и областных (городских) Научного конкурса награждаются дипломами, грамотами и призами местных представительных и исполнительных органов в области образования.
      20. Количество победителей на республиканском этапе составляет 45 процентов от общего количества участников республиканского этапа Научного конкурса по каждому проекту по каждой секции.
      Победители каждого этапа Научного конкурса награждаются дипломами I, II и III степени. Количество дипломов I, II и III степени на каждом этапе определяется исходя из следующей пропорции: 50 % от количества победителей награждаются дипломами III степени, 30 % - дипломами II степени, 20 % - дипломами I степени.
      21. Количество призеров увеличивается по решению жюри в случае, если несколько участников набрали одинаковое количество баллов, соответствующее низшему уровню, необходимому для определения призовых мест.

Приложение 1                 
к Правилам организации и проведения   
республиканских конкурсов научных    
проектов по общеобразовательным предметам

Критерии оценки
исследовательских работ школьников, представляемых
на республиканские соревнования «Модели экономического
и социально-культурного развития республики в свете стратегии «Казахстан-2030»

Оцениваемый
параметр

Возможные
оценки

Обоснование оценки

1. Творческая
способность

30 баллов для
индивидуальной
работы,
25 баллов для
командной работы

25-30 для индивидуальной работы и 20-25 для
командной работы выставляется, если автор(ы)
работы проявляют творческую способность в
разработке нового научного подхода к решению
проблемы.
20-25 баллов для индивидуальной работы и 15-20
баллов для командной работы выставляется, если
автор(ы) проявляют творческую способность к
использованию новых подходов к анализу данных
или новому использованию оборудования.
10-20 инд. и 10-15 ком. выставляется, если
проявляется творческая способность при
интерпретации данных. До 10 баллов выставляется,
если проект носит реферативный характер.

2. Научное
мышление

30 баллов для
индивидуальной
работы,
25 баллов для
командной работы

Каждый из отдельных критериев оценивается в
пределах 3 баллов для индивидуальной работы и
2,5 баллов - для командной.
для научного проекта:
1) насколько рассматриваемая проблема
представлена ясно и однозначно;
2) насколько четко выделена решаемая задача,
чтобы вероятность получения запланированного
результаты была велика;
3) имеется ли четкий план решения задачи;
4) ясно ли определены и обозначены переменные в
решении задачи;
5) увидел ли автор необходимость поэтапной
проверки результатов (если таковая требуется) и
правильно ли ее использовал;
6) адекватно ли выбраны данные, чтобы
подтвердить заключение;
7) признает ли автор(ы) ограниченность данных
для выводов;
8) есть ли у автора (команды) идея относительно
следующего этапа исследований, гарантирующего
решение проблемы;
9) цитирует ли автор(ы) научную литературу или
только популярную.
для технического проекта:
1) насколько ясна цель работы;
2) действительно ли имеются потенциальные
потребители изобретения;
3) осуществим ли в реальности результат;
4) экономно ли выполнен;
5) приемлем ли для потенциального пользователя;
6) может ли результат успешно использоваться для
решения конечной поставленной проблемы;
7) действительно ли техническое решение имеет
существенное преимущество по сравнению с
предыдущими известными;
8) был ли результат проверен в реальных
условиях;
9) есть ли у автора (команды) идея относительно
следующего этапа исследований, гарантирующего
решение проблемы;
10) цитирует ли автор(ы) научную литературу или
только популярную.

3. Эффективность
использованных
методов
исследования

15 баллов для
индивидуальной
работы,
12 баллов для
командной работы

10-15 для индивидуальной работы и 10-12 баллов
для командной работы выставляется, если автор(ы)
использовали в процессе работы современное
эффективное оборудование или современные
теоретические методы, что позволило получить
принципиально новые результаты в данной области
знаний.
5-10 инд. и 5-10 ком. выставляется, если
используются рутинные методы исследования, но
также позволившие получить новые результаты;
до 5 баллов выставляется, если работа носит
реферативный характер.

4. Степень
раскрытия темы
(доскональность)

15 баллов для
индивидуальной
работы,
12 баллов для
командной работы

Оценка за этот параметр выставляется на
основании оценок по отдельным критериям:
1) доведена ли работа до запланированной стадии;
2) насколько полно охвачена решаемая проблема;
3) основаны ли заключения на отдельном
эксперименте или на повторных;
4) насколько досконально и ясно изложен материал
в проекте;
5) знает ли автор(ы) другие подходы к решению
проблемы;
6) насколько автор(ы) знакомы с научной
литературой по изучаемой проблеме.
За каждый из критериев может быть выставлено не
более 2,5 баллов для индивидуального проекта и
не более 2-х баллов - для командного проекта.

