Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п. 5.
В целях улучшения качества учебников, учебно-методических комплексов и пособий и в соответствии с Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий.
2. Департаменту дошкольного и среднего образования (Жексенбаева У.Б.) представить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Республики Казахстан в установленном порядке.
3. Признать утратившим силу приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 12 июля 2010 года № 371 "Об утверждении Правил организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий" (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан от 9 августа 2010 года № 6378, опубликованный в "Казахстанской правде" от 25 августа 2010 года № 224 (26285)).
4. Контроль за исполнением данного приказа возложить на вице-министра Сарыбекова М.Н.
5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования.
Министр Б. Жумагулов
Утверждены
приказом Министра
образования и науки
Республики Казахстан
от 17 ноября 2010 года № 527
Правила организации работы по подготовке, экспертизе и изданию
учебников, учебно-методических комплексов и пособий
1. Общие положения
1. Настоящие Правила организации работы по подготовке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 27) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года "Об образовании" и определяют порядок организации работы по разработке, экспертизе и изданию учебников, учебно-методических комплексов и пособий для организаций образования всех уровней.
2. В настоящих Правилах применяются следующие термины и определения:
1) издательство - предприятие, осуществляющее подготовку и издание печатной продукции;
2) макет учебников, учебно-методических комплексов и пособий - образец учебной литературы, изданный типографским способом;
3) методист - специалист в области методики преподавания какого-либо учебного предмета;
4) разработчик учебников, учебно-методических комплексов и пособий - физическое или юридическое лицо, занимающееся проектированием, изложением и оформлением содержания учебников, учебно-методических комплексов и пособий;
5) уполномоченный орган — центральный исполнительный орган Республики Казахстан, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области образования;
6) учебник - основная книга для обучения по конкретному предмету (дисциплине), содержащая систематизированное изложение учебного материала, обязательного для освоения обучаемыми в соответствии с государственным общеобязательным стандартом образования (далее - ГОСО) и учебной программой;
7) учебно-методический комплекс - комплекс средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе и предназначенных для расширения, углубления и лучшего усвоения знаний, предусмотренных учебной программой (хрестоматия, книга для чтения, учебно-методические пособия, рабочая тетрадь, методические разработки, сборники задач и упражнений, сборники диктантов и изложений, словари, дидактические материалы, тестовые материалы, аудиовизуальные и мультимедийные средства, электронный учебник, электронное пособие для интерактивной доски, дополнительная литература для внеклассного чтения и другие);
8) учебная литература - совокупность учебников и учебно-методических комплексов, пособий, отвечающих целям и задачам обучения, воспитания и развития;
9) учебно-методическое пособие - учебное издание, предназначенное для расширения, углубления и лучшего освоения учебного материала, предусмотренного учебной программой (методическое руководство, тетради, словари, карты и другие), и содержащее материалы по методике преподавания и изучению учебного предмета, ее части или/и отдельных разделов;
10) экспертиза учебника, учебно-методического комплекса и пособия - оценка соответствия содержания учебника, учебно-методического комплекса и пособия ГОСО, учебным программам, соблюдения преемственности изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующем уровне обучения (завершенной предметной линии учебников), научной обоснованности содержания учебника, учебно-методического комплекса и пособия, методики изложения материала с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, дидактических требований, предъявляемых к структуре и аппарату учебника, учебно-методического комплекса и пособия.
2. Порядок организации работы по подготовке учебников,
учебно-методических комплексов и пособий
3. Разработка учебников, учебно-методических комплексов и пособий осуществляется физическим или юридическим лицом, занимающимся проектированием, изложением и оформлением содержания учебников, учебно-методических комплексов и пособий.
Разработчик создает авторский коллектив, в состав которого входят ученые, методисты и педагоги-практики по профилю.
4. Учебники, учебно-методические комплексы и пособия для организаций образования разрабатываются в соответствии с ГОСО, с учебными программами, с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
5. Учебники, учебно-методические комплексы и пособия разрабатываются в комплекте (хрестоматия, книга для чтения, учебно-методические пособия, рабочая тетрадь, методические разработки, сборники задач и упражнений, сборники диктантов и изложений, словари, дидактические материалы, тестовые материалы, аудиовизуальные и мультимедийные средства, электронный учебник, электронное пособие для интерактивной доски, дополнительная литература для внеклассного чтения и другие).
