Сноска. Заголовок приказа в редакции приказа Министра экономического развития и торговли РК от 01.02.2012 № 36.
Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п. 5
В соответствии с пунктом 2 статьи 217 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
Сноска. Преамбула в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.2015 № 775 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Утвердить прилагаемые Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования концессионного проекта, инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий.
2. Признать утратившим силу приказ и.о. Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 2 марта 2009 года № 30 "Об утверждении требований к разработке и экспертизе технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта и концессионного проекта, требующего софинансирования из республиканского или местного бюджетов и признании утратившими силу некоторых решений Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5593).
3. Департаменту инвестиционной политики (Тортаеву Б.К.) и Юридическому департаменту (Ешимовой Д.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
И.о. Министра Т. Сулейменов
Утверждены
приказом и.о. Министра
экономического развития и торговли
Республики Казахстан
от 6 августа 2010 года № 136
Требования к разработке или корректировке,
а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического
обоснования инвестиционного проекта для предоставления
государственных гарантий
Сноска. Требования в редакции приказа Министра экономического развития и торговли РК от 01.02.2012 № 36.
1. Общие положения
1. Настоящие Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий (далее - Требования) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 217 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.
2. Настоящие Требования являются обязательными к соблюдению при разработке или корректировке, а также проведении необходимых экспертиз технико-экономического обоснования инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий (далее – ТЭО инвестиционного проекта).
3. В Требованиях используются следующие основные понятия:
1) ТЭО инвестиционного проекта - предпроектная документация, содержащая результаты маркетинговых, технико-технологических, социально-экономических и экологических исследований, а также финансовые решения, обосновывающие эффективность реализации инвестиционного проекта, решения по оценке рисков инвестиционного проекта и мерам по их снижению, а также по влиянию проекта на социально-экономическое развитие экономики в целом и отрасли при его реализации;
2) экономическая экспертиза ТЭО инвестиционного проекта - оценка экономического и финансового анализа, приведенного в ТЭО инвестиционного проекта, позволяющего определить эффективность реализации проекта.
4. ТЭО инвестиционного проекта, предлагаемого к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственную гарантию Республики Казахстан, представляются в уполномоченный орган по государственному планированию Республики Казахстан на бумажном и электронном носителе с приложением:
1) положительного заключения комплексной вневедомственной экспертизы, осуществляемой юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 39-1) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», (далее – Юридическое лицо), в случае если по проекту предполагается проведение строительных (строительно-монтажных) работ;
2) заключения экспертизы уполномоченного органа соответствующей отрасли;
3) финансовой отчетности заемщика (отдельная и консолидированная) с печатью и за подписью первого руководителя и главного бухгалтера за последние три года, предшествующие внесению ТЭО инвестиционного проекта в центральный уполномоченный орган по государственному планированию, а также пояснительные записки к финансовой отчетности. Для заемщиков, аудит финансовой отчетности которых в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аудиторской деятельности является обязательным, представляются аудированная финансовая отчетность и аудиторские отчеты, составленные за последние три года.
Сноска. Пункт 4 в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.2015 № 775 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
4-1. Положения настоящих Требований не распространяются на ТЭО концессионных проектов, по которым предполагается предоставление государственной гарантии Республики Казахстан по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов в качестве меры государственной поддержки деятельности концессионеров.
Разработка или корректировка, а также проведение необходимых экспертиз ТЭО концессионных проектов, по которым предполагается предоставление государственной гарантии Республики Казахстан по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов в качестве меры государственной поддержки деятельности концессионеров, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан о концессиях.
Сноска. Требования дополнены пунктом 4-1 в соответствии с приказом Министра экономики и бюджетного планирования РК от 24.09.2013 № 293.
2. Требования к разработке или корректировке ТЭО
инвестиционного проекта, предлагаемого к финансированию
за счет средств негосударственных займов под государственную
гарантию Республики Казахстан
5. Исключен приказом Министра экономики и бюджетного планирования РК от 24.09.2013 № 293.
