В целях реализации Закона Республики Казахстан 24 ноября 2011 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам разграничения компетенции уполномоченных органов по государственному и бюджетному планированию и совершенствования бюджетного процесса», ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Внести изменения и дополнения в некоторые приказы Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан согласно приложению к настоящему приказу.
2. Департаменту инвестиционной политики (Аязбаев Н.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра экономического развития и торговли Республики Казахстан Кусаинова М.А.
4. Настоящий приказ вводится в действие со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
Министр Б. Сагинтаев
Приложение
к приказу Министра экономического
развития и торговли Республики Казахстан
от 1 февраля 2012 года № 36
Изменения и дополнения в некоторые приказы
Министерства экономического развития и торговли
Республики Казахстан
1) в приказе Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 28 июня 2010 года № 95 «Об утверждении требований к экспертизе концессионных предложений, конкурсной документации, концессионных заявок, представленных участниками конкурса при проведении конкурса по выбору концессионера, и проектов договоров концессии» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6354):
в Требованиях к экспертизе концессионных предложений, конкурсной документации, концессионных заявок, представленных участниками конкурса при проведении конкурса по выбору концессионера, и проектов договоров концессии, утвержденных указанным приказом:
пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Настоящие Требования являются обязательными к соблюдению при проведении экспертизы концессионных предложений, конкурсной документации, в том числе при внесении в нее изменений и дополнений, концессионных заявок, представленных участниками конкурса при проведении конкурса по выбору концессионера, и проектов договоров концессий, в том числе при внесении в договоры концессии изменений и дополнений.»;
подпункт 1) пункта 3 изложить в следующей редакции:
«1) экспертизы концессионных предложений;»;
главу 2 изложить в следующей редакции:
«2. Экспертиза концессионных предложений
6. Экспертиза концессионных предложений проводится с целью определения возможности передачи в концессию объектов государственной собственности во временное владение и пользование для улучшения и эффективной эксплуатации или прав на создание (строительство) новых объектов за счет средств концессионера с учетом оказания мер государственной поддержки концедентом.
7. Результатом экспертизы концессионного предложения является положительное или отрицательное заключение.
Положительное заключение экспертизы представляется на концессионное предложение, которое соответствует основным принципам концессии, обоснованности необходимости и возможности реализации проекта по схеме концессии с учетом законодательства Республики Казахстан о концессиях, обоснованности расчетов стоимости разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз технико-экономического обоснования (далее - ТЭО) концессионного проекта.
Отрицательное заключение экспертизы представляется на концессионное предложение, результаты оценки и анализа которого показывают на нецелесообразность реализации проекта по схеме концессии с указанием обоснованных аргументов.
8. Заключение экспертизы концессионного предложения содержит оценку:
состава пакета документации по концессионному предложению;
возможности реализации концессионного проекта в рамках законодательства Республики Казахстан о концессиях;
возможности решения проблем текущего состояния отрасли (региона) при реализации проекта по схеме концессии;
соотношения выгод и затрат государства при реализации проекта по схеме концессии, в том числе, при альтернативных схемах и источников финансирования проекта (государственный заем, бюджетные инвестиции или концессия);
соответствия концессионного предложения целям и задачам социально-экономического развития отрасли (региона), среднесрочным планам развития;
проекта технического задания на разработку или корректировку ТЭО концессионного проекта;
расчетов стоимости разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО концессионного проекта.
9. Экспертиза концессионного предложения проводится на основании:
1) концессионного предложения;
2) положительного заключения отраслевой экспертизы;
3) проекта технического задания на разработку или корректировку ТЭО концессионного проекта;
4) расчетов стоимости разработки или корректировки, а также проведения необходимых экспертиз ТЭО концессионного проекта.
