Об утверждении Правил проведения радиационного контроля

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 11 июля 2011 года № 360. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 августа 2011 года № 7125

Действующий

      В соответствии с пунктом 4 статьи 192 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года «О таможенном деле в Республике Казахстан» ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемые Правила проведения радиационного контроля.
      2. Признать утратившими силу:
      1) приказ И.о. Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27 сентября 2004 года № 400 «Об утверждении Правил проведения радиационного контроля таможенными органами в пунктах пропуска через государственную (таможенную) границу Республики Казахстан» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 3116, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, 2004 год № 41-44, ст.1042);
      2) приказ Вице-Министра финансов – Председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан от 7 сентября 2005 года № 345 «О внесении изменений в приказ И.о. Председателя Агентства таможенного контроля Республики Казахстан от 27 сентября 2004 года № 400 «Об утверждении Правил проведения радиационного контроля таможенными органами на государственной границе Республики Казахстан» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 3862, опубликованный в газете «Юридическая газета» от 9 декабря 2005 года № 230-231).
      3. Комитету таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан (Баймаганбетов С.Н.) обеспечить в установленном законодательством порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его последующее опубликование в средствах массовой информации.
      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 июля 2011 года.

      Министр                                    Б. Жамишев

      СОГЛАСОВАНО:

      Министр здравоохранения
      Республики Казахстан
      ________________ С. Каирбекова
      «18» июля 2011 года

      Заместитель Премьер-Министра
      Республики Казахстан –
      Министр индустрии
      и новых технологий
      Республики Казахстан
      ________________ А.Исекешев
      «19» июля 2011 года

Утверждены       
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 11 июля 2011 года № 360

Правила
проведения радиационного контроля

1. Общие положения

      1.Настоящие Правила проведения радиационного контроля (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 4 статьи 192 Кодекса Республики Казахстан от 30 июня 2010 года «О таможенном деле в Республике Казахстан» (далее - Кодекс).
      2. Радиационный контроль проводится таможенными органами в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза.
      3. При проведении радиационного контроля необходимо руководствоваться Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, ратифицированным Законом Республики Казахстан от 30 июня 2010 года, главой II Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года № 299, Кодексом Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения», Экологическим кодексом Республики Казахстан от 9 января 2007 года, Законами Республики Казахстан от 14 апреля 1997 года «Об использовании атомной энергии», от 23 апреля 1998 года «О радиационной безопасности населения», от 21 июля 2007 года «Об экспортном контроле», Санитарными правилами «Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности», утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 29 июля 2010 года № 565 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 6422).
      4. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
      1) источник ионизирующего излучения - радиоактивные вещества, установки (не относящиеся к ядерным установкам), аппараты и объекты, испускающие или способные испускать ионизирующее излучение;
      2) мощность дозы - доза излучения за единицу времени (секунду, минуту, час);
      3) упаковка - упаковочный комплект с его радиоактивным содержимым в представленном для перевозки виде, имеющий знаки радиационной опасности;
      4) радиационная авария - нарушение пределов безопасной эксплуатации объекта использования атомной энергии, при котором произошел выход радиоактивных продуктов и/или ионизирующего излучения за предусмотренные проектом нормальной эксплуатации границы, которые могли привести или привели к облучению людей или радиоактивному загрязнению окружающей среды выше установленных норм;
      5) радиационный контроль - получение информации о радиационной обстановке, включающий в себя дозиметрический и радиометрический контроль;
      6) радиоактивные материалы - любые материалы, содержащие радионуклиды, в которых концентрация активности (удельная активность), а также полная активность превышает значения, регламентированные нормами радиационной безопасности;
      7) удельная активность радионуклида - активность на единицу массы данного нуклида;
      8) удельная активность материала - активность на единицу массы радиоактивного материала, выраженная в Беккерелях на килограмм (Бк/кг).
      5. Радиационный контроль товаров и транспортных средств один из видов таможенного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза, который осуществляется в целях радиационной безопасности населения на таможенной территории Таможенного союза и Республики Казахстан в соответствии с законодательством Таможенного союза и Республики Казахстан, соблюдения международного режима нераспространения ядерного оружия и ядерных материалов, предотвращения нарушений таможенных правил при перемещении в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза радиоактивных материалов (далее - РМ), товаров и транспортных средств с повышенным уровнем мощности эквивалентной дозы гамма-излучения, плотности потока нейтронных, альфа-, бета-излучений (далее – ионизирующее излучение).
      Радиационному контролю подлежат физические лица, товары и транспортные средства, пересекающие пункты пропуска через таможенную границу Таможенного союза.
      6. Радиационный контроль объектов, пересекающих пункты пропуска через таможенную границу Таможенного союза, состоит из следующих направлений:
      таможенный контроль за перемещением радиоактивных материалов, источников ионизирующего излучения, а также физических лиц, товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза;
      определение основных положений организации и порядка проведения радиационного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза;
      определение общих критериев и способов проведения радиационного контроля товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза;
      определение критериев планирования и осуществления мероприятий по организации радиационной безопасности при выявлении фактов перемещения в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза РМ, товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения.
      7. Для радиационного контроля таможенные органы используют стационарные и переносные системы радиационного контроля РМ, адаптированные к технологиям таможенного контроля.