6. Целью разработки ТЭО инвестиционного проекта является выработка оптимальных проектных решений, в том числе наиболее оптимальной структуры и масштаба проекта, предложений по наиболее целесообразным маркетинговым, технико-технологическим, финансовым, институциональным, экологическим, экономическим и другим решениям, предполагаемых в рамках реализации проекта.
7. ТЭО инвестиционного проекта направляется на доработку в случае его несоответствия настоящим Требованиям.
8. ТЭО инвестиционного проекта должно соответствовать следующей структуре:
паспорт проекта;
введение;
институциональный раздел;
маркетинговый раздел;
технико-технологический раздел;
экологический раздел;
финансовый раздел;
социально-экономический раздел;
оценка и распределение рисков;
выводы по проекту;
приложения (в случае необходимости).
9. В зависимости от специфики проекта включаются дополнительные разделы, позволяющие детально раскрыть и обосновать принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта решения.
10. В паспорте проекта раскрывается краткая информация о проекте.
Паспорт проекта содержит следующую информацию:
наименование заемщика (заявителя инвестиционного проекта) – заказчика ТЭО инвестиционного проекта;
наименование разработчика ТЭО инвестиционного проекта;
наименование проекта;
место реализации проекта;
цель и задачи проекта, в том числе в количественном выражении;
масштаб проекта;
мощность проекта;
период реализации проекта;
период строительства объекта;
период эксплуатации объекта;
планируемая общая стоимость проекта в национальной валюте и иностранной валюте, принятой для расчетов в рамках ТЭО инвестиционного проекта, в том числе:
инвестиционные издержки;
эксплуатационные издержки;
прочие издержки;
предполагаемые источники финансирования проекта;
основные выгодополучатели от реализации проекта.
Сноска. Пункт 10 в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.2015 № 775 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
11. В разделе «Введение» описывается проблема в отрасли (регионе), которую планируется решить посредством реализации проекта, а также указываются альтернативные варианты решения данной проблемы, в том числе по технологическим, институциональным, финансовым решениям.
12. В институциональном разделе описывается предлагаемая оптимальная схема управления проектом на протяжении его жизненного цикла, участники проекта и их функции, порядок их взаимодействия.
Также в данном разделе проводится сравнительный анализ альтернативных вариантов реализации проекта по институциональным решениям.
13. Маркетинговый раздел содержит анализ существующей и прогнозируемой (на период реализации проекта) конъюнктуры спроса на образующуюся в результате реализации проекта продукцию (товары/услуги) и предложения потребляемых факторов производства.
Раздел включает:
анализ и обоснование количественных параметров спроса, его тенденций или оценку необходимости в продукции (товаров/услуг), планируемой к производству в рамках проекта;
анализ объемов, видов и цен на продукцию (товары/услуги), которая производится с учетом текущей ситуации в отрасли (регионе) по категориям потребителей;
анализ объемов, видов и цен на продукцию (товары/услуги), которая будет производиться в результате реализации проекта по категориям потребителей;
анализ рынков сырья, материалов, оборудования, необходимых для реализации проекта, в том числе сравнительный анализ по производителям и поставщикам, ценам, качеству и условиям поставки продукции;
анализ обеспеченности проекта специалистами соответствующей квалификации как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также, в случае необходимости, обоснование привлечения иностранных специалистов.
В каждом из подразделов указываются используемые источники информации и методики проведения маркетинговых исследований с приложением отчета по проведенному маркетинговому исследованию.
14. Технико-технологический раздел содержит принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта технико-технологические решения реализации проекта, определяющих параметры и компоненты проекта.
