В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона Республики Казахстан от 8 декабря 2001 года "О железнодорожном транспорте", а также в целях обеспечения исполнения требований трудового законодательства Республики Казахстан, безопасности движения поездов и бесперебойной работы железнодорожного транспорта, ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Особенности учета рабочего времени и времени отдыха работника железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов.
2. Комитету транспорта и путей сообщения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Килыбай Н.И.) в установленном порядке предоставить настоящий приказ в Министерство юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Ответственного секретаря Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Касымбек Ж.М.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Министр А. Кусаинов
"СОГЛАСОВАН":
Министр труда и социальной
защиты населения
Республики Казахстан
Абдыкаликова Г. Н.__________
18 февраля 2011 года
Утверждены
приказом Министра
транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан
от 17 февраля 2011 года № 74
Особенности учета рабочего времени и времени отдыха работника
железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов
1. Общие положения
1. Настоящие Особенности учета рабочего времени и времени отдыха работника железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов (далее – Особенности учета) определяют условия труда и отдыха работников железнодорожного транспорта, работа которых связана с непрерывностью перевозочного процесса, безопасностью движения поездов, постоянным выполнением трудовых обязанностей в пути следования и на разъездах.
2. Понятия, используемые в настоящих Особенностей учета:
1) безвызывная система – система организации работы локомотивных бригад, когда бригада по возвращению из поездки назначается в порядке очередности на следующую поездку, это назначение производится с учетом предоставления полагающего отдыха с определенным времени явки на работу согласно именному графику;
2) вызывная система (по вызову) – система оперативного планирования работы локомотивных бригад, которая базируется на текущих планах отправления поездов на 4-6 часов предстоящей работы. Организация явки локомотивных бригад на работу, при которой бригада находится дома, не знает точного времени вызова в поездку и вызывается по телефону или рассыльным;
3) график сменности – график работы и отдыха, в котором указываются выходные дни, предусмотрены чередование дневных, вечерних и ночных смен и соблюдение месячной выработки рабочих часов;
4) дежурство на дому – работа, при которой работник, находящийся на домашнем дежурстве находится дома (постоянное место жительство) в постоянной готовности для прибытия к месту основной работы по первому требованию (вызову по телефону или рассыльным) руководителя организации железнодорожного транспорта или дежурным аппаратом (дежурным по станции, поездным диспетчером, диспетчером пути);
5) тур – промежуток времени, который исчисляется с момента явки на работу работника железнодорожного транспорта для поездки до момента следующей явки на работу для поездки после отдыха в пункте постоянной работы;
6) продолжительность непрерывной работы – время от начала явки на работу на основное место работы до момента окончания работы (для локомотивных бригад до момента сдачи локомотива в пункте назначения, пункте оборота локомотивных бригад или на станционных путях);
7) именной график – график, в котором указано время явки на работу или время отправления поезда на период работы (месяц, декада) с учетом времени оборота локомотивных бригад в поездке, временем отдыха после поездки выходных дней и количества поездок, разрабатывается в локомотивном депо на основании составленной ведомости оборота локомотивных бригад, разработанного графика оборота локомотивов с учетом исполненного графика движения грузовых поездов на определенном участке;
8) пункт оборота локомотивных бригад – конечный пункт их участка обслуживания, с которого локомотивная бригада обратно отправляется в пункт места их основной работы;
9) поездка - время, затраченное работником (приемосдатчиком багажа и грузобагажа в поездах, поездной, локомотивной бригадой) на обслуживание пассажирских, багажных вагонов (локомотива для ведения одной пары поездов) с учетом времени нахождения в пункте оборота;
10) участок обслуживания - железнодорожный участок, закрепленный для обслуживания определенной категорией работников железнодорожного транспорта;
11) окно – время, в течение которого прекращается движение поездов по перегону, отдельным путям перегона или станции для производства ремонтно-строительных работ.
Сноска. Пункт 2 с изменениями, внесенными приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
3. Продолжительность смены, время начала и окончания работы (смены), время начала и окончания перерывов для отдыха и питания, отдых, переход из одной рабочей смены в другую устанавливаются правилами трудового распорядка, трудовым и коллективным договором согласно графикам сменности, утвержденным работодателем, по согласованию с представителями работников.
