Об утверждении Правил определения годности к эксплуатации неклассифицируемых и временных аэродромов и посадочных площадок

Приказ Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 2 февраля 2011 года № 43. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 февраля 2011 года № 6788.

Действующий

      В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила определения годности к эксплуатации неклассифицируемых и временных аэродромов и посадочных площадок.

      2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Адимолда Р.О.) в установленном порядке обеспечить представление настоящего приказа в Министерство юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации.

      3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Кутербекова Д.К.

      4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр

А. Кусаинов


  Утверждены
приказом Министра транспорта
и коммуникаций Республики Казахстан
от 2 февраля 2011 года № 43

Правила
определения годности к эксплуатации неклассифицируемых и
временных аэродромов и посадочных площадок
1. Общие положения

      1. Настоящие Правила определения годности к эксплуатации неклассифицируемых и временных аэродромов и посадочных площадок (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 66 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", с учетом соответствующих международных договоров, участником которых является Республика Казахстан.

      2. Правила устанавливают порядок определения годности к эксплуатации неклассифицируемых и временных аэродромов и посадочных площадок (в том числе на зданиях, сооружениях, плавучих баржах, судах и других объектах) в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов и не распространяются на посадочные площадки, подобранные командиром воздушного судна с воздуха и используемые в разовом порядке.

      3. Основные термины и определения, используемые в настоящих Правилах:

      1) боковая полоса безопасности (далее - БПБ) - специально подготовленный участок летной полосы, примыкающий к боковой границе взлетно-посадочной полосы, предназначенный для повышения безопасности в случае выкатывания за ее пределы воздушных судов при взлете и посадке;

      2) взлетно-посадочная полоса (далее - ВПП) - часть летного поля, специально подготовленная и оборудованная для взлета и посадки воздушного судна (далее - ВС);

      3) концевая полоса торможения - специально подготовленный прямоугольный участок в конце располагаемой дистанции разбега, предназначенный для остановки ВС в случае прерванного взлета;

      4) концевая полоса безопасности (далее - КПБ) - специально подготовленный участок летной полосы, примыкающий к концу взлетно-посадочной полосы и предназначенный для повышения безопасности в случае выкатывания ВС за пределы ВПП при взлете и посадке;

      5) летное поле - часть аэродрома (вертодрома), на которой расположены летная полоса, рулежные дорожки, площадки специального назначения и места стоянок ВС;

      6) летная полоса - часть летного поля, предназначенная для взлета и посадки ВС, включающая ВПП, БПБ и КПБ;

      7) место стоянки ВС (далее - МС) - специально подготовленная площадка на летном поле аэродрома, предназначенная для стоянки и обслуживания ВС;

      8) полоса воздушных подходов (далее - ПВП) - воздушное пространство над участком земной (водной) поверхности в установленных границах, примыкающим к концам летного поля и расположенным в направлении продолжения ее оси, в котором ВС производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку;

      9) посадочная дистанция - потребное расстояние по горизонтали, необходимое для посадки и полной остановки ВС, начиная от точки, расположенной на высоте 10,7 метра (далее - м) над посадочной поверхностью;

      10) посадочная площадка, подобранная с воздуха - участок земли, льда, поверхности воды, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения по своим размерам, состоянию поверхности и подходам, соответствующий требованиям к посадочной площадке для данного типа ВС и данных условий и подбираемый экипажем в полете (с воздуха) путем осмотра и оценки ее состояния;

      11) район аэродрома - воздушное пространство над аэродромом и прилегающей к нему местностью в установленных границах, в горизонтальной и вертикальной плоскостях;

      12) располагаемая дистанция разбега - длина ВПП, которая объявляется располагаемой и пригодной для разбега ВС, совершающего взлет;

      13) располагаемая дистанция взлета - сумма располагаемой дистанции разбега и длины свободной зоны;

      14) располагаемая дистанция прерванного взлета - сумма располагаемой дистанции разбега и длины концевой полосы торможения;

      15) располагаемая посадочная дистанция (РПД) - длина ВПП, которая объявляется располагаемой и пригодной для пробега самолета после посадки;

      16) рулежная дорожка (далее - РД) - специально подготовленная дорожка на аэродроме, соединяющая между собой его отдельные элементы и предназначенная для руления и буксировки ВС;

      17) свободная зона - находящийся под контролем служб аэропорта прямоугольный участок земной или водной поверхности, примыкающий к концу располагаемой дистанции разбега, выбранный или подготовленный в качестве участка, пригодного для первоначального набора высоты ВС до установленного значения;

      18) уполномоченный орган в сфере гражданской авиации (далее - уполномоченный орган) - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство в области использования воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности гражданской и экспериментальной авиации.

