Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения

Приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 20 апреля 2011 года № 152. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 мая 2011 года № 6976.

Обновленный

      Сноска. В заголовок внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 28.01.2016 № 90 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      В соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения.

      Сноска. В пункт 1 внесено изменение на казахском языке, текст на русском языке не меняется в соответствии с приказом Министра образования и науки РК от 28.01.2016 № 90 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Признать утратившими силу:

      1) приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 ноября 2007 года № 566 "Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5043, опубликованный в "Юридической газете" от 25 января 2008 года № 12 (1412));

      2) приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 июля 2010 года № 404 "О внесении изменений и дополнений в приказ и.о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 ноября 2007 года № 566 "Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6406, опубликованный в газете "Казахстанская правда" от 15 декабря 2010 года № 339-340 (26400-26401)).

      3. Департаменту высшего и послевузовского образования (Омирбаеву С.М.):

      1) обеспечить в установленном порядке государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

      2) после прохождения государственной регистрации опубликовать настоящий приказ в средствах массовой информации.

      4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

Б. Жумагулов


  Утверждены
приказом Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 20 апреля 2011 года № 152

Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения

      Сноска. Правила в редакции приказа Министра образования и науки РК от 12.10.2018 № 563 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 1. Общие положения

      1. Настоящие Правила организации учебного процесса по кредитной технологии обучения (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 25) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" (далее - Закон) и определяют порядок организации учебного процесса по кредитной технологии обучения (далее - КТО) в организациях высшего и (или) послевузовского образования (далее - ВУЗ) и в организациях технического и профессионального, послесреднего образования (далее – организации ТиППО).

      2. В Правилах используются следующие основные понятия и определения:

      1) академическая свобода – совокупность полномочий субъектов образовательного процесса, предоставляемых им для самостоятельного определения содержания образования по дисциплинам компонента по выбору, дополнительным видам обучения и организации образовательной деятельности с целью создания условий для творческого развития обучающихся, преподавателей и применения инновационных технологий и методов обучения;

      2) академический период (Term) (терм)– период теоретического обучения, устанавливаемый самостоятельно организацией образования в одной из трех форм: семестр, триместр, квартал;

      3) академический кредит – унифицированная единица измерения объема научной и (или) учебной работы (нагрузки) обучающегося и (или) преподавателя;

      4) академический календарь (Academic Calendar) (академик календарь) – календарь проведения учебных и контрольных мероприятий, профессиональных практик в течение учебного года с указанием дней отдыха (каникул и праздников);

      5) академический час – единица измерения объема учебных занятий или других видов учебной работы, 1 академический час равен 50 минутам (в военных специальных учебных заведениях (далее – ВСУЗ) 1 академический час равен не менее 40 минутам), используется при составлении академического календаря (графика учебного процесса), расписания учебных занятий, при планировании и учете пройденного учебного материала, а также при планировании педагогической нагрузки и учете работы преподавателя;

      6) академическая мобильность – перемещение обучающихся или преподавателей-исследователей для обучения или проведения исследований на определенный академический период (семестр или учебный год) в другой ВУЗ (внутри страны или за рубежом) с обязательным перезачетом освоенных учебных программ, дисциплин в виде академических кредитов в своем ВУЗе или для продолжения учебы в другом ВУЗе;

      7) активные раздаточные материалы (АРМ) (Hand-outs) (ханд-оутс) - наглядные иллюстрационные материалы, раздаваемые на учебных занятиях для мотивации обучающегося к творческому успешному усвоению темы (тезисы лекции, ссылки, слайды, примеры, глоссарий, задания для самостоятельной работы);

      8) учебные достижения обучающихся – знания, умения, навыки и компетенции обучающихся, приобретаемые ими в процессе обучения и отражающие достигнутый уровень развития личности;

      9) итоговая аттестация обучающихся (Qualification Examination) – процедура, проводимая с целью определения степени освоения ими объема учебных дисциплин и (или) модулей и иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой в соответствии с государственным общеобязательным стандартом соответствующего уровня образования;

      10) академический рейтинг обучающегося (Rating) (ретинг)- количественный показатель уровня овладения обучающимся учебной программы дисциплин и (или) модулей и иных видов учебной деятельности, составляемый по результатам промежуточной аттестации;

      11) самостоятельная работа обучающегося (далее – СРО) – работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями; в зависимости от категории обучающихся она подразделяется на самостоятельную работу студента (далее – СРС), самостоятельную работу магистранта (далее – СРМ) и самостоятельную работу докторанта (далее – СРД); весь объем СРО подтверждается заданиями, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы;

