Об утверждении Требований к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий

Приказ и.о. Министра экономического развития и торговли Республики Казахстан от 6 августа 2010 года № 136. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 августа 2010 года № 6402

Обновленный

      Сноска. Заголовок приказа в редакции приказа Министра экономического развития и торговли РК от 01.02.2012 № 36.

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие приказа см. п. 5

      В соответствии с пунктом 2  статьи 217 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года, ПРИКАЗЫВАЮ:
      Сноска. Преамбула в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.2015 № 775 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      1. Утвердить прилагаемые Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования концессионного проекта, инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий.
      2. Признать утратившим силу приказ и.о. Министра экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан от 2 марта 2009 года № 30 "Об утверждении требований к разработке и экспертизе технико-экономического обоснования бюджетного инвестиционного проекта и концессионного проекта, требующего софинансирования из республиканского или местного бюджетов и признании утратившими силу некоторых решений Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5593).
      3. Департаменту инвестиционной политики (Тортаеву Б.К.) и Юридическому департаменту (Ешимовой Д.А.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
      5. Настоящий приказ вводится в действие со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      И.о. Министра                              Т. Сулейменов

Утверждены           
приказом и.о. Министра     
экономического развития и торговли
Республики Казахстан       
от 6 августа 2010 года № 136   

Требования к разработке или корректировке,
а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического
обоснования инвестиционного проекта для предоставления
государственных гарантий

      Сноска. Требования в редакции приказа Министра экономического развития и торговли РК от 01.02.2012 № 36.

1. Общие положения

      1. Настоящие Требования к разработке или корректировке, а также проведению необходимых экспертиз технико-экономического обоснования инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий (далее - Требования) разработаны в соответствии с пунктом 2 статьи 217 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.
      2. Настоящие Требования являются обязательными к соблюдению при разработке или корректировке, а также проведении необходимых экспертиз технико-экономического обоснования инвестиционного проекта для предоставления государственных гарантий (далее – ТЭО инвестиционного проекта).
      3. В Требованиях используются следующие основные понятия:
      1) ТЭО инвестиционного проекта - предпроектная документация, содержащая результаты маркетинговых, технико-технологических, социально-экономических и экологических исследований, а также финансовые решения, обосновывающие эффективность реализации инвестиционного проекта, решения по оценке рисков инвестиционного проекта и мерам по их снижению, а также по влиянию проекта на социально-экономическое развитие экономики в целом и отрасли при его реализации;
      2) экономическая экспертиза ТЭО инвестиционного проекта - оценка экономического и финансового анализа, приведенного в ТЭО инвестиционного проекта, позволяющего определить эффективность реализации проекта.
      4. ТЭО инвестиционного проекта, предлагаемого к финансированию за счет средств негосударственных займов под государственную гарантию Республики Казахстан, представляются в уполномоченный орган по государственному планированию Республики Казахстан на бумажном и электронном носителе с приложением:
      1) положительного заключения комплексной вневедомственной экспертизы, осуществляемой юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 39-1) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 16 июля 2001 года «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан», (далее – Юридическое лицо), в случае если по проекту предполагается проведение строительных (строительно-монтажных) работ;
      2) заключения экспертизы уполномоченного органа соответствующей отрасли;
      3) финансовой отчетности заемщика (отдельная и консолидированная) с печатью и за подписью первого руководителя и главного бухгалтера за последние три года, предшествующие внесению ТЭО инвестиционного проекта в центральный уполномоченный орган по государственному планированию, а также пояснительные записки к финансовой отчетности. Для заемщиков, аудит финансовой отчетности которых в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аудиторской деятельности является обязательным, представляются аудированная финансовая отчетность и аудиторские отчеты, составленные за последние три года.
      Сноска. Пункт 4 в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.2015 № 775 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      4-1. Положения настоящих Требований не распространяются на ТЭО концессионных проектов, по которым предполагается предоставление государственной гарантии Республики Казахстан по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов в качестве меры государственной поддержки деятельности концессионеров.
      Разработка или корректировка, а также проведение необходимых экспертиз ТЭО концессионных проектов, по которым предполагается предоставление государственной гарантии Республики Казахстан по займам, привлекаемым для финансирования концессионных проектов в качестве меры государственной поддержки деятельности концессионеров, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Республики Казахстан о концессиях.
      Сноска. Требования дополнены пунктом 4-1 в соответствии с приказом Министра экономики и бюджетного планирования РК от 24.09.2013 № 293.

