Об утверждении Типовых учебных планов и программ детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 29 декабря 2011 года № 543. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 6 февраля 2012 года № 7409

Действующий

      В соответствии с подпунктом 7-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Типовые учебные планы и программы
детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ
искусств.
      2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жонтаева Ж.А.):
      1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
      2) после прохождения государственной регистрации опубликовать
настоящий приказ в средствах массовой информации.
      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра Сарыбекова М.Н.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    Б. Жумагулов

Утверждено        
приказом Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 29 декабря 2011 года № 543

Типовые учебные планы и программы
детских музыкальных школ, детских художественных школ
и детских школ искусств

1. Общие положения

      1. Настоящие Типовые учебные планы и программы детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств (далее – Типовые учебные планы и программы) разработаны в соответствии с подпунктом 7-1) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» и обеспечивают реализацию программ дополнительного образования детей в детских музыкальных школах, детских художественных школах и детских школ искусств.
      2. Типовые учебные планы и программы определяют объем учебных дисциплин (предметов) дополнительного образования, их изучение, содержит объем учебной нагрузки обучающихся.
      3. Основные задачи дополнительного образования детей в детских музыкальных школах, детских художественных школах и детских школах искусств:
      1) содействует развитию образовательных потребностей детей, их творческих способностей, раннюю профильную ориентацию;
      2) обучение основам музыкального и изобразительного искусства;
      3) создание условий для реализации творческих способностей детей;
      4) выявление творчески одаренных учащихся в области искусства;
      5) начальная профильная подготовка для продолжения обучения в организациях образования последующего уровня.

2. Типовой учебный план

      4. Для подготовки к основному курсу обучения дети в возрасте от пяти до десяти лет могут обучаться в подготовительных группах детских музыкальных школ, детских художественных школ и детских школ искусств.
      5. Срок освоения программ дополнительного образования в детских музыкальных школах, детских художественных школах и детских школах искусств пять-девять лет в зависимости от выбранной специальности, обучение завершается итоговой аттестацией.
      6. Максимальная учебная нагрузка обучающихся с учетом их потребностей устанавливается организацией дополнительного образования.
      7. Наполняемость классов (групп) определяется организацией образования.
      8. Перевод учащихся из класса в класс осуществляется при аттестации по всем дисциплинам учебного плана. Проводится летняя практика (пленэр) для детей, получающих художественное образование в течение одной-двух недель.
      9. По решению педагогического совета организации образования инвариантный курс дополняется часами вариативного курса.
      10. Организации образования самостоятельны в выборе предметов по выбору. Допускается изучение нескольких предметов по выбору одним учащимся.
      11. Организацией дополнительного образования с учетом потребностей обучающихся разрабатывается рабочий учебный план на основе Типового учебного плана, согласно приложению к настоящим Типовым учебным планам и программам.
      12. Учебное время, отводимое в типовых и рабочих учебных планах на изучение предмета, учитывается при разработке структуры и содержания соответствующих обязательных и вариативных учебных программ дополнительного образования в детских музыкальных школах, детских художественных школах и детских школах искусств.