      4. Неклассифицируемые и временные аэродромы и посадочные площадки (далее - аэродромы (посадочные площадки)) допускаются к эксплуатации на основании Акта технической готовности неклассифицируемого, временного аэродрома (посадочной площадки) (далее - Акт) по форме согласно приложению 1 настоящих Правил, подготовленного комиссией по результатам обследования аэродрома (посадочной площадки), который проводится в рамках подготовки к весенне-летней и осенне-зимней навигациям.

2. Порядок определения годности аэродромов
(посадочных площадок)

      5. Для определения годности аэродромов (посадочных площадок) приказом (решением) эксплуатанта аэродрома (посадочной площадки) создается комиссия, в деятельность которого входит проверка и обследование объектов аэродрома (посадочной площадки).

      В состав комиссии входят работники эксплуатанта аэродрома (посадочной площадки) к функциям которых относятся вопросы эксплуатации, технического обслуживания аэродрома (посадочной площадки), а также летный и (или) диспетчерский состав.

      6. Для проверки объектов аэродрома (посадочной площадки) на соответствие требованиям настоящих Правил комиссии представляются следующие документы:

      1) инструкция по производству полетов в районе аэродрома (посадочной площадки) (аэронавигационный паспорт);

      Не требуется инструкция по производству полетов на посадочные площадки, подобранные командиром воздушного судна с воздуха и используемые в разовом порядке.

      2) идентификационные документы на земельный участок;

      3) данные о соответствии аэродрома (посадочной площадки) Техническим рекомендациям по характеристикам неклассифицируемых и временных аэродромов и посадочных площадок, указанным в приложении 2 к настоящим Правилам;

      4) данные о расположении и высоте препятствий, которые могут представлять опасность для выполнения полетов ВС;

      5) данные по визуальным средствам (маркировка аэродрома, аэродромные огни, аэродромные знаки, маркеры, ветроуказатель, светоограждение препятствий);

      6) данные по радиотехническому оборудованию (при наличии);

      7) данные по электроснабжению аэродрома (посадочной площадки) и его объектов (при наличии);

      8) данные по оборудованию для заправки ВС горюче-смазочными материалами (при наличии);

      9) данные по метеорологическому оборудованию (при наличии);

      10) данные по противопожарному оборудованию;

      11) план по проведению авиационно-спасательных работ.

      7. Перечень документов, указанные в пункте 6 настоящих Правил, прилагаются в виде копий, заверенных первым руководителем и печатью эксплуатанта аэродрома (посадочной площадки).

      8. Для представления комиссии документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил приказом (решением) эксплуатанта аэродрома (посадочной площадки) назначается ответственное лицо.

      9. Обследование аэродромов (посадочных площадок) комиссией начинается с проверки фактического состояния ВПП, мест стоянок ВС, рулежных дорожек, ограждения, противопожарного оборудования, аварийно-спасательного оборудования, а также метеорологического и радиотехнического обеспечения полетов (при их наличии).

      10. Следующим этапом является рассмотрение эксплуатационной документации, сверка данных в представленных комиссии документах фактическому состоянию аэродрома (посадочной площадки).

      11. По результатам проверки и обследования аэродромов (посадочных площадок) комиссией составляется Акт в двух экземплярах (по одному для собственника (эксплуатанта) аэродрома (посадочной площадки) и уполномоченного органа), с указанием фактического состояния объектов аэродрома, выводов, рекомендаций, соответствия аэродрома (посадочной площадки) Техническим рекомендациям по характеристикам неклассифицируемых и временных аэродромов и посадочных площадок согласно приложению 2 настоящих Правил, а также указывается заключение о годности аэродрома (посадочной площадки) к эксплуатации с указанием срока действия Акта (на период осенне-зимней или весенне-летней навигаций).

      12. Акт подписывается всеми членами комиссии и направляется в уполномоченный орган в течении трех рабочих дней.

