Примечание РЦПИ!
Постановление утрачивает силу постановлением Правления Национального Банка РК от 26.02.2014 № 29 (вводится в действие с 01.01.2015).
В целях совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих деятельность банков второго уровня, Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - Агентство) ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правления Агентства от 30 сентября 2005 года № 359 "Об утверждении Инструкции о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня и внесении изменения в постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 26 марта 2005 года № 116 "О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования и надзора финансового рынка и финансовых организаций" (зарегистрированное в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 3925) следующие дополнения и изменения:
в Инструкции о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня, утвержденной указанным постановлением (далее - Инструкция):
пункт 2 исключить;
пункт 3 изложить в следующей редакции:
"Банки второго уровня:
ежегодно, не позднее 1 июля года, следующего за отчетным, представляют в государственный орган, осуществляющий регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций (далее - уполномоченный орган) подготовленный ими отчет по оценке выполнения требований настоящей Инструкции;
ежеквартально, не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в уполномоченный орган:
матрицы мониторинга кредитного риска, оценки кредитного риска, контроля кредитного риска в соответствии с приложением 10 к настоящей Инструкции;
матрицы мониторинга риска ликвидности, оценки риска ликвидности, контроля риска ликвидности в соответствии с приложением 11 к настоящей Инструкции.";
в пункте 3-1 цифры "10" заменить цифрами "30";
пункт 6-1 изложить в следующей редакции:
"6-1. Отчет по выполнению критериев требований, установленных настоящей Инструкцией, представляется в уполномоченный орган по форме согласно приложению 9 к настоящей Инструкции. Оценка соответствия требованиям Инструкции определяется согласно приложению 9 к настоящей Инструкции.";
в приложении 1:
в таблице "Требования к организации системы управления рисками":
в абзаце шестьдесят четвертом строки двадцать восьмой столбца "Критерии требования" после слов "повседневного функционирования" дополнить словами ", процедуры функционирования резервных центров, в том числе определение периодичности и способов создания резервных копий данных";
дополнить строкой двадцать девятой следующего содержания:
"
Порядок принятия
решений органами
банка в рамках
системы управления
рисками и
внутреннего
контроля
|
В случае проведения заседаний совета директоров
и правления банка, комитета управления активами
и обязательствами, а также кредитного комитета
по вопросам принятия решения о предоставлении
кредитования, изменений условий договоров
кредитования, выносимых на рассмотрение
кредитного комитета, выявления, оценки и
мониторинга рисков, которым подвержен банк,
в заочной форме голосования, факт участия в
голосовании подтверждается письменно и
направляется посредством соответствующих
средств связи (факс, интернет и другие). Данное
требование распространяется на лиц, входящих в
состав указанных коллегиальных органов, которые
пребывают в момент принятия решений вне места
проведения заседания соответствующего органа.
|
";
в приложении 2:
в таблице "Требования к системе внутреннего контроля":
абзац второй строки тридцатой столбца "Критерии требования" изложить в следующей редакции:
"служба комплаенс имеет официальный статус в пределах банка, соответствующее положение, полномочия и независимость и осуществляет свою деятельность посредством разработки и утверждения советом директоров банка плана работы;";
приложение 9 изложить в редакции согласно приложению 1 к настоящему Постановлению;
дополнить приложениями 10, 11 согласно приложениям 2, 3 к настоящему постановлению соответственно.
2. Настоящее постановление вводится в действие по истечении четырнадцати календарных дней со дня его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан. Действие абзацев одиннадцатого, двенадцатого пункта 1 настоящего постановления распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2009 года.
3. Банки второго уровня обеспечивают выполнение:
1) абзацев седьмого, восьмого, девятого пункта 1 настоящего постановления в срок до 1 июля 2010 года;
2) абзаца пятнадцатого пункта 1 настоящего постановления до 1 января 2014 года.
4. Банки, являющиеся дочерними организациями финансовых организаций-нерезидентов Республики Казахстан, имеющих долгосрочный рейтинг не ниже уровня "А" любого из международных рейтинговых агентств, перечень которых установлен Агентством, обеспечивают выполнение требований Инструкции с 1 января 2011 года.
5. Департаменту стратегии и анализа (Абдрахманов Н.А.):
1) совместно с Юридическим департаментом (Сарсенова Н.В.) принять меры к государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан настоящего постановления;
2) в десятидневный срок со дня государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан довести настоящее постановление до сведения заинтересованных подразделений Агентства, Национального Банка Республики Казахстан, Объединения юридических лиц "Ассоциация финансистов Казахстана".
5. Службе Председателя Агентства (Кенже А.А.) принять меры по опубликованию настоящего постановления в средствах массовой информации Республики Казахстан.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Агентства Кожахметова К.Б.
Председатель Е. Бахмутова
Приложение 1
к постановлению
Правления Агентства
Республики Казахстан
по регулированию и надзору
финансового рынка и
финансовых организаций
от 29 декабря 2009 года № 263
"Приложение 9
к Инструкции о
требованиях к наличию
систем управления
рисками и внутреннего
контроля в банках
второго уровня
Отчет "____________________________________"
наименование банка
по выполнению критериев требований
Инструкции к наличию системы управления рисками и
внутреннего контроля за "_____" год
№
|
Наименование
критерия
требования к
наличию систем
управления
рисками и
внутреннего
контроля
|
Перечень
внутренних
документов
(реквизиты
документа и
орган, которым
утвержден данный
документ)
|
Перечень
проведенных
процедур по
выполнению
Критерия
требования
|
Оценка
соответствия
банка
критерию
требования
Инструкции
|
Примечание
банка
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
|
|
|
Оценка соответствия требованиям Инструкции: _______________
Первый руководитель банка (либо лицо, его замещающее)
________________ ______________
подпись дата
Руководитель подразделения управления рисками
________________ ______________
подпись дата
Руководитель службы внутреннего аудита
________________ ______________
подпись дата
Руководитель комплаенс-офиса
________________ ______________
подпись дата
Пояснения к заполнению таблицы:
Оценку соответствия требованиям Инструкции необходимо осуществлять по трехбалльной системе следующих критериев: соответствие, частичное соответствие, не соответствие.
1. Оценка "соответствие" выносится при выполнении банком критерия требования Инструкции без каких-либо значительных недостатков.
2. Оценка "частичное соответствие" выносится при обнаружении недостатков, которые не считаются достаточными для появления серьезных сомнений относительно способности банка в достижении соблюдения конкретного критерия требования.
3. Оценка "несоответствие" выносится при невыполнении банком критерия требований Инструкции.
4. В случае, если отдельные критерии требования Инструкции не могут быть применены в отношении банка, оценка соответствия данному критерию требования не осуществляется и отмечается соответствующей записью "не применимо".
5. В графе "Примечание банка" необходимо дать обоснования и причины "частичного соответствия" и "не применимо".
6. Заполнение всех граф, за исключением графы 6, обязательно.".
