Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п. 4.
В соответствии со статьей 7 Закона Республики Казахстан "О техническом регулировании", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие государственных стандартов, классификаторов технико-экономической информации.
2. Комитету технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан (Мухамбетову Г.М.) в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и официальное опубликование в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра индустрии и новых технологий Республики Казахстан Камалиева Б.С.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
и.о. Министра А. Рау
Утверждены
приказом и.о.Министра
индустрии и новых технологий
Республики Казахстан
от 23 апреля 2010 года № 40
Правила
разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы,
изменения, отмены и введения в действие государственных
стандартов, классификаторов технико-экономической информации
Настоящие Правила разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие государственных стандартов, классификаторов технико-экономической информации (далее - Правила), разработаны в соответствии со статьей 7 Закона Республики Казахстан "О техническом регулировании".
Настоящие Правила распространяются на государственные органы, технические комитеты по стандартизации (далее - ТК), физические и юридические лица.
1. Общие положения
1. Разработка государственных стандартов (далее - стандарт) и классификаторов технико-экономической информации (далее классификаторов ТЭИ) осуществляется в соответствии с планами и программами государственной стандартизации.
2. Требования, устанавливаемые в стандартах основываются на результатах научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работ, патентных исследований, положениях международных, региональных или национальных стандартов и нормативных документов по стандартизации иностранных государств и (или) иных современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии.
2. Порядок разработки стандартов и классификаторов ТЭИ
3. Разработка стандартов и классификаторов ТЭИ осуществляется по следующим стадиям:
1) организация работ по разработке;
2) рассмотрение и согласование;
3) экспертиза;
4) утверждение и регистрация.
4. Информация о начале разработки стандартов и классификаторов ТЭИ, изменений к ним, и их разработчиках размещается на интернет-ресурсе уполномоченного органа осуществляющий государственное регулирование в области технического регулирования (далее - уполномоченный орган).
5. Разработчик стандарта и классификаторов ТЭИ осуществляет разработку проекта стандарта и пояснительной записки к нему.
В пояснительной записке приводятся:
1) технико-экономическое обоснование и (или) расчет экономической эффективности от разработки и применения стандарта и классификаторов ТЭИ;
2) основание для разработки стандарта и классификаторов ТЭИ с указанием соответствующего задания;
3) характеристика объекта стандартизации;
4) информация о соответствии проекта стандарта и классификаторов ТЭИ требованиям законодательства и технических регламентов Республики Казахстан, международных стандартов, а также современному уровню научно-технического развития;
5) сведения о взаимосвязи проекта стандарта и классификаторов ТЭИ с техническими регламентами и нормативными документами по стандартизации;
6) сведения о рассылке проекта стандарта и классификаторов ТЭИ на рассмотрение и согласование;
7) информация о нормативных документах по стандартизации, которые были использованы при разработке проекта стандарта и классификаторов ТЭИ;
8) данные о разработчике (адрес, включая электронную почту, контактный телефон/факс) и соисполнителях, сроках разработки проекта стандарта и классификаторов ТЭИ.
3. Порядок согласования стандартов и классификаторов ТЭИ
6. Стандарт и классификатор ТЭИ в зависимости от объекта стандартизации направляется на согласование:
1) государственным органам в пределах их компетенции;
2) техническим комитетам по стандартизации, в соответствии с областью деятельности;
3) органам по подтверждению соответствия;
4) аккредитованным отраслевым объединениям субъектов частного предпринимательства;
5) научно-исследовательским институтам (при необходимости).
7. Срок согласования проектов стандартов и классификаторов ТЭИ, в том числе размещенных на интернет-ресурсе уполномоченного органа, не может превышать 60 календарных дней со дня их поступления на рассмотрение.
Стандарты, содержащие требования к методам контроля (испытаний) и методикам выполнения измерений, не стандартизированным на государственном и межгосударственном уровнях, подлежат согласованию на соответствие законодательству в области обеспечения единства измерений Республики Казахстан.
8. Разработчик стандарта осуществляет подготовку сводки отзывов по итогам рассмотрения и согласования проекта стандарта.