2. Порядок проведения радиационного контроля товаров и
транспортных средств

      8. Приоритетному радиационному контролю подлежат товары, входящие в товарные позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее – ТН ВЭД ТС), утвержденной Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 года № 18:
      1) 2612 - руды и концентраты урановые или ториевые;
      2) 2844 - элементы химические радиоактивные и изотопы радиоактивные (включая делящиеся и воспроизводящие химические элементы, и изотопы) и их соединения; смеси и остатки, содержащие эти продукты;
      3) 2845 - изотопы, кроме изотопов товарной позиции 2844; соединения неорганические или органические, определенного или неопределенного химического состава;
      товары, входящие в подсубпозиции:
      4) 8401 30 000 0 - тепловыделяющие элементы (твэлы), не облученные (для ядерных реакторов);
      5) радиоизотопные изделия, входящие в состав приборов и оборудования товарной позиции 9022 - аппаратура, основанная на использовании альфа-, бета-, гамма- или нейтронного излучений.
      Радиационный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза, производится в соответствии с требованиями Кодекса.
      9. С учетом класса используемой аппаратуры радиационный контроль в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза в рамках таможенного контроля состоит из следующих этапов:
      1) первичный радиационный контроль;
      2) дополнительный радиационный контроль;
      3) углубленное радиационное обследование;
      4) экспертиза.
      10. Целью первичного радиационного контроля является оперативное выявление и удаление из потока товаров и транспортных средств объектов с повышенным (по отношению к естественному радиационному фону) уровнем ионизирующего излучения, который осуществляется должностными лицами таможенных органов, контролирующими помещение товаров и транспортных средств в зону таможенного контроля и осуществляющими таможенный досмотр.
      11. Формой первичного радиационного контроля является использование автоматизированных систем радиационного контроля РМ (далее - АСРК РМ) - стационарной аппаратуры обнаружения РМ, а при ее отсутствии или неисправности - переносной аппаратуры радиационного контроля. Должностные лица таможенных органов, привлекаемые к работе с системами радиационного контроля РМ, прошедших обучение по осуществлению радиационного контроля и не имеющих медицинских противопоказаний, проходят необходимую техническую подготовку и имеют допуск на право самостоятельной работы. Должностные лица таможенных органов, работающие с источниками ионизирующего излучения или осуществляющие досмотр РМ, проходят индивидуальный дозиметрический контроль.
      Критерием классификации проверяемого объекта, как имеющего повышенный уровень ионизирующего излучения, является устойчивое (неложное) срабатывание АСРК РМ, подтвержденное повторным использованием аппаратуры первичного радиационного контроля.
      Выявленные в ходе проведения первичного радиационного контроля объекты с повышенным уровнем ионизирующего излучения выделяются из общего потока товаров и транспортных средств. Выделенные объекты размещаются на определенном должностным лицом таможенного органа участке зоны таможенного контроля (открытая площадка, отдельное помещение, удаленном от общей массы товаров и транспортных средств на расстояние не менее 15-20 метров) для проведения дополнительного радиационного контроля с выставлением предупредительных знаков радиационной опасности, отчетливо видимых с расстояния не менее 3 метров.
      12. В случае срабатывания стационарной аппаратуры обнаружения РМ по нейтронному каналу дальнейшие действия должностного лица таможенного органа по локализации и идентификации источников ионизирующего излучения осуществляются с использованием измерительных средств АСРК РМ, имеющих детекторы нейтронного излучения.
      13. Каждое срабатывание звуковой или световой сигнализации стационарной системы обнаружения РМ или переносной аппаратуры радиационного контроля вносятся в Журнал регистрации сведений о срабатывании стационарной системы обнаружения РМ и переносной аппаратуры радиационного контроля по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам.
