Об утверждении типовой системы управления рисками, которая применяется при планировании и проведении внешнего государственного финансового контроля

Нормативное постановление Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета от 31 августа 2011 года № 3-НП. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Республики Казахстан 26 сентября 2011 года № 7205

Действующий

      В соответствии с пунктом 4-3 статьи 145 Бюджетного кодекса Республики Казахстан, Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета ПОСТАНОВЛЯЕТ:
      1. Утвердить прилагаемую типовую систему управления рисками, которая применяется при планировании и проведении внешнего государственного финансового контроля.
      2. Руководителю аппарата Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Сыздыкову Е.К. в месячный срок обеспечить государственную регистрацию настоящего нормативного постановления в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      3. Настоящее нормативное постановление вводится в действие со дня первого официального опубликования.

      Председатель                               О. Оксикбаев

Утверждена           
нормативным постановлением    
Счетного комитета по контролю за  
исполнением республиканского бюджета
от 31 августа 2011 года № 3-НП  

Типовая система управления рисками,
которая применяется при планировании и проведении внешнего
государственного финансового контроля

1. Основные положения и понятия

      1. Настоящая типовая система управления рисками, которая применяется при планировании и проведении внешнего государственного финансового контроля (далее – Типовая система) разработана в соответствии с пунктом 4-3 статьи 145 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года.
      2. Основной целью типовой системы является выявление объектов контроля повышенного риска, а также наиболее подверженных риску с целью их максимального охвата контролем.
      3. При использовании типовой системы применяются следующие основные понятия:
      1) объект контроля – участники бюджетного процесса, субъекты квазигосударственного сектора, а также получатели бюджетных средств, физические и юридические лица, использующие связанные гранты, активы государства, гарантированные государством займы;
      2) выбор объекта контроля - подготовительный этап, в ходе которого создаются необходимые предпосылки для планирования и проведения всего процесса контрольных мероприятий, базирующийся на сборе, анализе и оценке информации о результатах деятельности объекта контроля, возникающих рисках и существующих проблемах;
      3) критерии – перечень показателей, на основе которых принимается решение об отнесении объекта контроля к определенной группе риска;
      4) риск – вероятность несоблюдения бюджетного и иного законодательства Республики Казахстан, неблагоприятного воздействия события или действия на объект контроля, которая может привести к финансовым нарушениям, хищениям (растрате) бюджетных средств и нанесению экономического ущерба государству;
      5) оценка степени риска - натурально-вещественный и стоимостный анализ всех рисковых обстоятельств, характеризующих параметры риска;
      6) группа риска – условно проведенное объединение объектов контроля по полученным критериям в соответствии с установленными параметрами и показателями;
      7) управление рисками - процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий;
      8) анализ риска – действие, проводимое для выявления наибольшего влияния риска на ту или иную сферу деятельности объекта контроля с целью оптимизации процесса оценки степени риска;
      9) система управления рисками – система администрирования, обеспечивающая проведение эффективного планирования и проведения контрольных мероприятий, базирующаяся на принципах выборочности, оптимального распределения ресурсов на наиболее приоритетных направлениях контрольной деятельности.
      4. Процесс управления рисками включает в себя следующие этапы:
      1) создание базы данных для проведения оценки рисков – сбор необходимой информации из финансовой, бюджетной, бухгалтерской отчетности, а также иной информации, полученной от объектов контроля и из других источников;
      2) идентификация рисков - определение рисков по степени важности (высокая, средняя, минимальная);
      3) расчет сводного показателя риска;
      4) получение результатов оценки рисков – формирование выходных форм в разрезе объектов контроля, критериев, степени важности и групп риска;
      5) мониторинг и контроль рисков – учет объектов контроля по группам риска в динамике для последующего анализа и оценки эффективности действий по минимизации рисков объектами контроля;
      6) планирование управлением рисками.
      5. Типовая система используется при составлении плана контрольно–аналитических мероприятий, проведении контроля, анализа и оценки объектов контроля.
      6. Типовая система используется органами внешнего государственного финансового контроля (далее - органы контроля) согласно возложенным функциям и полномочиям на всех уровнях бюджета:
      на республиканском уровне – Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета (далее – Счетный комитет);
      на местном уровне – ревизионными комиссиями областей, городов республиканского значения, столицы (далее – ревизионные комиссии).
      7. Вопросы, не регламентированные настоящей типовой системой, ревизионными комиссиями по согласованию со Счетным комитетом решаются самостоятельно.