2. Требования к разработке или корректировке ТЭО
инвестиционного проекта, предлагаемого к финансированию
за счет средств негосударственных займов под государственную
гарантию Республики Казахстан

      5. Исключен приказом Министра экономики и бюджетного планирования РК от 24.09.2013 № 293.
      6. Целью разработки ТЭО инвестиционного проекта является выработка оптимальных проектных решений, в том числе наиболее оптимальной структуры и масштаба проекта, предложений по наиболее целесообразным маркетинговым, технико-технологическим, финансовым, институциональным, экологическим, экономическим и другим решениям, предполагаемых в рамках реализации проекта.
      7. ТЭО инвестиционного проекта направляется на доработку в случае его несоответствия настоящим Требованиям.
      8. ТЭО инвестиционного проекта должно соответствовать следующей структуре:
      паспорт проекта;
      введение;
      институциональный раздел;
      маркетинговый раздел;
      технико-технологический раздел;
      экологический раздел;
      финансовый раздел;
      социально-экономический раздел;
      оценка и распределение рисков;
      выводы по проекту;
      приложения (в случае необходимости).
      9. В зависимости от специфики проекта включаются дополнительные разделы, позволяющие детально раскрыть и обосновать принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта решения.
      10. В паспорте проекта раскрывается краткая информация о проекте.
      Паспорт проекта содержит следующую информацию:
      наименование заемщика (заявителя инвестиционного проекта) – заказчика ТЭО инвестиционного проекта;
      наименование разработчика ТЭО инвестиционного проекта;
      наименование проекта;
      место реализации проекта;
      цель и задачи проекта, в том числе в количественном выражении;
      масштаб проекта;
      мощность проекта;
      период реализации проекта;
      период строительства объекта;
      период эксплуатации объекта;
      планируемая общая стоимость проекта в национальной валюте и иностранной валюте, принятой для расчетов в рамках ТЭО инвестиционного проекта, в том числе:
      инвестиционные издержки;
      эксплуатационные издержки;
      прочие издержки;
      предполагаемые источники финансирования проекта;
      основные выгодополучатели от реализации проекта.
      Сноска. Пункт 10 в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.2015 № 775 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      11. В разделе «Введение» описывается проблема в отрасли (регионе), которую планируется решить посредством реализации проекта, а также указываются альтернативные варианты решения данной проблемы, в том числе по технологическим, институциональным, финансовым решениям.
      12. В институциональном разделе описывается предлагаемая оптимальная схема управления проектом на протяжении его жизненного цикла, участники проекта и их функции, порядок их взаимодействия.
      Также в данном разделе проводится сравнительный анализ альтернативных вариантов реализации проекта по институциональным решениям.
      13. Маркетинговый раздел содержит анализ существующей и прогнозируемой (на период реализации проекта) конъюнктуры спроса на образующуюся в результате реализации проекта продукцию (товары/услуги) и предложения потребляемых факторов производства.
      Раздел включает:
      анализ и обоснование количественных параметров спроса, его тенденций или оценку необходимости в продукции (товаров/услуг), планируемой к производству в рамках проекта;
      анализ объемов, видов и цен на продукцию (товары/услуги), которая производится с учетом текущей ситуации в отрасли (регионе) по категориям потребителей;
      анализ объемов, видов и цен на продукцию (товары/услуги), которая будет производиться в результате реализации проекта по категориям потребителей;
      анализ рынков сырья, материалов, оборудования, необходимых для реализации проекта, в том числе сравнительный анализ по производителям и поставщикам, ценам, качеству и условиям поставки продукции;
      анализ обеспеченности проекта специалистами соответствующей квалификации как в инвестиционный, так и в постинвестиционный период, а также, в случае необходимости, обоснование привлечения иностранных специалистов.
      В каждом из подразделов указываются используемые источники информации и методики проведения маркетинговых исследований с приложением отчета по проведенному маркетинговому исследованию.
      14. Технико-технологический раздел содержит принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта технико-технологические решения реализации проекта, определяющих параметры и компоненты проекта.
      Раздел включает:
      описание и сравнительный анализ технико-технологических решений с обоснованием выбранного оптимального варианта реализации проекта;
      обоснование месторасположения реализации проекта относительно источников и месторасположения потенциальных поставщиков сырья, материалов, оборудования потребителей продукции (товара/услуги) и близости к транспортным магистралям с учетом географических особенностей региона;
      расчетное обоснование мощности проекта с учетом принятых технико-технологических решений;
      оценку влияния проекта на инфраструктуру региона, где предполагается реализация проекта;
      обоснование выбранного проектного оборудования, в том числе технологическая совместимость с уже используемым оборудованием (если такое предполагается в рамках реализации проекта), оптимальное соотношение «цена-качество», альтернативные варианты по выбору оборудования, применение инновационного оборудования, использование ноу-хау, использование проектом стандартов качества, нормативные документы, устанавливающие технические и технологические требования к проекту;
      нормы охраны труда и техники безопасности;
      обеспеченность реализации проекта инженерными сооружениями, с учетом имеющихся в наличии транспортных подъездов и средств, энерго-, тепло-, водоснабжения и канализации, а также обеспеченность складскими помещениями;
      график реализации проекта, который отражает период создания/реконструкции объекта, и его эксплуатации по годам реализации и по технологическим этапам, с графическим отображением последовательности и продолжительности мероприятий по проекту во времени (план-график).