Сноска. Пункт 3 в редакции приказа Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
4. График сменности предусматривает строгое соблюдение предоставления количества дней еженедельного отдыха, при этом количество дней отдыха в принятом учетном периоде должно быть равным числу выходных дней данного учетного периода.
Допускается привлечение к дежурству работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах (если работа не допускает перерыва) в выходные дни, предусмотренные графиком сменности, для продолжения работы при неявке сменяющего работника, при условии соблюдения междусменного перерыва не менее 12 часов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21 настоящих Особенностей учета).
Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
5. На работах, где по условиям производства предоставление перерыва для отдыха и приема пищи невозможно, работодатель обеспечивает работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время в специально оборудованном месте. Указанные часы (время приема пищи) учитываются как рабочее время и включаются в норму рабочих часов, предусмотренных трудовым законодательством Республики Казахстан.
Перечень таких работ, место для отдыха и приема пищи устанавливаются актами работодателя, изданными по согласованию с представителями работников.
Сноска. Пункт 5 в редакции приказа Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
6. Для работников, занятых на круглосуточных непрерывных работах, а также на других работах, где по условиям производства не может соблюдаться установленная ежедневная продолжительность рабочего времени согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, работодатель по согласованию с работником вводит суммированный учет рабочего времени с учетным периодом – месяц, квартал, полугодие, год. При этом норма рабочих часов за учетный период определяется, исходя из баланса рабочего времени при шестидневной сорокачасовой рабочей неделе.
Сноска. Пункт 6 в редакции приказа Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
7. Предоставление еженедельных дней отдыха в суммированном виде допускается:
1) для поездных работников (проводников пассажирских вагонов, приемосдатчиков груза и багажа, электромехаников, начальников и механиков – бригадиров пассажирских поездов) пассажирских поездов дальнего сообщения и беспересадочных вагонов – за период не более, чем за 2 недели, а при потурном учете - за все время тура, даже если продолжалась больше месяца;
2) для проводников служебных и специальных вагонов (контрольно-измерительные и испытательно-обследовательские вагоны, вагоны технической пропаганды) и работникам, постоянная работа которых протекает в пути – за период не более месяца, а при продолжительности поездки свыше месяца – за период поездки;
3) для бригадиров рефрижераторных поездов (секций) – за время поездки.
8. Квартальный учет рабочего времени допускается только при наличии утвержденного графика работы и отдыха на весь квартал.
9. Сверхурочные работы не должны превышать для каждого работника в течение суток два часа, а на тяжелых работах, работах с вредными (особо вредными) и/или опасными условиями труда – один час.
Не допускается превышение общей продолжительности сверхурочных работ свыше двенадцати часов в месяц и сто двадцати часов в год. Сверхурочные работы устанавливаются с согласия членов коллектива, переводимого на новый режим работы работодателем по согласованию с работниками.
Сноска. Пункт 9 в редакции приказа Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
10. Для работников организации железнодорожного транспорта, с целью оперативной готовности к обеспечению пропуска поездов и устранению повреждений и неисправностей в работе устройств, допускается организация дежурств.
11. Подсчет рабочего времени работников для их оплаты в период их дежурства производится в следующем порядке:
1) при дежурстве на дому (без права отлучаться из дома) – один час дежурства учитывается как 0,25 часа рабочего времени;
2) при дежурстве на объекте в специально оборудованной комнате – один час дежурства учитывается как 0,75 часа рабочего времени.
После нахождения на дежурстве на дому работнику должен предоставляться отдых продолжительностью не менее 12 часов.
2. Особенности начала и окончания рабочего времени работника
железнодорожного транспорта, непосредственно связанного с движением поездов
12. Началом и окончанием работы считается время, установленное правилами трудового распорядка работодателя.
В отдельных случаях начало и окончание работы могут назначаться вне постоянной работы (постоянного пункта сбора), о чем работнику сообщается не позднее окончания предыдущего рабочего дня. В этом случае время следования от постоянного пункта сбора до места работы и обратно (при расстоянии в одном направлении до трех километров при проходе и фактическом времени проезда на большее расстояние менее 60 минут) не считается рабочим временем.
Если работник не своевременно поставлен в известность о начале предстоящем месте работы, находящимся на расстоянии до 3 километров, или если расстояние от постоянного пункта сбора до места работы более трех километров, либо фактическое время проезда превышает 60 минут, то время следования от постоянного пункта сбора до места работы и обратно включается в рабочее время из расчета 12 минут на один километр при проходе и по фактически затраченному времени при проезде.