      12) двудипломное образование – возможность обучения по двум образовательным программам и учебным планам с целью получения двух равноценных дипломов или одного основного и второго дополнительного;

      13) Европейская система трансферта (перевода) и накопления кредитов (ECTS) – способ перевода кредитов, полученных студентом за рубежом, в кредиты, которые засчитываются для получения ими степени по возвращении в свою организацию образования, а также накопления кредитов в рамках образовательных программ;

      14) индивидуальный учебный план – учебный план, формируемый на каждый учебный год обучающимся самостоятельно с помощью эдвайзера на основании образовательной программы (для организаций ТиППО на основании типового и рабочего учебного плана) и каталога элективных дисциплин и (или) модулей;

      15) кредитная мобильность – перемещение обучающихся на ограниченный период обучения или стажировки за рубежом - в рамках продолжающегося обучения в родном ВУЗе - с целью накопления академических кредитов (после фазы мобильности студенты возвращаются в свою организацию образования для завершения обучения);

      16) дополнительная образовательная программа (Мinor) (минор)– совокупность дисциплин и (или) модулей и других видов учебной работы, определенная обучающимся для изучения с целью формирования дополнительных компетенций.

      17) модуль – автономный, завершенный с точки зрения результатов обучения структурный элемент образовательной программы, имеющий четко сформулированные приобретаемые обучающимися знания, умения, навыки, компетенции и адекватные критерии оценки;

      18) модульное обучение – способ организации учебного процесса на основе модульного построения образовательной программы, учебного плана и учебных дисциплин;

      19) основная образовательная программа (Major) (мажор) – образовательная программа, определенная обучающимся для изучения с целью формирования ключевых компетенций;

      20) балльно-рейтинговая буквенная система оценки учебных достижений – система оценки уровня учебных достижений в баллах, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе с цифровым эквивалентом, и позволяющая установить рейтинг обучающихся;

      21) запись на учебную дисциплину (Enrollment) (енролмент)- процедура регистрации обучающихся на учебные дисциплины;

      22) кредитная технология обучения – обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин и (или) модулей с накоплением академических кредитов;

      23) самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (далее – СРОП) – работа обучающегося под руководством преподавателя, проводимая по отдельному графику, который определяет ВУЗ или сам преподаватель; в зависимости от категории обучающихся она подразделяется на: самостоятельную работу студента под руководством преподавателя (далее – СРСП), самостоятельную работу магистранта под руководством преподавателя (далее – СРМП) и самостоятельную работу докторанта под руководством преподавателя (далее – СРДП);

      24) постреквизиты (Postrequisite) (постреквизит) – дисциплины и (или) модули и другие виды учебной работы, для изучения которых требуются знания, умения, навыки и компетенции, приобретаемые по завершении изучения данной дисциплины и (или) модули;

      25) пререквизиты (Prerequisite) (пререквизит) – дисциплины и (или) модули и другие виды учебной работы, содержащие знания, умения, навыки и компетенции, необходимые для освоения изучаемой дисциплины и (или) модули;

      26) транскрипт (Transcript) (транскрипт) - документ, содержащий перечень освоенных дисциплин и (или) модулей, и других видов учебной работы за соответствующий период обучения с указанием кредитов и оценок;

      27) тьютор - преподаватель, выступающий в роли академического консультанта студента по освоению конкретной дисциплины и (или) модуля;

      28) средний балл успеваемости (Grade Point Average - GPA) – средневзвешенная оценка уровня учебных достижений обучающегося за определенный период по выбранной программе (отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов итоговой оценки по всем видам учебной работы к общему количеству кредитов по данным видам работы за данный период обучения);

      29) эдвайзер (Advisor) - преподаватель, выполняющий функции академического наставника обучающегося по соответствующей образовательной программе, оказывающий содействие в выборе траектории обучения (формировании индивидуального учебного плана) и освоении образовательной программы в период обучения;

      30) элективные дисциплины – учебные дисциплины, входящие в вузовский компонент и компонент по выбору в рамках установленных академических кредитов и вводимые организациями образования, отражающие индивидуальную подготовку обучающегося, учитывающие специфику социально-экономического развития и потребности конкретного региона, сложившиеся научные школы.

      3. Основными задачами организации учебного процесса по КТО являются:

      1) унификация объема знаний;

      2) создание условий для максимальной индивидуализации обучения;

      3) усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся;

      4) выявление учебных достижений обучающихся на основе эффективной и прозрачной процедуры их контроля.