      13. Аэродром (посадочная площадка) признается пригодными к эксплуатации при условии:

      1) положительного заключения комиссии, выполнившей обследование аэродрома (посадочной площадки), указанного в Акте;

      2) устранения недостатков, отмеченных комиссией в Акте.

  Приложение 1
к Правилам определения годности
неклассифицируемых и временных
аэродромов и посадочных площадок

      форма

      УТВЕРЖДАЮ

      ________________________________

      (руководитель эксплуатанта, собственник)

      ________________________________

      (подпись, ФИО)

      "___"_____________ 20___ г.

Акт
технической готовности неклассифицируемого, временного
аэродрома (посадочной площадки)

      Наименование аэродрома (посадочной площадки) ________________________

      Эксплуатант (собственник) ___________________________________________

      _____________________________________________________________________

      (местонахождение аэродрома (посадочной площадки)

      Комиссия, назначенная приказом (решением) _____________________

      ___________________ от "__" __________ 20___ г. № __________ в составе:

      Председатель комиссии _________________________________________

      (ФИО, должность)

      Члены комиссии:

      _____________________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      (ФИО, должность)

      в период с _____________ по _____________ рассмотрела документацию,

      провела фактическую проверку аэродрома (посадочной площадки) на

      соответствие требованиям по обеспечению безопасности полетов и

      установила следующее:

п/п

Элемент проверки

Вывод о

соответствии

Примечание

да

нет

1.

Инструкция по производству полетов

в районе аэродрома (посадочной

площадки)




2.

Расположение аэродрома (посадочной

площадки) относительно препятствий,

розы ветров




3.

Документ на право пользования землей




4.

Размеры летной полосы




5.

Прочность грунта, соответствующая для

конкретных воздушных судов




6.

Оборудование аэродрома маркировочными

знаками




7.

Наличие на местах стоянок швартовочных

устройств




8.

Защита аэродрома от проникновения

животных и посторонних лиц




9.

Оборудование аэродрома

радиотехническими средствами

(при необходимости)




10.

Обеспечение метеоинформацией




11.

Обеспечение горюче-смазочными

материалами





      Фактическое состояние объектов

      аэродрома: __________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      Выводы и

      рекомендации: _______________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      Заключение: _________________________________________________________

      _____________________________________________________________________

      Председатель комиссии __________________ ______________________

      Члены комиссии: __________________ ______________________

      __________________ ______________________

      (Подпись Ф.И.О.)

  Приложение 2
к Правилам определения годности
неклассифицируемых и временных
аэродромов и посадочных площадок

Технические рекомендации по характеристикам неклассифицируемых
и временных аэродромов и посадочных площадок

      1. Ориентация летных полос исключает взлеты и посадки ВС над населенными пунктами. Боковое удаление от летной полосы до населенного пункта составляет не менее 300 м., а в направлении взлета не менее 2000 м. от границы селитебной территории.

      2. На участке аэродрома (посадочной площадки) исключаются заболоченные места, посадочные и засоленные грунты, выходы скальных пород.

      3. Размеры элементов летных полос аэродрома (посадочной площадки) в стандартных условиях (температура воздуха +15 оС, атмосферное давление 760 мм. рт. ст., продольный уклон = 0, штиль) принимается согласно руководства по эксплуатации данного ВС, которое будет эксплуатироваться на данном аэродроме (посадочной площадке).

      4. Потребная длина летных полос в расчетных условиях аэродрома (посадочной площадки) устанавливается путем пересчета стандартных длин с помощью поправок, учитывающих расчетную температуру воздуха, расчетное атмосферное давление и средний уклон поверхности летной полосы.

      Для определения длины ВПП в расчетных условиях увеличивается их стандартные длины:

      по температуре - на каждые 5 оС превышения температуры стандартной атмосферы на 3,0 %;

      по атмосферному давлению - на каждые 10 мм. рт. ст. уменьшения атмосферного давления относительно стандартного - на 2,5 %;

      по уклону летной полосы на 1 % среднего уклона - 5 %.

      Длина ВПП определяется следующим образом: Lвпп = Lр + Lо+ Lпр, где:

      Lр - длина разбега ВС от точки старта до скорости отрыва;

      Lо - расстояние на ВПП на время принятия решения пилотом для продолжения взлета или торможения;

      Lо = Vотр х tр, где Vотр - скорость отрыва, tр = 3 сек. - время принятия решения;

      Lпр - длина пробега ВС до полной остановки.