К концессионному предложению по объекту, относящемуся к республиканской собственности, дополнительно прилагается документ, подтверждающий согласование концессионного предложения с уполномоченным государственным органом по осуществлению права распоряжения республиканской собственностью.»;
2) в приказе Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 22 июля 2010 года № 126 «Об утверждении Требований к содержанию, порядку и срокам разработки финансово-экономического обоснования, а также порядку отбора бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6395):
в Требованиях к содержанию, порядку и срокам разработки финансово-экономического обоснования, а также порядку отбора бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц, утвержденных указанным приказом:
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Настоящие Требования к содержанию, порядку и срокам разработки финансово-экономического обоснования (далее – ФЭО), а также порядок отбора бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц (далее – Требования) разработаны в соответствии с пунктом 7 статьи 156 Бюджетного кодекса Республики Казахстан и определяют содержание, порядок и сроки разработки ФЭО, а также порядок отбора бюджетных инвестиций, планируемых к реализации посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц (далее – Инвестиции).»;
в пункте 2:
дополнить подпунктами 3-4), 3-5) и 3-6) следующего содержания:
«3-4) Субъект – юридическое лицо, в уставном капитале которого планируется участие государства;
3-5) прямой результат - количественная характеристика объема выполняемых государственных функций, полномочий и оказываемых государственных услуг в пределах предусмотренных бюджетных средств, достижение которых полностью зависит от деятельности организации, осуществляющей данные функции, полномочия или оказывающей услуги;
3-6) конечный результат - целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, общественной безопасности и других отраслей (сфер) государственного управления, обусловленное достижением прямых результатов деятельности определенного государственного органа, деятельностью других государственных органов;»;
подпункт 9) изложить в следующей редакции:
«9) стратегический документ развития – стратегии развития на 10 лет и планы развития на 5 лет национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство, а также планы развития контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, государственных предприятий, утвержденные в установленном законодательством Республики Казахстан порядке по разработке и утверждению стратегий развития на 10 лет и планов развития на 5 лет национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний, акционером которых является государство, а также планов развития контролируемых государством акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, государственных предприятий.»;
подпункт 1) пункта 15 изложить в следующей редакции:
«1) параграф «Продукты», в котором приводится обоснование перечня, количества и качества приобретаемых продуктов;»;
пункт 20 исключить;
часть третью пункта 26-2 изложить в следующей редакции:
«К дополнительным экспертизам относятся:
банковская экспертиза;
экологическая экспертиза;
государственная научно-техническая экспертиза;
санитарно-эпидемиологическая экспертиза;
отраслевая экспертиза соответствующего уполномоченного государственного органа, в случае, если бюджетные инвестиции затрагивают сферу его ответственности;
другие заключения уполномоченных органов, в соответствии со спецификой мероприятий.»;
пункт 26-3 исключить;
в пункте 31:
часть вторую изложить в следующей редакции:
«В случае выявления несоответствия структуре, указанной в пункте 8 настоящих Требований, и (или) отсутствия разделов, глав и параграфов, указанных в пунктах 9-26 настоящих Требований, и (или) отсутствия документов, указанных в пункте 26-1, параграфах 2 и 3 настоящих Требований, юридическим лицом, определенным Правительством Республики Казахстан, в случае Инвестиций за счет средств республиканского бюджета (юридическим лицом, определенным местным исполнительным органом, в случае Инвестиций за счет средств местных бюджетов) в течение четырех рабочих дней (в течение двух рабочих дней в случае бюджетных инвестиций на формирование уставного капитала в минимальном размере) подготавливается сопроводительное письмо с пояснительной запиской по результатам первого этапа экономической экспертизы Инвестиций, в которой приводятся обоснования несоответствия ФЭО Требованиям.»;
часть пятую изложить в следующей редакции:
«Администраторы представляют необходимую информацию в течение трех рабочих дней со дня получения сканированных копий письма и пояснительной записки или уведомляют о необходимости дополнительных сроков, но не более пятнадцати календарных дней, для предоставления информации. Уведомление о продлении сроков направляется Администратором в письменном виде уполномоченному органу по государственному планированию и:
юридическому лицу, определенному Правительством Республики Казахстан, в случае Инвестиций за счет средств республиканского бюджета;
юридическому лицу, определенному местным исполнительным органом, в случае Инвестиций за счет средств местных бюджетов.»;
в пункте 32:
часть пятую изложить в следующей редакции:
«В течение семи рабочих дней (в течение пяти рабочих дней в случае бюджетных инвестиций на формирование уставного капитала в минимальном размере) со дня получения сканированных копий сопроводительного письма и Заключения Администратор направляет дополнительные материалы и ФЭО в последней редакции на адрес электронной почты представителя юридического лица, уполномоченного для проведения экономической экспертизы, указанный в сопроводительном письме к Заключению, сканированные копии уведомления о предоставлении дополнительных материалов или уведомляют о необходимости дополнительных сроков, но не более тридцати календарных дней, для предоставления доработанного ФЭО.»;
часть двенадцатую изложить в следующей редакции:
«Непредставление дополнительных материалов в установленные сроки является основанием для подготовки Заключения, на основе имеющейся информации. Копия ФЭО в последней редакции и Заключение с пояснительной запиской к нему направляются в центральный или местный уполномоченный орган по государственному планированию в срок не позднее семи рабочих дней со дня истечения установленных сроков представления сканированных копий. Требования к структуре и содержанию пояснительной записки к Заключению приведены в пункте 43 настоящих Требований.»;
пункт 42 исключить;
пункт 43 изложить в следующей редакции:
«43. В пояснительной записке к Заключению, приводится информация о несоответствии и/или соответствии Инвестиций критериям.
