Примечание РЦПИ!
Порядок введения в действие приказа см. п. 4.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемые Правила нанесения государственных, регистрационных опознавательных и дополнительных знаков на гражданские и экспериментальные воздушные суда.
2. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Адимолда P.O.) в установленном законодательством порядке обеспечить представление настоящего приказа в Министерство юстиции Республики Казахстан для государственной регистрации.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Дюсембаева Е.С.
4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня первого официального опубликования.
И.о. Министра | А. Бектуров |
Утверждены приказом и.о. Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 26 октября 2010 № 477 |
Правила нанесения государственных, регистрационных
опознавательных и дополнительных знаков на гражданские
и экспериментальные воздушные суда
Глава 1. Общие положения
1. Настоящие Правила нанесения государственных, регистрационных опознавательных и дополнительных знаков на гражданские и экспериментальные воздушные суда (далее - Правила) разработаны в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации" и требованиями Приложения 7 к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 г.).
2. Правила устанавливают порядок нанесения государственных, регистрационных опознавательных и дополнительных знаков на воздушные суда гражданской и экспериментальной авиации Республики Казахстан.
Правила не применяются в отношении шаров-зондов, используемых в метеорологических целях, беспилотных неуправляемых аэростатов, а также аппаратов сверхлегкой авиации (дельтопланов, парапланов, мотопарапланов и планеров).
3. В настоящих Правилах используются следующие понятия:
1) государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Казахстан - документ, в котором производится государственная регистрация гражданских воздушных судов Республики Казахстан, прав на них и сделок с ними;
2) сверхлегкие летательные аппараты - моторные и безмоторные летательные аппараты с максимальной взлетной массой до 750 кг включительно;
3) эксплуатант - физическое или юридическое лицо, занимающееся эксплуатацией воздушных судов или предлагающее свои услуги в этой области.
4. Выполнение полетов на гражданских воздушных судах, занесенных в Государственный реестр гражданских воздушных судов Республики Казахстан и допущенных к полетам, производится после нанесения присвоенных ему уполномоченной организацией в сфере гражданской авиации государственных и регистрационных опознавательных знаков в соответствии с настоящими Правилами.
Исключения составляют экспериментальные воздушные суда, предназначенные для выполнения летных испытаний опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
Сноска. Пункт 4 в редакции приказа Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 16.07.2019 № 511 (порядок введения в действие см. п. 4).5. На все воздушные суда, зарегистрированные в государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан, наносятся:
1) опознавательные знаки, включающие:
государственный опознавательный знак Республики Казахстан в виде двух заглавных букв латинского алфавита - UP, присвоенный Международной организацией гражданской авиации (ИКАО);
регистрационный опознавательный знак воздушного судна, состоящий из комбинации заглавных букв латинского алфавита и арабских цифр без орнамента;
2) дополнительные знаки.
Одновременное нанесение государственных знаков других государств не допускается.
5-1. Полеты без государственного и регистрационного опознавательного знака, а также с неутвержденной раскраской не проводятся, за исключением испытательных.
Сноска. Правила дополнены пунктом 5-1 в соответствии с приказом Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 16.07.2019 № 511 (вводится в действие с 01.08.2019).6. Воздушные суда окрашиваются согласно образцов раскраски и текстовых описаний воздушных судов, утвержденных руководителем
эксплуатанта.
Глава 2. Порядок нанесение государственных и регистрационных
опознавательных знаков на воздушные суда
7. Государственные и регистрационные опознавательные знаки воздушного судна наносятся на фюзеляж и крылья воздушного судна.
8. На фюзеляже воздушного судна опознавательные знаки наносятся на каждой стороне фюзеляжа (или аналогичной конструкции) между крыльями и поверхностью хвостового оперения.
Буквы и цифры наносятся в одном направлении со строительной горизонталью фюзеляжа перпендикулярно горизонтали.
Символы одного знака должны быть одинаковой высоты не менее 300 мм и не более 1000 мм.
Высота символов знака, наносимого на фюзеляж, определяется по максимально возможной длине знака, обусловленной наличием свободного места.
В случае недостатка места на фюзеляже (или аналогичной конструкции) между крыльями и поверхностью хвостового оперения опознавательные знаки могут наноситься на верхней половине вертикальных плоскостей хвостового оперения в одну строку параллельно строительной горизонтали воздушного судна, а на многокилевых воздушных судах - на наружных сторонах внешних поверхностей.
9. На крыльях воздушного судна опознавательные знаки наносятся на одном месте на нижней поверхности конструкции крыла. Они располагаются на левой половине нижней поверхности конструкции крыла, если они не занимают всю эту поверхность.
Опознавательные знаки располагаются на одинаковом расстоянии от передней и задней кромок крыла. Вершины букв и цифр обращены в стороны передней кромки крыла и имеют высоту не менее 500 мм и не более 1500 мм.
10. В случае, когда размеры конструкции воздушного судна не позволяют нанести опознавательные знаки необходимых размеров, разрешается уменьшить размеры до максимально возможных с соблюдением заданных пропорций.