13. Для всех сменных работников и для работников с разделенным рабочим днем на части время начала и окончания работы определяется графиком сменности.
14. Для поездных диспетчеров, оперативных работников станций(станционным постам централизации), которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, начало и окончание работы устанавливается в соответствии с пятисменным графиком дежурства с 12-часовой продолжительностью смены, после которой предоставляется отдых после дневного и ночного дежурства продолжительностью 48 часов.
Допускается применение с согласия указанной категории работников четырехсменного графика с 12-часовой продолжительностью смены, после которой предоставляется равномерный отдых, равный количеству отработанного времени.
3. Особенности учета рабочего времени сменных работников и
работников с разделенным рабочим днем на части (раздробленным)
15. Для работников, работа которых производится периодично, допускается разделение рабочего дня на части. Общая продолжительность рабочего времени за смену не допускается превышать установленной графиком сменности длительности работы.
16. При составлении графиков сменных работников и работников с разделенным рабочим днем на части надлежит руководствоваться следующим графиками:
1) типовыми графиками работы и отдыха работников, работающих в условиях круглосуточного сменного дежурства, утверждаемых операторами магистральной железнодорожной сети и локомотивной тяги, а также перевозчиком, по согласованию с представителями работников с соблюдением месячной, квартальной, полугодовой нормы рабочего времени согласно Типовому графику 4-сменного дежурства с 12-часовой непрерывной продолжительностью работы и Пятисменным графиком дежурств 12-ти часовой продолжительности, предусмотренных приложениями 1 и 2 к настоящим Особенностям учета;
2) графиками работы и отдыха работников, работа которых протекает посменно (но не круглосуточно), а также графиками работы с раздробленным рабочим днем, составляются работодателем по согласованию с работниками.
17. Для работников с разделенным рабочим днем на части устанавливается один перерыв длительностью свыше двух часов, либо два перерыва, включая перерыв для отдыха и питания, продолжительностью не менее одного часа каждый.
Время непрерывного отдыха после рабочего дня, разделенного на части, допускается не менее 12 часов, а для локомотивных бригад не менее 16 часов.
4. Особенности учета рабочего времени локомотивных
и кондукторских бригад
18. Время приема и сдачи локомотивов, поездов (секций) и вагонов локомотивными и поездными бригадами, а также время на подготовку в рейс поездных бригад включается в рабочее время.
Нормы времени на указанные операции и элементы подготовительно - заключительного времени устанавливаются работодателем.
19. Началом работы локомотивных и поездных бригад, бригад, обслуживающих вагоны-транспортеры сочлененного типа, считается время явки к месту постоянной работы (депо, электродепо, линейный пункт, резерв, пункт подмены локомотивных бригад, пункт оборота локомотивов), по графику, наряду или вызову, окончанием работы момент оформления соответствующей технической документации после сдачи локомотива, поезда, состава, секции или вагона в депо или в пункте смены. В случае несостоявшейся поездки окончанием работы считается время освобождения работника от поездки.
Повторный вызов в поездку локомотивной бригады осуществляется через период времени не менее 12 часов после отмены (роспуска) от поездки.
20. Работа локомотивных и кондукторских бригад организуется по именным графикам или по вызывной системе. Способы вызова бригад устанавливаются правилами трудового распорядка.
21. При стихийных бедствиях, пожарах, крушениях и авариях работники локомотивных и кондукторских бригад, независимо от продолжительности использованного отдыха за предшествующую работу, могут быть вызваны на работу (вызывная система).
22. Время следования работников локомотивных и кондукторских бригад от места постоянной работы к пункту (станции) приема локомотива (поезда), а также время возвращения к месту постоянной работы после сдачи локомотива (поезда), если они не приняты на эти пункты на постоянную работу, включаются в рабочее время, но не являются продолжительностью непрерывной работой.
23. При возврате в основной пункт незадействованных в работе локомотивных и кондукторских бригад, отдых в пункте оборота (подмены) не предоставляется.
Если локомотивная бригада следовала до пункта оборота (подмены) в качестве пассажиров с предоставлением места отдыха в пассажирском вагоне, то с согласия локомотивной бригады допускается отправление в поездку без отдыха.
24. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад устанавливается по графикам движения поездов, но не более 12 часов.
Продолжительность непрерывной работы устанавливается на график движения поездов и вариантные графики, разрабатываемые в связи с предоставлением "окон" в границах утвержденных зон обслуживания во всех видах движения с учетом затрат рабочего времени, принятых к расчету при разработке норм выработки.
По каждому пункту явки локомотивных бригад начальником отделения дороги по согласованию с работодателем и локомотивными бригадами устанавливается предельно допустимое время нахождения бригады на работе с момента явки, которое не должно превышать 2 часов по истечении которого запрещается отправление ее в поездку.
Сноска. Пункт 24 с изменениями, внесенными приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
25. Продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад пригородных поездов допускается не более 12 часов. При работе с ночным отдыхом в пункте оборота суммарную продолжительность рабочего времени не допускается превышать 12 часов, а непрерывную работу после отдыха – 6 часов. Режим работы с большей продолжительностью устанавливается в порядке, предусмотренном пунктом 22 настоящих Особенностей учета.
Сноска. Пункт 25 в редакции приказа Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
26. В случаях, когда фактическое время непрерывной работы (в оба конца) не соответствует установленной графиком работы продолжительности непрерывной работы, работникам локомотивных и кондукторских бригад предоставляется отдых в пункте оборота (подмены).
Продолжительность этого отдыха (не более одного за поездку) должна составлять не менее четырех часов и не должна превышать шести часов.
Время отдыха локомотивных бригад в пунктах оборота (подмены) свыше 6 часов считается рабочим временем, которое в непрерывную продолжительность рабочего времени локомотивных бригад не включается, при подсчете как сверхурочные часы не учитывается и оплачивается как простой по вине работодателя.
Сноска. Пункт 26 с изменениями, внесенными приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
27. Работникам локомотивных и кондукторских бригад в основном пункте (основное депо, пункт подмены локомотивных бригад по месту жительства членов бригады) отдых предоставляется после каждой поездки в оба конца.
Продолжительность такого отдыха определяется следующим образом: включаемое в работу число часов за поездку в оба конца умножается на коэффициент 2,6 и из полученного произведения вычитаются часы отдыха в пункте подмены локомотивных бригад за время поездки. Последовательность вычисления расчетного коэффициента по отдыху 2,6 проводится по форме согласно приложению 3 к настоящим Особенностям учета.
С согласия коллективов локомотивных бригад, допускается предоставление минимального отдыха между поездками, сменами по месту жительства 12 часов по приказу руководителя предприятия.
28. Увеличение продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад свыше установленной нормы допускается при стихийных бедствиях и в период предоставления "окон", чрезвычайных обстоятельствах в соответствии с трудовым законодательством Республики Казахстан.
При этом увеличение продолжительности непрерывной работы локомотивных бригад производиться приказом директора отделения дороги, а в его отсутствие первым заместителем директора отделения дороги.
За исключением случаев указанных в абзаце первом настоящего пункта, для доведения поезда до станции смены локомотивных бригад непрерывная продолжительность работы увеличивается с согласия локомотивной бригады приказом директора отделения дороги, а в его отсутствие первым заместителем директора отделения дороги и учитывается как нарушение режима непрерывной работы локомотивной бригады.
Во всех случаях продолжительность непрерывной работы локомотивных бригад, в том числе сверх установленной нормы времени, не должна превышать 12 часов.
29. Для локомотивных бригад не допускаются ночные поездки более двух ночей подряд. Ночным считается время с 22 часов до 6 часов утра местного времени. Одна или две поездки локомотивных бригад, начинающиеся или заканчивающиеся в течение ночных суток в период с 22 часов до 6 часов утра местного времени, считаются поездками за одну ночь. Это требование не распространяется на локомотивные бригады, возвращаемые из пункта оборота локомотивов или пункта подмены локомотивных бригад в качестве пассажиров. Оплата за ночные часы во всех случаях оплачиваются локомотивным бригадам в период с 22 до 6 часов, отмеченным в маршруте машиниста.