Приложение 2
к постановлению Правления Агентства
Республики Казахстан по регулированию и
надзору финансового рынка и финансовых
организаций от 29 декабря 2009 года № 263
"Приложение 10
к Инструкции о требованиях к наличию
систем управления рисками и внутреннего
контроля в банках второго уровня
Матрица мониторинга кредитного риска
Таблица 1. Отношение стоимости залогового обеспечения в виде недвижимости к ссудному портфелю
Фактические показатели
|
Стресс-тест:
Рекомендации
Национального
Банка
Республики
Казахстан
и уполномочен-
ного органа по
методологии
стресс-
тестирования
в формате
bottom up
|
Вероятность
(факторы/условия)
и степень
воздействия
на финансовую
устойчивость
банка, с точки
зрения правления
банка
|
Меры, принятые
для устранения
негативных
тенденций
(заполняется
в случае
превышения
установленного
внутренними
документами
банка лимита)
|
Коммен-
тарии
|
Отчетный
квартал,
в про-
центах
|
Преды-
дущий
квартал,
в про-
центах
|
Лимит,
установ-
ленный
внутрен-
ними
докумен-
тами банка
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2. Классифицированные активы (за исключением межбанковских займов) и неработающие кредиты
1. Отношение кредитов с просрочкой платежей свыше 90 (девяноста) дней к ссудному портфелю
Фактические показатели
|
Стресс-тест:
увеличение
доли кредитов
с просрочкой
платежей свыше
90 (девяноста)
дней на 20
(двадцать)
процентов в
следующем
квартале.
Размер
провизий по
классифициро-
ванным активам
(в тенге)
|
Вероятность
(факторы/условия)
и степень
воздействия на
финансовую
устойчивость
банка, с точки
зрения правления
банка
|
Меры, принятые
для устранения
негативных
тенденций
(заполняется
в случае
превышения
установленного
внутренними
документами
банка лимита)
|
Коммен-
тарии
|
Отчетный
квартал,
в про-
центах
|
Преды-
дущий
квартал,
в про-
центах
|
Лимит,
установ-
ленный
внутрен-
ними до-
кументами
банка
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Отношение провизий на покрытие убытков по классифицированным кредитам (за исключением межбанковских займов) к ссудному портфелю
Отчетный
квартал, в
процентах
|
Предыдущий
квартал, в
процентах
|
Лимит,
установ-
ленный
внутрен-
ними до-
кументами
банка
|
Вероятность
(факторы/условия)
и степень
воздействия
на финансовую
устойчивость
банка, с точки
зрения правления
банка
|
Оценочное значение
коэффициента в
следующем квартале
по оценке правления
банка. Описание
колебания оценки
изменениями резервов
или изменениям в
кредитном портфеле
|
Комментарии
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
|
|
|
3. Отношение провизий на покрытие убытков по ссудному портфелю к неработающим кредитам
Отчетный
квартал, в
процентах
|
Предыдущий
квартал, в
процентах
|
Лимит,
установ-
ленный
внутренними
документами
банка
|
Вероятность
(факторы/условия)
и степень
воздействия
на финансовую
устойчивость
банка, с точки
зрения правления
банка
|
Оценочное значение
коэффициента в
следующем квартале
по оценке
правления банка.
Описание колебания
оценки изменениями
резервов или
изменениям в
кредитном портфеле
|
Комментарии
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
|
|
|
|
|
4. Отношение реструктурированных кредитов (кредит, по которому были изменены первоначальные условия договора, в связи с ухудшением финансового состояния заемщика) к ссудному портфелю
Отчетный
квартал, в
процентах
|
Предыдущий
квартал, в
процентах
|
Лимит,
установ-
ленный
внутрен-
ними до-
кументами
банка
|
Общая сумма
просроченных
реструктури-
рованных
кредитов
(в тенге)
|
Прогноз банка
о повышении
или снижении
в следующем
отчетном
квартале.
Факторы,
принятые во
внимание
|
Оценочное значение
коэффициента в
следующем квартале
по оценке правления
банка. Описание
колебания оценки
изменениями в
реструктурированных
кредитах
|
К
о
м
м
е
н
т
а
р
и
и
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Отношение бланковых кредитов к ссудному портфелю
Отчетный
квартал, в
процентах
|
Предыдущий
квартал, в
процентах
|
Лимит, установ-
ленный
внутрен-
ними до-
кументами
банка
|
Доля
бланковых
кредитов с
просрочкой
свыше 90
(девяноста)
дней
|
Доля бланковых
кредитов,
классифициро-
ванных как
сомнительные
пятой категории
и безнадежные
|
Оценка
правлением
банка
отношения
бланковых
кредитов к
ссудному
портфелю в
следующем
квартале
|
Причины
повышения
или снижения
коэффициента
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
|
|
|
|
|
|
|
Матрица принятых решений
№
|
Н
а
р
у
ш
е
н
и
е
|
Причи-
ны, пов-
лекшие
возник-
новению
нару-
шения
|
Подраз-
деления,
лица,
ответст-
венные за
устра-
нение
нарушения
|
Решение
совета
дирек-
торов и
(или)
правления
по при-
нятым
мерам по
устране-
нию выяв-
ленного
нарушения
|
Нега-
тивное
влияние
на банк
|
Решение
совета
директоров
и (или)
правления
по плани-
руемым
мерам по
результатам
стресс-
тестов
|
Срок
устране-
ния нару-
шения
|
Пере-
смот-
ренные
сроки
|
Дата
устра-
нения
нару-
шения
|
П
р
и
м
е
ч
а
н
и
е
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Матрица оценки кредитного риска
Низкий
|
Умеренный
|
Высокий
|
Темпы роста кредитного
портфеля обеспечиваются
экономическими и
демографическими
тенденциями на местном,
региональном и (или)
республиканском уровне,
а также уровнем
конкуренции. Рост был
запланирован.
|
Темпы роста кредитного портфеля
превышают экономические и
демографические тенденции на
местном, региональном и (или)
республиканском уровне, а также
уровень конкуренции. В
определенной степени рост не был
запланирован или превышает
запланированные уровни.
|
Темпы роста кредитного
портфеля значительно
превышают экономические и
демографические тенденции
на местном, региональном
и (или) республиканском
уровне, а также уровень
конкуренции. Рост не был
запланирован или превышает
запланированные уровни.
Рост может наблюдаться
по новым продуктам или
иногородним заемщикам.
|
Банк зависит от процентов
по кредитам и комиссий по
операциям в большей части
своих доходов, но источ-
ники доходов в рамках
кредитного портфеля
диверсифицированы.
|
Банк зависит от процентов по
кредитам и комиссий по операциям
в большей части своих доходов,
но источники доходов в рамках
кредитного портфеля не
диверсифицированы.
|
Банк в значительной
степени зависит от
процентов по кредитам и
комиссий по операциям.
Банк может быть нацелен на
кредитные продукты с более
высоким риском в виду их
потенциала доходности.
Кредитные доходы сильно
уязвимы для циклических
трендов.
|
Отношение размера резер-
вов по классифицированным
кредитам и условным
обязательствам к класси-
фицированным кредитам и
ссудному портфелю
является значительным.
|
Отношение размера резервов по
классифицированным кредитам и
условным обязательствам к
классифицированным кредитам и
ссудному портфелю является
умеренным.
|
Отношение размера резервов
по классифицированным
кредитам и условным обя-
зательствам к классифици-
рованным кредитам и
ссудному портфелю является
незначительным.
|
Процентные ставки
устанавливаются в
зависимости от риска,
вознаграждения хорошо
сбалансированы.
|
Проценты по кредитам
устанавливаются в зависимости
от уровня риска, при этом имеют
место случаи незначительных
несоответствий между риском.
|
Риск не учитывается при
установлении процентной
ставки по кредитам.
|
Политика кредитования
включает консервативные
требования к залогу.
Оценки залога проводятся
своевременно и являются
достаточными.
|
Политика кредитования включает
приемлемые требования к залогу.