      14. Основаниями для проведения дополнительного радиационного контроля товаров и транспортных средств являются:
      1) результаты первичного радиационного контроля;
      2) получение оперативной информации от субъектов оперативно-розыскной деятельности;
      3) результаты проверки товаросопроводительных документов;
      4) выявление признаков наличия РМ и товаров с повышенным содержанием радионуклидов, в том числе обнаружение знаков радиационной опасности, характерных защитных контейнеров (упаковок).
      15. Целями дополнительного радиационного контроля являются:
      1) выяснение причин срабатывания аппаратуры обнаружения РМ;
      2) поиск и локализация объектов, имеющих повышенный уровень ионизирующего излучения, измерение радиационных характеристик объекта по гамма- и нейтронному излучениям без вскрытия упаковки или транспортного средства;
      3) оценка степени радиационной опасности объекта.
      16. Дополнительный радиационный контроль осуществляется в течение суток прошедшими специальную подготовку должностными лицами таможенных органов.
      Для проведения дополнительного радиационного контроля используется прошедшая государственную поверку дозиметрическая и радиометрическая аппаратура.
      Вскрытие отсеков транспортных средств, грузовых емкостей при поиске и локализации объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения производится в строгом соответствии с требованиями радиационной безопасности и в соответствии с Кодексом. Вскрытие упаковок не допускается.
      В ходе проведения дополнительного радиационного контроля в целях обеспечения радиационной безопасности выполняются следующие требования:
      1) объект с повышенным уровнем ионизирующего излучения перемещается на расстояние, не менее 20 метров от жилых и служебных помещений;
      2) время пребывания должностных лиц таможенных органов вблизи объекта с повышенным уровнем ионизирующего излучения должно быть ограничено;
      3) наличие предупредительных знаков радиационной опасности, отчетливо видимых с расстояния не менее 3 метров, на выставленном ограждении.
      17. Дополнительный радиационный контроль проводится по методике проведения дополнительного радиационного контроля товаров и транспортных средств, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
      18. Результаты дополнительного радиационного контроля вносятся в Журнал сведений о перемещении товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза (далее - Журнал) по форме, согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
      По результатам дополнительного радиационного контроля незамедлительно принимается одно из следующих решений:
      1) о проведении углубленного радиационного обследования;
      2) о пропуске товара через таможенную границу Таможенного союза.
      19. Основанием для проведения углубленного радиационного обследования являются результаты дополнительного радиационного контроля, подтверждающие повышенный уровень ионизирующего излучения обследуемого объекта и наличие в нем РМ.
      20. Критерием реагирования, определяющим необходимость проведения углубленного радиационного обследования является превышение величины среднеарифметического значения трех измерений мощности дозы гамма-излучения на поверхности объекта (Низм.), над значением естественного фона (Нф.), измеренного в зоне таможенного контроля, на величину 0,2 Нф, то есть
                             Низм = 0,2+Нф
      где, Низм - величина среднеарифметического значения трех измерений мощности дозы гамма-излучения, мкЗв/ч, которая рассчитывается по формуле:
                    Низм..= 1/3 Низм.i, (при i=3)
      где, Низм..i - значение мощности дозы гамма-излучения на поверхности объекта при i-том измерении, мкЗв/ч;
      Нф - значение мощности дозы гамма-излучения естественного фона, измеренного в зоне таможенного контроля, мкЗв/ч.
