Об утверждении Инструкции по применению Системы управления рисками в целях возврата превышения налога на добавленную стоимость

Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 29 июля 2010 года № 385. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 16 августа 2010 года № 6398

Действующий

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие приказа см. п. 3.

      В соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по применению Системы управления рисками в целях возврата превышения налога на добавленную стоимость.
      2. Налоговому комитету Министерства финансов Республики Казахстан (Ергожин Д.Е.) обеспечить:
      1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его последующее официальное опубликование в средствах массовой информации в установленном законодательством порядке;
      2) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
      3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.

      Министр                                    Б. Жамишев

Утверждена         
приказом Министра финансов 
Республики Казахстан    
от 29 июля 2010 года № 385 

Инструкция
по применению Системы управления рисками
в целях возврата превышения налога на добавленную стоимость

      1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и детализирует порядок отнесения налогоплательщиков, представивших требование (налоговое заявление) о возврате превышения налога на добавленную стоимость (далее – НДС), к степени риска с целью подтверждения превышения НДС, подлежащего возврату.
      2. Настоящая Инструкция применяется исключительно при проведении внеплановых проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату согласно требованиям (налоговым заявлениям) о возврате превышения НДС.
      3. Настоящая Инструкция по применению Системы управления рисками в целях возврата превышения налога на добавленную стоимость (далее - Инструкция) не распространяется на следующих налогоплательщиков:
      1) состоящих на мониторинге крупных налогоплательщиков;
      2) производителей товаров собственного производства, а также их торговые дома, реализующие товары таких производителей;
      3) осуществляющих деятельность в рамках контракта на недропользование.
      4. При поступлении от плательщика НДС требования (налогового заявления) о возврате превышения НДС налоговый орган назначает проведение соответствующей тематической налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.
      5. Одновременно с использованием критериев Системы управления рисками согласно приложению 1 к настоящей Инструкции тестируются показатели деятельности плательщика НДС, представившего требование (налоговое заявление) о возврате превышения НДС.
      6. Баллы по критериям риска суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям. Данный итог используется для отнесения налогоплательщиков к степени риска.
      7. В случае если суммарный итог баллов по результатам тестирования составляет тридцать пять и более баллов, налогоплательщик относится к степени риска.
      8. В случае если суммарный итог баллов по результатам тестирования составляет менее тридцати пяти баллов, но в деятельности налогоплательщика усматриваются признаки уклонения от уплаты налогов, подпадающие под схемы, предусмотренные в приложениях 2-4 к настоящей Инструкции, налоговый орган вправе отнести такого налогоплательщика к степени риска.
      При этом признаками уклонения от уплаты налогов являются:
      1) заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без соответствующего движения товара, работ, услуг;
      2) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания дебетового сальдо по НДС.
      9. В отношении налогоплательщиков, отнесенных к степени риска, налоговый орган формирует аналитический отчет "Пирамида по поставщикам" (далее – аналитический отчет) по поставщикам товаров, работ, услуг.
      10. В случае если при формировании аналитического отчета установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком:
      состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков;
      производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком-сельхозтоваропроизводителем;
      осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование, то налоговый орган прекращает дальнейшее формирование аналитического отчета по поставщикам такого налогоплательщика.
      11. В случае выявления по результатам аналитического отчета у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства возврат предъявленной суммы превышения НДС производится в пределах сумм, приходящихся на поставщиков, по которым не установлены нарушения налогового законодательства.
      12. Возврат оставшейся суммы превышения НДС производится по мере устранения поставщиками нарушений налогового законодательства.

Приложение 1          
к Инструкции по применению   
Системы управления рисками в  
целях возврата превышения налога
на добавленную стоимость    

                             Критерии
      Системы управления рисками, подлежащие использованию
       органами налоговой службы при рассмотрении требований
                       (налоговых заявлений)
       о возврате превышения налога на добавленную стоимость

№ №
п.п.

Наименование критерия

Количество
баллов

1.

Коэффициент налоговой нагрузки (далее - КНН)
налогоплательщика ниже среднеотраслевого значения
КНН, сложившегося по республике

10

2.

Отражение налогоплательщиком убытка на протяжении
трех последовательных лет

10

3.

Представление за двенадцатимесячный период,
предшествующий дате представления требования
(налогового заявления) о возврате превышения НДС,
дополнительной отчетности по НДС на уменьшение
более двух раз

10

4.

Постоянное превышение зачета по НДС

5

5.

Налогоплательщик длительное время (более трех лет)
не подвергался комплексной налоговой проверке

5

6.

Наличие взаиморасчетов с взаимосвязанными
сторонами, определяемое в соответствии с
законодательством Республики Казахстан

5

7.

Осуществление сомнительных сделок
(с лжепредприятиями, налогоплательщиками, не
представляющими или представляющими нулевую
налоговую отчетность, а также бездействующими,
снятыми с учета по НДС, ликвидированными и
банкротами)

35

8.

Осуществление деятельности в сферах повышенного
риска с вероятностью неисполнения и (или)
неполного исполнения налогового обязательства
(строительство, торговля)

10

9.

Наличие в двенадцатимесячном периоде,
предшествующем дате представления требования
(налогового заявления) о возврате превышения НДС,
подтвержденных нарушений, выявленных по
результатам камерального контроля

5

10.

Реализация товаров, работ, услуг по ценам ниже
цены приобретения (по имеющейся информации, в т.ч.
по результатам предыдущих налоговых проверок)

10

11.

Наличие в двенадцатимесячном периоде,
предшествующем дате представления требования
(налогового заявления) о возврате превышения НДС,
выставленного уведомления № 10

5

12.

Наличие в двенадцатимесячном периоде,
предшествующем дате представления требования
(налогового заявления) о возврате превышения НДС,
одного или нескольких из следующих фактов:
  представление первоначальной декларации по НДС,
содержащей требование о возврате превышения НДС;
  перерегистрация налогоплательщика;
  смена места нахождения налогоплательщика

10

Приложение 2          
к Инструкции по применению   
Системы управления рисками в  
целях возврата превышения налога
на добавленную стоимость    

Приложение 3          
к Инструкции по применению   
Системы управления рисками в  
целях возврата превышения налога
на добавленную стоимость    

Приложение 4          
к Инструкции по применению   
Системы управления рисками в  
целях возврата превышения налога
на добавленную стоимость