Используемые банком практики
приводят к умеренным отклонениям
от данных политик. Оценка залога
является недостаточной или
отражает неадекватную защиту.
|
Требования к залогу
либеральны, если политика
включает консервативные
требования, имеют место
существенные отклонения.
Обеспечение по кредиту
является недостаточным,
оценка залога проводится
редко или отражает
неадекватную защиту.
|
Отклонения в документации
по кредитам и (или)
залоговому обеспечению
незначительны и имеют
минимальное воздействие
на риск возникновения
убытков.
|
Уровень отклонений в документа-
ции по кредитам и (или) залого-
вому обеспечению умеренный,
но отклонения корректируются
своевременно и обычно не
подвергают банк существенному
риску возникновения убытков.
|
Уровень отклонений в
документации по кредитам
и (или) залоговому
обеспечению значительный.
Отклонения от политики не
устраняются своевременно,
а банк может подвергаться
повышенному риску
возникновения убытков.
|
Портфель банка достаточно
диверсифицирован и не
имеет крупных концентра-
ций. Концентрированные
требования обычно не
взаимосвязаны. Концентра-
ции соответствуют
внутренним лимитам.
|
Банк имеет несущественную
концентрацию портфеля, при этом
концентрации не взаимосвязаны.
Концентрации соответствуют
нормам, но могут приближаться
к лимитам.
|
Банк имеет значительную
концентрацию в портфеле.
Данные требования могут
быть взаимосвязаны друг с
другом или с умеренными
концентрациями в портфеле.
Уровень концентрации
превышает внутренние
лимиты.
|
Заработанные и не
взысканные проценты
относительно ссудного
портфеля незначительны.
|
Заработанные и не взысканные
проценты относительно ссудного
портфеля умеренные.
|
Заработанные и не
взысканные проценты
относительно ссудного
портфеля значительны.
|
Уровень покрытия
проблемных и безнадежных
кредитов с помощью
провизий (резервов)
высокий. Расходы по
провизиям стабильные.
|
Уровень покрытия проблемных и
безнадежных кредитов с помощью
провизий (резервов) умеренный,
но возможно необходимо увеличить
расходы по провизиям.
|
Уровень покрытия проблем-
ных и безнадежных кредитов
с помощью провизий (резер-
вов) низкий. Возможно
необходимо создание
специальных провизий для
обеспечения приемлемого
уровня покрытия убытков
по кредитам.
|
Доходы за квартал и за
год намного превышают
кредитные убытки
(безнадежные кредиты).
|
Покрытие чистых кредитных
убытков (безнадежных кредитов)
за счет доходов является
умеренным. Ежегодные доходы
обеспечивают адекватное
покрытие, но квартальное
покрытие может демонстрировать
некоторую напряженность.
|
Покрытие чистых кредитных
убытков за счет доходов
является низким. Доходы за
квартал и за год
обеспечивают минимальное
или неадекватное покрытие.
|
Уровень кредитов,
просроченная задолжен-
ность по которым
составляет 90 (девяносто)
дней в ссудном портфеле
банка, низкий, тенденция
стабильная.
|
Уровень кредитов, просроченная
задолженность по которым
составляет 90 (девяносто) дней в
ссудном портфеле банка,
умеренный, тенденция стабильная
или немного повышающаяся
|
Уровень кредитов,
просроченная задолженность
по которым составляет 90
(девяносто) дней в ссудном
портфеле банка, высокий
или умеренный, при этом
тенденция быстро
повышается. Уровень
превышает установленный
банком лимит.
|
Уровень неработающих
кредитов в ссудном
портфеле банка низкий,
тенденция стабильная.
|
Уровень неработающих кредитов в
ссудном портфеле банка
умеренный, тенденция стабильная
или немного повышающаяся.
|
Уровень неработающих
кредитов в ссудном
портфеле банка высокий или
умеренный, тенденция
быстро повышается.
|
Классифицированные
кредиты составляют низкий
процент от кредитов и
капитала и не
переклассифицируются в
наихудшую из категорий
(сомнительных или
безнадежных).
|
Классифицированные кредиты
составляют умеренный процент от
кредитов и капитала и не
переклассифицируются в наихудшую
из категорий (сомнительных или
безнадежных).
|
Классифицированные кредиты
составляют высокий процент
от кредитов и капитала или
умеренный процент от
кредитов и капитала, при
этом тенденция быстро
повышается или кредиты
переклассифицируются в
наихудшую из категорий
(сомнительных или
безнадежных).
|
Соотношение размера
безнадежных кредитов к
ссудному портфелю
является низким.
|
Соотношение размера безнадежных
кредитов к ссудному портфелю
является умеренным.
|
Соотношение размера
безнадежных кредитов к
ссудному портфелю является
высоким.
|
Практика банка по пере-
классификации кредитов
(по сроку, пролонгация,
рефинансирование) не
вызывает или вызывает
мало озабоченности в
транспарентности
отраженных проблемных
кредитов, просроченных
кредитов, неработающих
кредитов и показателей по
убыткам.
|
Практика банка по
переклассификации (по сроку,
пролонгация, рефинансирование)
вызывает некоторую озабоченность
относительно точности и
транспарентности отраженных
проблемных кредитов,
просроченных кредитов,
неработающих кредитов и
показателей по убыткам.
|
Практики банка по
переклассификации (по
сроку, пролонгация,
рефинансирование) вызывают
значительную озабоченность
относительно точности и
транспарентности
отраженных проблемных
кредитов, просроченных
кредитов, неработающих
кредитов и показателей
по убыткам.
|
Матрица контроля кредитного риска
Элементы
организации
процесса
|
Сильный
|
Приемлемый
|
Слабый
|
Разработка
(переработка)
стратегии,
политики и
внутренних
документов
в области
управления
кредитным
риском
|
Стратегические и (или)
бизнес-планы согласуются
с консервативным аппе-
титом банка к риску и
обеспечивают надлежащий
баланс между ориентирами
по качеству кредитов,
целями роста и доходнос-
ти. Процессы внедрения
новых продуктов и
инициатив проработаны,
протестированы и
утверждены до их
внедрения.
|
Стратегические и (или)
бизнес-планы
согласуются с умеренным
аппетитом банка к
риску. Стремление к
доходам может привести
к сделкам с несколько
завышенным уровнем
риска. В целом имеет
место надлежащий баланс
между ориентирами по
качеству кредитов,
целями роста и
доходности. Могут быть
внедрены новые продукты
и инициативы без
достаточного тестиро-
вания, но риски хорошо
идентифицируются.
|
Стратегические и
(или) бизнес-планы
способствуют принятию
чрезмерных уровней
риска. Стремление к
доходам доминирует
при планировании
деятельности. Банк
занимается новыми
продуктами и
инициативами, не
проводя достаточной
предварительной
экспертизы.
|
Кредитная
политика
|
Кредитная политика
определяет стратегию
банка в области
кредитования, допустимые
уровни рисков, а также
стандарты выдачи и
одобрения кредитов и
отбора рисков.
|
Политики в основном
адекватные. Возможно, в
некотором направлении
необходимо совершенст-
вование политики и
процедур, но
совершенствование в
целом не является
критическими.
|
Политики имеют
некоторые недостатки
и нуждаются в
совершенствовании в
одном или нескольких
направлениях.
Политики не являются
достаточно четкими
для того, чтобы
адекватно довести
задачи в отношении
портфеля, толерант-
ности к риску, а
также политики
выдачи/одобрения
кредитов и отбора
рисков.
|
Совет
директоров
и Правление
|
Правление оперативно
выявляет и контролирует
кредитный риск,
возникающий, в том числе
по внебалансовым статьям
банка.