Пояснительная записка должна соответствовать следующей структуре:
1) раздел «Обоснованность», в котором, в случае выявления, приводится информация о подтверждении или не подтверждении объемов Инвестиций, а также о возможности или невозможности финансирования из альтернативных источников;
2) раздел «Целесообразность Инвестиций», в котором, в случае выявления, приводится информация о подтверждении или не подтверждении социально-экономической эффективности реализации мероприятий;
3) раздел «Результат», в котором, в случае выявления, приводится информация о возможности или невозможности получения прямого и конечного результатов, а также при наличии, показателей эффективности и качества.
Пояснительная записка может дополняться другой информацией, раскрывающей факторы, на основании которых было выражено мнение с оговорками.»;
пункт 45 изложить в следующей редакции:
«45. Уполномоченный орган по бюджетному планированию на основании экономического заключения центрального уполномоченного органа по государственному планированию рассматривает предложения администраторов бюджетных программ об осуществлении бюджетных инвестиций посредством участия государства в уставном капитале юридических лиц и их финансово-экономические обоснования на предмет соответствия бюджетному и иному законодательству Республики Казахстан, осуществляет финансовую экспертизу, включающую в себя оценку финансовых затрат и доходов юридического лица, и готовит по ним заключения для последующего внесения на рассмотрение соответствующей бюджетной комиссии.»;
пункт 46 изложить в следующей редакции:
«46. Отбор Инвестиций осуществляется центральным и местными уполномоченными органами по государственному планированию на основании экономического заключения Инвестиций, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4-2 статьи 156 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.»;
Приложения 3, 4 и 5 к Требованиям изложить в следующей редакции согласно Приложениям 1, 2 и 3 к настоящему перечню;
подпункты 4) и 5) в Приложениях 27, 28 и 29 к Требованиям изложить в следующей редакции:
«4) Целесообразность – критерий, установленный Требованиями: обоснование социально-экономической эффективности мероприятий, предусмотренных в ФЭО, исходя из анализа потребностей развития экономики страны (региона) и отрасли, а также маркетингового анализа;
5) Обоснованность – критерий, установленный Требованиями: наличие доказательств, подтвержденных расчетами, объема финансирования на реализацию мероприятий в разрезе каждого компонента, а также невозможности финансирования мероприятий из альтернативных источников;»;
3) в приказе и.о. Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 6 августа 2010 года № 136 «Об утверждении Требований к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования концессионного проекта, инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6402):
заголовок указанного приказа изложить в следующей редакции:
«Об утверждении Требований к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий»;
Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования концессионного проекта, инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий, утвержденные указанным приказом изложить в новой редакции согласно Приложению 4 к настоящему перечню.
Приложение 1
к изменениям и дополнениям
в некоторые приказы Министерства экономического
развития и торговли Республики Казахстан
Приложение 3
к Требованиям к содержанию, порядку и срокам разработки финансово-
экономического обоснования, а также порядку отбора бюджетных
инвестиций, планируемых к реализации посредством участия
государства в уставном капитале юридических лиц
Форма
Бухгалтерский баланс
единицы измерения |
тыс. тенге |
|||
Организационно-правовая форма |
||||
Наименование организации |
||||
отчетный период |
с |
по |
Активы |
Код |
I. Краткосрочные активы |
|
Денежные средства и их эквиваленты |
10 |
Краткосрочные финансовые инвестиции |
11 |
Краткосрочная дебиторская задолженность, всего |
12 |
из них: |
|
краткосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков |
121 |
краткосрочная дебиторская задолженность дочерних, зависимых и |
122 |
Запасы, всего (стр.131+стр.132+стр.133+стр.134+стр.135) |
13 |
в том числе: |
|
сырье и материалы |
131 |
готовая продукция |
132 |
товары |
133 |
незавершенное производство |
134 |
прочие запасы |
135 |
Текущие налоговые активы |
14 |
Долгосрочные активы, предназначенные для продажи |
15 |
Прочие краткосрочные активы, всего |
16 |
из них: |
|
авансы выданные |
161 |
Итого краткосрочных активов |
100 |
II. Долгосрочные активы |
|
Долгосрочные финансовые инвестиции |
20 |
Долгосрочная дебиторская задолженность |
21 |
из них: |
|
долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков |
211 |