6. Разработка учебников, учебно-методических комплексов и пособий осуществляется на основе доказанных, обоснованных современных научных представлений.
7. При создании учебников, учебно-методических комплексов и пособий разработчик учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся, использует эффективные методики изложения материала и технологии обучения.
7. Разработчик обеспечивает преемственность изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующем уровне обучения (завершенной предметной линии учебников) и межпредметную связь.
9. Разработчик через каждые 4 года дорабатывает учебники, учебно-методические комплексы и пособия с учетом изменений ГОСО, учебных программ, научных представлений в современном мире.
10. Разработчик обеспечивает качество и достоверность материала, использованного в учебнике, учебно-методическом комплексе и пособии.
11. Все расходы, связанные с разработкой и доработкой учебников, учебно-методических комплексов и пособий, несет разработчик.
12. Разработка учебников, учебно-методических комплексов и пособий по государственному заказу осуществляется за счет средств республиканского бюджета.
3. Порядок организации работы по экспертизе учебников,
учебно-методических комплексов и пособий
13. Уполномоченный орган организует экспертизу учебников, учебной литературы, учебно-методических комплексов, пособий.
14. Объектом экспертизы является учебник, учебно-методический комплекс и пособие, содержащие систематическое изложение содержания учебного предмета, как компонента ГОСО, его раздела, части, в соответствии со структурой и содержанием типовой учебной программы по учебному предмету.
15. Экспертиза проводится на соответствие содержания учебников, учебно-методических комплексов и пособий ГОСО, учебным программам, на соблюдение преемственности изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующем уровне обучения (завершенной предметной линии учебников), на определение научной обоснованности содержания учебника, учебно-методического комплекса и пособия, методики изложения материала с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, дидактических требований, предъявляемых к структуре и аппарату учебника, учебно-методического комплекса и пособия.
16. Республиканский научно-практический центр "Учебник" (далее - РНПЦ "Учебник") проводит экспертизу на, соблюдение преемственности изучения учебного предмета в полном объеме на соответствующем уровне обучения (завершенной предметной линии учебников), определение научной обоснованности содержания, методики изложения материала с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся, дидактических требований, предъявляемых к структуре и аппарату учебника, учебно-методического комплекса и пособия.
Национальная академия образования имени Ы. Алтынсарина (далее - НАО им. Ы. Алтынсарина) проводит экспертизу на соответствие содержания учебников, учебно-методических комплексов и пособий ГОСО, учебным программам (далее - экспертные организации).
17. Экспертиза проводится с привлечением ведущих ученых, методистов и практиков организаций образования и иных организаций, соответствующих профилю данной учебной литературы.
18. Для проведения экспертизы с января по июль разработчик направляет в Министерство образования и науки Республики Казахстан заявление, в котором указывается:
название учебника, учебно-методического комплекса и пособия в соответствии с названием учебного предмета ГОСО, класс, инициалы и фамилия автора(ов) в соответствии с титульным листом учебника;
количество экземпляров, представленных на экспертизу;
наименование издательства.
К заявлению прилагаются:
3 экземпляра учебника, учебно-методического комплекса и пособия или их макетов;
3 рецензии: педагога-практика, методиста, ученого-методиста или научной организации соответствующего (смежного) профиля, учебно-методической секции по специальности высшего образования.
19. Уполномоченный орган определяет комплектность представленных материалов согласно пункту 18 настоящих Правил и направляет в РНПЦ "Учебник" на экспертизу. В случае представления неполного комплекта материалов уполномоченный орган извещает разработчика о несоответствии требованиям в течение 15 календарных дней.
20. Учебники, учебно-методические комплексы и пособия, получившие положительное заключение экспертизы РНПЦ "Учебник", уполномоченный орган направляет в НАО им. Ы. Алтынсарина на экспертизу.
21. Каждая экспертная организация экспертизу одного учебника, учебно-методического комплекса и пособия проводит в срок, не превышающий шестидесяти календарных дней со дня поступления на экспертизу в экспертные организации материалов, указанных в пункте 18 настоящих Правил.
22. Экспертное решение оформляется в виде экспертного заключения на бланке организации, в котором указывается:
дата и регистрационный номер экспертного заключения;
инициалы и фамилия автора(ов) учебника, учебно-методического комплекса и пособия;
название учебной литературы;
класс;
наименование издательства.