Раздел включает:
описание и сравнительный анализ технико-технологических решений с обоснованием выбранного оптимального варианта реализации проекта;
обоснование месторасположения реализации проекта относительно источников и месторасположения потенциальных поставщиков сырья, материалов, оборудования потребителей продукции (товара/услуги) и близости к транспортным магистралям с учетом географических особенностей региона;
расчетное обоснование мощности проекта с учетом принятых технико-технологических решений;
оценку влияния проекта на инфраструктуру региона, где предполагается реализация проекта;
обоснование выбранного проектного оборудования, в том числе технологическая совместимость с уже используемым оборудованием (если такое предполагается в рамках реализации проекта), оптимальное соотношение «цена-качество», альтернативные варианты по выбору оборудования, применение инновационного оборудования, использование ноу-хау, использование проектом стандартов качества, нормативные документы, устанавливающие технические и технологические требования к проекту;
нормы охраны труда и техники безопасности;
обеспеченность реализации проекта инженерными сооружениями, с учетом имеющихся в наличии транспортных подъездов и средств, энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации, а также обеспеченность складскими помещениями;
график реализации проекта, который отражает период создания/реконструкции объекта, и его эксплуатации по годам реализации и по технологическим этапам, с графическим отображением последовательности и продолжительности мероприятий по проекту во времени (план-график).
При выборе технико-технологических решений по проекту, в первую очередь, выбираются те решения, которые имеют наименьшее экологическое негативное воздействие или не имеют негативного экологического воздействия, а также оказывают больший социально-экономический эффект от реализации проекта.
15. Экологический раздел включает:
оценку влияния проекта на состояние окружающей среды, количественную оценку экологического ущерба от реализации проекта и предполагаемые мероприятия по уменьшению его вредного воздействия;
мероприятия, предполагаемые проектом для улучшения экологической ситуации, как региона, так и Республики Казахстан в целом, и их результат в количественном выражении.
Оценка воздействия на окружающую среду в ТЭО проекта выполняется в соответствии с инструктивно-методическими документами по проведению оценки воздействия на окружающую среду, утверждаемыми уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
16. В финансовом разделе в соответствии с Перечнем коэффициентов, представляемых в расчетах к обоснованию предоставления государственной гарантии согласно Приложению к данному приказу, приводится анализ финансовых выгод и затрат, с учетом альтернативных схем и источников финансирования проекта, влияния инфляции на реализуемость проекта, оценка финансовой эффективности проекта, раскрываются принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта финансовые решения.
Данный раздел включает:
расчет общих инвестиционных издержек;
расчет эксплуатационных издержек (производственных издержек, текущих расходов на содержание);
расчет себестоимости продукции (товаров/услуг), отпускных цен на товары (тарифы на услуги);
расчет доходов от продаж;
расчет потока денежных средств;
расчет нераспределенной и чистой прибыли;
учет инфляции, курса валют, определение нормы дисконта и поправок на риск;
анализ наименьших затрат;
анализ наибольшей прибыли;
анализ проекта с помощью методов дисконтирования, в том числе расчет чистой приведенной стоимости (Net Present Value – NPV), внутренней нормы доходности (Internal Rate of Return, IRR), отношения дисконтируемых выгод и затрат, дисконтированного срока окупаемости;
определение приемлемых параметров привлечения заемных средств для финансирования проекта;
источники финансирования эксплуатационных расходов, с определением, кем и когда такие расходы будут финансироваться;
анализ финансового состояния заемщика, в том числе горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности заемщика, а также коэффициентный анализ заемщика согласно приложению к настоящим Требованиям;
анализ чувствительности проекта и расчет границ безубыточности.
Сноска. Пункт 16 в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.2015 № 775 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
17. Социально-экономический раздел отражает социально-экономические аспекты проекта и выгоды от реализации проекта.