долгосрочная дебиторская задолженность дочерних, зависимых и |
212 |
Инвестиции, учитываемые методом долевого участия |
22 |
Инвестиционная недвижимость, |
23 |
в том числе: |
|
первоначальная стоимость инвестиционной недвижимости |
231 |
амортизация инвестиционной недвижимости |
232 |
обесценение инвестиционной недвижимости |
233 |
Основные средства, всего (балансовая стоимость: стр.241-стр.242-стр.243) |
24 |
в том числе: |
|
первоначальная стоимость основных средств |
241 |
амортизация основных средств |
242 |
обесценение основных средств |
243 |
Биологические активы, всего (стр.251+стр.252) |
25 |
в том числе: |
|
растения |
251 |
животные |
252 |
Разведочные и оценочные активы |
26 |
Нематериальные активы, |
27 |
в том числе: |
|
первоначальная стоимость нематериальных активов |
271 |
амортизация нематериальных активов |
272 |
обесценение нематериальных активов |
273 |
Отложенные налоговые активы |
28 |
Прочие долгосрочные активы, всего |
29 |
из них: |
|
авансы выданные |
291 |
незавершенное строительство |
292 |
Итого долгосрочных активов |
200 |
Баланс |
|
Пассивы |
Код |
III. Краткосрочные обязательства |
30 |
Краткосрочные финансовые обязательства, |
31 |
в том числе: |
|
краткосрочные банковские займы |
311 |
краткосрочные займы полученные от организаций осуществляющие банковские |
312 |
краткосрочная кредиторская задолженность по дивидендам и доходам участников |
313 |
текущая часть долгосрочных финансовых обязательств |
314 |
прочие краткосрочные финансовые обязательства |
315 |
Обязательства по налогам |
32 |
Обязательства по другим обязательным и добровольным платежам |
33 |
Краткосрочная кредиторская задолженность, |
34 |
краткосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам |
341 |
краткосрочная кредиторская задолженность дочерним, зависимым и совместным |
342 |
краткосрочная задолженность по оплате труда |
343 |
краткосрочная задолженность по аренде |
344 |
текущая часть долгосрочной кредиторской задолженности, включая текущие платежи |
345 |
краткосрочные вознаграждения к выплате, включая текущие платежи по займам и |
346 |
прочая краткосрочная кредиторская задолженность |
347 |
Краткосрочные оценочные обязательства |
35 |
Прочие краткосрочные обязательства, всего |
36 |
из них авансы полученные |
361 |
Итого краткосрочных обязательств |
300 |
IV. Долгосрочные обязательства |
|
Долгосрочные финансовые обязательства, всего (стр.401+стр.402+стр.403) |
40 |
в том числе: |
|
долгосрочные банковские займы |
401 |
долгосрочные займы, полученные от организаций осуществляющие банковские |
402 |
прочие долгосрочные финансовые обязательства |
403 |
Долгосрочная кредиторская задолженность, |
41 |
долгосрочная кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам |
411 |
долгосрочная кредиторская задолженность дочерним, зависимым и совместным |
412 |
долгосрочная задолженность по аренде, включая обязательства по лизингу |
413 |
долгосрочные вознаграждения к выплате |
414 |
прочая долгосрочная кредиторская задолженность |
415 |
Долгосрочные оценочные обязательства |
42 |
Отложенные налоговые обязательства |
43 |
Прочие долгосрочные обязательства |
44 |
из них авансы полученные |
441 |
Итого долгосрочных обязательств |
400 |
V. Капитал |
|
Выпущенный капитал, всего (стр.501+стр.502+стр.503+стр.504) |
50 |
привилегированные акции |
501 |
простые акции |
502 |
вклады и паи |
503 |
неоплаченный капитал* |
504 |
Эмиссионный доход |
51 |
Выкупленные собственные долевые инструменты* |
52 |
Резервы, всего (стр.531+стр.532+стр.533) |
53 |
в том числе: |
|
резервный капитал, установленный учредительными документами |
531 |
резерв на переоценку основных средств |
532 |
прочий резервный капитал |
533 |
Нераспределенный доход (непокрытый убыток), всего (стр.541+стр.542) |
54 |
в том числе: |
|
нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) отчетного года** |
541 |
нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) предыдущих лет** |
542 |
Доля меньшинства |
55 |
Итого капитал |
500 |
Баланс |
Продолжение таблицы:
За последние три года, предшествующие внесению ФЭО в |
На последний день месяца, |
||
На 31.12.20__ |
На 31.12.20__ |
На 31.12.20__ |
|
За последние три года, предшествующие внесению ФЭО в |
На последний день месяца, |
||
На 31.12.20__ |
На 31.12.20__ |
На 31.12.20__ |
|
* - указывается со знаком минус
** - убыток указывается со знаком минус
Приложение 2
к изменениям и дополнениям
в некоторые приказы Министерства экономического
развития и торговли Республики Казахстан
Приложение 4
к Требованиям к содержанию, порядку и срокам разработки финансово-
экономического обоснования, а также порядку отбора бюджетных
инвестиций, планируемых к реализации посредством участия
государства в уставном капитале юридических лиц
Форма
Отчет о прибылях и убытках