      При выборе технико-технологических решений по проекту, в первую очередь, выбираются те решения, которые имеют наименьшее экологическое негативное воздействие или не имеют негативного экологического воздействия, а также оказывают больший социально-экономический эффект от реализации проекта.
      15. Экологический раздел включает:
      оценку влияния проекта на состояние окружающей среды, количественную оценку экологического ущерба от реализации проекта и предполагаемые мероприятия по уменьшению его вредного воздействия;
      мероприятия, предполагаемые проектом для улучшения экологической ситуации, как региона, так и Республики Казахстан в целом, и их результат в количественном выражении.
      Оценка воздействия на окружающую среду в ТЭО проекта выполняется в соответствии с инструктивно-методическими документами по проведению оценки воздействия на окружающую среду, утверждаемыми уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
      16. В финансовом разделе в соответствии с Перечнем коэффициентов, представляемых в расчетах к обоснованию предоставления государственной гарантии согласно Приложению к данному приказу, приводится анализ финансовых выгод и затрат, с учетом альтернативных схем и источников финансирования проекта, влияния инфляции на реализуемость проекта, оценка финансовой эффективности проекта, раскрываются принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта финансовые решения.
      Данный раздел включает:
      расчет общих инвестиционных издержек;
      расчет эксплуатационных издержек (производственных издержек, текущих расходов на содержание);
      расчет себестоимости продукции (товаров/услуг), отпускных цен на товары (тарифы на услуги);
      расчет доходов от продаж;
      расчет потока денежных средств;
      расчет нераспределенной и чистой прибыли;
      учет инфляции, курса валют, определение нормы дисконта и поправок на риск;
      анализ наименьших затрат;
      анализ наибольшей прибыли;
      анализ проекта с помощью методов дисконтирования, в том числе расчет чистой приведенной стоимости (Net Present Value – NPV), внутренней нормы доходности (Internal Rate of Return, IRR), отношения дисконтируемых выгод и затрат, дисконтированного срока окупаемости;
      определение приемлемых параметров привлечения заемных средств для финансирования проекта;
      источники финансирования эксплуатационных расходов, с определением, кем и когда такие расходы будут финансироваться;
      анализ финансового состояния заемщика, в том числе горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности заемщика, а также коэффициентный анализ заемщика согласно приложению к настоящим Требованиям;
      анализ чувствительности проекта и расчет границ безубыточности.
      Сноска. Пункт 16 в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.2015 № 775 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      17. Социально-экономический раздел отражает социально-экономические аспекты проекта и выгоды от реализации проекта.
      Данный раздел включает:
      1) анализ существующей социально-экономической ситуации в отрасли (регионе) и Республике Казахстан и перспективы ее развития без учета проекта, в том числе:
      основные социальные показатели (уровень доходов населения, уровень безработицы, занятости, смертности, рождаемости и тому подобное);
      основные отраслевые (региональные) показатели (объем производства продукции (товара/услуги), доля отрасли (региона) в структуре внутреннего валового продукта, объем инвестиций в отрасль (регион) и их тенденции в планируемом периоде);
      2) анализ перспектив развития социально-экономической ситуации в отрасли (регионе) и в Республике Казахстан в случае реализации проекта, в том числе:
      основные социальные показатели (уровень доходов населения, уровень безработицы, занятости, смертности, рождаемости и тому подобное);
      основные отраслевые (региональные) показатели (объем производства продукции (товара/услуги), доля отрасли (региона) в структуре внутреннего валового продукта, объем инвестиций в отрасль (регион) и их тенденции в планируемом периоде);
      анализ выгод и затрат по проекту, который включает в себя анализ результатов, следствий и влияния, приращенные выгоды и затраты, дополнительные выгоды потребителя, необратимые издержки, внешние эффекты, международные эффекты, косвенные выгоды от реализации проекта;
      расчет прямого, косвенного и совокупного макроэкономического эффекта в текущих ценах и в сопоставимых ценах предыдущего года;
      планируемые налоговые поступления в государственный бюджет при эксплуатации объекта;
      расчет показателей чистых общественных выгод, экономического чистого приведенного дохода (Economic net present value – ENPV), экономической внутренней нормы доходности (Economic Internal Rate of Return – EIRR);
      анализ влияния реализации проекта на развитие смежных отраслей (соседних регионов);
      анализ влияния проекта на рост экспортного потенциала Республики Казахстан и импортозамещения, развитие инноваций.
      18. В разделе «Оценка и распределение рисков» описываются риски, возможные к наступлению при реализации проекта, в том числе на подготовительном этапе, этапе строительства/реконструкции объекта и его эксплуатации.
      Данный раздел включает:
      оценку коммерческих рисков;
      оценку социальных рисков;
      оценку экономических рисков;
      оценку технических рисков;
      оценку финансовых рисков;
      оценку специфических рисков для участников проекта, определяющие основные факторы рисков, предположительный характер и диапазон их изменений, предполагаемые мероприятия по их снижению;
      анализ распределения рисков между участниками проекта;
      анализ в условиях неопределенности, в том числе анализ чувствительности по основным параметрам (объем сбыта, цена сбыта, прямые издержки), в том числе определение предельно допустимых значений изменения параметра.
      Оценка рисков проводится методом количественного и качественного анализа.
      19. В разделе «Выводы по проекту» описываются:
      основные достоинства и недостатки по проекту;
      оптимальный вариант реализации проекта;
      критические риски по проекту и меры по их снижению.
      20. ТЭО инвестиционного проекта содержит приложения, которые включают финансово-экономические модели по каждому из рассматриваемых вариантов реализации проекта (по источникам финансирования проекта), графики, диаграммы, рисунки, карты местности, подтверждающие и раскрывающие информацию, приведенную в ТЭО инвестиционного проекта.