Данный раздел включает:
1) анализ существующей социально-экономической ситуации в отрасли (регионе) и Республике Казахстан и перспективы ее развития без учета проекта, в том числе:
основные социальные показатели (уровень доходов населения, уровень безработицы, занятости, смертности, рождаемости и тому подобное);
основные отраслевые (региональные) показатели (объем производства продукции (товара/услуги), доля отрасли (региона) в структуре внутреннего валового продукта, объем инвестиций в отрасль (регион) и их тенденции в планируемом периоде);
2) анализ перспектив развития социально-экономической ситуации в отрасли (регионе) и в Республике Казахстан в случае реализации проекта, в том числе:
основные социальные показатели (уровень доходов населения, уровень безработицы, занятости, смертности, рождаемости и тому подобное);
основные отраслевые (региональные) показатели (объем производства продукции (товара/услуги), доля отрасли (региона) в структуре внутреннего валового продукта, объем инвестиций в отрасль (регион) и их тенденции в планируемом периоде);
анализ выгод и затрат по проекту, который включает в себя анализ результатов, следствий и влияния, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, необратимые издержки, внешние эффекты, международные эффекты, косвенные выгоды от реализации проекта;
расчет прямого, косвенного и совокупного макроэкономического эффекта в текущих ценах и в сопоставимых ценах предыдущего года;
планируемые налоговые поступления в государственный бюджет при эксплуатации объекта;
расчет показателей чистых общественных выгод, экономического чистого приведенного дохода (Economic net present value – ENPV), экономической внутренней нормы доходности (Economic Internal Rate of Return – EIRR);
анализ влияния реализации проекта на развитие смежных отраслей (соседних регионов);
анализ влияния проекта на рост экспортного потенциала Республики Казахстан и импортозамещения, развитие инноваций.
18. В разделе «Оценка и распределение рисков» описываются риски, возможные к наступлению при реализации проекта, в том числе на подготовительном этапе, этапе строительства/реконструкции объекта и его эксплуатации.
Данный раздел включает:
оценку коммерческих рисков;
оценку социальных рисков;
оценку экономических рисков;
оценку технических рисков;
оценку финансовых рисков;
оценку специфических рисков для участников проекта, определяющие основные факторы рисков, предположительный характер и диапазон их изменений, предполагаемые мероприятия по их снижению;
анализ распределения рисков между участниками проекта;
анализ в условиях неопределенности, в том числе анализ чувствительности по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, прямые издержки), в том числе определение предельно допустимых значений изменения параметра.
Оценка рисков проводится методом количественного и качественного анализа.
19. В разделе «Выводы по проекту» описываются:
основные достоинства и недостатки по проекту;
оптимальный вариант реализации проекта;
критические риски по проекту и меры по их снижению.
20. ТЭО инвестиционного проекта содержит приложения, которые включают финансово-экономические модели по каждому из рассматриваемых вариантов реализации проекта (по источникам финансирования проекта), графики, диаграммы, рисунки, карты местности, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ТЭО инвестиционного проекта.
3. Требования к экспертизе ТЭО инвестиционного проекта
21. При проведении экономической экспертизы ТЭО инвестиционного проекта (далее – экспертиза инвестиционного проекта) специализированная организация по вопросам концессии руководствуется принципами:
результативности проекта – положительность эффекта его осуществления, то есть превышение оценки слагаемых результатов над оценкой совокупных затрат, требуемых для реализации проекта;
адекватности и объективности – правильное отражение структуры и характеристик объекта, применительно к которому рассматривается проект с учетом степени недостоверности и неопределенности;
комплексности – учет разносторонних последствий реализации проекта, как в экономической, так и в социальной, экологической и в других внеэкономических сферах и определение соответствующих видов и величин результатов и затрат;
индивидуальности – оценка эффективности проекта с позиций каждого участника;
согласованности – данные и информация, отраженные в различных разделах ТЭО инвестиционного проекта и представленные в документах согласуются между собой;
достоверности – информация и данные, представленные в разделах ТЭО инвестиционного проекта подтверждены в заключениях других экспертиз ТЭО инвестиционного проекта, а также представленные в документах и в расчетах;
обоснованности – решения, принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта, являются обоснованными;
правильности расчета – порядок расчета и полученные показатели являются верными.