      4. КТО включает:

      1) введение системы академических кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине и другим видам учебной работы;

      2) свободу выбора обучающимися дисциплин и (или) модулей, включенных в КЭД, обеспечивающую их непосредственное участие в формировании ИУП, за исключением ВСУЗов;

      3) свободу выбора обучающимися преподавателя при регистрации на дисциплины для ВУЗов, за исключением ВСУЗов;

      4) вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;

      5) использование интерактивных методов обучения;

      6) активизацию самостоятельной работы обучающихся в освоении образовательной программы;

      7) академическую свободу факультета (института) и кафедр в организации учебного процесса, формировании образовательных программ для ВУЗов;

      8) академическую свободу преподавателя в организации учебного процесса;

      9) обеспечение учебного процесса необходимыми учебными и методическими материалами;

      10) эффективные методы контроля учебных достижений обучающихся;

      11) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине и другим видам учебной работы.

      5. КТО осуществляется на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся индивидуальной образовательной траектории обучения, направленной на достижение результатов обучения.

Раздел 1. Порядок организации учебного процесса по КТО

Глава 2. Организация учебного процесса по КТО в ВУЗах

Параграф 1. Образовательные программы и учебные планы при КТО

      6. Учебные планы разрабатываются в двух формах:

      1) индивидуальные учебные планы (далее - ИУП);

      2) рабочие учебные планы (далее - РУП).

      В ВСУЗах учебные планы подразделяются на типовые учебные планы (ТУПл) и рабочие учебные планы (РУП). ТУПл утверждаются руководителем соответствующего государственного органа по согласованию с уполномоченным органом в области образования. В ТУПл определяется трудоемкость каждой учебной дисциплины обязательного компонента и каждого вида учебной деятельности (практики, государственных экзаменов, написания и защиты дипломной работы) в кредитах, а вузовский компонент по каждому циклу учебных дисциплин указывается общим количеством кредитов.

      7. По каждой ОП организацией образования разрабатывается каталог элективных дисциплин (далее – КЭД), за исключением ВСУЗов.

      КЭД обеспечивает обучающимся возможность альтернативного выбора элективных учебных дисциплин для формирования индивидуальной образовательной траектории.

      8. На основании образовательной программы и КЭД обучающимися с помощью эдвайзеров разрабатываются ИУПы, за исключением ВСУЗов.

      ИУП определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого обучающегося отдельно. В ИУП включаются дисциплины и виды учебной деятельности (практики, научно-исследовательская / экспериментально-исследовательская работа, формы итоговой аттестации) обязательного компонента (ОК), вузовского компонента (ВК) и компонента по выбору (КВ).

      9. Обучающийся образовательных программ с сокращенным сроком обучения на базе технического и профессионального, или послесреднего, или высшего образования:

      1) формирует свой индивидуальный учебный план в зависимости от достигнутых результатов обучения, освоенных пререквизитов на предыдущем уровне образования, которые обязательно перезасчитываются ВУЗом и включаются в его транскрипт;

      2) имеет индивидуальные сроки обучения и объем образовательной программы, которые определяются ВУЗом самостоятельно на основе действующей образовательной программы.

      10. Форма, порядок формирования и утверждения КЭД, ИУП, РУП определяются ВУЗом самостоятельно.

      В ВСУЗах РУП разрабатывается на весь период обучения на основе ТУПл и утверждается руководителем ВСУЗа.

      11. При организации учебного процесса по кредитной технологии обучения объем каждой учебной дисциплины составляет целое число академических кредитов. При этом дисциплина, оценивается объемом не менее 5 академических кредитов.

      Допускается, оценивание дисциплины в 3-4 академических кредита.

      В ВСУЗах объем каждой дисциплины составляет целое число кредитов и оценивается дисциплины в 1-2 кредита.

      12. Каждая учебная дисциплина носит одно неповторяющееся название, за исключением физической культуры, языков.

      В ВСУЗах допускается освоение дисциплины в течение нескольких академических периодов.

      13. Содержание учебных дисциплин определяется типовыми учебными программами и (или) рабочими учебными программами (силлабусами).

      14. Типовые учебные программы (далее – ТУПр) разрабатываются по дисциплинам обязательного компонента цикла ООД в бакалавриате в соответствии с подпунктом 5-2) статьи 5 Закона.

      В ВСУЗах ТУПр по дисциплинам цикла ООД утверждаются государственным органом, в ведении которого находится ВСУЗ, по согласованию с уполномоченным органом в области образования.

      15. Рабочие учебные программы (силлабусы) разрабатываются по всем дисциплинам образовательной программы организацией образования самостоятельно.