единицы измерения |
тыс. тенге |
|||
Организационно-правовая форма |
||||
Наименование организации |
||||
отчетный период |
с |
по |
Наименование показателей |
Код |
За последние три года, |
На последний |
||
На |
На |
На |
|||
Доход от реализации продукции и |
10 |
||||
Себестоимость реализованной продукции и |
20 |
||||
Валовая прибыль (стр.10 - стр.20) |
30 |
||||
Доходы от финансирования |
40 |
||||
Прочие доходы |
50 |
||||
Расходы на реализацию продукции и |
60 |
||||
Административные расходы |
70 |
||||
Расходы на финансирование |
80 |
||||
Прочие расходы, всего |
90 |
||||
из них |
|||||
расходы на формирование резерва по |
91 |
||||
Доля прибыли/убытка организаций, |
100 |
||||
Прибыль (убыток) за период от |
110 |
||||
Прибыль (убыток) от прекращенной |
120 |
||||
Прибыль (убыток) до налогообложения |
130 |
||||
Расходы по корпоративному подоходному |
140 |
||||
Итоговая прибыль (убыток) за период до |
150 |
||||
Доля меньшинства |
160 |
||||
Итоговая прибыль (убыток) за период |
170 |
||||
Прибыль на акцию |
180 |
Приложение 3
к изменениям и дополнениям
в некоторые приказы Министерства экономического
развития и торговли Республики Казахстан
Приложение 5
к Требованиям к содержанию, порядку и срокам разработки финансово-
экономического обоснования, а также порядку отбора бюджетных
инвестиций, планируемых к реализации посредством участия
государства в уставном капитале юридических лиц
Форма
Отчет о движении денег
единицы измерения |
тыс. тенге |
|||
Организационно-правовая форма |
||||
Наименование организации |
||||
отчетный период |
с |
по |
Наименование показателей |
Код |
За последние три года, |
На последний день |
||
На |
На |
На |
|||
I. Движение денежных средств от операционной деятельности |
|||||
1. Поступление денежных средств, |
10 |
||||
в том числе: |
|||||
реализация товаров |
11 |
||||
предоставление услуг |
12 |
||||
авансы полученные |
13 |
||||
дивиденды |
14 |
||||
прочие поступления |
15 |
||||
2. Выбытие денежных средств, всего |
20 |
||||
в том числе: |
|||||
платежи поставщикам за товары и |
21 |
||||
авансы выданные |
22 |
||||
выплаты по заработной плате |
23 |
||||
выплата вознаграждения по займам |
24 |
||||
корпоративный подоходный налог |
25 |
||||
другие платежи в бюджет |
26 |
||||
прочие выплаты |
27 |
||||
3. Чистая сумма денежных средств от |
30 |
||||
II. Движение денежных средств от инвестиционной деятельности |
|||||
1. Поступление денежных средств, |
40 |
||||
в том числе: |
|||||
реализация основных средств |
41 |
||||
реализация нематериальных активов |
42 |
||||
реализация других долгосрочных |
43 |
||||
реализация финансовых активов |
44 |
||||
погашение займов, предоставленных |
45 |
||||
фьючерсные и форвардные контракты, |
46 |
||||
прочие поступления |
47 |
||||
2. Выбытие денежных средств, всего |
50 |
||||
в том числе: |
|||||
приобретение основных средств |
51 |
||||
приобретение нематериальных активов |
52 |
||||
приобретение других долгосрочных |
53 |
||||
приобретение финансовых активов |
54 |
||||
предоставление займов другим |
55 |
||||
фьючерсные и форвардные контракты, |
56 |
||||
прочие выплаты |
57 |
||||
3. Чистая сумма денежных средств от |
60 |
||||
III. Движение денежных средств от финансовой деятельности |
|||||
1. Поступление денежных средств, |
70 |
||||
в том числе: |
|||||
эмиссия акций и других ценных бумаг |
71 |
||||
получение займов |
72 |
||||
получение вознаграждения по |
73 |
||||
прочие поступления |
74 |
||||
2. Выбытие денежных средств, всего |
80 |
||||
в том числе: |
|||||
погашение займов |
81 |
||||
приобретение собственных акций |
82 |
||||
выплата дивидендов |
83 |
||||
прочие |
84 |
||||
3. Чистая сумма денежных средств от |
90 |
||||
Итого увеличение/уменьшение денежных |
|||||
Денежные средства и их эквиваленты на |
|||||
Денежные средства и их эквиваленты на |
Приложение 4
к изменениям и дополнениям
в некоторые приказы Министерства экономического
развития и торговли Республики Казахстан
Утверждены
приказом и.о. Министра экономического
развития и торговли Республики Казахстан
от 6 августа 2010 года № 136
Требования к разработке или корректировке,
а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического
обоснования инвестиционного проекта для предоставления
государственных гарантий
1. Общие положения
1. Настоящие Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий (далее - Требования) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 217 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.
2. Настоящие Требования являются обязательными к соблюдению при разработке или корректировке, а также проведении необходимых экспертиз технико-экономического обоснования инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий (далее – ТЭО инвестиционного проекта).