5. Ораторское
мастерство,
качество демон-
страционного
материала,
ясность

10 баллов для
индивидуальной
работы,
10 баллов для
командной работы

Оценка за этот параметр выставляется с учетом
оценок по отдельным критериям:
1) насколько выигрышно и ясно автор(ы)
докладывают работу - (3 балла);
2) насколько полно в докладе представлен
материал проекта (2 балла);
3) насколько хорошо автор(ы) выделяют основные
моменты проекта (1 балл);
4) насколько четко и ясно представлены
экспериментальные данные, использованные в
проекте (1 балл);
5) насколько четко и ясно выделены результаты
проекта (1 балл);
6) насколько хорошо стенд поясняет результаты
проекта (2 балла).

6. Уровень
координации
членов команды
(только для
командных
работ)

Всего 16 баллов

Оценка по этому параметру выставляется на
основании оценок по отдельным критериям:
1) насколько четко и ясно обозначены задачи
каждого участника в общей работе (4 балла);
2) насколько каждый член команды знаком с
работой всей команды (3 балла);
3) насколько завершенная работа отражает
скоординированные усилия всех членов команды (3
балла);
4) насколько хорошо каждый член команды
докладывает материал проекта (3 балла);
5) насколько было необходимо выполнять данный
проект командой (3 балла) или можно было
получить эти результаты индивидуально
(0 баллов).

(указаны максимальные баллы, которые можно выставить за каждый критерий)

ИТОГО:                                           100 баллов

Приложение 2                
к Правилам организации и проведения   
Республиканских конкурсов научных    
проектов по общеобразовательным предметам

Перечень предметов, по которым проводятся республиканские
конкурсы научных проектов по общеобразовательным предметам

Направление Предметы

1. Физика

Физика

2. Техника

Физика

3. Науки о Земле и космосе

Физика

4. Математика

Математика

5. Прикладная математика

Математика

6. Информатика

Математика

7. Экономика

Математика

8. Биология

Биология

9. Химия

Химия

10. Охрана окружающей среды
и здоровья человека

Биология

11. История

Всемирная история и история Казахстана

12. Правоведения

Всемирная история и основы правоведение

13. Краеведение

География и история Казахстана

14. Литература

Казахская литература и русская
литература

15. Этнокультуроведение

Всемирная история и история Казахстана

16. Языкознание

Казахский язык или русский языки

Приложение 4          
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан 
от 13 марта 2012 года № 99  

ПРАВИЛА
организации и проведения республиканских конкурсов исполнителей

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации и проведения республиканских конкурсов исполнителей (далее - Правила) разработаны в соответствии с  Законом Республики Казахстан «Об образовании» и устанавливают порядок организации проведения Республиканских конкурсов исполнителей среди студентов организаций технического и профессионального, послесреднего образования (далее – организации образования).
      2. Республиканские конкурсы исполнителей (далее - конкурсы) проводятся Министерством образования и науки Республики Казахстан среди студентов организации образования (далее - участник) в целях повышения профессиональной подготовки обучающихся, выявления наиболее одаренных исполнителей, их творческого роста и пропаганды музыкального искусства Казахстана.
      3. Основными задачами конкурсов являются развитие творческих способностей обучающейся молодежи, совершенствование и развитие музыкального образования в Республике Казахстан, отбор и внедрение новых эффективных методик обучения исполнителей, стимулирование творческой деятельности педагогических работников организаций образования.
      4. Конкурсы проводятся по специальностям «Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады», «Пение», «Теория музыки» с чередованием направлений специализаций согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
      5. К участию в конкурсах допускаются участники, подготовившие к исполнению конкурсную программу и получившие рекомендации педагогического совета организации образования.
      6. Организации образования представляют к участию в конкурсах не более двух участников по каждой номинации.
      7. По специальности «Теория музыки» к конкурсам также допускаются студенты по другим музыкальным специальностям.
      8. Организация для сопровождения участников определяет и направляет концертмейстеров и одного преподавателя.
      9. Заявки на участие в конкурсах принимаются в сроки, указанные организационным комитетом (далее - оргкомитет) Министерства образования и науки Республики Казахстан, только в отпечатанном виде на государственном и русском языках по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
      К заявке прилагаются следующие документы:
      1) копия свидетельства о рождении (или копия удостоверения личности);
      2) одна фотография размером 10х15см;
      3) рекомендация педагогического совета организаций технического и профессионального, послесреднего образования;
      4) программа участника конкурса по турам.
      10. Составы оргкомитета и жюри конкурсов утверждаются приказом Министра образования и науки Республики Казахстан.
      11. Оргкомитет определяет место проведения конкурса, представляет конкурсные материалы и вносит их на утверждение Министру образования и науки Республики Казахстан.
      12. Жюри оценивает конкурсные выступления участников, после завершения конкурсных заданий сообщает результаты. Решение жюри окончательное и пересмотру не подлежит.
      13. Решения конкурсной комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов при наличии на заседании конкурсной комиссии не менее 2/3 состава комиссии. При равном количестве голосов голос председателя является решающим.
      14. Член жюри не принимает участие в голосовании и обсуждении по кандидатуре участников, обучающихся у него в настоящее время. При равенстве голосов, голос председателя является решающим.
      15. Жюри дает оценку мастерству участников конкурсов, присуждает первое, второе и третье места, награждает их дипломами и ценными подарками.