3. Требования к экспертизе ТЭО инвестиционного проекта

      21. При проведении экономической экспертизы ТЭО инвестиционного проекта (далее – экспертиза инвестиционного проекта) специализированная организация по вопросам концессии руководствуется принципами:
      результативности проекта – положительность эффекта его осуществления, то есть превышение оценки слагаемых результатов над оценкой совокупных затрат, требуемых для реализации проекта;
      адекватности и объективности – правильное отражение структуры и характеристик объекта, применительно к которому рассматривается проект с учетом степени недостоверности и неопределенности;
      комплексности – учет разносторонних последствий реализации проекта, как в экономической, так и в социальной, экологической и в других внеэкономических сферах и определение соответствующих видов и величин результатов и затрат;
      индивидуальности – оценка эффективности проекта с позиций каждого участника;
      согласованности – данные и информация, отраженные в различных разделах ТЭО инвестиционного проекта и представленные в документах согласуются между собой;
      достоверности – информация и данные, представленные в разделах ТЭО инвестиционного проекта подтверждены в заключениях других экспертиз ТЭО инвестиционного проекта, а также представленные в документах и в расчетах;
      обоснованности – решения, принятые в рамках ТЭО инвестиционного проекта, являются обоснованными;
      правильности расчета – порядок расчета и полученные показатели являются верными.
      22. Экспертиза инвестиционного проекта проводится на основании представленного ТЭО инвестиционного проекта, финансовой отчетности заемщика за последние три года, предшествующие внесению ТЭО инвестиционного проекта, и соответствующих положительных экспертиз, необходимых к проведению на ТЭО инвестиционного проекта в зависимости от специфики проекта, а именно:
      1) комплексной вневедомственной экспертизы, осуществляемой Юридическим лицом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, в случае если по проекту предполагается проведение строительных (строительно-монтажных) работ;
      2) экспертизы уполномоченного органа соответствующей отрасли.
      Сноска. Пункт 22 в редакции приказа и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.2015 № 775 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      23. Заключение экспертизы инвестиционного проекта должно содержать:
      анализ реализации проекта в рамках действующего законодательства Республики Казахстан;
      анализ социально-экономической эффективности реализации проекта;
      анализ коммерческой эффективности реализации проекта;
      анализ бюджетной эффективности реализации проекта с учетом возможных выплат по государственным гарантиям;
      анализ рисков проекта и мер по их снижению;
      выводы и рекомендации.

