Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п. 5.
В соответствии со статьей 25 Закона Республики Казахстан "О техническом регулировании", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки и утверждения планов и программ работ по государственной стандартизации.
2. Признать утратившим силу приказ и.о. Председателя Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 15 апреля 2005 года № 106 "Об утверждении Правил разработки и утверждения планов и программ по государственной стандартизации" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 3639, опубликованный в Бюллетене нормативных правовых актов центральных исполнительных и иных государственных органов Республики Казахстан, август 2005 года, № 17, ст. 140).
3. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан (Мухамбетову Г.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и официальное опубликование в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан Камалиева Б.С.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
и.о. Министра А. Рау
Утверждены
приказом и.о. Министра
индустрии и новых технологий
Республики Казахстан
от 23 апреля 2010 года № 41
Правила
разработки и утверждения планов и программ работ
по государственной стандартизации
Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 25 Закона Республики Казахстан "О техническом регулировании" (далее - Закон) и устанавливают порядок разработки и утверждения планов и программ работ по государственной стандартизации.
Настоящие Правила распространяются на государственные органы, технические комитеты по стандартизации, физические и юридические лица, независимо от форм собственности.
1. Общие положения
1. Планы работ по государственной стандартизации (далее - Планы) разрабатываются ежегодно.
Программы работ по государственной стандартизации (далее - Программы) разрабатываются на среднесрочный (не менее 3 лет) или долгосрочный период (свыше 3 лет) с обязательным выделением трехлетних этапов. План мероприятий по реализации долгосрочных программ разрабатывается на соответствующие среднесрочные этапы.
2. В Планах указываются:
1) наименование и обозначение разрабатываемого стандарта, отражающие объекты стандартизации;
2) действующий в республике код классификации и кодирования стандарта;
3) сроки подготовки и утверждения государственных стандартов;
4) государственные органы и организации, ответственные за разработку стандарта;
5) гармонизация государственных стандартов с международными требованиями;
6) организация-разработчик/соисполнитель;
7) источник финансирования.
3. В Программах указываются:
1) наименование и обозначение мероприятия;
2) сроки подготовки и утверждения государственных стандартов;
3) государственные органы и организации, ответственные за подготовку мероприятия.
4. Планы и Программы разрабатывают с целью организации и координации работ по стандартизации в республике, в том числе в части обеспечения задач общенационального характера, безопасности работ, услуг, процессов, выпуска конкурентоспособной продукции, путем создания доказательной базы к техническим регламентам и перехода на международные стандарты.
5. Планы и Программы формируются государственным органом, осуществляющий государственное регулирование в области технического регулирования (далее - уполномоченный орган) на основании предложений субъектов технического регулирования с учетом потребностей отраслей экономики Республики Казахстан, формирования и развития доказательной базы к техническим регламентам на основе предварительного анализа действующих нормативных документов и потребности в разработке государственных стандартов с привлечением заинтересованных субъектов технического регулирования.
6. При разработке Планов и Программ учитываются требования, установленные действующим законодательством Республики Казахстан в сфере технического регулирования, планами социального и экономического развития Республики Казахстан, научно-исследовательскими работами, годовыми и долгосрочными государственными и отраслевыми научно-техническими программами.
2. Разработка и утверждение Плана
7. В План включают следующие виды государственных стандартов и иных нормативных документов по стандартизации:
1) основополагающие стандарты, устанавливающие общие организационно-методические положения государственной системы технического регулирования;
2) стандарты на продукцию, услугу, которые устанавливают требования к однородным группам продукции, услуги и при необходимости к конкретной продукции, услуге;
3) стандарты на процессы;
4) стандарты на методы контроля продукции, услуги, процессов;
5) государственные классификаторы технико-экономической информации Республики Казахстан;
6) региональные стандарты.
8. До 30 марта года, предшествующего планируемому, уполномоченный орган размещает на Интернет ресурсе: www.memst.kz (далее - Интернет ресурс) информацию о начале формирования Плана и подготовке предложений в проект Плана.
9. Субъекты технического регулирования заполняют по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам предложения-заявки и направляют не позднее 15 июля года, предшествующего планируемому, в уполномоченный орган.
Неотъемлемой частью предложения-заявки к Плану является технико-экономическое обоснование на разработку стандарта по форме, согласно приложению 2 к настоящим Правилам.
10. Предложения-заявки к проекту Плана, в части разработки региональных стандартов представляют межгосударственные технические комитеты, секретариаты, которые ведет Республика Казахстан или по согласованию с ними другие организации.
11. Уполномоченный орган проводит анализ поступивших предложений и не позднее 1 сентября года предшествующего планируемому формирует проект Плана по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.
12. Сформированный проект Плана размещается на Интернет ресурсе для рассмотрения всеми заинтересованными субъектами технического регулирования. О размещении проекта Плана уполномоченный орган в целях согласования информирует государственные органы в письменном виде в течение 5 календарных дней с момента размещения.