2. Порядок создания базы данных для проведения оценки рисков

      8. Создание базы данных для проведения оценки рисков осуществляется в ходе анализа показателей, на основе которых вырабатываются критерии оценки рисков.
      9. В процессе проведения анализа определяются показатели наиболее подверженные риску, относящие объект контроля к соответствующей группе риска, а также устойчивые и менее подверженные риску. При этом определяется перечень критериев для проведения идентификации рисков, а также проводится документирование их характеристик.

3. Порядок идентификации рисков

      10. Идентификация рисков проводится в три этапа:
      1) на первоначальном этапе проводятся расчетные операции по исчислению необходимых для идентификации рисков значений и данных в виде количественных и качественных измерений, долей, динамики в процентах;
      2) на втором этапе (не позднее, чем за два месяца до составления планирующих документов) осуществляются аналитические мероприятия, сравнение и сопоставление значений и данных по критериям рисков;
      3) на третьем этапе (за месяц до составления планирующих документов) проводится идентификация рисков и распределение объектов контроля по группам рисков.
      11. При идентификации рисков проводится:
      1) качественная оценка рисков – установление для каждого критерия диапазона значений, позволяющее проведение их качественной оценки, исходя из показателей, полученных по определенному критерию, объект контроля относится к одной из групп риска;
      2) количественная оценка рисков – сравнение критериев в зависимости от суммы значений на основе чего происходит отнесение объекта контроля к той или иной группе риска. В случае совпадения сумм значений двух групп, предпочтение отдается группе наибольшего риска.
      12. Ранжирование объектов контроля внутри группы риска осуществляется в зависимости от суммы полученных значений по группе, к которой он отнесен. На первое место в группе с высокой степенью риска ставится объект, набравший максимальную сумму значений по этой группе риска. В случае совпадения значений по двум и более объектам контроля внутри одной группы риска, предпочтение отдается объекту, имеющему наибольшее абсолютное значение по самому значимому критерию, по которому объекты попали в эту группу риска.
      13. Общее руководство процессом идентификации рисков на всех этапах осуществляется руководителем органа контроля.
      14. Перечень критериев по отнесению объектов контроля к группам риска для планирования и проведения контрольных мероприятий определяется на основе их открытости, доступности и количественной измеряемости.

4. Порядок расчета сводного показателя риска

      15. Для каждого критерия установлен диапазон значений. Исходя из значения по определенному критерию, показатель относится к одной из трех групп риска:
      1) высокой степени риска;
      2) средней степени риска;
      3) минимальной степени риска.
      16. Исходя из установленных диапазонов значений для отдельного критерия, в зависимости от того, к какой группе риска относится значение показателя объекта контроля, показателю присваивается значение этой группы риска. Показателям, значения которых относятся к группе высокой степени риска, присваивается 3 балла, средней степени риска – 2 балла и минимальной степени риска - 1 балл.
      17. Расчет сводного показателя риска по объекту контроля производится путем суммирования полученных в зависимости от группы риска значений. Сводный показатель риска в зависимости от полученного значения относится к одной из трех групп риска. Объект контроля относится к группе высокой степени риска, если сводный показатель объекта контроля находится в пределах от 20 до 24; к группе средней степени риска, если сводный показатель находится в диапазоне от 14 до 19; к группе минимальной степени риска, если сводный показатель находится в диапазоне от 8 до 13.
      По итогам применения данных расчетов все объекты контроля классифицируются по 3 группам риска - в группу высокой степени риска, в группу средней степени риска и в группу минимальной степени.

5. Порядок мониторинга и контроля рисков

      18. Результаты расчетов по отнесению объектов контроля к определенным группам риска в разрезе объектов контроля с максимальной детализацией показателей по критериям, в срок не позднее чем за 1 месяц до начала этапа планирования передаются членам органа контроля и структурным подразделениям, участвующим в планировании контрольной деятельности органа контроля.
      19. Члены органа контроля и структурные подразделения, участвующие в планировании контрольной деятельности органа контроля на основании оценки рисков, с учетом имеющихся ресурсов и дополнительной информации через 10 календарных дней со дня получения данных об отнесении объектов контроля к группам риска направляют предложения по включению в план работ органа контроля в структурное подразделение органа контроля, ответственное за планирование контрольной деятельности.
      20. Проект плана работ органа контроля, согласованный с членами органа контроля и структурными подразделениями, участвующими в планировании контрольной деятельности передается руководителю органа контроля через 10 календарных дней со дня получения предложения по включению в план работ органа контроля.
      21. При осуществлении контрольных мероприятий оценка рисков проводится на начальном этапе контроля с целью повышения эффективности государственного финансового контроля и оптимального распределения ограниченных ресурсов органа контроля, а также при необходимости на любой стадии проведения контроля.