Сноска. Пункт 29 в редакции приказа Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
30. Локомотивные бригады, работающие на пригородных поездах, продолжительность работы которых до конечного пункта следования составляет не более 4 часов применяется следующая организация отдыха:
1) непрерывный отдых между сменами в основном пункте;
2) при многократном обороте в течение смены допускается предоставлять перерыв для отдыха и питания в пункте оборота или на конечной станции следования поезда;
3) в основном пункте, пункт оборота локомотивных бригад продолжительность отдыха предусмотрена менее половины времени предшествующей работы, но не менее одного часа.
Отдых предоставляется в специальных помещениях, оборудованных для дневного отдыха.
Время нахождения в пункте оборота (подмены) или в основном пункте до одного часа считается рабочим временем.
5. Особенности учета рабочего времени работников пассажирских
и рефрижераторных поездов (секций)
31. Рабочее время работников, постоянная работа которых ведется в пути, при общей продолжительности поездки в оба конца трое суток и более, допускается учитывать потурно.
32. Кроме отдыха в основном пункте работникам, постоянная работа которых протекает в пути, предоставляется отдых в поездке. Продолжительность этого отдыха определяется в соответствии с графиком работы и должна составлять не менее половины времени предшествующей работы.
33. Режим труда и отдыха проводников пассажирских вагонов, регламентируются графиком работы и отдыха проводников пассажирских вагонов в рейсе, разработанным на каждый поезд с учетом местных условий.
При разработке графиков работы и отдыха проводников пассажирских вагонов продолжительность их непрерывной работы в рейсе не должна превышать 12 часов, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха проводников пассажирских вагонов между окончанием работы и ее началом на следующий день (рабочую смену) не может быть менее двенадцати часов.
Сноска. Пункт 33 в редакции приказа Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); с изменением, внесенным приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 22.07.2013 № 556 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
34. При обслуживании одного вагона двумя проводниками в рабочее время за поездку каждому проводнику учитывается половина времени с момента приемки вагона до конца его сдачи после поездки в соответствии с графиком сменности.
Сноска. Пункт 34 в редакции приказа Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
35. Режим работы приемосдатчиков груза и багажа в поездах определяется характером их работы и продолжительностью поездки. Продолжительность их работы не допускается более 12 часов в сутки.
Сноска. Пункт 35 в редакции приказа Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
36. Продолжительность поездки бригады рефрижераторного поезда (секции) не должна превышать сорок пять суток.
В случае, когда рефрижераторный поезд (секция) находится в груженом состоянии или следует в депо приписки, допускается увеличение продолжительности поездки бригад до 15 суток. Продолжительность поездки и ее увеличение устанавливается с согласия бригад рефрижераторных поездов, что отражается в правилах трудового распорядка организации.
37. При обслуживании рефрижераторных секций в 3 лица продолжительность рабочего времени каждого механика по графику не должна превышать 12 часов в сутки.
Предусмотренное графиком время работы и отдыха (ночные часы работы, работа в праздничные дни) разделяются между работниками поровну. Начальнику рефрижераторной секции это время учитывается также как и механику.
В аналогичном порядке ведется учет рабочего времени работы и отдыха членов бригад рефрижераторных поездов.
Сноска. Пункт 37 с изменениями, внесенными приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
38. При обслуживании рефрижераторных секций бригадой, состоящей из 2-х работников, рабочее время за сутки каждого члена бригады в рейсе и за время нахождения в резерве учитывается по 15 часов.
При сопровождении секций на заводской или деповской ремонт (с момента выдачи уведомления) и ожидании постановки секции в ремонт каждому члену бригады засчитывается половина затраченного на эти цели времени.
Время нахождения бригад на заводах по сдаче и приемке поездов (секций) учитывается как рабочее в соответствии с местными условиями организации работы.
39. Учет времени работы и отдыха работников, обслуживающих пассажирские поезда: поездные электромеханики, механики – бригадиры и начальники поездов, начальники рефрижераторных поездов (секций), не несущих сменного дежурства, и находящихся в поездке регулируется трудовым законодательством Республики Казахстан. При этом работа в поездке не должна превышать 12 часов в сутки.
Сноска. Пункт 39 в редакции приказа Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
6. Особенности учета рабочего времени и отдыха работников,
занятых в путевом хозяйстве на магистральной железнодорожной сети
40. При проезде рабочих путевых машин к месту производства и обратно, в пределах обслуживаемого участка специальными поездами, время, затраченное в пути сверх предусмотренного графиком движения этих поездов, считается рабочим. Если место работы находится за пределами обслуживаемого участка, то проезд включается в рабочее время из расчета 7 часов за каждые 24 часа проезда.