      Данный критерий реагирования предназначен для товаров, содержащих естественные природные радионуклиды, к которым относятся следующие товары: строительные материалы (песок, глина, гравийная масса, гранитная масса, щебень, инертные материалы, кирпич, керамзит, железобетонные изделия, металлолом, лес), химические удобрения, промышленная продукция тяжелой и легкой промышленности, пищевая продукция (отечественная и зарубежная), сельхозпродукция и дополнительные группы материалов.
      Для прочих товаров критерием реагирования, определяющим необходимость проведения углубленного радиационного обследования, является превышение величины среднеарифметического значения трех измерений мощности дозы гамма-излучения на поверхности объекта (Н изм.), над значением естественного фона (Нф.), измеренного в зоне таможенного контроля, на величину 0,5 Нф, то есть Низм. > = 0,5+Нф и/или наличие поверхностного загрязнения объекта альфа- и бета- излучающими нуклидами, превышающего допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности.
      Критерием реагирования, определяющим проведение углубленного радиационного обследования по локализации и идентификации источников с повышенным уровнем плотности потока нейтронных излучений, является превышение допустимых значений, установленных нормами радиационной безопасности.
      21. Целью углубленного радиационного обследования является максимально возможная локализация и первичная идентификация РМ, содержащихся в обследуемом объекте.
      22. Углубленное радиационное обследование осуществляется в течение суток уполномоченными должностными лицами на проведение радиационного контроля по согласованию с уполномоченным органом в сфере санитарно-эпидемиологического надзора Республики Казахстан.
      23. Для проведения углубленного радиационного обследования используется прошедшая государственную поверку спектрометрическая и радиометрическая аппаратура.
      24. Поиск и локализация источника излучения производится с помощью радиометрической аппаратуры в поисковом режиме.
      25. Вскрытие отсеков транспортных средств, грузовых мест и упаковки при поиске и локализации объектов с повышенным уровнем ионизирующего излучения осуществляется в соответствии с требованиями радиационной безопасности и в соответствии с Кодексом.
      26. Углубленное радиационное обследование проводится по методике проведения углубленного радиационного обследования товаров и транспортных средств, согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
      27. По результатам углубленного радиационного обследования незамедлительно принимается одно из следующих решений:
      1) о немедленном вывозе товара с таможенной территории Таможенного союза при ввозе, либо о запрете вывоза товара с таможенной территории Таможенного союза в случае перемещения товара за пределы территории Таможенного союза;
      2) о передаче товара на экспертизу;
      3) о пропуске товара через таможенную границу Таможенного союза.
      28. Экспертиза радиационного груза проводится в соответствии с Кодексом и на основании Решения таможенного органа о назначении таможенной экспертизы товаров и транспортных средств, оформленное по результатам углубленного радиационного обследования товара, или отправляется на проведение лабораторных исследований для определения удельной активности радионуклидов на соответствие установленным нормам радиационной безопасности в уполномоченный орган в сфере санитарно-эпидемиологического надзора Республики Казахстан.
      29. Передача товара на экспертизу и его транспортировка осуществляется под контролем уполномоченных должностных лиц на проведение радиационного контроля с соблюдением соответствующих мер и норм радиационной безопасности.
      Результаты экспертизы/лабораторных исследований вносятся в Журнал.
      30. По получению результатов экспертизы/лабораторных исследований таможенным органом в течение суток принимается решение:
      1) о возбуждении дела об административном правонарушении или производстве дознания по уголовным делам;
      2) о пропуске товара в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза;
      3) о немедленном вывозе товара с таможенной территории Таможенного союза при ввозе, либо о запрете вывоза товара с таможенной территории Таможенного союза в случае перемещения товара за пределы территории Таможенного союза.