13. Уполномоченный орган осуществляет рассмотрение замечаний и предложений по проекту Плана, полученных в письменной форме, в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня его размещения на Интернет ресурсе.
14. После получения отзывов уполномоченный орган формирует окончательную редакцию проекта Плана и в срок до 1 декабря текущего года представляет на рассмотрение Научно-технической комиссии по техническому регулированию и метрологии при уполномоченном органе (далее - НТК).
К проекту Плана прилагаются поступившие предложения-заявки и пояснительная записка. Пояснительная записка включает в себя информацию об общем количестве поступивших предложений-заявок на разработку, количестве непринятых предложений-заявок с указанием причин, аналитический обзор запланированных работ, устанавливаемых приоритетных направлений, категорий и видов нормативных документов, видов работ, сроков выполнения работ разработчиком, переходящую тематику разработок, источников финансирования.
15. План утверждается приказом уполномоченного органа.
16. После утверждения уполномоченным органом План и изменения в план относительно названия, категории нормативного документа, вида работ, сроков подачи на утверждение в течение 30 календарных дней публикуются в полном объеме в очередном информационном указателе стандартов Республики Казахстан на Интернет ресурсе.
17. В течение планируемого периода в План могут быть внесены дополнения или изменения уполномоченным органом по предложениям заинтересованных субъектов технического регулирования в следующих случаях:
1) изменение, корректировка тематики (наименований объектов стандартизации) и сроков выполнения работ по решению уполномоченного органа;
2) дополнительного включения работ или изменения существующей тематики и сроков выполнения, по предложениям исполнителей и субъектов технического регулирования, полученных в письменной форме с обоснованием.
Периодичность внесения изменений в план проводится не более 2 раза в год.
3. Разработка и утверждение Программы
18. Программа разрабатывается с целью определения комплекса взаимосвязанных мер, направленных на решение наиболее крупных и важных экономических и социальных задач в области стандартизации.
19. Программа содержит систему согласованных по срокам, ресурсам и исполнителям мероприятий с указанием ожидаемых результатов, обеспечивающих достижение поставленной цели, с учетом долгосрочных приоритетов Республики Казахстан.
20. Структура Программы состоит из следующих разделов:
1) паспорт;
2) введение;
3) анализ современного состояния проблемы;
4) цель и задачи программы;
5) основные направления и механизм реализации программы;
6) необходимые ресурсы и источники финансирования;
7) ожидаемый результат от реализации и индикаторы Программы;
8) план мероприятий по реализации Программы.
21. Предусматриваются следующие этапы разработки и утверждения Программы:
1) организационный;
2) разработка проекта Программы;
3) согласование и утверждение Программы.
22. Организационный этап разработки проекта Программы включает в себя:
1) направление субъектами технического регулирования предложений не позднее 5 ноября года, предшествующего году формирования проекта Программы в уполномоченный орган;
2) определение подразделения или подведомственного предприятия уполномоченного органа ответственного за разработку Программы (далее - ответственный исполнитель);
3) направление в течение 3 рабочих дней документов (координационного плана разработки Программы, цели и задач Программы, ее концептуальных подходов, структуры основных разделов Программы) государственным органам и организациям-соисполнителям с момента их утверждения Руководителем уполномоченного органа.
23. Этап разработки проекта Программы предусматривает:
1) представление организациями-соисполнителями Программы уполномоченному органу на основании его запросов и предложений по концептуальному подходу к разрабатываемой Программе, в том числе к ее разделам, целям, задачам и плану мероприятий по ее реализации;
2) подготовку ответственным исполнителем на основании предложений организаций-соисполнителей проекта Программы.
24. Этап согласования и утверждения Программы включает в себя:
1) направление ответственным исполнителем проекта Программы заинтересованным государственным органам на согласование;
2) внесение ответственным исполнителем замечаний и предложений от заинтересованных государственных органов в Программу. В случае отклонения представленных замечаний и предложений ответственный исполнитель направляет ответ с обоснованием причин отказа не позднее 10 календарных дней со дня поступления замечаний и предложений;
3) направление ответственным исполнителем проекта Программы с учетом замечаний и предложений на рассмотрение НТК. К проекту Программы прилагаются поступившие заявки, пояснительная записка и результаты согласований;
4) принятие решения НТК об утверждении Программы.
Решение об утверждении или возвращении на доработку Программы заносится в протокол заседания НТК;
5) утверждение Программы руководителем уполномоченного органа.