      Форма, структура, порядок разработки и утверждения рабочих учебных программ (силлабусов) определяются ВУЗом самостоятельно.

      16. Объем одного модуля определяется организацией образования самостоятельно и включает две и более учебные дисциплины или в сочетании одной и более дисциплин с другими видами учебной работы.

      17. Профессиональные практики, дипломные работы (проекты), магистерские/докторские диссертации (проекты) включаются в соответствующие модули образовательной программы. При этом каждый вид профессиональной практики относиться к разным модулям.

Параграф 2. Учебный процесс по КТО

      18. Организация учебного процесса в рамках одного учебного года осуществляется на основе академического календаря, который утверждается решением ученого (педагогического) совета организации образования.

      В академическом календаре отражаются периоды проведения учебных занятий, промежуточных и итоговой аттестации, профессиональных практик и других видов учебной работы в течение учебного года, дни отдыха (каникулы и праздники).

      19. Каждый академический период завершается периодом промежуточной аттестации обучающихся.

      В ВСУЗе продолжительность промежуточной аттестации после каждого академического периода составляет не менее 1 недели.

      20. Каникулы предоставляются обучающимся не менее 2-х раз в течение учебного года, общая продолжительность которых должная составлять не менее 7 недель, за исключением выпускного курса.

      В ВСУЗах общая продолжительность каникул в учебном году должна составлять не менее 6 недель, за исключением выпускного курса.

      21. Профессиональная практика является обязательным видом учебной работы обучающегося.

      Основными видами профессиональной практики являются учебная, педагогическая, производственная и преддипломная.

      При организации учебного процесса допускается введение профессиональной практики как раздельно от академического периода, так и параллельно с академическим периодом.

      Результаты профессиональной практики учитываются при подведении итогов промежуточной аттестации.

      Продолжительность практик определяется в неделях исходя из нормативного времени работы студента на практике в течение недели, равного 30 часам (6 часов в день при 5-дневной рабочей неделе).

      Для ВСУЗов продолжительность всех видов практик (стажировок) определяется в неделях исходя из нормативного времени работы курсантов на практике (стажировке) в течение недели, равного 60 часам (10 часов в день при 6-дневной рабочей неделе).

      22. Допускается введение летнего семестра (за исключением выпускного курса) продолжительностью не менее 6 недель для удовлетворения потребностей в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, изучения учебных дисциплин и освоения кредитов обучающимся в других организациях образования с обязательным их перезачетом в своей организации высшего и (или) послевузовского образования, повышения среднего балла успеваемости (GPA), освоения смежной или дополнительной образовательной программы, в том числе в рамках двудипломного образования.

      В ВСУЗах допускается введение летнего семестра (за исключением выпускного курса) продолжительностью до 4 недель для удовлетворения потребностей курсантов в дополнительном обучении, ликвидации академической задолженности или разницы в учебных планах, изучении учебных дисциплин в других организациях образования, повышении среднего балла успеваемости.

      23. При планировании объема учебной работы исходят из того, что один академический кредит равен 30 академическим часам для всех ее видов. Один академический час по всем видам учебной работы равен 50 минутам.

      В ВСУЗах один академический час применительно ко всем видам учебных занятий, всех видов практик и итоговой аттестации составляет не менее 40 минут.

      24. Трудоемкость одного казахстанского академического кредита (30 академических часов) соответствует 1 кредиту ECTS (25-30 академических часов).

      25. При кредитной технологии обучения самостоятельная работа обучающихся подразделяется на две части: на самостоятельную работу, которая выполняется под руководством преподавателя (СРОП), и на ту часть, которая выполняется полностью самостоятельно (СРОС – собственно СРО).

      Весь объем СРО подтверждается заданиями, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы.

      26. Соотношение времени между контактной работой обучающегося с преподавателем и СРО по всем видам учебной деятельности определяется ВУЗом самостоятельно. При этом объем аудиторной работы составляет не менее 30% от объема каждой дисциплины.

      27. Планирование теоретического обучения и промежуточной аттестации осуществляется единым объемом кредитов, т.е. общее количество кредитов на каждую дисциплину включает как ее изучение, так и подготовку и прохождение форм промежуточной аттестации по данной дисциплине.

      28. Каждая учебная дисциплина изучается в одном академическом периоде и завершается итоговым контролем.

      В ВСУЗах по завершению изучения каждой дисциплины курсанты сдают итоговый контроль в форме экзамена. Если дисциплина имеет продолжительность два и более академических периодов, по завершению каждого академического периода проводится промежуточный контроль в форме экзамена. Все виды профессиональных практик, курсовых работ (проектов), войсковых стажировок оцениваются посредством защиты.