3. Типовая учебная программа

      13. Типовые учебные планы и программы определяют по каждой учебной дисциплине (предмету) содержание и объем знаний, умений и навыков подлежащих освоению.
      14. Типовые учебные планы и программы в пределах учебной нагрузки обеспечивают формирование у обучающихся ключевых навыков:
      1) предмет «рисунок» определяет содержание художественного образования детей в объеме 476 часов годовой нагрузки, в подготовительной группе годовая нагрузка составляет 340 часов. Формируется умение и навыки по использованию различных графических средств, рисованию геометрических предметов, несложных натюрмортов, сложных постановок, живой натуры;
      2) предмет «живопись» определяет содержание изобразительного искусства. Срок изучения четыре года в объеме 408 часов годовой нагрузки, в подготовительной группе 68 часов. Формируются знания по основам цветовых отношений, цветоведения, использованию живописных средств, освоению техники живописи, технических приемов живописи акварелью и гуашью, развитию индивидуальных творческих способностей;
      3) предмет «скульптура» является дисциплиной пластического вида искусства по развитию пространственного мышления, трехмерного восприятия объемной формы. Изучается четыре года в объеме 204 часов годовой нагрузки, в подготовительной группе 68 часов годовой нагрузки. Формируется умение передачи объема и пространства средствами пластики, навыки технических приемов работы с глиной, пластилином, другими материалами, а также основы рельефной и круглой скульптуры;
      4) предмет «станковая композиция» определяет содержание теоретических основ композиции. Продолжительность срока обучения четыре года в объеме 306 часов годовой нагрузки по изучению теоретического материала с выполнением композиционных заданий. Формируются навыки композиционного мастерства, умение воплощать замыслы в художественные формы и образы, а также основы общей композиции для самостоятельной творческой работы во взаимосвязи с другими дисциплинами;
      5) предмет «прикладная композиция» дополняет курс станковой композиции по развитию художественного вкуса и навыков работы с различными материалами. Изучается три года в объеме 102 часа годовой нагрузки, в подготовительной группе годовая нагрузка 272 часа декоративно-прикладного искусства.
      Обеспечивает изучение технологии изготовления национальных предметов быта и декоративно-прикладного искусства во взаимосвязи с предметами: история изобразительного искусства, рисунок, живопись, станковая композиция, скульптура. Формируется объем знаний о видах декоративно-прикладного искусства: художественная керамика, роспись и резьба по дереву, роспись по стеклу, художественная обработка металла, батик, гобелен, художественная вышивка, моделирование, мягкая игрушка и другие с применением знаний по общеобразовательным дисциплинам: черчение, технология и практических навыков использования инструментов.
      6) предмет «история изобразительного искусства» определяет содержание теоретических основ мировой художественной культуры, видов и жанров изобразительного искусства, основных художественных направлений. Предмет в объеме 68 часов годовой нагрузки изучается два года. Формируются знания по основам изобразительной грамоты, навыки классификации и анализа характерных особенностей художественных стилей и направлений, развивается личностное отношение к искусству, творчеству художников и художественным произведениям, развивается художественное восприятие искусства;
      7) предмет «компьютерная графика и дизайн» определяет содержание художественного творчества с использованием компьютерных технологий, основ web-дизайна. Изучается в четыре года, годовая учебная нагрузка составляет 136 часов, в подготовительной группе 102 часа. Формируются информационные и технические навыки и развитие дизайнерских умений;
      8) предмет по выбору - дополнительная дисциплина, которая вводится с третьего года обучения, годовая учебная нагрузка составляет 68 часов для детей получающих художественное образование. Предмет по выбору определяется с учетом наличия материально-технической базы организации образования. Предусмотрено проведение летней учебной практики в течение одной-двух недель для детей получающих художественное образование.
      Для детей получающих музыкальное образование предмет по выбору проводится индивидуально, групповое занятие проводится по коллективному музицированию.
      9) предмет «специальный инструмент» определяет содержание музыкального образования по инструментам: фортепиано, скрипка, альт, виолончель со сроком обучения семь-девять лет, по инструментам: домбра, кобыз, гитара, баян, аккордеон, флейта, саксофон, тромбон, кларнет, труба со сроком обучения пять-семь лет.
      Обеспечивается объем знаний и умений по основам исполнительского искусств с учетом природных возможностей в процессе обучения игре на инструменте. Формируются навыки музыкально-практической деятельности, технические навыки исполнения, коллективного музицирования, развитие музыкальных способностей и профессиональной ориентации.
      Предоставляется возможность обучения для продолжения музыкального обучения на последующих уровнях образования.
      10) предмет «сольфеджио» определяет развитие музыкального слуха, ритма, расширение общего музыкального кругозора учащихся на базе изучения теоретических основ музыкального искусства и разнообразной практической музыкальной деятельностью учащихся.
      Объем учебной нагрузки по предмету «Сольфеджио» в каждом классе составляет по 2 часа в неделю, в подготовительном классе занятия проводятся в объеме 1 часа в неделю. Форма работы с учащимися групповая.
      11) предмет «класс вокала» определяет содержание музыкального образования детей со сроком обучения пять-семь лет по формированию музыкального развития с учетом природных способностей обучающихся: музыкального слуха, теоретических знаний необходимых для музыкально-практической деятельности, приобретение вокально-интонационных навыков, изучение музыкальной грамоты и элементарной теории музыки, индивидуальное певческое развитие. включает в себя 3 этапа: подготовительный, основной, ранней профессиональной ориентации.
      Обеспечивается формирование вокально-интонационных навыков, правильное пользование голосовым аппаратом, изучение музыкальной грамоты и элементарной теории музыки.
      12) предмет «хоровое пение» определяет содержание музыкального образования детей по формированию вокально-интонационных и вокально-хоровых навыков со сроком обучения семь-девять лет.
      Формируется индивидуальное певческое развитие и певческая культура, навыки коллективного музицирования, подготовка певческого аппарата, навыки певческой установки, развитие певческого дыхания, вокальных навыков: вокально-хорового слуха, пение без сопровождения, многоголосное пение, пение в ансамбле, формирование и развитие музыкальной памяти, дикции и артикуляции, хоровой импровизации, ритма, эмоционального и выразительного исполнения произведений.
      13) предмет «хореография» определяет содержание хореографического искусства со сроком обучения семь-девять лет. Формируются знанию и умения по классическим, историко-бытовым, народно-сценическим, современным танцам, современным бальным танцам, а также по постановке концертных номеров, постановке дыхания, начальному курс истории искусства, музыкальной грамоты и слушанию музыки, музыкальному инструменту.
      14) предмет «мировая музыкальная литература» определяет содержание музыкального образования детей в объеме 136 часов годовой нагрузки по музыкально-теоретическому и интеллектуальному развитию учащихся, потребность познавательной деятельности, расширяет кругозор.
      Формирует определенный уровень музыкально-теоретических знаний, необходимых для музыкально-практической деятельности и общего музыкального развития.
      15) предмет «казахская музыкальная литература» определяет содержание музыкального образования детей в объеме 102 часа годовой нагрузки. Формирует музыкально-теоретическое и интеллектуальное развитие, накопление слухового опыта учащихся, воспитывает музыкальный вкус, расширяет кругозор, определенный уровень музыкально-теоретических знаний в области истории и музыкальной культуры для музыкально-практической деятельности и общего музыкального развития.
      15. На основе Типовых учебных планов и программ с учетом образовательных потребностей обучающихся разрабатывается соответствующие рабочие учебные планы и учебная программы по предметам дополнительного образования в детских музыкальных школах, детских художественных школах и школах искусств.