Совет директоров и
правление банка активно
участвуют в управлении
риском и обеспечивают
наличие соответствующих
внутренних политик и
процедур, совет
директоров понимает их,
анализирует и утверждает.
|
В целом совет директо-
ров и правление
адекватно осуществляют
мониторинг и контроль
кредитного риска,
утверждают соответст-
вующие политики и
процедуры. Правление
работает достаточно
эффективно, реагирует
и выявляет кредитные
риски, возникающие в
том числе по
внебалансовым статьям.
Наблюдается некоторые
недоработки в
деятельности совета
директоров и правления
в отношении управления
кредитным риском, эти
проблемы признаются и
решаются.
|
Совет директоров и
правление не
обеспечивают наличие
удовлетворительного
процесса управления
кредитным риском,
возникающим, в том
числе, по внебалан-
совым статьям банка.
Политики и процедуры
управления кредитным
риском являются
неадекватными,
правление банка не
демонстрирует
способности исправить
эти недостатки.
|
Кредитный
комитет
|
Правление эффективно
управляет деятельностью
банка. Члены кредитного
комитета, кредитные
офицеры имеют достаточно
знаний для эффективного
управления принимаемыми
рисками. Сфера ответст-
венности и подотчетности
разграничены, принимаются
корректирующие меры в
случае нарушений.
|
Правление адекватно
управляет принимаемым
риском, но можно
добиться улучшений в
одном или нескольких
направлениях. Члены
кредитного комитета,
кредитные офицеры,
имеют в целом знания,
необходимые для
эффективного управления
принимаемыми рисками,
но возможно необходимы
дополнительные знания
по одному или несколь-
ким направлениям.
Возможно требуется
уточнение в отношении
обязанностей и
подотчетности. В целом,
принимаются корректи-
рующие меры в случае
нарушений.
|
Правление не
адекватно управляет
деятельностью банка.
Члены кредитного
комитета, кредитные
офицеры не обладают
достаточными знаниями
и (или) опытом для
эффективного управ-
ления принимаемыми
рисками. Линии
ответственности и
подотчетности
возможно нечеткие.
Корректирующие меры
недостаточны для
решения причин,
проблем.
|
Процедуры
банка в
области
оценки, мониторинга
и контроля
за кредитным
риском в
банке
|
Проводится регулярный
анализ адекватности
применяемых методик и
процессов управления
кредитным риском,
описанных в Политике и
сопутствующих внутренних
документах. Правление
выявляет и оперативно
реагирует на негативные
тенденции в качестве
кредитного портфеля
банка, которые в том
числе происходят в
результате изменения
рыночных условий.
Правление предоставляет
совету директоров
своевременную и
достаточную информацию
о любых существенных
отклонениях в кредитной
деятельности банка.
Мероприятия, принимаемые
для устранения
выявленного отклонения,
являются эффективными и
направлены на снижение
негативного влияния
данного отклонения на
финансовую устойчивость
банка.
|
Правление обладает
адекватной системой для
выявления негативных
тенденций в качестве
кредитного портфеля и
адекватного реагирова-
ния на сигналы,
которые, в том числе
происходят в результате
изменения рыночных
условий.
Информация о любых
существенных отклоне-
ниях, предоставляемая
совету директоров,
является удовлетвори-
тельной и эффективной
для поддержания
финансовой устойчивости
банка. Мероприятия,
принимаемые для
устранения выявленного
отклонения, являются
адекватными, но имеются
некоторые направления,
требующие совершенство-
вания и контроля со
стороны совета
директоров и правления.
|
Правление неадекватно
реагирует на
возникшие негативные
тенденции в качестве
кредитного портфеля.
Совет директоров не
получает достаточной
информации, позволяю-
щей осуществлять
мониторинг и
контролировать
адекватным образом на
негативные тенденции
в качестве кредитного
портфеля.
Мероприятия, прини-
маемые для устранения
выявленного отклоне-
ния, являются
неэффективными,
совет директоров и
правление не
продемонстрировали
своей способности
разрешить проблемы.
|
Политики
выдачи и
одобрения
кредитов
|
Банк эффективно опреде-
ляет, отслеживает и
отчитывается о значитель-
ных отклонениях от
политики выдачи и
одобрения кредитов, как
индивидуально, так и в
совокупности на уровне
портфеля.
Отмечены несущественные
отклонения от
установленных политик и
процедур.
|
Банк определяет, отсле-
живает и отчитывается о
значительных отклоне-
ниях от политики выдачи
и одобрения кредитов,
индивидуально по
каждому займу.
Среди недостатков могут
быть постоянные откло-
нения или неспособность
выполнять установленные
политики и процедуры,
что может повлечь
неблагоприятные
последствия для банка.
|
Банк подтверждает
значительные
отклонения от
политики, но не
отчитывается по ним
на индивидуальной
основе или в
совокупности на
уровне портфеля, и
(или) не анализирует
их воздействие на
качество портфеля.
|
Кредитный
анализ
|
Кредитный анализ является
тщательным и своевремен-
ным, как на момент выдачи
кредита, так и после его
утверждения.
|
Кредитный анализ
надлежащим образом
определяет основные
риски и проводится в
приемлемые сроки.
Однако требуется
усилить работу по
оценке рисков после
утверждения кредитов.
|
Кредитный анализ
проводится недоста-
точно, основные риски
учитываются неадек-
ватно. Кредитные
данные проверяются
не своевременно.
|
Модели, ис-
пользуемые
при оценке
кредитного
риска
|
Внутренние модели оценки
рисков, а также выявления
проблемных кредитов
являются точными и
своевременными. Внутрен-
ние модели качественно
подразделяют кредитный
риск, как по проблемным,
так и по получившим
рейтинг кредитам.
Применяемая модель
постоянно совершенст-
вуется с учетом междуна-
родного опыта, вновь
выявленных закономер-
ностей.
Банк периодически
пересматривает лимиты
с учетом внутренних
рейтингов заемщиков.
Четко определены
процедуры контроля
установленных лимитов и
ограничений на проводимые
банком операции.
|
Внутренние модели
оценки рисков, а также
выявления проблемных
кредитов являются
адекватными. Одно или
несколько направлений
требуют улучшения, тем
не менее, внутренние
модели адекватно
выявляют проблемные
кредиты и кредиты, по
которым наблюдается
ухудшение качества.
Возможно, следует
расширить распределение
рейтингов для
обеспечения раннего
предупреждения;
ценообразования на
основе оценки рисков
или распределения
капитала. Модель регу-
лярно пересматривается
на предмет ее
адекватности рыночной
ситуации и положению
банка и при необходи-
мости корректируется.
Пересмотр лимитов и
ограничений на
проводимые банком
операции осуществляется
регулярно.
|
Внутренние модели
оценки рисков, а
также выявления
проблемных кредитов
являются недостаточ-
ными и требуют
совершенствования.
Возможно, проблемные
кредиты выявляются не
адекватно, существует
возможность искажения
в отражении риска.
Распределение
рейтингов недоста-
точно для подразде-
ления риска по
имеющим рейтинг
кредитам для целей
раннего предупреж-
дения или в иных
целях (установление
ставок по кредитам,
формирования провизий
(резервов) по
кредитам, распреде-
ление капитала).
Данные модели
применяются
эпизодически, по мере
необходимости.
|
Информация,
используемая
для управ-
ленческого и
внутреннего
контроля
|
Система управленческой
информации предоставляет
адекватную и своевремен-
ную информацию о
кредитном портфеле. Совет
директоров и правление
получают соответствующую
отчетность для анализа и
понимания профиля
кредитного риска в банке.