11. Государственный и регистрационный опознавательные знаки выполняются темным цветом на светлом фоне и светлым цветом на темном фоне. Все символы наносятся водостойкой краской, не меняющей цвета от воздействия атмосферных условий и не стирающей при обслуживании в процессе эксплуатации воздушного судна. Государственный знак отделяется от регистрационного знака дефисом.
12. Все символы и дефисы выполняются сплошными линиями и таким цветом, который обеспечивает хорошую контрастность с фоном. Ширина каждого символа (кроме буквы I и цифры 1) и длина дефиса составляют две трети высоты символа. Толщина линий составляет одну шестую высоты символа.
13. Каждый символ отделяется от предшествующего или последующего символа расстоянием, составляющим не менее одной четвертой ширины символа. В таких случаях дефис считается отдельным символом.
14. На вертолетах государственный и регистрационный опознавательные знаки наносятся на боковые поверхности фюзеляжа или хвостовой балки, незанятые элементами конструкции воздушного судна.
15. Внутри воздушного судна на видном месте около главного входа прикрепляется опознавательная табличка, на которой указаны государственный и регистрационный познавательные знаки. Табличка изготавливается из огнестойкого материала с размерами 70 х 120 мм.
Глава 3. Порядок нанесения дополнительных знаков
на гражданские воздушные суда
16. На гражданских воздушных судах наносятся следующие дополнительные знаки:
1) надпись наименования эксплуатанта (авиакомпании) на поверхности фюзеляжа с обоих сторон;
2) эмблема эксплуатанта (авиакомпании) на вертикальной плоскости хвостового оперения с обеих сторон;
3) изображение Государственного Флага Республики Казахстан размерами, соответствующими размерам государственных и регистрационных опознавательных знаков, на носовой части фюзеляжа с обеих сторон;
4) обозначение типа воздушного судна наносится с обеих сторон фюзеляжа, прямым шрифтом, контрастным к фону.
Рекомендуется сохранять обозначение типа воздушного судна, нанесенное заводом-изготовителем.
Сноска. Пункт 16 в редакции приказа Министра транспорта и коммуникаций РК от 11.10.2013 № 801 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).17. Исключен приказом Министра транспорта и коммуникаций РК от 11.10.2013 № 801 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
18. Воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов по оказанию медицинской помощи и проведения санитарных мероприятий, окрашиваются в белый цвет, на них наносятся изображения Красного креста и Красного полумесяца:
1) сверху на крыльях посредине концевой части каждой плоскости, там, где нет государственного и регистрационного опознавательного знака;
2) на обеих сторонах поверхности вертикальной плоскости хвостового оперения (или внешние стороны крайних килей, при много килевом оперении).
Одна из осей креста должна быть параллельна продольной оси фюзеляжа воздушного судна.
19. На вертолетах изображение Красного креста и Красного полумесяца наносится посередине обоих бортов и на днище фюзеляжа.
20. В целях обеспечения наблюдения, отличия и обнаружения воздушных судов на фоне различной по окраске и рельефу поверхности земли применяется окраска, контрастная по цвету и рисунку ландшафта окружающей местности. Контрастная окраска применяется, главным образом, на воздушных судах, постоянно производящих полеты в труднодоступных и малонаселенных районах.
21. Дополнительные знаки наносятся на воздушные суда способом, не затрудняющим визуальное опознавание государственных и регистрационных опознавательных знаков.
Глава 4. Требования, предъявляемые к схеме
внешней окраски воздушных судов
22. Схема внешней окраски воздушных судов выполняется в масштабе 1:100, в трех проекциях: вид сбоку, сверху и снизу. Допускается выполнение схем окраски в масштабе 1:200 или 1:250.
23. На схеме должны быть в цвете показаны: внешняя окраска воздушного судна, расположение и цветовое сочетание наименования авиакомпании и ее эмблемы, тип воздушного судна, государственные и регистрационные опознавательные знаки.
24. Требования, предъявляемые к описанию внешней окраски воздушных судов:
1) фюзеляж - указать цвет окраски нижних и верхних частей, расположение, цвет и размеры бортовых полос (если имеются);
2) крыло и горизонтальное оперение - указать цвет окраски верхних и нижних поверхностей, законцовок;
3) вертикальное оперение - указать цвет окраски киля и руля направления, расположение, цвет и размеры полос (если имеются);
4) обозначение типа воздушного судна, надпись наименования и эмблема авиакомпании - указать цветовое сочетание расположение на поверхности фюзеляжа и вертикальном оперении, размеры;
5) расположение государственного и регистрационного опознавательных знаков согласно главы 2 настоящих Правил;
6) расположение Государственного флага Республики Казахстан согласно подпункта 3) пункта 16 и подпункта 1) пункта 17 настоящих Правил;
7) расположение Государственного герба Республики Казахстан согласно подпункта 2) пункта 17 настоящих Правил.