Экспертное заключение должно содержать однозначный аргументированный и объективный вывод о соответствии или несоответствии содержания учебника, учебно-методического комплекса и пособия задачам экспертизы, изложенным в пункте 15 настоящих Правил.
23. Экспертное заключение подписывается руководителем экспертной организации или лицом, исполняющим обязанности руководителя.
Экспертное заключение в течение 3 рабочих дней со дня подписания направляется письмом в уполномоченный орган.
24. Руководитель экспертной организации обеспечивает качество и достоверность экспертного заключения.
25. При предоставлении экспертными организациями отрицательного результата экспертизы, уполномоченный орган уведомляет разработчика учебника, учебно-методического комплекса и пособия в течение 15 календарных дней.
26. В случае несогласия автора учебника с результатами экспертизы разработчик вправе обжаловать заключение экспертизы в Республиканском совете по рассмотрению результатов экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и пособий (далее - Республиканский совет).
27. Предоставленные на экспертизу учебники, учебно-методические комплексы и пособия не возвращаются разработчику.
28. Экспертиза учебников, учебно-методических комплексов и пособий проводится за счет средств республиканского бюджета.
4. Республиканский совет
29. Для коллегиального и гласного принятия решения уполномоченный орган создает Республиканский совет.
Состав Республиканского совета утверждает уполномоченный орган.
30. Республиканский совет является совещательным органом при
Министре образования и науки Республики Казахстан.
31. Республиканский совет выполняет следующие функции:
1) осуществление оценки итогов экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и пособий;
2) подготовка рекомендаций о включении учебников, учебно-методических комплексов и пособий в Перечень учебников, учебно-методических комплексов и пособий, рекомендованных к использованию в организациях образования (далее — Перечень)".
32. Республиканский совет состоит из депутатов Парламента Республики Казахстан, представителей государственных, общественных и неправительственных организаций, педагогической и научной общественности.
Рабочим органом Республиканского совета является Министерство образования и науки Республики Казахстан (далее - рабочий орган).
33. Председатель Республиканского совета назначается Министром образования и науки Республики Казахстан.
34. Председатель Республиканского совета осуществляет общее руководство деятельностью Республиканского совета.
35. Республиканский совет рассматривает экспертные заключения и дает оценку итогам экспертизы учебников, учебно-методических комплексов и пособий.
36. Республиканский совет принимает решение о соответствии учебников, учебно-методических комплексов и пособий установленным требованиям по результатам экспертизы.
37. Республиканский совет готовит рекомендации о включении учебников и учебно-методических комплексов и пособий в Перечень.
38. В случае поступления заявления о несогласии автора учебника с результатами экспертизы Республиканский совет проводит независимую экспертизу.
39. Решение Республиканского совета считается принятым, если за него проголосовало более половины членов, участвовавших в заседании.
40. Решение Республиканского совета оформляется протоколом, который подписывают председатель или его заместитель, секретарь и представляется в соответствующие департаменты.
41. При отрицательном решении Республиканского совета, уполномоченный орган уведомляет разработчика учебника, учебно-методического комплекса и пособия в течение 15 календарных дней со дня проведения заседания.
42. Республиканский совет вносит предложения в уполномоченный орган по вопросам совершенствования качества учебников, учебно-методических комплексов и пособий.
43. Заседания Республиканского совета проводятся по необходимости, но не реже одного раза в год. Заседание является правомочным, если на нем присутствует более половины членов Республиканского совета.
44. Рабочий орган организует заседания Республиканского совета, обеспечивает подготовку материалов, ведет документацию.
5. Порядок формирования Перечня учебников, учебно-методических
комплексов и пособий, рекомендованных к использованию
в организациях образования
45. Не рекомендованные к использованию в организациях образования учебники, учебно-методические комплексы и пособия разработчик дорабатывает, вносит изменения и дополнения, направляет на повторную экспертизу в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил в уполномоченный орган не ранее чем через 2 месяца со дня получения заключения.
46. На основании протокола Республиканского совета уполномоченный орган в области образования формирует и утверждает Перечень.
Перечень размещается на сайте Министерства образования и науки Республики Казахстан: www.edu.gov.kz.
47. В Перечень включается не более пяти альтернативных учебников, учебно-методических комплексов и пособий по одному учебному предмету. Перечень предусматривает возможность выбора их организациями образования.
48. Учебники, учебно-методические комплексы и пособия, рекомендованные к использованию в организациях образования, издаются за счет средств разработчика.