      Средний уклон летной полосы определяется отношением разности отметок начала и конца летной полосы к ее длине (Но - Нк) х 100 %): L, где

      Но - отметка начала полосы,

      Нк - отметка конца полосы,

      L - длина летной полосы.

      Максимальные уклоны ВПП устанавливаются в пределах: продольный уклон - 2 % - для аэродромов и не более 1,5 % - для вертодромов, максимальный поперечный уклон - 2,5 %. Рекомендуемый продольный уклон - 1 %.

      Минимальные продольные и поперечные уклоны поверхности летных полос принимаются из условия обеспечения поверхностного стока и не менее 0,6 %.

      5. Ширина ВПП на всем протяжении - не менее 20 м.

      6. Ширина боковых полос безопасности - не менее 15 м. с каждой стороны ВПП. Препятствия, способных повредить ВС во время маневрирования на ВПП или полета на любой высоте - устраняются.

      7. Длина КПБ в расчетных условиях не менее 50 м. от конца ВПП по обе стороны.

      8. Поверхность ВПП по всей ее протяженности имеет такую поверхность, чтобы ВС при взлете или посадке не было повреждено. БПБ не имеет препятствий, возвышающихся над поверхностью земли. На ВПП высота травяного покрова - не более 20 см. В качестве дернового слоя не применяют те травы, которые резко снижают коэффициент сцепления колес во время дождя или росы (клевер, люцерна). КПБ разрешается использовать под посевы низкорослых сельскохозяйственных культур (высотой не более 50 см.), не требующих при обработке почвы создания борозд.

      9. Размеры приаэродромной территории и допустимые высоты препятствий в ее границах устанавливаются, исходя из условий обеспечения безопасности взлета и посадки ВС.

      10. ПВП к летной полосе в плане имеют форму трапеции, боковые стороны которой образуются линиями, расходящимися под углом 15о к продолжению боковых границ летных полос. Высота препятствий на территории ПВП ограничивается наклонными условными плоскостями, проходящими от торца ВПП.

      Ширина внутренней границы ПВП составляет - 90 м., расхождение 15 %, общая длина - 6000 м. и состоит из двух участков с каждой стороны ВПП: на первом длиной 50 м. от конца ВПП плоскость ограничения препятствий проходит с наклоном 1:50, на втором длиной 2950 м. и наклоном 1:30. Границы ПВП могут определяться также исходя из летно-технических характеристик расчетного типа ВС.

      11. При хранении ВС на стоянке производится их крепление для предотвращения смещения и повреждения ВС.

      12. Выбор типа якорных креплений производится по величине расчетных усилий в тросах крепления. Проверка прочности якорных креплений производится не ранее чем через один месяц после окончание их строительства. Последующие сроки проверки не реже одного раза в течение двух лет. Проверка заключается в силовом натяжении кольца и анкера испытательными усилиями, которые превышают на 25 % расчетные усилия. Продолжительность приложения испытательного усилия к кольцу якоря - не менее 10 минут. Якорные крепления могут применяться в виде металлических штопоров, изготовляемых из стержня диаметром 15 - 20 мм. Длина штопора до кольца 1 м., диаметр кольца 12 см. Крепления следует окрашивать в красный или оранжевый цвет. На песчаных, болотистых грунтах следует применять крепление, которые состоят из двух бревен диаметром 16-20 см., длиной 1-1,2 м., скрепленных в виде крестовины. От середины крестовины отводится металлический стержень диаметром 20 мм., оканчивающийся кольцом для крепления троса. Крестовина закладывается в грунт на глубину 1,2-1,5 м. и засыпается грунтом с послойным уплотнением, деревянную часть креплений следует покрывать антисептическим материалом.

      13. Постоянные грунтовые аэродромы оборудуются входными маркерами, пограничными маркерами и посадочным маркером "Т". На временных аэродромах в качестве входных маркеров и пограничных маркеров могут применяться флажки красно-белого цвета размером 1,4 х 0,7 м. согласно рисунку приложения 1 к Техническим рекомендациям по характеристикам неклассифицируемых и временных аэродромов и посадочных площадок.

      14. Входные маркеры согласно рисунку приложения 2 к Техническим рекомендациям по характеристикам неклассифицируемых и временных аэродромов и посадочных площадок устанавливаются на линии торца летной полосы в 5 м. наружу от ее боковой границы и обозначают начало и конец летной полосы. Окрашиваются маркеры чередующимися полосами бело-черного цвета. Противоположная сторона маркера окрашивается в красно-белый цвет.