6. Порядок планирования управлением рисками

      22. Планирование управления рисками осуществляется принятием решений по планированию и проведению контрольно-аналитических мероприятий органом контроля с целью нейтрализации рисков и повышения финансовой дисциплины.
      23. По итогам контроля органом контроля вырабатываются рекомендации объектам контроля, реализация которых способствует нейтрализации риска и предупреждению финансовых нарушений.

7. Порядок определения рисков в объектах контроля

      24. В данной типовой системе все объекты делятся на два блока. В первый блок отнесены государственные учреждения, включая государственные органы, во второй блок - субъекты квазигосударственного сектора.
      25. Определение рисков в объектах контроля первого и второго блоков осуществляется на основе критериев, отражающих качество администрирования бюджетных расходов, соблюдения принципов бюджетной системы, требований бюджетного и иного законодательства, эффективности и результативности, согласно приложениям 1 и  2соответственно.
      26. В данной типовой системе представлены минимальное количество блоков, на которые делятся все объекты контроля и минимальное количество критериев по каждому блоку, в связи, с чем органы контроля по необходимости с целью получения более точных результатов могут изменять количество блоков и критериев.
      27. Результаты оценки рисков объектов контроля используются органами контроля при планировании и проведении контрольных мероприятий, а также осуществлении аналитических, подготовке информационных и иных документов по направлениям деятельности органа контроля.

Приложение 1           
к Типовой системе управления рисками,
которая применяется при планировании 
и проведении внешнего государственного
финансового контроля       

                     ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
        по отнесению государственных учреждений, включая
           государственные органы к группам риска


п/п

Наименование показателей

Группы риска

высокой
степени

средней
степени

минималь
ной
степени

1.

Годовой объем финансирования
государственного учреждения*




2.

Рост/снижение объемов финансирования
по сравнению с прошлым периодом, в %

>/= 15

>/= 10

>/=/<0

3.

Освоение бюджетных средств на конец
периода, в %

</= 96

</= 99

</= 100

4.

Масштабы финансовых нарушений,
выявленных предыдущим контролем к
объему расходов соответствующего
периода, в %

>/= 10

>/= 5

>/= 0

5.

Рост/снижение объемов дебиторской
задолженности по сравнению с прошлым
периодом в %

>/= 30

>/=10

>/=/<0

6.

Текучесть кадров от общего числа
работников, в %

>/= 10

>/= 5

>/= 0

7.

Дата проведения последней проверки,
год

>/= 3

>/= 2

>/=/<1

8.

Исполнение рекомендаций органа
контроля, в %

</= 60

</= 80

</= 100

      * по данному критерию, исходя из объемов бюджетных средств данной области, района, ревизионными комиссиями самостоятельно определяются два значения: один – для областного уровня, второй – для районного уровня

Приложение 2          
к Типовой системе управления рисками,
которая применяется при планировании
и проведении внешнего государственного
финансового контроля       

                         ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ
       по отнесению субъектов квазигосударственного сектора к
                         группам риска


п/п

Наименование показателей

Группы риска

высокой
степени

средней
степени

минималь-
ной
степени

1.

Объем средств, выделенных из
государственного бюджета*




2.

Рост/снижение размера уставного
капитала, в %

>/= 15
</= -15

>/= 10
</= -10

>/= 0
</= 0

3.

Наличие дочерних и ассоциированных
организаций, в ед.

>/=5

>/=2

>/=0

4.

Рост/снижение прибыли по сравнению с
предыдущим периодом, в %

</= 0

</=10

> 10

5.

Доля административных расходов от
общего объема расходов, в %

>/=30

>/= 20

>/=/<10

6.

Объем выплаченных дивидендов от
прибыли, в %

>/= 0
</= 10

>/= 10

>/= 50

7.

Дата проведения последней проверки,
год

>/= 3

>/= 2

>/=/<1

8.

Исполнение рекомендаций органа
контроля, в %

</= 60

</= 80

</= 100

      * по данному критерию ревизионными комиссиями самостоятельно определяются два значения: один – для областного уровня, второй – для районного уровня