22. Экспертиза инвестиционного проекта проводится на основании представленного ТЭО инвестиционного проекта, финансовой отчетности заемщика за последние три года, предшествующие внесению ТЭО инвестиционного проекта, и соответствующих положительных экспертиз, необходимых к проведению на ТЭО инвестиционного проекта в зависимости от специфики проекта, а именно:
1) комплексной вневедомственной экспертизы, осуществляемой Юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, в случае если по проекту предполагается проведение строительных (строительно-монтажных) работ;
2) экспертизы уполномоченного органа соответствующей отрасли.
Сноска. Пункт 22 в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.2015 № 775 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
23. Заключение экспертизы инвестиционного проекта должно содержать:
анализ реализации проекта в рамках действующего законодательства Республики Казахстан;
анализ социально-экономической эффективности реализации проекта;
анализ коммерческой эффективности реализации проекта;
анализ бюджетной эффективности реализации проекта с учетом возможных выплат по государственным гарантиям;
анализ рисков проекта и мер по их снижению;
выводы и рекомендации.
Приложение
к Требованиям к разработке или
корректировке, а также проведению
необходимых экспертиз технико-
экономического обоснования
концессионного проекта,
инвестиционного проекта для
предоставления государственных
гарантий
Перечень коэффициентов, представляемых в расчетах
к обоснованию предоставления государственной гарантии
Сноска. Требования дополнены Приложением в соответствии с приказом и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.2015 № 775 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
1. Коэффициентный анализ заключается в изучении финансовой отчетности заемщика при помощи набора финансовых показателей (коэффициентов) на предмет соответствия (отклонения) от нормативных значений таких коэффициентов и их изменений в динамике.
Для проведения коэффициентного анализа принимаются данные из всех форм финансовой отчетности заемщика.
2. Коэффициенты ликвидности – финансовые показатели, рассчитываемые для определения способности заемщика погашать текущую задолженность за счет имеющихся текущих (оборотных) активов. При этом проводится сравнение величины текущих задолженностей заемщика и ее оборотных средств, которые должны обеспечить погашение этих задолженностей.
3. Коэффициент текущей ликвидности (current ratio, CR) характеризует текущую способность заемщика выполнить краткосрочные обязательства за счет имеющихся оборотных средств. Рассчитывается по формуле:
где:
CA – текущие активы;
CL – текущие обязательства.
Рекомендуемое значение CR: 1 – 2 (кроме финансовых организаций). Значение <1 свидетельствует о возможной утрате платежеспособности, значение >4 – о недостаточной активности использования заемных средств и, как следствие, меньшее значение рентабельности собственного капитала.
4. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Own Funds Ratio, OFR) характеризует наличие собственных оборотных средств у заемщика, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости. Рассчитывается по формуле:
где:
ЕС – собственный капитал;
FА – внеоборотные активы;
СА – текущие активы.
Рекомендуемое значение OFR: >0,1 (кроме финансовых организаций). Структура баланса нефинансового заемщика признается неудовлетворительной, а заемщик неплатежеспособным, если коэффициент на конец отчетного периода имеет значение <0,1.
5. Коэффициенты рентабельности – предназначены для оценки общей эффективности вложения средств заемщика и характеризуют уровень отдачи от затрат и степень использования средств.
6. Коэффициент рентабельности активов (return on assets, ROA) свидетельствует о том, сколько чистой прибыли приходится на каждый тенге, вложенный в активы заемщика. Рассчитывается по формуле:
где:
NI – чистая прибыль;
TA – среднегодовая сумма активов.
Рекомендуемое значение ROA: повышающееся значение показателя (в динамике) свидетельствует о способности активов заемщика порождать прибыль.
7. Коэффициент рентабельности собственного капитала (return on equity, ROE) показывает, сколько заемщик имеет чистой прибыли с единицы собственного капитала. Рассчитывается по формуле:
где:
NI – чистая прибыль;
EC – среднегодовая сумма собственного капитала.
Рекомендуемое значение ROE: различны в зависимости от отрасли, вместе с тем, высокое значение коэффициента оценивается положительно, поскольку свидетельствует о чистой прибыли, приходящейся на каждый тенге, авансированный в капитал.