      15. Пограничные маркеры согласно рисунку приложения 3 к Техническим рекомендациям по характеристикам неклассифицируемых и временных аэродромов и посадочных площадок устанавливаются на расстоянии 100 м. друг от друга вдоль боковых границ и 1 м. от края ВПП. Окрашивается маркер чередующимися по цвету полосами красного и белого цветов или черного и белого, при этом верхняя часть конуса окрашивается в белый цвет. На временных аэродромах вместо пограничных маркеров могут применяться флажки размером 0,35 х 0,5 м. красного или белого цветов. Флажки устанавливаются на расстоянии 50 м. друг от друга.

      16. Посадочный маркер "Т" имеет размеры 5 х 10 м. (три полотнища 5 х 1 м.) согласно рисунку приложения 4 к Техническим рекомендациям по характеристикам неклассифицируемых и временных аэродромов и посадочных площадок и устанавливается на БПБ в 3 м. от края летной полосы и в 50 м. от ее начала.

      При необходимости на аэродромах (посадочных площадках) могут устанавливаться дополнительные маркеры и знаки согласно рисункам приложений 5-11 к Техническим рекомендациям по характеристикам неклассифицируемых и временных аэродромов и посадочных площадок.

      17. Эксплутационное состояние грунтового аэродрома характеризуется прочностью грунта летного поля, которая зависит от типа грунта, его влажности, гранулометрического состава и степени уплотнения.

      18. Прочность грунта определяется с помощью ударника У-1 или пробным рулением самолета с полным взлетным весом со скоростью руления 8 - 15 км/ч. по рабочей части летной полосы, РД и МС, с последующим измерением глубины колеи от колес ВС.

      19. Замеры ударником У-1 следует производить на концевых (стартовых) участках грунтовой взлетно-посадочной полосы (далее - ГВПП) от начала до конца зоны приземления через 25 м., на средних участках через 50 м.

      20. Эксплуатация ВС на летных полосах, имеющих высоту травостоя больше 20 см, не допускается.

      21. Колеи глубиной до 6 см. устраняются прикатыванием 3-5-тонными металлическими катками. Дефекты поверхности, представляющие опасность для дальнейшей эксплуатации ВС, устраняются немедленно. Колеи и выбоины глубиной не более 15 см. засыпаются сначала обычным грунтом, имеющимся на аэродроме, а затем растительным грунтом слоем 10-12 см. При глубине колеи до 20 см. уплотнение грунта производится в один слой, а больше 20 см. - в два слоя. Колея не засыпается песком, щебнем, шлаком или другими материалами, отличающимися от грунта летной полосы.

      22. Контроль ровности поверхности грунтового летного поля состоит в выявлении микро и мезонеровностей:

      1) микронеровности могут быть проверены визуально или путем проезда автомобиля. Величины микронеровностей проверяются по просвету между трехметровой рейкой и грунтовой (заснеженной) поверхностью летного поля;

      2) мезонеровности следует определить нивелирной съемкой профиля по одному или двум характерным направлениям на дефектном участке. Уклоны прямых отрезков с шагом съемки, равным 5, 10, 20 м., следует вычислять по формуле: Ia = (Hn - Hn - 1)/A, где:

      Hn - 1 - отметка начальной точки профиля рельефа;

      Hn - отметка точки профиля рельефа, отстоящей от начальной на шаг съемки;

      A - шаг съемки;

     

i = in - in-1 - разность смежных сопрягающих уклонов.

      23. Аэродром в целом или отдельные участки летного поля считаются неподготовленными к эксплуатации при следующих условиях:

      1) значение коэффициента сцепления на всей длине взлетно-посадочной полосы или на любом участке длиной более 1/6 ее части, ниже значения 0,3 полученное путем измерения деселеромером (или ниже значения 0,18 полученное путем измерения АТТ-2);

      2) различие значений коэффициента сцепления на близлежащих участках ИВПП с обеих сторон от оси превышает значения 0,2;

      3) толщина слоя атмосферных осадков (снега, слякоти, воды) на рабочей части ИВПП и ГВПП выше допустимых значений;

      4) сопряжения очищенных и неочищенных участков от снега имеют уклоны более 1:10;