Принятые и не принятые разработчиком замечания и предложения включаются в сводку отзывов по проекту стандарта. В случае несогласия с замечаниями и предложениями приводится мотивированное обоснование.
9. Проект стандарта и классификатора ТЭИ согласуется также с государственными органами, ответственными за разработку технических регламентов, если проекту стандарта планируется придать статус гармонизированных с ними стандартов.
10. Проекты стандартов по терминологии направляются на рассмотрение в Государственную терминологическую комиссию при Правительстве Республики Казахстан.
4. Порядок проведения экспертизы стандартов
и классификаторов ТЭИ
11. Экспертиза проектов стандартов включает:
1) установление соответствия разрабатываемых стандартов требованиям законодательства Республики Казахстан и нормативным документам по стандартизации;
2) метрологическое обеспечение объектов стандартизации;
3) выявление необходимости пересмотра, актуализации и (или) унификации действующих или ранее разработанных нормативных документов по стандартизации;
4) исключение дублирования требований действующих стандартов;
5) установление наличия функциональных и идентификационных показателей конкурентоспособности;
6) установление соответствия требованиям международных стандартов.
12. Экспертиза проектов классификаторов ТЭИ включает:
1) правильность выбора методов классификации и кодирования;
2) возможность комплексного применения с действующими взаимосвязанными государственными классификаторами;
3) наличие резервной емкости;
4) возможность автоматизированного ведения классификатора.
13. Экспертиза проектов стандартов и классификаторов ТЭИ проводится подведомственной организацией уполномоченного органа в течение 60 календарных дней со дня их поступления.
По результатам проведения экспертизы составляется экспертное заключение.
14. Подтверждение перевода на государственный и русский языки проектов стандартов и ТЭИ проводит подведомственная организация уполномоченного органа.
15. В зависимости от объекта стандартизации, проект стандарта и классификаторов ТЭИ с пояснительными записками и сводкой отзывов рассматривается экспертными комиссиями (советами) подведомственных организаций уполномоченного органа.
16. После доработки (в необходимых случаях) проект стандарта и классификатора ТЭИ, протоколом Научно-технического Совета организации по стандартизации уполномоченного органа передается на рассмотрение Научно-технической комиссии и на утверждение в уполномоченный орган.
5. Порядок утверждения и учета стандартов и классификаторов ТЭИ
17. В уполномоченный орган на утверждение направляются:
1) проект стандарта и классификатора ТЭИ на государственном и русском языках, оформляется под общей папкой в двух экземплярах;
2) фотография изделия (при возможности);
3) техническое задание (при наличии);
4) электронная версия стандарта и классификатора ТЭИ;
5) пояснительная записка;
6) сводка отзывов;
7) подлинники документов, подтверждающие согласование и (или) рассмотрение проекта стандарта (при согласовании по каналам электронной почты предоставляется электронный вариант письма на бланке организации с электронной цифровой подписью руководителя организации);
8) протоколы заседаний рабочей группы разработчика по рассмотрению проекта стандарта и классификаторов ТЭИ (в случае их проведения);
9) протокол заседания приемочной комиссии (дегустационного или художественно-технического Совета) и (или) акты испытаний продукции (в случае их проведения);
10) заключение Государственной терминологической комиссии при Правительстве Республики Казахстан (по проектам стандартов по терминологии);
11) международные стандарты, с положениями которых гармонизирован проект стандарта.
18. На каждый проект стандарта и классификатора ТЭИ формируется дело.
19. Уполномоченный орган снимает с разработки проект стандарта и классификатора ТЭИ, а также публикует информацию с указанием причин снятия с разработки проекта стандарта и классификатора ТЭИ в информационных указателях государственных стандартов (ИУ СТ РК):
1) не достигнуты цели, предусмотренные техническим регламентом для гармонизированных с ним стандартов;
2) выявлены несоответствия законодательству Республики Казахстан в области технического регулирования.
20. Уполномоченный орган возвращает проект стандарта и классификаторов ТЭИ на доработку в случаях:
1) отсутствия заключений государственных органов, осуществляющих контроль за безопасностью продукции, технических комитетов по стандартизации, органов по подтверждению соответствия, согласующих организаций;
2) наличия редакционных замечаний.