2. Порядок организации и проведения конкурсов

      16. Для определения музыкальных произведений, исполняемых участниками, составляется Программа конкурса, утверждаемая приказом Министра образования и науки Республики Казахстан. Конкурсы проводятся в соответствии с Программой. Очередность выступления участников устанавливается жеребьевкой, проводимой оргкомитетом перед 1 туром, и сохраняется до конца конкурсов.
      17. По специальностям «Инструментальное исполнительство и музыкальное искусство эстрады», «Пение» каждый тур конкурса оценивается по 25-бальной системе оценок по следующим параметрам:
      яркость музыкального дарования - 5 баллов;
      техника исполнения (чистота, грамотность, фразировка) - 5 баллов;
      стилевая интерпретация произведения - 5 баллов;
      артистичность - 5 баллов;
      индивидуальность - 5 баллов.
      Ко второму туру допускаются участники, набравшие в совокупности не менее 18 баллов.
      К третьему туру допускаются участники по каждому инструменту (голосу), набравшие в совокупности не менее 21 балла по указанным параметрам.
      18. Изменения в программах, представленных участниками, не допускаются. Все произведения исполняются наизусть. Каждое произведение может быть исполнено только один раз.
      19. По специальности «Теория музыки» конкурсы проводятся в 3 тура, разные по форме и содержанию.
      1) Конкурс по специализации «сольфеджио и гармония» включает 2 задания - одно по «сольфеджио», второе по «гармонии». Участники принимают участие во всех турах до конца.
      1 тур - письменная работа;
      2 тур - устный ответ;
      3 тур - слуховой анализ и игра.
      Каждое задание оценивается по 10-бальной системе оценок по следующим параметрам:
      Первый тур подразделяется на два раздела:
      диктант по сольфеджио;
      задачи по гармонии;
      Диктант по сольфеджио оценивается по следующим параметрам:
      грамотная и правильная запись диктанта;
      время записи.
      Дополнительный балл получает участник, пожелавший повторить диктант по памяти.
      Задачи по гармонии оцениваются по следующим параметрам:
      грамотная функциональность;
      интересный фонизм;
      безупречное голосоведение.
      Дополнительный балл получает участник, решивший задачу по гармонии.
      Второй тур состоит из двух разделов - чтение с листа и секвенция.
      Чтение с листа определяется по следующим параметрам:
      грамотное исполнение мелодии;
      выразительное пение.
      Дополнительный балл получает участник, сделавший аккомпанемент.
      Секвенция определяется по следующим параметрам:
      грамотное исполнение;
      выбор шага и направления;
      музыкальность.
      Дополнительный балл получает участник за исполнение второй секвенции из предложенных двух.
      Третий тур состоит из двух разделов - слуховой анализ и игра периода.
      Слуховой анализ определяется по следующим параметрам:
      определение на слух тонального плана;
      потактовое аккордовое содержание музыкального материала.
      Дополнительный балл получает участник, сделавший слуховой анализ по памяти (без предварительной записи).
      Игра периода оценивается по следующим параметрам:
      Грамотное голосование с продуманными неакордовыми звуками (максимальные баллы - игра периода с заданным началом и тональным планом - 5; собственное начало по тональному плану - 4; домашняя заготовка - 3);
      Стилистическая ровность.
      Дополнительный балл получает участник, сделавший жанровую обработку периода.
      2) Конкурс по специализации «Музыкальная литература» состоит из трех туров:
      вступительное слово к концерту;
      викторина;
      коллоквиум и игра музыкальных тем.
      Первый тур «Вступительное слово к концерту» состоит из двух разделов:
      письменное оформление вступительного слова к концерту (90 минут);
      устное выступление участников (5-7 минут).
      Разделы первого тура оцениваются по 10-бальной системе.
      Письменное оформление вступительного слова к концерту оценивается по следующим параметрам:
      полнота изложения;
      логика изложения;
      стиль изложения.
      Устное выступление оценивается по следующим параметрам:
      культура речи;
      техника речи;
      артистичность.
      Второй тур «Викторина» состоит из 20 номеров. Время прослушивания одного номера - 1 минута, оформление номера - 1 минута.
      Второй тур оценивается по 20-бальной системе по следующим параметрам:
      количество угаданных номеров;
      полнота ответа (композитор, произведение, действие, часть, тональность).
      Третий тур «Коллоквиум и игра музыкальных тем» состоит из двух разделов:
      коллоквиум (устные ответы на 10 вопросов в виде собеседования);
      игра музыкальных тем. Список должен содержать не менее 100 номеров. Участник должен сыграть 10 тем.
      Каждый раздел третьего тура оценивается по 10-бальной системе.
      Коллоквиум оценивается по следующим параметрам:
      полнота владения материала;
      культура речи.
      Игра музыкальных тем оценивается по следующим параметрам:
      качество исполнения (правильность исполнения, грамотность);
      музыкальность исполнения.
      Максимальная сумма баллов за конкурсные задания по специальности «Теория музыки» равна - 60.