      5) наличие на поверхности посторонних предметов, в том числе продуктов разрушения поверхности, кусков льда и уплотненного снега;

      6) прочность ВПП, РД недостаточна для ВС, допущенных к эксплуатации на данном аэродроме;

      7) показатели прочности грунтов (уплотненного снежного покрова) на грунтовых аэродромах ниже значений, установленных требованиями руководства по летной эксплуатации, разброс среднеарифметических величин прочности грунта на глубинах 10 и 30 см. для грунтовых ВПП на стартовых участках 10 %, средних - 20 %, РД - 15 %;

      8) на стартовых участках грунтовых ВПП, МС, местах опробования двигателей и путях руления степень уплотнения грунтов, характеризуемая коэффициентом уплотнения для песчаных и супесчаных грунтов - ниже 0,95, для суглинистых и глинистых - ниже 1,0; на средних участках грунтовых ВПП, соответственно, ниже - 0,9 и 0,95, а для летного поля ниже - 0,8 и 0,85;

      9) наличие размокшего верхнего слоя грунта глубиной более 5 см.;

      10) микронеровности в любых направлениях рабочей части грунтовой летной полосы превышает 10 см.;

      11) мезонеровности превышают предельные значения:


i5 = 0,03

i10 = 0,022

i20 = 0,015;

      12) отсутствуют, либо не соответствуют техническим требованиям дневные маркировочные знаки на ВПП, а также переносные знаки, устанавливаемые на грунтовых (заснеженных) аэродромах, не обеспечена их видимость;

      13) швартовочные устройства на МС не обеспечивают восприятие расчетных усилий от растяжек ВС расчетных типов. Эксплуатация этих устройств, не осуществляется если они не имеют акта проверки прочности.

      24. Аэродром оборудуют конусным ветроуказателем согласно рисунку приложения 12 к Техническим рекомендациям по характеристикам неклассифицируемых и временных аэродромов и посадочных площадок, который устанавливается на служебном здании или отдельно на мачте и виден с любой точки летного поля и с воздуха, иметь свободный доступ для ветров всех направлений и свободно поворачиваться на 360 градусов. Для обеспечения необходимой видимости ветроуказатель имеет соответствующие размеры, а в длину имеет комбинацию из двух цветов: белого с черным или белого с оранжево-красным. На временных аэродромах вместо ветроуказателя можно применять флажки красно-белого цвета размером 1,4 х 0,7 м. согласно рисунку приложения 13 к Техническим рекомендациям по характеристикам неклассифицируемых и временных аэродромов и посадочных площадок, укрепляемых на мачте.

      25. Ограждение аэродромов исключает свободный доступ на территорию посторонних лиц, транспорта и животных.

      26. На временных аэродромах и посадочных площадках ограждения не устанавливаются.

  Приложение 1
к Техническим рекомендациям
по характеристикам
неклассифицируемых и
временных аэродромов и
посадочных площадок



      Рисунок. Флажок - входной знак

  Приложение 2
к Техническим рекомендациям
по характеристикам
неклассифицируемых и
временных аэродромов и
посадочных площадок



      Рисунок. Входной маркер

      Входной маркер имеет форму трехгранной призмы. В сечении маркер имеет форму равнобедренного треугольника с основанием 1,2 м.

      Лицевая сторона маркера окрашивается чередующимися по цвету вертикальными полосами белого и черного цветов. Противоположная сторона входного маркера, обозначающая конец грунтовой взлетно-посадочной полосы, окрашивается полосами с чередованием белого и красного (оранжевого) цвета. Крайние полосы имеют темный цвет.

  Приложение 3
к Техническим рекомендациям
по характеристикам
неклассифицируемых и
временных аэродромов и
посадочных площадок



      Рисунок. Пограничный маркер

      Пограничные маркеры представляют собой конус.

      Поверхность пограничного маркера окрашивается чередующимися поперечными полосами красного и белого цветов или черного и белого цветов. Нижняя полоса окрашивается в темный цвет.

  Приложение 4
к Техническим рекомендациям
по характеристикам
неклассифицируемых и
временных аэродромов и
посадочных площадок



      Рисунок. Посадочный маркер "Т"

      Маркер посадочного "Т" включает комплект из 6 полотнищ: трех - белого и трех - красного цвета. Размеры сигнального полотнища для грунтовой взлетно-посадочной полосы всех классов равны 5 х 1 м.