      29. Планирование педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава осуществляется в академических часах и/или кредитах. При этом педагогическая нагрузка на аудиторных занятиях рассчитывается исходя из нормы, что 1 академический час равен 50 минутам. Педагогическая нагрузка по другим видам учебной работы рассчитываются на основе норм времени, установленных ВУЗом самостоятельно.

      В ВСУЗах педагогическая нагрузка рассчитывается исходя из нормы, что 1 академический час равен не менее 40 минут.

      30. Академические потоки и группы формируются по принципу достаточного количества обучающихся, записавшихся на данную дисциплину и к данному преподавателю, и достижения достаточного уровня их рентабельности.

      Наполняемость академического потока и группы определяется организацией образования самостоятельно.

      31. Запись обучающихся на учебные дисциплины (Enrollment) организуется офисом Регистратора. При этом для проведения организационно-методических и консультационных работ со студентами привлекаются службы поддержки обучающихся и эдвайзеры.

      32. Обучающийся при определении индивидуальной траектории обучения в рамках вузовского компонента и компонента по выбору выбирает:

      1) дисциплины по основной образовательной программе;

      2) дисциплины по дополнительной образовательной программе.

      33. Порядок выбора и освоения дисциплин по основной образовательной программе осуществляется с учетом наличия пререквизитов.

      Порядок выбора и освоения дисциплин по дополнительной образовательной программе осущетвляется для получения дополнительных компетенций по смежным или профильным ОП, а также для удовлетворения личных потребностей обучающегося.

      34. Объем дисциплин, выбираемых по дополнительной образовательной программе, устанавливается ВУЗом самостоятельно. При этом, дисциплины дополнительной ОП изучаются обучающимися в рамках дисциплин ВК и КВ и их объем входит в общий объем академических кредитов, необходимых для присвоения соответствующей степени или квалификации по основной ОП.

      35. В процессе записи на учебные дисциплины обучающиеся формируют свой ИУП. При этом они:

      1) знакомятся с правилами организации учебного процесса по кредитной технологии обучения;

      2) соблюдают установленные сроки регистрации на учебные дисциплины и внесения изменений в ИУП;

      3) записываются на дисциплины с учетом освоенных пререквизитов.

      36. Учебные достижения (знания, умения, навыки и компетенции) обучающихся оцениваются в баллах по 100-бальной шкале, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе с цифровым эквивалентом (положительные оценки, по мере убывания, от "А" до "D", и "неудовлетворительно" – "FХ", "F",) и оценкам по традиционной системе.

      В случае получения оценки "неудовлетворительно" соответствующая знаку "FХ" обучающийся имеет возможность пересдать итоговый контроль без повторного прохождения программы учебной дисциплины/модуля.

      В случае получения оценки "неудовлетворительно" соответствующая знаку "F" обучающийся повторно записывается на данную учебную дисциплину/модуль, посещает все виды учебных занятий, выполняет все виды учебной работы согласно программе и пересдает итоговый контроль.

      37. В целях повышения качества реализации образовательной программы и обеспечения объективности оценки учебных достижений обучающихся процессы обучения и итогового контроля разделяются.

      Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся организуется офисом Регистратора, за исключением ВСУЗов.

      38. Офис Регистратора ведет постоянный мониторинг результатов промежуточной аттестации обучающихся и их анализ в соответствии с оценочной таблицей, отражающей фактическое процентное распределение абсолютных оценок выше проходного уровня в группах студентов, согласно приложению 1 к настоящему приказу.

      39. Присуждение академических кредитов обучающемуся по учебным дисциплинам (модулям) и иным видам учебной работы, а также по завершению изучения ОП в целом осуществляется при положительной оценке достигнутых им результатов обучения.

      40. Достигнутые результаты обучения и положительные оценки, полученные обучающимся на предыдущих уровнях обучения и в других организациях формального образования признаются с перезачетом академических кредитов ВУЗом самостоятельно.

      41. При переводе, восстановлении достигнутые результаты обучения, положительные оценки обучающегося признаются с переносом академических кредитов с одной ОП в другую, с одной организации образования в другую организацию образования.

      42. Все академические кредиты и достигнутые результаты обучения, полученные обучающимися в формальном и неформальном образовании, накапливаются в течение всей жизни.

Параграф 3. Организация академической мобильности, в том числе международной кредитной мобильности обучающихся

      43. Для обеспечения академической мобильности обучающиеся изучают отдельные дисциплины в других организациях образования, в том числе за рубежом.

