Об утверждении Типовой программы инспекционной проверки авиационной безопасности

Приказ и.о. Министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан от 29 сентября 2010 года № 438. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 15 октября 2010 года № 6568

Действующий

      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие приказа см. п. 5

      В соответствии с пунктом 9 статьи 105 Закона Республики Казахстан от 15 июля 2010 года "Об использовании воздушного пространства Республики Казахстан и деятельности авиации", ПРИКАЗЫВАЮ:
      1. Утвердить прилагаемую Типовую программу инспекционной проверки авиационной безопасности.
      2. Признать утратившим силу приказ Министра транспорта и коммуникации Республики Казахстан от 20 января 2009 года № 13 "Об утверждении Типовой программы инспекционного обследования деятельности субъектов гражданской авиации Республики Казахстан по линии авиационной безопасности" (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 5540, опубликован в газете "Юридическая газета" от 24 февраля 2009 г., № 28 (1625)).
      3. Комитету гражданской авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан (Адимолда P.O.) обеспечить государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
      4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан Дюсембаева Е.С.
      5. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

      Исполняющий обязанности
      Министра                                   А. Бектуров

Утверждена            
приказом исполняющего обязанности
Министра транспорта и коммуникаций
Республики Казахстан       
от 29 сентября 2010 года № 438 

          Типовая программа инспекционной проверки
                 авиационной безопасности


п/п

Номера позиций по программе и
проверяемые элементы

Оценка
соответствия
(+/-)

Номер позиции
несоответствия

1.

Организация обеспечения авиационной
безопасности включает в себя:



1)

организационно-производственную структуру
службы авиационной безопасности, ее
техническое, производственное и финансовое
обеспечение;



2)

технологию взаимодействия САБ со службами
аэропорта и другими органами (МВД, КНБ,
Таможенный комитет) Республики Казахстан;



3)

сферы деятельности службы авиационной
безопасности (выполняемые задачи);



4)

список руководящего состава аэропорта,
обеспечивающий авиационную безопасность;



5)

распорядительный документ по назначению
должностных лиц, принимающих решения при
возникновении ЧС, в соответствии с Планом
действий по урегулированию ЧС;



6)

перечень должностей, специальностей и
специализаций персонала САБ, непосредственно
связанного с обеспечением авиационной
безопасности;



7)

должностные инструкции специалистов САБ;



8)

категории специалистов САБ, подлежащих
аттестации и (или) сертификации,
применительно к каждому виду (направлению)
авиационной безопасности;



9)

укомплектованность подразделений САБ
сертифицированными (имеющими допуск к
самостоятельной работе) специалистами;



10)

порядок допуска персонала САБ к работам по
обеспечению мер авиационной безопасности
(обучение, стажировка, оформление
свидетельств, допусков и/или сертификатов);



11)

организация и обеспечение подготовки
персонала САБ (наличие и выполнение
планов подготовки, переучивания
квалификации), предусматривающее
обучение:
в учебных заведениях ГА (на основании
договоров или разовых заявок);
на собственной учебной базе;
в последнем случае дополнительно
проверяется соответствие содержания
программ подготовки (занятий) и
оснащенности учебной базы (технического
оборудования классов);



12)

содержание производственных зданий и
помещений, для размещения САБ и
осуществления технологических процедур по АБ
(оснащенность техническими средствами,
средствами связи, автотранспортом);



13)

специальное помещение для хранения
вооружения;



14)

обеспеченность руководящего состава и
персонала САБ аэропорта, служебными
помещениями (кабинетами, комнатами разборов)
и помещениям и бытового назначения
(комнатами отдыха и приема пищи,
раздевалками, сушилками спецодежды);



15)

обеспеченность руководящей, нормативной и
информационной документацией по обеспечению
АБ;



16)

порядок учета, использования и хранения
документации, внесения поступающих изменений
и дополнений и их доведения до исполнителей.
Порядок изучения руководящей, нормативной и
информационной документации, по обеспечению
АБ персоналом других подразделений
аэропорта;



17)

полноту и качество руководящих
документов по обеспечению АБ:
программу обеспечения АБ;
положение о САБ;
технологию производства досмотра
пассажиров, членов экипажей ВС,
обслуживающего персонала, ручной клади,
багажа, грузов, почты и бортовых запасов;
инструкцию по пропускному и
внутриобъектовому режиму;
план действий по урегулированию ЧС,
связанных с актами незаконного
вмешательства в деятельность гражданской
авиации;



18)

