Сноска. Утратил силу приказом Первого заместителя Премьер-Министра РК - Министра регионального развития РК от 18 сентября 2013 года № 235/ОД (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
В соответствии с Правилами содействия повышению мобильности лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и оказания им мер государственной поддержки, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 18 июля 2011 года № 817,ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемые критерии для определения сельских населенных пунктов с низким и высоким экономическим потенциалом.
2. Департаменту региональной политики и межбюджетных отношений Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан, Комитету по делам сельских территорий Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан принять необходимые меры по своевременному согласованию Перечня сельских населенных пунктов с низким и высоким экономическим потенциалом.
3. Департаменту региональной политики и межбюджетных отношений Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан (Беспалинов Т.А.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
2) официальное опубликование настоящего приказа после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан;
3) опубликование настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра сельского хозяйства Республики Казахстан Толибаева М.Е. и вице-министра экономического развития и торговли Республики Казахстан Искандирова А.М.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр и.о.Министра
сельского хозяйства Экономического развития и торговли
Республики Казахстан Республики Казахстан
__________ А. Мамытбеков ____________ Т.Сулейменов
Утверждено
совместным приказом
Министра сельского хозяйства
Республики Казахстан
от 28 июля 2011 года № 28-2/430
и и.о.Министра экономического
развития и торговли
Республики Казахстан
от 28 июля 2011 года № 225
Критерии для определения сельских населенных пунктов
с низким и высоким экономическим потенциалом
Классификационные |
Единица измерения |
Пороговые |
Показатели |
1. Экономический блок 60 |
|||
Плодородие почвы |
Балл бонитета |
>45 |
12 |
>25-45 |
7 |
||
15-25 |
3 |
||
<15 |
0 |
||
Степень удаленности |
Расстояние от сельского |
<=20 |
9 |
>20-60 |
6 |
||
>60-100 |
3 |
||
>100 |
0 |
||
Предпринимательская |
Приходится хозяйствующих |
>5 |
5 |
3-5 |
4 |
||
1-<3 |
2 |
||
<1 |
0 |
||
Развитие переработки |
Имеется |
>4 |
5 |
2-4 |
4 |
||
1 |
2 |
||
Отсутствует |
0 |
0 |
|
Обеспеченность |
1) Приходится тракторов |
>0,5 |
4 |
0,4-0,5 |
3 |
||
0,2-<0,4 |
2 |
||
<0,2 |
0 |
||
2) Приходится комбайнов |
>0,3 |
4 |
|
0,2-0,3 |
3 |
||
0,1-<0.2 |
2 |
||
<0,1 |
0 |
||
Использование |
Имеются и используются |
7 |
|
Имеются и не |
3 |
||
Не имеются |
0 |
||
Пашня |
На одного человека, га |
>5 |
7 |
3-5 |
4 |
||
1-<3 |
2 |
||
<1 |
0 |
||
Пастбища |
На одну условную голову |
>0,3 |
7 |
0,2-0,3 |
4 |
||
0,1-<0.2 |
2 |
||
<0,1 |
0 |
||
2. Инженерно-инфраструктурный блок 30 |
|||
Водоснабжение |
Обеспечен водопроводом |
5 |
|
Пользуются местными |
4 |
||
Пользуются водой из |
3 |
||
Привозная вода |
0 |
||
Балансодержатель |
Эксплуатирующие |
2 |
|
аким сельского округа |
0 |
||
Дорога |
Твердое покрытие, % |
100 |
7 |
>=75 - 100 |
5 |
||
>=50 - 75 |
3 |
||
< 50 |
1 |
||
Газоснабжение |
Газифицированы |
3 |
|
Не газифицированы |
0 |
||
Электроэнергия |
Обеспечены |
7 |
|
Не обеспечены |
0 |
||
Cвязь (телефонная) |
Наличие: - АТС |
6 |
|
- от 1 до 5 номеров |
4 |
||
- 1 номера |
2 |
||
Отсутствие связи |
0 |
||
3. Социальный блок 10 |
|||
Образование |
Наличие школ и их |
3 |
|
Наличие, но |
2 |
||
Не имеют школ, |
2 |
||
Не имеют школ, |
0 |
||
Здравоохранение* |
Наличие медучреждений и |
3 |
|
Наличие, но |
2 |
||
Не имеют медучреждений |
0 |
||
Занятость** |
Количество занятых |
>=средне- |
3 |
<средне- |
0 |
||
Бедность ** |
Количество людей, |
<=средне- |
1 |
>средне- |
0 |
||
4. Экологический блок |
|||
Радиационный фон |
мкЗв/ч |
<0,3 |
1 |
>0,3 |
0 |
||
Засоленность почвы |
% |
Слабо- |
1 |
Средне- |
0,75 |
||
Сильно- |
0,25 |
||
Очень |
0 |
||
Качество воды |
Уровень минеральных |
До 1 |
1 |
1-2 |
0,75 |
||
>2-3 |
0,25 |
||
>3 |
0 |
||
Баллы Итого 100 |
|||
СНП с высоким экономическим потенциалом |
70 - 100 |
||
СНП со средним экономическим потенциалом |
35-69 |
||
СНП с низким экономическим потенциалом |
1 - 34 |
* - В случае наличия нескольких объектов здравоохранения, при расчетах принимается объект по степени его значимости;