Система управленческой
информации облегчает
работу по составлению
отчетности об
отклонениях.
|
Система управленческой
информации возможно
нуждается в незначи-
тельном совершенство-
вании в одном или
нескольких направле-
ниях, но совет
директоров и правление
в целом получают
соответствующую
отчетность для анализа
и понимания профиля
кредитного риска в
банке. Система управ-
ленческой информации
облегчает работу по
составлению отчетности
об отклонениях, а ее
инфраструктура
позволяет своевременно
обеспечивать специаль-
ные (нестандартные)
запросы.
|
Система управлен-
ческой информации
имеет недостатки,
требующие внимания.
Адекватность и (или)
своевременность
представляемой
информации может быть
недостаточной.
Информация о
портфельных рисках
может быть неполной.
Как результат, совет
директоров и
правление могут не
получать соответст-
вующую или достаточ-
ную информацию для
анализа и понимания
профиля кредитного
риска в банке.
Отчетность об
отклонениях нуждается
в совершенствовании.
Система управлен-
ческой информации
может не обеспечивать
своевременно
специальные
(нестандартные)
запросы.
|
Диверсифика-
ция портфеля
|
Управление
диверсификацией активное
и эффективное. Лимиты по
концентрациям устанавли-
ваются на приемлемых
уровнях. Банк выявляет и
представляет отчетность
по концентрации рисков и
принимает меры по
ограничению, сокращению
или иному снижению риска.
|
Управление диверсифи-
кацией возможно
нуждается в совершенст-
вовании, но является
адекватным.
Концентрации рисков
выявляются и отражаются
в отчетах, но могут не
достигать лимитов или
иных пороговых
значений. Правление
принимает меры для
ограничения или
снижения концентраций
на уровне отдельных
займов, но могут
отсутствовать меры на
уровне портфеля.
|
Управление диверсифи-
кацией пассивно или
отсутствует. Банк,
возможно, не выявляет
концентрации рисков и
(или) выявляет их, но
принимает не адекват-
ные меры или не
принимает меры по
ограничению или
снижению риска.
Правление не разби-
рается в корреляциях
рисков. Лимиты
концентраций в случае
их наличия нарушаются
либо пересматриваются
в сторону их
повышения.
|
План
действий на
случай воз-
никновения
непредвиден-
ных обстоя-
тельств
|
План действий на случай
возникновения непредви-
денных обстоятельств
разработан и эффективен.
План включает разумные
предположения, сценарии и
планирование управления
кризисом, а также
учитывает потребности
банка в дополнительных
ресурсах.
|
План действий на случай
возникновения непредви-
денных обстоятельств
адекватен.
Соответствует текущему
условию, регламентирует
процедуры решения
необходимых вопросов и
содержит адекватный
уровень деталей,
включая анализ сценария
ситуаций. План может
требовать совершенство-
вания по некоторым
направлениям.
|
План действий на
случай возникновения
непредвиденных
обстоятельств
неадекватен или не
существует. План
может существовать,
но он не учитывает
потребности банка в
дополнительных
ресурсах, в связи с
этим является
неадекватным. План
может не учитывать
целесообразное
использование средств
или их наличие в
кризисной ситуации.
|
Служба
внутреннего
аудита
|
Служба внутреннего аудита
периодически проводит
внутренние проверки
процессов по управлению
кредитным риском в целях
обеспечения их соответст-
вия кредитным политикам
и процедурам, оценивает
процесс кредитного
администрирования,
определение точности
системы внутренних
кредитных рейтингов, а
также порядка мониторинга
кредитов.
Результаты проверки
используются для
выявления слабых мест
в процессе управления
кредитным риском, во
внутренних правилах и
процедурах, а также для
выявления каких-либо
отклонений и исключений
из политики, процедур и
лимитов.
|
Служба внутреннего
аудита периодически и
выборочно проводит
внутренние проверки
процессов, описанных в
политике по управлению
кредитным риском.
Результаты проверки
используются для
выявления слабых мест
в процессе управления
кредитным риском, во
внутренних правилах и
процедурах, а также для
выявления каких-либо
отклонений и исключений
из политики, процедур и
лимитов.
|
Служба внутреннего
аудита формально
проверяет соблюдение
требований действую-
щего законодательства
Республики Казахстан,
в том числе норматив-
ных актов уполномо-
ченного органа, при
осуществлении
операций банка, в том
числе нормативных
актов в области
управления кредитным
риском. Не принимает
участие в системе
управления кредитным
риском в банке.
|
Обобщенные выводы:
Оценка качества контроля
за кредитным риском
|
Уровень оценки кредитного риска
|
Низкий
|
Умеренный
|
Высокий
|
Совокупный кредитный риск
|
Сильный
|
Низкий
|
Низкий
|
Умеренный
|
Приемлемый
|
Низкий
|
Умеренный
|
Высокий
|
Слабый
|
Умеренный
|
Высокий
|
Высокий
|
|
|
|
|
Низкий - Совет директоров и правление оперативно выявляют и контролируют кредитные риски, возникающие в том числе по внебалансовым статьям банка. Совет директоров и правление активно участвуют в управлении рисками и обеспечивают наличие соответствующих внутренних положений. Требования политик и процедур поддерживаются процедурами мониторинга риска, отчетами и информационными системами управления, которые представляют всю необходимую информацию для ее анализа, своевременного и надлежащего реагирования на происходящие изменения. Сотрудниками банка соблюдаются требования законодательства Республики Казахстан, внутренних правил и процедур, функциональные обязанности выполняются согласно должностным инструкциям. Системы внутреннего контроля адекватны и соответствуют размерам и деятельности банка. Отмечаются некоторые отклонения от установленных внутренних правил и процедур, но они не являются существенными. Управление кредитным риском считается полностью эффективным для установления, отслеживания и контроля за рисками. Мероприятия, направленные на снижение негативных тенденций в деятельности банка, являются достаточными.
Умеренный - управление кредитным риском в банке достаточно эффективно, но в нем наблюдаются незначительные недоработки. Оно отражает быстрое реагирование и способность успешно управлять риском, который может возникнуть по ходу выполнения стратегии. Хотя в банке могут наблюдаться некоторые недоработки в отношении управления кредитным риском, эти недостатки своевременно выявляются и корректируются. В целом контроль со стороны совета директоров и правления, внутренние правила и процедуры мониторинга и контроля риска, отчетность и системы управленческой информации считаются удовлетворительными и эффективными для поддержания стабильной работы банка. В целом риски находятся под контролем в достаточной степени, не требующей дополнительного контроля со стороны риск-менеджмента банка. Система внутреннего контроля показывает некоторые недостатки или недоработки, но они все корректируются в ходе нормальной работы подразделения. Сотрудники службы внутреннего аудита могут сделать рекомендации по их улучшению, но замеченные недоработки не окажут существенного воздействия на надежную и стабильную работу подразделения. Мероприятия, направленные на снижение негативных тенденций в деятельности банка, являются адекватными.