систему контроля за выполнением принятых мер
по АБ:
периодичность проведения контроля
выполняемых мер безопасности;
проведение анализа и оценки достаточности и
эффективности проводимых мероприятий по
обеспечению АБ;
деятельность по выявлению уязвимости
объектов (мест) гражданской авиации, в целях
их защиты от возможных актов незаконного
вмешательства;
корректировка утвержденных документов по АБ;
ведение документации по учету проводимого
контроля;
назначение лиц, за проведение и учет такого
контроля;



19)

систему оповещения и связи по АБ;



20)

ведение учета и отчетности состояния и
движения оружия, боеприпасов и спецсредств
САБ, назначение лиц за ведение данного
учета;



21)

состояние учета и отчетности по АБ:
соблюдение порядка и своевременность
представления в соответствующие
государственные органы управления отчетности
и информации об актах незаконного
вмешательства, выявленных недостатках в
обеспечении АБ, а также другой информации по
вопросам состояния АБ;



22)

обеспеченность САБ сертифицированным
оборудованием;



23)

проведение регулярных внутренних проверок;



24)

обеспечение контроля за форменной одеждой
(меры защиты, порядок выдачи и изъятия).



2.

Обеспечение безопасности сооружений и
наземных средств авиапредприятия включает в
себя:



1)

организацию и обеспечение охраны территории
(контролируемых зон) аэропорта и
расположенных на ней объектов, включая
авиатехнику, зоны рабочих секторов курсовых
и глиссадных радиомаяков, объектов УВД,
радио и светотехнического оборудования
аэродрома, складов ГСМ и коммерческих
складов:
установление зон ограниченного доступа
(контролируемых зон) и их границ, в т.ч. за
пределами территории объектов аэропорта;
наличие схемы территории аэропорта, с
указанием расположения объектов и границ
контролируемых зон (зон ограниченного
доступа);
состояние охраны контролируемых зон
(наличие, система и состояние ограждений,
освещение), распределение ответственности за
охрану зон;
состояние ограждения аэропорта, по периметру
и расположенных на его территории объектов
гражданской авиации, постовых вышек,
освещения, козырька, предупредительных
аншлагов патрульной дороги и полос
безопасности вдоль ограждения;
подвижных патрулей и периодичность
патрулирования;
дополнительные ограждения на объектах
авиатопливообеспечения и на коммерческих
складах;
оборудование наружным освещением мест
стоянок ВС, территории отдельно
расположенных объектов и
контрольно-пропускных пунктов;
состояние технических средств охраны,
наблюдения, сигнализации и связи;



2)

организацию и состояние контроля доступа
лиц и транспортных средств в
контролируемые зоны:
инструкция по пропускному и
внутриобъектовому режиму (в международных
аэропортах, инструкция согласовывается с
органами пограничного, таможенного и других
видов государственного контроля),
использование системы пользования пропусков,
наличие уполномоченного подразделения
осуществляющего выдачу пропусков и
выполнение требований пропускного
режима;
состояние КПП, их оборудование воротами,
шлагбаумами, площадками и техническими
средствами для производства досмотра
обслуживающего персонала и автотранспорта;
запасных КПП и их оборудование;
осуществление пропускного и
внутриобъектового режима;
процедура контролядоступа лиц в
контролируемые зоны, порядокпрохода, проезда
на территорию аэропорта персонала,
посетителей, сторонних организаций и
транспорта (порядок выдачи, использования и
изъятия различных видов пропусков);
организация и обеспечение контроля
нахождения и движения лиц, транспортных
средств в контролируемых зонах аэропорта;
письменной системы регистрации всех ключей
и замков;
проведение проверки анкетных данных всего
персонала, имеющие несопровождаемый доступ
в зоны ограниченного допуска аэропорта.



3.

Обеспечение безопасности ВС включает в себя:



1)

организацию и состояние охраны ВС на земле:
схему обеспечения охраны ВС;
состояние постов охраны ВС;
ответственность за обеспечение безопасности
ВС;
организация и соблюдение порядка
приема-передачи ВС на техобслуживание и под
охрану (ведение журнала приема-передачи ВС
под охрану);
организация и обеспечение контроля за
соблюдением мер АБ на ВС, при их техническом
и коммерческом обслуживании в промежуточных
аэропортах;
состояние освещения мест стоянок ВС;



2)

организацию и обеспечение контроля доступа к
ВС;



3)

наличие у авиаперсонала, имеющего допуск к
обслуживанию ВС, пропусков с указанием зон
допуска и рабочих смен;



4)

