Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п. 3.
В соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по применению Системы управления рисками в целях возврата превышения налога на добавленную стоимость.
2. Налоговому комитету Министерства финансов Республики Казахстан (Ергожин Д.Е.) обеспечить:
1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его последующее официальное опубликование в средствах массовой информации в установленном законодательством порядке;
2) размещение настоящего приказа на Интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан.
3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр Б. Жамишев
Утверждена
приказом Министра финансов
Республики Казахстан
от 29 июля 2010 года № 385
Инструкция
по применению Системы управления рисками
в целях возврата превышения налога на добавленную стоимость
1. Настоящая Инструкция разработана в соответствии с Кодексом Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) и детализирует порядок отнесения налогоплательщиков, представивших требование (налоговое заявление) о возврате превышения налога на добавленную стоимость (далее – НДС), к степени риска с целью подтверждения превышения НДС, подлежащего возврату.
2. Настоящая Инструкция применяется исключительно при проведении внеплановых проверок по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату согласно требованиям (налоговым заявлениям) о возврате превышения НДС.
3. Настоящая Инструкция по применению Системы управления рисками в целях возврата превышения налога на добавленную стоимость (далее - Инструкция) не распространяется на следующих налогоплательщиков:
1) состоящих на мониторинге крупных налогоплательщиков;
2) производителей товаров собственного производства, а также их торговые дома, реализующие товары таких производителей;
3) осуществляющих деятельность в рамках контракта на недропользование.
4. При поступлении от плательщика НДС требования (налогового заявления) о возврате превышения НДС налоговый орган назначает проведение соответствующей тематической налоговой проверки по подтверждению достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату.
5. Одновременно с использованием критериев Системы управления рисками согласно приложению 1 к настоящей Инструкции тестируются показатели деятельности плательщика НДС, представившего требование (налоговое заявление) о возврате превышения НДС.
6. Баллы по критериям риска суммируются для определения общего суммарного итога по всем критериям. Данный итог используется для отнесения налогоплательщиков к степени риска.
7. В случае если суммарный итог баллов по результатам тестирования составляет тридцать пять и более баллов, налогоплательщик относится к степени риска.
8. В случае если суммарный итог баллов по результатам тестирования составляет менее тридцати пяти баллов, но в деятельности налогоплательщика усматриваются признаки уклонения от уплаты налогов, подпадающие под схемы, предусмотренные в приложениях 2-4 к настоящей Инструкции, налоговый орган вправе отнести такого налогоплательщика к степени риска.
При этом признаками уклонения от уплаты налогов являются:
1) заключение сделок с целью получения права на зачет сумм НДС без соответствующего движения товара, работ, услуг;
2) заключение сделок с целью увеличения добавленной стоимости товара, соответственно, наращивания дебетового сальдо по НДС.
9. В отношении налогоплательщиков, отнесенных к степени риска, налоговый орган формирует аналитический отчет "Пирамида по поставщикам" (далее – аналитический отчет) по поставщикам товаров, работ, услуг.
10. В случае если при формировании аналитического отчета установлен поставщик, являющийся налогоплательщиком:
состоящим на мониторинге крупных налогоплательщиков;
производящим товары собственного производства, в том числе налогоплательщиком-сельхозтоваропроизводителем;
осуществляющим деятельность в рамках контракта на недропользование, то налоговый орган прекращает дальнейшее формирование аналитического отчета по поставщикам такого налогоплательщика.
11. В случае выявления по результатам аналитического отчета у поставщиков товаров, работ, услуг нарушений налогового законодательства возврат предъявленной суммы превышения НДС производится в пределах сумм, приходящихся на поставщиков, по которым не установлены нарушения налогового законодательства.
12. Возврат оставшейся суммы превышения НДС производится по мере устранения поставщиками нарушений налогового законодательства.
Приложение 1
к Инструкции по применению
Системы управления рисками в
целях возврата превышения налога
на добавленную стоимость
Критерии
Системы управления рисками, подлежащие использованию
органами налоговой службы при рассмотрении требований
(налоговых заявлений)
о возврате превышения налога на добавленную стоимость
№ № |
Наименование критерия |
Количество |
1. |
Коэффициент налоговой нагрузки (далее - КНН) |
10 |
2. |
Отражение налогоплательщиком убытка на протяжении |
10 |
3. |
Представление за двенадцатимесячный период, |
10 |
4. |
Постоянное превышение зачета по НДС |
5 |
5. |
Налогоплательщик длительное время (более трех лет) |
5 |
6. |
Наличие взаиморасчетов с взаимосвязанными |
5 |
7. |
Осуществление сомнительных сделок |
35 |
8. |
Осуществление деятельности в сферах повышенного |
10 |
9. |
Наличие в двенадцатимесячном периоде, |
5 |
10. |
Реализация товаров, работ, услуг по ценам ниже |
10 |
11. |
Наличие в двенадцатимесячном периоде, |
5 |
12. |
Наличие в двенадцатимесячном периоде, |
10 |
Приложение 2
к Инструкции по применению
Системы управления рисками в
целях возврата превышения налога
на добавленную стоимость
Приложение 3
к Инструкции по применению
Системы управления рисками в
целях возврата превышения налога
на добавленную стоимость
Приложение 4
к Инструкции по применению
Системы управления рисками в
целях возврата превышения налога
на добавленную стоимость