3. Организация и методика проведения радиационного контроля
физических лиц и багажа

      31. Радиационный контроль физических лиц и их багажа производится при помощи переносных, либо стационарных АСРК РМ.
      32. В случаях срабатывания АСРК РМ должностному лицу таможенного органа необходимо:
      1) устно опросить физическое лицо о прохождении курса лечения радио-фармацевтическими препаратами, об операции на сердце, связанной с установкой кардиостимулятора;
      2) проверить наличие у физического лица медицинских документов, подтверждающих проведение этих процедур;
      3) измерить мощность эквивалентной дозы по всей поверхности тела пассажира и в области больного органа (щитовидная железа, сердце) с помощью переносного дозиметра.
      Подтверждение наличия повышенного уровня излучения в указанной области тела физического лица, свидетельствует о проведенном лечении. Мощность дозы гамма-излучения на расстоянии 1 метра от пациента, которому с терапевтической целью введены радио-фармацевтические препараты, при выходе из радиологического отделения лечебно-профилактического учреждения не должна превышать 3 мкЗв/ч.
      В случаях, когда результаты измерений не дают однозначного подтверждения проводившегося курса лечения, с разрешения соответствующего должностного лица таможенного органа проводится личный таможенный досмотр физического лица в соответствии с Кодексом с участием уполномоченного должностного лица на проведение радиационного контроля.
      В случаях срабатывания АСРК РМ при поверке багажа радиационный контроль проводится по аналогии с разделом 2 настоящих правил.
      33. По результатам радиационного контроля физического лица таможенным органом незамедлительно принимается решение:
      1) о пропуске физического лица в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза;
      2) о передаче материалов в ведение подразделений таможенных органов по борьбе с преступлениями и правонарушениями в сфере таможенного дела для принятия дальнейших мер в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

4. Системы радиационного контроля РМ, товаров и
транспортных средств

      34. К системам радиационного контроля РМ, товаров и транспортных средств относятся дозиметрические и радиометрические приборы радиационного контроля, которые по назначению и характеру применения подразделяются на три группы:
      1 группа - системы радиационного контроля РМ для проведения первичного радиационного контроля;
      2 группа - системы радиационного контроля РМ для проведения дополнительного радиационного контроля;
      3 группа - системы радиационного контроля для идентификации РМ.
      35. Все системы радиационного контроля РМ, являющиеся средствами измерений, на момент проведения измерений в соответствии с  законодательством Республики Казахстан должны быть поверены.
      36. Первичный радиационный контроль всех пересекающих пункты пропуска через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств проводится с помощью стационарных таможенных систем обнаружения РМ различных модификаций (железнодорожных, автомобильных, пешеходных и складских) или переносных поисковых дозиметров.
      37. Стационарные средства оснащаются детекторами нейтронного и гамма-излучения, расположенными по обеим сторонам контролируемого объекта, а также звуковой и световой сигнализацией и устройством отображения информации. В указанных системах допускаются специальные устройства обработки сигналов датчиков для оперативной первичной идентификации РМ и, в частности, для информирования о возможном наличии в обследуемом объекте РМ.
      Для измерения мощности эквивалентной дозы гамма-излучения на поверхности товаров или транспортных средств применяются дозиметры гамма-излучения.
      38. Для дополнительного радиационного контроля используются переносные приборы: дозиметры поисковые микропроцессорные, радиометры-дозиметры, радиометры-спектрометры в поисковом режиме и в режиме измерения с датчиками для каждого вида излучений, дозиметры рентгеновского гамма-излучения.
      39. Для углубленного радиационного обследования для решения вопроса о природном или искусственном происхождении РМ используют радиометры-спектрометры, переносные сцинтиляционные гамма-спектрометры и полупроводниковые гамма-спектрометры.

5. Заключительные положения

      40. В случае обнаружения радиационной аварии при транспортировании РМ, либо перемещении товаров и транспортных средств с высоким уровнем ионизирующего излучения, уполномоченными должностными лицами на проведение радиационного контроля определяется периметр безопасности в 100 мкЗв/час, и осуществляются безотлагательные меры:
      1) ограждается зона местонахождения опасного объекта с мощностью дозы по периметру 2 мкЗв/час;
      2) вывешиваются по периметру огражденной зоны знаки радиационной опасности, фиксируемых с расстояния не менее 3 метров;
      3) удаляются лица, находящиеся в зоне и по периметру ограждения;
      4) совместно с лицами, сопровождающими объект (если таковые имеются) проводятся мероприятия, согласно законодательству Республики Казахстан по безопасной перевозке радиоактивных материалов;
      5) информируются соответствующие уполномоченные органы, а также органы местного самоуправления;
      6) принимаются иные меры, необходимые для обеспечения радиационной безопасности.
      41. По каждому факту нарушений при перемещении РМ и товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза территориальный таможенный орган после анализа информации в течение суток передает информацию соответствующему подразделению уполномоченного органа в сфере таможенного дела Республики Казахстан (в виде специального сообщения на электронный адрес с досылом по почте).
      Уполномоченный орган в сфере таможенного дела в течение суток оповещает уполномоченный государственный орган в области использования атомной энергии.
      42. Сведения о состоянии АСРК РМ и мерах, принятых при обнаружении перемещений в пунктах пропуска через таможенную границу Таможенного союза РМ и товаров с повышенным уровнем ионизирующего излучения, подразделения таможенного органа в порядке отчетности ежемесячно представляют в соответствующее подразделение уполномоченного органа в сфере таможенного дела Республики Казахстан.