Приложение 1
к Правилам разработки и
утверждения планов и
программ работ по
государственной
стандартизации
форма
Предложение-заявка
к Плану работ по государственной стандартизации
_________________________________________________________________
полное наименование и адрес заявителя
№ п/п |
Код |
Наимено- |
Цель |
Источник |
Сроки выполнения работ |
Органи- |
Предпо- |
|
начало |
представление |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
_________________________ _______________ _______________
(должность руководителя (личная подпись) (Ф.И.О.)
(заместителя руководителя)
организации-исполнителя,
наименование организации)
_________________________
М.П.
_________________________ __________________ ________________
(наименование должности (личная подпись) (Ф.И.О.)
исполнителя)
_____________________
(телефон исполнителя)
"____" ______________ _______ 20__ г.
Примечание:
1. Предложение-заявка заполняется по каждой теме отдельно с указанием объекта стандартизации.
2. Графа 7 заполняется с учетом требований принятого Кодекса добросовестной практики (срок проведения экспертизы НД - 60 дней), то есть проект стандарта должен поступить в уполномоченный орган на утверждение за 2 месяца до запланированного срока утверждения.
3. Предложения-заявки необходимо распределить равномерно в течение года. Срок утверждения стандарта - не позднее 1 декабря планируемого года.
4. По каждой теме приводится технико-экономическое обоснование предложения.
Приложение 2
к Правилам разработки и
утверждения планов и
программ работ по
государственной
стандартизации
форма
Технико-экономическое обоснование предложения-заявки
к Плану работ по государственной стандартизации
_______________________________________________________
наименование вида работ и наименование стандарта
Технико-экономическое обоснование должно содержать:
сведения о необходимости, актуальности, целесообразности
разработки проекта стандарта и установлении требований к
разрабатываемому объекту стандартизации, их четкое обоснование (при
этом необходимо привести сведения о том, что разрабатываемый стандарт
направлен на повышение конкурентоспособности продукции, защиту
изготовителя и потребителя Республики Казахстан, а также сведения
о заинтересованности изготовителя и потребителя в разрабатываемом
объекте стандартизации):
сведения о состоянии объекта стандартизации и его характеристику;
сведения о проведенных НИР, ОКР и полученных результатах (при их
наличии);
сведения о соответствии объекта стандартизации современным
требованиям;
сведения о соответствии объекта стандартизации требованиям
международных, региональных и национальных стандартов других государств;
сведения об отсутствии или необходимости пересмотра нормативных
документов, устанавливающих требования к данному объекту стандартизации;
сведения об обосновании разработки государственного стандарта при
действии аналогичных технических документов (например, разработка СТ РК
при действии ГОСТ);
сведения об анализе государственных стандартов, международных,
межгосударственных стандартов, относящихся к данному объекту
стандартизации;
сведения о взаимосвязи объекта стандартизации с другими объектами
стандартизации и анализе действующих нормативных документов, с которыми
должен быть взаимоувязан разрабатываемый стандарт;
информацию о предполагаемой отмене стандарта и (или) других
нормативных документов в связи с разработкой государственного стандарта.
__________________________ _________________ ___________
(должность руководителя (личная подпись) (Ф.И.О.)
(заместителя руководителя)
организации-исполнителя,
наименование организации)
_________________________
М.П.
_________________________ _________________ ____________
(наименование должности (личная подпись) (Ф.И.О.)
исполнителя)
_________________________
(телефон исполнителя)
"____" _____________ _______ 20__ г.
Приложение 3
к Правилам разработки и
утверждения планов и
программ работ по
государственной
стандартизации
форма
План работ по государственной стандартизации
№ |
Код |
Наимено- |
Цель |
Источник |
Сроки выполнения |
Организа- |
Предпола- |
|
начало |
представ- |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Раздел 1 Разработка основополагающих государственных стандартов в области технического регулирования и метрологии |
||||||||
Раздел 2 Разработка государственных стандартов в секторах экономики |
||||||||
Раздел 3 Государственные классификаторы Республики Казахстан |
||||||||
Раздел 4 Разработка стандартов в рамках межгосударственных программ по стандартизации |
||||||||
Примечание:
1. В графе 1 указывается порядковый номер разрабатываемого документа.
2. В графе 2 указывается код по межгосударственному классификатору стандартов МК (ИСО/ИНФКО МКС).
3. В графе 3 после наименования и обозначения разрабатываемого документа указываются следующие виды работ:
"Разработка СТ РК..." (для новых документов).
"Взамен СТ РК/РСТ КазССР..." (в случае пересмотра СТ РК или РСТ КазССР).
"Взамен ОСТ..." (в случае перевода ОСТ в разряд СТ РК).
"Изменение СТ РК...".
4. При прямом применении международных стандартов после вида работ в скобках указывают обозначение применяемого СТ РК (СТ РК/ИСО..., СТ РК/МЭК.).
5. В графе 4 указываются приоритетные направления работ и основания для разработки (поручения Правительства и государственных органов, актуальность, гармонизация с международными стандартами и др.).