оборудование ВС системами безопасности:
блокирование двери пилотской кабины;
наличие и работоспособность системы
скрытой сигнализации;
наличие разреза в ковровом покрытии;
оборудование мест для перевозки оружия и
боеприпасов;
обозначение наименее опасных мест на
борту ВС для размещения обнаруженного
взрывного устройства;



5)

состояние и оснащенность специальной стоянки
для ВС;



6)

организацию и состояние производства
предполетного досмотра ВС:
перечень мест специального осмотра ВС;
технологические карты и схемы досмотра
используемых типов ВС;
приказ о создании групп досмотра ВС;



7)

принятые меры обеспечения безопасности
пассажиров и членов экипажа ВС в полете:
памятки экипажу ВС по действиям в
чрезвычайной обстановке;
Инструкция о порядке проведения досмотра
ВС в полете.



4.

Организация предполетного досмотра пассажиров и ручной клади, членов экипажей ВС и авиаперсонала включает в себя:



1)

состояние зон контроля и пунктов досмотра
пассажиров:
соответствие оборудования и размещения
пунктов досмотра установленным
требованиям;
оснащенность кабин (помещений) для личного досмотра;



2)

оснащенность пунктов досмотра техническими
средствами досмотра:
состояние и соответствие сертификационным
требованиям технических средств досмотра,
подробные данные об оборудовании для
досмотра;
организацию обслуживания и ремонта
технических средств досмотра;



3)

укомплектованность групп досмотра
обученными специалистами:
профессиональную подготовленность и
наличие сертификатов;
знание специалистами групп основных
характеристик и правил эксплуатации
применяемых технических средств
досмотра;
должностные инструкции специалистов
групп досмотра;



4)

соответствие утвержденной технологии
производства досмотра пассажиров и ручной
клади:
специальные процедуры досмотра
(ручной и выборочный досмотр, отказ от
прохождения досмотра, досмотр в частном
порядке);
досмотр пассажиров, следующих транзитом
или пересаживающихся на другие рейсы;



5)

состояние информации для пассажиров о
порядке досмотра;



6)

состояние и оснащенность техническими
средствами досмотра залов для официальных лиц и делегаций;



7)

принимаемые меры в отношении пассажиров
отдельных категорий (требования об
уведомлении, меры и процедуры обеспечения
безопасности):
высокопоставленные лица и дипломаты;
правительственные курьеры и
дипломатические вализы;
лица, следующие через VIP и зал официальных
делегаций;
охрана высокопоставленных представителей
правительства;
сотрудники службы безопасности на борту ВС;
инвалиды;
пассажиры, находящиеся под стражей или
административным контролем (депортируемые
лица, конвоируемые заключенные);
конвоиры заключенных/депортируемых лиц;



8)

состояние стерильных зон для досмотренных
пассажиров;



9)

порядок доставки и сопровождения пассажиров
на борт ВС;
исключение смешивания лиц, прошедших и не
прошедших досмотр;



10)

организацию и состояние досмотра членов
экипажей ВС и авиаперсонала аэропорта,
авиапредприятия и эксплуатанта;
соблюдение технологии досмотра членов
экипажей ВС и авиаперсонала;



11)

состояние учета и отчетности по результатам
досмотра. Наличие карт досмотра пассажиров,
багажа, груза и бортпитания (бортовых
запасов);



12)

организацию и соблюдение порядка
перевозки на борту ВС оружия,
боеприпасов и спецсредств, изъятых у
пассажиров на время полета:
технология передачи оружия и боеприпасов
экипажу;
помещения для приема и выдачи оружия и
боеприпасов;
условия доставки на борт ВС оружия и
боеприпасов;
провоз оружия и боеприпасов в
пассажирском салоне ВС;
провоз оружия, хранящегося в недоступных
местах ВС;
инструкция по правилам размещения,
транспортировки и обеспечения
сохранности металлических запираемых
ящиков для перевозки оружия и
боеприпасов, изъятых у пассажиров на период полета.



5.