3. В Требованиях используются следующие основные понятия:
1) ТЭО инвестиционного проекта - предпроектная документация, содержащая результаты маркетинговых, технико-технологических, социально-экономических и экологических исследований, а также финансовые решения, обосновывающие эффективность реализации инвестиционного проекта, решения по оценке рисков инвестиционного проекта и мерам по их снижению, а также по влиянию проекта на социально-экономическое развитие экономики в целом и отрасли при его реализации;
2) экономическая экспертиза ТЭО инвестиционного проекта - оценка экономического и финансового анализа, приведенного в ТЭО инвестиционного проекта, позволяющего определить эффективность реализации проекта.
4. ТЭО инвестиционного проекта, предлагаемого к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственную гарантию Республики Казахстан, представляются в уполномоченный орган по государственному планированию Республики Казахстан на бумажном и электронном носителе с приложением соответствующих положительных экспертиз в зависимости от его специфики, а именно:
1) государственной экспертизы юридического лица, уполномоченного Правительством Республики Казахстан на осуществление государственной экспертизы проектов;
2) экспертизы уполномоченного органа соответствующей отрасли;
3) государственной экологической экспертизы уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;
4) банковской экспертизы;
5) государственной научно-технической экспертизы;
6) санитарно-эпидемиологической экспертизы уполномоченного органа в области здравоохранения.
2. Требования к разработке или корректировке ТЭО
инвестиционного проекта, предлагаемого к финансированию
за счет средств негосударственных займов под государственную
гарантию Республики Казахстан
5. Положения настоящей главы не распространяются на ТЭО концессионных проектов, по которым предполагается предоставление государственной гарантии Республики Казахстан по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов в качестве меры государственной поддержки деятельности концессионеров.
6. Целью разработки ТЭО инвестиционного проекта является выработка оптимальных проектных решений, в том числе наиболее оптимальной структуры и масштаба проекта, предложений по наиболее целесообразным маркетинговым, технико-технологическим, финансовым, институциональным, экологическим, экономическим и другим решениям, предполагаемых в рамках реализации проекта.
7. ТЭО инвестиционного проекта направляется на доработку в случае его несоответствия настоящим Требованиям.
8. ТЭО инвестиционного проекта должно соответствовать следующей структуре:
паспорт проекта;
введение;
институциональный раздел;
маркетинговый раздел;
технико-технологический раздел;
экологический раздел;
финансовый раздел;
социально-экономический раздел;
оценка и распределение рисков;
выводы по проекту;
приложения (в случае необходимости).
9. В зависимости от специфики проекта включаются дополнительные разделы, позволяющие детально раскрыть и обосновать принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта решения.
10. В паспорте проекта раскрывается краткая информация о проекте.
Паспорт проекта содержит следующую информацию:
наименование государственного органа - заказчика ТЭО инвестиционного проекта;
наименование разработчика ТЭО инвестиционного проекта;
наименование проекта;
место реализации проекта;
цель и задачи проекта, в том числе в количественном выражении;
масштаб проекта;
мощность проекта;
период реализации проекта;
период строительства объекта;
период эксплуатации объекта;
планируемая общая стоимость проекта в национальной валюте и иностранной валюте, принятой для расчетов в рамках ТЭО инвестиционного проекта, в том числе:
инвестиционные издержки;
эксплуатационные издержки;
прочие издержки;
предполагаемые источники финансирования проекта;
основные выгодополучатели от реализации проекта.
11. В разделе «Введение» описывается проблема в отрасли (регионе), которую планируется решить посредством реализации проекта, а также указываются альтернативные варианты решения данной проблемы, в том числе по технологическим, институциональным, финансовым решениям.
12. В институциональном разделе описывается предлагаемая оптимальная схема управления проектом на протяжении его жизненного цикла, участники проекта и их функции, порядок их взаимодействия.
Также в данном разделе проводится сравнительный анализ альтернативных вариантов реализации проекта по институциональным решениям.
13. Маркетинговый раздел содержит анализ существующей и прогнозируемой (на период реализации проекта) конъюнктуры спроса на образующуюся в результате реализации проекта продукцию (товары/услуги) и предложения потребляемых факторов производства.
Раздел включает:
анализ и обоснование количественных параметров спроса, его тенденций или оценку необходимости в продукции (товаров/услуг), планируемой к производству в рамках проекта;
анализ объемов, видов и цен на продукцию (товары/услуги), которая производится с учетом текущей ситуации в отрасли (регионе) по категориям потребителей;
анализ объемов, видов и цен на продукцию (товары/услуги), которая будет производиться в результате реализации проекта по категориям потребителей;
анализ рынков сырья, материалов, оборудования, необходимых для реализации проекта, в том числе сравнительный анализ по производителям и поставщикам, ценам, качеству и условиям поставки продукции;
анализ обеспеченности проекта специалистами соответствующей квалификации как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также, в случае необходимости, обоснование привлечения иностранных специалистов.