Приложение          
к Требованиям к разработке или
корректировке, а также проведению
необходимых экспертиз технико-
экономического обоснования
концессионного проекта,  
инвестиционного проекта для
предоставления государственных
гарантий          

Перечень коэффициентов, представляемых в расчетах
к обоснованию предоставления государственной гарантии

      Сноска. Требования дополнены Приложением в соответствии с приказом и.о. Министра национальной экономики РК от 15.12.2015 № 775 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      1. Коэффициентный анализ заключается в изучении финансовой отчетности заемщика при помощи набора финансовых показателей (коэффициентов) на предмет соответствия (отклонения) от нормативных значений таких коэффициентов и их изменений в динамике.
      Для проведения коэффициентного анализа принимаются данные из всех форм финансовой отчетности заемщика.
      2. Коэффициенты ликвидности – финансовые показатели, рассчитываемые для определения способности заемщика погашать текущую задолженность за счет имеющихся текущих (оборотных) активов. При этом проводится сравнение величины текущих задолженностей заемщика и ее оборотных средств, которые должны обеспечить погашение этих задолженностей.
      3. Коэффициент текущей ликвидности (current ratio, CR) характеризует текущую способность заемщика выполнить краткосрочные обязательства за счет имеющихся оборотных средств. Рассчитывается по формуле:
      
      где:
      CA – текущие активы;
      CL – текущие обязательства.
      Рекомендуемое значение CR: 1 – 2 (кроме финансовых организаций). Значение <1 свидетельствует о возможной утрате платежеспособности, значение >4 – о недостаточной активности использования заемных средств и, как следствие, меньшее значение рентабельности собственного капитала.
      4. Коэффициент обеспеченности собственными средствами (Own Funds Ratio, OFR) характеризует наличие собственных оборотных средств у заемщика, необходимых для обеспечения его финансовой устойчивости. Рассчитывается по формуле:
      
      где:
      ЕС – собственный капитал;
      FА – внеоборотные активы;
      СА – текущие активы.
      Рекомендуемое значение OFR: >0,1 (кроме финансовых организаций). Структура баланса нефинансового заемщика признается неудовлетворительной, а заемщик неплатежеспособным, если коэффициент на конец отчетного периода имеет значение <0,1.
      5. Коэффициенты рентабельности – предназначены для оценки общей эффективности вложения средств заемщика и характеризуют уровень отдачи от затрат и степень использования средств.
      6. Коэффициент рентабельности активов (return on assets, ROA) свидетельствует о том, сколько чистой прибыли приходится на каждый тенге, вложенный в активы заемщика. Рассчитывается по формуле:
      
      где:
      NI – чистая прибыль;
      TA – среднегодовая сумма активов.
      Рекомендуемое значение ROA: повышающееся значение показателя (в динамике) свидетельствует о способности активов заемщика порождать прибыль.
      7. Коэффициент рентабельности собственного капитала (return on equity, ROE) показывает, сколько заемщик имеет чистой прибыли с единицы собственного капитала. Рассчитывается по формуле:
      