      При этом между организациями образования заключается двусторонний договор.

      44. С целью извлечения пользы из разнообразного образовательного опыта других организаций образования в "окнах мобильности" определяются временные рамки, учебные дисциплины и объемы кредитов, которые обучающийся осваивает в другом ВУЗе.

      45. Порядок организации академической мобильности обучающихся, отбор студентов осуществляется ВУЗом самостоятельно.

      При этом, направление для участия в академической мобильности в рамках программ, финансируемых на уровне государства, осуществляется в соответствии с Правилами направления для обучения за рубежом, в том числе в рамках академической мобильности, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 ноября 2008 года № 613 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 5499).

      46. Для участия в международной кредитной мобильности необходимо знание иностранного языка на уровне предусмотренном принимающей организацией образования.

      47. Итоговым документом, подтверждающим обучение обучающегося по программе мобильности, является транскрипт или его аналог в стране пребывания.

      В транскрипт вносятся сведения о программе обучения: названия дисциплин (модуля), оценки, количество освоенных академических кредитов.

      48. Результаты обучения, освоенные в полном объеме обучающимися в рамках академической мобильности и подтвержденные транскриптом, перезасчитываются ВУЗом в обязательном порядке.

Параграф 4. Порядок разработки и реализации программ двудипломного образования и совместных образовательных программ

      49. Программы двойных дипломов – программы, основанные на сопоставимости и синхронизации образовательных программ организации высшего и (или) послевузовского образования-партнеров и характеризующиеся принятием сторонами общих обязательств по таким вопросам, как определение целей и содержания программы, организация учебного процесса, присуждаемые степени или присваиваемые квалификации.

      50. Программы двудипломного образования разрабатываются на основании соглашения между двумя ВУЗами -партнерами.

      При этом обязательными условиями реализации программ двудипломного образования являются:

      1) разработка и утверждение согласованных образовательных программ;

      2) освоение обучающимися, включенными в двудипломное образование, части образовательной программы в организации высшего и (или) послевузовского образования-партнере;

      3) обязательное признание и автоматический перезачет периодов и результатов обучения на основе договоренностей, общих принципов и стандартов обеспечения качества;

      4) вовлеченность преподавателей в двудипломное образование, совместная разработка образовательной программы, преподавание, участие в общих приемных и аттестационных комиссиях;

      5) обучающимся, полностью освоившим программы двудипломного образования, присуждается степень каждой организации высшего и (или) послевузовского образования-партнера, либо одна совместная степень на основе договоренностей.

      51. Включение обучающегося в программу двудипломного образования осуществляется на основе его заявления и в соответствии с заключенным соглашением (договором) с ВУЗом -партнером.

      Обучающийся проходит процедуры зачисления в ВУЗе - партнере.

      52. Иностранные обучающиеся, включенные в программу двудипломного образования, проходят аналогичные процедуры зачисления в общий контингент обучающихся с особой отметкой "включенное образование" и указанием периода, срока обучения, количества дисциплин и объема осваиваемых кредитов.

      53. Индивидуальный учебный план обучающегося включает перечень учебных дисциплин, их трудоемкость (в кредитах и часах), распределение по семестрам, организациям высшего и (или) послевузовского образования -партнерам, где они будут осваиваться, порядок перезачета.

      54. Образовательная программа двудипломного образования учитывает требования государственных общеобязательных стандартов высшего и послевузовского образования Республики Казахстан и требования организации ВУЗ-партнера.

      Перечень дисциплин образовательных программ обеих сторон учитывается при составлении индивидуального учебного плана обучающегося. Также обучающийся в полном объеме проходит все виды практик и итоговую аттестацию.

      55. При обучении по программам двудипломного образования возможно использование различных технологий обучения, в том числе дистанционных.

      56. В конце каждого учебного года ВУЗ-партнер, реализующий соответствующий модуль программы, выдает обучающемуся транскрипт.

      57. По завершению обучения и выполнению всех требований по каждой из программ обучающемуся выдаются два диплома установленных образцов о присуждении академической степени и два транскрипта либо один совместный диплом на основе договоренностей.

Глава 3. Организация учебного процесса по КТО в организациях ТиППО

Параграф 1. Образовательные программы и учебные планы при КТО

      58. Структура содержания образовательных программ (далее - ОП) реализуется через учебные планы и программы.

      ОП содержит:

      1) изучение циклов базовых и профессиональных дисциплин и (или) модулей;

      2) выполнение лабораторно-практических работ по базовым и профессиональным дисциплинам и (или) модулям;

      3) прохождение производственного обучения и профессиональной практики;

      4) выполнение курсового и дипломного проектирования (работы);

      5) прохождение промежуточной и итоговой аттестации.