  Приложение 5
к Техническим рекомендациям
по характеристикам
неклассифицируемых и
временных аэродромов и
посадочных площадок



      Рисунок. Угловой маркировочный знак

      1 - место установки пограничного знака

      2 - тощий бетон

      3 - песчаная подушка

      Угловой маркировочный знак предназначен для обозначения и закрепления границ грунтовой взлетно-посадочной полосы и выполняется из тощего бетона, щебня или гравия толщиной 0,1 - 0,12 м. на песчаной подушке.

      Поверхность знака окрашивается в белый цвет, а на аэродромах с песчаным и супесчаным грунтом - в оранжевый цвет.

  Приложение 6
к Техническим рекомендациям
по характеристикам
неклассифицируемых и
временных аэродромов и
посадочных площадок



      Рисунок. Маркер подхода

      Маркер подхода имеет форму равностороннего треугольника.

      Поверхность маркера окрашивается на летний период в белый, а на зимний период - в черный цвет с полосой посередине шириной 0,6 м., окрашенной в оранжевый или красный цвет.

  Приложение 7
к Техническим рекомендациям
по характеристикам
неклассифицируемых и
временных аэродромов и
посадочных площадок



      Рисунок. Осевой маркер между концом летного поля и ближним приводным радиомаяком (БПРМ)

      Осевые маркеры между концом летного поля и БПРМ выполняются в виде равностороннего треугольника и окрашиваются чередующимися полосами красного (оранжевого) и черного цветов, крайние полосы знака окрашиваются в красный (оранжевый) цвет.

  Приложение 8
к Техническим рекомендациям
по характеристикам
неклассифицируемых и
временных аэродромов и
посадочных площадок



      Рисунок. Маркер зоны приземления

      Маркер зоны приземления представляет собой трехгранную призму. В сечении маркер имеет форму равностороннего треугольника со стороной 0,9 м. Маркер изготавливают из деревянного каркаса и оббивают мягким материалом.

      Поверхность маркера зоны приземления, видимая со стороны посадки, окрашивается на летний период в белый цвет, на зимний период - в черный. Противоположную сторону маркера окрашивают в красный (оранжевый) цвет.

  Приложение 9
к Техническим рекомендациям
по характеристикам
неклассифицируемых и
временных аэродромов и
посадочных площадок



      Рисунок. Маркер центра полосы

      1 - каркас (бруски 0,04 Х 0,08)

      2 - лицевая сторона (фанера)

      3 - подкос (брус 0,04 Х 0,04)

      4 - светосигнальная арматура

      Для лучшей видимости знак центра может оборудоваться желтыми лампами в количестве 12 шт., расположенными по кругу диаметром 0,9 м. на равном расстоянии друг от друга.

  Приложение 10
к Техническим рекомендациям
по характеристикам
неклассифицируемых и
временных аэродромов и
посадочных площадок



      Рисунок. Маркер боковой границы

      Маркером боковой границы является щит прямоугольной формы. Маркер устанавливается на стойке так, чтобы высота маркера от поверхности расчетного слоя снега до верха грани щита составляла 1,4 м.

      Поверхность щита со стороны посадки окрашивается в красный (оранжевый) цвет с полосой по диагонали белого цвета. Противоположная сторона знака окрашивается в красный цвет.

  Приложение 11
к Техническим рекомендациям
по характеристикам
неклассифицируемых и
временных аэродромов и
посадочных площадок



      Рисунок. Схема оборудования маркировочными знаками ВПП

      1 - знак центра полосы; 2 - пограничный знак; 3 - посадочный знак "Т"; 4 - знак зоны приземления; 5 - угловой знак; 6 - входной знак; 7 - знак боковых границ; 8 - осевой знак; 9 - осевой знак между ЛП и БПРМ; 10 - знак подхода.

  Приложение 12
к Техническим рекомендациям
по характеристикам
неклассифицируемых и
временных аэродромов и
посадочных площадок



      Рисунок. Конус-ветроуказатель

      Ветроуказатель имеет форму усеченного конуса и окрашивается чередующимися поперечными полосами белого с оранжево-красным или белого с черным цветом.

  Приложение 13
к Техническим рекомендациям
по характеристикам
неклассифицируемых и
временных аэродромов и
посадочных площадок



      Рисунок. Флажок - ветроуказатель