Высокий - в банке отсутствуют процедуры эффективного управления кредитным риском, которые не позволяют выявлять, отслеживать, мониторить и контролировать потенциальный кредитный риск. Элементы управления рисками считаются полностью недостаточными, и совет директоров и правление не демонстрируют способности исправить эти недостатки. Поставлен под сомнение профессионализм конкретных сотрудников и правления банка. Наблюдаются систематические нарушения внутренних политик и процедур. Система внутреннего контроля может быть настолько слабой, что негативно отражается на финансовой устойчивости банка. Необходимо проявить незамедлительную обеспокоенность на предмет достоверности бухгалтерского учета, финансовых отчетов и потенциальных убытков, которые могут появиться, если не предпринять немедленных корректирующих мер. Недостатки в процедурах управления кредитным риском и в системах внутреннего контроля требуют немедленного и тщательного внимания со стороны риск-менеджмента банка. Мероприятия, направленные на снижение негативных тенденций, в деятельности банка являются неадекватными.".
Приложение 3
к постановлению Правления Агентства
Республики Казахстан по регулированию
и надзору финансового рынка и
финансовых организаций
от 29 декабря 2009 года № 263
"Приложение 11
к Инструкции о требованиях к наличию
систем управления рисками и внутреннего
контроля в банках второго уровня
Матрица мониторинга риска ликвидности
Таблица 1. Структура активов (в тенге)
Наименование
|
Отчетный
квартал
|
Доля
от общих
активов, в
процентах
|
Предыдущий
квартал
|
Доля
от общих
активов, в
процентах
|
Лимиты,
установленные
внутренними
документами
банка
|
Всего активов
|
|
|
|
|
х
|
Наличность
|
|
|
|
|
|
Средства в Национальном
Банке Республики
Казахстан
|
|
|
|
|
х
|
Займы, предоставленные
банкам и организациям,
осуществляющим
отдельные виды
банковских операций
|
|
|
|
|
|
Инвестиции в ценные
бумаги
|
|
|
|
|
|
Операции «РЕПО»
|
|
|
|
|
|
Инвестиции в связанные
юридические лица
|
|
|
|
|
|
Займы клиентам
|
|
|
|
|
|
Инвестиции в
недвижимость
(здания банка)
|
|
|
|
|
|
Прочие активы
|
|
|
|
|
х
|
Таблица 2. Анализ коэффициентов:
1. Отношение суммы вкладов десяти крупных депозитов/ликвидные активы, расчет которых устанавливается в соответствии с постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 30 сентября 2005 года № 358 "Об утверждении Инструкции о нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов для банков второго уровня" (зарегистрированным в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан под № 3924)
Фактические показатели
|
Оценка банка:
|
Отчетный
квартал, в
процентах
|
Предыдущий
квартал, в
процентах
|
Лимиты,
установленные
внутренними
документами
банка, в
процентах
|
Оценка правлением
банка остатка 10
(десяти) крупных
депозитов на конец
одного месяца (в
тенге). Причины
увеличения или
сокращения
|
Оценка правлением банка
остатка 10 (десяти)
крупных депозитов на конец
трех месяцев (в тенге).
Причины увеличения или
сокращения
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
|
|
|
|
Показатели
|
Отчетный
квартал, в
процентах
|
Предыдущий
квартал, в
процентах
|
Лимиты, установленные
внутренними документами
банка
|
Отношение ликвидных
активов/всего активов
|
|
|
|
Отношение ликвидных
активов/итого депозитов
|
|
|
|
Отношение кредитов/
депозиты
|
|
|
|
Активы банка, используемые
в качестве залога
(обремененные)/всего активы
|
|
|
|
Таблица 3. Анализ структуры обязательств (источников средств), тыс. тенге:
Наименование
|
Отчетный
квартал
|
Доля от общих
обязательств,
в процентах
|
Предыдущий
квартал
|
Доля от общих
обязательств,
в процентах
|
Лимиты,
установленные
внутренними
документами
банка
|
Всего депозитов
|
|
|
|
|
х
|
Текущие счета
|
|
|
|
|
|
Срочные вклады
|
|
|
|
|
|
Вклады до
востребования
|
|
|
|
|
|
Заимствования на
местном
межбанковском рынке
|
|
|
|
|
|
Иностранные
заимствования
|
|
|
|
|
|
Собственные ценные
бумаги банка
|
|
|
|
|
|
Займы, полученные
от связанных лиц
|
|
|
|
|
|
Субординированный
долг
|
|
|
|
|
|
Таблица 4. Источники финансирования, тыс. тенге:
Наименование
|
7 дней
|
30 дней
|
60 дней
|
90 дней
|
180 дней
|
Более
|
Денежные средства
|
|
|
|
|
|
|
Текущие счета
|
|
|
|
|
|
|
Депозиты
|
|
|
|
|
|
|
Необремененные
ценные бумаги
|
|
|
|
|
|
|
Выплаты по кредитам
в соответствии с
графиком погашения
|
|
|
|
|
|
|
Реализация активов
(секьюритизация,
операции «РЕПО» и
другие)
|
|
|
|
|
|
|
Источники
финансирования от
лиц, связанных с
банком особыми
отношениями
|
|
|
|
|
|
|
Всего сумма от
указанных источников
финансирования
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 5. Выплаты по обязательствам (использование средств), тыс. тенге:
Наименование
|
7 дней
|
30 дней
|
60 дней
|
90 дней
|
180 дней
|
Более
|
Истечение срока
депозитов/изъятия
|
|
|
|
|
|
|
Истечение срока
прочего долга
|
|
|
|
|
|
|
Выплаты лицам,
связанным с банком
особыми отношениями
|
|
|
|
|
|
|
Внебалансовые
обязательства
|
|
|
|
|
|
|
Обязательства по
предоставлению
кредитов
|
|
|
|
|
|
|
Кредитные линии
|
|
|
|
|
|
|
Производные
финансовые
инструменты
|
|
|
|
|
|
|
Всего выплат
|
|
|
|
|
|
|
Действия банка, в случае если объем использованных средств превышает источники в любой период времени по обеспечению потребностей в ликвидности.
Основные моменты Плана действий на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.
Представление информации об источниках и использовании средств в иностранной валюте по форме таблицы 5 в случае наличия у банка валютных рисков, способных повлиять на ликвидность.
Матрица принятых решений
№
|
Н
а
р
у
ш
е
н
и
е
|
Причины,
повлек-
шие воз-
никно-
вению
нару-
шения
|
Подраз-
деления,
лица,
ответст-
енные за устра-
нение
нару-
шения
|
Решение
Совета
директоров
и (или)
Правления
по при-
нятым
мерам по
устранению
выявлен-
ного на-
рушения
|
Нега-
тивное
влияние
на банк
|
Решение
Совета
директоров
и (или)
Правления
по плани-
руемым
мерам по
результатам
стресс-
тестов
|
Срок
устра-
нения
нару-
шения
|
Перес-
мотрен-
ные
сроки
|
Дата
устра-
нения
нару-
шения
|
П
р
и
м
е
ч
а
н
и
е
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Матрица оценки риска ликвидности
Низкий
|
Умеренный
|
Высокий
|
Источники финансирования
неограниченны и
предоставляют
конкурентоспособное
преимущество.
|
Имеются достаточные
источники финансирования,
предоставляющие возможность
для эффективной ликвидности.
|
Источники финансирования и
уровень обязательств указывают
на текущие и будущие трудности
в управлении долгосрочной
ликвидностью.
|
Источники финансирования
диверсифицированы. Не
существует или незначи-
тельная зависимость от
оптовых источников
финансирования или
других чувствительных
источников финанси-
рования.
|
В целом источники финанси-
рования диверсифицированы,
однако наблюдается
незначительное количество
источников финансирования.