41. Работникам, обслуживающим путевые машины, в рабочее время включается: время непосредственной работы на машине, время подготовки машины к работе, ожидание прицепки и отцепки от локомотива, ожидание отправления, следование по перегону, возвращение обратно, маневры на станции и постановка в тупик.
Время, затраченное на подготовку, погрузку и выгрузку хоппер – дозаторов и думпкаров и приведение их в транспортное положение, а также на технический уход, включается в рабочее время каждому работнику бригады в соответствии с графиком работы.
42. При необходимости перемещения путевых машин в нерабочем состоянии в составе поезда, отдельным локомотивом или самостоятельно (для самоходных машин) со станции отправления до станции назначения и обратно, работодатель по согласованию с представителями работников, разрабатывает и утверждает график дежурства обслуживающего персонала. В этих случаях учет рабочего времени ведется по фактическим затратам согласно графику дежурств.
43. При смене бригад, обслуживающих путевые машины и механизмы вне места постоянной работы (участок обслуживания машинизированной дистанции пути и других) время проезда в качестве пассажиров учитывается в качестве рабочего времени, как при направлении работников в командировки.
При работе во время окон время работы работников, обслуживающих путевых машин, учитывается по маршрутным листам.
44. Учет рабочего времени машиниста и помощника машиниста хоппер-дозаторных вагонов ведется помесячно. График их работы составляется с таким расчетом, чтобы в течение месяца ими была отработана норма часов с предоставлением полагающегося отдыха.
В рабочее время машинисту и помощнику машиниста учитывается все время, затраченное на погрузку, выгрузку, подготовку подвижного состава в транспортное положение.
45. При следовании хоппер-дозаторного вагона от станции погрузки до станции выгрузки и к месту приписки (дислокации) его обслуживание ведется машинистом и помощником машиниста поочередно, согласно графику дежурства. Продолжительность смены не допускается превышать 12 часов.
46. Время следования пассажиром от постоянного места работы (жительства) к месту приема хоппер-дозаторных вагонов и обратно после их сдачи, а также время ожидания хоппер-дозаторных вагонов в пункте смены, учитывается как при направлении работника в командировку.
47. При сопровождении путевых машин, хоппер-дозаторных вагонов в ремонт (из ремонта) время следования пассажиром от постоянного места работы (жительства) к месту приема из ремонта и обратно после их сдачи рабочее время учитывается как при направлении работника в командировку.
48. За время сдачи (приема) хоппер-дозаторных вагонов, путевых машин в ремонт (из ремонта) работникам учитывается норма часов за рабочие дни.
49. Машинистам и помощникам машиниста хоппер-дозаторных вагонов предоставляется отдых согласно графику работы, который составляется на месяц.
Время отдыха в рейсе не включается в рабочее время.
В период нахождения в пункте ремонта подвижного состава в выходные и праздничные дни машинисты и помощники машиниста хоппер-дозаторных вагонов отдыхают по графику работы ремонтной организации.
7. Особенности учета рабочего времени для работников,
обслуживающих (сопровождающих) подвижной состав, машины и механизмы
50. При смене бригад, обслуживающих подвижной состав вне места постоянной работы время проезда в качестве пассажиров для их приема, в том числе при ожидании рефрижераторных поездов (секций) на пограничных и других станциях, а также время после их сдачи и возвращения в пункт постоянной работы учитывается как рабочее время из расчета 7 часов за каждые 24 часа нахождения в пути или на железнодорожных станциях. При нахождении в пути (на станциях) менее суток – рабочее время определяется исходя из указанной пропорции.
51. Проводникам, сопровождающим пассажирские вагоны (краны на железнодорожном ходу, путевые машины) в недействующем состоянии из депо, дистанций, а также на заводы и обратно рабочее время, затраченное на сопровождение и сдачу такой техники, учитывается по 12 часов в сутки, а время следования в поездах в качестве пассажира – по 7 часов за календарные сутки. При этом допускается введение суммированного учета рабочего времени при условии, что продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать установленного трудовым законодательством Республики Казахстан числа рабочих часов в неделю. При нахождении указанного подвижного состава в пути следования свыше 12 часов для сопровождения на каждую единицу (группу вагонов) назначаются по два рабочих.