21. Стандарты и классификаторы ТЭИ утверждаются и вводятся в действие приказом уполномоченного органа.
22. Утвержденные стандарты и классификаторы ТЭИ вносятся в Реестр государственной системы технического регулирования (далее - Реестр) с указанием следующих сведений:
1) дата и порядковый номер регистрации;
2) обозначение стандарта и классификатора ТЭИ;
3) наименование стандарта и классификатора ТЭИ;
4) группа по межгосударственным классификаторам стандартов (МКС);
5) номер и дата приказа об утверждении стандарта и классификатора ТЭИ;
6) наименование лица, внесшего стандарта и классификатора ТЭИ: для физического лица - ФИО, адрес; для юридического лица - наименование, юридический адрес;
7) изменение и отмена стандарта и классификатора ТЭИ;
8) дата введения;
9) гармонизация с международными стандартами.
6. Порядок разработки, утверждений и введений в действие
изменений в стандарты и классификаторы ТЭИ
23. Изменения в стандарт и классификатор ТЭИ разрабатываются при замене, дополнении или исключении отдельных требований, продлении, ограничении или восстановлении их действия.
Изменения в стандарт и классификатор ТЭИ разрабатываются при необходимости введения новых требований и гармонизации с международными стандартами, которые не влекут за собой нарушение требований взаимозаменяемости и совместимости новой продукции с продукцией, изготовляемой по действующему стандарту и классификатору ТЭИ.
24. Изменения в стандарт и классификатор ТЭИ представляются на утверждение в уполномоченный орган в соответствии главами 2-5 настоящих Правил.
25. Изменения утверждаются и вводятся в действие приказом уполномоченным органом и вносятся в Реестр.
7. Порядок отмены стандартов и классификаторов ТЭИ
26. Отмена стандартов осуществляется при:
1) прекращении выпуска продукции (выполнения работ, оказания услуг), производившейся по данному стандарту;
2) введение в действие нового стандарта;
3) введении в действие технического регламента.
27. Отмена классификаторов ТЭИ осуществляется при введении в действие нового ТЭИ.
28. При отмене стандарта и классификатора ТЭИ в уполномоченный орган направляют:
1) предложения об отмене;
2) информацию о документе, его заменяющем или отмене стандарта без замены;
3) оригиналы документов, подтверждающих согласие разработчика на отмену стандарта и классификатора ТЭИ.
29. Отмена стандартов и классификаторов ТЭИ осуществляется приказом уполномоченного органа.
30. Дело отмененного стандарта хранится в Государственном фонде технических регламентов и стандартов постоянно.
8. Порядок ведения в действие стандартов и классификаторов ТЭИ
31. По решению уполномоченного органа стандарты и классификаторы ТЭИ принимаются с ограничением или без ограничения срока действия, с учетом сроков обновления технологий производства (выполнения работ, услуг), объекта стандартизации.
При ограничении срок действия стандарта не должен превышать 5 лет. Стандарты и классификаторы ТЭИ подлежат периодической проверке, о чем указывается в структурном элементе "Предисловие".
32. Актуализация дел, осуществляется по мере поступления документов по каждому изменению стандарта и классификатора ТЭИ, продлению срока действия, снятию ограничения срока действия, отмене стандарта и классификатора ТЭИ.
33. Дата введения стандартов и классификаторов ТЭИ, а также изменений к ним, устанавливается с учетом реализации необходимых мероприятий, обеспечивающих внедрение стандартов и классификаторов ТЭИ, а также изменений к ним, не ранее, чем через шесть месяцев со дня их утверждения.
34. При наличии условий для соблюдения установленных требований, физические и юридические лица могут досрочно внедрить стандарт и классификатор ТЭИ и изменения к ним, но не ранее даты их утверждения и государственной регистрации.
35. Стандарты и классификаторы ТЭИ, срок действия которых своевременно не продлены, считаются недействительными. Продление срока действия стандарта осуществляется, если со дня его истечения прошло не более шести месяцев.