8. Коэффициент рентабельности заемного капитала, эффект финансового рычага (degree of financial leverage, DFL) характеризует эффективность использования заемного капитала. Рассчитывается по формуле:
где:
ROAEBIT – рентабельность активов по EBIT;
WACLP – средневзвешенная цена заемного капитала (средний размер ставки процентов за кредит);
TRP – ставка налога на прибыль;
LC – средняя сумма заемного капитала;
EC – средняя сумма собственного капитала.
Рекомендуемое значение DFL: полагается, что чем выше значение DFL, тем выше прибыль, которая приходится на заемный капитал.
9. Коэффициент рентабельности инвестиций (return on investment, ROI) показывает отдачу на сумму вложенных в проект денежных средств. Рассчитывается по формуле:
где:
NI – чистая прибыль;
IC – инвестированный капитал;
EC – среднегодовая сумма собственного капитала;
LTL – долгосрочные обязательства.
Рекомендуемое значение ROI: чем выше значение коэффициента, тем более эффективно используются инвестиции.
10. Коэффициенты платежеспособности (финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе) характеризуют состояние финансовых ресурсов заемщика и их способность обеспечить рост ее деловой активности при сохранении платежеспособности в условиях допустимого уровня риска.
11. Коэффициент финансовой независимости (equity to total assets, EtTA) характеризует долю собственного капитала в общей сумме авансированных средств. Чем выше значение коэффициента, тем финансово более устойчиво и независимо от внешних кредиторов предприятие. Рассчитывается по формуле:
где:
EC – собственный капитал;
TA – сумма активов.
Рекомендуемые значения EtTA: нормативное значение для данного показателя равно 0,6 (кроме финансовых организаций).
12. Коэффициент финансового левереджа (debt ratio, DR) прямо пропорционален финансовому риску предприятия и отражает долю заемных средств в источниках финансирования активов предприятия. Рассчитывается по формуле:
где:
LC – заемный капитал;
EC – собственный капитал.
Рекомендуемое значение DR: в диапазоне: 0,5 - 0,8 (кроме финансовых организаций).
13. Коэффициент обеспеченности кредитов прибылью (percentage of loans profit, PLP) применяется для оценки возможности предприятия погасить долги по кредитам. Рассчитывается по формуле:
где:
EBIT – прибыль до уплаты налогов и процентов;
A – амортизация;
CL – краткосрочные обязательства;
LTL – долгосрочные обязательства.
Рекомендуемое значение PLP: повышающееся (в динамике) значение показателя свидетельствует об улучшении ситуации с кредитоспособностью.
14. Коэффициент покрытия процентов (times interest earned, TIE) показывает возможную степень снижения операционной прибыли предприятия, при которой оно может обслуживать выплаты процентов. Рассчитывается по формуле:
EBIT – прибыль до уплаты налогов и процентов;
PP – проценты к уплате.
Рекомендуемое значение: >1 (кроме финансовых организаций).
15. Коэффициенты оборачиваемости отражают интенсивность использования задействованных ресурсов.
16. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (receivables turnover, RT) показывает, сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение одного периода. Рассчитывается по формуле:
NS – выручка от реализации продукции;
AR – среднегодовая стоимость дебиторской задолженности.
Рекомендуемое значение: высокое значение показателя. Низкое значение коэффициента свидетельствует о трудностях с взысканием средств от дебиторов, соответственно о повышении потребности заемщика в оборотном капитале. Важно рассмотрение значений данного показателя в тренде.
17. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (payables turnover, PT)
NS – выручка от реализации продукции;
AP – среднегодовая стоимость кредиторской задолженности.
Рекомендуемое значение: высокое значение показателя. Низкое значение показателя может свидетельствовать с одной стороны, о проблемах с оплатой с кредиторами, с другой стороны, об эффективно налаженных отношениях с кредиторами. В целях исключения варианта с первой причиной, значение коэффициента необходимо анализировать в динамике.