При сопровождении локомотива в ремонт в действующем (горячем) и в недействующем состоянии (холодном) в составе поезда (вторым локомотивом) в депо ремонтного предприятия (завода) и обратно затраченное на сопровождение рабочее время каждого члена локомотивной бригады отмечается в маршруте машиниста и допускается не более 12 часов в сутки, а время нахождения в период сдачи и приемки локомотива на базе ремонтного предприятия (завода) учитывается определением для шестидневной рабочей недели. При этом допускается введение суммированного учета рабочего времени при условии, что продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать установленного трудовым законодательством Республики Казахстан числа рабочих часов в неделю. При нахождении локомотивов в пути следования более 12 часов для их сопровождения назначаются проводники из числа машинистов, их помощников, слесарей по ремонту локомотивов. При сопровождении одиночного локомотива назначаются не менее двух проводников, сплотки до пяти локомотивов – не менее трех проводников.
52.Учет рабочего времени и отдыха приемосдатчиков груза и багажа в поездах регламентируется отдельным графиком работы, разработанным с учетом условий их работы и продолжительности поездки.
Сноска. Пункт 52 в редакции приказа Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
8. Особенности учета рабочего времени работников
восстановительных, пожарных поездов и других работников,
привлеченных к работам по восстановлению движения поездов
53. При выездах на ликвидацию последствий аварий, крушений и стихийных бедствий, рабочее время постоянных работников, а также привлеченных работников других служб (служб пути, сигнализации и связи, энергоснабжения, вагонного хозяйства локомотивные бригады), для которых ликвидация последствий не является основной работой, включается все часы работы с момента выезда к месту работ до момента возвращения к месту дислокации структурного подразделения оператора магистральной железнодорожной сети.
Рабочее время в пути следования учитывается согласно графику дежурств.
54. Учет времени работы по ликвидации последствий аварий, повреждений ведется в специальном журнале ответственным лицом, производящим вызов работников для выполнения указанных работ.
55. При выездах восстановительных поездов для выполнения подрядно-договорных и других хозяйственных работ рабочее время работникам учитывается на общих основаниях по фактическим затратам. В этом случае рабочее время в пути следования учитывается согласно графику дежурств обслуживающего персонала.
56. Работникам восстановительного (пожарного) поезда, а также работникам, привлеченным для восстановления работы устройств электроснабжения, сигнализации и связи, предоставляются перерывы для отдыха в вагонах восстановительного или пожарного поезда.
Указанные перерывы в рабочее время не включаются.
57. Работникам, участвовавшим в ликвидации последствий аварий и устранении повреждений на магистральной железнодорожной сети свыше 12 часов предоставляется отдых продолжительностью не менее 48 часов.
58. В целях своевременного сбора работников восстановительных и пожарных поездов для отправки его в любое время суток в подразделениях устанавливается специальный режим работы, предусматривающий наряду с активной работой дежурство на дому.
59. Дежурство на дому без права отлучаться из дома вводится на основании приказа работодателя.
60. Время начала, окончания, длительность дежурства и перечень профессий работников, которые могут привлекаться к дежурству, определяется правилами трудового распорядка работодателя.
61. Работникам восстановительных (пожарных) поездов, несущих дежурство на рабочем месте, предоставляется отдых в ночное время и в выходные дни в специально оборудованной комнате либо в вагоне купе проводника.
Время непрерывного отдыха после дежурства не должно превышать 12 часов.
62. В период дежурства (на объекте или на дому) время нахождения на ликвидации последствий аварий учитывается при суммированном учете рабочего времени как активное время.
63. Общая продолжительность смены (дежурство на объекте в специально оборудованной комнате с правом отдыха или работы вместе с дежурством) составляет не более 12 часов (активная работа вместе с дежурством - составляет не более 16 часов), после которой предоставляется обязательный отдых не менее 24 часов.
64. Графики дежурства на объектах или на дому составляются на учетный период (месяц) начальником восстановительного (пожарного) поезда и утверждаются приказом работодателя.
65. За те сутки, когда работник привлекается к дежурству на дому, время активной работы не допускается превышать 12 часов, а общая продолжительность рабочего времени за смену (с учетом дежурства) составляет не более 15 часов. После суточного дежурства предоставляется отдых не менее 24 часов.