** - рассчитывается путем соотношения анализируемого фактора со среднеобластным показателем.
Критерии для определения сельских населенных пунктов с низким и высоким экономическим потенциалом рассчитываются в соответствии с Инструкцией по определению сельских населенных пунктов с низким и высоким экономическим потенциалом, согласно приложения к настоящим Критериям.
Приложение
к Критериям по определению
сельских населенных пунктов
с низким и высоким
экономическим потенциалом
Инструкция
по определению сельских населенных пунктов
с низким и высоким экономическим потенциалом
1. Общие положения
1. Инструкция по определению сельских населенных пунктов (далее - СНП) с низким и высоким экономическим потенциалом (далее - Инструкция) разработана и предназначена для осуществления комплексной оценки уровня социально-экономического развития СНП, выявления потенциала в целях улучшения условий проживания жителей, а также для использования при подготовке управленческих решений местными исполнительными органами по вопросам дальнейшего развития населенных пунктов соответствующих территорий.
2. Источники информации
2. Источниками информации для проведения комплексной оценки уровня социально-экономического развития СНП Республики Казахстан является:
1) статистическая отчетность Агентства Республики Казахстан по статистике, департаментов статистики областей, управлений статистики районов;
2) информация, полученная от местных исполнительных органов, министерств, агентств и ведомств;
3) данные ведомственных статиститических наблюдений;
4) результаты социологических опросов.
3. Критерии определения сельских населенных пунктов
с низким и высоким экономическим потенциалом
3. Важнейшими классификационными факторами, оценивающими экономический потенциал СНП и их перспективность, определены 4 блока критериев: экономический, а также инженерно-инфраструктурный, социальный и экологический, дополняющие собственно экономические критерии, которые включают 21 совокупный показатель.
4. С учетом приоритетов экономического развития при оценке потенциала СНП каждому из показателей установлен вес, который характеризует их значимость в сумме совокупного количества баллов. Наибольший вес имеют показатели экономического блока - суммарный наивысший балл 60, показатели инженерно-инфраструктурного блока не превышают 30 баллов, характеристики социального блока имеют вес до 10 баллов. Влияние на уровень развития СНП экологического блока оценивается через поправочные коэффициенты, на которые умножаются баллы, полученные по первым трем блокам.
5. Классификационные факторы экономического блока:
1) "плодородие почвы" - 12 баллов. Качество и потенциальное плодородие почвы характеризует бонитировка пашни, выраженная в баллах бонитета, который может иметь значение от 1 до 100. Пороговые значения показателя установлены в соответствии с данными Агентства Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами и предполагают градацию качества почвенного слоя с шагом в 10 баллов, от показателя "менее 15 баллов" до наибольшего в республике "более 45 баллов";
2) "степень удаленности от рынков сбыта" - 9 баллов. Расстояние от СНП до районного центра, железнодорожной станции, города можно использовать, как основание для показателя доступности рынков сбыта. За низкий порог принято расстояние, равное 20 км и менее, оцененное в 9 баллов. Размер шага составляет 40 км, а за наименьшее пороговое значение показателя принято расстояние, равное 100 км и более;
3) "предпринимательская активность" - 5 баллов. Определяет уровень экономической активности населения на конкретной сельской территории, вычисляется соотнесением количества хозяйствующих субъектов на 100 жителей. Пошаговая вариация пороговых значений данного показателя колеблется от 1 до 5 и более;
4) "развитие переработки сельхозпродукции" - 5 баллов. Характеризует возможности роста добавленной стоимости на соответствующей территории и определяется наличием объектов переработки сельхозпродукции. Пороговые значения показателя варьируют от 0 до более 4 перерабатывающих цехов в одном СНП;
5) "обеспеченность сельскохозяйственной техникой" - 8 баллов. Подразделяется на два показателя: количество тракторов на 100 га пашни и количество комбайнов на 100 га пашни. Величина пороговых значений - определена отклонениями от нормативной нагрузки га/1 трактор - 200 и га/1 комбайн - 300;
6) "использование ирригационных систем". Возможности по развитию орошаемого земледелия отражают наличие и использование ирригационных систем. Поливные земли в состоянии обеспечить доходы гораздо большему количеству сельского населения, чем богарное земледелие. Территории, где имеются и используются ирригационные системы, оцениваются в 7 баллов, а не имеющие - 0;
7) "пашня" - 7 баллов. Определяет возможности развития земледелия. Пороговые значения определяются отклонением величины пашни на одного сельского жителя от средней величины этого показателя по республике, равного 5 га на 1 сельского жителя;
8) "пастбища" - 7 баллов, характеризует фактическую кормообеспеченность и рассчитывается на основе нормативной загрузки пастбищ - 3-4 головы КРС на 1 га. За пороговые значения приняты отклонения от нормативного показателя.