3. Подведение итогов конкурсов

      20. Участникам конкурсов по специальности «Инструментальное исполнительство» при наборе соответствующих баллов присваиваются нижеследующие места:
      1 место и звание лауреата - не менее 24-25 баллов;
      2 место и звание лауреата - не менее 22-23 баллов;
      3 место и звание лауреата - не менее 20-21 баллов.
      Участникам конкурсов, набравшим не менее 18 баллов, присваивается звание дипломанта.
      21. Участникам конкурсов по специальности «Теория музыки» присуждаются:
      1 место и звание лауреата - не менее 57-60 баллов;
      2 место и звание лауреата - не менее 54-56 баллов;
      3 место и звание лауреата - не менее 51-53 баллов.
      Участникам конкурса, набравшим 48-50 баллов присуждается звание дипломанта.
      22. Все лауреаты по желанию принимают участие в заключительном концерте, организуемом оргкомитетом.

Приложение 1        
к Правилам организации и 
проведения Республиканских
конкурсов исполнителей  

Последовательность направлений специализаций конкурса
исполнителей

1-ый год проведения конкурса

2-ой год проведения конкурса

Инструментальное исполнительство и
музыкальное искусство эстрады»:

Инструментальное исполнительство и
музыкальное искусство эстрады»:

1) деревянно-духовые инструменты
(флейта, гобой, кларнет, фагот,
саксофон-альт, саксофон-тенор);

1) фортепиано;

2) медные духовые инструменты
(валторна, труба, тромбон, туба),
ударные инструменты;

2) скрипка, альт, виолончель,
контрабас.

3) казахские народные инструменты
(домбра, шертер, кобыз,
кыл-кобыз);

«Пение» по голосам:
1) сопрано;
2) меццо сопрано;
3) тенор;
4) баритон;
5) бас.

4) русские народные инструменты
(баян, аккордеон, гитара,
домра-прима, домра-бас).

«Теория музыки» с чередованием:
1) музыкальная литература
(первый год);
2) гармония и сольфеджио
(второй год).

Приложение 2       
к Правилам организации и 
проведения Республиканских
конкурсов исполнителей  

Форма           

ЗАЯВКА

Специальность ______________________________________________________
Специализация ______________________________________________________
ФИО участника ______________________________________________________
____________________________________________________________________
Пол ________________________________________________________________
Дата и место рождения ______________________________________________
____________________________________________________________________
Название учебного заведения, курс __________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
ФИО педагога _______________________________________________________
ФИО концертмейстера ________________________________________________
____________________________________________________________________
ФИО сопровождающего лица ___________________________________________
____________________________________________________________________
Домашний адрес _____________________________________________________
____________________________________________________________________
Номер телефона, факса, код _________________________________________
Дата заполнения заявки _____________________________________________
Подпись ____________________________________________________________
ФИО руководителя учебного заведения ________________________________
____________________________________________________________________

МП Подпись

Приложение 5         
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 13 марта 2012 года № 99 

Правила
организации и проведения республиканских конкурсов
профессионального мастерства