      При этом ОП структурируются по принципу модульного обучения.

      В ВСУЗах содержание ОП предусматривает изучение общегуманитарных, общепрофессиональных, специальных дисциплин и прохождение войсковой стажировки.

      59. При организации учебного процесса по КТО учебными заведениями разрабатываются:

      1) рабочие учебные планы (далее - РУП);

      2) индивидуальные учебные планы (далее - ИУП) (за исключение ВСУЗов).

      60. В учебных планах используется единая система кодировки модулей, предусматривающая присвоение каждому учебному модулю учебного плана соответствующего кода в символах буквенного и цифрового выражения.

      61. В РУП определяется перечень и трудоемкость каждой учебной дисциплины и (или) модуля обязательного компонента и компонента по выбору в кредитах, порядок их изучения, виды учебной деятельности и формы контроля.

      По всем модулям и (или) дисциплинам, включенным в РУП указывается:

      количество кредитов, отражающих трудоемкость и значимость каждого модуля и (или) дисциплины;

      объем часов, отводимый на аудиторные занятия;

      объем часов, отводимой на самостоятельную работу студентов (СРОС);

      объем часов, отводимой на самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя (СРСП).

      В ВСУЗах в РУП определяется перечень и трудоемкость каждой учебной дисциплины и (или) модуля обязательного компонента, вузовского компонента в кредитах, порядок их изучения, виды учебной деятельности и формы контроля.

      62. РУП разрабатывается на весь период обучения и утверждается руководителем организации образования на основании решения педагогического совета.

      РУП служит основой для расчета трудоемкости учебной работы обучающегося и преподавателя.

      В ВСУЗах РУП разрабатывается в соответствии с Правилами организации и осуществления учебного процесса, учебно-методической и научно-методической деятельности в военных учебных заведениях, подведомственных Министерству обороны Республики Казахстан, утвержденных приказом Министра обороны Республики Казахстан от 22 января 2016 года № 31 (зарегистрирован в Реестре нормативных правовых актов под № 13342).

      63. Форма, структура и объем учебного времени РУП соответствуют типовому учебному плану.

      64. При организации учебного процесса объем каждого модуля и (или) дисциплины составляет целое число кредитов.

      65. РУПы разрабатываются по всем модулям и (или) дисциплинам на основе типовых учебных программ, утвержденных приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2017 года № 553 (зарегистрирован в Реестре нормативных правовых актов под № 16013) или ОП.

      Порядок разработки и утверждения РУП (силлабусов) определяется учебным заведением самостоятельно.

      66. ИУП определяет индивидуальную образовательную траекторию каждого обучающегося отдельно, составляется с учетом пререквизитов и постреквизитов и служит основой для актуализации компонента по выбору РУП. Форму и структуру ИУП определяются организацией образования самостоятельно.

      В индивидуальный учебный план включаются дисциплины и (или) модуля обязательного компонента и виды учебной деятельности (практики, промежуточная и итоговая аттестация, написание и защита дипломного проекта (работы), дисциплины и (или) модуля компонента по выбору.

      67. ИУП утверждается руководителем организации ТиППО в трех экземплярах: один - хранится в отделении и служит основой для осуществления контроля за выполнением и освоением обучающимся образовательной программы, второй - передается в офис Регистратора (учебную часть) для организации промежуточной аттестации, третий - вручается обучающемуся.

      68. Организация образования обеспечивает учебный процесс в полном объеме информационными источниками: учебниками, учебными пособиями, методическими пособиями и разработками по учебным дисциплинам и (или) модулям, активными раздаточными материалами и указаниями по самостоятельной работе, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам.

Параграф 2. Учебный процесс по КТО

      69. Организация учебного процесса осуществляется на основе графика учебного процесса, который утверждается руководителем организации образования.

      График учебного процесса состоит из академических периодов, периодов промежуточной аттестации, каникул и практик. На выпускном курсе в учебный год включается период итоговой аттестации.

      График учебного процесса разбит по годам. Учебный год составляет 52 недели, из которых 40 недель на учебный процесс, 11 недель каникулы, 1 неделя компенсируется праздничными днями.

      В ВСУЗах академический календарь разбит по годам. Учебный год составляет 52 недели, из которых каникулы составляют не менее 6 недель.

      70. Планирование учебной нагрузки педагогических работников осуществляется в кредитах или академических часах, представляющих собой время контактной работы преподавателя с обучающимся по расписанию.