Приложение 1   
к Правилам проведения
радиационного контроля

Форма           

                             Журнал
   регистрации сведений о срабатывании стационарной системы
обнаружения РМ и переносной аппаратуры радиационного контроля

№ п/п

Наименование
оборудования,
по которому
зафиксировано
срабатывание

Тип тревоги
(ложная/
подтвержденная)

Дата
срабатывания

Время
срабатывания

Тип канала,
по которому
произошло
срабатывание

Счет/Фон

Продолжение таблицы

Уровень
естест-
венного
фона

Уровень
фона,
отличный
от
объекта

Обследуемый
объект (физическое лицо,
транспортное средство,
железнодорожный вагон,
почтово-багажное
отправление и
тому подобное)

Наименование
товара
(количество мест,
тип упаковки,
код ТН ВЭД)

Отправитель
(страна
отправления
)

Получатель
(страна
назначения)

Продолжение таблицы

Принятые
меры в
соответствии
с этапами
радиа-
ционного
контроля

Дополни-
тельно
применен-
ные
АСРК ДРМ

Установлено
по
результатам
контроля

Предоставленные
документы

Принятое
решение

Фамилия и
имя
специалиста,
производив-
шего
отработку
по
срабатыванию

Приме-
чание

Приложение 2    
к Правилам проведения
радиационного контроля

Методика
проведения дополнительного радиационного контроля товаров и
транспортных средств

      Измерение объекта с повышенным ионизирующим излучением, имеющего значительную протяженность (железнодорожный вагон, грузовой автомобиль, контейнер) и заполненного однородным грузом (щебенка, порошок, мелкие детали), проводится по средней линии (по высоте) длинной боковой стенки объекта. Шаг измерений - 1-3 метра.
      В точке, где показания прибора максимальны, измерения проводятся в серединах промежутков между ней и двумя соседними точками измерений. Эта процедура повторяется несколько раз, пока не определится положение по линии измерений точки, в которой значение измеряемой величины максимально. Для этой точки аналогичная процедура измерений проводится также в вертикальном направлении.
      Аналогичная процедура проводится и для противоположной боковой поверхности. Если максимальное и минимальное показания прибора в этой серии измерений отличаются друг от друга более чем в 10 раз, делается предположение, что источник радиации имеет локальный характер и расположен в месте обнаруженного максимума измеряемой величины. Если максимум и минимум величины отличаются более чем в 2 раза, источник радиации следует считать распределенным по всему объему обследуемого объекта. В промежуточных случаях размеры источника радиации следует считать сравнимыми с размерами объекта.
      После установления наличия радиоактивного источника в объекте и оценки степени его локализации, измеряется мощность дозы гамма-излучения, плотность потока нейтронов, плотность поверхностного загрязнения объекта альфа- и бета излучающими радионуклидами в точке максимума на поверхности объекта.
      Если объект имеет небольшие размеры (чемодан, сумка), то следует убедиться, что на его поверхности действительно имеется повышенный уровень ионизирующего излучения. Определить точку, в которой он максимален, и измерить в ней мощность дозы гамма-излучения, плотность потока нейтронов и уровень поверхностного загрязнения альфа-, и бета-излучающими радионуклидами.