В каждом из подразделов указываются используемые источники информации и методики проведения маркетинговых исследований с приложением отчета по проведенному маркетинговому исследованию.
14. Технико-технологический раздел содержит принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта технико-технологические решения реализации проекта, определяющих параметры и компоненты проекта.
Раздел включает:
описание и сравнительный анализ технико-технологических решений с обоснованием выбранного оптимального варианта реализации проекта;
обоснование месторасположения реализации проекта относительно источников и месторасположения потенциальных поставщиков сырья, материалов, оборудования потребителей продукции (товара/услуги) и близости к транспортным магистралям с учетом географических особенностей региона;
расчетное обоснование мощности проекта с учетом принятых технико-технологических решений;
оценку влияния проекта на инфраструктуру региона, где предполагается реализация проекта;
обоснование выбранного проектного оборудования, в том числе технологическая совместимость с уже используемым оборудованием (если такое предполагается в рамках реализации проекта), оптимальное соотношение «цена-качество», альтернативные варианты по выбору оборудования, применение инновационного оборудования, использование ноу-хау, использование проектом стандартов качества, нормативные документы, устанавливающие технические и технологические требования к проекту;
нормы охраны труда и техники безопасности;
обеспеченность реализации проекта инженерными сооружениями, с учетом имеющихся в наличии транспортных подъездов и средств, энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации, а также обеспеченность складскими помещениями;
график реализации проекта, который отражает период создания/реконструкции объекта, и его эксплуатации по годам реализации и по технологическим этапам, с графическим отображением последовательности и продолжительности мероприятий по проекту во времени (план-график).
При выборе технико-технологических решений по проекту, в первую очередь, выбираются те решения, которые имеют наименьшее экологическое негативное воздействие или не имеют негативного экологического воздействия, а также оказывают больший социально-экономический эффект от реализации проекта.
15. Экологический раздел включает:
оценку влияния проекта на состояние окружающей среды, количественную оценку экологического ущерба от реализации проекта и предполагаемые мероприятия по уменьшению его вредного воздействия;
мероприятия, предполагаемые проектом для улучшения экологической ситуации, как региона, так и Республики Казахстан в целом, и их результат в количественном выражении.
Оценка воздействия на окружающую среду в ТЭО проекта выполняется в соответствии с инструктивно-методическими документами по проведению оценки воздействия на окружающую среду, утверждаемыми уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
16. В финансовом разделе приводится анализ финансовых выгод и затрат, с учетом альтернативных схем и источников финансирования проекта, влияния инфляции на реализуемость проекта, оценка финансовой эффективности проекта, раскрываются принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта финансовые решения.
Данный раздел включает:
расчет общих инвестиционных издержек;
расчет эксплуатационных издержек (производственных издержек, текущих расходов на содержание);
расчет себестоимости продукции (товаров/услуг), отпускных цен на товары (тарифы на услуги);
расчет доходов от продаж;
расчет потока денежных средств;
расчет нераспределенной и чистой прибыли;
учет инфляции, курса валют, определение нормы дисконта и поправок на риск;
анализ наименьших затрат;
анализ наибольшей прибыли;
анализ проекта с помощью методов дисконтирования, в том числе расчет чистой приведенной стоимости (Net Present Value - NPV), внутренней нормы доходности (Internal Rate of Return, IRR), отношения дисконтируемых выгод и затрат, дисконтированного срока окупаемости;
определение приемлемых параметров привлечения заемных средств для финансирования проекта;
источники финансирования эксплуатационных расходов, с определением, кем и когда такие расходы будут финансироваться;
расчет удельной финансовой эффективности проекта, текущей платежеспособности, финансового рычага, обеспеченности долга, доходности капитала;
анализ чувствительности проекта и расчет границ безубыточности.
В разделе раскрывается порядок расчета показателей с указанием формул и принятых допущений. Данные и расчеты представляются в виде таблиц, графиков, диаграмм с соответствующими пояснениями.
Количественные и качественные показатели должны быть взаимоувязаны и представлены в сравнительных таблицах с экономически завершенными умозаключениями. Анализ должен проводиться на базе обоснованных расчетов с математическим моделированием и с использованием эмпирических показателей, учитывая международную практику.
17. Социально-экономический раздел отражает социально-экономические аспекты проекта и выгоды от реализации проекта.