      71. Профессиональная практика, является обязательным видом учебной работы обучающегося.

      Основными видами профессиональной практики являются учебная, производственная, преддипломная и войсковая стажировка.

      Продолжительность практик определяется в неделях исходя из нормативного времени работы студента на практике в течение недели, равного 36 часам (6 часов в день при 6-дневной рабочей неделе).

      В ВСУЗах продолжительность практик определяется в неделях исходя из нормативного времени работы кадета на практике в течение недели, равного не менее 36 часам.

      Производственное обучение и профессиональная практика составляет не менее 40% от общего объема учебного времени обязательного обучения без учета времени, выделенного на общеобразовательные дисциплины, на промежуточную и итоговую аттестацию, (за исключением ВСУЗов).

      72. При планировании объема учебной работы исходят из того, что один кредит равен 30 (тридцати) академическим часам для всех ее видов. Один академический час по всем видам учебной работы равен 50 минутам.

      73. Трудоемкость одного казахстанского академического кредита (30 академических часов) соответствует 1 кредиту (25-30 академических часов).

      74. При КТО самостоятельная работа обучающихся подразделяется на две части: на самостоятельную работу, которая выполняется под руководством преподавателя (СРОП) и работу, которая выполняется полностью самостоятельно (СРОС).

      СРОП входит в общее расписание занятий и включается в обязательную оплачиваемую нагрузку преподавателя.

      Весь объем СРОС подтверждается заданиями, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы.

      75. Соотношение времени между аудиторной контактной работой, СРОП и СРОС по всем видам учебной деятельности определяется учебным заведением самостоятельно. При этом объем аудиторной работы и СРОП составляет 1440 часов в год, объем СРОС – 360 часов в год.

      76. Запись обучающихся на изучение дисциплин и (или) модулей (Enrollment/Инраулмэнт) организуется офисом Регистратора. При этом для проведения организационно-методических и консультационных работ привлекается эдвайзер (Advisor).

      77. Организация системы контроля учебных достижений обучающихся осуществляется офисом Регистратора, который подчиняется заместителю руководителя организации образования по учебной работе (за исключением ВСУЗов).

      Офис Регистратора ведет историю учебных достижений обучающихся в течение всего периода обучения, которая отражается в транскрипте. Транскрипт выдается по запросу обучающегося за любой период его обучения.

      78. В целях повышения качества реализации образовательной программы и обеспечения объективности оценки учебных достижений обучающихся процессы обучения и итогового контроля разделяются.

      79. Учебные достижения (знания, умения, навыки и компетенции) обучающихся оцениваются в баллах по 100-бальной шкале, соответствующих принятой в международной практике буквенной системе (положительные оценки, по мере убывания, от "А" до "D", "неудовлетворительно" - "F") с соответствующим цифровым эквивалентом по 4-х балльной шкале, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

      80. Присуждение академических кредитов обучающемуся по учебным дисциплинам и (или) модулям и иным видам учебной работы, а также по завершению изучения ОП в целом осуществляется при положительной оценке достигнутых им результатов обучения.

      81. При переводе, восстановлении, а также обучении в рамках академической мобильности достигнутые результаты обучения, положительные оценки обучающегося признаются с переносом академических кредитов с одной ОП в другую, с одной организации в другую.

  Приложение 1
к приказу Министра образования и науки
Республики Казахстан
от ___ ____________2018 года
№ ______

Таблица Распределения оценок для руководства

Оценки, используемые в ВУЗе (от максимальной к минимальной положительной оценке) *

Число положительных оценок, поставленных в референтной группе

Процент каждой оценки по отношению к общему числу положительных оценок

Кумулятивный процент положительных оценок

10

50

5%

5%

9

100

10%

15%

8

350

35%

50%

 7

300

30%

80%

6

200

20%

100%

Итого

1000

100%

-

  Приложение 2
к приказу Министра образования и науки
Республики Казахстан
от ___ ____________2018 года
№ ______

Буквенная система оценки учебных достижений обучающихся, соответствующая цифровому эквиваленту по четырехбалльной системе

Оценка по буквенной системе

Цифровой эквивалент баллов

%-ное содержание

Оценка по традиционной системе

А

4,0

95-100

Отлично

А-

3,67

90-94

В+

3,33

85-89

Хорошо

В

3,0

80-84

В-

2,67

75-79

С+

2,33

70-74

Удовлетворительно

С

2,0

65-69

С-

1,67

60-64

D+

1,33

55-59

D

1,0

50-54

F

0

0-49

Неудовлетворительно