Приложение 3    
к Правилам проведения
радиационного контроля

Форма           

                            Журнал
    сведений о перемещении товаров и транспортных средств с
 повышенным уровнем ионизирующего излучения в пунктах пропуска
           через таможенную границу Таможенного союза

      1. Дата обнаружения: __________________________________________
      2. Пункт пропуска: ____________________________________________
      3. Способ обнаружения: ________________________________________
_____________________________________________________________________
      4. Наименование товара: _______________________________________
      5. Отправитель: _______________________________________________
      6. Получатель: ________________________________________________
      7. Транспортное средство: _____________________________________
      8. Таможенный режим: __________________________________________
      9. Подробности обнаружения:____________________________________
_____________________________________________________________________
      10. Результаты дополнительного радиационного контроля: ________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
      11.Результаты углубленного радиационного обследования: ________
_____________________________________________________________________
      12.Результаты экспертизы/лабораторных исследований: ___________
_____________________________________________________________________
      13.Тип обнаруженного вещества: ________________________________
_____________________________________________________________________
      14.Содержание постановления о нарушении таможенных правил: ____
_____________________________________________________________________
      15. Примечания ________________________________________________

Приложение 4    
к Правилам проведения
радиационного контроля

Методика
проведения углубленного радиационного обследования
товаров и транспортных средств

      Измерение объекта с повышенным ионизирующим излучением, имеющего значительную протяженность (железнодорожный вагон, грузовой автомобиль, контейнер) и заполненного грузом в грузовой емкости (коробки, ящики, канистры), проводится на поверхности каждой грузовой емкости.
      Предположением того, что радиоактивный источник содержится именно в данной грузовой емкости, может служить уменьшение показаний прибора при удалении его от найденного объекта на расстояние, равное не менее чем четырем максимальным поперечным размерам объекта.
      Если грузовая емкость достаточно велика, с целью максимально возможной локализации радиоактивного источника в пределах выявленного объекта и определения максимальных значений плотности потока нейтронов и мощности дозы гамма-излучения на ее поверхности, а также поверхностного загрязнения альфа и бета-излучающими радионуклидами, проводятся дополнительные измерения по вышеописанной схеме.
      После локализации источника излучения в обследуемом объекте проводят первичную идентификацию содержащихся в нем РМ. Сначала определяют, имеется ли на поверхности объекта регистрируемое нейтронное излучение (если локализация велась по гамма-излучению). Для этого в точке абсолютного максимума мощности дозы гамма-излучения измеряют плотность потока нейтронов. Если же локализация источника велась по нейтронному излучению, то в точке его абсолютного максимума измеряется мощность дозы гамма-излучения.
      Наличие заметного нейтронного (в 2-3 раза превышающее фоновое) свидетельствует о вероятности присутствия в составе обследуемого объекта делящихся материалов.
      В случае отсутствия на поверхности объекта фиксируемого потока нейтронов, при наличии переносного гамма-спектрометра или радиометра со спектрометрическим каналом, проводят гамма-спектрометрическое обследование объекта без вскрытия упаковки. Датчик устанавливают на специальном штативе против точки абсолютного максимума мощности дозы гамма-излучения вплотную к поверхности объекта или на некотором расстоянии от нее, обеспечивающем нормальную работу спектрометра. Выбор времени набора спектра, зависящий от интенсивности излучения и чувствительности спектрометра, должен обеспечивать получение достаточных статистических данных для надежной идентификации радионуклидов.

Приложение 5   
к Правилам проведения
радиационного контроля

         Таблица категорий упаковок и транспортных пакетов

Условия

Транспортный индекс

Максимальная мощность дозы в любой
точке внешней поверхности

Категория

0(1)

Не более 0,005 мЗв/ч

I-БЕЛАЯ

Больше 0, но не больше 1

Больше 0,005 мЗв/ч, но не больше 0,5 мЗв/ч

II-ЖЕЛТАЯ

Больше 1, но не больше 10

Больше 0,5 мЗв/ч, но не больше 2 мЗв/ч

III- ЖЕЛТАЯ

Больше 10

Больше 2 мЗв/ч, но не больше 10 мЗв/ч

III-ЖЕЛТАЯ(2)

      Примечание:
      (1)Если измеренный транспортный индекс не превышает 0,05, то приведенное значение может равняться нулю.
      (2)Должны перевозиться спецтранспортом.