1. Общие положения

      1. Настоящие Правила определяют порядок организации и проведения республиканского конкурса профессионального мастерства (далее - Конкурс) среди обучающихся организаций технического и профессионального, послесреднего образования по профессиям и специальностям технического и обслуживающего труда.
      2. Основными целями и задачами Конкурса являются повышение качества профессиональной подготовки кадров, повышение престижа специальностей (профессий) технического и обслуживающего труда, пропаганда системы профессионального образования и подготовки кадров республики, выявление и поддержка одаренных обучающихся.
      3. В республиканском конкурсе принимают участие обучающиеся выпускных курсов технического и профессионального, послесреднего организаций образования.
      Победители областных, городов Астаны, Алматы конкурсов профессионального мастерства принимают участие в заключительном туре Конкурса.

2. Порядок организации и проведения Конкурса

      4. Для осуществления организационной работы по подготовке и проведению Конкурса создается организационный комитет.
      Состав организационного комитета первого тура утверждается руководителем организации технического и профессионального образования, второго тура – начальником областного, городов Астаны и Алматы управления образования, третьего тура - приказом Министра образования и науки Республики Казахстан (далее - Министр).
      5. Организационный комитет обеспечивает:
      1) подготовку и проведение конкурса;
      2) разработку и подготовку конкурсных заданий;
      3) подготовку помещений и рабочих мест для проведения конкурса;
      4) оценку, отбор, обобщение передовых приемов и методов труда, выявленных в ходе конкурса.
      6. Конкурс состоит из следующих туров:
      1) первый тур конкурса проводится организациями технического и профессионального образования;
      2) второй тур конкурса проводится областными, городов Астаны и Алматы управлениями образования в соответствии с настоящими Правилами;
      3) третий, заключительный тур конкурса проводится Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее - Министерство).
      7. Дата и место проведения конкурса устанавливается организаторами конкурса.
      8. Профессия (специальность) или группа профессий, по которой проводится республиканский конкурс, определяется Министерством.
      9. Руководители организации технического и профессионального образования представляют в областные, городов Астаны, Алматы управления образования следующие документы победителя 1 тура конкурса:
      1) выписку из решения жюри;
      2) характеристику-рекомендацию;
      3) фотографию размером 3х4 сантиметров, 3 сюжетные цветные фотографии размером 24х30 сантиметров.
      10. Областные, городов Астаны, Алматы управления образования представляют в Министерство следующие документы победителя областного 2 тура конкурса:
      1) выписку из решения жюри;
      2) характеристику-рекомендацию;
      3) фотографию размером 3х4 сантиметров, 3 сюжетные цветные фотографии размером 24х30 сантиметров.
      11. Программа Конкурса включает 6 конкурсных заданий:
      1) «Визитная карточка» - презентация участника конкурса (5 минут). Оценивается по 5-ти бальной системе;
      2) «Тестирование» - знание по общетехническим и специальным предметам (45 минут). Оценивается по 20-ти бальной системе;
      3) «Профессиональное мастерство» - умение показать высокое профессиональное мастерство при выполнении задания (40 минут). Оценивается по 30-ти бальной системе;
      4) «Спортивное мастерство» - спортивные соревнования (30 минут). Оценивается по 15-ти бальной системе;
      5) «Нестандартная ситуация» - игровая психологическая ситуация, позволяющая определить умение конкурсанта решать задачи поиска работы, трудоустройства, профессиональные задачи, умение самостоятельно принимать решения (7 минут). Оценивается задание по 10-ти бальной системе;
      6) «Мастер на все руки» - авторское творчество конкурсанта, оригинальность творческого решения (7 минут). Оценивается по 10-ти бальной системе.

3. Жюри конкурса и награждение победителей

      12. Состав жюри первого тура ежегодно утверждается руководителем организации технического и профессионального образования, второго тура –начальниками областного, городов Астаны и Алматы управлении образования, третьего тура - приказом Министра.
       3. Жюри оценивает деятельность каждого участника конкурса по следующим критериям:
      1) знания содержания общетехнических и специальных предметов в рамках учебной профессиональной, образовательной программы по конкретной профессии и специальности;
      2) применение умений и навыков профессиональной подготовки на практике;
      3) компетентность, творческая инициатива и оригинальность мышления;
      4) творческие способности;
      5) занятие спортом.
      14. Жюри устанавливает номинации конкурса, определяет победителей Конкурса, присуждает «Гран-при», первое, второе и третье места, награждает их дипломами и ценными подарками.