      где:
      NI – чистая прибыль;
      EC – среднегодовая сумма собственного капитала.
      Рекомендуемое значение ROE: различны в зависимости от отрасли, вместе с тем, высокое значение коэффициента оценивается положительно, поскольку свидетельствует о чистой прибыли, приходящейся на каждый тенге, авансированный в капитал.
      8. Коэффициент рентабельности заемного капитала, эффект финансового рычага (degree of financial leverage, DFL) характеризует эффективность использования заемного капитала. Рассчитывается по формуле:
      
      где:
      ROAEBIT – рентабельность активов по EBIT;
      WACLP – средневзвешенная цена заемного капитала (средний размер ставки процентов за кредит);
      TRP – ставка налога на прибыль;
      LC – средняя сумма заемного капитала;
      EC – средняя сумма собственного капитала.
      Рекомендуемое значение DFL: полагается, что чем выше значение DFL, тем выше прибыль, которая приходится на заемный капитал.
      9. Коэффициент рентабельности инвестиций (return on investment, ROI) показывает отдачу на сумму вложенных в проект денежных средств. Рассчитывается по формуле:
      
      где:
      NI – чистая прибыль;
      IC – инвестированный капитал;
      EC – среднегодовая сумма собственного капитала;
      LTL – долгосрочные обязательства.
      Рекомендуемое значение ROI: чем выше значение коэффициента, тем более эффективно используются инвестиции.
      10. Коэффициенты платежеспособности (финансовой устойчивости в долгосрочной перспективе) характеризуют состояние финансовых ресурсов заемщика и их способность обеспечить рост ее деловой активности при сохранении платежеспособности в условиях допустимого уровня риска.
      11. Коэффициент финансовой независимости (equity to total assets, EtTA) характеризует долю собственного капитала в общей сумме авансированных средств. Чем выше значение коэффициента, тем финансово более устойчиво и независимо от внешних кредиторов предприятие. Рассчитывается по формуле:
      
      где:
      EC – собственный капитал;
      TA – сумма активов.
      Рекомендуемые значения EtTA: нормативное значение для данного показателя равно 0,6 (кроме финансовых организаций).
      12. Коэффициент финансового левереджа (debt ratio, DR) прямо пропорционален финансовому риску предприятия и отражает долю заемных средств в источниках финансирования активов предприятия. Рассчитывается по формуле:
      
      где:
      LC – заемный капитал;
      EC – собственный капитал.
      Рекомендуемое значение DR: в диапазоне: 0,5 - 0,8 (кроме финансовых организаций).
      13. Коэффициент обеспеченности кредитов прибылью (percentage of loans profit, PLP) применяется для оценки возможности предприятия погасить долги по кредитам. Рассчитывается по формуле:
      
      где:
      EBIT – прибыль до уплаты налогов и процентов;
      A – амортизация;
      CL – краткосрочные обязательства;
      LTL – долгосрочные обязательства.
      Рекомендуемое значение PLP: повышающееся (в динамике) значение показателя свидетельствует об улучшении ситуации с кредитоспособностью.
      14. Коэффициент покрытия процентов (times interest earned, TIE) показывает возможную степень снижения операционной прибыли предприятия, при которой оно может обслуживать выплаты процентов. Рассчитывается по формуле:
      
      EBIT – прибыль до уплаты налогов и процентов;
      PP – проценты к уплате.
      Рекомендуемое значение: >1 (кроме финансовых организаций).
      15. Коэффициенты оборачиваемости отражают интенсивность использования задействованных ресурсов.
      16. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (receivables turnover, RT) показывает, сколько раз в среднем дебиторская задолженность превращалась в денежные средства в течение одного периода. Рассчитывается по формуле:
      
      NS – выручка от реализации продукции;
      AR – среднегодовая стоимость дебиторской задолженности.
      Рекомендуемое значение: высокое значение показателя. Низкое значение коэффициента свидетельствует о трудностях с взысканием средств от дебиторов, соответственно о повышении потребности заемщика в оборотном капитале. Важно рассмотрение значений данного показателя в тренде.
      17. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (payables turnover, PT)
      
      NS – выручка от реализации продукции;
      AP – среднегодовая стоимость кредиторской задолженности.
      Рекомендуемое значение: высокое значение показателя. Низкое значение показателя может свидетельствовать с одной стороны, о проблемах с оплатой с кредиторами, с другой стороны, об эффективно налаженных отношениях с кредиторами. В целях исключения варианта с первой причиной, значение коэффициента необходимо анализировать в динамике.