Организация предполетного досмотра багажа,
груза, почты и бортовых запасов включает в
себя:



1)

организацию и состояние обеспечения
безопасности багажа, груза, почты и бортовых
запасов:
прием и охрана багажа;
процедуры досмотра багажа;
установление принадлежности багажа
пассажирам;
досмотр зарегистрированного багажа;
трансфертный зарегистрированный багаж;
хранение неправильно обработанного багажа;
контроль за транспортировкой багажа к ВС;



2)

процедуры досмотра груза, почты
(бандеролей, курьерских отправлений) и
бортовых запасов:
меры контроля в целях безопасности в обычных
условиях;
меры контроля в период повышенной угрозы;
процедуры и меры контроля в целях
безопасности бортпитания и бортприпасов;



3)

состояние и оснащенность пунктов досмотра
багажа, груза, почты и бортовых запасов;



4)

технология досмотра багажа, груза, почты и
бортовых запасов;



5)

обеспеченность САБ техническими средствами
обеспечения авиационной безопасности;



6)

использование специальных технических
средств досмотра пассажиров, ручной
клади, багажа, груза, почты и бортовых
запасов, а также досмотра членов экипажей
ВС и наземного персонала:
виды и типы используемых технических
средств досмотра;
участки их применения;
использование технических устройств и
служебных собак для обнаружения ВВ;



7)

использование инженерно-технических средств
охраны:
виды и типы используемых
инженерно-технических средств охраны;
объекты применения инженерно-технических
средств охраны;
наличие и оснащенность пунктов контроля;
процедуры принятия мер при срабатывании
средств охраны;



8)

порядок эксплуатации и технического
обслуживания технических средств обеспечения
авиационной безопасности.



6.

Организация и принятие мер по урегулированию
чрезвычайных ситуаций, связанных с актами
незаконного вмешательства в деятельность
гражданской авиации включает в себя:



1)

деятельность аэропортовой комиссии по
АБ:
положение об аэропортовой комиссии;
состав аэропортовой комиссии;
план работы аэропортовой комиссии;



2)

план действий по урегулированию чрезвычайных
ситуаций, связанных с актами незаконного
вмешательства в деятельность гражданской
авиации:
инструкции, выписки и памятки по действиям
персонала при возникновении ЧС (действия и
процедуры, предусмотренные в случаях попыток
захвата ВС, диверсий и угроз применения
взрывных устройств);
план проведения операции "Дабыл" и его
соответствие требованиям совместного Приказа
МТК РК от "12" августа 2006 года № 209 ДСП,
КНБ РК от 01 июля 2006 года № 104 ДСП, СОП
РК от 05 июля 2006 года № 74 ДСП "Об
утверждении Инструкции по пресечению
террористических акций на воздушных судах
гражданской авиации в аэропортах Республики
Казахстан", порядок эвакуации пассажиров и
проведения досмотра ВС на земле в случае
угрозы применения взрывных устройств;
аэронавигационное обслуживание ВС,
подвергшихся актам незаконного
вмешательства;
специальные меры по обеспечению АБ,
подлежащие применению в периоды повышенной
угрозы или в отношении особо важных рейсов и
маршрутов, в т.ч. при актах вымогательства и
вмешательства в действия сотрудников
аэропорта;



3)

командный пункт (специально
оборудованного помещения) для
обеспечения работы оперативного штаба по
урегулированию ЧС:
состав и структурная схема оперативного
штаба;
порядок (схема) оповещения и связи
наличие, состояние и использование средств
связи;
оснащенность командного пункта средствами
обеспечения деятельности;
порядок приведения в действие оперативного
штаба;



4)

готовность сил и средств, привлекаемых к
урегулированию ЧС;



5)

координацию сил и средств, организацию и
учет проведения занятий, тренировок и
учений;



6)

учебные мероприятия, проводимые по
практической отработке мер авиационной
безопасности с взаимодействующими службами и
организациями (орган, ответственный за их
подготовку и периодичность проведения
тренировок).



      Расшифровка аббревиатур:
      МВД РК - Министерство внутренних дел Республики Казахстан;
      КНБ РК - Комитет национальной безопасности Республики Казахстан;
      СОП РК - Служба охраны Президента Республики Казахстан;
      МО РК - Министерство обороны Республики Казахстан;
      МТК РК - Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан;
      ГА - гражданская авиация;
      САБ - служба авиационной безопасности;
      АБ - авиационная безопасность;
      УВД - управление воздушным движением;
      ГСМ - горючесмазочный материал;
      ВС - воздушное судно;
      КПП - контрольно-пропускной пункт;
      ЧС - чрезвычайная ситуация;
      VIP-зал - зал для особо важных персон;
      ВВ - взрывчатые вещества;
      СЭС - санитарно-эпидемиологическая служба.

      ПРИМЕЧАНИЕ:
      (*) - не обязательно для данной организации;
      (-1) - несоответствия, запрещающие дальнейшую деятельность;
      (-2) - несоответствия, не препятствующие дальнейшей деятельности, при условии устранения в согласованные сроки или введении ограничений;
      (-3) - несоответствия, не препятствующие дальнейшей деятельности и подлежащие устранению при совершенствовании производства и системы качества.