66. Для отдельных профессий работников восстановительных поездов (инженеры, механики, мастера, машинисты и другие работники) с целью обеспечения оперативной готовности выезда к месту аварии (повреждений) с согласия работника устанавливается дежурство на рабочем месте.
67. Обеспечение графика дежурства на дому (на объекте) и соблюдение режима труда осуществляется руководителем восстановительного (пожарного) поезда.
68. При работе в выходные и праздничные дни производится оплата не ниже чем в двойном размере, исходя из дневной (часовой) ставки работника.
9. Особенности учета рабочего времени работников, обслуживающих
служебные, служебно-технические и другие специальные вагоны
69. Для работников, работающих в вагонах специального назначения, рекомендуется вводить суммированный учет рабочего времени.
На каждый служебный, служебно-технический или другой специальный вагон для обслуживания выделяются по два проводника.
При работе по месту прописки вагона при шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы не допускается превышать 7 часов при недельной норме 40 часов, 6 часов при недельной норме 36 часов и 4 часа при недельной норме 24 часа.
В поездке их работа не должна превышать 12 часов в сутки. Рабочее время в пути следования учитывается согласно графику дежурств обслуживающего персонала.
Сноска. Пункт 69 с изменениями, внесенными приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 10.09.2012 № 582 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
70. При наличии в специальном вагоне штатных работников, занятых обслуживанием оборудования вагона, в летний период разрешается назначать в рейс одного проводника, а обязанности второго и третьего проводников возлагать на штатных работников вагона, в порядке совмещения профессий.
71. При сопровождении в ремонт (из ремонта) служебных, служебно-технических и других специальных вагонов, время следования пассажиром от постоянного места работы (жительства) к месту сдачи (приема) в ремонт (из ремонта) рабочее время работников учитывается как при направлении в командировку.
72. За время сдачи (приема) служебных, служебно-технических и других специальных вагонов норма часов работникам учитывается за рабочие дни.
Приложение 1
к Особенностям учета
рабочего времени и времени
отдыха работника
железнодорожного транспорта
Типовой график 4-сменного дежурства с 12-часовой
непрерывной продолжительностью работы*
Условные обозначения:
- дневное дежурство с 8.00 до 20.00 часов |
||
- ночное дежурство с 20.00 до 8.00 часов |
Приложение 2
к Особенностям учета
рабочего времени и времени
отдыха работника
железнодорожного транспорта
Пятисменный график дежурств 12-ти часовой продолжительности
Условные обозначения:
- дневное дежурство с 8.00 до 20.00 часов |
||
- ночное дежурство с 20.00 до 8.00 часов |
Приложение 3
к Особенностям учета
рабочего времени и времени
отдыха работника
железнодорожного транспорта
Расчетный коэффициент по отдыху
Коэффициент 2,6 образуется путем деления недельной нормы часов отдыха в рабочие дни на недельную норму часов рабочего времени: 104 : 40 = 2,6 (6 дней * 24 часа = 144 часа, 144 часа – 40 часов = 104 часа).
В отдельных случаях допускается уменьшение продолжительности отдыха в основном пункте. Но не более, чем на 1/4 от полагающегося по расчету, с соответствующим увеличением отдыха после последующих поездок в учетном периоде.
Если расчетный или уменьшенный на 1/4 отдых получается менее 16 часов, то предоставляется отдых не менее 16 часов. При этом после двух ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращенного отдыха.
Например: 1. Рабочее время локомотивных бригад грузового движения за поездку 20 часов, отдых в пункте подмены 10 часов, расчетный отдых составит 20 * 2,6 – 10 = 42 часа. Минимально допустимый, уменьшенный на 1/4 отдых, составит 42 * 3 : 4 = 31,5 часов.
Рабочее время за поездку 8 часов, отдых в пункте подмены локомотивных бригад 4 часа. Расчетный отдых: 8 * 2,6 - 4 = 16,8 часов.
Уменьшенный на 1/4 отдых составит 16,8 * 3 : 4 = 12,6 часов. Предоставляемый в этом случае отдых допускается не менее 16 часов.
В отдельных случаях, когда расчетный отдых составляет менее 16 часов, допускается в виде исключения, с согласия коллективов локомотивных бригад, обслуживающих грузовое и пассажирское движение, предоставление минимального отдыха между поездками по месту жительства 12 часов.