Приложение           
к Типовым учебным планам и программам
детских музыкальных школ,    
детских художественных школ   
и детских школ искусств     

Типовой учебный план

Предмет

Недельная нагрузка часов

Итого

Подготовительный курс обучения



5-6 лет

7-8 лет

9-10 лет

0


1

рисование

2

3

3

2

340

2

лепка

2

3

3

-

272

3

декоративно-прикладное
искусство

2

3

3

-

272

4

живопись

-

-

-

2

68

5

композиция

-

-

-

3

102

6

скульптура

-

-

-

2

68

7

компьютерная графика

-

1

1

1

102

8

всего часов в неделю

6

10

10

10

1224

9

плэнер

-

18

18

18

54

Основной курс обучения



1 год

2 год

3 год

4 год


1

рисунок

3

3

4

4

476

2

живопись

3

3

3

3

408

3

станковая композиция

3

2

2

2

306

4

прикладная композиция

-

1

1

1

102

5

скульптура

1

1

1

1

204

6

история изобразительного
искусства

-

-

1

1

68

7

компьютерная графика

1

1

1

1

136

8

предмет по выбору

-

-

1

1

68

9

всего часов в неделю

13

13

14

14

1836

10

пленэр

22

22

22

22

132

11

преддипломная
подготовка




22

44

Профориентационный курс обучения

1

рисунок

4

-

-

-

136

2

живопись

4




136

3

композиция

4




136

4

компьютерная графика

1




34

5

всего учебных часов

13




442

предмет

Недельная нагрузка по классам

Инструментальный класс (фортепиано, скрипка,
альт, виолончель) срок обучения 7-9 лет