6. Классификационные факторы инженерно-инфраструктурного блока:
1) "водоснабжение" - 5 баллов. Оценка состояния системы водоснабжения проводится по тому, из каких источников берется вода для потребления населением. Величина порогов по системе водоснабжения колеблется от 5 баллов в СНП, имеющих водопровод, до 0 баллов в СНП, пользующихся привозной водой;
2) "балансодержатель водопровода" - 2 балла. Определяет качество обслуживания водопроводной сети в СНП. Пороговые значения определяются наличием эксплуатирующего предприятия в СНП - 2 балла, на балансе акима сельского округа - 0 баллов;
3) "дорога" - 7 баллов. Для оценки дорожной инфраструктуры принят процент автомобильных дорог с твердым покрытием от СНП до райцентра. Пороговое значение определяется 100 % с твердым покрытием, далее пошаговое значение по 25 %;
4) "газоснабжение" - 3 балла. Пороговые значения определяются наличием или отсутствием газификации СНП (газифицированные СНП - 3 балла, не - газифицированные - 0);
5) "электроэнергия" - 7 баллов. Важнейший показатель уровня жизни населения и экономической активности территории. Пороговые значения определяются обеспеченностью или необеспеченностью СНП электроэнергией;
6) "связь" (телефонная) - 6 баллов. Определяется уровнем телефонизации СНП. Пороговые значения показателя определяются плотностью абонентской сети с шагом 2 балла: наличие АТС - 6 баллов, от 1 до 5 номеров - 4 балла, 1 номер - 2 балла и отсутствие связи - 0 баллов.
7. Классификационные факторы социального блока:
1) "образование" - 3 балла. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 декабря 2007 года № 1256 "О гарантированном государственном нормативе сети организаций образования" утверждены государственные нормативы и стандарты по развитию сельского образования.
Оценка показателя развития образования осуществляется по соответствию или несоответствию объектов образования установленным нормам и их наличию в конкретном населенном пункте, а также отдаленности организаций образования более чем на 3 км от СНП, где постоянно проживают учащиеся школьного возраста;
2) "здравоохранение" - 3 балла. В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 декабря 2009 года № 2131 "Об утверждении государственного норматива сети организации здравоохранения Республики Казахстан".
Оценка системы сельского здравоохранения проводится на основе соответствия или несоответствия объектов здравоохранения установленным нормам и их наличию в СНП;
3) "занятость" - 3 балла. Характеризует соотношение количества занятых в СНП к 100 человек экономически активного населения и сравнивается со среднеобластным показателем на соответствие или несоответствие;
4) "бедность" - 1 балл. Характеризует соотношение получателей адресной социальной помощи на 100 жителей села и сравнивается со среднеобластным показателем на соответствие или несоответствие.
8. Экологический блок распределен по показателям:
1) "радиационный фон". Единица измерения - мкЗв/ч. Показателем, характеризующим состояние радиационного фона на территории населенных мест, является мощность экспозиционной дозы внешнего гамма-излучения (МЭД), которая не должна превышать 0,3 мкЗв/час.
СНП с уровнем радиационного фона, превышающим 0,3 мкЗв/ч, переносятся в группу населенных пунктов с особо неблагоприятными экологическими условиями, несмотря на то, что по другим показателям они относились к имеющим высокий потенциал;
2) "засоленность почв". Одним из факторов оценки земли является засоленность почв, измеряемой по концентрации соли в грунте. Пороговые значения определены с шагом коэффициента 0,25: слабозасоленные - 1 балл, среднезасоленные - 0,75 баллов, сильнозасоленные - 0,25 баллов, очень сильнозасоленные - 0 баллов;
3) "качество воды". Для характеристики качества и пригодности воды для потребления берется уровень ее минерализации. Предельно допустимая концентрация (ПДК) минеральных солей (сухого остатка) в питьевой воде составляет 1 (1,5) г/л.
9. Показатели по всем классификационным факторам определяются в баллах в разрезе каждого СНП.
10. Сумма баллов СНП, набранная по трем блокам критериев, умножается на поправочный коэффициент по экологическому блоку и определяет совокупный балл, характеризующий экономический потенциал сельского населенного пункта.
11. На основании совокупной суммы баллов СНП группируются в три категории (типа):
1) СНП с высоким экономическим потенциалом развития - более 70 баллов;
2) СНП со средним экономическим потенциалом развития - 35-69 баллов;
3) СНП с низким экономическим потенциалом развития -1-34 балла.