Значительные концентрации
отсутствуют. Существует
умеренная зависимость от
оптовых источников
финансирования.
|
Займы могут концентрироваться
у нескольких источников, у
источников с общими
инвестиционными целями.
Наблюдается значительная
зависимость от оптовых
источников финансирования.
|
Способность повысить
ликвидность через
продажу активов и (или)
секьюритизацию высокая,
и банк имеет установив-
шуюся репутацию по
доступу к этим рынкам.
|
Банк потенциально имеет
способность повысить
ликвидность через продажу
активов и (или)
секьюритизацию, но имеет
небольшой опыт по доступу
к этим рынкам.
|
Банк демонстрирует небольшую
способность или потенциал
повышения ликвидности через
продажу активов и (или)
секьюритизацию. Отсутствие
опыта по доступу к этим рынкам
или плохая репутация могут
поставить под сомнение эту
сделку.
|
Объем оптовых
обязательств по
встроенным опционам
низкий.
|
Некоторые оптовые фонды
имеют встроенные опционы, но
их потенциальное воздействие
незначительное.
|
Материальные объемы оптовых
фондов имеют встроенные
опционы. Их потенциальный
эффект значителен.
|
Банк не будет испытывать
трудностей финансирова-
ния в случае изменения
ситуации на рынке.
|
Банк не сильно зависит от
трудностей финансирования в
случае изменения ситуации на
рынке.
|
Структура ликвидности банка
свидетельствует о зависимости
от изменения ситуации на
рынке.
|
Поддержка родительской
организации (крупных
участников) сильная.
|
Поддержка родительской
(крупных участников)
организации адекватная.
|
Поддержка родительской
организации (крупных
участников) недостаточная
или отсутствует.
|
Риск потери капитала
(прибыли) в силу
структуры рисков
ликвидности
незначительный.
|
Риск потери капитала
(прибыли) в силу структуры
рисков ликвидности
управляемый.
|
Потенциальный риск потери
капитала (прибыли) в силу
высокой стоимости обязательств
или незапланированного
снижения активов может быть
значительным.
|
Матрица контроля риска ликвидности
Элементы
организации
процесса
|
Сильный
|
Приемлемый
|
Слабый
|
Разработка
(переработка)
стратегии,
политики и
внутренних
документов
в области
управления
ликвидностью
|
Проводится на постоянной
основе (по мере изменения
внешней и внутренней среды
банка) оптимизация
процессов управления
ликвидностью, описанных
во внутренних документах.
Процесс взаимосвязан с
разработкой стратегии
банка, бизнес-плана,
политики по управлению
рисками и другими
технологическими
процессами.
|
Проводится на периоди-
ческой основе, включает
разработку внутренних
документов, учитывающих
особенности управления
ликвидностью банка.
Политика в сфере
управления и контроля
за уровнем ликвидности
подкреплена внутренними
документами, содержащими
стандарты и инструкции,
представляющие собой
методическое обеспечение
ее реализации.
|
Проводится время
от времени и вклю-
чает разработку и
утверждение внут-
ренних документов,
описывающих проце-
дуры управления и
контроля за уров-
нем ликвидности.
|
Совет
директоров
и Правление
|
Правление оперативно
выявляет и контролирует
риск ликвидности. Совет
директоров и правление
банка активно участвуют
в управлении риском и
обеспечивают наличие
соответствующих внутренних
политик и процедур, совет
директоров понимает их,
анализирует и утверждает.
Совет директоров и
правление понимают все
аспекты риска ликвидности.
Правление выявляет и
оперативно реагирует на
рыночные изменения.
|
В целом Совет директоров
и правление адекватно
осуществляют мониторинг
и контроль риска
ликвидности, утверждают
соответствующие политики
и процедуры. Правление
работает достаточно
эффективно, реагирует и
выявляет риск ликвиднос-
ти. Наблюдаются некото-
рые недоработки в
деятельности совета
директоров и правления
в отношении управления
риском ликвидности, эти
проблемы признаются и
решаются.
Совет директоров и
правление достаточно
разумно понимают ключе-
вые аспекты риска
ликвидности и адекватно
реагирует на рыночные
изменения.
|
Совет директоров и
правление не обес-
печивают наличие
удовлетворитель-
ного процесса
управления риском
ликвидности.
Политики и проце-
дуры управления
риском ликвидности
являются неадек-
ватными, правление
банка не демонст-
рирует способности
исправить эти
недостатки.
Совет директоров
и правление не
полностью понимают
или предпочитают
игнорировать
ключевые аспекты
риска ликвидности.
Правление не
предвидит или не
предпринимает
своевременные и
необходимые меры в
ответ на рыночные
изменения.
|
Политика
управления
риском
ликвидности
|
Одобренная советом
директоров политика
эффективно регламентирует
процедуры управления
риском ликвидности,
распределения ответствен-
ности и подотчетности.
Совет директоров получает
своевременную и
достаточную информацию
относительно подвержен-
ности банка риску
ликвидности. Мероприятия,
принимаемые для устранения
выявленного отклонения,
являются эффективными и
направлены на снижение
негативного влияния
данного отклонения на
финансовую устойчивость
банка.
|
Одобренная советом
директоров политика
адекватно регламентирует
процедуры управления
риском ликвидности,
распределения ответст-
венности и подотчет-
ности. Могут быть
небольшие недостатки.
Информация о любых
существенных отклоне-
ниях, предоставляемая
совету директоров
является удовлетвори-
тельной и эффективной
для поддержания
финансовой устойчивости
банка. Мероприятия,
принимаемые для
устранения выявленного
отклонения, являются
адекватными, но имеются
некоторые направления,
требующие совершенство-
вания и контроля со
стороны совета
директоров и правления.
|
Одобренная советом
директоров полити-
ка неадекватна или
некомпетентна.
Политика имеет
недостаток по
одному или двум
существенным
параметрам. Совет
директоров не
получает доста-
точной информации,
позволяющей
осуществлять
мониторинг и
контролировать
адекватным образом
подверженности
банка риску лик-
видности.
Мероприятия,
принимаемые для
устранения выяв-
ленного отклоне-
ния, являются
неэффективными,
совет директоров
и правление не
продемонстрировали
своей способности
разрешить
проблемы.
|
Внутренние
документы,
регламенти-
рующие про-
цесс оценки,
мониторинга
и контроля
риска
ликвидности
|
Процесс управления риском
ликвидности эффективен при
выявлении, мониторинге и
контроле риска ликвид-
ности. Политика демонстри-
рует здоровую культуру с
эффективным опытом работы
в течение долгого
времени.
|
Процесс управления
риском ликвидности в
целом эффективен при
выявлении, мониторинге
и контроле ликвидности.
Несущественные
недостатки в силу
сложности принятых
рисков легко исправимы.
|
Процесс управления
неэффективен при
выявлении,
мониторинге и
контроле риска
ликвидности.
|
План действий
на случай
возникнове-
ния непредви-
денных
обстоятельств
|
План действий на случай
возникновения непредви-
денных обстоятельств
разработан и эффективен.
План включает разумные
предположения, сценарии
и планирование управления
кризисом, а также
учитывает потребности
банка в дополнительных
ресурсах.
|
План действий на случай
возникновения непредви-
денных обстоятельств
адекватен. Соответствует
текущему условию,
регламентирует процедуры
решения необходимых
вопросов и содержит
адекватный уровень
деталей, включая анализ
сценария ситуаций.
План может требовать
совершенствования по
некоторым направлениям.
|
План действий на
случай возникнове-
ния непредвиденных
обстоятельств
неадекватен пос-
кольку не учиты-
вает потребности
банка в дополни-
тельных ресурсах
или не существует.