Данный раздел включает:
1) анализ существующей социально-экономической ситуации в отрасли (регионе) и Республике Казахстан и перспективы ее развития без учета проекта, в том числе:
основные социальные показатели (уровень доходов населения, уровень безработицы, занятости, смертности, рождаемости и тому подобное);
основные отраслевые (региональные) показатели (объем производства продукции (товара/услуги), доля отрасли (региона) в структуре внутреннего валового продукта, объем инвестиций в отрасль (регион) и их тенденции в планируемом периоде);
2) анализ перспектив развития социально-экономической ситуации в отрасли (регионе) и в Республике Казахстан в случае реализации проекта, в том числе:
основные социальные показатели (уровень доходов населения, уровень безработицы, занятости, смертности, рождаемости и тому подобное);
основные отраслевые (региональные) показатели (объем производства продукции (товара/услуги), доля отрасли (региона) в структуре внутреннего валового продукта, объем инвестиций в отрасль (регион) и их тенденции в планируемом периоде);
анализ выгод и затрат по проекту, который включает в себя анализ результатов, следствий и влияния, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, необратимые издержки, внешние эффекты, международные эффекты, косвенные выгоды от реализации проекта;
расчет прямого, косвенного и совокупного макроэкономического эффекта в текущих ценах и в сопоставимых ценах предыдущего года;
планируемые налоговые поступления в государственный бюджет при эксплуатации объекта;
расчет показателей чистых общественных выгод, экономического чистого приведенного дохода (Economic net present value – ENPV), экономической внутренней нормы доходности (Economic Internal Rate of Return – EIRR);
анализ влияния реализации проекта на развитие смежных отраслей (соседних регионов);
анализ влияния проекта на рост экспортного потенциала Республики Казахстан и импортозамещения, развитие инноваций.
18. В разделе «Оценка и распределение рисков» описываются риски, возможные к наступлению при реализации проекта, в том числе на подготовительном этапе, этапе строительства/реконструкции объекта и его эксплуатации.
Данный раздел включает:
оценку коммерческих рисков;
оценку социальных рисков;
оценку экономических рисков;
оценку технических рисков;
оценку финансовых рисков;
оценку специфических рисков для участников проекта, определяющие основные факторы рисков, предположительный характер и диапазон их изменений, предполагаемые мероприятия по их снижению;
анализ распределения рисков между участниками проекта;
анализ в условиях неопределенности, в том числе анализ чувствительности по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, прямые издержки), в том числе определение предельно допустимых значений изменения параметра.
Оценка рисков проводится методом количественного и качественного анализа.
19. В разделе «Выводы по проекту» описываются:
основные достоинства и недостатки по проекту;
оптимальный вариант реализации проекта;
критические риски по проекту и меры по их снижению.
20. ТЭО инвестиционного проекта содержит приложения, которые включают финансово-экономические модели по каждому из рассматриваемых вариантов реализации проекта (по источникам финансирования проекта), графики, диаграммы, рисунки, карты местности, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ТЭО инвестиционного проекта.
3. Требования к экспертизе ТЭО инвестиционного проекта
21. При проведении экономической экспертизы ТЭО инвестиционного проекта (далее – экспертиза инвестиционного проекта) специализированная организация по вопросам концессии руководствуется принципами:
результативности проекта – положительность эффекта его осуществления, то есть превышение оценки слагаемых результатов над оценкой совокупных затрат, требуемых для реализации проекта;
адекватности и объективности – правильное отражение структуры и характеристик объекта, применительно к которому рассматривается проект с учетом степени недостоверности и неопределенности;
комплексности – учет разносторонних последствий реализации проекта, как в экономической, так и в социальной, экологической и в других внеэкономических сферах и определение соответствующих видов и величин результатов и затрат;
индивидуальности – оценка эффективности проекта с позиций каждого участника;
согласованности – данные и информация, отраженные в различных разделах ТЭО инвестиционного проекта и представленные в документах согласуются между собой;
достоверности – информация и данные, представленные в разделах ТЭО инвестиционного проекта подтверждены в заключениях других экспертиз ТЭО инвестиционного проекта, а также представленные в документах и в расчетах;
обоснованности – решения, принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта, являются обоснованными;
правильности расчета – порядок расчета и полученные показатели являются верными.
22. Экспертиза инвестиционного проекта проводится на основании представленного ТЭО инвестиционного проекта и соответствующих положительных экспертиз, необходимых к проведению на ТЭО инвестиционного проекта в зависимости от специфики проекта, а именно:
1) государственной экспертизы юридического лица, уполномоченного Правительством Республики Казахстан на осуществление государственной экспертизы проектов;
2) экспертизы уполномоченного органа соответствующей отрасли;
3) государственной экологической экспертизы уполномоченного органа в области охраны окружающей среды;
4) банковской экспертизы;
5) государственной научно-технической экспертизы;
6) санитарно-эпидемиологической экспертизы уполномоченного органа в области здравоохранения.
23. Заключение экспертизы инвестиционного проекта должно содержать:
анализ реализации проекта в рамках действующего законодательства Республики Казахстан;
анализ социально-экономической эффективности реализации проекта;
анализ коммерческой эффективности реализации проекта;
анализ бюджетной эффективности реализации проекта с учетом возможных выплат по государственным гарантиям;
анализ рисков проекта и мер по их снижению;
выводы и рекомендации.