под

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

специальность
(инструмент)

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

сольфеджио

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

коллективное
музицирование
(оркестр,
ансамбли и
др)

-

1

1

1

1

3

3

3

3

3

4

казахская
музыкальная
литература

-

-

-

-

-

1

1

1

-

-

5

мировая
музыкальная
литература

-

-

-

-

1

1

1

1

-

-

6

предмет
по выбору

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

7

всего часов

4

6

6

6

7

10

10

10

8

8



Инструментальный класс (домбра, кобыз, гитара,
баян, аккордеон, флейта, саксофон, тромбон,
кларнет, труба) срок обучения 5-7 лет

1

специальность
(инструмент)

2

2

2

2

2

2

2

2

-

-

2

сольфеджио

1

2

2

2

2

2

2

2

-

-

3

коллективное
музицирование
(оркестр,
ансамбли и
др)

-

1

1

3

3

3

3

3

-

-

4

казахская
музыкальная
литература

-

-

-

1

1

1

-

-

-

-

5

мировая
музыкальная
литература

-

-

1

1

1

1

-

-

-

-

6

предмет по
выбору

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

7

всего часов

4

6

7

10

10

10

8

8

-

-



Вокальный класс (пение) срок обучения 5-7 лет

1

специальность
(пение)

2

2

2

2

2

2

2

2

-

-

2

сольфеджио

1

2

2

2

2

2

2

2



3

коллективное
музицирование
(хор,
ансамбли и
др.)

-

1

1

3

3

3

3

3



4

казахская
музыкальная
литература

-

-

-

1

1

1





5

мировая
музыкальная.
литература

-

-

1

1

1

1

-

-



6

предмет по
выбору

1

1

1

1

1

1

1

-

-

-

7

всего часов

4

6

7

10

10

10

8

8

-

-



Хоровой класс (хоровое пение) срок обучения 7-9
лет

1

хоровое пение

2

3

3

4

4

4

4

4

4

4

2

сольфеджио

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

3

казахская
музыкальная
литература

-

-

-

-

-

1

1

1

-

-

4

мировая
музыкальная
литература

-

-

-

-

1

1

1

1

-

-

5

музыкальный
инструмент

0,5

1,5

1,5

1,5

2

2

2

2

2

1

6

основы
дирижирования

-

-

-

-

-

-

-

-

0,5

0,5

7

предмет по
выбору

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

8

всего часов

4,5

7,5

7,5

8,5

10

11

11

10

9,5

8,5



Оркестровый класс срок обучения 5-7 лет

1

оркестр

-

-

2

3

3

3

3

3

-

-

2

инструмент

2

2

1

1

1

1

1

1

-

-

3

сольфеджио

2

2

2

2

2

2

2

2

-

-

4

ансамблевая
игра

-

1

1

1

1

1

1

-

-

-

5

казахская
музыкальная
литература

-

-

-

-

1

1

-

-

-

-

6

мировая
музыкальная
литература

-

-

-

1

1

-

-

-

-

-

7

основы
инструмен-
товки

-

-

-

-

-

-

-

1

-

-

8

основы
оркестрового
дирижирования

-

-

-

-

-

-

1

-

-

-

9

предмет по
выбору

1

1

1

1

1

1

1

1




всего часов

5

6

7

9

10

9

9

8

-

-



Хореография срок обучения 7-9 лет

1

специальность
по видам
танца

-

4

4

5

6

7

7

8

7

8

2

ритмика

2

2

2

1







3

музыкальная
грамота и
слушание
музыки

1

1

1

1

1

-

-

-

-

-

4

музыкальный
инструмент

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

хореография
Казахстана

-

-

-

-

1

1

1

-

-

-

6

зарубежная
хореография

-

-

-

-

-

1

1

1

-

-

7

подготовка
концерта

-

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5


предмет по
выбору

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


всего часов

5

9,5

9,5

9,5

10,5

11,5

11,5

11,5

9,5

10,5