План может не
учитывать целесо-
образное использо-
вание средств или
их наличие в кри-
зисной ситуации.
|
Информация,
используемая
для управлен-
ческого и
внутреннего
контроля
|
Система управленческой
информации предоставляет
адекватную и своевременную
информацию о подвержен-
ности риску ликвидности.
Совет директоров и
правление получают
соответствующую отчетность
для анализа и понимания
профиля риска ликвидности
в банке.
|
Система управленческой
информации возможно
нуждается в незначи-
тельном совершенство-
вании в одном или
нескольких направлениях,
но совет директоров и
правление в целом
получают соответствующую
отчетность для анализа и
понимания профиля риска
ликвидности в банке.
Система управленческой
информации адекватно
фиксирует точки
концентрации и роста
риска и представляет
своевременную, точную и
эффективную информацию.
|
Система управлен-
ческой информации
имеет недостатки,
требующие внима-
ния. Адекватность
и (или) своевре-
менность представ-
ляемой информации
может быть
недостаточной.
Информация о
подверженности
риску ликвидности
может быть
неполной. Как
результат, совет
директоров и
правление могут
не получать
соответствующую
или достаточную
информацию для
анализа и
понимания профиля
риска ликвидности
в банке.
|
Информация,
используемая
для оценки и
планирования
состояния
ликвидности
|
Банк использует
информационные системы и
аналитические процедуры,
позволяющие измерять риск
ликвидности, который
сопутствует операциям
банка, отражаемым на
балансе банка. Управлен-
ческая информационная
система предоставляет
полную информацию о
требованиях и
обязательствах банка,
содержит исторические
данные.
|
Необходимая информация
хранится в информацион-
ных базах, доступна всем
сотрудникам, вовлеченным
в процесс прогнозиро-
вания в необходимом
объеме.
При этом банк использует
исторические данные для
определения реальных
сроков погашения и
востребования.
Банк обладает достаточ-
ным объемом исторических
данных для проведения
статистических оценок
возможных списаний и
поступлений денежных
средств в течение дня, с
учетом других факторов.
|
Используется
только фактическая
информация для
расчета показа-
телей, характери-
зующих уровень
ликвидности банка,
которая доступна
отдельным
сотрудникам.
Обновление
информации не
регламентировано
внутренними
документами банка.
|
Уровень
автоматизации
деятельности
на разных
этапах
управления
риском лик-
видности в
банке
|
Информационные технологии
интегрированы в бизнес-
процессы, полностью их
автоматизируют, предостав-
ляя возможность повышать
качество и эффективность
работы банка.
Информационные системы
содержат достоверную
информацию, с необходимым
уровнем детализации для
осуществления всех
процедур управления риском
ликвидности.
|
Банк применяет програм-
мные продукты, позволяю-
щие строить математи-
ческие и статистические
модели для получения
прогнозных значений
оттока (притока) средств
на счета клиентов,
реальных сроков погаше-
ния и востребования
активов.
Информационные системы
хранят значительный
архив исторических
данных об активах и
обязательствах банка.
Обновление и дополнение
информации происходит
регулярно.
|
Работа произво-
дится при помощи
стандартных
офисных приложений
Microsoft. Есть
система учета
совершаемых
операций.
|
Служба
внутреннего
аудита
|
Сотрудники службы
внутреннего аудита
обладают необходимым
опытом и навыками для
оценки эффективности
системы управления риском
ликвидности в банке.
Служба внутреннего аудита
регулярно рассматривает
реализацию подразделениями
банка и эффективность
согласованной структуры
управления риском
ликвидности.
|
Служба внутреннего
аудита рассматривает
реализацию подразделе-
ниями банка и эффектив-
ность согласованной
структуры управления
риском ликвидности.
Небольшое количество
недоработок не влияет
на эффективность и
надежность его
результатов.
|
В ходе своей
деятельности
Служба внутреннего
аудита не рассмат-
ривает реализацию
подразделениями
банка и адекват-
ность согласован-
ной структуры
управления риском
ликвидности.
|
Обобщенные выводы:
Оценка качества контроля
за риском ликвидности
|
Уровень оценки риска ликвидности
|
Низкий
|
Умеренный
|
Высокий
|
Совокупный риск ликвидности
|
Сильный
|
Низкий
|
Низкий
|
Умеренный
|
Приемлемый
|
Низкий
|
Умеренный
|
Высокий
|
Слабый
|
Умеренный
|
Высокий
|
Высокий
|
Низкий - Совет директоров и правление оперативно выявляют и контролируют риск ликвидности. Совет директоров и правление активно участвуют в управлении рисками и обеспечивают наличие соответствующих внутренних положений. Требования политик и процедур поддерживаются процедурами мониторинга риска, отчетами и информационными системами управления, которые представляют всю необходимую информацию для ее анализа, своевременного и надлежащего реагирования на происходящие изменения. Сотрудниками банка соблюдаются требования законодательства Республики Казахстан, внутренних правил и процедур, функциональные обязанности выполняются согласно должностным инструкциям. Система внутреннего контроля адекватна, и соответствует размерам и деятельности банка. Отмечаются некоторые отклонения от установленных внутренних правил и процедур, но они не являются существенными. Управление риском ликвидности считается полностью эффективным для выявления, мониторинга и контроля за риском. Мероприятия, направленные на снижение негативных тенденций в деятельности банка, являются достаточными.
Умеренный - управление риском ликвидности в банке достаточно эффективно, но при этом имеют место незначительные недоработки. Управление риском ликвидности отражает быстрое реагирование и способность успешно управлять риском, который может возникнуть по ходу выполнения стратегии. Хотя в банке могут наблюдаться некоторые недоработки в отношении управления риском ликвидности, эти недостатки своевременно выявляются и корректируются. В целом, контроль со стороны совета директоров и правления, внутренние правила и процедуры мониторинга и контроля риска, отчетность и системы управленческой информации считаются удовлетворительными и эффективными для поддержания стабильной работы банка. В целом риски находятся под контролем в достаточной степени, не требующей дополнительного контроля со стороны риск-менеджмента банка. Система внутреннего контроля показывает некоторые недостатки или недоработки, но они все корректируются в ходе текущей работы подразделения. Сотрудники службы внутреннего аудита представляют рекомендации по их улучшению, но замеченные недоработки не окажут существенного воздействия на надежную и стабильную работу подразделения. Мероприятия, направленные на снижение негативных тенденций в деятельности банка являются адекватными.
Высокий - в банке отсутствуют процедуры эффективного управления риском ликвидности, которые не позволяют выявлять, отслеживать, мониторить и контролировать потенциальный риск ликвидности. Элементы управления рисками считаются полностью недостаточными, и совет директоров и правление не демонстрируют способности исправить эти недостатки. Поставлен под сомнение профессионализм конкретных сотрудников и правления банка. Наблюдаются систематические нарушения внутренних политик и процедур. Система внутреннего контроля может быть настолько слабой, что негативно отражается на финансовой устойчивости банка. Необходимо проявить незамедлительную обеспокоенность на предмет достоверности бухгалтерского учета, финансовых отчетов и потенциальных убытков, которые могут появиться, если не предпринять немедленных корректирующих мер. Недостатки в процедурах управления риском ликвидности и в системах внутреннего контроля требуют немедленного и тщательного внимания со стороны риск-менеджмента банка. Мероприятия, направленные на снижение негативных тенденций, в деятельности банка являются неадекватными.".